Рабочая программа по чтению для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 вид 6 класс

ПРИНЯТА:
на заседании
педагогического совета
протокол №1от 31.08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
приказ № 01-12/370
от 31.08. 2023г
Директор__________В.В.Кокоткина

Рабочая программа
по предмету «Чтение»
для обучающихся с умственной отсталостью (Интеллектуальными нарушениями). Вариант 1.
на 2023 – 2024 учебный год - 6 класс

г. Светогорск
2023

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение » составлена на основании следующих
нормативно – правовых документов:
1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об
утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии»;
2. Якубовская Э. В. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История
отечества / Э. В. Якубовская, М. И. Шишкова, И. М. Бгажнокова.-2-е изд. М. : Просвещение, 2019.
3. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4. Учебного плана образовательного учреждения;
5. Образовательной программы ОУ.
Учебник.Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на учебник автора
И.М.Бгажнокова Чтение. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М
«Просвещение», 2019 г. ,включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и РФ.
ЦЕЛЬ: Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с
условиями общения.
Подготовка обучающийся к жизни в современном обществе.
ЗАДАЧИ:
Повышать уровень общего развития учащихся;

Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;
Развивать нравственные качества школьников.
Обогащать словарный запас
Воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность;
Количество часов в год по программе: 51час, 1.5часа в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные виды организации учебного процесса:
1.Формы работы: индивидуальная
2.Методы обучения:
 Словесные: рассказ, объяснение, беседа
 Наглядные: демонстрация натуральных объектов, ИКТ, таблиц, схем, иллюстраций и т. п.
 Практические: работа с книгой, учебником, игра, упражнение, проблемное обучение
3.Технология обучения: здоровьесберегающие технологии, ИКТ, коррекционно - развивающие технологии
Примерная тематика курса

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических
событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней
отношении, о жизни животны
Планируемые результаты освоения курса
Обучающиеся должны уметь:
Минимальный уровень:
Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, «читать про себя»;
Отвечать на вопросы учителя.
Достаточный уровень:
Выделять главную мысль произведения;
Пересказывать содержание прочитанного.
Обучающиеся должны знать:
Минимальный уровень:
Читать правильно, осознанно, выразительно.
Достаточный уровень:
Знать восемь стихотворений

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
урок
а

Тема (6 класс)

Колво

Разделы
часо
в

Планируемые результаты
Предметные

Личностные

1

Знакомство с рассказом М.
Пришвина «Моя Родина»,
Чтение и обсуждение рассказа
В. Бианки «Сентябрь

1

Уметь отвечать
на вопросы

Интерес к чтению, потребность в чтении

2

Выразительное чтение
стихотворения И. Бунина
«Лес, точно терем расписной»
Заучивание наизусть

1

Уметь видеть
скрытый,
переносный
смысл
стихотворения

Стремиться к совершенствованию
собственной речи

3

Чтение и обсуждение рассказа
Ю. Качаева «Грабитель»

1

Уметь отвечать
на вопросы по
содержанию

Интерес к чтению

4

Знакомство с I частью
рассказа К. Паустовского
«Заячьи лапы»

1

Уметь наблюдать Мотивация к творческому труду
за развитием
событий

5

Чтение и пересказ рассказа Е.

1

Уметь понимать

Адекватная мотивация

=

Носова «Хитрюга»

содержание
прочитанного

6

Знакомство и обсуждение
рассказа В. Бианки «Октябрь»

1

Уметь соотносить Адекватная мотивация
рассказа с темой
и главной
мыслью

7

Выразительное чтение
стихотворения С. Михалкова
«Будь человеком»

1

Уметь отвечать
на вопросы по
содержанию и
анализировать
поступки героя

Уметь развивать самостоятельность

8

Чтение и обсуждение
стихотворения Б. Заходера
«Петя мечтает» Заучивание
наизусть

1

Уметь отвечать
на вопросы по
содержанию и
анализировать
поступки героя

Мотивация к творческому труду

9

Чтение и анализ сказки по Д.
Биссету «Слон и муравей»

1

Уметь находить,
сравнивать и
характеризовать
героев

Уметь развивать самостоятельность

10

Знакомство с рассказом Дж.
Родари «Пуговкин домик»

1

Уметь понимать Эмоционально- оценочное отношение к
содержание
прочитанному
прочитанного,
высказывать свое
отношение

11

Выразительное чтение
былины «Илья Муромец и
Соловей Разбойник»

1

Уметь различать
виды устного
народного
творчества и
находить,
сравнивать,
характеризовать
героя

Осознает смысл учения и понимает личную
ответственность за будущий результат

12

Выразительное чтение
стихотворения Ф. Глинки
«Москва»

1

Уметь видеть
красоту нашей
столицы

Уметь развивать самостоятельность

13

Знакомство с рассказом С.
Алексеева «Без Нарвы не
видать и моря»

1

Уметь находить,
сравнивать и
характеризовать
героев

Эмоционально- оценочное отношение к
прочитанному

14

Выразительное чтение
рассказа С. Алексеева «На
берегу Невы»

1

Уметь находить,
сравнивать и
характеризовать
героев

Эмоционально- оценочное отношение к
прочитанному

15

Знакомство с рассказом С.
Алексеева «Рассказы о
русском подвиге»

1

Научить
Эмоционально- оценочное отношение к
понимать,
прочитанному
содержание
прочитанного,
высказывать свое
отношение

16

Чтение и обсуждение рассказа

1

Уметь выразить

Уметь наблюдать за развитием событий

по Е. Холмогоровой
«Серебряный лебедь»
.»Боевое крещение»

основные черты
характера героя

17

Чтение и обсуждение рассказа
Е. Холмогоровой «День
рождения Наполеона», «В дни
спокойные»

1

Уметь находить,
сравнивать и
характеризовать
поступки героев

Адекватная мотивация

18

Чтение и обсуждение рассказа
Н. Носова «Как Незнайка
сочинял стихи»

1

Знать главные
Имеет готовность и способность к
качества человека выполнению норм и требований школьной
жизни, прав и обязанностей ученика

19

Чтение и анализ сказки Е.
Пермяка «Тайна цены»

1

Уметь
Мотивация к творческому труду
пересказывать по
плану

20

Выразительное чтение
стихотворения А. Никитина
«Встреча зимы»

1

Уметь читать
выразительно

Чувствовать красоту художественного слова,
стремиться к совершенствованию к
собственной речи

21

Чтение и анализ рассказа А.
Дорохова «Тёплый снег»

1

Уметь видеть
скрытый и
переносный
смысл рассказа

Чувствовать красоту художественного слова

22

Чтение и анализ
стихотворения А. Пушкина
«Вот север, тучи нагоняя…»
Заучивание наизусть

1

Уметь
выразительно
читать и
понимать
прочитанное

Адекватная мотивация

23

Знакомство с биографией
А.С.Пушкина. Чтение и
обсуждение рассказа Д.
Хармса «Пушкин»

1

Знать биографию Интерес к чтению
великого поэта

24

Чтение и обсуждение рассказа
В.Бианки «Декабрь»

1

Уметь отвечать
на вопросы

Наличие мотивации к учебе

25

Чтение и обсуждение сказки
Г.Х. Андерсена «Ель»

1

Уметь находить,
сравнивать

Эмоционально- оценочное отношение к
прочитанному

26

Знакомство с биографией
А.П. Чехова. Чтение и
обсуждение рассказа А. П.
Чехова «Ванька»

1

Уметь отвечать
на вопросы и
выражать свое
мнение

Интерес к чтению, потребность к чтению

27

Выразительное чтение
стихотворения И. Никитина
«Весело сияет солнце над
селом»

1

Уметь видеть
скрытый смысл
стихотворения

Стремится к совершенствованию
собственной речи

28

Выразительное чтение по
произведениям И. Сурикова
Заучивание наизусть

1

Уметь читать
выразительно

Уметь чувствовать прекрасное

29

Чтение и обсуждение рассказа
В. Бианки «Январь».
Е.Благинина «Новогодние
загадки»

1

Уметь отвечать
на вопросы

Наличие мотивации к учебе

30

Знакомство с рассказом М.
Зощенко «Лея и Минька»

1

Научить
находить,
сравнивать и

Уметь самостоятельно работать

характеризовать
героев
31

Чтение и пересказ рассказа
Ю.Дмитриева «Таинственный
ночной гость»

1

Уметь оказывать Развивать самостоятельность
помощь в
трудных
ситуациях,
отвечать на
вопросы и
выражать свое
мнение

32

Знакомство со сказкой С.
Маршака «Двенадцать
месяцев». Чтение и
обсуждение сказки С.
Маршака «Двенадцать
месяцев»

1

Научить
понимать
содержание
прочитанного

33

Знакомство со сказкой Г.Х.
Андерсена «Снежная
королева»

1

Уметь понимать Эмоционально- оценочное отношение к
содержание
прочитанному
прочитанного,
высказывать свое
отношение
главному герою

34

Чтение и обсуждение сказки
Г.Х. Андерсена «Снежная
королева»

1

Уметь понимать
содержание
прочитанного,

Адекватная мотивация

Уметь самостоятельно работать

высказывать свое
отношение
главному герою
Чтение и обсуждение рассказа
В. Бианки «Февраль», Чтение
и обсуждение рассказа В.
Бианки «Март».

1

Уметь
Чувствовать красоту художественного слова
пересказывать по
плану

Чтение и анализ
стихотворения С. Смирнова
«Первые приметы»
Заучивание наизусть

1

Уметь видеть
скрытый смысл
стихотворения

Чувствовать красоту художественного слова

Чтение и пересказ сказки Г.
Скребицкого «Весенняя
песня» .

1

Уметь находить,
сравнивать

Стремится к совершенствованию
собственной речи

38

Чтение и пересказ сказки Г.
Скребицкого «Замечательный
сторож»

1

Уметь
Уметь самостоятельно работать
пересказывать по
плану

39

Чтение и анализ
стихотворения В. Жуковского
«Жаворонок» Заучивание
наизусть

1

Уметь читать
выразительно

Чувствовать красоту художественного слова

Чтение и обсуждение рассказа
А. Толстого «Детство
Никиты»

1

Уметь выразить
основные черты

Стремится к совершенствованию
собственной речи

35

36

37

40

характера героя
41

Чтение отрывков из книги
А.П.Гайдара «Тимур и его
команда»

1

Знать главные
Развивать самостоятельность
качества человека

42

Чтение и обсуждение рассказа
В.Бианки «Апрель»

1

Уметь обобщать
и отвечать на
вопросы

Уметь чувствовать прекрасное

43

Знакомство со сказкой К.
Паустовского «Стальное
колечко» . Чтение и
обсуждение сказки К.
Паустовского «Стальное
колечко»

1

Отвечать на
вопросы по
содержанию

Уметь чувствовать прекрасное

44

Обобщающий урок по сказке
К. Поустовского «Стальное
колечко»

1

Уметь обобщать
и отвечать на
вопросы

Уметь чувствовать прекрасное

45

Чтение и обсуждение рассказа
В.Астафьева (Злодейка)

1

Научить
понимать
содержание
прочитанного и
отвечать на

Развивать самостоятельность

вопросы
46

Чтение и обсуждение сказки
Д.Хармса «Заяц и ёж»

1

Отвечать на
вопросы по
содержанию

Чувствовать красоту художественного слова

47

Выразительное чтение басни
И.Крылова «Зеркало и
обезьяна»

1

Уметь находить,
сравнивать и
обобщать

Стремится к совершенствованию
собственной речи

48

Знакомство со сказкой
Р.Киплинга «Рикки –Тикки Тави»

1

Научить
понимать
содержание
прочитанного и
отвечать на
вопросы

Адекватная мотивация

49

Выразительное чтение
стихотворения В.Набокова
«Дождь пролетел и сгорел на
лету…» Заучивание наизусть

1

Уметь читать
выразительно

Эмоционально- оценочное отношение к
прочитанному

50

Чтение и пересказ сказки В.
Медведева «Звездолёт
Брунька»

1

Уметь обобщать
и отвечать на
вопросы

Интерес к чтению

51

Чтение и обсуждение рассказа
К. Паустовского «Корзина с
еловыми шишками»

1

Уметь читать
выразительно

Уметь чувствовать прекрасное

Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение программы
Учебно-методическое обеспечение
Учебная литература
 Учебник «Чтение» И.М. Бгажноковой и Е.С. Погостиной, г. Москва, «Просвещение», 2018 год.
Научно – методическая литература
 «Словарь русского языка», С.И.Ожегов
 Презентации к произведениям
 Интернет ресурсы «Фабрика кроссвордов»
 Байбакова М.И., Гостимская Е.С. Поурочные разработки по чтению. – М.: Вако, 2005.
 Конспекты уроков по внеклассному чтению. Пособие для учителя. / Авторы-составители: В.И. Горовая, Н.И.
Дробот, Л.И. Кулагина, Т.К. Лаврентьева. – М.: Владос, 2005.
 Волина В. Фразеологический словарь. – Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, Зенит, 2010.
 http://school-collection.edu.ru/
 http://skillopedia.ru/
 http://www.videouroki.net/
 http://www.youtube.com/
 сайт Института Коррекционной Педагогики РАО
Литература для учащихся
 Учебник «Чтение» И.М. Бгажноковой и Е.С. Погостиной, г. Москва, «Просвещение», 2018 год.
 Детская художественная литература
 Детские газеты и журналы
Материально-техническое обеспечение

Демонстрационные таблицы и печатные пособия
 Магнитная доска
 Толковый словарь Ожегова
 Репродукции картин русской живописи для развития речи
 Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой
 Портреты русских писателей
Экранно-звуковые пособия
 Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений
 Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (биография писателей, экранизация изучаемых
произведений)
 Презентации, соответствующие содержанию обучения
Технические средства обучения
 Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок
 Мультимедийный проектор
 Моноблок intel Pentium
 Ноутбук


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».