Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности Олимпиадное программирование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

ПРИНЯТА:

УТВЕРЖДАЮ:

на заседании

приказ №_________ от ____ 20__г.

педагогического совета

директора школы:___________

протокол №__ от__________ г.

В.В. Кокоткина

Дополнительная общеразвивающая программа
естественно-научной направленности
«Олимпиадное программирование»
на 2024-2025 учебный год
Срок реализации программы: 1 год
Программу разработали:
Молчанов Роман Викторович, учитель математики и информатики
высшей квалификационной категории
Классы:

9-11 классы

г. Светогорск
2024 г.

1

Оглавление
Оглавление................................................................................................................................................... 2
Пояснительная записка............................................................................................................................... 3
•

Нормативно-правовая база конструирования программы ...................................................... 3

•

Цели и задачи .............................................................................................................................. 3

•

Актуальность и практическая значимость, направленность .................................................. 4

•

Возрастные особенности учащихся .......................................................................................... 4

•

Сроки реализации программы ................................................................................................... 4

Календарно-тематическое планирование ................................................................................................. 6
Содержание программы ............................................................................................................................. 8
Методическое обеспечение программы ................................................................................................... 9
•

Формы и режим занятий: ........................................................................................................... 9

•

Контроль и система оценивания: .............................................................................................. 9

Планируемые результаты: ........................................................................................................................ 10
•

Личностные результаты ........................................................................................................... 10

•

Метапредметные результаты ................................................................................................... 11

•

Предметные результаты ........................................................................................................... 13

Система оценки результатов освоения программы ............................................................................... 15
Список литературы ................................................................................................................................... 16

2

Пояснительная записка
Нормативно-правовая база конструирования программы
•
•
•

•

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. 21.07.2014 года)
«Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года №1726-р);
Санитарно-эпидемиологические
правила
(СанПиН
2.4.3648-20)
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи», утверждённые постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189 (в
ред. постановления Главного государственного врача РФ №28 от 28.09.2020 года);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной программы по
дополнительным общеобразовательным программам»

Цели и задачи
•

•

•

•

•

Целями изучения курса являются:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной
практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом
ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных
процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях
цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как
необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном
обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на
более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее;
определять шаги для достижения результата и т. д.;
формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой
экономики, таких как базовое программирование на Python, основы работы с данными,
коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;
формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных
учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов
информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с
различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять
индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и
оценивать её результаты; формирование и развитие компетенций обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний,
умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в
современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности
обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых
и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в
3

области информационных технологий и созидательной деятельности с применением
средств информационных технологий.
Основные задачи курса — сформировать у обучающихся:
• понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения,
представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой
трансформации современного общества;
• владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной
безопасности;
• знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической
деятельности, их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки
формализованного описания поставленных задач;
• базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом
моделировании;
• знание основных алгоритмических структур и умение применять его для построения
алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
• умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на Python;
• умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ
(приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью
практических задач;
• умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью
информационных технологий, применять полученные результаты в практической
деятельности.

Актуальность и практическая значимость, направленность
Направленность данной дополнительной образовательной программы заключается в
расширении и углублении учебного предмета. Данная программа расширяет базовый курс
информатики, дает возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами
информатики, с программированием.
Актуальность дополнительной образовательной программы состоит в том, что она
поддерживает изучение основного курса, направлена на систематизацию, расширение и
повторение знаний учащихся. Вопросы, рассматриваемые в программе, тесно примыкают к
основному курсу информатики. Поэтому данная программа будет способствовать
совершенствованию и развитию знаний и умений учащихся.

Возрастные особенности учащихся
В программе могут принимать участие учащиеся 9-11 классов.

Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся два учебных часа в
неделю, всего 72 часа.
Данная программа имеет основное назначение:
•

введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений
учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего
пути получения образования;
4

•
•
•

развивает мышление и исследовательские знания учащихся;
формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий
соответствующих типов;
учит нестандартным, эвристическим приёмам решения олимпиадных задач по
программированию.

5

Календарно-тематическое планирование
№

Дата

1
2

06.09
06.09

3
4
5
6

13.09
13.09
20.09
20.09

7
8
9
10
11
12

27.09
27.09
04.10
04.10
11.10
11.10

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

18.10
18.10
25.10
25.10
01.11
01.11
08.11
08.11
15.11
15.11

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

22.11
22.11
29.11
29.11
06.12
06.12
13.12
13.12
20.12
20.12

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

27.12
27.12
10.01
10.01
17.01
17.01
24.01
24.01
31.01
31.01

43

07.02

Тема занятия
Общая информация о курсе.
Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе.
Создание учетной записи на компьютере.
Ввод-вывод данных.
Знакомство с языком Python.
Команды print и input, переменные.
Параметры sep и end.
Стандарт языка PEP8. Целочисленная арифметика.
Условный оператор.
Выбор из двух.
Логические операции.
Вложенные и каскадные условия.
Задачи на программирование условий.
Задачи на программирование условий.
Задачи на программирование условий.
Типы данных.
Числовые типы данных: int, float.
Числовые типы данных: int, float.
Числовые типы данных: int, float.
Строковый тип данных.
Строковый тип данных.
Строковый тип данных.
Модуль math.
Модуль math.
Модуль math.
Модуль math.
Циклы for и while.
Цикл for.
Цикл for.
Функция range.
Функция range.
Частые сценарии.
Частые сценарии.
Цикл while. Обработка цифр числа.
Цикл while. Обработка цифр числа.
Break, continue, else. Поиск ошибок и ревью кода. Вложенные циклы.
Break, continue, else. Поиск ошибок и ревью кода. Вложенные циклы.
Строковый тип данных.
Индексация.
Индексация.
Срезы.
Срезы.
Методы строк.
Методы строк.
Форматирование строк.
Форматирование строк.
Строки в памяти компьютера. Сравнение строк.
Строки в памяти компьютера. Сравнение строк.
Списки.
Введение в списки.
6

44
45
46
47
48
49
50
51
52

07.02
14.02
14.02
21.02
21.02
28.02
28.02
07.03
07.03

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

14.03
14.03
21.03
21.03
28.03
28.03
04.04
04.04
11.04
11.04

63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

18.04
18.04
25.04
25.04
16.05
16.05
23.05
23.05
30.05
30.05

Введение в списки.
Основы работы со списками.
Основы работы со списками.
Методы списков.
Методы списков.
Вывод элементов списка.
Вывод элементов списка.
Методы строк: split, join. Списочные выражения. Сортировка списков.
Методы строк: split, join. Списочные выражения. Сортировка списков.
Функции.
Функции без параметров.
Функции без параметров.
Функции с параметрами.
Функции с параметрами.
Локальные и глобальные переменные.
Локальные и глобальные переменные.
Функции с возвратом значения.
Функции с возвратом значения.
Функции с возвратом значения.
Функции с возвратом значения.
Итоговый мини-проект.
Модуль random.
Модуль random.
Числовая угадайка.
Числовая угадайка.
Магический шар.
Магический шар.
Генератор безопасных паролей.
Генератор безопасных паролей.
Шифр Цезаря. Калькулятор систем счисления.
Шифр Цезаря. Калькулятор систем счисления.

7

Содержание программы
Раздел
1. Общая информация о курсе.
Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе.
2. Ввод-вывод данных.
Знакомство с языком Python. Команды print и input, переменные. Параметры sep и
end. Стандарт языка PEP8. Целочисленная арифметика. Итоговая работа на вводвывод данных.
3. Условный оператор.
Выбор из двух. Логические операции. Вложенные и каскадные условия. Задачи на
программирование условий.
4. Типы данных.
Числовые типы данных: int, float. Строковый тип данных. Модуль math.
5. Циклы for и while.
Цикл for. Функция range. Частые сценарии. Цикл while. Обработка цифр числа.
Break, continue, else. Поиск ошибок и ревью кода. Вложенные циклы.
6. Строковый тип данных.
Индексация. Срезы. Методы строк. Форматирование строк. Строки в памяти
компьютера. Сравнение строк.
7. Списки. Введение в списки.
Основы работы со списками. Методы списков. Вывод элементов списка. Методы
строк: split, join. Списочные выражения. Сортировка списков.
8. Функции.
Функции без параметров. Функции с параметрами. Локальные и глобальные
переменные. Функции с возвратом значения.
9. Итоговый мини-проект.
Модуль random. Числовая угадайка. Магический шар. Генератор безопасных
паролей. Шифр Цезаря. Калькулятор систем счисления.

Количество
часов
2
4

6

10
10

10

10

10

10

8

Методическое обеспечение программы
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Учебный
год – 36 занятий.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по программе,
принимаются все желающие учащиеся 9 классов.
Возраст детей, на который рассчитана образовательная программа – 9 класс.
Основные формы организации учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия,
самостоятельные работы. Обучение строится в очной форме.
Формы итогового контроля: зачетная работа, собеседование по темам программы.

Контроль и система оценивания:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения
учащимися самостоятельных, практических работ. Присутствует как качественная, так и
количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном
поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к
предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по информатике в новой форме аттестации).
Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией
об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.

9

Планируемые результаты:
Личностные результаты
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и
социализации обучающихся средствами курса.
В результате программы у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты в части:
1) патриотического воспитания:
• ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию;
• понимание значения информатики как науки в жизни современного общества;
• владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в
области информатики и информационных технологий;
• заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного
общества.
2) духовно-нравственного воспитания:
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
• готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
• активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания:
• представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,
в том числе в социальных сообществах;
• соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде;
• ориентация на совместную деятельности при выполнении учебных, познавательных задач,
создании учебных проектов;
• стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
• готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных
и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
4) ценностей научного познания:
• сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных
процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню
развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания
сущности научной картины мира;
• интерес к обучению и познанию;
• любознательность;
• готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и
уровня обучения в дальнейшем;
• овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
• сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами
10

информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
5) формирования культуры здоровья:
• осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью;
• установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения
требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных
технологий;
6) трудового воспитания:
• интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными
технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического
прогресса;
• осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
• осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе
с учётом возможностей информационных и коммуникационных технологий;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
• освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в
виртуальном пространстве.

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы отражают овладение универсальными
учебными действиями – познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
• оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;

11

•

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
• выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
• оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
• самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
• принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче,
формализации информации, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
• выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими
членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
• сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчёта перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
• выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
• ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие
решений, принятие решений в группе);
12

•

•

•
•
•
•
•

•
•
•
•
•

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к
любым объёмам информации;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Предметные результаты
К концу прохождения программы у обучающегося будут сформированы следующие умения:
• соблюдать требования безопасности при работе на компьютере;
• пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс»,
«обработка информации», «хранение информации», «передача информации»;
• кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание
основных принципов кодирования информации различной природы (текстовой,
графической, аудио);
• сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать единицами
измерения информационного объёма и скорости передачи данных;
• оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
• приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации, сравнивать
их количественные характеристики;
• выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и
программного обеспечения;
• получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его
основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства
ввода-вывода);
• соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью;
13

•

•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя
файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры
некоторого информационного носителя);
работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического
интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и
архивировать файлы и каталоги, использовать антивирусную программу;
использовать переменные различных типов при написании программ на Python;
использовать оператор присваивания при написании программ на Python;
искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их;
дописывать программный код на Python;
писать программный код на Python;
использовать ветвления и циклы при написании программ на Python;
анализировать блок-схемы и программы на Python;
объяснять, что такое логическое выражение;
вычислять значение логического выражения;
записывать логическое выражение на Python;
понимать различия локальных и глобальных переменных;
решать задачи с использованием глобальных переменных на Python;
понимать, что такое событие;
использовать события при написании программ на Python;
искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их;
писать свои функции на Python;
разбивать задачи на подзадачи;
писать программы на Python по обработке числовых последовательностей;
использовать списки и словари при написании программ на Python;
защищать персональную информацию от несанкционированного доступа;
предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные формы сетевой
активности, такие как кибербуллинг.

14

Система оценки результатов освоения программы
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения
учащимися самостоятельных, практических работ. Присутствует как качественная, так и
количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном
поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а также оценке уровня адаптации к
предложенной жизненной ситуации (решение олимпиадных задач по программированию).
Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией
об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.

15

Список литературы
• Программирование в алгоритмах/ Окулов С.М.., Издательство «Лаборатория знаний», 2015
• Типовые задачи, алгоритмы, методы/ Златопольский Д.М., Издательство «Лаборатория знаний»,
2014
• Олимпиадное программирование, /Лаакксонен Антти., Издательство «ДМК Пресс», 2019
https://edu.sirius.online/#/ - платформа Сириус-курсы

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».