Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Орфограммка 2023-2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

ПРИНЯТА:

УТВЕРЖДАЮ:

на заседании

приказ №______от 20 г.

педагогического совета

Директор школы_______

протокол №____от________г.

В.В. Кокоткина

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Орфограммка»

срок реализации программы: 1 год

программу разработала:
Ипатова Юлия Александровна,
учитель русского языка

г. Светогорск
2023 г.

Пояснительная записка
Нормативно-правовая база конструирования программы
Программа составлена в соответствии с:
•

Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред.
21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»;

•

Концепцией

развития

дополнительного

образования

детей

(утверждена

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года
№ 1726-р);
•

Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения. отдыха
и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного
государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в
ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от
28.09.2020):

•

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
N196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Цель и задачи

Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся.
Задачи курса:
1. Образовательные: повторить с учащимися основной теоретический материал по
орфографии, фонетике, морфемике за курс русского языка 5 класса; систематизировать
и обобщить полученные знания; совершенствовать орфографические, лингвистические и
коммуникативные навыки учащихся; познакомить с историей письменности и правилами
русского правописания приставок и корней.
2. Развивающие: развивать языковые компетенции учащихся (орфографические
нормы), обеспечивающие свободное владение русским литературным языком; развивать
потребность в речевом самосовершенствовании; прививать любовь к чтению;
3. Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, его истории.
Актуальность и практическая значимость, направленность

Актуальность программы обусловлена тем, что она позволяет устранить
противоречия

между

требованиями

программы

и

потребностями

учащихся

в

дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике;
актуализирует потребности учащихся в реализации своего творческого потенциала.
Изучение языка, особенно грамматики и синтаксиса, играет очень важную роль в
развитии мышления учащихся. Но, к сожалению, на практике мы сталкиваемся с такой
проблемой, как пробелы в знаниях обучающихся, которая препятствует получению
дальнейших полноценных знаний. Поэтому актуальными являются дополнительно
отведённые учебные часы для повторения и закрепления ранее изученного материала. Для
этой цели можно использовать факультатив.
Возрастные особенности учащихся, которым адресована программа с указанием
минимального возраста детей для зачисления на обучение
Программа предназначена для учеников 6 класса (минимальный возраст для
зачисления на обучение – 12 лет).
Курс «Орфограммка» направлен на формирование орфографической грамотности
учащихся, развитие орфографической зоркости. Он связан с программой по русскому
языку, расширяет и систематизирует теоретические сведения по орфографии, фонетике,
морфемике за 5-6 классы.
Программа курса позволит учащимся углубить знания по данному предмету,
закрепить практические умения и навыки, поможет

подготовиться к успешному

написанию контрольных работ, олимпиадам, ГИА по русскому языку.
Основное внимание в программе курса уделяется правописанию корней и
приставок, предупреждению орфографических ошибок, развитию навыков и умений
самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Программа курса
основана на историческом подходе к слову, его истокам.
Курс имеет практико-ориентированный характер. Занятия курса построены на
чередовании теоретических заданий с практическими. Учащиеся проводят исследования,
эксперименты, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться
справочной литературой и словарями, составлять планы, самоинструкции к правилам,
делать выводы.
Большое значение в формировании навыков грамотного письма играет чтение. Ведь
если дети плохие читатели, они обязательно безграмотны. Важно заинтересовать учащихся
чтением книг. Закрепление изученного материала на занятиях курса основано на работе с

отдельными предложениями, отрывками из произведений русской и зарубежной
литературы.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один год. Количество часов в год - 36, 1 час в неделю.

Календарно-тематическое планирование
Дата

Тема

Количество

Форма

Форма

часов

проведения

контроля

занятия
5.09.2023

12.09.2023

19.09.2023

26.09.2023

03.10.2023

10.10.2023
17.10.2023

24.10.2023
07.11.2023
14.11.2023

Лингвистическая
викторина (по следам
занятий в 5 классе)
Правописание
безударных гласных,
проверяемых ударной
позицией, в корне слова
Правописание
согласных,
проверяемых сильной
позицией, в корне
слова.
Правописание
чередующихся гласных
в корне слова.
Правописание
чередующихся гласных
в корне слова.
О, Е,Ё после шипящих
и ц в корне слова
Приставки с
традиционным
написанием, приставки,
оканчивающиеся на з и
с.
Приставки пре-/при-.

1

Лекция

-

1

Лекция

-

1

Лекция

-

1

Лекция

-

1

Лекция

-

1

Лекция

-

1

Лекция

-

1

Лекция

-

Правописание личных
окончаний глагола.
Употребление мягкого
знака в глагольных
формах.

1

Лекция

-

1

Лекция

-

21.11.2023

28.11.2023

05.12.2023

12.12.2023

19.12.2023

26.12.2023

09.01.2024

16.01.2024

23.01.2024

30.01.2024

06.02.2024
13.02.2024

Правописание
суффиксов
глаголов -ова- (-ева-), ыва- (ива-), гласной
перед ударным
суффиксом -ва-.
Слитные и дефисные
написания сложных
имён существительных.
Слитные и дефисные
написания сложных
имён существительных.
Слитные и дефисные
написания имён
прилагательных.
Слитные и дефисные
написания имён
прилагательных.
Слитные и раздельные
написания имён
числительных.
Слитные, раздельные и
дефисные написания
неопределённых и
отрицательных
местоимений.
Слитные, раздельные и
дефисные написания
неопределённых и
отрицательных
местоимений.
Слитные и раздельные
написание наречий,
образованных от имен
существительных.
Слитные и раздельные
написание наречий,
образованных от имен
существительных.
Дефисное написание
наречий.
Дефисное написание
наречий.

1

Лекция

-

1

Лекция

-

1

Практическая

-

работа
1

Лекция

-

1

Практическая

-

работа
1

Практическая

-

работа
1

Лекция

-

1

Практическая

-

работа

1

Лекция

-

1

Практическая

-

работа

1

Лекция

-

1

Практическая

-

работа

20.02.2024

27.02.2024

05.03.2024

12.03.2024

19.03.2024

09.04.2024

16.04.2024

23.04.2024

Употребление Н и НН в
полных формах
отыменных имён
прилагательных.
Употребление Н и НН в
полных формах
отыменных имён
прилагательных.
Употребление Н и НН в
именах
существительных.
Употребление Н и НН в
именах
существительных.
Слитное написание НЕ
со словами, не
употребляющимися без
НЕ.
Слитное написание НЕ
со словами, не
употребляющимися без
НЕ.
Написание не с
именами
существительными,
прилагательными.
Написание не с
именами
существительными,
прилагательными.
Написание не с
причастиями.
НЕ с наречиями.

1

Лекция

-

1

Практическая

-

работа

1

Лекция

-

1

Практическая

-

работа
1

Лекция

-

1

Практическая

-

работа

1

Лекция

-

1

Практическая

-

работа

1

Лекция

-

1

Лекция

-

1

Лекция

-

21.05.2024

Правописание
предлогов.
Правописание союзов.

1

Лекция

-

28.05.2024

Итоговое занятие

1

Викторина

-

30.04.2024
07.05.2024
14.05.2024

Содержание программы
Тема 1. Вводный урок (1 ч.)
Тема 2. Правописание гласных и согласных корня (7 ч.)

Проверяемые орфограммы в корне слова на слух и зрительно, правильное написание путём
подбора однокоренных слов. Правописание слов с чередующимися гласными, условия
выбора гласной в корнях с чередованием. Безошибочное написание согласных в корнях
слов. Объяснение выбора букв о-ё после шипящих в корнях слов.
Тема 2. Правописание приставок (2 ч.)
Безошибочное определение трёх групп приставок в зависимости от их правописания.
Семантическая основа выбора написания приставок при- и преТема 3. Правописание форм глагола (5 ч)
Правильное написание гласной в безударных личных окончаниях глагола. Условия выбора
буквы «мягкий знак» и правильное применение правила. Применение способов действия по
написанию суффиксов глаголов, суффиксов причастий и условий их употребления.
Применение правил написания гласной перед суффиксом страдательного причастия
прошедшего времени на практике.
Тема 4. Слитное, раздельное и дефисное написание сложных слов (8 ч.)
Условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных,
применение правила при написании. Определение словообразовательной основы сложных
прилагательных, применение правила употребления дефиса в сложных прилагательных на
практике, приведение примеров, грамотное употребление дефиса на письме. Объяснение
выбора слитного и раздельного написания числительных, применение способа определения
слитного или раздельного написания слов. Применение правила, связанного со слитным,
раздельным и дефисным написанием неопределённых и отрицательных местоимений на
письме, объяснение в тексте и самостоятельный подбор примеров слов с данной
орфограммой. Объяснение выбора слитного и раздельного написания наречий, применение
способов определения слитного или раздельного написания слов. Объяснение выбора
слитного и раздельного написания наречий, применение способа определения слитного или
раздельного написания слов-наречий. Применение правила дефисного написания наречий.
Тема 5. Правописание Н и НН в различных частях речи (4 ч.)
Безошибочное определение условия выбора одной и двух Н в суффиксах полных
отыменных прилагательных. Правильное написание слов с Н и НН, определение условия
выбора одной и двух букв «Н». Определение условия выбора одной и двух Н в суффиксах
в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, отличительные
особенности омонимичных форм. Условия выбора одной и двух Н в суффиксах имен
существительных.
Тема 6. Правописание НЕ с разными частями речи (6 ч.)

Применение правила слитного написания НЕ со словами, не употребляющимися без НЕ на
практике, приведение примеров, опознание в тексте соответствующих словоформ,
грамотное употребление данных словоформ в собственных письменных работах.
Определение условий всегда раздельного написания НЕ со словами определённых частей
речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями. Объяснение условий выбора
слитного или раздельного написания не с именами существительными, прилагательными.
Применение правила написания НЕ с причастиями на практике, приведение собственных
примеров, грамотное употребление причастий с не на письме. Объяснение условия выбора
слитного или раздельного написания НЕ с наречиями, применение данного правила при
написании.
Тема 7. Правописание служебных частей речи (2 ч.)
Определение написания производных и непроизводных предлогов и безошибочное
написание их. Опознавание союзов и безошибочное написание их.
Тема 8. Итоговое занятие «Орфография в нашей жизни» (1.ч.)
Методическое обеспечение программы
Формы организации учебного процесса: лекции, защита рефератов, практические
работы, самостоятельные работы, итоговая конференция.
Средства обучения:
1. Учебники русского языка
2. Методические пособия
3. Раздаточные материалы
4. Орфографические, орфоэпические, морфемные и толковые словари
5. Использование системы «Интернет»
Форма обучения: очная.
Форма организации деятельности: групповая.
Нагрузка в неделю: 1 час.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы
Предметные результаты:
Ученик научится:
•

находить в словах изученные орфограммы;

•

находить орфографические ошибки и исправлять их;

•

правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5,6
классах;

•

пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми
словарями.

Ученик получит возможность научиться:
•

обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих
слов;

•

объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное
написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем;

•

владеть приемом поморфемного письма;

•

разрешать орфографические затруднения с помощью словаря;

•

анализировать и исправлять речевые ошибки (оп теме занятия);

•

проводить этимологический анализ слов с помощью словарей;

•

определять принцип написания отдельных частей речи
(существительных,

•

прилагательных, наречий и т. д

составлять свои задания по темам курса.

Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
•

самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

•

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

•

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;

•

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:
•

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);

•

пользоваться словарями, справочниками;

•

осуществлять анализ и синтез;

•

устанавливать причинно-следственные связи;

•

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:
•

адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

•

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

•

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;

•

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

•

задавать вопросы.

Личностные результаты:
•

умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

•

умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;

•

умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;

•

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

•

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

•

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

•

интерес к изучению языка;

•

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Срок реализации программы – 1 год.
Список литературы
1. ФГОС: основное общее образование // ФГОС.- М.: Просвещение, 2008.
2. Баранов. М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. «Программа по русскому языку
к учебникам для 5-9 классов»,- М.: Просвещение, 2010 .
3. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. и др .Русский язык. Рабочие
программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.
Тростенцовой и других. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений — М.: Просвещение, 2011.
4. Бабайцева В.В.. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000.
№1.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».