Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска» Приложение к основной образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом № 01-12/324 от 31.08.2021 г., срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для учащихся 1-4 КЛАССОВ УМК «Начальная школа 21 века» Светогорск 2021 1 Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана для обучающихся 1- 4 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образова- тельного стандарта начального общего образования, на основепримерной программы по изобразительному искусству (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч.- 4 –е изд. перераб. - М.: Просвещение, 2011г; авторской программы «Изоб- разительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник про- грамм к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. дораб. и доп. – М: Вентана – Граф, 2011); основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД. Срок реализации программы 4 года. I Цели и задачи учебного предмета Цели: • Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; • Развитие воображения, желания и умения подходит к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; • Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества; • Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественнотворческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса. Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения: • Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; • Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); • Формирование навыков работы с различными художественными материалами. Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане Согласно учебному плану образовательного учреждения МБОУ «СОШ г.Светогорска» на изучение предмета « Изобразительное искусство» в начальной школе выделяется 129 часов, из которых 80% (103 ч) составляют обязательную часть, а 20% (26 ч) приходится на часть, формируемую участниками образовательного процесса. В 1 классе 27 часов (сентябрь-октябрь 0,25 ч , ноябрь-май -1 ч. в неделю, 33учебных недели), из которых 20 ч (80%) составляют обязательную часть, а 20% (7 ч) приходится на часть, формируемую участниками образовательного процесса. Во 2, 3 и 4 классах по 34 часа (1ч. в неделю, 34учебные недели в каждом классе), из которых 27ч (80%) составляют обязательную часть, а 20% (7 ч) приходится на часть, формируемую участниками образовательного процесса. Планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы по изобразительному искусству. 2 В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»: 1 класс чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; 2 класс понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; 3-4 классы овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: 1 класс овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; 2 класс умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; 3-4 класс осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д. 3 Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: 1 класс знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; 2 класс способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; 3-4 классы умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; умение рассуждатьомногообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры; способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества; выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. 4 II Содержание предмета Мир изобразительных (пластических) искусств(20 -23 часа) Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.А.Серова, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта ванн Рейна); пейзаж (на примере произведений А.К. Саврасова, И.А.Шишкина, И.Э.Грабаря, И.И.Левитана, К.Ф. Юона, К.Моне, В. Ван Гога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино. Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки, А.А. Пластова и др.). Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Художественный язык изобразительного искусства(53 часа) Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников. Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью(53 часа). Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы. Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративноприкладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.). 5 Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов. Овладение навыками бумагопластики. Моделирование предметов бытового окружения человека (игровой площадки, микрорайона, города, мебели для пластилиновых человечков, елочных игрушек, посуды, машин и др.) – связь с «Технологией». Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрику или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий). III Тематическое планирование 1 класс – 27 часов Кто такой художник? 7 часов Знакомимся с изобразительным искусством. Учимся смотреть на мир глазами художника. Давайте понаблюдаем. Инструменты художника. Мир полон красок и звуков. Знакомимся с гуашевыми красками. Кисть-главный инструмент художника. Сокровища художественных музеев. Фантазируем и рисуем Искусство видеть и творить 9 часов Виды изобразительного искусства. Живопись. Волшебница Белая Краска. Художник-график. Фломастеры. Художник - скульптор. Аппликация. Художник –архитектор Художник-прикладник. Создаём объёмную композицию. Какие бывают картины? 5 часов Такие разные картины. Рисуем пейзаж. Портрет Что такое сюжет Натюрморт. Жанры изобразительного искусства. Художник рисует для книжки. Природа - великий художник. 6 часов Поделки из природного материала. Прозрачная акварель. Рисуем животное из кляксы. Лепим фигурки животных. Игрушки из бумаги. Радуга цветов. 2 класс – 34 часа Что значит быть художником? Фактура предмета. Рефлекс в изобразительном искусстве. Рисуем натюрморт. Что могут рассказать вещи о своём хозяине? Что такое открытое пространство? Открытое пространство и архитектура. 6 Кто создаёт архитектуру? Какие бывают виды искусства? Сочиняем сказку и показываем её как в театре Какие бывают игрушки? Художественно - выразительные средства. Декоративная композиция. О чём говорят на картине цвета? Учимся изображать с натуры. Портрет. Рисование гуашью Автопортрет. Такие разные маски. Графическое изображение. Контраст. Пятно. Тон. Штрих Набросок Придаём бумаге объём. Пейзаж Работаем в смешанной технике. Животные в произведениях художников Сюжет. Удивительный мир растений. Человек учится у природы. Природные формы в архитектуре. Собираем коллекцию камней. Симметрия в природе и искусстве. Орнамент. Слушаем и наблюдаем ритм Смотри на мир широко открытыми глазами Фотографируем, работаем с компьютером, ищем дополнительную информацию. 3 класс – 34 часа Природа и художник. 2 ч Мир глазами художника. Музыка природы. Природные объекты в творчестве художника. 8 ч Воздушное пространство. Водное пространство. Водный мир – путешествие под водой Земная поверхность. Загадочный мир пещер Камень в декоративно-прикладном искусстве (2 ч) Ритмы в природе. Величие природы на языке изобразительного искусства. 11 ч Глухие и звонкие цвета. 7 Чистые цвета. Главные и дополнительные цвета. Нюанс. Гризайль. Монотипия. Воскография. Контраст в живописи Перспектива. Воздушная перспектива. Пленэр. Выразительные средства изобразительного искусства. 13 ч Форма. Шрифт. Буквица. Дизайн. Цвет в живописи. Пятно и линия в картине. Передача объема в скульптуре. Рельеф. Объем в живописи и графики. Архитектура. Ритм Орнамент. Изразец В 4 классе ИЗО преподавали по «Школе России», автор Л.А. Неменская 4 класс – 34 часа Истоки родного искусства. 8 ч Пейзаж родной земли Деревня – деревянный мир. Образ русской избы. Коллективное панно «Деревня» Украшение деревянных построек и их значение. Красота человека. Образ русской красавицы (портрет) Красота человека. Изображение крестьянки в народном костюме. Народные праздники. Коллективное панно «Осенняя ярмарка» Народные праздники. Коллективное панно на тему народных праздников Древние города нашей земли. 6 ч Древнерусский город-крепость. Башни. Создание макета древнего города. Древние соборы. Древний город, графика. Древнерусские воины-защитники. Города Русской земли Узорочье теремов. Каждый народ – художник. 8 ч Страна восходящего солнца. Японский сад. Страна восходящего солнца. Образ японки. Народы гор и степей. Степной пейзаж. 8 Города в пустыне. Образ древнего среднеазиатского города. Древняя Эллада. Создание панно «Олимпийские игры в Древней Греции» Древнегреческие праздники. Европейские города Средневековья. Многообразие художественных культур в мире. Выставка работ на тему. Защита проектов. Искусство объединяет народы. 6 ч. Материнство. Я и мама. Мудрость старости. Образ героя литературного произведения, который красив душой. Сопереживание. Герои-защитники. Юность и надежды. Образ радости детства и светлой юности. 9