МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Администрации МО "Выборгский район" РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ Методическим советом Директор МБОУ «СОШ г.Светогорска» Руководитель МО ( Кокоткина В.В. ) ________________ ______________( Цветкова М.А. ) Приказ № 01-12/270 от "31" августа 2022г. Протокол №1 от "31"августа 2022г. . РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Читательская грамотность » для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Каммерцель Ирина Валерьевна Учитель русского языка и литературы Светогорск 2022 год. 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Формирование читательской грамотности. Учимся работать с текстом» составлена для 5 класса 1.2 Общие цели и задачи программы внеурочной деятельности Цель программы: формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания. Задачи программы: формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий; приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству. 1.3 Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа внеурочной деятельности В соответствии с планом внеурочной деятельности на 2022-2023 учебный год, в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год, в соответствии с расписанием внеурочной деятельности на 2022-2023 учебный год на реализацию программы в 5 - 34 часа из расчета -1 час в неделю. Класс 5в Название внеурочной деятельности Формирование читательской грамотности. Учимся работать с текстом Количество часов (в год) по программе 34 Количество часов (в год) в рабочей программе Всего в неделю 34 1 Обоснование выбора содержания части программы по внеурочной деятельности, формируемой участниками образовательного процесса Отличительные особенности рабочей программы внеурочной деятельности для 5 класса от «Программы курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом.5–9 классы» (ФГОС ООО), авторов Васильевой В.В., Ежовой Е.В., из сборника «Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Mеждунар. науч. конф.» (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.) под ред. Г.Д.Ахметовой. — СПб.: Свое издательство, 2015. — vi, 128 с. Раздел № 1 2 3 4 Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Работа с текстом: оценка информации ИТОГО: В примерн ой програм ме 16ч В рабочей програм ме 9ч 9ч 9ч 9 34ч 34ч Обоснование 16ч 2. Общая характеристика и содержание программы внеурочной деятельности Программа «Формирование читательской грамотности. Учимся работать с текстом» направлена на развитие духовно -нравственного воспитания обучающихся на ступени основного общего образования и является неотъемлемой частью Основной образовательной программы основного общего образования. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит: − учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным1; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.; − учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом. Формирование этих навыков легло в основу целевого блока программы курса. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». Учащиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Обучающиеся овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию создания собственного речевого высказывания, отвечающего конкретной учебной задаче. Данное направление деятельности помогает формированию коммуникативной компетенции, в частности: − формированию познавательного интереса (это достигается подбором текстов, интересных, личностно значимых, затрагивающих серьёзные проблемы, позволяющих расширить кругозор обучающихся); − формированию навыков смыслового чтения (умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства с текстом, осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов, определение основной и второстепенной информации); − формированию познавательных умений: осуществление анализа, синтеза, классификации информации, установление причинно-следственных связей, структурирование сведений, понимание логики построения текста, умение составлять к тексту вопросы различных видов; − формированию умения выдвигать и формулировать тезис, приводить доказательства, учитывая наличие иного мнения у партнёров по коммуникативному взаимодействию, умения строить диалогическое и монологическое устное высказывание. ФГОС ООО предусматривает обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие, данная программа предполагает целенаправленную работу по формированию у обучающихся информационной компетентности как способности и умении самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом и др.) при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Навык чтения лежит в основе образования любого человека. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс. В современном обществе дети неохотно и мало читают. Почему так происходит? Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. Таким образом, констатируется низкий уровень читательской грамотности и необходимость обучения детей смысловому чтению. Основная цель курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Формирование читательской грамотности. Учимся работать с текстом» в соответствии с требованиями ФГОС ООО — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности. Работа с текстом в данной программе представлена в трех разделах: 1. Поиск информации и понимание прочитанного; 2. Преобразование и интерпретация информации; 3. Оценка информации. 2.1 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5 КЛАСС 1.Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» -16ч. Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. 2.Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). 3.Раздел «Работа с текстом: оценка информации» Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. 2.2 Планируемые результаты изучения программы внеурочной деятельности Содержание внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Формирование читательской грамотности. Учимся работать с текстом» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностными результатами являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме; способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к различной информации; читательский интерес. Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Учитывая специфику курса «Формирование читательской грамотности», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования. Выпускник научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: -определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию; -выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; -формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; -подбирать аргументы, формулировать выводы; -составлять разные виды планов; -объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте; -сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.; • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного икритического понимания текста: − определять назначение разных видов текстов; − ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный моментинформацию; − различать темы и подтемы специального текста; − выделять не только главную, но и избыточную информацию; − прогнозировать последовательность изложения идей текста; − сопоставлять разные точки зрения и разные источ-ники информации по заданной теме; − выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; − формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; − понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: • структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов; • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому; • интерпретировать текст: − сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; − обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; − делать выводы из сформулированных посылок; − выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. Выпускник получит возможность научиться: • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: • откликаться на содержание текста: − связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; − оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; − находить доводы в защиту своей точки зрения; • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Выпускник получит возможность научиться: • критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. Формы организации и виды деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т.д. 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3.1 Тематическое планирование внеурочной деятельности «Формирование читательской грамотности. Учимся работать с текстом» 5 класс Количество часов: всего 34 часа; в неделю- 1 час № п/п Название раздела Тема занятия К о л и ч е с т в о ч а с о в Работа с текстом: поиск информа ции и пониман ие прочитан ного (16) 1 2 3 4 Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. «Бесценный дар» (№1-5) Типы речи. Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи. «Бесценный дар» (№6-10) Изобразительно-выразительные средства. «Ломоносов» (№1-5) Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. «Ломоносов» (№6-10) 1 1 1 1 Дата План Фа 5в кт 5в Авторская позиция. Заголовок текста. Основная мысль текста, идея. «Имя прилагательное» Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. «Синонимы» Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. «Инфинитив» Развитие мысли в тексте. «Тестовые задания с выбором ответа» (№1-5) Способы и средства связи предложений в тексте. «Тестовые задания с выбором ответа» (№6-10) Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. «Тестовые задания с краткой записью ответа» (№1-5) Упорядочивание информации по заданному основанию.«Тестовые задания с краткой записью ответа» (№6-10) Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. «Тестовые задания с развернутым ответом на вопрос» (№1-5) Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы.«Тестовые задания с развернутым ответом на вопрос» (№6-10) Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. «Учимся логически мыслить» (№1-5) Источники информации: справочники, словари.«Учимся логически мыслить» (№6-10) Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. «Орел и кошка» (№1-5) 1 17 Подробный пересказ. «Орел и кошка» (№6-10) 1 18 Сжатый пересказ. «Для чего ветер?» (№1-5) 1 19 Вопросы по содержанию текста. «Для чего ветер?» (№6-10) 1 20 Формулирование выводов, основанных на содержании текста. «Ветер, ветер, ты могуч…» (№1-5) Аргументы, подтверждающие вывод.«Ветер, ветер, ты могуч…» (№6-10) Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. «Язык мой…» (№1-5) Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу.«Язык мой…» (№6-10) Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. «Необычный пацан» Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд 1 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 «Работа с текстом: преобраз ование и интерпре тация информа ции (9) 21 22 23 24 25 1 1 1 1 1 (плакаты, презентацию). Раздел «Работа с текстом: оценка информа ции» (8ч) 26 Оценка содержания и структуры текста. «Дятел» 1 27 Оценка языковых особенностей текста. «Душистый табак» (№1-5) Места и роли иллюстраций в тексте.«Душистый табак» (№610) Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. «Текстовые связи» Достоверность и недостоверность информации в тексте.«Москва» Недостающая или избыточная информация в тексте. «Зарайск» Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. «Углич» Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. «Муром» Резерв ( 1 ч ) 1 28 29 30 31 32 33 34 Резерв 1 1 1 1 1 1 1