Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска» Приложение к основной образовательной программе основного общего образования, утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г. срок реализации программы 1 год Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозной культуры» для учащихся 4 классов Светогорск -2021 ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 1. Планируемые результаты освоения учащимися программы по предмету «Основы православной культуры» Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4 классов: осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность); развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России; знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России; осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие; умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы; настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими; как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений. Метапредметные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4 классов: Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; учиться работать по предложенному учителем плану; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов; адекватно оценивать поведение свое и окружающих Познавательные УУД: адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения. Коммуникативные УУД: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя; признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; умение слышать, слушать и понимать партнера; оформлять свои мысли в устной и письменной речи излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение согласованно выполнять совместную деятельность; умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Предметные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4 классов: развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры; знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России; умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище); умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл; умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей; приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа; усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры; приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг; – формирование потребности в нравственном совершенствовании. Знать/понимать: - основные понятия религиозных культур; - историю возникновения религиозных культур; - историю развития различных религиозных культур в истории России; - особенности и традиции религий; - описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь. Уметь: - описывать различные явления религиозных традиций и культур; - устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; - излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; - соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; - строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; - участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение; - готовить сообщения по выбранным темам. I. Содержание учебного предмета «Основы православной культуры» Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь, Праздники. Христианская семья и еѐ ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. II. Тематическое планирование учебного предмета «Основы православной культуры» Образовательная программа по математике содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – 20 % от общего объема программы ( смотри календарнотематические планирования преподавателей ). № темы Тема Количество часов I Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. 1 1. Россия - наша Родина. 1 II Основы православной культуры. 26 Культура и религия. 1 3. Человек и Бог в православии 1 4. Православная молитва 1 5. Библия и Евангелие 1 6. Проповедь Христа 1 2. 7. Христос и Его крест 1 8. Пасха 1 9. Православное учение о человеке 1 Совесть и раскаяние 1 11. Заповеди 1 12. Милосердие и сострадание 1 13. Золотое правило этикета 1 14. Храм 1 15. Икона 1 16. Творческие работы учащихся. 1 17. Подведение итогов. 1 18. Как христианство пришло на Русь 1 19. Подвиг 1 20. Заповеди блаженства 1 21. Зачем творить добро? 1 22. Чудо в жизни христианина 1 23. Православие о Божием суде 1 24. Таинство причастия 1 25. Монастырь 1 26 Отношение христианина к природе 1 27. Христианская семья 1 Духовные традиции многонационального народа России 7 10. III 28. Защита Отечества 1 29 Христианин в труде 1 30 Любовь и уважение к Отечеству 1 31 Подготовка творческих проектов 1 3233 Выступление учащихся со своими творческими работами 1 34. Презентация творческих проектов 1 Всего 34