Рабочая программа Профильный труд для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 6 класс

ПРИНЯТА:
на заседании
педагогического совета
протокол №1от 31.08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
приказ № 01-12/370
от 31.08. 2023г
Директор__________В.В.Кокоткина

Рабочая программа
по предмету «Профильный труд»
для обучающихся с умственной отсталостью (Интеллектуальными
нарушениями). Вариант 1.
на 2023 – 2024 учебный год - 6 класс

г. Светогорск
2023 г

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена в
соответствии с учебным планом ОУ на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя
из 34 учебных недель в году) для обучающихся по АООП (вариант 1) для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обучающиеся по данной
программе дети имеют интеллектуальные и психофизические нарушениями умеренной,
тяжёлой и глубокой степени, которые могут сочетаться с расстройствами аутистического
спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, поведенческими и эмоциональноволевыми нарушениями. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и
соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по
обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными
нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный
редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы,
современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на
основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и
коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в
условиях школы.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе
занятий по предметно-практической деятельности и нацелено на освоение доступных
технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности,
развитие интереса к результатам своего труда. У обучающихся постепенно накапливается
практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений,
формируются навыки самостоятельного изготовления продукции( умения намечать цель,
подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать
результат).
Программа направлена на достижение следующих целей:
-подготовка учащихся к доступной трудовой деятельности;
- формирование мотивации трудовой деятельности.
Задачи, которые решаются в процессе обучения:
 развитие интереса к трудовой деятельности;
 формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
 обучение доступным приемам работы с различными материалами;
 освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных
изделий.

Общая характеристика учебного предмета

Программа по профильному труду включает четыре раздела: «Роспись по дереву»,
«Декупаж», «Лепка из глины», «Мозаика и аппликация из пуговиц». Во время занятий
профильным трудом необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию,
поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность.
Ребенок обучается овладевать умением адекватно применять доступные технологические
цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. Ему
важно видеть и знать, что результаты его трудовой деятельности полезны и нужны другим
людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации,
формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях профильного
труда умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности,
например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике
батик, календарей, блокнотов и др.

Описание места учебного предмета в учебном плане:

Класс
Количество
неделю
Итого в год

6 класс

часов

в 2 часа

68часов

Личностные результаты освоения учебного предмета:
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности
ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:






проявлять познавательный интерес;
проявлять и выражать свои эмоции;
обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
участвовать в совместной, коллективной деятельности;
проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке
и на перемене;
 проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим
взрослым.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного
предмета.
Уровни освоения деятельности:







совместные действия с педагогом;
деятельность по подражанию;
деятельность по образцу;
деятельность по последовательной инструкции;
самостоятельная деятельность ученика;
умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Содержание учебного предмета:
1. МОЗАИКА И АППЛИКАЦИЯ ИЗ ПУГОВИЦ
- формирование представления о виде мозаике и аппликации из пуговиц;
- знакомство с техникой выполнения мозаик и аппликаций;
- обучение основным приёмам работы с ножницами и клеем;
2. ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА И ГЛИНЫ
- знакомство с промыслами;
- знакомство со свойствами солёного теста;
- знакомство с приёмом вырезания плоских деталей из теста;
- знакомство со способами окрашивания теста;
- знакомство с особенностями, традициями ремесла;
- знакомство с технологиями, особенностями материала;
- знакомство со свойствами глины;
- освоение навыков овладения способами лепки;
- освоение навыками росписи изделий из глины.
3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКЕ « ДЕКУПАЖ»
 знакомство с техникой «Декупаж»;
 знакомство с основными технологическими приёмами «декупажа» (наклеивание
салфетки на любую поверхность);
 знакомство с необходимыми инструментами для работы (салфетки, клей,
тарелочки, дощечки );
 обучение основным приёмам и навыкам наклеивания салфетки на предмет;
 освоение последовательности выполнения ;
 освоение навыка работы с ножницами, салфетками.
4. РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ
- знакомство с историей и технологией русской-народной росписи;

- знакомство с названиями всех элементов и мотивов русской-народной росписи;
- освоение последовательности выполнения росписей;
-познакомить с традиционными элементами орнаментов изучаемых видов
росписи по дереву и научить выполнять их на бумаге.
- освоение рисования «приписок» (точки, капельки, завитки, травки);
- обучение основным приёмам и навыкам росписи (мотивы: «ягодка», «листик»,
«цветок», «птица»);
- обучение копирования с образцов
- выполнять традиционную композицию.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что
учащиеся будут знать:
 названия инструментов (ножницы, клей, кисти, краски, глина, салфетки, пуговицы,
фанера для росписи);
 названия основных цветов указанных материалов;
 различные виды трудовой деятельности (работа с глиной, роспись по дереву, декупаж,
мозаика и аппликация из пуговиц).
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
 называть инструменты, с помощью которых изготавливают поделки и выполняют
графические работы (совместно с учителем);
 соблюдать технологические процессы;
 анализировать образец (совместно с учителем);
 выполнять предложенную работу (с помощью учителя);
 выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций (совместно с
учителем);
 соблюдать необходимые правила техники безопасности;
 выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
«ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД»
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Тема урока
Искусство мозаик и аппликаций из пуговиц . Труд и его значение в
жизни людей.
Мозаики и аппликации из пуговиц.
Изготовление аппликации «Кленовый листик».
Изготовление аппликации «Осеннее дерево».
Изготовление аппликации «Бабочка».
Изготовление аппликации «Воздушный шар».
Изготовление аппликации «Сова».
Изготовление мозаики «Фото рамка» .
Изготовление мозаики «Подставка под чашку».

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10.
11.
12.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.

Изготовление мозаики «Баночка под чай, кофе».
Изготовление букета.
Изготовление брелка.
Изготовление Мишки и жучка.
Знакомство со свойствами солёного теста.
Тестопластика
Работа со слоёным тестом. «Весёлый каравай».
Работа со слоёным тестом. Гусеница.
Работа со слоёным тестом. Яблоко.
Бабочка. Знакомство со свойствами глины.
Знакомство со свойствами глины.
История возникновения глиняной игрушки в России.
Лепка из пластилина . Животные.
Лепка. Лепка из пластилина. Игрушки.
Упражнения на видоизменение шара.
Лепка из пластилина. Мухомор.
Лепка из пластилина. Змейка.
Лепка из пластилина. Морская звезда.
Лепка из пластилина. Животные леса.
Роспись готовых изделий .
Роспись готовых изделий .Солнышко.
Роспись готовых изделий .Мышка с сыром.
Знакомство с техникой декупаж.
Изготовление изделия в технике декупаж.
Техника декупаж. Тарелочка «Зимний пейзаж».
Техника декупаж . а «Веточка лимонов».
Техника декупаж. Б.аночка для варенья.
Техника декупаж Фоторамка «Корабль» на 23 Февраля.
Техника декупаж .«Ваза».
Техника декупаж . «Шкатулка» на 8 Марта.
Техника декупаж . Стаканчик под карандаши и ручки.
Техника декупаж . Горшок под цветы.
Техника декупаж. . Домик для ключей.
Техника декупаж . Пасхальные яички.
Искусство росписи по дереву в России. Труд и его значение в жизни
людей.
Породы деревьев и их декоративные качества.
Роспись художественных изделий из дерева.
Устройство оборудования, инструментов и приспособлений
применяемых для художественной росписи по дереву.
Основы цветоведения.
Разновидности орнамента. Теоретическое занятие.
Основные сведения о композиции.
Построение композиции в полосе на бумаге.
Построение композиции с различными видами орнамента на фанере.
Городецкая роспись.
Виды композиций. Элементы Городецкой росписи

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
2
2

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и
учебно-методическими материалами и пособиями:

- наборы инструментов для занятий по профильному труду, включающие кисти
(обычные и для клея), ножницы, коврики, индивидуальные доски, и т.д.;
- натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы)
готовых изделий и операций по их изготовлению;
- репродукции картин;
- альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с
содержанием учебной программы;
- видеофильмы, презентации, аудиозаписи;
- оборудование: музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование;
- расходные материалы для ПРОФИЛЬНОГО ТРУДА: клей ПВА, краски (гуашь и
акриловые), пуговицы, соленое тесто, глина, фанера, разные изделия из дерева ,
краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования;
- пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) ;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».