ОБЖ 8-9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.
срок реализации программы 2 года

Рабочая программа учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
для учащихся 8-9 классов

Светогорск -2021

1

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
для 8-9 классов разработана на основании:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897) (с последующими изменениями).
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
«СОШ г. Светогорска».
Цели учебного предмета:
Освоение знаний по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций во
время аварий и катастроф техногенного характера, пожаров и взрывов;
Знание основных мероприятий гражданской обороны по защите населения,
проводимые в мирное время;
Изучение правил поведения во время аварий с выбросом сильнодействующих
ядовитых и радиоактивных веществ; правила поведения во время гидродинамических
авариях;
Ознакомление с правилами безопасного поведения в криминогенных ситуациях;
Изучение правил поведения школьников для предупреждения причин травматизма;
Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой
медицинской помощи, основ здорового образа жизни;
Знание основных правил дорожного движения.
Структурные компоненты курса ОБЖ в рабочей программе для 8—9 классов
представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания,
определенный для курса в 8—9 классах с учетом перспектив его развития. Каждый модуль
содержит по два раздела и по шесть тем.
Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства.
Обеспечивает
формирование
у
учащихся
комплексной
безопасности
жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях. Модуль включает в себя два раздела.
Раздел I (Р-I). Основы комплексной безопасности (изучается в 8-9 классах). Раздел
II (Р-II). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
(изучается с 8 по 9 классы).
Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования
у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления
здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь. Модуль
включает в себя два раздела.
Раздел III (Р-III). Основы здорового образа жизни.
Раздел IV (Р-IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской
помощи.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» входит в предметную
область «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности»
Количество часов в неделю: в 8 классе – 1 час, в 9 классе – 1 час, всего
68 часов за 2 года.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1) развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих

2

защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
2) формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
3) воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды,
личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности
жизнедеятельности в основной школе являются:
1) овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать
причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по
следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи
опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
2) владение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты
своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
3) формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать
идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в
повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в
области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и
новых информационных технологий;
5) развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать
его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6) освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
7) формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
8) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; 3)
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма; 5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
9)
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для
личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях

3

опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников,
готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом
реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14)
овладение
основами
экологического
проектирования
безопасной
жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на
территории проживания.
Содержание учебного предмета
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и
государства Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной
жизни 1.1. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и
возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения
пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан
в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом
или общественном здании.
1.2. Безопасность на дорогах
Причины
дорожно-транспортных
происшествий
и
их
возможныепоследствия. Организация дорожного движения. Правила
безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности
водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя
мопеда.
1.3. Безопасность в быту
Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика
городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные
опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.
1.4. Безопасность на водоемах Водоемы.
Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил
безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный
отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.
1.5. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых
концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья
населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
1.6. Опасные ситуации социального характера
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной
безопасности на улице, дома, в общественном месте.
Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях 2.1.
Подготовка к активному отдыху на природе
Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления
движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого
снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.
2.2. Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и
обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных,

4

велосипедных и водных походов.
2.3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном
туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение
личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.
2.4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в
природной среде
Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и
вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде
при автономном существовании.
2.5. Опасные ситуации в природных условиях
Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с
ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Тема 3. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта 3.1.
Наиболее опасные террористические акты
Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов,
автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.
3.2. Правила поведения при возможной опасности взрыва
Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила
безопасного поведения, если взрыв произошел, если вас завалило обломками стен.
3.3. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищении Правила
поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения при
нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета.
Правила поведения при перестрелке.
Тема 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного
и социального характера
4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения
вулканов, оползни, обвалы, лавины). Чрезвычайные ситуации метеорологического
происхождения (ураганы, бури, смерчи). Чрезвычайные ситуации гидрологического
происхождения (наводнение, сели, цунами). Чрезвычайные ситуации биологического
происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).
Защита
населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населения
по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация
чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты.
Аварии на радиационно опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах
и на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия. Защита
населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению
по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
4.3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы
национальной безопасности России. Международный терроризм — угроза национальной
безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность России. Защита
населения от чрезвычайных ситуаций социального характера. Правила личной
безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций Тема 5.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
5.1. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области

5

безопасности, определяющие защищенность жизненно важных интересов личности,
общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в
области безопасности жизнедеятельности.
5.2. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС), ее задачи.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи
и предназначение.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) –
федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного уровня
культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны.
5.3. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения
от чрезвычайных ситуаций
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийноспасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Тема 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации
6.1. Система борьбы с терроризмом
Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Законодательная и
нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные принципы
противодействия
терроризму.
Контртеррористическая
операция.
Применение
Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
6.2. Государственная политика противодействия наркотизму
Основные понятия о наркотизме, наркомании, причинах их распространения.
Последствия наркомании и ее влияние на национальную безопасность России.
Нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом. Профилактика наркомании.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел III. Основы здорового образа жизни
Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие
7.1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни Индивидуальное здоровье
человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая
составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в
России и безопасность государства. Особенности физического развития человека;
особенности психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости,
развитие волевых качеств. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с
окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его
взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстниками. Взаимоотношения человека
и общества. Ответственность несовершеннолетних.
7.2. Здоровый образ жизни и его составляющие. Здоровый образ жизни —
индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его
физических и духовных качеств.
Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его
значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и
закаливание организма — необходимые условия сохранения и укрепления здоровья.
Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового
образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области
безопасности жизнедеятельности.
Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье

6

8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье
Основные понятия вредных привычек. Курение, влияние табачного дыма на организм
курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и
физическое развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия на здоровье
человека. Профилактика вредных привычек.
8.2. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. СПИД
— угроза здоровью личности и общества. Профилактика инфекций, передаваемых
половым путем и ВИЧ-инфекции.
Тема 9. Правовые аспекты взаимоотношения полов
9.1. Семья в современном обществе. Законодательство и семья. Основы семейного права
в РФ. Брак и семья, основные понятия и определения. Семья и здоровый образ жизни,
основные функции семьи. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности
родителей.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской
помощи Тема 10. Основы медицинских знаний
10.1. Основы медицинских знаний. Общая характеристика различных повреждений и их
последствия для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской
помощи при различных видах повреждений.
Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка.
Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие
средства.
Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни.
Профилактика неинфекционных заболеваний. Наиболее часто встречающиеся
инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры
профилактики.
Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
11.1. Правила оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при
отравлении. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата,
порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки
пострадавшего. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки
кровотечения. Оказание первой медицинской помощи при утоплении.
Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при
отморожении.
Тема 12. Первая медицинская помощь при массовых поражениях
12.1. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при
массовых поражениях Основные причины возникновения массового поражения людей
природного, техногенного и социального характера.
Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение
пострадавшего из-под завала; введение обезболивающих средств; освобождение верхних
дыхательных путей и др.)
Учебно-тематический план
№

Раздел программы
Раздел 1. Основы комплексной безопасности

1
2

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

7

Кол-во
часов
24 ч.

3
4

5
6

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Экология и безопасность Обеспечение безопасности в чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской
Федерации
Раздел 3. Основы здорового образа жизни

7
8
9

10
11
12

Здоровый образ жизни и его составляющие
Факторы, разрушающие здоровье
Правовые аспекты взаимоотношения полов
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой
медицинской помощи
Основы медицинских знаний
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
Первая медицинская помощь при массовых поражениях
ИТОГО:

14 ч.

17 ч.

13 ч.

68 ч.

Тематическое планирование учебного предмета
8 класс
№

1

Характеристика видов деятельности
обучающихся
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч)
Пожарная безопасность (3 ч)
Анализируют причины возникновения
1.1. Пожары в жилых и
пожаров в жилых и общественных зданиях.
общественных зданиях, их
Запоминают права и обязанности граждан в
причины и последствия. 1.2.
области пожарной безопасности в быту.
Профилактика пожаров в
Выбирают правильный алгоритм
повседневной жизни и
безопасного поведения при пожаре, в том
организация защиты
числе наиболее эффективные способы
населения.
предотвращения возгорания, оказания
1.3. Права, обязанности и
помощи младшим, престарелым и т. д.
ответственность граждан в
Характеризуют основные мероприятия,
области пожарной безопасности.
проводимые МЧС России, по
Обеспечение личной
совершенствованию пожарной безопасности
безопасности при пожарах
в стране. Составляют планы своего
поведения на случай возникновения пожара
в школе, дома, общественном месте
(стадион, кинотеатр) и записывают их в
дневник безопасности
Темы

8

2

Безопасность на дорогах
(3 ч) 2.1.Причины дорожнотранспортных происшествий
и травматизма людей.
2.2. Организация дорожного
движения, обязанности
пешеходов и пассажиров.
2.3. Велосипедист —
водитель транспортного
средства

Анализируют причины дорожнотранспортных происшествий. Повторяют
правила дорожного движения, запоминают
дорожные знаки. Запоминают правильные
алгоритмы безопасно-о поведения на дорогах пешехода,
пассажира, водителя велосипеда

3

Безопасность на водоёмах
(3 ч) 3.1.Безопасное поведение
на водоёмах в различных
условиях.
3.2.Безопасный отдых на
водоёмах. 3.3.Оказание
помощи терпящим
бедствие на воде

Характеризуют состояние водоёмов в
различное время года.
Объясняют правила безопасного поведения
на водоёмах. Сравнивают способы
обеззараживания воды. Объясняют правила
безопасного поведения на воде.
Отрабатывают в паре правила само- и
взаимопомощи терпящим бедствие на воде

4.

Экология и безопасность
(2 ч) 4.1.Загрязнение
окружающей среды и
здоровье человека.
4.2.Правила безопасного
поведения при
неблагоприятной
экологической обстановке
Чрезвычайные ситуации
техногенного характера и их
возможные последствия (5
ч)
5.1.Классификация
чрезвычайных ситуаций
техногенного характера.
5.2.Аварии на радиационно
опасных объектах и их
возможные последствия.
5.3.Аварии на химически
опасных объектах и их
возможные последствия
5.4.Пожары и взрывы на
взрывопожароопасных
объектах экономики и их
возможные последствия.
5.5.Аварии на
гидротехнических
сооружениях и их
последствия

Поиск в Интернете информации об
экологической обстановке в местах
проживания. Анализируют состояние
окружающей среды. Запоминают приёмы по
защите личного здоровья в местах с
неблагоприятной экологической
обстановкой

5.

Характеризуют причины возникновения
чрезвычайных ситуаций техногенного
характера и их возможные последствия по
масштабу распространения. Различают
чрезвычайные ситуации техногенного
характера в соответствии с их
классификацией. Составляют алгоритм
своего поведения во время характерной
чрезвычайной ситуации техногенного
характера, возможной в регионе своего
проживания. Анализируют расположение
потенциально опасных объектов в районе
проживания и степень исходящих от них
опасностей

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных
ситуаций (7 ч)

9

6

7.

Обеспечение защиты
населения от
чрезвычайных ситуаций
(4 ч)
6.1.Обеспечение
радиационной безопасности
населения.
6.2.Обеспечение
химической защиты
населения.
6.3.Обеспечение защиты
населения от последствий
аварий на
взрывопожароопасных
объектах.
6.4.Обеспечение защиты
населения от последствий
аварий на гидротехнических
сооружениях

Характеризуют
основные
мероприятия,
проводимые в Российской Федерации, по
обеспечению радиационной безопасности
населения, его химической защите и защите
от
последствий
аварий
на
взрывопожароопасных
объектах
и
гидротехнических
сооружениях.
Анализируют рекомендации специалистов
по правилам безопасного поведения в
чрезвычайных
ситуациях
техногенного
характера.
Отрабатывают в паре (в группе) правила
безопасного
поведения
в
условиях
различных
чрезвычайных
ситуаций
техногенного характера

Организация защиты
населения от чрезвычайных
ситуаций техногенного
характера (3 часа)
7.1.Организация оповещения
населения о чрезвычайных
ситуациях техногенного
характера.
7.2. Эвакуация населения.
7.3. Мероприятия по
инженерной защите населения
от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера

Характеризуют основные мероприятия,
проводимые в Российской Федерации, по
обеспечению радиационной безопасности
населения, его химической защите и защите
от последствий аварий на
взрывопожароопасных объектах и
гидротехнических сооружениях. Анализируют
рекомендации специалистов по правилам
безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях техногенного характера.
Отрабатывают в паре (в группе) правила
безопасного поведения в условиях
различных чрезвычайных ситуаций
техногенного характера

10

8.

9.

Здоровый образ
жизни и его
составляющие (8 ч)
8.1. Здоровье как основная
ценность человека.
8.2. Индивидуальное здоровье
человека, его физическая,
духовная и социальная
сущность.
8.3. Репродуктивное
здоровье —
составляющая
здоровья человека и
общества.
8.4. Здоровый образ жизни
как необходимое условие
сохранения и укрепления
здоровья человека и
общества.
8.5. Здоровый образ
жизни и
профилактика
основных
неинфекционных
заболеваний.
8.6. Вредные привычки и их
влияние на здоровье.
8.7. Профилактика
вредных привычек.
8.8.Здоровый образ
жизни и безопасность
жизнедеятельности

Характеризуют особенности
индивидуального здоровья, его духовную,
физическую и социальную составляющие.
Объясняют общие понятия о
репродуктивном здоровье как общей
составляющей здоровья человека и общества.
Обосновывают значение здорового образа
жизни для сохранения и укрепления
здоровья человека и общества.
Анализируют собственные поступки и их
влияние на личное благополучие.
Формулируют правила соблюдения норм
здорового образа жизни для профилактики
неинфекционных заболеваний и вредных
привычек, записывают правила в дневник
безопасности. Формулируют кратко своё
понимание здоровья человека и
указывают критерии, по которым можно
оценить его уровень. По итогам изучения
раздела «Основы здорового образа жизни»
пишут реферат на одну из тем,
предложенных в учебнике

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (3 ч)
Первая помощь при
Анализируют возможные последствия
неотложных состояний и значение
неотложных состояниях
своевременного оказания первой помощи.
(3 ч)
Отрабатывают в паре приёмы оказания
9.1.Первая помощь
первой помощи при отравлениях АХОВ,
пострадавшим и её значение.
при травмах, при утоплении.
9.2.Первая помощь при
отравлениях аварийнохимически опасными
веществами (практическое
занятие).
9.3.Первая помощь при
травмах (практическое
занятие). Первая помощь при
утоплении (практическое
занятие)
9 класс

11

Характеристика видов деятельности
обучающихся
Модуль 1 . Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч)
№

Тема

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 ч)
Национальная безопасность в России в
Обосновывают значение молодого
современном мире
поколения граждан Российской
(4 ч)
Федерации для развития нашей
1.
1.1.Современный мир и Россия.
страны.
1.2.Национальные интересы России в
Характеризуют основные виды
современном мире.
национальных интересов России
1.3. Основные угрозы национальным
в современном мире.
интересами безопасности России.
Анализируют степень влияния
1.4. Влияние культуры безопасности
личности на обеспечение
жизнедеятельности населения на
национальной безопасности
национальную безопасность России
России. Определяют значение
культуры безопасности
жизнедеятельности населения в
обеспечении
национальной безопасности
России
2

Чрезвычайные ситуации мирного и
военного времени и национальная
безопасность России (4 ч)
2.1.Чрезвычайные ситуации и их
классификация.
2.2. Чрезвычайные ситуации природного
характера и их последствия.
2.3. Чрезвычайные ситуации
техногенного характера и их причины.
2.4.Угроза военной безопасности России

Классифицируют чрезвычайные
ситуации по масштабу их
распространения и тяжести
последствий.
Характеризуют в общих чертах
чрезвычайные ситуации природного и
техногенного характера, причины их
возникновения и возможные
последствия.
Определяют отрицательное влияние
чрезвычайных ситуаций на
национальную безопасность России.
Анализируют влияние человеческого
фактора на безопасность личности,
общества и государства.
Объясняют существующие (внешние и
внутренние) угрозы национальной
безопасности России

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных
ситуаций (7 ч)

12

3.

4.

Организационные основы по защите
населения страны от чрезвычайных
ситуаций мирного и военного
времени (3 ч)
3.1. Единая государственная система
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
(РСЧС).
3.2. Гражданская оборона как составная
часть
национальной безопасности и
обороноспособности страны.
3.3. МЧС России — федеральный орган
управления в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.

Анализируют права и обязанности
граждан Российской Федерации в
области безопасности в условиях
чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени.
Характеризуют основные силы и
средства РСЧС для защиты населения
страны от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
Характеризуют задачи, решаемые
образовательным учреждением, по
защите учащихся и персонала в
условиях чрезвычайных ситуаций.
Объясняют роль МЧС России по
защите населения от чрезвычайных
ситуаций в современных условиях

Основные мероприятия, проводимые в
Российской Федерации, по защите
населения от чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени (4 ч)
4.1.Мониторинг и прогнозирование
чрезвычайных ситуаций.
4.2. Инженерная защита населения от
чрезвычайных ситуаций.
4.3. Оповещение и эвакуация населения в
условиях чрезвычайных ситуаций.
4.4. Аварийно-спасательные и другие
неотложные работы в очагах поражения

Характеризуют основные
мероприятия, проводимые в
Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени.
Анализируют систему мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных
ситуаций и её основные мероприятия.
Моделируют рациональное
размещение объектов экономики и
поселений людей по территории
страны с точки зрения обеспечения их
безопасности от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера.

Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской
Федерации (9 ч)
5.

Терроризм и экстремизм: их причины
и последствия (2 ч)
5.1.Международный терроризм —
угроза национальной безопасности
России.
5.2.Виды террористической деятельности
и террористических актов, их цели и
способы осуществления

13

Характеризуют международный
терроризм как
серьёзную угрозу национальной
безопасности
России.
Анализируют виды террористических
актов, их
цели и способы осуществления.
Формулируют собственную позицию
неприятия
терроризма в любых его проявлениях

6.

Нормативно-правовая база
противодействия терроризму и
экстремизму в Российской Федерации
(3 ч)
6.1. Основные нормативно-правовые
акты по
противодействию терроризму и
экстремизму.
6.2. Общегосударственное
противодействие терроризму.
6.3.Нормативно-правовая база
противодействия наркотизму.

Характеризуют основные нормативноправовые акты противодействия
экстремизму, терроризму и
наркотизму.
Формулируют основные направления
по формированию
антитеррористического поведения. Выводы записывают в дневник
безопасности. С помощью Интернета
и средств массовой информации на
конкретных примерах готовят сообщение на тему «Хулиганство и
вандализм — разновидности
экстремизма».

7.

Организационные основы системы
противодействия терроризму и
наркотизму в Российской Федерации (2
ч)
7.1. Организационные основы
противодействия терроризму в
Российской Федерации.
7.2. Организационные основы
противодействия
наркотизму в Российской Федерации.

Объясняют организационные основы
системы противодействия терроризму
и наркотизму в Российской
Федерации.
Анализируют примеры деятельности
Национального
антитеррористического комитета по
обеспечению своевременной и
надёжной защиты населения от
терроризма. С помощью Интернета и
средств массовой информации
составляют сообщение на тему
«Деятельность Федеральной службы
Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотиков» России
(ФСКН России)» и её положительные
результаты»

Обеспечение личной безопасности при
угрозе теракта и профилактика
наркозависимости (2часа)
8.1. Правила поведения при угрозе
террористического акта.
8.2 Профилактика наркозависимости.

Анализируют рекомендации
специалистов по безопасному
поведению при угрозе теракта.
Вырабатывают отрицательное
отношение к приёму наркотиков.

8.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

9.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (8 ч)
Здоровье — условие благополучия
Характеризуют здоровье как полное
человека (2 ч)
физическое, духовное и социальное
9.1. Здоровье человека как
благополучие. Анализируют
индивидуальная, так и общественная
взаимосвязь индивидуального и
ценность.
общественного здоровья. Объясняют
9.2. Здоровый образ жизни и его
влияние репродуктивного здоровья
составляющие.
на национальную безопасность
России
9.3. Репродуктивное здоровье
населения и национальная безопасность
России

14

Характеризуют основные факторы,
разрушающие репродуктивное
здоровье (ранние половые связи,
инфекции, передаваемые половым
путём, ВИЧ-инфекция),
анализируют профилактику
заражения ИППП

10. Факторы, разрушающие
репродуктивное здоровье (3 ч)
10.1. Ранние половые связи и их
последствия.
10.2. Инфекции, передаваемые
половым путём.
10.3. Понятия о ВИЧ-инфекции и
СПИДе

Правовые основы сохранения и
Анализируют основы семейного
права в Российской Федерации.
11. укрепления репродуктивного
Анализируют взаимосвязь семьи и
здоровья (Зч)
здорового образа жизни в
11.1. Брак и семья.
11.2. Семья и здоровый образ жизни
жизнедеятельности личности и
общества. Характеризуют
человека.
особенности семейно-брачных
11.3. Основы семейного права в
отношений в Российской Федерации
Российской Федерации
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 ч)
Оказание первой помощи (2 ч)
Отрабатывают в паре приемы в
12.1.
Первая
помощь
при
массовых
оказании первой помощи при
12.
поражениях (практическое занятие по
массовых паражениях населения и при
плану преподавателя).
передозировке в приеме
12.2. Первая помощь при передозировке в психоактивных веществ, различные
способы транспортировки
приёме психоактивных веществ
пострадавших

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».