Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска» ПРИНЯТА: УТВЕРЖДАЮ: на заседании приказ № педагогического совета Директор школы_______________ протокол №____от __________ г. от _____20 В.В. Кокоткина Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Чтение с увлечением» для учащихся 1в класса срок реализации программы: 1 год программу разработала: Андронова Д.А., учитель начальных классов г. Светогорск 2023 г. г. Пояснительная записка Нормативно — правовая база конструирования программы Программа составлена в соответствии с: • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»; • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р); • Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020); • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Современное общество является информационным обществом. Чтение — одно из лучших и наиболее эффективных средств получения нужной информации. Развитие информационных технологий связано с необходимостью получать актуальные информационные материалы из различных источников, систематизировать их, определяя ценность для процесса приобретения — передачи знаний, объем которых постоянно возрастает. Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой новые задачи. ФГОС НОО выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Сегодня очень важно научить школьников элементарным навыкам работы с информацией: поиском, анализом, обработкой, хранением, использованием и применением информации в максимально рациональной форме. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах». Развитие умений смыслового чтения у младших школьников должно быть направлено на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте, а именно – идеи произведения, замысла его автора, оснований поступков героев, причинноследственных связей явлений и событий. Вместе с тем, смысловое чтение художественного произведения должно обеспечивать включение читателя в эмоциональный настрой текста, в его эстетическую и нравственную составляющую. Формирование этих навыков легло в основу программы курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность». Основными целями интегрированного курса «Чтение с увлечением» являются: • развитие интереса у обучающихся к произведениям устного народного творчества, понимание содержания и идейного смысла сказок, оценивание событий и поступков героев; 2 • формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения и русского языка через игры с буквами и словами; • создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся посредством сказок; • духовно-нравственное развитие личности. Программа определяет ряд задач: • совершенствовать навыки чтения обучающихся; • формировать у младших школьников мотивацию к чтению, развивать их устойчивый и осознанный интерес к чтению сказок; • знакомить обучающихся с детской книгой как явлением культуры; • формировать читательские умения, расширять читательский кругозор; • формировать основы читательской культуры; • вырабатывать привычку к осознанному чтению, умению применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения и русского языка; • способствовать формированию информационной культуры обучающихся через разные виды заданий при работе с текстами; • развивать воображение, литературно-творческие способности и речь первоклассников; • совершенствовать коммуникативные навыки; • создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика; • формировать стремление ребенка к рассуждению и поиску. Актуальность программы обуславливается потребностью общества в развитии духовно-нравственных, эстетических качеств личности человека; формировании социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности с помощью средств устного народного творчества, а именно русских народных сказок. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека. Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка социально – гуманитарной направленности «Чтение с увлечением» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС. Программа адресована учащимся 7-8 лет. В 1 классе на реализацию курса «Чтение с увлечением» отводится 1 час в неделю, всего 35 часов. Занятия проводятся во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности. Учебно тематическое планирование дополнительной общеразвивающей программы социально – гуманитарной направленности «Чтение с увлечением» Дата Тема 04.09.2023 Русская народная Колич Форма проведения занятия Форма ество контроля часов 1 Слушание текста, понимание текста при Устный его прослушивании; определение 3 сказка «Колобок». 11.09.2023 Русская народная сказка «Репка». 1 18.09.2023 Русская народная сказка «Лиса и журавль». 1 25.09.2023 Русская народная сказка «Теремок». 1 02.10.2023 Русская народная сказка «Рукавичка». 1 09.10.2023 Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». 1 16.10.2023 Русская народная сказка «Лиса и кувшин». 1 23.10.2023 Русская народная сказка «Журавль и цапля». 1 последовательности действий в сказке; составление из букв названия сказки; работа с пословицами; рассуждение о том, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям. Слушание текста, понимание текста при его прослушивании; определение последовательности действий в сказке; составление из букв названия сказки; выбор пословицы, отвечающей идейному содержанию произведения; отгадывание загадки; оценивание поступков героев; рассуждение о коллективизме, семье. Рассматривание обложки книг; воспроизведение и анализ содержания сказки по вопросам; объяснение значения незнакомых слов; характеризуют героев сказки; определение, чему учит сказка; рассуждение об ответственности за свои слова и поступки. Вспоминают содержание сказки; оценивание поступков героев и их качества; восстановление имен героев; составление из букв одного слова новые слова; определение, соответствуют ли пословица идейному содержанию произведения; отгадывание загадок; рассуждение о доброжелательности, дружелюбии и гостеприимстве. Рассматривание обложки книг и называние героев сказки; называние глаголов, обозначающих движения героев сказки; умение дать характеристику героям по опорным словам; выполнение коллективно рисунка; определение, чему учит сказка; рассуждение о доброжелательности и гостеприимстве. Знакомство со сказкой; определение значения незнакомых слов; восстановление событий в сказке и рассказывание сказки по сюжетным кортикам; образование слова с помощью перестановки букв; оценивание поступков героев и определение их качества; рассуждение о честности и чувстве справедливости. Рассматривание обложки книг и называние героев сказки; распределение предложений из сказки по порядку; оценивание поступков героев и определение их качества; составление предложений с предложенными словами; выбор пословиц, которые относятся к сказке; отгадывание ребусов; рассуждение о честности и справедливости. Знакомство со сказкой; нахождение среди рисунков те, которые относятся к сказке; определение с помощью учителя значения слов и выражений; оценивание поступков героев и определение их качества; игра «да - нет»; рассуждение о опрос, текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий 4 06.11.2023 Русская народная сказка «Заюшкина избушка». 1 13.11.2023 Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». 1 20.11.2023 Русская народная сказка «Снегурушка и лиса». 1 27.11.2023 Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». 1 04.12.2023 Русская народная сказка «Петушок и жерновцы». 1 11.12.2023 Русская народная сказка «Три медведя». 1 18.12.2023 Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок». 1 терпимости и умении жить в согласии. Рассматривание обложки книг и называние героев сказки; определение значения слов; воспроизведение и анализ содержания сказки по вопросам; оценивание поступков героев и определение их качества; определение. чему учит сказка; рассуждение о честности и справедливости. Знакомство со сказкой; определение последовательности сказки и воспроизведение ее содержания на основе сюжетных картинок; разгадывание загадок; выяснение смысл пословиц; оценивание поступков героев и определение их качества; определение поучительного смысла сказки; рассуждение о стремлении заботиться друг о друге, помогать в трудную минуту. Знакомство со сказкой; называние героев сказки по опорным словам; характеристика героев; объяснение значения старинных слов и выражений; рассказывание эпизода из сказки; называние детенышей животных; оценивание поступков героев и определение их качества; разгадывание ребусов; определение, чему учит сказка; рассуждение о смелости, умении помогать в трудной ситуации. Вспомнить содержание сказки; нахождение отрывка из сказки, соответствующего рисунку; напоминание правил личной безопасности; работа с обложками книг; рассуждение о чувстве сопереживания, о добре и зле. Знакомство со сказкой; определение порядка предложений в сказке; нахождение предложения, которое относится к картинке; рассуждение и выделение пословицы, относящийся к сказке; воспроизведение и анализ содержания сказки по вопросам; объяснение значения трудных слов и выражений; оценивание поступков героев; определение, чему учить сказка; рассуждать о доброте и жадности. Работа по содержанию сказки; нахождение в словах спрятанные слова, определение значения слов; выбор из предложенных выводов те, которые соответствуют идейному содержанию произведения; описывание героев, оценивание их поступков; составление своего рассказа о том, что могли увидеть герои сказки в лесу; рассуждение о бережном отношении ко всему, умении вести себя в гостях. Определение сказки по иллюстрации; объяснение значения старинных слов и выражений; характеристика героев, оценивание поступков; называние правил безопасного поведения, которые Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий 5 25.12.2023 Русская народная сказка «Лиса и волк». 1 08.01.2024 Русская народная сказка «Василиса – прекрасная» 1 15.01.2024 Русская народная сказка «Жихарка». 1 22.01.2024 Русская народная сказка «Медведь и лиса». 1 29.01.2024 Русская народная сказка «Скатерть, баранчик и сума». 1 05.02.2024 Русская народная сказка «Несмеянацаревна». 1 19.02.2024 Русская народная сказка «Гусилебеди». 1 не выполнил петушок; определение, чему учит сказка; рассуждение о взаимовыручке, товариществе, помощи в трудной ситуации. Вспомнить содержание сказки; восстанавление последовательности событий в сказке рассказывание сказки по сюжетным картинкам; объяснение значения непонятных слов и выражений; определение идейного содержания сказки и нахождение пословиц, соответствующих замыслу сказки; игра «Ты согласен, что…»; рассуждение об отрицательном отношении к обману и хитрости. Знакомство с содержанием сказки; анализ содержания сказки и поступков героев; определение идейного содержания пословиц, нахождение тех, которые соответствуют сказке; восстановление последовательности в сказке по сюжетным картинкам; определение темы занятия по разгаданному ребусу. Знакомство со сказкой; объяснение значения имени Жихарка; анализ содержания сказки и умение отвечать на вопросы учителя; характеристика героев по опорным словам; объяснение поговорки, характеризующей героя сказки; определение, чему учит сказка; рассуждение о смелости, о справедливости. Вспомнить содержание сказки; оценивание поступков героев, определение их положительных и отрицательных качеств; объяснение значения непонятных слов и выражений; чтение слов и составление из них предложения; рассуждение об отрицательном отношении к хитрости обману Объяснение названия сказки; соотнесение слов, названия предметов, с картинками; рассуждение и выделение пословиц, относящихся к сказке; выбор сюжетов, которые соответствуют рисункам; заполнение ячеек кроссворда на основе разгадывания ребусов; определение, чему учит сказка; рассуждение о справедливости. Знакомство с содержанием сказки; работа с обложками книг, определение героев сказки; объяснение значения непонятных слов и выражений; анализ содержания сказки и поступков героев; рассказывать отрывок из сказки по сюжетной картинке; выбор из предложенных ответов верный; рассуждение о чувстве справедливости и честности. Рассматривание обложек книг и называние героев сказки; воспроизведение и анализ содержания сказки по вопросам; восстановление Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий 6 26.02.2024 Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок». 1 04.03.2024 Русская народная сказка «Маша и медведь». 1 11.03.2024 Русская народная сказка «Мужик и медведь». 1 18.03.2024 Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 1 01.04.2024 Русская народная сказка «Сивка – Бурка» 1 08.04.2024 Русская народная сказка «У страха 1 последовательности событий по опорным картинкам; называние вежливых слов, которые встречаются в сказке, дополнение записи своими словами; определение, чему учит сказка; рассуждение о сочувствии и помощи в трудной ситуации. Знакомство с содержанием сказки; анализ содержания сказки и поступков героев; определение идейного содержания пословиц, нахождение тех, которые соответствуют сказке; восстановление последовательности в сказке по сюжетным картинкам; определение темы занятия по разгаданному ребусу; рассуждение о справедливости, умение держать слово, выполнять обещанное. Рассматривание обложек книг и называние героев сказки; называние сказок, в которых действующее лицо – медведь; воспроизведение и анализ содержания сказки по вопросам; объяснение значения трудных слов; выбор пословицы, которые соответствует сказке; давать характеристику герою; определение, чему учит сказка; рассуждение о сообразительности и находчивости в трудных ситуациях Знакомство со сказкой; определение смысла пословиц; оценивание поступков героев и их качеств; работа по вопросам по содержанию сказки; объяснение значения слов; строить предположению по содержанию сказки; нахождение слова с одинаковым значением; распутывание путаницы и чтение слова; рассуждение о таких качествах, как смекалистость, находчивость в любых ситуациях. Определение названия книги; рассматривание обложки книг и называние героев сказки; объяснение, почему имена героев звучат ласково; анализ содержания сказки и ответы на вопросы; объяснение значения трудных слов и выражений; рассуждение и называние пословиц, которые относятся к сказке; дорисовывание картинки; определение, чему учит сказка; рассуждение о сочувствии и бережном отношении друг к другу Знакомство с содержанием сказки; анализ содержания сказки и поступков героев; определение идейного содержания пословиц, нахождение тех, которые соответствуют сказке; восстановление последовательности в сказке по сюжетным картинкам; определение темы занятия по разгаданному ребусу. Знакомство со сказкой ; определение смысла пословиц; рассматривание обложки книг и называние героев Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, 7 глаза велики». 15.04.2024 Русская народная сказка «Мальчик с пальчик». 1 22.04.2024 Русская народная сказка «Морозко» 1 29.04.2024 Русская народная сказка «Самое дорогое». 1 06.05.2024 Русская народная сказка «Пастушья дудочка». 1 13.05.2024 Русская народная сказка «Белая уточка». 1 сказки; ответы на вопросы по содержанию сказки; рассказывание отрывка из сказки по рисунку; объяснение значения слов, нахождение слов с одинаковыми значениями; нахождение главной мысль в тексте; разгадывание кроссворда; определение, соответствует ли пословицы идейному содержанию произведения; рассуждение о таких качествах человека, как уверенность в себе, смелость, отрицательное отношение к трусости. Определение названия сказки; нахождение в отрывке из сказки родственных слов; рассматривание обложки книг и называние героя сказки; объяснение значения трудных слов; восстановление порядка предложений; характеристика герою по опорным словам; соединение поговорки с их значением; определение, чему учит сказка; рассуждение об увлажнительном отношении к старшим. Знакомство со сказкой; рассматривание обложки книг и называние героев сказки; оценивание поступков героев и их качеств; объяснение значения непонятных слов и выражений; дописывание слов в отрывок из сказки; определение поучительного смысл пословиц; называние вежливых слов; рассуждение о доброжелательности, вежливости, трудолюбии, отрицательном отношении к злости и лени. Определение по обложкам книг, в какой их них может быть напечатана предложенная сказка; анализ содержания сказки и ответы на вопросы; объяснение значения трудных слов; рассуждение и называние пословиц, которые относятся к сказке; разгадывание кроссворда; определение, чему учит сказка; рассуждать о трудолюбии. Знакомство со сказкой; рассматривание обложки книг и называние героев сказки; объяснение значения трудных слов; дописывание слов в отрывок из сказки; анализ содержания сказки и оценивание поступков героев; по отрывку сказки определение качеств человека; рассуждение о жадности и честности. Рассматривание обложки книг и называние героев сказки; анализ содержания сказки и ответы на вопросы; называние положительных и отрицательных героев; нахождение в отрывке из текста повествовательное предложение; соединение трудных выражений с их значениями; называние с опорой на слова, какими должны быть члены счастливой и дружной семьи; текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий Устный опрос, текущий 8 20.05.2024 Русская народная сказка «Крошечка - Хаврошечка». 1 27.05.2024 Викторина по сказкам 1 Итого по разделу: 35 Общее количество часов по курсу 35 рассуждение и называние пословиц, которые относятся к сказке; определение, чему учит сказка; рассуждение о дружбе и любви к близким. Знакомство со сказкой; анализ содержания сказки, определение положительных и отрицательных героев; объяснение значения трудных слов; определение последовательности вопросов в соответствии с развитием событий в сказке; объяснение смысла пословиц, нахождение тех, которые соответствуют идейному содержанию произведения; разгадывание путаницы; рассуждение о доброте, трудолюбии, понимании того, что добро побеждает зло. Вспомнить названия сказок; называние, чему учат сказки; классифицирование пословиц; разгадывание ребусов и кроссвордов; заполнение листа самооценки Устный опрос, текущий Викторина , письменный контроль Методическое обеспечение программы Форма обучения – очная Форма проведения занятий – аудиторная, внеаудиторные занятия Форма организации занятий – всем составом объединения, в группах или индивидуально Форма аудиторных занятий – инсценировки, озвучивание, игры, диалоги, исследование (коллективные, индивидуальные), мини-конференции Методы проведения занятий – мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевые игры и т.д. Целесообразно как можно активнее использовать в практической деятельности эффективные передовые информационно – коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления, не забывая при этом о здоровье сберегающие технологии на протяжении всего процесса. Наполняемость объединения – состав 1 «В» класса; Продолжительность одного занятия – в 1 классе – 35 минут (сентябрь, октябрь); 40 минут (ноябрь – май) Общая нагрузка в неделю - в 1 классе – 35 минут (сентябрь, октябрь); 40 минут (ноябрь – май) Основные виды деятельности учащихся: • выполнение тренировочных заданий и упражнений; • работа с иллюстрациями, таблицами; • составление плана; • самопроверка; • взаимопроверка; • самостоятельная работа; 9 • работа в парах, в группах; Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся по дополнительной общеразвивающей программе: Сентябрь, ноябрь, декабрь, март – инсценировки. Октябрь, январь, февраль, апрель май – выставка, викторина. Участие в фестивалях дополнительного образования, участие в творческих конкурсах, в олимпиадах различного уровня; участие в конкурсах и олимпиадах на платформе Учи. Ру; Учебно-методическое обеспечение: компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы социально – гуманитарной направленности «Чтение с увлечением» Воспитательные результаты в 1 классе направлены на достижение 1 уровня. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: • формирование целостного взгляда на мир средствами литературных произведений; • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения устного народного творчества; • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; • восприятие литературного произведения как особого вида искусства; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Метапредметные результаты: Регулятивные • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления; • овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; • учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; 10 • активное использование речевых средств для решения познавательных задач; • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Коммуникативные • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; • активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); • слушать и понимать речь других; • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера.исполнителя); • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих ДЕЙСТВИЙ. Предметные результаты: • понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе; • осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; • понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев. В результате освоения курса «Чтение с увлечением»: Обучающиеся получат возможность: • закрепить умение работать с книгой; • закрепить умение работать с текстом; • проявить интерес к книге; • расширить читательский кругозор; • заинтересовать родителей возможностью активно участвовать в развитии познавательных способностей у своих детей. Обучающиеся закрепят умение: • составлять из букв слова; • составлять из слогов слова; • использовать буквы слова для того, чтобы составлять новые слова; • убирать лишние буквы, чтобы получились слова; • определять количество слогов в слове; • переставлять буквы в словах для получения новых слов; • различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»; 11 • различать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; • находить слова, отвечающие на вопросы «что делает?»; • восстанавливать слова путём добавления букв; • изменять букву, чтобы получилось новое слово; • понимать содержание сказки; • отвечать на вопросы по содержанию сказки; • подбирать другой заголовок к сказке; • определять последовательность событий в сказке с использованием рисунков; • пересказывать сказки с использованием картинок; • восстанавливать порядок предложений в соответствии с текстом; • расставлять вопросы к сказке в соответствии с текстом; • составлять из слов предложения; • восстанавливать текст сказки; • находить соответствие между отрывком из сказки и сюжетной картинкой; • определять значения слов; • соединять слова с их значениями; • определять смысл пословиц; • выбирать из пословиц те, которые соответствуют сказке; • отличать положительные и отрицательные качества героев сказок; • анализировать поступки героев сказок и делать вывод о том, как не попасть в трудные ситуации; • разгадывать ребусы; • разгадывать кроссворды; • дополнять рисунки недостающими предметами; • распутывать путаницы и читать полученные слова и предло жения; • использовать полученные на уроках литературного чтения и русского языка знания для выполнения заданий; • проявлять самостоятельность при выполнении заданий; • последовательно рассуждать, доказывать; • контролировать свою деятельность; • оценивать свою работу на занятии 12 Список литературы 1 Буряк М. В., Карышева Е. Н. Чтение с увлечением.1, 2,3,4 класс. Интегрированный образовательный курс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. 2 Буряк М. В., Карышева Е. Н. Чтение с увлечением. 1,2,3,4 класс. Тетрадь для обучающихся. 3 Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980 4 Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986 5 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD). 6 Вартаньян Э.А Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987 7 Васильев С. Играющие в прятки. – Волгоград, 2005 8 Горбаневский М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 1987 9 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4 – М.: Русский язык, 1981 10 Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980 11 Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. 12 Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – Просвещение, 1990 13 Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1981 14 Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.. 1987 15 Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. – СПб.: Просвещение, 1992 16 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000 17 Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005 18 Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение. 1989 Материалы для учащихся: 1 Буряк М. В., Карышева Е. Н. Чтение с увлечением. 1,2,3,4 класс. Тетрадь для обучающихся. 2 Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом 3 «Литература», 2005 4 Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь 5 русского языка. – М.: Просвещение, 1981 6 Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М. 1987 7 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD). 13