Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля 2023-2024

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБОУ «СОШ г. Светогорска»
протокол от 31.08.2023г. № 1

УТВЕРЖДЕНО:
приказ № 01-12/370 от 31.08.2023 г..
директор _____________
В.В.Кокоткина

Положение
o формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (далее- Положение) в МБОУ
СОШ г. Светогорска разработано в соответствии с нормативными документами:
• Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (с
изменениями и дополнениями);
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (с изменениями
и дополнениями);
• Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 (с изменениями
и дополнениями);
• Уставом МБОУ СОШ г. Светогорска.
1.2.
Настоящее Положение определяет формы, периодичность, порядок текущего
контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации обучающихся, а
также регламентирует порядок выставления четвертных, полугодовых и годовых
отметок.
1.3. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего
объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы,
сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией
обучающихся.
1.4. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация являются
частью системы внутришкольной мониторинга качества образования по направлению
"качество образовательного процесса" и отражает динамику индивидуальных
образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми
результатами освоения основной образовательной программы соответствующего
уровня общего образования.
1.5. Образовательные достижения обучающихся подлежат текущему контролю
успеваемости и промежуточной аттестации в обязательном порядке по предметам,
включенным в учебный план класса/группы, в котором(ой) они обучаются, а также в
индивидуальный учебный план.
1.6. Результаты, полученные в ходе текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации за отчетный период (учебный год, полугодие, четверть),

являются документальной основой для составления ежегодного публичного доклада о
результатах деятельности МБОУ СОШ г. Светогорска, отчета о самообследовании и
публикуются на его официальном сайте в установленном порядке с соблюдением
положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных".
1.5. В настоящем Положении используются следующие понятия и термины:
 Текущий контроль успеваемости обучающихся - это систематическая
проверка и оценка учебных достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе
осуществления образовательного процесса в соответствии с образовательной
программой.
Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение
выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для
достижения результатов освоения основных общеобразовательных программ,
предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами
начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - ФГОС).

Промежуточная аттестация - это установление уровня достижения
результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
предусмотренных
образовательной
программой.
Успешное
прохождение
обучающимися промежуточной аттестации является необходимым условием перевода
его в следующий класс.
1.6. Итоговая аттестация - это форма оценки степени и уровня освоения
обучающимися образовательной программы. Итоговая аттестация, завершающая
освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего
образования, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые
установлены нормативными актами регионального и федерльного уровней.
1.7.
Обучающиеся независимо от формы получения образования в
обязательном порядке проходят промежуточную и итоговую аттестацию.
1.8. Настоящее Положение утверждается директором МБОУ СОШ г. Светогорска.
1.9. Настоящее Положение обязательно для обучающихся и учителей школы.

2. Содержание и порядок проведения текущего контроля
успеваемости обучающихся
2.1. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного
периода в целях:
- развития у обучающегося умения самостоятельно полагать и оценивать
результат своих действий;
- контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных
образовательной программой;
оценки соответствия результатов освоения образовательных программ
требованиям ФГОС;
- проведения оценки работы обучающихся педагогическим работником с целью
возможного совершенствования образовательного процесса;
2.2.
Текущий
контроль
осуществляется
педагогом,
реализующим
соответствующую часть образовательной программы.
2.3. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при
проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогом на
основании данного Положения (с учетом норм, изложенных в локально-правовом
акте).
2.4. Формы текущего контроля - оценка устного ответа обучающегося, его
самостоятельной, практической или лабораторной работы, тематический зачет,
диагностика (стартовая, промежуточная, итоговая), проверочная работа, тестирование
(письменное или компьютерное), тестирование в формате ОГЭ и ЕГЭ, контрольная
работа, контрольный диктант, творческая работа, защита проектов и другие формы
текущего контроля, которые определяются педагогом, фиксируются в рабочей
программе учебного предмета, курса, дисциплины и утверждаются на заседании
предметных кафедр (см. Приложение 1).
2.5. В ходе текущего контроля при выполнении работ входного контроля

неудовлетворительные отметки не выставляются.
2.6. Текущий контроль успеваемости:
• в 1 -х классах осуществляется без фиксации достижений учащихся в виде
отметок по пятибалльной системе и используется только положительная и не
различаемая по уровням фиксация;
• во 2-11-х классах осуществляется в виде отметок по 5-ти балльной шкале по
учебным предметам.
2.7.
Текущий контроль успеваемости текущий контроль обучающихся,
временно находящихся в санаторных, медицинских организациях (иных организациях,
не имеющих лицензию на право осуществления образовательной деятельности)
осуществляется в этих учебных заведениях в соответствии с договором с медицинской
организацией и полученные результаты учитываются при выставлении четвертных /
полугодовых отметок.
2.8. Отметка выставляется исключительно за знания и умения учащегося и
аргументируется учителем при выставлении.
2.8.1. Отметка выставляется в журнал в соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ о
средневзвешенной системе оценки знаний, умений и навыков учащихся в
муниципальном образовании «Выборгский район» Ленинградской области, учитывая
тип заданий и из вес в ГИС «СОЛО» (Приложение 1 названного ПОЛОЖЕНИЯ). По
предмету ОРКСЭ отметка не выставляется.
2.9. Сроки выставления отметок в электронный журнал:
2.9.1. в ходе текущего контроля за устный ответ отметка выставляется учителем
в течение 1 (одного) дня;
2.9.2. в ходе текущего контроля за письменную контрольную работу,
проведенную в любом виде, отметка выставляется учителем в течение недели (за
изложение по русскому языку и сочинение по литературе - в течение двух недель). В
случае проведения внешней диагностики - после получения результатов из
соответствующей организации.
2.10. Результаты письменных работ текущего контроля с соответствующим
сложности работы коэффициентом «7», «8», «9», «10» (вес оценки) должны быть
выставлены всем обучающимся, выполнявшим работу.
2.10.
Последствия получения неудовлетворительного результата текущего
контроля успеваемости определяются педагогом в соответствии с образовательной
программой и могут включать в себя проведение дополнительной работы с учащимся,
индивидуализацию содержания образовательной деятельности
корректировку образовательной деятельности в отношении учащегося.

учащегося,

иную

2.11. Проведение текущего контроля не допускается сразу после длительного
пропуска занятий с выставлением неудовлетворительной отметки.
2.12. В случае отсутствия обучающегося на контрольной работе педагог не имеет
права поставить обучающемуся отметку (в электронном журнале в день отсутствия
обучающегося стоит «УП», «Б», «НП», «ОТ»).
2.13. Если обучающийся пропустил 3 (три) и более уроков и вышел на текущий
или рубежный контроль (контрольную работу), отметка «1» и «2»
(«неудовлетворительно») обучающемуся не ставится. Обучающемуся после
длительного отсутствия предоставляется необходимое время для освоения
пропущенного материала и написания текущего или рубежного контроля. Срок для
освоения пропущенного материала, предоставляемый обучающемуся, не должен
превышать двух недель.
2.14.
Обучающийся, пропустивший контрольную работу по уважительной
(неуважительной) причине, обязан в индивидуальном порядке во время, назначенное
учителем, написать контрольную работу в течение 2 (двух) недель с момента выхода в
школу после отсутствия. Отметка за работу не снижается и выставляется в день
написания работы с соответствующим коэффициентом.
2.15.
Ответственность за изучение пропущенного обучающимися учебного
материала возлагается на обучающегося, его родителей или лиц, их заменяющих;
учитель - предметник создает условия для ликвидации пробелов в пропущенном

материале (по просьбе обучающегося или его родителей предоставляет материалы для
самоподготовки).
2.16. Количество контрольных работ, проводимых в классе, не должно
превышать 1 (одну) контрольную работу в день. При этом в этот же день в классе могут
проводиться и другие виды работ, соответствующие текущему контролю
(самостоятельные, проверочные работы и т.д.).
2.17. Контрольная работа должна быть заявлена (внесена в график работ)
учителем-предметником в электронном журнале не позднее чем за неделю до
проведения контрольной работы. Если работа не была заявлена или была заявлена
позднее чем за неделю до проведения контрольной работы, работа снимается (не может
быть проведена) либо неудовлетворительные отметки, полученные учащимися,
аннулируются заместителем директора по качеств у образования.
2.18. Контрольные работы не могут проводиться в классе в день проведения
внешнего контроля (диагностических работ, мониторингов), длящегося 2 (два) и более
учебных часа.
2.19. В случае отсутствия обучающегося во время проведения текущего контроля
(самостоятельных, проверочных и т.д.) обучающийся обязан выполнить работы
текущего контроля, если учитель-предметник сочтет написание данных работ
необходимым. Данные работы должны быть написаныв течение 2 (двух) недель с дня
выхода обучающегося после отсутствия.
2.20. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному
плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной
программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом.
2.21. За четверть у обучающихся в электронном журнале должно быть
выставлено не менее
- 3 (трёх) текущих отметок при изучении предмета в рамках 1 (одного) часа в
неделю;
- 5 (пяти) текущих отметок при изучении предмета в рамках 2 (двух) часов в
неделю;
- 7 (семи) текущих отметок при изучении предмета в рамках 3 (трех) и более часов
в неделю.
За полугодие у обучающихся в электронном журнале должно быть выставлено не
менее
- 7 (семи) текущих отметок при изучении предмета в рамках 1 (одного) часа в
неделю;
- 9 (девяти) текущих отметок при изучении предмета в рамках 2-х - 3-х (двух, трех)
часов в неделю;
- 12 (двенадцати) текущих отметок при изучении предмета в рамках 4 (четырех) и
более часов в неделю.
2.22. Все четвертные, полугодовые отметки должны быть выставлены в срок,
указанный администрацией школы.
2.23. При выставлении четвертной (2-9 классы) или полугодовой (10-11 классы)
отметки учитель руководствуется средневзвешенным, полученным обучающимся по
результатам четверти или полугодия (с учетом коэффициентов за различные виды
работ) и пересчитывается в отметку по следую щей шкале:
- отметка «5» выставляется при средневзвешенном 4,56 - 5,0;
- отметка «4» выставляется при средневзвешенном 3,56 - 4,55;
- отметка «3» выставляется при средневзвешенном 2,56 - 3,55;
- отметка «2» выставляется при средневзвешенном 2,55 и менее.

3. Содержание и порядок проведения промежуточной
аттестации
3.1. Целями проведения промежуточной аттестации являются:
- объективное установление фактического уровня освоения образовательной
программы и достижения результатов освоения образовательной программы;
- соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС;

- оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в
освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности
учащегося в осуществлении образовательной деятельности,
оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения,
достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.
3.2. Промежуточная аттестация в школе проводится на основе принципов
объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения учащимися
образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых учащимся
результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения
образования, формы обучения, факта пользования платными дополнительными
образовательными услугами и иных подобных обстоятельств.
3.3. Директор и (или) по его поручению заместители директора, методисты,
заведующие кафедрами или эксперты вправе контролировать соблюдение порядка
проведения промежуточной аттестации обучающихся.
3.4. Промежуточную аттестацию в школе:
3.4.1. в обязательном порядке проходят обучающиеся переводных классов,
осваивающие основные общеобразовательные программы начального общего
образования, основного общего образования, среднего общего образования во всех
формах обучения; а также обучающиеся, осваивающие образовательные программы
школы по индивидуальным учебным планам, в т. ч. осуществляющие ускоренное
обучение с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
обучающегося;
3.4.2. могут проходить по заявлению родителей (законных представителей)
обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы:
•
в форме семейного образования обучающиеся начального общего
образования, основного общего образования, среднего общего образования;
•
в форме самообразования обучающиеся среднего общего образования.
3.5. Формами промежуточной аттестации являются:
- письменная проверка - письменный ответ учащегося на один или систему
вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные,
лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о
наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты,
рефераты и другое;
- устная проверка - устный ответ учащегося на один или систему вопросов в
форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;
- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.
Все формы промежуточной аттестации прописаны в учебном плане.
3.6. Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по
пятибалльной системе.
3.7. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся:
3.7.1.
промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового
контроля 1 раз в год в качестве контроля освоения учебного предмета, курса, дисциплины
(модуля) и (или) образовательной программы предыдущего уровня;
3.7.2.
директор школы издает приказ о сроках и формах промежуточной
аттестации, устанавливает сроки предоставления итоговых материалов, утверждает
расписание промежуточной аттестации;
3.7.3.
в качестве экспертов к участию в промежуточной аттестации могут
привлекаться сторонние (компетентные) организации (РМЦ, МИОО, КОПО);
3.7.4.
продолжительность письменных контрольно-диагностических работ, как
правило, составляют 1 -2 урока;
3.7.5.
при обнаружении в ходе промежуточной аттестации нарушений
законодательства РФ в области образования, о них сообщается директору школы;
3.7.6 в отношении обучающихся, осваивающих ООП индивидуально на дому,
промежуточная аттестация по предметам учебного плана соответствующего уровня
образования может основываться на результатах текущего контроля успеваемости, при
условии, что по всем учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана они

имеют положительные результаты текущего контроля.
Обучающимся, достигшим выдающихся успехов в изучении учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) учебного плана (победители предметных олимпиад регионального
и федерального уровней, сборных команд Российской Федерации, участвовавших в
международных олимпиадах по общеобразовательным предметам) в качестве результатов
промежуточной аттестации по предметам учебного плана соответствующего уровня
образования могут быть зачтены внеучебные образовательные достижения.
3.7.7.
промежуточная аттестация обучающихся в МБОУ «СОШ г. Светогорска»
проводится:
•
аттестационной комиссией, в количестве не менее 3-х человек, включающей
представителя администрации школы ( или методиста, руководителя предметной
кафедры), учителя - предметника данного класса и ассистента из числа педагогов того же
цикла/предметной области, утвержденной приказом руководителя школы;
•
по контрольно-измерительным материалам, прошедшими экспертизу
методической службы и утвержденными приказом руководителя с соблюдением режима
кон фиденциальности;
3.7.8.
обучающиеся, заболевшие в период проведения промежуточной аттестации,
могут:
•
быть переведены в следующий класс условно, с последующей сдачей
академических задолженностей;
•
пройти промежуточную аттестацию в дополнительные сроки, определяемые
графиком образовательного процесса и предназначенные для пересдачи академических
задолженностей, но не позднее 29 мая;
3.8.
Тексты для проведения зачетных, контрольных работ и диагностических
срезов знаний разрабатываются учителями-предметниками и утверждаются на заседаниях
предметных кафедр. Весь диагностический материал сдается в учебную часть не позднее
1 апреля.
3.9.
Расписание контрольных работ промежуточной аттестации составляет
заместитель директора по качеству образования, которое утверждается директором
Школы и вывешивается для учащихся за 10 дней до начала промежуточной аттестации.
3.10.
При пропуске учащимся более половины учебного времени, отводимого на
изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля учащийся имеет право на
перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения
промежуточной аттестации определяется школой с учетом учебного плана,
индивидуального учебного плана на основании заявления учащегося (его родителей,
законных представителей).
3.11. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных
представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации учащихся как
посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме
(дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных
представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями
(законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты
промежуточной аттестации учащихся в устной форме. Родители (законныепредставители)
имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации учащегося
в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны
обратиться к заместителю директора по качеству образования.
3.12. Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и
порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным
планом.
3.13.
Обучающийся не может быть аттестован по предмету (выставляется «н/а»),
если пропустил 2/3 и более учебных занятий по предмету (необходимые для аттестации
обучающегося работы не были сданы). В этом случае обучающемуся предоставляется
возможность сдать пропущенный материал в сроки, оговоренные администрацией школы
и согласованные с родителями (законными представителями) или совершеннолетним
обучающимся, и быть аттестованным по предмету. На основании заявления родителей
(законных представителей) или совершеннолетнего обучающегося устанавливаются

сроки ликвидации академической задолженности.

4.
Результаты
обучающихся

промежуточной

аттестации

4.1. Результаты промежуточной аттестации оформляются в виде аналитической
справки и заносятся в электронный журнал. В 8- х и 10-х классах оформляются
протоколы проведения промежуточной аттестации, которые подписываются тремя
членами аттестационной комиссии.
4.2. Отметка обучающихся за год выставляется на основе четвертных
(полугодовых) отметок как среднеарифметическое по правилам математического
округления.
4.3. В случае несогласия учащихся и их родителей с выставленной итоговой
отметкой по предмету на основании письменного заявления родителей приказом по
школе создается комиссия из 3 человек, которая в форме экзамена или собеседования
в присутствии родителей обучающегося определяет соответствие выставленной
отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Решение комиссии
оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в личном деле
обучающегося.
4.4. Обучающиеся, освоившие в полном объеме содержание образовательной
программы общего образования (по уровням образования) текущего учебного года, на
основании положительных результатов, в т. ч. и итогов промежуточной аттестации,
переводятся в следующий класс (на уровень образования).
4.5. Педагогический совет школы по результатам промежуточной аттестации
принимает решение о переводе обучающихся в следующий класс. Директор издает
приказ о переводе обучающихся в следующий класс.
4.6. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию, переводятся в
следующий класс условно.
4.7. В следующий класс могут быть переведены обучающиеся, имеющие по
итогам учебного года академическую задолженность по одному или нескольким
предметам.
4.8. В соответствии со ст. 58 ФЗ -273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.
2012 г.
4.8.1. Обучающиеся,
имеющие
академическую
задолженность,
вправе
пройти
промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу,
дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента
образования академической задолженности. В указанный период не включаются время
болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по
беременности и родам.
4.8.2. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной
организацией создается комиссия.
4.8.3.Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной
аттестации.
4.8.4. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего
образования, среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные
сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их
родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение,
переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на
обучение по индивидуальному учебному плану.
4.9. Организация информирует родителей учащегося о необходимости принятия решения об
организации дальнейшего обучения учащегося в письменной форме.

Приложение № 1
к Положению о формах, периодичности,
порядке проведения текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации МБОУ «СОШ г.
Светогорска»

Формы контроля
Обще школьные формы контроля:
Форма контроля
Итоговый контроль
Независимая диагностика
Административная контрольная работа
Административный срез знаний
Входной контроль
Тест (не на урок)
Работа на уроке

Формы контроля в 2-4 классах:
Форма контроля
Контрольное списывание
Комплексный анализ текста
Проверочная работа
Диктант с грамматическим заданием
Решение задач
Обучающее изложение
Обучающее сочинение
Практическая работа
Диктант (словарный, математический)
Списывание
Устный счет
Контроль навыков счета
Письмо по памяти
Творческая работа

Формы контроля на уроках математики, алгебры, алгебры и начал анализа,
геометрии, теории вероятности и статистике, математическом практикуме:
Форма контроля
Контрольная работа
Самостоятельная работа
Практическая работа
Диктант (математический, графический)
Устный счет

Формы контроля на уроках русского языка, родного русского языка, литературы,
родной литературы, риторики, комплексного анализа текста:
Форма контроля
Итоговое изложение
Контрольная работа
Зачет
Эссэ
Сочинение
Самостоятельная работа
Изложение
Комплексный анализ текста
Контрольный диктант
Терминологический диктант
Словарный диктант
Чтение наизусть
Реферат
Доклад
Художественное чтение
Смысловое чтение

Формы контроля на уроках биологии, географии, химии, физики, астрономии,
практикума по решению научно-практических задач, практикума по физике,
практикума по химии, практикума по биологии:
Форма контроля
Зачет
Контрольная работа
Защита проекта
Лабораторная работа
Проверочная работа
Практическая работа
Диктант (химический, физический, терминологический, графический)
Доклад

Формы контроля на уроках иностранных языков (английский, испанский ,
французский), практикума по английскому языку:
Форма контроля
Контрольная работа
Контрольный диктант
Устная речь. Диалог. Монолог.
Контроль навыков чтения
Контроль умения аудирования
Контроль грамматических навыков
Самостоятельная работа
Словарный диктант

Личное письмо

Формы контроля на уроках информатики, практикума по информатике,
Форма контроля
Защита проекта
Контрольная работа
Самостоятельная работа
Практическая работа
Доклад

Формы контроля на уроках истории, обществознания, экономики, права,
практикума пообществознанию:
Форма контроля
Историческое сочинение
Проверочная работа (многоуровневый тест + задания)
Самостоятельная работа
Доклад
Терминологический диктант
Хронологический диктант
Творческое задание (минипроект)
Практическая работа (работа с картой, работа с графиками, диаграммами,
таблицами, работа с документом, анализ текста)

Формы контроля при работе с индивидуальным учебным проектом:
Форма контроля
Защита проекта
Доклад
Работа над проектом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».