Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Занимательное страноведение 2023-2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

ПРИНЯТА:

УТВЕРЖДАЮ:

на заседании

приказ №______от 20 г.

педагогического совета

Директор школы_______

протокол №____от________г.

В.В. Кокоткина

Дополнительная общеразвивающая программа
социально - гуманитарной направленности
«Занимательное страноведение»

срок реализации программы: 1 год

программу разработала: Викентьева Мария
Дмитриевна, учитель географии

г. Светогорск
2023 г.

Пояснительная записка
Нормативно-правовая база конструирования программы
Программа составлена в соответствии с:
•

Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред.
21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»;

•

Концепцией

развития

дополнительного

образования

детей

(утверждена

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года
№ 1726-р);
•

Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения. отдыха
и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного
государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в
ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от
28.09.2020):

•

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
N196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Цель и задачи

К задачам курса относится создание географических образов различных территорий
Земли – природных комплексов и стран. Для обучающих получающих среднее образование,
это единственная возможность приобрести хотя бы минимальный объем знаний о странах,
отказаться от узко националистических предубеждений и научится терпимо относится к
особенностям быта, культуры, религии разных народов. Тем самым осуществляется
географическая и психологическая подготовка школьников к возможным в перспективе
культурным, деловым и прочим контактам, с людьми, проживающим в странах дальнего и
ближнего зарубежья.
Основная цель курса – создание у обучающихся целостное представление о Земле
как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и поселения, ознакомить их со
странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и
представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи,
что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе,
международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о
роли природных условий в жизни людей.

Исходя из этого, формируются следующие задачи:
•

Углубление и расширение по страноведческой географии.

•

Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к
окружающему миру.

•

Вовлечение обучающихся в активную практическую деятельность по изучению
стран.

•

Оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения
стран.

•

Оценка уровня социально-экономического развития стран через систему
показателей.

•

Воспитание бережного отношения к природе, международного сотрудничества в
решении проблем окружающей среды.
Актуальность и практическая значимость, направленность

Данный курс является актуальным, т.к. даёт учащимся представление о странах, их
истории, политической, экономической, культурной жизни.
В настоящее время в мире расширяются экономические, деловые и культурные
контакты разных стран. Из-за этого становится необходимым диалог культур народов мира,
где важно умение оценивать другую культуру с позиций ценностей и норм собственной,
выявлять сходства и различия и проявлять толерантность, признавая возможность
сосуществования
соприкосновения
разногласий.

различных
для

культур

в

поликультурном

взаимовыгодного

мире,

сотрудничества

находить
и

точки

преодоления

Отличительной чертой диалога культур является переход обучающихся от

мышления к активной деятельности. Диалог культур должен стать процессом и целью всей
сознательной жизни и деятельности современного поликультурного общества.
Именно кружковая работа путём применения стратегий говорения позволяет
развивать социокультурную компетенцию, её суть - способность к диалогу культур.
Возрастные особенности учащихся, которым адресована программа с указанием
минимального возраста детей для зачисления на обучение
Программа предназначена для учеников 7 класса (минимальный возраст для
зачисления на обучение – 13 лет).
Седьмой класс – это время полового созревания и ускорения физического развития.
Этот период - время больших возможностей и больших опасностей. Ребенок как бы заново

знакомится с собой, что во многом связано с происходящими физическими изменениями,
ощущениями собственных новых возможностей.
Главная задача взрослых в этот период – сделать так, чтобы подросток понимал, что
с ним происходит, и осознанно решал встающие перед ним проблемы. В этом возрасте
важно укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения, развить
представление о себе, помочь ему улучшить отношения со сверстниками.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один год. Количество часов в год - 36, 1 час в неделю.

Календарно-тематическое планирование
Дата

Тема

Количество

Форма

Форма

часов

проведения

контроля

занятия
5.09.2023

Общий обзор стран

1

Лекция

-

Мира
12.09.2023

Азия. Общий обзор

1

Лекция

-

19.09.2023

Жемчужины

1

Защита

Творческая

рефератов

работа

1

Лекция

-

Персидского залива
26.09.2023

Непал. Королевство у
подножия Эвереста

3.10.2023

Индия

1

Лекция

-

10.10.2023

Сянган (Гонконг)

1

Лекция

-

17.10.2023

Европа. Общий обзор

1

Лекция

-

24.10.2023

Прогулки по Парижу

1

Выставка

Творческая
работа

7.11.2023

Лазурный берег

1

Лекция

-

14.11.2023

Город на сваях -

1

Лекция

-

1

Лекция

-

Амстердам
21.11.2023

Мальта – остров
сокровищ

28.11.2023

Встреча с Канарами

1

Лекция

-

5.12.2023

Княжество Монако

1

Лекция

-

12.12.2023

Венеция

1

Практическая

-

работа
19.12.2023

Прага

1

Лекция

-

26.12.2023

Рим. Где родилась

1

Защита

Творческая

Афродита? Кипр

рефератов

работа

Достопримечательности 1

Викторина

Творческая

9.01.2024

Европы и Азии

работа

16.01.2024

Америка. Общий обзор

1

Лекция

-

23.01.2024

Канада, Ниагара

1

Лекция

-

30.01.2024

США - Мамонтова

1

Самостоятельная -

Пещера
6.02.2024

Йеллоустонский

работа
Защита

Творческая

рефератов

работа

1

Лекция

-

1

Практическая

-

1

национальный парк
13.02.2024

Калифорнийская
долина

20.02.2024

Города - гиганты

работа
27.02.2024

Амазония

5.03.2024

Достопримечательности 1

1

Лекция

-

Викторина

Творческая

Америки

работа

12.03.2024

Африка. Общий обзор

1

Лекция

-

19.03.2024

Египет

1

Лекция

-

9.04.2024

Сейшельские острова

1

Лекция

-

16.04.2024

Достопримечательности 1

Викторина

Творческая

Африки

работа

23.04.2024

Австралия

1

Лекция

-

30.04.2024

Океания

1

Лекция

-

7.05.2024

Голубые горы

1

Лекция

-

14.05.2024

Тернии Большого рифа

1

Лекция

-

21.05.2024

Достопримечательности 1

Викторина

Творческая

Мира
28.05.2024

Итоговый урок

работа
1

Конкурс

Творческий
отчёт

Содержание программы
Введение (1 час): историко-географические регионы мира (ИГР) типология
государств (повторение).
На изучение раздела «Страны Азии» выделено 5 часов:
•

общий обзор стран Зарубежной Азии, политическая карта и регионы Азии,
(периоды

формирования

политической

карты,

историко-географические

регионы и состав государств,
•

государственное устройство стран);

•

краткая историческая справка, памятники природы, крупные туристические
объекты, архитектура, быт и культура населения;

На изучение раздела «Страны Зарубежной Европы» выделено 11 часов:
•

политическая карта и регионы Европы, краткая историческая справка, памятники
природы, крупные туристические объекты, архитектура, быт и культура
населения состав государств, государственное устройство стран, природные
условия и ресурсы, экологическая ситуация в странах Европы и мероприятия по
охране;

•

внешние связи, отношения Казахстана с Германией, с Великобританией, с
Францией, с Италией;

На изучение раздела «Страны Америки» выделено 8 часов:
•

политическая карта Америки,

•

краткая историческая справка,

•

памятники природы,

•

крупные туристические объекты, архитектура, быт и культура населения,

•

открытие и освоение Америки, история открытия, заселения, колонизации и
освоения территорий Нового Света, регионы,

•

коренные народы Америки, их состав и размещение, хозяйство и быт, культура,
традиции, состояние индейских племен после колонизации,

•

современная типология стран Америки;

На изучение раздела «Развивающиеся страны Африки» выделено 4 часа:
•

состав, современное геополитическое положение,

•

этапы

формирования

политической

карты,

колониальные

владения,

государственное устройство, типология стран и регионы,
•

природные условия и ресурсы, экология и особо охраняемые территории –
заповедники, национальные парки;

На изучение раздела «Австралия, Океания» выделено 4 часа:
•

краткая историческая справка,

•

памятники природы,

•

крупные туристические объекты, архитектура, быт и культура населения;

•

история открытия, заселения и освоения, состав региона, краткая характеристика
хозяйства Австралии и стран Океании;

•

внутренние различия, внешние связи, отношения Казахстана с Австралийским
Союзом;
Достопримечательности Мира - 1 час
Итоговая зачетная работа – 1 час
Методическое обеспечение программы

Формы организации учебного процесса: лекции, защита рефератов, практические
работы, самостоятельные работы, итоговая конференция.
Средства обучения:
1. Учебники географии
2. Статистические сборники
3. Научно- практические материалы
4. Энциклопедии
5. Атласы, контурные карты
6. Использование системы «Интернет»
Форма обучения: очная.

Форма организации деятельности: групповая.
Нагрузка в неделю: 1 час.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы
Предметные:
Оценивать и прогнозировать:
•

оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и
хозяйственной деятельности людей;

•

основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной
деятельностью в пределах стран.

Объяснять:
•

различия в условиях жизни народов, в степени заселенности стран;

•

различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах
хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека

•

к окружающей среде в разных географических условиях;

•

особенности экологических ситуаций в странах.

Описывать:
•

особенности материальной и духовной культуры народов стран.

Определять (измерять):
•

географическую информацию по картам различного содержания;

•

вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой
информации.

Называть и (или) показывать:
•

важные природные объекты стран;

•

типы земной коры, основные тектонические структуры, месторождение
полезных ископаемых, сейсмически опасные территории стран;

•

факторы формирования климата стран;

•

народы, языки, религии, ареалы и их распространение в странах;

•

основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;

•

ареалы

распространения

основных

видов

традиционной

хозяйственной

деятельности.
Метапредметные:
•

использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
курса;

•

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;

•

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;

•

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной
деятельности, поиска средств её осуществления;

•

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

•

формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;

•

использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;

•

активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;

Личностные результаты:
•

умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной
(со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) среде;

•

осознание

личной

ответственности за

своё

здоровье

и

окружающих,

уважительное и заботливое отношение к людям разных стран, толерантное
отношение к разным народам
•

любить свою страну и с уважением относиться к народам других стран

•

сформированность

общечеловеческих

и

общенациональных

ценностей,

гражданственности и национальной идентичности, патриотизма, гордости за
свою страну, свой народ, интерес к изучению географии;
•

сформированность основ географической культуры, географического мышления
как

частей

целостного

научного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
•

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
потребности к самореализации, творческой деятельности, построению и
стремлению к реализации своих жизненных планов на протяжении всей жизни;

•

принятие и реализация ценностей эстетического отношения к миру, здорового и
безопасного образа жизни в окружающей среде, умений противостоять
социально опасным явлениям общественной жизни;

•

готовность к осознанному выбору профессии, непрерывному самообразованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

•

сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Список литературы

1. Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников
младших и средних классов. - М.: Эгмонт Россия, 2002
2. Атлас мира. Справочник для школьников. – М.: Астрель,2011

3. Атлас мира. – М.: Росмэн-Пресс\
4. Магидович И. П. Очерки по истории географических открытий. - М., 1967
5. Джеффрис Г. Земля, ее происхождение, история и строение: Пер. с англ. - М., 1960
6. Пешель О. История эпохи открытий: Пер. с нем. 2-е изд. - М., 1884
7. Гехтман Г. Н. Выдающиеся географы и путешественники. - Т., 1962
8. Контролирующие материалы- В.Б.Пятунин Контрольные и проверочные работы
по географии 6-10 классы - М. : Дрофа,2012


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».