РАССМОТРЕНО на Педагогическом совете протокол № 7 от 31.05.2021 СОГЛАСОВАНО Пр. № 3 от 17.06.2021 г. Председатель Управляющего Совета _________Е.Г. Едина УТВЕРЖДАЮ Приказ № 01-12/243 от 23.06.2021 г. Директор: ___________ В.В.Кокоткина Положение о внутренней системе оценки качества дополнительных общеразвивающих программ и промежуточной аттестации по дополнительным общеразвивающим программам в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества дополнительных общеразвивающих программ в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении МБОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска» (далее - Положение) разработано на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года N2 273-ФЗ образовании в Российской Федерации>>, приказа Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. N9 196 утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 1.2. Дополнительное образование в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска» (далее — Учреждение) осуществляется посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ. 1.3. Дополнительные общеразвивающие программы направлены на удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании. 1.4. Внутренняя оценка качества освоения дополнительных общеразвивающих программ проводится в отношении: - соответствия полученных результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы заявленным целям и планируемым результатам обучения; - соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной общеразвивающей программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ; - способности Учреждения результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению дополнительных образовательных услуг в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ. 1.5. Целью оценки качества освоения дополнительных общеразвивающих программ является оценка качества образовательного процесса, содержания дополнительных общеразвивающих программ, отражающая степень соответствия результатов обучающихся и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям потребителя. 1.6. Оценка качества дополнительных общеразвивающих программ представляет собой систему видов, форм, правил оценочных процедур, обеспечивающих выявление уровня 1 соответствия образовательных достижений обучающихся и оценку эффективности реализации дополнительной общеразвивающей программы. 2. Виды, формы, правила организации внутренней оценки качества дополнительных общеразвивающих программ 2.1. Внутренняя оценка качества дополнительных общеразвивающих программ проводится в формах: - внутреннего мониторинга (Приложение 1); - отзывов потребителей образовательных услуг (анкетирование обучающихся, их родителей - Приложение 2, З); - представления и защиты итоговых работ обучающихся; - текущей аттестации (тестирование, контрольное задание и др.) - промежуточной аттестации (реферат, письменный анализ, тестирование, концерт и др.). Диагностические карты и протоколы промежуточной аттестации (Приложение 4). 2.2. Вид внутренней оценки качества дополнительных общеразвивающих программ определяется в соответствии с формой оценки. 2.2.1. Виды внутреннего мониторинга: предварительный (качество нормативно-правового, программно-методического, материально-технического обеспечения реализации образовательных услуг в сфере дополнительного образования); - текущий (качество реализации программ (модулей), дисциплин: образовательные технологии, инновационные процессы, методические материалы, фонды оценочных средств); - итоговый (качество сформированности знаний, умений, навыков, необходимых обучающимся для выполнения или совершенствования нового вида деятельности). 2.2.2. Виды отзывов потребителей образовательных услуг: - отзывы внешних экспертов на дополнительную общеразвивающую программу; - отзывы на результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы (анкеты обучающихся по итогам освоения дополнительной общеразвивающей программы, беседы (наблюдения) с обучающимися); - отзывы, имеющиеся в Учреждении и полученные, в том числе, в виде обратной связи с Сайта Учреждения в сети «Интернет» о дополнительных общеразвивающих программах и их реализации; - отзывы, полученные в Навигаторе дополнительного образования Ленинградской области. З. Использование результатов внутренней оценки качества дополнительных общеразвивающих программ 3.1. По результатам внутренней оценки качества дополнительных общеразвивающих программ руководство Учреждения (по мере необходимости) формирует: - рейтинг дополнительных общеразвивающих программ; - рейтинг педагогов дополнительного образования; - рекламно-информационные материалы для Сайта Учреждения; - отчетные материалы. 2 Приложение 1 к Положению Показатели качества дополнительных общеразвивающих программ Показатели качества дополнительных общеобразовательных программ п/п 1. 2. З. 4. 5. Полнота обеспечения учебно-методическими материалами и ресурсами разделов, в том числе: презентации справочные материалы 6. Полнота и качество контрольно-измерительных материалов (диагностические карты, тесты, пакеты заданий, кейсы оценки динамики достижений) Полнота и качество дидактических материалов Наличие активных методов обучения (тренинги, кейсы, проекты) Подтверждение качества реализации заказчиками обучения (по отзывам на программу, полученным в том числе на официальную почту Учреждения с обратной связи с Сайта Учреждения, Навигатора дополнительного образования ЛО и т. д. Подтверждение качества реализации программы обучающимися (по анкете обучающегося Педагогический состав программы: участие педагогов дополнительного образования 7. 8. 9. 10 ll. 12. 13. 3 Соответствие содержания поставленным целям и задачам Соответствие оформления требованиям, установленным в МБОУ «СОШ г. Светогорска» Программа разработана с учетом требований к содержанию и структуре дополнительных общеобразовательных программ согласно п. 5 приказа Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. N9 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N2 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Программа разработана с учетом современных трендов системы дополнительного образования: реализация системно-деятельностного подхода; модульный принцип построения программы; практико-ориентированная модель реализации программы; возможность обучения по индивидуальному учебному плану; уровневый подход реализации программы; сетевой характер ее реализации Качество оснащенности техническими средствами обучения Обеспечение программы информационным сопровождением: - новостные информационные рассылки, - публикации о деятельности объединения в СМИ Оценка эксперта по 10 балльной шкале Приложение 2 к Положению Анкета для обучающихся МБОУ «СОШ г. Светогорска» ДОРОГОЙ ДРУГ! МБОУ «СОШ г. Светогорска» изучает мнение обучающихся об удовлетворенности занятиями в наше Учреждении. Будем благодарны, если ты скажешь, свое мнение, ответив на вопросы анонимной анкеты. Правила заполнения анкеты: внимательно прочитай вопрос и варианты ответов. Отметь номера ответов, которые соответствуют твоему мнению. 1. В каких детских объединениях (кружках, студиях, коллективах, секциях и т.п.) ты занимаешься? (можно отметить несколько вариантов ответов) 1. Художественное творчество 2. Декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство, дизайн 3. Техническое творчество 4. Фото, кино творчество 5. Естественнонаучная направленность (экология, биология, математика, физика и др.) 6. Краеведение 7. Социально-педагогическая направленность (иностранные языки, журналистика, клубы, детские общественные объединения и др.) 8. Физкультурно-спортивная направленность ИНОЕ (что именно) 2. Откуда ты узнал об объединении, в котором занимаешься? (можно выбрать несколько вариантов ответов) 1. Из социальных сетей 2. От друзей и знакомых 3. С Сайта нашего Учреждения 4. В школе 5. От родителей 6. В этом Учреждении занимаются (занимались) мои братья и сестры, мои родители ИНОЕ (укажи, откуда именно) З. С какой целью ты пришел заниматься в объединение нашего Учреждения? (выбери не более 5 вариантов ответов) 1. Узнать новое и интересное 2. По желанию родителей (законных представителей) 3. Научиться какой-либо конкретной деятельности 4. С пользой провести свободное время 5. Развить свои способности 6. Здесь занимается друг (подруга) 7. Найти новых друзей и общаться с ними 8. Преодолеть трудности в учебе 9. Научиться самостоятельно приобретать новые знания 10. Получить знания и умения, которые помогут в приобретении будущей профессии 11. Добиться высоких результатов в выбранном виде творчества 12. Чтобы увидеть и продемонстрировать результаты своего творчества 4 ИНОЕ (что именно) 4. Что тебе нравится в этом Учреждении? (можно отметить несколько вариантов ответов) 1. Оформление, внешний вид и внутреннее убранство Учреждения 2. Учреждение находится близко к моему дому 3. Большой выбор направлений деятельности, творческих объединений 4. Интересные занятия 5. Личность педагога 6. Хорошее материально-техническое оснащение занятий 7. Праздники, выезды, экскурсии, фестивали и т.д., на которые мы ходим (ездим) 8. Стиль взаимоотношений с педагогами, со сверстниками 9. Меня здесь понимают и ценят как личность 10. Есть возможность проявления инициативы и самостоятельности ИНОЕ (что именно) 5. Оцени свою нагрузку в объединении(ниях) этого Учреждения. (Дай , пожалуйста, только один вариант ответа) 1. 2. 3. 4. 5. Нагрузка велика и неоправданна Нагрузка велика, но это того стоит Незначительна, хотелось бы большего Нагрузка оптимальна Нагрузка незначительна, но мне этого достаточно 6. Доволен (довольна) ли ты своими достижениями в объединении? (Дай, пожалуйста, только один вариант ответа) 1. 2. 3. 4. Да, вполне Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет 7. Если у тебя возникают личные проблемы, к кому в Учреждении ты обратишься за помощью? (можно отметить несколько вариантов ответов) 1. К педагогу твоего объединения 2. К директору Учреждения 3. Предпочту решить их иначе (как ИНОЕ) 8. Соответствует ли качество обучения по программе твоим ожиданиям 1. Да 2. Нет (почему) 9. Сколько тебе лет? 10. Твой пол Спасибо большое за твои ответы!!! 5 Приложение З к Положению Анкета для родителей (законных представителей) обучающихся МБОУ «СОШ г. Светогорска» УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ)! Для изучения Вашей и Вашего ребенка удовлетворенности занятиями в различных объединениях нашего Учреждения, просим Вас ответить на следующие вопросы: 1. Сколько лет Вашему ребенку? 1. от 6 до 9 лет 2. от 10 до 13 лет 3. от 14 до 18 лет 2. Каков пол Вашего ребенка? 1. Мужской 2. Женский З. Посещает ли Ваш ребенок сейчас какие-нибудь объединения дополнительного образования? 1. Да 2. Нет 4. Что, на Ваш взгляд, привело Вас и Вашего ребенка заниматься в то или иное объединение дополнительного образования? (можно выбрать несколько вариантов) 1. Надежда заняться любимым делом; 2. Желание узнать что-то новое, интересное; 3. Надежда найти новых друзей; 4. Потребность в духовно-нравственном развитии; 5. Надежда на то, что занятия помогут лучше понять самого себя; 6. Желание подготовиться к выбору профессии; 7. Надежда на то, что занятия дополнительным образованием помогут преодолеть трудности в учебе; 8. Желание получить опыт взаимодействия с детьми и взрослыми; 9. Потребность развивать самостоятельность; 10. Желание провести свободное время с пользой. 5. Что, на Ваш взгляд, поспособствовало выбору Вами и Вашим ребенком объединения дополнительного образования? (можно выбрать несколько вариантов) 1. Рекомендации друзей и знакомых; 2. Желание ребенка; 3. Реклама дополнительного образования; 4. Близость от дома; 5. Качество услуг и гарантируемый результат; 6. Отвечает ли Вашим и Вашего ребенка интересам набор предлагаемых дополнительных образовательных услуг в нашем Учреждении, которые Вы посещаете? 6 1. 2. 3. 4. Не отвечает; Отвечает полностью; В какой-то степени; Затрудняюсь ответить. 7. Удовлетворены ли Вы режимом работы объединений дополнительного образования, посещаемых Вашим ребенком (дни, время, продолжительность занятий)? 1. Не удовлетворены; 2. Удовлетворены полностью; 3. В какой-то степени; 4. Затрудняюсь ответить. 8. Удовлетворены ли Вы организацией работы и бытовыми условиями нашего Учреждения (культура общения, санитарное состояние помещений, информационное обеспечение и т.д.)? 1. 2. 3. 4. Не удовлетворены; Удовлетворены полностью; В какой-то степени; Затрудняюсь ответить. 9. Удовлетворяет ли Вас и Вашего ребенка материально-техническое оснащение помещений образовательного учреждения? 1. Не удовлетворены; 2. Удовлетворены полностью; 3. В какой-то степени; 4. Затрудняюсь ответить. 10. Удовлетворены ли Вы качеством предоставляемых дополнительных образовательных услуг Вашему ребенку? 1. Не удовлетворены; 2. Удовлетворены полностью; 3. В какой-то степени; 4. Затрудняюсь ответить. 11. Знакомы ли Вы с программами, по которым занимается Ваш ребенок в объединениях дополнительного образования? 1. Знакомы; 2. Знакомы частично; 3. Затрудняюсь ответить. 12. С большим ли интересом Ваш ребенок идет заниматься в секцию, кружок, объединение дополнительного образования? 1. Всегда; 2. Иногда; 3. Без интереса Благодарим Вас за ответы! Спасибо за сотрудничество! 7 4. Текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация по дополнительным общеразвивающим программам 4.1. Система оценивания, формы, сроки, порядок и периодичность текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяется в соответствии с настоящим Положением. 4.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний по разделам (темам) дополнительной общеразвивающей программы, их практических умений и навыков. 4.3. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью повышения ответственности педагогов и обучающихся за результаты образовательного процесса, выявления уровня освоения обучающимися дополнительных общеразвивающих программ каждого года обучения, выявления уровня развития способностей и личностных качеств обучающихся и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных общеразвивающих программ. 4.4. Функции текущего контроля: • учебная, так как создает дополнительные условия для обобщения и осмысления обучающимися полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков; • воспитательная, так как является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей обучающихся; • развивающая, так как позволяет обучающимся осознать уровень их актуального развития и определить перспективы; • коррекционная, так как помогает педагогу своевременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки учебновоспитательного процесса; • социально-психологическая, так как дает каждому обучающемуся возможность пережить "ситуацию успеха". 4.5. Функции промежуточной аттестации обучающихся: • промежуточная аттестация обучающихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков по итогам реализации этапа или всего курса реализации дополнительной общеразвивающей программы; • перевод обучающихся на следующий год или этап обучения; • выявление причин и устранение объективных недостатков образовательного процесса, внесение изменений и дополнений в содержание дополнительной общеразвивающей программы. 5.Форма проведения текущего контроля и промежуточной аттестации 5.1. Текущий контроль успеваемости 5.1.1.Форму текущего контроля и его периодичность определяет педагог с учетом контингента обучающихся, уровня их обученности, содержания учебного материала, определенного дополнительной общеразвивающей программой, используемых им образовательных технологий и др. 8 5.1.2. Текущий контроль может проводиться в следующих формах: творческие работы, самостоятельные работы; выставочный просмотр, выставки, контрольные срезы; тестирование; концертное прослушивание; защита творческих работ, проектов; конференция; фестиваль, олимпиада, соревнование; итоговое занятие; турнир, сдача нормативов и др. 5.2. Промежуточная аттестация обучающихся 5.2.1.Промежуточная аттестация обучающихся проводится в следующих формах: • творческие работы; • отчетные выставки и концерты; • концертное прослушивание; • контрольные срезы; • тестирование, защита творческих работ и проектов; • конференция, фестиваль, олимпиада, соревнование; • турнир, сдача нормативов и др. 6. Периодичность и порядок проведения 6.1. Текущий контроль успеваемости 6.1.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся в кружках осуществляется педагогом по уровню и качеству освоения отдельной части образовательной программы, разделу программы или изученной теме. 6.1.2. Содержание материала контроля определяется педагогом на основании содержания дополнительной общеразвивающей программы. 6.1.3. Форму текущего контроля успеваемости и его периодичность определяет педагог с учетом контингента обучающихся, уровня их обученности, содержания учебного материала определенного дополнительной общеразвивающей программой, используемых им образовательных технологий и др. 6.1.4. Текущий контроль осуществляется педагогом дополнительного образования. 6.2. Промежуточная аттестация обучающихся 6.2.1. Освоение дополнительной общеразвивающей программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного курса, дисциплины образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах и в порядке, предусмотренных настоящим Положением. 6.2.2. Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за определённый промежуток учебного времени. 6.2.3. Промежуточная аттестация обучающихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков. 6.2.4. Материалы для промежуточной аттестации разрабатываются педагогом с учетом содержания дополнительных общеразвивающих программ. 9 6.2.5. Промежуточная аттестация обучающихся может проводится: • в конце 1 и 2 полугодия учебного года (для реализуемых одногодичных дополнительных общеразвивающих программ); • в конце каждого учебного года (для реализуемых двух и более годичных дополнительных общеразвивающих программ); • или по запланированным педагогом срокам в дополнительной общеразвивающий программе. 6.2.6. Результаты промежуточной аттестации обучающихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: • насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной общеразвивающей программы каждым обучающимся; • полноту освоения дополнительной общеразвивающей программы; • результативность самостоятельной деятельности обучающегося (Приложение 4) 7. Критерии результативности подведения итогов промежуточной аттестации обучающихся. 7.1.Критерии результативности подведения итогов промежуточной аттестации обучающихся разрабатываются педагогом с учетом содержания дополнительных общеразвивающих программ. 8. Срок действия 8.1. Срок действия Положения неограничен. 8.2. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения директором МБОУ «СОШ г. Светогорска» и действует бессрочно до замены его новым Положением. 10 Приложение 4 к Положению ЛИСТ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Название дополнительной образовательной программы _____________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Направленность дополнительной образовательной программы _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Количество часов (в неделю) дополнительной образовательной программы _____________________________________________________________________________ ФИО обучающегося Показатель Результаты Регулярное посещение обучающимся занятий по образовательной программе дополнительного образования Очное участие в конкурсах соответствующей направленности различного уровня (указать) Заочное участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях соответствующей направленности различного уровня (какого) Освоение обучающимся образовательной программы дополнительного образования Подпись педагога дополнительного образования _______________ ____________________ ФИО Дата ______________________________________ 11