УМК Начальная школа 21 век ИЗО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования,
утвержденной приказом № 01-12/324 от 31.08.2021 г.,
срок реализации программы 4 года

Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство» для учащихся 1-4 КЛАССОВ
УМК «Начальная школа 21 века»

Светогорск 2021

1

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана для
обучающихся 1- 4 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного
образова- тельного стандарта начального общего образования, на основепримерной
программы по изобразительному искусству (Примерные программы по учебным
предметам. Начальная школа. В 2ч.- 4 –е изд. перераб. - М.: Просвещение, 2011г;
авторской программы «Изоб- разительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская,
Н.В. Богданова (сборник про- грамм к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века»
- 3- е изд. дораб. и доп. – М: Вентана – Граф, 2011); основной образовательной программы
учреждения и программы формирования УУД.
Срок реализации программы 4 года.
I Цели и задачи учебного предмета
Цели:
• Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и
других стран;
• Развитие воображения, желания и умения подходит к любой своей деятельности
творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и
навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
• Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественнотворческой деятельности, разными художественными материалами;
совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
• Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства
и окружающего мира;
• Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
Согласно учебному плану образовательного учреждения МБОУ «СОШ г.Светогорска» на изучение предмета « Изобразительное искусство» в начальной школе выделяется 129 часов, из которых 80% (103 ч) составляют обязательную часть, а 20% (26 ч) приходится на часть, формируемую
участниками образовательного процесса.
В 1 классе 27 часов (сентябрь-октябрь 0,25 ч , ноябрь-май -1 ч. в неделю, 33учебных недели), из
которых 20 ч (80%) составляют обязательную часть, а 20% (7 ч) приходится на часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Во 2, 3 и 4 классах по 34 часа (1ч. в неделю, 34учебные недели в каждом классе), из которых 27ч
(80%) составляют обязательную часть, а 20% (7 ч) приходится на часть, формируемую участниками образовательного процесса.

Планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы по
изобразительному искусству.

2

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе
должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по
программе «Изобразительное искусство»:
1 класс
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
 уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
 умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
2 класс
 понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
 сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
 сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
3-4 классы
 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
 умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической
творческой деятельности:
1 класс
 овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
 овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
 умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
2 класс
 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
 умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
3-4 класс
 осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
 использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.
3

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:
1 класс
 знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
 знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
 понимание образной природы искусства;
 эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
 применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
2 класс
 способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
 умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
 усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
 умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
 способность использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
 способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
3-4 классы
 умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный
образ;
 освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ
цветоведения, основ графической грамоты;
 овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
 умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
 умение рассуждатьомногообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
 изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
 умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
 способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
 умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества
для современного общества;
 выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и
историческим ансамблям древнерусских городов;
 умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
4

II Содержание предмета
Мир изобразительных (пластических) искусств(20 -23 часа)
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих
чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств:
живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство
(общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на
примере произведений И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.А.Серова, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта ванн Рейна); пейзаж (на примере произведений А.К. Саврасова,
И.А.Шишкина, И.Э.Грабаря, И.И.Левитана, К.Ф. Юона, К.Моне, В. Ван Гога); натюрморт
и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере
произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки, А.А. Пластова и др.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Художественный язык изобразительного искусства(53 часа)
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции.
Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого,
композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью(53 часа).
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в
процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой
деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративноприкладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и
зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение
выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Роль изобразительных (пластических) искусств в организации
материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
5

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные
центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие,
эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение навыками бумагопластики. Моделирование предметов бытового окружения
человека (игровой площадки, микрорайона, города, мебели для пластилиновых человечков, елочных игрушек, посуды, машин и др.) – связь с «Технологией».
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на
игрушечную, посудную, текстильную фабрику или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).
III Тематическое планирование
1 класс – 27 часов
Кто такой художник? 7 часов
Знакомимся с изобразительным искусством.
Учимся смотреть на мир глазами художника.
Давайте понаблюдаем.
Инструменты художника. Мир полон красок и звуков.
Знакомимся с гуашевыми красками.
Кисть-главный инструмент художника.
Сокровища художественных музеев. Фантазируем и рисуем
Искусство видеть и творить 9 часов
Виды изобразительного искусства. Живопись.
Волшебница Белая Краска.
Художник-график.
Фломастеры.
Художник - скульптор.
Аппликация.
Художник –архитектор
Художник-прикладник.
Создаём объёмную композицию.
Какие бывают картины? 5 часов
Такие разные картины. Рисуем пейзаж.
Портрет
Что такое сюжет
Натюрморт.
Жанры изобразительного искусства. Художник рисует для книжки.
Природа - великий художник. 6 часов
Поделки из природного материала.
Прозрачная акварель.
Рисуем животное из кляксы.
Лепим фигурки животных.
Игрушки из бумаги.
Радуга цветов.

2 класс – 34 часа
Что значит быть художником? Фактура предмета.
Рефлекс в изобразительном искусстве. Рисуем натюрморт.
Что могут рассказать вещи о своём хозяине?
Что такое открытое пространство?
Открытое пространство и архитектура.
6

Кто создаёт архитектуру?
Какие бывают виды искусства?
Сочиняем сказку и показываем её как в театре
Какие бывают игрушки?
Художественно - выразительные средства. Декоративная композиция.
О чём говорят на картине цвета?
Учимся изображать с натуры.
Портрет. Рисование гуашью Автопортрет.
Такие разные маски.
Графическое изображение.
Контраст.
Пятно.
Тон.
Штрих
Набросок
Придаём бумаге объём.
Пейзаж
Работаем в смешанной технике.
Животные в произведениях художников
Сюжет.
Удивительный мир растений.
Человек учится у природы.
Природные формы в архитектуре.
Собираем коллекцию камней.
Симметрия в природе и искусстве.
Орнамент.
Слушаем и наблюдаем ритм
Смотри на мир широко открытыми глазами
Фотографируем, работаем с компьютером, ищем дополнительную информацию.

3 класс – 34 часа
Природа и художник. 2 ч
Мир глазами художника.
Музыка природы.
Природные объекты в творчестве художника. 8 ч
Воздушное пространство.
Водное пространство.
Водный мир – путешествие под водой
Земная поверхность.
Загадочный мир пещер
Камень в декоративно-прикладном искусстве (2 ч)
Ритмы в природе.
Величие природы на языке изобразительного искусства. 11 ч
Глухие и звонкие цвета.
7

Чистые цвета.
Главные и дополнительные цвета.
Нюанс.
Гризайль.
Монотипия.
Воскография.
Контраст в живописи
Перспектива.
Воздушная перспектива. Пленэр.
Выразительные средства изобразительного искусства. 13 ч
Форма.
Шрифт.
Буквица.
Дизайн.
Цвет в живописи.
Пятно и линия в картине.
Передача объема в скульптуре.
Рельеф.
Объем в живописи и графики.
Архитектура.
Ритм
Орнамент.
Изразец
В 4 классе ИЗО преподавали по «Школе России», автор Л.А. Неменская
4 класс – 34 часа
Истоки родного искусства. 8 ч
Пейзаж родной земли
Деревня – деревянный мир. Образ русской избы.
Коллективное панно «Деревня»
Украшение деревянных построек и их значение.
Красота человека. Образ русской красавицы (портрет)
Красота человека. Изображение крестьянки в народном костюме.
Народные праздники. Коллективное панно «Осенняя ярмарка»
Народные праздники. Коллективное панно на тему народных праздников
Древние города нашей земли. 6 ч
Древнерусский город-крепость. Башни.
Создание макета древнего города.
Древние соборы.
Древний город, графика.
Древнерусские воины-защитники. Города Русской земли
Узорочье теремов.
Каждый народ – художник. 8 ч
Страна восходящего солнца. Японский сад.
Страна восходящего солнца. Образ японки.
Народы гор и степей. Степной пейзаж.
8

Города в пустыне. Образ древнего среднеазиатского города.
Древняя Эллада. Создание панно «Олимпийские игры в Древней Греции»
Древнегреческие праздники.
Европейские города Средневековья.
Многообразие художественных культур в мире. Выставка работ на тему. Защита проектов.
Искусство объединяет народы. 6 ч.
Материнство. Я и мама.
Мудрость старости.
Образ героя литературного произведения, который красив душой.
Сопереживание.
Герои-защитники.
Юность и надежды. Образ радости детства и светлой юности.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».