Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска» ПРИНЯТА: УТВЕРЖДАЮ: на заседании приказ №______от 20 г. педагогического совета Директор школы_______ протокол №____от________г. В.В. Кокоткина Дополнительная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Занимательное страноведение» срок реализации программы: 1 год программу разработала: Викентьева Мария Дмитриевна, учитель географии г. Светогорск 2023 г. Пояснительная записка Нормативно-правовая база конструирования программы Программа составлена в соответствии с: • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. 21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»; • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р); • Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения. отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020): • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Цель и задачи К задачам курса относится создание географических образов различных территорий Земли – природных комплексов и стран. Для обучающих получающих среднее образование, это единственная возможность приобрести хотя бы минимальный объем знаний о странах, отказаться от узко националистических предубеждений и научится терпимо относится к особенностям быта, культуры, религии разных народов. Тем самым осуществляется географическая и психологическая подготовка школьников к возможным в перспективе культурным, деловым и прочим контактам, с людьми, проживающим в странах дальнего и ближнего зарубежья. Основная цель курса – создание у обучающихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и поселения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей. Исходя из этого, формируются следующие задачи: • Углубление и расширение по страноведческой географии. • Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру. • Вовлечение обучающихся в активную практическую деятельность по изучению стран. • Оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения стран. • Оценка уровня социально-экономического развития стран через систему показателей. • Воспитание бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды. Актуальность и практическая значимость, направленность Данный курс является актуальным, т.к. даёт учащимся представление о странах, их истории, политической, экономической, культурной жизни. В настоящее время в мире расширяются экономические, деловые и культурные контакты разных стран. Из-за этого становится необходимым диалог культур народов мира, где важно умение оценивать другую культуру с позиций ценностей и норм собственной, выявлять сходства и различия и проявлять толерантность, признавая возможность сосуществования соприкосновения разногласий. различных для культур в поликультурном взаимовыгодного мире, сотрудничества находить и точки преодоления Отличительной чертой диалога культур является переход обучающихся от мышления к активной деятельности. Диалог культур должен стать процессом и целью всей сознательной жизни и деятельности современного поликультурного общества. Именно кружковая работа путём применения стратегий говорения позволяет развивать социокультурную компетенцию, её суть - способность к диалогу культур. Возрастные особенности учащихся, которым адресована программа с указанием минимального возраста детей для зачисления на обучение Программа предназначена для учеников 7 класса (минимальный возраст для зачисления на обучение – 13 лет). Седьмой класс – это время полового созревания и ускорения физического развития. Этот период - время больших возможностей и больших опасностей. Ребенок как бы заново знакомится с собой, что во многом связано с происходящими физическими изменениями, ощущениями собственных новых возможностей. Главная задача взрослых в этот период – сделать так, чтобы подросток понимал, что с ним происходит, и осознанно решал встающие перед ним проблемы. В этом возрасте важно укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения, развить представление о себе, помочь ему улучшить отношения со сверстниками. Сроки реализации программы Программа рассчитана на один год. Количество часов в год - 36, 1 час в неделю. Календарно-тематическое планирование Дата Тема Количество Форма Форма часов проведения контроля занятия 5.09.2023 Общий обзор стран 1 Лекция - Мира 12.09.2023 Азия. Общий обзор 1 Лекция - 19.09.2023 Жемчужины 1 Защита Творческая рефератов работа 1 Лекция - Персидского залива 26.09.2023 Непал. Королевство у подножия Эвереста 3.10.2023 Индия 1 Лекция - 10.10.2023 Сянган (Гонконг) 1 Лекция - 17.10.2023 Европа. Общий обзор 1 Лекция - 24.10.2023 Прогулки по Парижу 1 Выставка Творческая работа 7.11.2023 Лазурный берег 1 Лекция - 14.11.2023 Город на сваях - 1 Лекция - 1 Лекция - Амстердам 21.11.2023 Мальта – остров сокровищ 28.11.2023 Встреча с Канарами 1 Лекция - 5.12.2023 Княжество Монако 1 Лекция - 12.12.2023 Венеция 1 Практическая - работа 19.12.2023 Прага 1 Лекция - 26.12.2023 Рим. Где родилась 1 Защита Творческая Афродита? Кипр рефератов работа Достопримечательности 1 Викторина Творческая 9.01.2024 Европы и Азии работа 16.01.2024 Америка. Общий обзор 1 Лекция - 23.01.2024 Канада, Ниагара 1 Лекция - 30.01.2024 США - Мамонтова 1 Самостоятельная - Пещера 6.02.2024 Йеллоустонский работа Защита Творческая рефератов работа 1 Лекция - 1 Практическая - 1 национальный парк 13.02.2024 Калифорнийская долина 20.02.2024 Города - гиганты работа 27.02.2024 Амазония 5.03.2024 Достопримечательности 1 1 Лекция - Викторина Творческая Америки работа 12.03.2024 Африка. Общий обзор 1 Лекция - 19.03.2024 Египет 1 Лекция - 9.04.2024 Сейшельские острова 1 Лекция - 16.04.2024 Достопримечательности 1 Викторина Творческая Африки работа 23.04.2024 Австралия 1 Лекция - 30.04.2024 Океания 1 Лекция - 7.05.2024 Голубые горы 1 Лекция - 14.05.2024 Тернии Большого рифа 1 Лекция - 21.05.2024 Достопримечательности 1 Викторина Творческая Мира 28.05.2024 Итоговый урок работа 1 Конкурс Творческий отчёт Содержание программы Введение (1 час): историко-географические регионы мира (ИГР) типология государств (повторение). На изучение раздела «Страны Азии» выделено 5 часов: • общий обзор стран Зарубежной Азии, политическая карта и регионы Азии, (периоды формирования политической карты, историко-географические регионы и состав государств, • государственное устройство стран); • краткая историческая справка, памятники природы, крупные туристические объекты, архитектура, быт и культура населения; На изучение раздела «Страны Зарубежной Европы» выделено 11 часов: • политическая карта и регионы Европы, краткая историческая справка, памятники природы, крупные туристические объекты, архитектура, быт и культура населения состав государств, государственное устройство стран, природные условия и ресурсы, экологическая ситуация в странах Европы и мероприятия по охране; • внешние связи, отношения Казахстана с Германией, с Великобританией, с Францией, с Италией; На изучение раздела «Страны Америки» выделено 8 часов: • политическая карта Америки, • краткая историческая справка, • памятники природы, • крупные туристические объекты, архитектура, быт и культура населения, • открытие и освоение Америки, история открытия, заселения, колонизации и освоения территорий Нового Света, регионы, • коренные народы Америки, их состав и размещение, хозяйство и быт, культура, традиции, состояние индейских племен после колонизации, • современная типология стран Америки; На изучение раздела «Развивающиеся страны Африки» выделено 4 часа: • состав, современное геополитическое положение, • этапы формирования политической карты, колониальные владения, государственное устройство, типология стран и регионы, • природные условия и ресурсы, экология и особо охраняемые территории – заповедники, национальные парки; На изучение раздела «Австралия, Океания» выделено 4 часа: • краткая историческая справка, • памятники природы, • крупные туристические объекты, архитектура, быт и культура населения; • история открытия, заселения и освоения, состав региона, краткая характеристика хозяйства Австралии и стран Океании; • внутренние различия, внешние связи, отношения Казахстана с Австралийским Союзом; Достопримечательности Мира - 1 час Итоговая зачетная работа – 1 час Методическое обеспечение программы Формы организации учебного процесса: лекции, защита рефератов, практические работы, самостоятельные работы, итоговая конференция. Средства обучения: 1. Учебники географии 2. Статистические сборники 3. Научно- практические материалы 4. Энциклопедии 5. Атласы, контурные карты 6. Использование системы «Интернет» Форма обучения: очная. Форма организации деятельности: групповая. Нагрузка в неделю: 1 час. Продолжительность занятия: 45 минут. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы Предметные: Оценивать и прогнозировать: • оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей; • основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах стран. Объяснять: • различия в условиях жизни народов, в степени заселенности стран; • различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека • к окружающей среде в разных географических условиях; • особенности экологических ситуаций в странах. Описывать: • особенности материальной и духовной культуры народов стран. Определять (измерять): • географическую информацию по картам различного содержания; • вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации. Называть и (или) показывать: • важные природные объекты стран; • типы земной коры, основные тектонические структуры, месторождение полезных ископаемых, сейсмически опасные территории стран; • факторы формирования климата стран; • народы, языки, религии, ареалы и их распространение в странах; • основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города; • ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности. Метапредметные: • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями курса; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств её осуществления; • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; Личностные результаты: • умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) среде; • осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям разных стран, толерантное отношение к разным народам • любить свою страну и с уважением относиться к народам других стран • сформированность общечеловеческих и общенациональных ценностей, гражданственности и национальной идентичности, патриотизма, гордости за свою страну, свой народ, интерес к изучению географии; • сформированность основ географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, потребности к самореализации, творческой деятельности, построению и стремлению к реализации своих жизненных планов на протяжении всей жизни; • принятие и реализация ценностей эстетического отношения к миру, здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде, умений противостоять социально опасным явлениям общественной жизни; • готовность к осознанному выбору профессии, непрерывному самообразованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; • сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности. Список литературы 1. Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и средних классов. - М.: Эгмонт Россия, 2002 2. Атлас мира. Справочник для школьников. – М.: Астрель,2011 3. Атлас мира. – М.: Росмэн-Пресс\ 4. Магидович И. П. Очерки по истории географических открытий. - М., 1967 5. Джеффрис Г. Земля, ее происхождение, история и строение: Пер. с англ. - М., 1960 6. Пешель О. История эпохи открытий: Пер. с нем. 2-е изд. - М., 1884 7. Гехтман Г. Н. Выдающиеся географы и путешественники. - Т., 1962 8. Контролирующие материалы- В.Б.Пятунин Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы - М. : Дрофа,2012