Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Чтение с увлечением 1 В класс 2023-2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

ПРИНЯТА:

УТВЕРЖДАЮ:

на заседании

приказ №

педагогического совета

Директор школы_______________

протокол №____от __________ г.

от _____20

В.В. Кокоткина

Дополнительная общеразвивающая программа
социально – гуманитарной направленности
«Чтение с увлечением»
для учащихся 1в класса

срок реализации программы: 1 год

программу разработала: Андронова Д.А., учитель
начальных классов

г. Светогорск
2023 г.

г.

Пояснительная записка
Нормативно — правовая база конструирования программы
Программа составлена в соответствии с:
•
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 21.07.2014
года) «Об образовании в Российской Федерации»;
•
Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);
•
Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственно
санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. постановления Главного
государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020);
•
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам"
Современное общество является информационным обществом. Чтение — одно из
лучших и наиболее эффективных средств получения нужной информации. Развитие
информационных технологий связано с необходимостью получать актуальные
информационные материалы из различных источников, систематизировать их, определяя
ценность для процесса приобретения — передачи знаний, объем которых постоянно
возрастает. Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой новые
задачи. ФГОС НОО выдвигает в качестве приоритета развития российского образования
задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а
метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности
к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Сегодня очень важно научить школьников элементарным навыкам работы
с информацией: поиском, анализом, обработкой, хранением, использованием и применением
информации в максимально рациональной форме. Единицей информации является текст – по
сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать
с текстом является одним из основополагающих умений для человека.
Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и
основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной
образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками
смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменных формах».
Развитие умений смыслового чтения у младших школьников должно быть направлено
на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте, а
именно – идеи произведения, замысла его автора, оснований поступков героев, причинноследственных связей явлений и событий. Вместе с тем, смысловое чтение художественного
произведения должно обеспечивать включение читателя в эмоциональный настрой текста, в
его эстетическую и нравственную составляющую. Формирование этих навыков легло в основу
программы курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность».
Основными целями интегрированного курса «Чтение с увлечением» являются:
•
развитие интереса у обучающихся к произведениям устного народного
творчества, понимание содержания и идейного смысла сказок, оценивание событий и
поступков героев;
2

•
формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения и
русского языка через игры с буквами и словами;
•
создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся
посредством сказок;
•
духовно-нравственное развитие личности.
Программа определяет ряд задач:
• совершенствовать навыки чтения обучающихся;
• формировать у младших школьников мотивацию к чтению, развивать их устойчивый
и осознанный интерес к чтению сказок;
• знакомить обучающихся с детской книгой как явлением культуры;
• формировать читательские умения, расширять читательский кругозор;
• формировать основы читательской культуры;
• вырабатывать привычку к осознанному чтению, умению применять в процессе
самостоятельного чтения все знания, умения и навыки,
полученные на уроках литературного чтения и русского языка;
• способствовать формированию информационной культуры обучающихся через
разные виды заданий при работе с текстами;
• развивать воображение, литературно-творческие способности и речь первоклассников;
• совершенствовать коммуникативные навыки;
• создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности
каждого ученика;
• формировать стремление ребенка к рассуждению и поиску.
Актуальность программы обуславливается потребностью общества в развитии
духовно-нравственных, эстетических качеств личности человека; формировании социально
активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности с помощью
средств устного народного творчества, а именно русских народных сказок. Произведения
устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение.
Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины,
помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига
человека.
Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка социально –
гуманитарной направленности «Чтение с увлечением» в рамках внеурочной деятельности по
ФГОС. Программа адресована учащимся 7-8 лет.
В 1 классе на реализацию курса «Чтение с увлечением» отводится 1 час в неделю, всего 35
часов. Занятия проводятся во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности.

Учебно тематическое планирование дополнительной общеразвивающей программы
социально – гуманитарной направленности «Чтение с увлечением»

Дата

Тема

04.09.2023

Русская народная

Колич
Форма проведения занятия
Форма
ество
контроля
часов
1
Слушание текста, понимание текста при Устный
его прослушивании; определение
3

сказка «Колобок».

11.09.2023

Русская народная
сказка «Репка».

1

18.09.2023

Русская народная
сказка «Лиса и
журавль».

1

25.09.2023

Русская народная
сказка «Теремок».

1

02.10.2023

Русская народная
сказка
«Рукавичка».

1

09.10.2023

Русская народная
сказка «Лисичка
со скалочкой».

1

16.10.2023

Русская народная
сказка «Лиса и
кувшин».

1

23.10.2023

Русская народная
сказка «Журавль
и цапля».

1

последовательности действий в сказке;
составление из букв названия сказки;
работа с пословицами; рассуждение о
том, что приятная внешность не всегда
соответствует добрым намерениям.
Слушание текста, понимание текста при
его прослушивании; определение
последовательности действий в сказке;
составление из букв названия сказки;
выбор пословицы, отвечающей
идейному содержанию произведения;
отгадывание загадки; оценивание
поступков героев; рассуждение о
коллективизме, семье.
Рассматривание обложки книг;
воспроизведение и анализ содержания
сказки по вопросам; объяснение
значения незнакомых слов;
характеризуют героев сказки;
определение, чему учит сказка;
рассуждение об ответственности за свои
слова и поступки.
Вспоминают содержание сказки;
оценивание поступков героев и их
качества; восстановление имен героев;
составление из букв одного слова новые
слова; определение, соответствуют ли
пословица идейному содержанию
произведения; отгадывание загадок;
рассуждение о доброжелательности,
дружелюбии и гостеприимстве.
Рассматривание обложки книг и
называние героев сказки; называние
глаголов, обозначающих движения
героев сказки; умение дать
характеристику героям по опорным
словам; выполнение коллективно
рисунка; определение, чему учит сказка;
рассуждение о доброжелательности и
гостеприимстве.
Знакомство со сказкой; определение
значения незнакомых слов;
восстановление событий в сказке и
рассказывание сказки по сюжетным
кортикам; образование слова с
помощью перестановки букв;
оценивание поступков героев и
определение их качества; рассуждение о
честности и чувстве справедливости.
Рассматривание обложки книг и
называние героев сказки; распределение
предложений из сказки по порядку;
оценивание поступков героев и
определение их качества; составление
предложений с предложенными
словами; выбор пословиц, которые
относятся к сказке; отгадывание
ребусов; рассуждение о честности и
справедливости.
Знакомство со сказкой; нахождение
среди рисунков те, которые относятся к
сказке; определение с помощью учителя
значения слов и выражений; оценивание
поступков героев и определение их
качества; игра «да - нет»; рассуждение о

опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

4

06.11.2023

Русская народная
сказка «Заюшкина
избушка».

1

13.11.2023

Русская народная
сказка «Петушок
и бобовое
зёрнышко».

1

20.11.2023

Русская народная
сказка
«Снегурушка и
лиса».

1

27.11.2023

Русская народная
сказка «Волк и
семеро козлят».

1

04.12.2023

Русская народная
сказка «Петушок
и жерновцы».

1

11.12.2023

Русская народная
сказка «Три
медведя».

1

18.12.2023

Русская народная
сказка «Петушок
– золотой
гребешок».

1

терпимости и умении жить в согласии.
Рассматривание обложки книг и
называние героев сказки; определение
значения слов; воспроизведение и
анализ содержания сказки по вопросам;
оценивание поступков героев и
определение их качества; определение.
чему учит сказка; рассуждение о
честности и справедливости.
Знакомство со сказкой; определение
последовательности сказки и
воспроизведение ее содержания на
основе сюжетных картинок;
разгадывание загадок; выяснение смысл
пословиц; оценивание поступков героев
и определение их качества; определение
поучительного смысла сказки;
рассуждение о стремлении заботиться
друг о друге, помогать в трудную
минуту.
Знакомство со сказкой; называние
героев сказки по опорным словам;
характеристика героев; объяснение
значения старинных слов и выражений;
рассказывание эпизода из сказки;
называние детенышей животных;
оценивание поступков героев и
определение их качества; разгадывание
ребусов; определение, чему учит сказка;
рассуждение о смелости, умении
помогать в трудной ситуации.
Вспомнить содержание сказки;
нахождение отрывка из сказки,
соответствующего рисунку;
напоминание правил личной
безопасности; работа с обложками книг;
рассуждение о чувстве сопереживания,
о добре и зле.
Знакомство со сказкой; определение
порядка предложений в сказке;
нахождение предложения, которое
относится к картинке; рассуждение и
выделение пословицы, относящийся к
сказке; воспроизведение и анализ
содержания сказки по вопросам;
объяснение значения трудных слов и
выражений; оценивание поступков
героев; определение, чему учить сказка;
рассуждать о доброте и жадности.
Работа по содержанию сказки;
нахождение в словах спрятанные слова,
определение значения слов; выбор из
предложенных выводов те, которые
соответствуют идейному содержанию
произведения; описывание героев,
оценивание их поступков; составление
своего рассказа о том, что могли
увидеть герои сказки в лесу;
рассуждение о бережном отношении ко
всему, умении вести себя в гостях.
Определение сказки по иллюстрации;
объяснение значения старинных слов и
выражений; характеристика героев,
оценивание поступков; называние
правил безопасного поведения, которые

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий
5

25.12.2023

Русская народная
сказка «Лиса и
волк».

1

08.01.2024

Русская народная
сказка «Василиса
– прекрасная»

1

15.01.2024

Русская народная
сказка
«Жихарка».

1

22.01.2024

Русская народная
сказка «Медведь и
лиса».

1

29.01.2024

Русская народная
сказка «Скатерть,
баранчик и сума».

1

05.02.2024

Русская народная
сказка «Несмеянацаревна».

1

19.02.2024

Русская народная
сказка «Гусилебеди».

1

не выполнил петушок; определение,
чему учит сказка; рассуждение о
взаимовыручке, товариществе, помощи
в трудной ситуации.
Вспомнить содержание сказки;
восстанавление последовательности
событий в сказке рассказывание сказки
по сюжетным картинкам; объяснение
значения непонятных слов и
выражений; определение идейного
содержания сказки и нахождение
пословиц, соответствующих замыслу
сказки; игра «Ты согласен, что…»;
рассуждение об отрицательном
отношении к обману и хитрости.
Знакомство с содержанием сказки;
анализ содержания сказки и поступков
героев; определение идейного
содержания пословиц, нахождение тех,
которые соответствуют сказке;
восстановление последовательности в
сказке по сюжетным картинкам;
определение темы занятия по
разгаданному ребусу.
Знакомство со сказкой; объяснение
значения имени Жихарка; анализ
содержания сказки и умение отвечать на
вопросы учителя; характеристика
героев по опорным словам; объяснение
поговорки, характеризующей героя
сказки; определение, чему учит сказка;
рассуждение о смелости, о
справедливости.
Вспомнить содержание сказки;
оценивание поступков героев,
определение их положительных и
отрицательных качеств; объяснение
значения непонятных слов и
выражений; чтение слов и составление
из них предложения; рассуждение об
отрицательном отношении к хитрости
обману
Объяснение названия сказки;
соотнесение слов, названия предметов,
с картинками; рассуждение и выделение
пословиц, относящихся к сказке; выбор
сюжетов, которые соответствуют
рисункам; заполнение ячеек кроссворда
на основе разгадывания ребусов;
определение, чему учит сказка;
рассуждение о справедливости.
Знакомство с содержанием сказки;
работа с обложками книг, определение
героев сказки; объяснение значения
непонятных слов и выражений; анализ
содержания сказки и поступков героев;
рассказывать отрывок из сказки по
сюжетной картинке; выбор из
предложенных ответов верный;
рассуждение о чувстве справедливости
и честности.
Рассматривание обложек книг и
называние героев сказки;
воспроизведение и анализ содержания
сказки по вопросам; восстановление

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий
6

26.02.2024

Русская народная
сказка «Бычок –
смоляной бочок».

1

04.03.2024

Русская народная
сказка «Маша и
медведь».

1

11.03.2024

Русская народная
сказка «Мужик и
медведь».

1

18.03.2024

Русская народная
сказка «Сестрица
Алёнушка и
братец
Иванушка»

1

01.04.2024

Русская народная
сказка «Сивка –
Бурка»

1

08.04.2024

Русская народная
сказка «У страха

1

последовательности событий по
опорным картинкам; называние
вежливых слов, которые встречаются в
сказке, дополнение записи своими
словами; определение, чему учит
сказка; рассуждение о сочувствии и
помощи в трудной ситуации.
Знакомство с содержанием сказки;
анализ содержания сказки и поступков
героев; определение идейного
содержания пословиц, нахождение тех,
которые соответствуют сказке;
восстановление последовательности в
сказке по сюжетным картинкам;
определение темы занятия по
разгаданному ребусу; рассуждение о
справедливости, умение держать слово,
выполнять обещанное.
Рассматривание обложек книг и
называние героев сказки; называние
сказок, в которых действующее лицо –
медведь; воспроизведение и анализ
содержания сказки по вопросам;
объяснение значения трудных слов;
выбор пословицы, которые
соответствует сказке; давать
характеристику герою; определение,
чему учит сказка; рассуждение о
сообразительности и находчивости в
трудных ситуациях
Знакомство со сказкой; определение
смысла пословиц; оценивание
поступков героев и их качеств; работа
по вопросам по содержанию сказки;
объяснение значения слов; строить
предположению по содержанию сказки;
нахождение слова с одинаковым
значением; распутывание путаницы и
чтение слова; рассуждение о таких
качествах, как смекалистость,
находчивость в любых ситуациях.
Определение названия книги;
рассматривание обложки книг и
называние героев сказки; объяснение,
почему имена героев звучат ласково;
анализ содержания сказки и ответы на
вопросы; объяснение значения трудных
слов и выражений; рассуждение и
называние пословиц, которые относятся
к сказке; дорисовывание картинки;
определение, чему учит сказка;
рассуждение о сочувствии и бережном
отношении друг к другу
Знакомство с содержанием сказки;
анализ содержания сказки и поступков
героев; определение идейного
содержания пословиц, нахождение тех,
которые соответствуют сказке;
восстановление последовательности в
сказке по сюжетным картинкам;
определение темы занятия по
разгаданному ребусу.
Знакомство со сказкой ; определение
смысла пословиц; рассматривание
обложки книг и называние героев

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
7

глаза велики».

15.04.2024

Русская народная
сказка «Мальчик с
пальчик».

1

22.04.2024

Русская народная
сказка «Морозко»

1

29.04.2024

Русская народная
сказка «Самое
дорогое».

1

06.05.2024

Русская народная
сказка «Пастушья
дудочка».

1

13.05.2024

Русская народная
сказка «Белая
уточка».

1

сказки; ответы на вопросы по
содержанию сказки; рассказывание
отрывка из сказки по рисунку;
объяснение значения слов, нахождение
слов с одинаковыми значениями;
нахождение главной мысль в тексте;
разгадывание кроссворда; определение,
соответствует ли пословицы идейному
содержанию произведения;
рассуждение о таких качествах
человека, как уверенность в себе,
смелость, отрицательное отношение к
трусости.
Определение названия сказки;
нахождение в отрывке из сказки
родственных слов; рассматривание
обложки книг и называние героя сказки;
объяснение значения трудных слов;
восстановление порядка предложений;
характеристика герою по опорным
словам; соединение поговорки с их
значением; определение, чему учит
сказка; рассуждение об увлажнительном
отношении к старшим.
Знакомство со сказкой; рассматривание
обложки книг и называние героев
сказки; оценивание поступков героев и
их качеств; объяснение значения
непонятных слов и выражений;
дописывание слов в отрывок из сказки;
определение поучительного смысл
пословиц; называние вежливых слов;
рассуждение о доброжелательности,
вежливости, трудолюбии,
отрицательном отношении к злости и
лени.
Определение по обложкам книг, в какой
их них может быть напечатана
предложенная сказка; анализ
содержания сказки и ответы на
вопросы; объяснение значения трудных
слов; рассуждение и называние
пословиц, которые относятся к сказке;
разгадывание кроссворда; определение,
чему учит сказка; рассуждать о
трудолюбии.
Знакомство со сказкой; рассматривание
обложки книг и называние героев
сказки; объяснение значения трудных
слов; дописывание слов в отрывок из
сказки; анализ содержания сказки и
оценивание поступков героев; по
отрывку сказки определение качеств
человека; рассуждение о жадности и
честности.
Рассматривание обложки книг и
называние героев сказки; анализ
содержания сказки и ответы на
вопросы; называние положительных и
отрицательных героев; нахождение в
отрывке из текста повествовательное
предложение; соединение трудных
выражений с их значениями; называние
с опорой на слова, какими должны быть
члены счастливой и дружной семьи;

текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

8

20.05.2024

Русская народная
сказка «Крошечка
- Хаврошечка».

1

27.05.2024

Викторина по
сказкам

1

Итого по разделу:

35

Общее количество часов по
курсу

35

рассуждение и называние пословиц,
которые относятся к сказке;
определение, чему учит сказка;
рассуждение о дружбе и любви к
близким.
Знакомство со сказкой; анализ
содержания сказки, определение
положительных и отрицательных
героев; объяснение значения трудных
слов; определение последовательности
вопросов в соответствии с развитием
событий в сказке; объяснение смысла
пословиц, нахождение тех, которые
соответствуют идейному содержанию
произведения; разгадывание путаницы;
рассуждение о доброте, трудолюбии,
понимании того, что добро побеждает
зло.
Вспомнить названия сказок; называние,
чему учат сказки; классифицирование
пословиц; разгадывание ребусов и
кроссвордов; заполнение листа
самооценки

Устный
опрос,
текущий

Викторина ,
письменный
контроль

Методическое обеспечение программы
Форма обучения – очная
Форма проведения занятий – аудиторная, внеаудиторные занятия
Форма организации занятий – всем составом объединения, в группах или индивидуально
Форма аудиторных занятий – инсценировки, озвучивание, игры, диалоги, исследование
(коллективные, индивидуальные), мини-конференции
Методы проведения занятий – мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевые игры и т.д.
Целесообразно как можно активнее использовать в практической деятельности эффективные
передовые информационно – коммуникативные технологии, технологию развития
критического мышления, не забывая при этом о здоровье сберегающие технологии на
протяжении всего процесса.
Наполняемость объединения – состав 1 «В» класса;
Продолжительность одного занятия – в 1 классе – 35 минут (сентябрь, октябрь);
40 минут (ноябрь – май)
Общая нагрузка в неделю - в 1 классе – 35 минут (сентябрь, октябрь);
40 минут (ноябрь – май)
Основные виды деятельности учащихся:
• выполнение тренировочных заданий и упражнений;
• работа с иллюстрациями, таблицами;
• составление плана;
• самопроверка;
• взаимопроверка;
• самостоятельная работа;
9

• работа в парах, в группах;
Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся по
дополнительной общеразвивающей программе:
Сентябрь, ноябрь, декабрь, март – инсценировки.
Октябрь, январь, февраль, апрель май – выставка, викторина.
Участие в фестивалях дополнительного образования, участие в творческих конкурсах, в
олимпиадах различного уровня; участие в конкурсах и олимпиадах на платформе Учи. Ру;
Учебно-методическое обеспечение:
компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор.
Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы
социально – гуманитарной направленности «Чтение с увлечением»

Воспитательные результаты в 1 классе направлены на достижение 1 уровня. Первый
уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных
нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в
обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
•
формирование целостного взгляда на мир средствами литературных
произведений;
•
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения устного народного
творчества;
•
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
•
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
•
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
•
формирование
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с
другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
•
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, вести поиск средств её осуществления;
•
овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
•
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
•
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
•
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные
•
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
•
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами;
10

•
активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
•
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
•
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
•
овладение
базовыми
предметными
и
межпредметными
понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные
•
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
•
осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
•
активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
•
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
•
слушать и понимать речь других;
•
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера.исполнителя);
•
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных
задач, принимать на себя ответственность за результаты своих ДЕЙСТВИЙ.
Предметные результаты:
•
понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и
нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;
•
осознание значимости чтения для личного развития; формирование
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
формирование потребности в систематическом чтении;
•
достижение
необходимого
для
продолжения
образования
уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий;
•
понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов,
обоснование нравственной оценки поступков героев.
В результате освоения курса «Чтение с увлечением»:
Обучающиеся получат возможность:
•
закрепить умение работать с книгой;
•
закрепить умение работать с текстом;
•
проявить интерес к книге;
•
расширить читательский кругозор;
•
заинтересовать родителей возможностью активно участвовать в развитии
познавательных способностей у своих детей.
Обучающиеся закрепят умение:
•
составлять из букв слова;
•
составлять из слогов слова;
•
использовать буквы слова для того, чтобы составлять новые слова;
•
убирать лишние буквы, чтобы получились слова;
•
определять количество слогов в слове;
•
переставлять буквы в словах для получения новых слов;
•
различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»;
11

•
различать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
•
находить слова, отвечающие на вопросы «что делает?»;
•
восстанавливать слова путём добавления букв;
•
изменять букву, чтобы получилось новое слово;
•
понимать содержание сказки;
•
отвечать на вопросы по содержанию сказки;
•
подбирать другой заголовок к сказке;
•
определять последовательность событий в сказке с использованием рисунков;
•
пересказывать сказки с использованием картинок;
•
восстанавливать порядок предложений в соответствии с текстом;
•
расставлять вопросы к сказке в соответствии с текстом;
•
составлять из слов предложения;
•
восстанавливать текст сказки;
•
находить соответствие между отрывком из сказки и сюжетной картинкой;
•
определять значения слов;
•
соединять слова с их значениями;
•
определять смысл пословиц;
•
выбирать из пословиц те, которые соответствуют сказке;
•
отличать положительные и отрицательные качества героев сказок;
•
анализировать поступки героев сказок и делать вывод о том, как не попасть в
трудные ситуации;
•
разгадывать ребусы;
•
разгадывать кроссворды;
•
дополнять рисунки недостающими предметами;
•
распутывать путаницы и читать полученные слова и предло жения;
•
использовать полученные на уроках литературного чтения и русского языка
знания для выполнения заданий;
•
проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
•
последовательно рассуждать, доказывать;
•
контролировать свою деятельность;
•
оценивать свою работу на занятии

12

Список литературы
1 Буряк М. В., Карышева Е. Н. Чтение с увлечением.1, 2,3,4 класс. Интегрированный
образовательный курс. Методическое пособие с электронным интерактивным
приложением.
2 Буряк М. В., Карышева Е. Н. Чтение с увлечением. 1,2,3,4 класс. Тетрадь для
обучающихся.
3 Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
4 Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986
5 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
6 Вартаньян Э.А Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987
7 Васильев С. Играющие в прятки. – Волгоград, 2005
8 Горбаневский М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 1987
9 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4 – М.: Русский
язык, 1981
10 Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.:
Просвещение, 1980
11 Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова.
12 Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – Просвещение,
1990
13 Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь
русского языка. – М.: Просвещение, 1981
14 Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.. 1987
15 Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. – СПб.: Просвещение,
1992
16 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000
17 Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом
«Литература», 2005
18 Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение. 1989
Материалы для учащихся:
1 Буряк М. В., Карышева Е. Н. Чтение с увлечением. 1,2,3,4 класс. Тетрадь для
обучающихся.
2 Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом
3 «Литература», 2005
4 Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь
5 русского языка. – М.: Просвещение, 1981
6 Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М. 1987
7 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».