Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска» Приложение к основной образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом № 01-12/324 от 31.08.2021 г., срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета «Математика» для учащихся 1-4 КЛАССОВ УМК «Начальная школа 21 века» Светогорск 2021 1 Рабочая программа по курсу «Математика» разработана для обучающихся 1- 4 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар- та начального общего образования, на основепримерной программы по математике (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч.- 4 –е изд. пере- раб. - М.: Просвещение, 2011г; программы для общеобразовательных учрежде- ний:Математика: программа: 1-4 классы / В. Н. Рудницкая - М.: Вентана - Граф, 2013г.;основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД. Срок реализации программы 4 года. Цели и задачи учебного предмета Обучение математике в начальной направлено на достижение следующих целей: обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач; предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины; умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения; реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов. Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе. Место учебного предмета «Математика» в учебном плане Согласно учебному плану образовательного учреждения МБОУ «СОШ г.Светогорска» на изучение предмета «Математика» в начальной школе выделяется 532 часа, из которых 80% (425 ч) составляют обязательную часть, а 20% (107 ч) приходится на часть, формируемую участниками образовательного процесса. В 1 классе 124 часа (4 ч. в неделю, 33учебных недель), из которых 99 ч (80%) составляют обязательную часть,а 20% (25 ч) приходится на часть, формируемую участниками образовательного процесса. 2 Во 2, 3 и 4 классах по 136 часов (4 ч. в неделю, 34учебные недели в каждом классе),из которых 108 ч (80%) составляют обязательную часть,а 20% (28 ч) приходится на часть, формируемую участниками образовательного процесса. Планируемые результаты освоения программы по математике Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы по математике Личностными результатами обучения учащихся являются: самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению; способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения; заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний; готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни; способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; способность к самоорганизованности; высказывать собственные суждения и давать им обоснование; владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем). Метапредметнымирезультатами обучения являются: владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование); понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.); создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств; понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха; адекватное оценивание результатов своей деятельности; активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач; готовность слушать собеседника, вести диалог; 3 умение работать в информационной среде. Предметными результатами обучения являются: овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи; умение применять полученные математические знания для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений; овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры; умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные. Планируемые результаты освоения программы по математике в 1 классе К концу обучения в первом классе ученик научится: называть: • предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами; • натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число; • число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц) геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник); различать: • число и цифру; • знаки арифметических действий; • круг и шар, квадрат и куб; • многоугольники по числу сторон (углов); • направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх); читать: • числа в пределах 20, записанные цифрами; • записи вида 3 + 2 = 5, 6 – 4 = 2, 5 2 = 10, 9 : 3 = 3; сравнивать • предметы с целью выявления в них сходства и различий; • предметы по размерам (больше, меньше); • два числа (больше, меньше, больше на, меньше на); • данные значения длины; • отрезки по длине; 4 воспроизводить: • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • результаты табличного сложения любых однозначных чисел; результаты табличного вычитания однозначных чисел; способ решения задачи в вопросно-ответной форме; распознавать: геометрические фигуры; моделировать: отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками; ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление); ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка; характеризовать: расположение предметов на плоскости и в пространстве; расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между) результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»; предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры); расположение предметов или числовых данных в таблице (верхняя, средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец; анализировать: текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения; классифицировать: распределять элементы множеств на группы по заданному признаку; упорядочивать: предметы (по высоте, длине, ширине); отрезки в соответствии с их длинами; числа (в порядке увеличения или уменьшения); конструировать: алгоритм решения задачи; несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме); контролировать: свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки); оценивать: расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз); предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно); решать учебные и практические задачи: пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты; записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль; решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие); измерять длину отрезка с помощью линейки; изображать отрезок заданной длины; 5 • • • отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке; выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки); ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию. К концу обучения в первом классе ученик может научиться: • • • • • • • • • • • • • • сравнивать: разные приемы вычислений с целью выявления наиболее удобного приема; воспроизводить: способ решения арифметической задачи или любой другой учебной задачи в виде связного устного рассказа; классифицировать: определять основание классификации; обосновывать: приемы вычислений на основе использования свойств арифметических действий; контролировать деятельность: осуществлять взаимопроверку выполненного задания при работе в парах; решать учебные и практические задачи: преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями; использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях; выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы (отрезок, треугольник и др.), пересчитывать число таких фигур; составлять фигуры из частей; разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями; изображать на бумаге треугольник с помощью линейки; находить и показывать на рисунках пары симметричных относительно осей симметрии точек и других фигур (их частей); определять, имеет ли данная фигура ось симметрии и число осей, представлять заданную информацию в виде таблицы; выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос. Планируемые результаты освоения программы по математике во 2 классе К концу обучения во 2 классе ученик научится: называть: натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счёте число; число, большее или меньшее данного числа в несколько раз; единицы длины, площади; одну или несколько долей данного числа и числа по его доле; компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное); 6 геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность); сравнивать: числа в пределах 100; числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого); длины отрезков; различать: отношения «больше в...» и «больше на...», «меньше в...» и «меньше на...»; компоненты арифметических действий; числовое выражение и его значение; российские монеты, купюры разных достоинств; прямые и непрямые углы; периметр и площадь прямоугольника; окружность и круг; читать: числа в пределах 100, записанные цифрами; записи вида: 5 • 2 = 10, 12 : 4 = 3; воспроизводить: результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления; соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм; приводить примеры: однозначных и двузначных чисел; числовых выражений; моделировать: десятичный состав двузначного числа; алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел; ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; распознавать: геометрические фигуры (многоугольники, окружность, прямоугольник, угол); упорядочивать: числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения; характеризовать: числовое выражение (название, как составлено); многоугольник (название, число углов, сторон, вершин); анализировать: текст учебной задачи с целью поиска алгоритма её решения; готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения; классифицировать: 7 углы (прямые, непрямые); числа в пределах 100 (однозначные, двузначные); конструировать: тексты несложных арифметических задач; алгоритм решения составной арифметической задачи; контролировать: свою деятельность (находить и исправлять ошибки); оценивать: готовое решение учебной задачи (верно, неверно); решать учебные и практические задачи: записывать цифрами двузначные числа; решать составные арифметические задачи в два действия и различных комбинациях; вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приёмы вычислений; вычислять значения простых и составных числовых выражений; вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата) ; строить окружность с помощью циркуля; выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи; заполнять таблицы, имея некоторый банк данных. К концу обучения во 2 классе ученик может научиться: формулировать: свойства умножения и деления: определения прямоугольника (квадрата); свойства прямоугольника (квадрата): называть: вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами; элементы многоугольника (вершины, стороны, углы); центр и радиус окружности: координаты точек, отмеченных на числовом луче; читать: обозначения луча, угла, многоугольника; различать: луч и отрезок; характеризовать: расположение чисел на чистовом луче; взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки); решать учебные и практические задачи: выбирать единицу длины при выполнении измерений; обосновывать выбор арифметических действий для решения задач; указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата); изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки; 8 составлять несложные числовые выражения: выполнять несложные устные вычисления в пределах 100. Планируемые результаты освоения программы по математике в 3 классе К концу обучения в 3 классе ученик научится: называть: любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке; компоненты действия деления с остатком; единицы массы, времени, длины; геометрическую фигуру (ломаная); сравнивать: числа в пределах 1000; значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах; различать: знаки >и <; числовые равенства и неравенства; читать: записи вида 120 < 365, 900 > 850; воспроизводить: соотношения между единицами массы, длины, времени; устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000; приводить примеры: числовых равенств и неравенств; моделировать: ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка; способ деления с остатком с помощью фишек; упорядочивать: натуральные числа в пределах 1000; значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах; анализировать: структуру числового выражения; текст арифметической (в том числе логической) задачи; классифицировать: числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные); конструировать: план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи; контролировать: свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений снатуральными числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки; решать учебные и практические задачи: читать и записывать цифрами любое трехзначное число; читать и составлять несложные числовые выражения; выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000; 9 вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений; выполнять деление с остатком; определять время по часам; изображать ломаные линии разных видов; вычислять значения числовых выражений, содержащих 2–3 действия(со скобками и без скобок); решать текстовые арифметические задачи в три действия. К концу обучения в 3 классе ученик может научиться: формулировать: сочетательное свойство умножения; распределительное свойство умножения относительно сложения(вычитания); читать: обозначения прямой, ломаной; приводить примеры: высказываний и предложений, не являющихся высказываниями; верных и неверных высказываний; различать: числовое и буквенное выражение; прямую и луч, прямую и отрезок; замкнутую и незамкнутую ломаную линии; характеризовать: ломаную линию (вид, число вершин, звеньев); взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости; конструировать: буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными; воспроизводить: способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей; решать учебные и практические задачи: вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв; изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки; проводить прямую через одну и через две точки; строить на бумаге в клетку точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной). Планируемые результаты освоения программы по математике в 4 классе К концу обучения в 4 классе ученик научится: называть: любое следующее (предыдущее) при счёте многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке; 10 классы и разряды многозначного числа; единицы величин: длины, массы, скорости, времени; пространственную фигуру, изображённую на чертеже или представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр); сравнивать: многозначные числа; значения величин, выраженных в одинаковых единицах; различать: цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду; читатъ: любое многозначное число; значения величин; информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; воспроизводитъ: устные приёмы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни; письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами; способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя); способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки; .моделироватъ: разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях; упорядочиватъ: многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения); значения величин, выраженных в одинаковых единицах; анализироватъ: структуру составного числового выражения; характер движения, представленного в тексте арифметической задачи; конструироватъ: алгоритм решения составной арифметической задачи; составные высказывания с помощью логических слов-связок «и», «или», «если ... , то ...», «неверно, что ...»; контролироватъ: свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приёмы; решать учебные и практические задачи: записывать цифрами любое многозначное число в пределах клacca миллионов; вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арнфметических действий; 11 решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел); формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях; вычислять неизвестные компоненты арифметических действий. К концу обучения в 4 классе ученик может научиться: называть: координаты точек, отмеченных в координатном углу; сравнивать: величины, выраженные в разных единицах; различать: числовое и буквенное равенства; виды углов и виды треугольников; понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи); воспроизводить: способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки; приводить примеры: истинных и ложных высказываний; оценивать: точность измерений; исследовать: задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений); читать: информацию, представленную на графике; решать учебные и практические задачи: вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры; исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур; прогнозировать результаты вычислений; читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов; измерять длину, массу, площадь с указанной точностью; сравнивать углы способом наложения, используя модели. IIСодержание предмета «Математика 1 – 4 классы» Содержание программы по математике1 класс ( 124 ч., сентябрь-октябрь 3 часа в неделю, ноябрь-май -в неделю 4 ч) Множества и отношения Первоначальные представления о множествах предметов, свойствах и форме предметов Сходства и различия предметов. Предметы, обладающие или не обладающие данным свойством. Понятия: какой-нибудь, любой, каждый, все, не все, некоторые. 12 Отношения между предметами и между множествами предметов Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Понятия: выше, ниже; левее, правее; над, под, на, за, перед, между, вне, внутри. Ориентировка в окружающем пространстве (выбор маршрута, пути передвижения и пр.). Соотношения размеров предметов. Понятия: больше, меньше, таких же размеров; выше, ниже, такой же высоты; длиннее, короче, такой же длины. Сравнение множеств предметов по их численностям. Понятия: столько же, меньше, больше (предметов). Универсальные учебные действия: • сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам; • распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию); • сопоставлять множества предметов по их численностям (путем составления пар предметов) Число и счет Число и цифра. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Шкала линейки, микрокалькулятор. Число предметов в множестве. Запись чисел от 1 до 20 цифрами. Число и цифра 0. Сравнение чисел. Понятия: больше, меньше, больше на ..., меньше на .... Универсальные учебные действия: • пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом; • сравнивать числа; • упорядочивать данное множество чисел. Арифметические действия с числами и их свойства Сложение, вычитание, умножение и деление и их смысл. Запись результатов выполнения арифметических действий с использованием знаков +, -, • , :, =. Вычисления с помощью микрокалькулятора. Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Названия компонентов арифметических действий (слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность; множитель, произведение; делимое, делитель, частное). Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Таблица умножения и соответствующие случаи деления. Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания. Способы проверки правильности вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с использованием микрокалькулятора). Сравнение чисел. Изображение результатов сравнения в виде графов с цветными стрелками. Графы отношений «больше», «меньше», «равно» на множестве целых неотрицательных чисел. Правило: «Чтобы узнать, на сколько единиц одно число больше или меньше другого, можно из большего числа вычесть меньшее». 13 Универсальные учебные действия: • моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие; • воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырех арифметических действий; • прогнозировать результаты вычислений; • контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами; • оценивать правильность предъявленных вычислений; • сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный; Величины Длина предмета в сантиметрах, дециметрах, дециметрах и сантиметрах. Расстояние между точками. Длина отрезка. Практические работы. Отмерить и отрезать от катушки ниток нить заданной длины. Универсальные учебные действия: • • • сравнивать значения однородных величин; упорядочивать данные значения величины; устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач. Работа с текстовыми задачами Понятие арифметической задачи. Решение текстовых арифметических задач арифметическим способом. Работа с текстом задачи: выявление известных и неизвестных величин, составление таблиц, схем, диаграмм и других моделей для представления данных условия задачи. Планирование хода решения задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на», «больше (меньше) в»; Примеры арифметических задач, решаемых разными способами; задач, имеющих несколько решений, не имеющих решения; задач с недостающими и с лишними данными (не использующимися при решении). Универсальные учебные действия: • • • моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи; анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения; • прогнозировать результат решения; • контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера; • выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений; • наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условий. Геометрические понятия Форма предмета. Круг, квадрат, треугольник, пятиугольник. Различия между шаром и кругом, кубом и квадратом. Точка и линия. Отрезок. Многоугольник. 14 Практическая работа. Составление фигуры из частей. Осевая симметрияОтображение фигур в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Универсальные учебные действия: • • • • • • ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения); различать геометрические фигуры; характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости; конструировать указанную фигуру из частей; классифицировать треугольники; распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и на моделях. Логико-математическая подготовка Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все; все, кроме. Классификация множества предметов по заданному признаку. Определение оснований классификации. Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний. Универсальные учебные действия: • определять истинность несложных утверждений; • приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение; • конструировать алгоритм решения логической задачи; • делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных; • актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойств геометрических фигур). Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счетом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации. Таблица; строки и столбцы таблицы. Чтение и заполнение таблиц заданной информацией. Перевод информации из текстовой формы в табличную. Составление таблиц. Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач. Универсальные учебные действия: • собирать требуемую информацию из указанных источников; • фиксировать результаты разными способами; Практические работы. Определение осей симметрии данной фигуры с помощью перегибания. Содержание программы 2 класс (136 ч., в неделю 4 ч) Элементы арифметики 15 Целые неотрицательные числа в пределах 100 Чтение и запись цифрами двузначных чисел. Сравнение чисел. Отношения «больше», «меньше», «равно». Изображение результатов сравнения чисел с помощью цветных стрелок (графов). Сложение и вычитание в пределах 100 Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел (двузначных и однозначных чисел) с помощью цветных палочек Кюизенера. Письменные приёмы поразрядного сложения и вычитания чисел. Использование при вычислениях микрокалькулятора. Таблица умножения однозначных чисел Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления. Часть числа. Нахождение одной или нескольких частей данного числа. Нахождение числа по данной его части. Умножение и деление с 0 и 1. Свойства умножения и деления. Отношения «меньше в...» и «больше в...». Увеличение или уменьшение числа в несколько раз. Числовые выражения Названия компонентов действий сложения, вычитания, умножения и деления. Числовое выражение и его значение. Числовые выражения, содержащие скобки. Нахождение значений числовых выражений. Составление числовых выражений. Арифметические задачи Простые задачи, решаемые с помощью однократного применения арифметического действия (сложения, вычитания, умножения или деления). Составные арифметические задачи разных видов, требующие выполнения нескольких арифметических действий в различных комбинациях. Решение задачи разными способами. Примеры задач с недостающими или лишними данными. Использование таблиц, схем, рисунков с целью поиска способов решения арифметических задач. Величины и их измерение Длина и её единицы Единица длины метр и её обозначение: м.Соотношения между единицами длины (1м = 100 см, 1дм = 10 см, 1м =10дм). Сведения из истории математики: старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень) и массы (пуд). Периметр многоугольника и его вычисление. Площадь и её единицы Практические способы нахождения площадей фигур. Единицы площади: квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный метр и их обозначения (дм2, см2, м2). Правило вычисления площади прямоугольника (квадрата). Цена, количество, стоимость товара Копейка и рубль. Соотношение: 1 р. = 100 к. Российские монеты и купюры: 1 к., 5 к., 10 к., 50 к., 1 р., 10 р., 50 р., 100 р. Алгебраическая пропедевтика Числовой луч 16 Понятие о числовом луче; единичный отрезок. Координата точки. Изображение чисел точками на числовом луче. Сравнение чисел с использованием числового луча. Работа с равенствами Практические способы нахождения неизвестных компонентов арифметических действий. Логико-математические понятия Закономерности Последовательности математических объектов, составленных по определённым правилам (в том числе числовые цепочки). Составление таких последовательностей. Доказательства I [римерыверных и неверных утверждений. Простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений. Задачи логического характера (в том числе комбинаторные). Элементы геометрии Геометрические понятия Луч, его изображение и обозначение. Принадлежность точки лучу. Взаимное расположение на плоскости лучей и отрезков. Многоугольник и его элементы: вершины, стороны, углы. Окружность, её центр и радиус. Построение окружности с помощью циркуля. Взаимное расположение фигур на плоскости. Угол. Прямой и непрямой углы. Прямоугольник (квадрат). Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Практические работы. Определение вида угла (прямой, непрямой), нахождение прямоугольника среди данных четырёхугольников с помощью модели прямого угла. Содержание программы3 класс (136 ч., в неделю 4 ч) Число и счёт Тысяча Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1 000. Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика. Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков > и <. Арифметические действия в пределах 1 000 Сложение и вычитание. Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания. Сочетательное свойство сложения и умножения. Упрощение выражений (освобождение выражений от лишних скобок). Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок. Умножение и деление на однозначное число. Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения). Умножение и деление на 10 и на 100. 17 Умножение числа, запись которого оканчивается нулём, на однозначное число. Умножение двух- и трёхзначного числа на однозначное число. Нахождение однозначного частного. Деление с остатком. Деление на однозначное число. Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек. Умножение и деление на двузначное число. Умножение вида 23-40. Умножение и деление на двузначное число. Примеры выражений, содержащих букву. Вычисление значений буквенных выражений. Величины Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм. Соотношения между единицами длины: 1 км = 1 000 м, 1 см = = 10 мм. Вычисление длины ломаной. Масса и её единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношение: 1 кг = 1 000 г. Вместимость и её единица литр. Обозначение: л. Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка. Время и его единицы: час, минута, секунда, сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с. 1 сутки = 24 ч, 1 год = = 12 месяцев, 1 век = 100 лет. Сведения из истории математики: история возникновения названий месяцев года. Практические работы. Измерение длины.ширины и высоты предметов с использованием разных единил длины. Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. Взвешивание предметов на чашечных весах. Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки. Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды. Работа с текстовыми задачами Решение арифметических задач в три действия, в том числе содержащих разнообразные зависимости между величинами. Геометрические понятия Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной. Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля. Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки. Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых. Практические работы. Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом. Логико-математическая подготовка Высказывание и его истинность. Числовые равенства и неравенства как примеры верных и неверных высказываний. Работа с информацией 18 Сбор и представление информации в виде схем, таблиц. Считывание информации, представленной на рисунках, схемах, в таблицах. Использование схем (в том числе графов) для решения учебных задач. Содержание программы4 класс (136 ч., в неделю 4 ч) Число и счёт. Целые неотрицательные числа Счёт сотнями. Многозначное число. Классы и разряды многозначного числа. Названия и последовательность многозначных чисел в пределах класса миллиардов. Десятичная система записи чисел. Запись многозначных чисел цифрами. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сведения из истории математики: римские цифры: I, V, Х, L, С, D, М. Римская система записи чисел. Примеры записи римскими цифрами дат и других чисел, записанных арабскими цифрами. Сравнение многозначных чисел, запись результатов сравнения Арифметические действия с многозначными числами и их свойства Сложение и вычитание Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания. Проверка правильности выполнения сложения и вычитания (использование взаимосвязи сложения и вычитания, оценка достоверности, прикидка результата, применение микрокалькулятора) Умножение и деление Несложные устные вычисления с многозначными числами. Письменные алгоритмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число. Способы проверки правильности результатов вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с помощью микрокалькулятора) Свойства арифметических действий Переместительные свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания), деление суммы на число; сложение и вычитание с 0, умножение и деление с 0 и 1 (обобщение: запись свойств арифметических действий с использованием букв) Равенства с буквой Равенство, содержащее букву. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий, обозначенных буквами в равенствах вида: х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15, 8 + х = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2. Вычисления с многозначными числами, содержащимися в аналогичных равенствах. Составление буквенных равенств. Примеры арифметических задач, содержащих в условии буквенные данные Величины Масса. Скорость Единицы массы: тонна, центнер. Обозначения: т, ц. Соотношения: 1 т = 10 ц, 1 т = 100 кг, 1 ц = 10 кг. Скорость равномерного прямолинейного движения и её единицы: километр в час, метр в минуту, метр в секунду и др. Обозначения: км/ч, м/мин, м/с. Вычисление скорости, пути, времени по формулам: v = S : t, S = v · t, t = S : v Измерения с указанной точностью Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком). Запись приближённых значений величин с использованием знака ≈ (АВ ≈ 5 см, t ≈ 3 мин, v ≈ 200 км/ч). Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью Масштаб. План Масштабы географических карт. Решение задач 19 Работа с текстовыми задачами Арифметические текстовые задачи. Задачи на движение: вычисление скорости, пути, времени при равномерном прямолинейном движении тела. Задачи на разные виды движения двух тел: в противоположных направлениях (в том числе на встречное движение) из одного или из двух пунктов; в одном направлении (из одного или из двух пунктов) и их решение. Понятие о скорости сближения (удаления).Задачи на совместную работу и их решение. Различные виды задач, связанные с отношениями «больше на ...», «больше в ...», «меньше на ...», «меньше в ...», с нахождением доли числа и числа по его доле. Задачи на зависимость между стоимостью, ценой и количеством товара. Арифметические задачи, решаемые разными способами; задачи, имеющие несколько решений и не имеющие решения Геометрические фигуры Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников в зависимости от видов их углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные) от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние). Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки (о том числе отрезка заданной длины). Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки (в том числе отрезка заданной длины). Построение прямоугольников с помощью циркуля и линейки Пространственные фигуры Геометрические пространственные формы в окружающем мире. Многогранник и его элементы: вершины, рёбра, грани. Прямоугольный параллелепипед. Куб как прямоугольный параллелепипед. Число вершин, рёбер и граней прямоугольного параллелепипеда. Пирамида, цилиндр, конус. Разные виды пирамид (треугольная, четырёхугольная, пятиугольная и др.). Основание, вершина, грани и рёбра пирамиды. Число оснований и боковая поверхность цилиндра; вершина, основание и боковая поверхность конуса. Примеры развёрток пространственных геометрических фигур. Изображение пространственных фигур на чертежах Логико-математическая подготовка Логические понятия Высказывание и его значения (истина, ложь). Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «если..., то...», «неверно, что...» и их истинность. Примеры логических задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов Работа с информацией Представление и сбор информации Координатный угол: оси координат, координаты точки. Обозначения вида А (2, 3). Простейшие графики. Таблицы с двумя входами. Столбчатые диаграммы. Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур, составленные по определённым правилам III Тематическое планирование № 1. Разделы, темы Числа и величины Рабочая программа по классам Рабочая программа 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. 75 ч 29 ч 14ч 15ч 15 ч 20 2. Арифметические действия 216 ч 60ч 64ч 56 ч 33 ч 3. Текстовые задачи 119 ч 21ч 25 ч 32ч 40 ч 4. Пространственные отношения. 50 ч 11 ч 13 ч 10 ч 15 ч Геометрические фигуры 5. Геометрические величины 40 ч 3ч 20 ч 9ч 7ч 6. Работа с информацией 40 ч 2ч 6ч 9ч 23 ч 532ч 124 ч 136 ч 136 ч 136 ч Итого: 21