ПРИНЯТА:
на заседании
педагогического совета
протокол №1от 31.08.2023 г.
УТВЕРЖДАЮ:
приказ № 01-12/370
от 31.08. 2023г
Директор__________В.В.Кокоткина
Рабочая программа
по предмету «Чтение»
для обучающихся с умственной отсталостью (Интеллектуальными нарушениями). Вариант 1.
на 2023 – 2024 учебный год - 6 класс
г. Светогорск
2023
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение » составлена на основании следующих
нормативно – правовых документов:
1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об
утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии»;
2. Якубовская Э. В. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История
отечества / Э. В. Якубовская, М. И. Шишкова, И. М. Бгажнокова.-2-е изд. М. : Просвещение, 2019.
3. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4. Учебного плана образовательного учреждения;
5. Образовательной программы ОУ.
Учебник.Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на учебник автора
И.М.Бгажнокова Чтение. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М
«Просвещение», 2019 г. ,включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и РФ.
ЦЕЛЬ: Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с
условиями общения.
Подготовка обучающийся к жизни в современном обществе.
ЗАДАЧИ:
Повышать уровень общего развития учащихся;
Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;
Развивать нравственные качества школьников.
Обогащать словарный запас
Воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность;
Количество часов в год по программе: 51час, 1.5часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные виды организации учебного процесса:
1.Формы работы: индивидуальная
2.Методы обучения:
Словесные: рассказ, объяснение, беседа
Наглядные: демонстрация натуральных объектов, ИКТ, таблиц, схем, иллюстраций и т. п.
Практические: работа с книгой, учебником, игра, упражнение, проблемное обучение
3.Технология обучения: здоровьесберегающие технологии, ИКТ, коррекционно - развивающие технологии
Примерная тематика курса
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических
событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней
отношении, о жизни животны
Планируемые результаты освоения курса
Обучающиеся должны уметь:
Минимальный уровень:
Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, «читать про себя»;
Отвечать на вопросы учителя.
Достаточный уровень:
Выделять главную мысль произведения;
Пересказывать содержание прочитанного.
Обучающиеся должны знать:
Минимальный уровень:
Читать правильно, осознанно, выразительно.
Достаточный уровень:
Знать восемь стихотворений
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
урок
а
Тема (6 класс)
Колво
Разделы
часо
в
Планируемые результаты
Предметные
Личностные
1
Знакомство с рассказом М.
Пришвина «Моя Родина»,
Чтение и обсуждение рассказа
В. Бианки «Сентябрь
1
Уметь отвечать
на вопросы
Интерес к чтению, потребность в чтении
2
Выразительное чтение
стихотворения И. Бунина
«Лес, точно терем расписной»
Заучивание наизусть
1
Уметь видеть
скрытый,
переносный
смысл
стихотворения
Стремиться к совершенствованию
собственной речи
3
Чтение и обсуждение рассказа
Ю. Качаева «Грабитель»
1
Уметь отвечать
на вопросы по
содержанию
Интерес к чтению
4
Знакомство с I частью
рассказа К. Паустовского
«Заячьи лапы»
1
Уметь наблюдать Мотивация к творческому труду
за развитием
событий
5
Чтение и пересказ рассказа Е.
1
Уметь понимать
Адекватная мотивация
=
Носова «Хитрюга»
содержание
прочитанного
6
Знакомство и обсуждение
рассказа В. Бианки «Октябрь»
1
Уметь соотносить Адекватная мотивация
рассказа с темой
и главной
мыслью
7
Выразительное чтение
стихотворения С. Михалкова
«Будь человеком»
1
Уметь отвечать
на вопросы по
содержанию и
анализировать
поступки героя
Уметь развивать самостоятельность
8
Чтение и обсуждение
стихотворения Б. Заходера
«Петя мечтает» Заучивание
наизусть
1
Уметь отвечать
на вопросы по
содержанию и
анализировать
поступки героя
Мотивация к творческому труду
9
Чтение и анализ сказки по Д.
Биссету «Слон и муравей»
1
Уметь находить,
сравнивать и
характеризовать
героев
Уметь развивать самостоятельность
10
Знакомство с рассказом Дж.
Родари «Пуговкин домик»
1
Уметь понимать Эмоционально- оценочное отношение к
содержание
прочитанному
прочитанного,
высказывать свое
отношение
11
Выразительное чтение
былины «Илья Муромец и
Соловей Разбойник»
1
Уметь различать
виды устного
народного
творчества и
находить,
сравнивать,
характеризовать
героя
Осознает смысл учения и понимает личную
ответственность за будущий результат
12
Выразительное чтение
стихотворения Ф. Глинки
«Москва»
1
Уметь видеть
красоту нашей
столицы
Уметь развивать самостоятельность
13
Знакомство с рассказом С.
Алексеева «Без Нарвы не
видать и моря»
1
Уметь находить,
сравнивать и
характеризовать
героев
Эмоционально- оценочное отношение к
прочитанному
14
Выразительное чтение
рассказа С. Алексеева «На
берегу Невы»
1
Уметь находить,
сравнивать и
характеризовать
героев
Эмоционально- оценочное отношение к
прочитанному
15
Знакомство с рассказом С.
Алексеева «Рассказы о
русском подвиге»
1
Научить
Эмоционально- оценочное отношение к
понимать,
прочитанному
содержание
прочитанного,
высказывать свое
отношение
16
Чтение и обсуждение рассказа
1
Уметь выразить
Уметь наблюдать за развитием событий
по Е. Холмогоровой
«Серебряный лебедь»
.»Боевое крещение»
основные черты
характера героя
17
Чтение и обсуждение рассказа
Е. Холмогоровой «День
рождения Наполеона», «В дни
спокойные»
1
Уметь находить,
сравнивать и
характеризовать
поступки героев
Адекватная мотивация
18
Чтение и обсуждение рассказа
Н. Носова «Как Незнайка
сочинял стихи»
1
Знать главные
Имеет готовность и способность к
качества человека выполнению норм и требований школьной
жизни, прав и обязанностей ученика
19
Чтение и анализ сказки Е.
Пермяка «Тайна цены»
1
Уметь
Мотивация к творческому труду
пересказывать по
плану
20
Выразительное чтение
стихотворения А. Никитина
«Встреча зимы»
1
Уметь читать
выразительно
Чувствовать красоту художественного слова,
стремиться к совершенствованию к
собственной речи
21
Чтение и анализ рассказа А.
Дорохова «Тёплый снег»
1
Уметь видеть
скрытый и
переносный
смысл рассказа
Чувствовать красоту художественного слова
22
Чтение и анализ
стихотворения А. Пушкина
«Вот север, тучи нагоняя…»
Заучивание наизусть
1
Уметь
выразительно
читать и
понимать
прочитанное
Адекватная мотивация
23
Знакомство с биографией
А.С.Пушкина. Чтение и
обсуждение рассказа Д.
Хармса «Пушкин»
1
Знать биографию Интерес к чтению
великого поэта
24
Чтение и обсуждение рассказа
В.Бианки «Декабрь»
1
Уметь отвечать
на вопросы
Наличие мотивации к учебе
25
Чтение и обсуждение сказки
Г.Х. Андерсена «Ель»
1
Уметь находить,
сравнивать
Эмоционально- оценочное отношение к
прочитанному
26
Знакомство с биографией
А.П. Чехова. Чтение и
обсуждение рассказа А. П.
Чехова «Ванька»
1
Уметь отвечать
на вопросы и
выражать свое
мнение
Интерес к чтению, потребность к чтению
27
Выразительное чтение
стихотворения И. Никитина
«Весело сияет солнце над
селом»
1
Уметь видеть
скрытый смысл
стихотворения
Стремится к совершенствованию
собственной речи
28
Выразительное чтение по
произведениям И. Сурикова
Заучивание наизусть
1
Уметь читать
выразительно
Уметь чувствовать прекрасное
29
Чтение и обсуждение рассказа
В. Бианки «Январь».
Е.Благинина «Новогодние
загадки»
1
Уметь отвечать
на вопросы
Наличие мотивации к учебе
30
Знакомство с рассказом М.
Зощенко «Лея и Минька»
1
Научить
находить,
сравнивать и
Уметь самостоятельно работать
характеризовать
героев
31
Чтение и пересказ рассказа
Ю.Дмитриева «Таинственный
ночной гость»
1
Уметь оказывать Развивать самостоятельность
помощь в
трудных
ситуациях,
отвечать на
вопросы и
выражать свое
мнение
32
Знакомство со сказкой С.
Маршака «Двенадцать
месяцев». Чтение и
обсуждение сказки С.
Маршака «Двенадцать
месяцев»
1
Научить
понимать
содержание
прочитанного
33
Знакомство со сказкой Г.Х.
Андерсена «Снежная
королева»
1
Уметь понимать Эмоционально- оценочное отношение к
содержание
прочитанному
прочитанного,
высказывать свое
отношение
главному герою
34
Чтение и обсуждение сказки
Г.Х. Андерсена «Снежная
королева»
1
Уметь понимать
содержание
прочитанного,
Адекватная мотивация
Уметь самостоятельно работать
высказывать свое
отношение
главному герою
Чтение и обсуждение рассказа
В. Бианки «Февраль», Чтение
и обсуждение рассказа В.
Бианки «Март».
1
Уметь
Чувствовать красоту художественного слова
пересказывать по
плану
Чтение и анализ
стихотворения С. Смирнова
«Первые приметы»
Заучивание наизусть
1
Уметь видеть
скрытый смысл
стихотворения
Чувствовать красоту художественного слова
Чтение и пересказ сказки Г.
Скребицкого «Весенняя
песня» .
1
Уметь находить,
сравнивать
Стремится к совершенствованию
собственной речи
38
Чтение и пересказ сказки Г.
Скребицкого «Замечательный
сторож»
1
Уметь
Уметь самостоятельно работать
пересказывать по
плану
39
Чтение и анализ
стихотворения В. Жуковского
«Жаворонок» Заучивание
наизусть
1
Уметь читать
выразительно
Чувствовать красоту художественного слова
Чтение и обсуждение рассказа
А. Толстого «Детство
Никиты»
1
Уметь выразить
основные черты
Стремится к совершенствованию
собственной речи
35
36
37
40
характера героя
41
Чтение отрывков из книги
А.П.Гайдара «Тимур и его
команда»
1
Знать главные
Развивать самостоятельность
качества человека
42
Чтение и обсуждение рассказа
В.Бианки «Апрель»
1
Уметь обобщать
и отвечать на
вопросы
Уметь чувствовать прекрасное
43
Знакомство со сказкой К.
Паустовского «Стальное
колечко» . Чтение и
обсуждение сказки К.
Паустовского «Стальное
колечко»
1
Отвечать на
вопросы по
содержанию
Уметь чувствовать прекрасное
44
Обобщающий урок по сказке
К. Поустовского «Стальное
колечко»
1
Уметь обобщать
и отвечать на
вопросы
Уметь чувствовать прекрасное
45
Чтение и обсуждение рассказа
В.Астафьева (Злодейка)
1
Научить
понимать
содержание
прочитанного и
отвечать на
Развивать самостоятельность
вопросы
46
Чтение и обсуждение сказки
Д.Хармса «Заяц и ёж»
1
Отвечать на
вопросы по
содержанию
Чувствовать красоту художественного слова
47
Выразительное чтение басни
И.Крылова «Зеркало и
обезьяна»
1
Уметь находить,
сравнивать и
обобщать
Стремится к совершенствованию
собственной речи
48
Знакомство со сказкой
Р.Киплинга «Рикки –Тикки Тави»
1
Научить
понимать
содержание
прочитанного и
отвечать на
вопросы
Адекватная мотивация
49
Выразительное чтение
стихотворения В.Набокова
«Дождь пролетел и сгорел на
лету…» Заучивание наизусть
1
Уметь читать
выразительно
Эмоционально- оценочное отношение к
прочитанному
50
Чтение и пересказ сказки В.
Медведева «Звездолёт
Брунька»
1
Уметь обобщать
и отвечать на
вопросы
Интерес к чтению
51
Чтение и обсуждение рассказа
К. Паустовского «Корзина с
еловыми шишками»
1
Уметь читать
выразительно
Уметь чувствовать прекрасное
Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение программы
Учебно-методическое обеспечение
Учебная литература
Учебник «Чтение» И.М. Бгажноковой и Е.С. Погостиной, г. Москва, «Просвещение», 2018 год.
Научно – методическая литература
«Словарь русского языка», С.И.Ожегов
Презентации к произведениям
Интернет ресурсы «Фабрика кроссвордов»
Байбакова М.И., Гостимская Е.С. Поурочные разработки по чтению. – М.: Вако, 2005.
Конспекты уроков по внеклассному чтению. Пособие для учителя. / Авторы-составители: В.И. Горовая, Н.И.
Дробот, Л.И. Кулагина, Т.К. Лаврентьева. – М.: Владос, 2005.
Волина В. Фразеологический словарь. – Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, Зенит, 2010.
http://school-collection.edu.ru/
http://skillopedia.ru/
http://www.videouroki.net/
http://www.youtube.com/
сайт Института Коррекционной Педагогики РАО
Литература для учащихся
Учебник «Чтение» И.М. Бгажноковой и Е.С. Погостиной, г. Москва, «Просвещение», 2018 год.
Детская художественная литература
Детские газеты и журналы
Материально-техническое обеспечение
Демонстрационные таблицы и печатные пособия
Магнитная доска
Толковый словарь Ожегова
Репродукции картин русской живописи для развития речи
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой
Портреты русских писателей
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (биография писателей, экранизация изучаемых
произведений)
Презентации, соответствующие содержанию обучения
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок
Мультимедийный проектор
Моноблок intel Pentium
Ноутбук