Международная программа по оценке образовательных достижений
учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) —
тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и
умение применять знания на практике.
Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в
возрасте 15 лет.
Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году.
Тест организует Организация экономического
сотрудничества и развития в консорциуме с ведущими международными научными
организациями, при участии национальных центров. Руководит работой консорциума
Австралийский совет педагогических исследований (ACER) при активном содействии
Нидерландского национального института педагогических измерений (CITO), Службы
педагогического тестирования США (ETS), Национального института исследований в
области образования (NIER) в Японии; Вестат США (WESTAT) и других авторитетных
в мире образования организаций.
В исследовании принимают участие страны-участницы Организации
экономического сотрудничества и развития, а также те страны, которые
взаимодействуют с ОЭСР. Количество таких стран каждый раз существенно
увеличивается.
Cеминар-совещание по подготовке к проведению исследования по модели PISA
О.Б. Логинова, руководитель центра развития издательства «Просвещение». Тема ее выступления «Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики». Ольга Борисовна не только дала оценку глобальной конкурентоспособности России по качеству общего образования и раскрыла понятие «Функциональная грамотность», но и разъяснила, почему эту проблему связывают с исследованием PISA. Подробно рассказала о содержании федеральных и региональных мониторингов на основе международных исследований, привела примеры эффективных педагогических практик и учебных ситуаций.
PISA – довольно сложный и трудоёмкий процесс, который требует максимальной концентрации его организаторов, неотъемлемым этапом проведения PISA является социологическое исследование мнения участников оценочных процедур: учащихся, учителей, а также родителей.
В рамках реализации проекта «Методологии» в субъектах Российской Федерации будут проводиться региональная и общероссийская оценки по модели PISA. С примерами заданий, входящих в основное исследование PISA можно ознакомиться по ссылке
График проведения мероприятий региональной и общероссийской оценок по модели PISA
- Письмо и график проведения мероприятий общероссийской оценки по модели PISA
- Письмо, график мероприятий и список субъектов Российской федерации, принимающих участие в региональной оценке
Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (проект)
Качество образования является стратегическим приоритетом для Российской Федерации. Термин «качество образования» нормативно закреплен в Законе об образовании в Российской Федерации, а вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных целей развития Российской Федерации на ближайшие несколько лет.
Читать далее (скачать)
Нормативные документы
Документы федерального уровня
Указ № 204 Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». скачать
Приказ министерства просвещения РФ №219 от 6 мая 2019 года «Об утверждении методологии и критериев оценки качества образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» скачать
Письмо «Роспотребнадзора» «Об участии субъектов в оценке по модели PISA» от 31.07.2019 №13-341 скачать
PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Результаты скачать
Паспорт национального проекта «Образование»1 (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16) скачать
Читательская грамотность в исследовании PISA-2015
Документы регионального уровня
Распоряжение комитета общего и профессионального
образования Ленинградской области от 29.10.2019 № 2257-р «Об утверждении плана
мероприятий (дорожная карта) по подготовке к участию в общероссийской,
региональной оценке по модели PISA»
Распоряжение комитета общего и профессионального
образования Ленинградской области от 04.06.2020 № 977-р «Об утверждении плана
мероприятий (дорожная карта) по подготовке к участию в общероссийской,
региональной оценке по модели PISA на 2 полугодие 2020 года»
Документы муниципального уровня
План мероприятий (дорожная карта) реализации проекта
по совершенствованию механизмов повышения функциональной грамотности
обучающихся Выборгского района на 2 полугодие 2020 года
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся
Демонстрационные материалы
Банк заданий Перейти
Примеры заданий по естествознанию скачать
Примеры заданий по естествознанию 2 скачать
Материалы для подготовки к общероссийской оценке на основе модели РISA-
- https://fioco.ru/ru/osoko/msi Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО).
- http://www.centeroko.ru/ Центр оценки качества образования;
- https://myskills.ru/account/login Подготовка к РISA-2021. Открытые задания Логин: monitoring_demo Пароль: MFG2019
- http://ozp.instrao.ru/images/a_4.1.61.2019_rus—min.pdf Открытые задания к подготовке РISA-2021.
Задание CS644 скачать
PISA и ФГОС
Основные положения PISA. Презентация 13.09.2019 скачать
PISA для школ скачать
ФГОС и PISA: предметные и метапредметные параллели. Эффективные педагогические практики. Презентация скачать
Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС скачать Презентация подготовлена сотрудниками Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО
18.02.2021
Участие Ленинградской области в проведении региональных
оценок по модели PISA планируется в 2024 году
Международная программа по оценке образовательных достижений
учащихся PISA (Programme for International Student Assessment)
является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое
отвечает на вопрос «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста, получившие
обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для
полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого
диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений?».
Программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах
образования разных стран и оценить эффективность стратегических решений в
области образования.
Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и
Развития (ОЕСD). Исследование проводится трехлетними циклами, начиная с 2000
года.
Данное исследование в России осуществляется Центром оценки качества образования
Института стратегии развития образования Российской академии образования
совместно с Федеральным институтом оценки качества образования при активном
участии Министерства просвещения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки, органов управления образованием регионов, участвующих в
исследовании.
Работа проводится в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
Компоненты функциональной грамотности, оцениваемые в PISA
Основные направления оценивания (2/3 времени тестирования):
- читательская грамотность;
- математическая грамотность;
- естественнонаучная грамотность.
Обобщенная характеристика грамотности обучающихся:
- креативное мышление;
- финансовая грамотность;
- глобальные компетенции.
18.02.2021
Грамотностью обычно считают умение читать, писать и считать.
Но что значит читать? Можно прочитать слова в тексте, но не уловить аргументы и
аналогии, которые там приводятся. То же самое с письмом и математикой.
Насколько убедительно и связно получается у детей выражать свои мысли, и могут
ли они анализировать статистику, планировать бюджет? Все эти навыки нужны,
чтобы принимать решения в обычной жизни. Способность применять полученные
знания и называется функциональной грамотностью.
Почему развитие функциональной грамотности у детей –
проблема, какие у нее есть решения и что говорят результаты исследования PISA о
российских школьниках? Эти вопросы на первом круглом столе Яндекса из
цикла «Функциональная грамотность как инструмент образования» обсудили
эксперты из ИСРО РАО, Института системных проектов МГПУ, ФИПИ и Института
образования НИУ ВШЭ – четырех крупнейших образовательных организаций, которые
занимаются этим вопросом в России.
Знание – это функция, а не цель
Знание всегда появляется как ответ на задачу. Решение задачи
– это и есть мышление. Это новая задача или старая? Подойдут ли знакомые методы
или нужно придумать что-то новое, чтобы найти ответ?
12.01.2021
Понимание текста — это ключевой навык, который начинает развиваться в младшей школе. В современном мире переизбытка информации проблема понимания текстов особенно актуальна. Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, важно обращаться к разным источникам информации, и художественные тексты — лишь один из них. Нужно еще научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, рассказы учителя и аудиосообщения — словом, любой источник, который можно осмыслить. Для этого и нужна читательская грамотность. Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любой задачи. Поэтому важно отметить, что читательская грамотность — это метапредметное умение, которое важно формировать на всех школьных предметах, используя задания по читательской грамотности.
7 практических советов по формированию читательской грамотности у младших школьников
12.01.2021
Как развивать функциональную грамотность школьников: разбираем на примерах.