УМК Школа России (ФГОС НОО) 1-4 Математика

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.
срок реализации программы 4 года

Рабочая программа учебного предмета
«Математика»
УМК Школа России (ФГОС НОО) для учащихся 1-4 классов

Светогорск -2021

1.
2.

3.

4.

Пояснительная записка
Настоящая Рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана в
соответствии:
С Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст. 2, п. 9;
В
соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009
№373;
На основании приказа №1576 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт общего образования, утв. Приказом Минобрнауки
России от 06.10.2009 №373№»;
Учебным планом МБОУ "СОШ г. Светогорска";

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе является
формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие
для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе
являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться
совместно
с
учителем
и
другими
учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение
задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков,
схем).
Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются
формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:


знание названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав
чисел от 11 до 20;

знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;


использовать
знание
таблицы
сложения
однозначных
соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);


чисел



сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;



находить значения выражений, содержащих 1-2 действия (сложение или



и

вычитание);


решать простые задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения

и вычитания а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; а также задачи на
нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.
–
распознавать геометрические фигуры: точку, круг, отрезок,
многоугольник, прямоугольник, квадрат, линии: кривая, прямая.

ломаную,

в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания
в пределах 20;

использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и
вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при


оценке результатов действий;

использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства
сложения;

использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и
массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет,
форма, размер, назначение, материал;


выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака
(видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании
общего признака (родовое отличие);




производить классификацию предметов, математических объектов по одному

основанию;
использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без
скобок, содержащих два действия (сложение и/или вычитание);


определять длину данного отрезка;

читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и
трёх столбцов;


заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;

решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более
двух действий.


2-й класс
Личностными
результатами изучения
предметно-методического
курса
«Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей пла
поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).


В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок
совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе
являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по
предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы
и инструменты).

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна
дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной
задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике,
так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать
полученную
информацию:
наблюдать
и
делать
самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются
формирование следующих умений
Учащиеся должны уметь:


использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от

1 до 100;
использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев
сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;

использовать при выполнении арифметических действий названия
обозначения операций умножения и деления;


и

осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со
скобками и без них;

использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр,
дециметр, сантиметр, килограмм;


читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и
вычитания чисел в пределах 100;

решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи:


а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;



измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;

узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник,
четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества
четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;

находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).


3–4-й классы
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в
3–4-м классах является формирование следующих умений:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и
сотрудничества).

В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса
«Математика» в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных
действий.
Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного
обсуждения.

Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную
проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты
и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой
план учебно-научного текста.
Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться
её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.


Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с
автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы;
проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются
формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел
в пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое
следующее число в этом ряду);
объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;

использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см,
дм, м, км), массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки,


неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра
прямоугольника (квадрата);

пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной
математической терминологией;






читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000;
представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и

деление с остатком);
выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;

осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении,
вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах
100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и
делении чисел в остальных случаях;


осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;

использовать
при
вычислениях
и
решениях
различных
задач
распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и
деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации
вычислений;


читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий
с использованием названий компонентов;

решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия
арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);

находить значения выражений в 2–4 действия;


использовать знание соответствующих формул
прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;


площади

и

периметра



использовать знание зависимости между компонентами и результатами

действий при решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;


строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам

сторон;
сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в
изученных единицах измерения;

определять время по часам с точностью до минуты;

сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе,


объёму.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются
формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:


использовать при решении различных задач название и последовательность

чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как
образуется каждое следующее число в этом ряду);


объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;

использовать при решении различных задач названия и последовательность
разрядов в записи числа;

использовать при решении различных задач названия и последовательность


первых трёх классов;

рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;

объяснять соотношение между разрядами;
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий
знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;

использовать при решении различных задач и обосновании своих действий


знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;

использовать при решении различных задач и обосновании своих действий
знание о позиционности десятичной системы счисления;

использовать при решении различных задач знание о единицах измерения
величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;

использовать при решении различных задач знание о функциональной связи
между величинами (цена, количество, стоимость;
производительность труда, время работы, работа);

скорость,

время,

расстояние;

выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к
вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять
проверку правильности вычислений;

выполнять умножение и деление с 1 000;

решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических


действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена,

количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время
работы, работа);
решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в
противоположных направлениях;


решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия
арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);

осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений,
содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке


выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим
алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;

осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной
переменной при заданном значении переменных;
использовать знание зависимости между компонентами и результатами
действий сложения, вычитания, умножения,
деления при
решении
уравнений
вида:a ± x= b; x – a= b;a ∙ x = b; a : x= b; x : a= b;


уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и
объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в
зависимости от изменения одной из компонентов


выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный,
равнобедренный и равносторонний треугольники;

строить окружность по заданному радиусу;

распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок,


ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в
треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).

том

числе

Учёт уровневого подхода к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты базового уровня приводятся в блоке «Выпускник научится»,
планируемые результаты повышенного уровня – в блоке «Выпускник получит возможность
научиться».
Числа и величины
Выпускник научится:

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно
выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц,
увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость),
используяосновные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм
— грамм;год
— месяц
— неделя — сутки — час
—
минута, минута —секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр —
сантиметр, метр — сантиметр,сантиметр
— миллиметр),
сравнивать
названные
величины,выполнять арифметические действия с этими величинами.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность
научиться:

классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои
действия;
 выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени),
объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:

выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение,
вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с
использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных
арифметических действий (в том числе деления с остатком);

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных,
двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том
числе с нулём и числом 1);

выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его
значение;

вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических
действия, со скобками и без скобок).
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность
научиться:
 выполнять действия с величинами;
 использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
 проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия,
прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
 анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь
между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для
решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
 решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим
способом (в 1—2 действия);
 оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность
научиться:
 решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли
(половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
 решать задачи в 3—4 действия;
 находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Выпускник научится:
 описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
 распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная,
прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность,
круг);
 выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок,
квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
 использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
 распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
 соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность
научиться:
 распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед,
пирамиду, цилиндр, конус.


Геометрические величины
Выпускник научится:

измерять длину отрезка;

вычислять периметр
треугольника,
прямоугольника
и
квадрата,
площадьпрямоугольника и квадрата;

оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность
научиться:
 вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.
Работа с информацией
Выпускник научится:

читать несложные готовые таблицы;

заполнять несложные готовые таблицы;

читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность
научиться:
 читать несложные готовые круговые диаграммы;
 достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
 сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах
несложные таблиц и диаграмм;
 распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы
и диаграммы);
 планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную
информацию с помощью таблиц и диаграмм;
 интерпретировать
информацию, полученную при проведении несложные
исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и
прогнозы).

II. Содержание учебного предмета
1-й класс
(4 часа в неделю, всего – 124 ч)
Общие понятия.
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8ч)
Признаки предметов.
Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее
название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов,
разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.
Отношения.
Сравнение групп предметов. Равно, не равно, столько же.
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 10.
Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счёта и мера величины.
Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами.
Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение
числа
прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно
следующего за ним при счёте.
Ноль. Число 10. Состав числа 10.
Числа от 1 до 20.

Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название
чисел от 1 до 20. Модели чисел.
Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы
разрядных слагаемых.
Сложение и вычитание в пределах десяти.
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс),
- (минус), = (равно).
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания.
Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Переместительное свойство сложения. Приёмы сложения и вычитания.
Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи
вычитания.
Понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...», «больше на ...», «меньше на ...».
Сложение и вычитание чисел в пределах 20
Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд.
Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19.)
Величины и их измерение.
Величины: длина, масса, объём и их измерение. Общие свойства величин.
Единицы измерения величин: сантиметр, килограмм, литр.
Текстовые задачи.
Задача, её структура. Простые и составные текстовые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...»,
«уменьшить на ...»;
Элементы геометрии.
Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная. Многоугольники как замкнутые
ломаные: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал.
Вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев.
Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования
термина «периметр».
Элементы алгебры.
Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись,
нахождение значений выражений. Равенство и неравенство.
Занимательные и нестандартные задачи.
Числовые головоломки, арифметические ребусы. Арифметические лабиринты,
математические фокусы. Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение

2- й класс
(4 часа в неделю, всего – 136 ч)
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Нумерация (16ч)
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели
двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их
последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц,
их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.(70ч)
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания

Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения
компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.(39ч)
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде
суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство
умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения
и деления однозначных чисел.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения
длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5;
4 – а; при заданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок
действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b;
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические
фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение.(11ч)

3- й класс
(4 часа в неделю, всего – 136 ч)
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Сложение и вычитание (продолжение) (8ч).
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания .
Умножение и деление чисел в пределах 100 (83ч).
Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное
свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число).
Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для
рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком.
Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости
от изменения компонент. Дробные числа.
Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.

Числа от 1 до 1 000.
Нумерация (13ч)
Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц.
Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел.
Сравнение чисел.
Сложение и вычитание чисел (10ч).
Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и
вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы
сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Умножение и деление чисел в пределах 1000 (12ч).
Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и
деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на
100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения
«в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись
деления «уголком».
Величины и их измерение.
Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год.
Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.
Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения
длины.
Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами
измерения массы.
Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.
Текстовые задачи.
Решение простых и составных текстовых задач.
Элементы алгебры.
Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b;
х : а = с±b;а ∙ х = с±b;а : х = с ∙ b ит.д.
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи.
Итоговое повторение.(10ч)

4-

4-й класс
(4 часа в неделю, всего – 136 ч)

Числа от 1 до 1000.
Повторение (13ч)
Нумерация.
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их
выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000.
Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы раз рядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Практическая работа: Угол. Построение углов различных видов.
Величины (12 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения
между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный
дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между
ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Практическая работа: Измерение площади геометрической фигуры при помощи
палетки.
Числа, которые больше 1000.
Величины (6 ч)
Сложение и вычитание (11 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые
сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и
сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений;
взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки
сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
Х + 312 = 654 + 79,
729 – х = 217,
х – 137 = 500 – 140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100,
и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1000.
Умножение и деление (71 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые
умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и
невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения,
распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация
вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на
сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь
между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и
деления.
Решение уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х= 630 : 7 на основе
взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям
в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах
миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке
ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета,
количество предметов, масса всех предметов и др.).
Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на
нелинованной бумаге.
В течение всего года проводится:
вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия ( со скобками и без них),
требующих применения всех изученных правил о порядке действий;
решение задач в одно действие, раскрывающих:
а) смысл арифметических действий;
б) нахождение неизвестных компонентов действий;
в) отношения больше, меньше, равно;
г) взаимосвязь между величинами;

решение задач в 2 – 4 действия;
решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей;
построение фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение (12 ч)
Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения
действий.
Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.
Величины.
Геометрические фигуры.
Доли.
Решение задач изученных видов.

III. Тематическое планирование учебного предмета
Согласно учебному плану образовательного учреждения МБОУ «СОШ г.
Светогорска» на изучение предмета « Математика» в начальной школе выделяется
532 часов, из кото-рых 80% (425 ч ) составляют обязательную часть, а 20% (107ч)
приходится на часть, формируемую участниками образовательного процесса.
В 1 классе 124 часа (4 ч. в неделю, 33учебных недель), из которых 99ч (80%)
составля- ют обязательную часть, а 20% (25 ч) приходится на часть, формируемую
участниками об-разовательного процесса.
Во 2, 3 и 4 классах по 136 часов (4 ч. в неделю, 34учебные недели в каждом
классе), изкоторых 108 ч (80%) составляют обязательную часть, а 20% (28 ч)
приходится на часть, формируемую участниками образовательного процесса.

№

Наименование разделов и тем

1 класс
1
2
3
4
5
6

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные
Представления
Числа от 1 до 10. Нумерация.
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20. Нумерация.
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание.
Итоговое повторение.

2 класс
1
2
3
4
5
6

Числа от 1 до 100. Нумерация
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (устные вычисления)
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления)
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
Умножение и деление. Табличное умножение и деление
Итоговое повторение

3 класс
1
2
3
4
5

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление
Внетабличное умножение и деление
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

6
7

1
2
3
4
5
6

Умножение и деление чисел в пределах 1000
Итоговое повторение.

4 класс
Числа от 1 до 1000. Повторение
Числа, которые больше 1000. Нумерация
Величины
Числа, которые больше 1000. Сложение и
вычитание
Числа, которые больше 1000. Умножение и
деление
Итоговое повторение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».