Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»
Приложение к основной образовательной программе основного общего
образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.
срок реализации программы 1 год
Рабочая программа учебного предмета
«Основы религиозной культуры»
для учащихся 4 классов
Светогорск -2021
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Планируемые результаты освоения учащимися программы
по предмету «Основы православной культуры»
Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры»
учащимися 4 классов:
осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского
государства (российская идентичность);
развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её
традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за
сохранение культурно-исторического наследия России;
знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в
истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной
культуры России;
осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как
благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и
милосердие;
умение следить за своими словами и делами; способность контролировать
собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное
отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение
взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные результаты изучения учебного предмета «Основы православной
культуры» учащимися 4 классов:
Регулятивные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства её осуществления;
учиться работать по предложенному учителем плану;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с
учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности;
способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов;
адекватно оценивать поведение свое и окружающих
Познавательные УУД:
адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения.
Коммуникативные УУД:
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя;
признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь
свою собственную;
умение слышать, слушать и понимать партнера;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение согласованно выполнять совместную деятельность;
умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг
другу.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры»
учащимися 4 классов:
развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной
культуры;
знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов
величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей
России;
умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными
вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский
— Ледовое побоище);
умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической
литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского
календарей), знание причины расхождения этих календарей;
приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей
православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в
становлении её духовности и культуры;
приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках
понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
– формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,
праздников и святынь.
Уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни
людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
I. Содержание учебного предмета «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию.
Особенности восточного христианства.
Культура и религия.
Во что верят православные христиане.
Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему.
Отношение к труду.
Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание.
Православие в России.
Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески,
церковное пение, прикладное искусство), православный календарь,
Праздники.
Христианская семья и еѐ ценности.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
II. Тематическое планирование учебного предмета «Основы православной
культуры»
Образовательная программа по математике содержит обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 80 %, а часть, формируемая
участниками образовательного процесса – 20 % от общего объема программы ( смотри календарнотематические планирования преподавателей ).
№ темы
Тема
Количество
часов
I
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни
человека и общества.
1
1.
Россия - наша Родина.
1
II
Основы православной культуры.
26
Культура и религия.
1
3.
Человек и Бог в православии
1
4.
Православная молитва
1
5.
Библия и Евангелие
1
6.
Проповедь Христа
1
2.
7.
Христос и Его крест
1
8.
Пасха
1
9.
Православное учение о человеке
1
Совесть и раскаяние
1
11.
Заповеди
1
12.
Милосердие и сострадание
1
13.
Золотое правило этикета
1
14.
Храм
1
15.
Икона
1
16.
Творческие работы учащихся.
1
17.
Подведение итогов.
1
18.
Как христианство пришло на Русь
1
19.
Подвиг
1
20.
Заповеди блаженства
1
21.
Зачем творить добро?
1
22.
Чудо в жизни христианина
1
23.
Православие о Божием суде
1
24.
Таинство причастия
1
25.
Монастырь
1
26
Отношение христианина к природе
1
27.
Христианская семья
1
Духовные традиции многонационального народа России
7
10.
III
28.
Защита Отечества
1
29
Христианин в труде
1
30
Любовь и уважение к Отечеству
1
31
Подготовка творческих проектов
1
3233
Выступление учащихся со своими творческими работами
1
34.
Презентация творческих проектов
1
Всего
34