Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска» ПРИНЯТА: УТВЕРЖДАЮ: на заседании приказ №______от 20 г. педагогического совета Директор школы_______ протокол №____от________г. В.В. Кокоткина Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Орфограммка» срок реализации программы: 1 год программу разработала: Ипатова Юлия Александровна, учитель русского языка г. Светогорск 2023 г. Пояснительная записка Нормативно-правовая база конструирования программы Программа составлена в соответствии с: • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. 21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»; • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р); • Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения. отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020): • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Цель и задачи Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся. Задачи курса: 1. Образовательные: повторить с учащимися основной теоретический материал по орфографии, фонетике, морфемике за курс русского языка 5 класса; систематизировать и обобщить полученные знания; совершенствовать орфографические, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся; познакомить с историей письменности и правилами русского правописания приставок и корней. 2. Развивающие: развивать языковые компетенции учащихся (орфографические нормы), обеспечивающие свободное владение русским литературным языком; развивать потребность в речевом самосовершенствовании; прививать любовь к чтению; 3. Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, его истории. Актуальность и практическая значимость, направленность Актуальность программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; актуализирует потребности учащихся в реализации своего творческого потенциала. Изучение языка, особенно грамматики и синтаксиса, играет очень важную роль в развитии мышления учащихся. Но, к сожалению, на практике мы сталкиваемся с такой проблемой, как пробелы в знаниях обучающихся, которая препятствует получению дальнейших полноценных знаний. Поэтому актуальными являются дополнительно отведённые учебные часы для повторения и закрепления ранее изученного материала. Для этой цели можно использовать факультатив. Возрастные особенности учащихся, которым адресована программа с указанием минимального возраста детей для зачисления на обучение Программа предназначена для учеников 6 класса (минимальный возраст для зачисления на обучение – 12 лет). Курс «Орфограммка» направлен на формирование орфографической грамотности учащихся, развитие орфографической зоркости. Он связан с программой по русскому языку, расширяет и систематизирует теоретические сведения по орфографии, фонетике, морфемике за 5-6 классы. Программа курса позволит учащимся углубить знания по данному предмету, закрепить практические умения и навыки, поможет подготовиться к успешному написанию контрольных работ, олимпиадам, ГИА по русскому языку. Основное внимание в программе курса уделяется правописанию корней и приставок, предупреждению орфографических ошибок, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Программа курса основана на историческом подходе к слову, его истокам. Курс имеет практико-ориентированный характер. Занятия курса построены на чередовании теоретических заданий с практическими. Учащиеся проводят исследования, эксперименты, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой и словарями, составлять планы, самоинструкции к правилам, делать выводы. Большое значение в формировании навыков грамотного письма играет чтение. Ведь если дети плохие читатели, они обязательно безграмотны. Важно заинтересовать учащихся чтением книг. Закрепление изученного материала на занятиях курса основано на работе с отдельными предложениями, отрывками из произведений русской и зарубежной литературы. Сроки реализации программы Программа рассчитана на один год. Количество часов в год - 36, 1 час в неделю. Календарно-тематическое планирование Дата Тема Количество Форма Форма часов проведения контроля занятия 5.09.2023 12.09.2023 19.09.2023 26.09.2023 03.10.2023 10.10.2023 17.10.2023 24.10.2023 07.11.2023 14.11.2023 Лингвистическая викторина (по следам занятий в 5 классе) Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание чередующихся гласных в корне слова. Правописание чередующихся гласных в корне слова. О, Е,Ё после шипящих и ц в корне слова Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с. Приставки пре-/при-. 1 Лекция - 1 Лекция - 1 Лекция - 1 Лекция - 1 Лекция - 1 Лекция - 1 Лекция - 1 Лекция - Правописание личных окончаний глагола. Употребление мягкого знака в глагольных формах. 1 Лекция - 1 Лекция - 21.11.2023 28.11.2023 05.12.2023 12.12.2023 19.12.2023 26.12.2023 09.01.2024 16.01.2024 23.01.2024 30.01.2024 06.02.2024 13.02.2024 Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), ыва- (ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-. Слитные и дефисные написания сложных имён существительных. Слитные и дефисные написания сложных имён существительных. Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Слитные и раздельные написания имён числительных. Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений. Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений. Слитные и раздельные написание наречий, образованных от имен существительных. Слитные и раздельные написание наречий, образованных от имен существительных. Дефисное написание наречий. Дефисное написание наречий. 1 Лекция - 1 Лекция - 1 Практическая - работа 1 Лекция - 1 Практическая - работа 1 Практическая - работа 1 Лекция - 1 Практическая - работа 1 Лекция - 1 Практическая - работа 1 Лекция - 1 Практическая - работа 20.02.2024 27.02.2024 05.03.2024 12.03.2024 19.03.2024 09.04.2024 16.04.2024 23.04.2024 Употребление Н и НН в полных формах отыменных имён прилагательных. Употребление Н и НН в полных формах отыменных имён прилагательных. Употребление Н и НН в именах существительных. Употребление Н и НН в именах существительных. Слитное написание НЕ со словами, не употребляющимися без НЕ. Слитное написание НЕ со словами, не употребляющимися без НЕ. Написание не с именами существительными, прилагательными. Написание не с именами существительными, прилагательными. Написание не с причастиями. НЕ с наречиями. 1 Лекция - 1 Практическая - работа 1 Лекция - 1 Практическая - работа 1 Лекция - 1 Практическая - работа 1 Лекция - 1 Практическая - работа 1 Лекция - 1 Лекция - 1 Лекция - 21.05.2024 Правописание предлогов. Правописание союзов. 1 Лекция - 28.05.2024 Итоговое занятие 1 Викторина - 30.04.2024 07.05.2024 14.05.2024 Содержание программы Тема 1. Вводный урок (1 ч.) Тема 2. Правописание гласных и согласных корня (7 ч.) Проверяемые орфограммы в корне слова на слух и зрительно, правильное написание путём подбора однокоренных слов. Правописание слов с чередующимися гласными, условия выбора гласной в корнях с чередованием. Безошибочное написание согласных в корнях слов. Объяснение выбора букв о-ё после шипящих в корнях слов. Тема 2. Правописание приставок (2 ч.) Безошибочное определение трёх групп приставок в зависимости от их правописания. Семантическая основа выбора написания приставок при- и преТема 3. Правописание форм глагола (5 ч) Правильное написание гласной в безударных личных окончаниях глагола. Условия выбора буквы «мягкий знак» и правильное применение правила. Применение способов действия по написанию суффиксов глаголов, суффиксов причастий и условий их употребления. Применение правил написания гласной перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени на практике. Тема 4. Слитное, раздельное и дефисное написание сложных слов (8 ч.) Условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных, применение правила при написании. Определение словообразовательной основы сложных прилагательных, применение правила употребления дефиса в сложных прилагательных на практике, приведение примеров, грамотное употребление дефиса на письме. Объяснение выбора слитного и раздельного написания числительных, применение способа определения слитного или раздельного написания слов. Применение правила, связанного со слитным, раздельным и дефисным написанием неопределённых и отрицательных местоимений на письме, объяснение в тексте и самостоятельный подбор примеров слов с данной орфограммой. Объяснение выбора слитного и раздельного написания наречий, применение способов определения слитного или раздельного написания слов. Объяснение выбора слитного и раздельного написания наречий, применение способа определения слитного или раздельного написания слов-наречий. Применение правила дефисного написания наречий. Тема 5. Правописание Н и НН в различных частях речи (4 ч.) Безошибочное определение условия выбора одной и двух Н в суффиксах полных отыменных прилагательных. Правильное написание слов с Н и НН, определение условия выбора одной и двух букв «Н». Определение условия выбора одной и двух Н в суффиксах в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, отличительные особенности омонимичных форм. Условия выбора одной и двух Н в суффиксах имен существительных. Тема 6. Правописание НЕ с разными частями речи (6 ч.) Применение правила слитного написания НЕ со словами, не употребляющимися без НЕ на практике, приведение примеров, опознание в тексте соответствующих словоформ, грамотное употребление данных словоформ в собственных письменных работах. Определение условий всегда раздельного написания НЕ со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями. Объяснение условий выбора слитного или раздельного написания не с именами существительными, прилагательными. Применение правила написания НЕ с причастиями на практике, приведение собственных примеров, грамотное употребление причастий с не на письме. Объяснение условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с наречиями, применение данного правила при написании. Тема 7. Правописание служебных частей речи (2 ч.) Определение написания производных и непроизводных предлогов и безошибочное написание их. Опознавание союзов и безошибочное написание их. Тема 8. Итоговое занятие «Орфография в нашей жизни» (1.ч.) Методическое обеспечение программы Формы организации учебного процесса: лекции, защита рефератов, практические работы, самостоятельные работы, итоговая конференция. Средства обучения: 1. Учебники русского языка 2. Методические пособия 3. Раздаточные материалы 4. Орфографические, орфоэпические, морфемные и толковые словари 5. Использование системы «Интернет» Форма обучения: очная. Форма организации деятельности: групповая. Нагрузка в неделю: 1 час. Продолжительность занятия: 45 минут. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы Предметные результаты: Ученик научится: • находить в словах изученные орфограммы; • находить орфографические ошибки и исправлять их; • правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5,6 классах; • пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями. Ученик получит возможность научиться: • обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; • объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; • владеть приемом поморфемного письма; • разрешать орфографические затруднения с помощью словаря; • анализировать и исправлять речевые ошибки (оп теме занятия); • проводить этимологический анализ слов с помощью словарей; • определять принцип написания отдельных частей речи (существительных, • прилагательных, наречий и т. д составлять свои задания по темам курса. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: • самостоятельно формулировать тему и цели занятия; • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); • пользоваться словарями, справочниками; • осуществлять анализ и синтез; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения; Коммуникативные УУД: • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. • высказывать и обосновывать свою точку зрения; • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • задавать вопросы. Личностные результаты: • умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; • умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; • интерес к изучению языка; • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Срок реализации программы – 1 год. Список литературы 1. ФГОС: основное общее образование // ФГОС.- М.: Просвещение, 2008. 2. Баранов. М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов»,- М.: Просвещение, 2010 . 3. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. и др .Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений — М.: Просвещение, 2011. 4. Бабайцева В.В.. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.