ПРИНЯТА: на заседании педагогического совета протокол №1от 31.08.2023 г. УТВЕРЖДАЮ: приказ № 01-12/370 от 31.08. 2023г Директор__________В.В.Кокоткина Рабочая программа по предмету «Чтение» для обучающихся с умственной отсталостью (Интеллектуальными нарушениями). Вариант 1. на 2023 – 2024 учебный год - 6 класс г. Светогорск 2023 Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение » составлена на основании следующих нормативно – правовых документов: 1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; 2. Якубовская Э. В. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История отечества / Э. В. Якубовская, М. И. Шишкова, И. М. Бгажнокова.-2-е изд. М. : Просвещение, 2019. 3. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 4. Учебного плана образовательного учреждения; 5. Образовательной программы ОУ. Учебник.Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на учебник автора И.М.Бгажнокова Чтение. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М «Просвещение», 2019 г. ,включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и РФ. ЦЕЛЬ: Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения. Подготовка обучающийся к жизни в современном обществе. ЗАДАЧИ: Повышать уровень общего развития учащихся; Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме; Развивать нравственные качества школьников. Обогащать словарный запас Воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность; Количество часов в год по программе: 51час, 1.5часа в неделю. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основные виды организации учебного процесса: 1.Формы работы: индивидуальная 2.Методы обучения: Словесные: рассказ, объяснение, беседа Наглядные: демонстрация натуральных объектов, ИКТ, таблиц, схем, иллюстраций и т. п. Практические: работа с книгой, учебником, игра, упражнение, проблемное обучение 3.Технология обучения: здоровьесберегающие технологии, ИКТ, коррекционно - развивающие технологии Примерная тематика курса Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животны Планируемые результаты освоения курса Обучающиеся должны уметь: Минимальный уровень: Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, «читать про себя»; Отвечать на вопросы учителя. Достаточный уровень: Выделять главную мысль произведения; Пересказывать содержание прочитанного. Обучающиеся должны знать: Минимальный уровень: Читать правильно, осознанно, выразительно. Достаточный уровень: Знать восемь стихотворений УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № урок а Тема (6 класс) Колво Разделы часо в Планируемые результаты Предметные Личностные 1 Знакомство с рассказом М. Пришвина «Моя Родина», Чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Сентябрь 1 Уметь отвечать на вопросы Интерес к чтению, потребность в чтении 2 Выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Лес, точно терем расписной» Заучивание наизусть 1 Уметь видеть скрытый, переносный смысл стихотворения Стремиться к совершенствованию собственной речи 3 Чтение и обсуждение рассказа Ю. Качаева «Грабитель» 1 Уметь отвечать на вопросы по содержанию Интерес к чтению 4 Знакомство с I частью рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы» 1 Уметь наблюдать Мотивация к творческому труду за развитием событий 5 Чтение и пересказ рассказа Е. 1 Уметь понимать Адекватная мотивация = Носова «Хитрюга» содержание прочитанного 6 Знакомство и обсуждение рассказа В. Бианки «Октябрь» 1 Уметь соотносить Адекватная мотивация рассказа с темой и главной мыслью 7 Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова «Будь человеком» 1 Уметь отвечать на вопросы по содержанию и анализировать поступки героя Уметь развивать самостоятельность 8 Чтение и обсуждение стихотворения Б. Заходера «Петя мечтает» Заучивание наизусть 1 Уметь отвечать на вопросы по содержанию и анализировать поступки героя Мотивация к творческому труду 9 Чтение и анализ сказки по Д. Биссету «Слон и муравей» 1 Уметь находить, сравнивать и характеризовать героев Уметь развивать самостоятельность 10 Знакомство с рассказом Дж. Родари «Пуговкин домик» 1 Уметь понимать Эмоционально- оценочное отношение к содержание прочитанному прочитанного, высказывать свое отношение 11 Выразительное чтение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» 1 Уметь различать виды устного народного творчества и находить, сравнивать, характеризовать героя Осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат 12 Выразительное чтение стихотворения Ф. Глинки «Москва» 1 Уметь видеть красоту нашей столицы Уметь развивать самостоятельность 13 Знакомство с рассказом С. Алексеева «Без Нарвы не видать и моря» 1 Уметь находить, сравнивать и характеризовать героев Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному 14 Выразительное чтение рассказа С. Алексеева «На берегу Невы» 1 Уметь находить, сравнивать и характеризовать героев Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному 15 Знакомство с рассказом С. Алексеева «Рассказы о русском подвиге» 1 Научить Эмоционально- оценочное отношение к понимать, прочитанному содержание прочитанного, высказывать свое отношение 16 Чтение и обсуждение рассказа 1 Уметь выразить Уметь наблюдать за развитием событий по Е. Холмогоровой «Серебряный лебедь» .»Боевое крещение» основные черты характера героя 17 Чтение и обсуждение рассказа Е. Холмогоровой «День рождения Наполеона», «В дни спокойные» 1 Уметь находить, сравнивать и характеризовать поступки героев Адекватная мотивация 18 Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Как Незнайка сочинял стихи» 1 Знать главные Имеет готовность и способность к качества человека выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика 19 Чтение и анализ сказки Е. Пермяка «Тайна цены» 1 Уметь Мотивация к творческому труду пересказывать по плану 20 Выразительное чтение стихотворения А. Никитина «Встреча зимы» 1 Уметь читать выразительно Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию к собственной речи 21 Чтение и анализ рассказа А. Дорохова «Тёплый снег» 1 Уметь видеть скрытый и переносный смысл рассказа Чувствовать красоту художественного слова 22 Чтение и анализ стихотворения А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» Заучивание наизусть 1 Уметь выразительно читать и понимать прочитанное Адекватная мотивация 23 Знакомство с биографией А.С.Пушкина. Чтение и обсуждение рассказа Д. Хармса «Пушкин» 1 Знать биографию Интерес к чтению великого поэта 24 Чтение и обсуждение рассказа В.Бианки «Декабрь» 1 Уметь отвечать на вопросы Наличие мотивации к учебе 25 Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Ель» 1 Уметь находить, сравнивать Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному 26 Знакомство с биографией А.П. Чехова. Чтение и обсуждение рассказа А. П. Чехова «Ванька» 1 Уметь отвечать на вопросы и выражать свое мнение Интерес к чтению, потребность к чтению 27 Выразительное чтение стихотворения И. Никитина «Весело сияет солнце над селом» 1 Уметь видеть скрытый смысл стихотворения Стремится к совершенствованию собственной речи 28 Выразительное чтение по произведениям И. Сурикова Заучивание наизусть 1 Уметь читать выразительно Уметь чувствовать прекрасное 29 Чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Январь». Е.Благинина «Новогодние загадки» 1 Уметь отвечать на вопросы Наличие мотивации к учебе 30 Знакомство с рассказом М. Зощенко «Лея и Минька» 1 Научить находить, сравнивать и Уметь самостоятельно работать характеризовать героев 31 Чтение и пересказ рассказа Ю.Дмитриева «Таинственный ночной гость» 1 Уметь оказывать Развивать самостоятельность помощь в трудных ситуациях, отвечать на вопросы и выражать свое мнение 32 Знакомство со сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев». Чтение и обсуждение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» 1 Научить понимать содержание прочитанного 33 Знакомство со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева» 1 Уметь понимать Эмоционально- оценочное отношение к содержание прочитанному прочитанного, высказывать свое отношение главному герою 34 Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» 1 Уметь понимать содержание прочитанного, Адекватная мотивация Уметь самостоятельно работать высказывать свое отношение главному герою Чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Февраль», Чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Март». 1 Уметь Чувствовать красоту художественного слова пересказывать по плану Чтение и анализ стихотворения С. Смирнова «Первые приметы» Заучивание наизусть 1 Уметь видеть скрытый смысл стихотворения Чувствовать красоту художественного слова Чтение и пересказ сказки Г. Скребицкого «Весенняя песня» . 1 Уметь находить, сравнивать Стремится к совершенствованию собственной речи 38 Чтение и пересказ сказки Г. Скребицкого «Замечательный сторож» 1 Уметь Уметь самостоятельно работать пересказывать по плану 39 Чтение и анализ стихотворения В. Жуковского «Жаворонок» Заучивание наизусть 1 Уметь читать выразительно Чувствовать красоту художественного слова Чтение и обсуждение рассказа А. Толстого «Детство Никиты» 1 Уметь выразить основные черты Стремится к совершенствованию собственной речи 35 36 37 40 характера героя 41 Чтение отрывков из книги А.П.Гайдара «Тимур и его команда» 1 Знать главные Развивать самостоятельность качества человека 42 Чтение и обсуждение рассказа В.Бианки «Апрель» 1 Уметь обобщать и отвечать на вопросы Уметь чувствовать прекрасное 43 Знакомство со сказкой К. Паустовского «Стальное колечко» . Чтение и обсуждение сказки К. Паустовского «Стальное колечко» 1 Отвечать на вопросы по содержанию Уметь чувствовать прекрасное 44 Обобщающий урок по сказке К. Поустовского «Стальное колечко» 1 Уметь обобщать и отвечать на вопросы Уметь чувствовать прекрасное 45 Чтение и обсуждение рассказа В.Астафьева (Злодейка) 1 Научить понимать содержание прочитанного и отвечать на Развивать самостоятельность вопросы 46 Чтение и обсуждение сказки Д.Хармса «Заяц и ёж» 1 Отвечать на вопросы по содержанию Чувствовать красоту художественного слова 47 Выразительное чтение басни И.Крылова «Зеркало и обезьяна» 1 Уметь находить, сравнивать и обобщать Стремится к совершенствованию собственной речи 48 Знакомство со сказкой Р.Киплинга «Рикки –Тикки Тави» 1 Научить понимать содержание прочитанного и отвечать на вопросы Адекватная мотивация 49 Выразительное чтение стихотворения В.Набокова «Дождь пролетел и сгорел на лету…» Заучивание наизусть 1 Уметь читать выразительно Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному 50 Чтение и пересказ сказки В. Медведева «Звездолёт Брунька» 1 Уметь обобщать и отвечать на вопросы Интерес к чтению 51 Чтение и обсуждение рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» 1 Уметь читать выразительно Уметь чувствовать прекрасное Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение программы Учебно-методическое обеспечение Учебная литература Учебник «Чтение» И.М. Бгажноковой и Е.С. Погостиной, г. Москва, «Просвещение», 2018 год. Научно – методическая литература «Словарь русского языка», С.И.Ожегов Презентации к произведениям Интернет ресурсы «Фабрика кроссвордов» Байбакова М.И., Гостимская Е.С. Поурочные разработки по чтению. – М.: Вако, 2005. Конспекты уроков по внеклассному чтению. Пособие для учителя. / Авторы-составители: В.И. Горовая, Н.И. Дробот, Л.И. Кулагина, Т.К. Лаврентьева. – М.: Владос, 2005. Волина В. Фразеологический словарь. – Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, Зенит, 2010. http://school-collection.edu.ru/ http://skillopedia.ru/ http://www.videouroki.net/ http://www.youtube.com/ сайт Института Коррекционной Педагогики РАО Литература для учащихся Учебник «Чтение» И.М. Бгажноковой и Е.С. Погостиной, г. Москва, «Просвещение», 2018 год. Детская художественная литература Детские газеты и журналы Материально-техническое обеспечение Демонстрационные таблицы и печатные пособия Магнитная доска Толковый словарь Ожегова Репродукции картин русской живописи для развития речи Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой Портреты русских писателей Экранно-звуковые пособия Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (биография писателей, экранизация изучаемых произведений) Презентации, соответствующие содержанию обучения Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок Мультимедийный проектор Моноблок intel Pentium Ноутбук