Читательская грамотность, 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Администрации МО
"Выборгский район"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

Методическим советом

Директор МБОУ «СОШ г.Светогорска»

Руководитель МО

( Кокоткина В.В. ) ________________

______________( Цветкова М.А. )

Приказ № 01-12/270 от "31" августа 2022г.

Протокол №1 от "31"августа 2022г.

.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Читательская грамотность »
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Каммерцель Ирина Валерьевна
Учитель русского языка и литературы

Светогорск 2022 год.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых
разработана программа внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Формирование
читательской грамотности. Учимся работать с текстом» составлена для 5 класса

1.2 Общие цели и задачи программы внеурочной деятельности
Цель программы:
 формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение
практических задач при работе с текстом различного содержания.
Задачи программы:
 формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий:
поиск информации, выделение нужной для решения практической или
учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и
обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и
преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её
достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и
имеющимся жизненным опытом;
 формирование у учащихся способностей к организации своей учебной
деятельности посредством освоения личностных, познавательных,
регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
 приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению
нового знания, его преобразованию и применению;
 духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие
нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление
основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему
Отечеству.
1.3 Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая
программа внеурочной деятельности
В соответствии с планом внеурочной деятельности на 2022-2023 учебный год, в соответствии с
годовым календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год, в соответствии с расписанием
внеурочной деятельности на 2022-2023 учебный год на реализацию программы в 5 - 34 часа из
расчета -1 час в неделю.
Класс

5в

Название внеурочной
деятельности
Формирование читательской
грамотности. Учимся работать
с текстом

Количество
часов (в год) по
программе
34

Количество часов (в
год)
в рабочей программе

Всего в
неделю

34

1

Обоснование выбора содержания части программы по внеурочной деятельности, формируемой
участниками образовательного процесса
Отличительные особенности рабочей программы внеурочной деятельности для 5 класса от
«Программы курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом.5–9 классы»
(ФГОС ООО), авторов Васильевой В.В., Ежовой Е.В., из сборника «Теория и практика образования
в современном мире: материалы VII Mеждунар. науч. конф.» (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.) под
ред. Г.Д.Ахметовой. — СПб.: Свое издательство, 2015. — vi, 128 с.

Раздел
№

1

2

3
4

Работа с текстом: поиск
информации и понимание
прочитанного
Работа с текстом:
преобразование и
интерпретация информации
Работа с текстом: оценка
информации
ИТОГО:

В
примерн
ой
програм
ме
16ч

В
рабочей
програм
ме

9ч

9ч

9ч

9

34ч

34ч

Обоснование

16ч

2. Общая характеристика и содержание программы внеурочной деятельности
Программа «Формирование читательской грамотности. Учимся работать с текстом» направлена на
развитие духовно -нравственного воспитания обучающихся на ступени основного общего образования
и является неотъемлемой частью Основной образовательной программы основного общего
образования.
В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком
информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы с
информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в
максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования ставит:
− учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного
приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических
средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным1; требующие от
учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки
зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации,
представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;
− учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации,
требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами:
коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом.
Формирование этих навыков легло в основу целевого блока программы курса.
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ
читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих
дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего
актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки
к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений

человека и общества, создании образа «потребного будущего». Учащиеся приобретут устойчивый
навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения.
Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим,
просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным; коммуникативным чтением вслух и про
себя; учебным и самостоятельным чтением.
Обучающиеся овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и
будут способны выбрать стратегию создания собственного речевого высказывания, отвечающего
конкретной учебной задаче. Данное направление деятельности помогает формированию
коммуникативной компетенции, в частности:
− формированию познавательного интереса (это достигается подбором текстов, интересных,
личностно значимых, затрагивающих серьёзные проблемы, позволяющих расширить кругозор
обучающихся);
− формированию навыков смыслового чтения (умения сосредотачивать и удерживать внимание в
процессе знакомства с текстом, осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из
прослушанных и прочитанных текстов, определение основной и второстепенной информации);
−
формированию познавательных умений: осуществление анализа, синтеза, классификации
информации, установление причинно-следственных связей, структурирование сведений, понимание
логики построения текста, умение составлять к тексту вопросы различных видов;
− формированию умения выдвигать и формулировать тезис, приводить доказательства, учитывая
наличие иного мнения у партнёров по коммуникативному взаимодействию, умения строить
диалогическое и монологическое устное высказывание.
ФГОС ООО предусматривает обеспечение преемственности начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования.
Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие, данная программа
предполагает целенаправленную работу по формированию у обучающихся информационной
компетентности как способности и умении самостоятельно искать, анализировать, отбирать,
обрабатывать и передавать необходимую информацию в различных её видах (вербальном,
графическом, символическом, цифровом и др.) при помощи устных и письменных коммуникативных
информационных технологий. Навык чтения лежит в основе образования любого человека.
Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс.
В современном обществе дети неохотно и мало читают. Почему так происходит? Существует ряд
причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации
помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать
несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования
читательской деятельности школьников.
Таким образом, констатируется низкий уровень читательской грамотности и необходимость
обучения детей смысловому чтению.
Основная цель курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Формирование
читательской грамотности. Учимся работать с текстом» в соответствии с требованиями ФГОС ООО
— создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами
коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование
речевой деятельности.
Работа с текстом в данной программе представлена в трех разделах:
1. Поиск информации и понимание прочитанного;
2. Преобразование и интерпретация информации;
3. Оценка информации.
2.1 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5 КЛАСС
1.Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» -16ч.
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная и
разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. Текст, его
основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста.
Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные
события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи
предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема,
абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки
объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в

виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации.
2.Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов,
основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование
(дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной
из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный
ряд (плакаты, презентацию).
3.Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте.
Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и
недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Участие в учебном
диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора
текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

2.2 Планируемые результаты изучения программы внеурочной деятельности
Содержание внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Формирование
читательской грамотности. Учимся работать с текстом» обеспечивает реализацию следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами являются:
 готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни
для поиска и исследования информации, представленной в различной форме;
 способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать
вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им
успешно решены;
 познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
 способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения,
устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира,
строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической
и учебной задач;
 умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать,
контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Учитывая специфику курса «Формирование читательской грамотности», предметные результаты его
изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного
общего образования.
Выпускник научится:
 ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
-определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу
текста;
-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
-подбирать аргументы, формулировать выводы;
-составлять разные виды планов;
-объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
-сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между
частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка,
пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные
элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать,
являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу
информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного икритического
понимания текста:
− определять назначение разных видов текстов;
− ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный моментинформацию;
− различать темы и подтемы специального текста;
− выделять не только главную, но и избыточную информацию;
− прогнозировать последовательность изложения идей текста;
− сопоставлять разные точки зрения и разные источ-ники информации по заданной теме;
− выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
− формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой
позиции;
− понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и
переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы,
схемы, переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
− сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
− обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
− делать выводы из сформулированных посылок;
− выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с
информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
− связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
− оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
− находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом —
мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся
информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и
находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них
противоречивую, конфликтную информацию;
•
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения
о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной
ситуации.
Формы организации и виды деятельности:






экскурсии,
кружки,
секции,
круглые столы,
конференции,















диспуты,
школьные научные общества,
олимпиады,
соревнования,
поисковые и научные исследования,
общественно-полезные практики,
постановка и решение проблемных вопросов,
игровые моменты,
проекты,
практические работы,
творческие работы,
самоанализ и самооценка,
наблюдения и т.д.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3.1 Тематическое планирование внеурочной деятельности «Формирование
читательской грамотности. Учимся работать с текстом»
5 класс
Количество часов: всего 34 часа; в неделю- 1 час
№
п/п

Название
раздела

Тема занятия

К
о
л
и
ч
е
с
т
в
о
ч
а
с
о
в

Работа с
текстом:
поиск
информа
ции и
пониман
ие
прочитан
ного (16)
1
2
3
4

Восприятие на слух и понимание различных видов
сообщений. «Бесценный дар» (№1-5)
Типы речи. Речь книжная и разговорная. Художественный
стиль речи. «Бесценный дар» (№6-10)
Изобразительно-выразительные
средства. «Ломоносов» (№1-5)
Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль
текста, идея. «Ломоносов» (№6-10)

1
1
1
1

Дата
План

Фа

5в

кт
5в

Авторская позиция. Заголовок
текста. Основная мысль текста, идея. «Имя прилагательное»
Вычленение из текста информации, конкретных сведений,
фактов, заданных в явном виде. «Синонимы»
Основные события, содержащиеся в тексте, их
последовательность. «Инфинитив»
Развитие мысли в тексте. «Тестовые задания с выбором
ответа» (№1-5)
Способы и средства связи предложений в тексте. «Тестовые
задания с выбором ответа» (№6-10)
Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.
«Тестовые задания с краткой записью ответа» (№1-5)
Упорядочивание информации по заданному
основанию.«Тестовые задания с краткой записью ответа»
(№6-10)
Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их
сравнение. «Тестовые задания с развернутым ответом на
вопрос» (№1-5)
Разные способы представления информации: словесно, в виде
рисунка, символа, таблицы, схемы.«Тестовые задания с
развернутым ответом на вопрос» (№6-10)
Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор
вида чтения в соответствии с целью чтения. «Учимся
логически мыслить» (№1-5)
Источники информации: справочники, словари.«Учимся
логически мыслить» (№6-10)
Использование формальных элементов текста (подзаголовки,
сноски) для поиска нужной информации. «Орел и кошка»
(№1-5)

1

17

Подробный пересказ. «Орел и кошка» (№6-10)

1

18

Сжатый пересказ. «Для чего ветер?» (№1-5)

1

19

Вопросы по содержанию текста. «Для чего ветер?» (№6-10)

1

20

Формулирование выводов, основанных на содержании текста.
«Ветер, ветер, ты могуч…» (№1-5)
Аргументы, подтверждающие вывод.«Ветер, ветер, ты
могуч…» (№6-10)
Преобразование (дополнение) информации из сплошного
текста в таблицу. «Язык мой…» (№1-5)
Преобразование информации, полученной из рисунка, в
текстовую задачу.«Язык мой…» (№6-10)
Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный
текст. «Необычный пацан»
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, используя иллюстративный ряд

1

5
6
7
8
9
10
11

12

13

14

15
16

1
1
1
1
1
1

1

1

1

1
1

«Работа с
текстом:
преобраз
ование и
интерпре
тация
информа
ции (9)

21
22
23
24
25

1
1
1
1
1

(плакаты, презентацию).
Раздел
«Работа с
текстом:
оценка
информа
ции» (8ч)
26

Оценка содержания и структуры текста. «Дятел»

1

27

Оценка языковых особенностей текста. «Душистый табак»
(№1-5)
Места и роли иллюстраций в тексте.«Душистый табак» (№610)
Выражение собственного мнения о прочитанном, его
аргументация. «Текстовые связи»
Достоверность и недостоверность информации в
тексте.«Москва»
Недостающая или избыточная информация в тексте.
«Зарайск»
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного
или
прослушанного текста. «Углич»
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой
зрения. «Муром»
Резерв
(
1
ч
)

1

28
29
30
31
32

33
34

Резерв

1
1
1
1
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».