ПРИНЯТА: на заседании педагогического совета протокол №1от 31.08.2023 г. УТВЕРЖДАЮ: приказ № 01-12/370 от 31.08. 2023г Директор__________В.В.Кокоткина Рабочая программа по предмету « Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (Интеллектуальными нарушениями). Вариант 1. на 2023 – 2024 учебный год - 6 класс г. Светогорск 2023 1.Пояснительная записка 1.1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Сб. 1. / под ред. В.В. Воронковой, 2012 и учебника Галунчиковой Н.Г., Якубовской Э.В. Русский язык: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.-М.: «Просвещение», 2019 г. 1.2.Общие цели учебного предмета Целью данной программы является коррекция речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития. 1.3.Описание места учебного предмета в учебном плане. На изучение предмета «Русский язык» в 6 классе отводится 51ч. в год, по 1,5 ч. в неделю. 1.4.УМК для учителя: 1.Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык. Учебник. 6 класс. М.: Просвещение, 2016г. 2. Программа 5-9 класса для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: Сб. 1. / под ред. В.В. Воронковой, 2012г УМК для учащихся: 1.Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык. Учебник. 6 класс. М.: Просвещение, 2019г. 2.Планируемые результаты образования. Учащиеся должны знать: - способы проверки написания гласных и согласных в корне слов. Учащиеся должны уметь: - правильно обозначать звуки буквами на письме; - подбирать группы родственных слов (несложные случаи); - проверять написание в корне: безударных гласных, звонких и глухих согласных путём подбора родственных слов; - разбирать слово по составу; - выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи; - строить простое распространённое предложение с однородными членами; - связно высказываться устно и письменно (по плану); - пользоваться школьным орфографическим словарём. 3.Содержание учебного предмета, курса. ПОВТОРЕНИЕ Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах. ЗВУКИ И БУКВЫ Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные. СЛОВО. Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный Ъ. Имя существительное. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж. Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа. Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий. Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе. Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи. Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. ПРЕДЛОЖЕНИЕ Простое предложение. Простые предложения с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении. Связная речь Работа с деформированным текстом. Распространение текста путем включения в него имен прилагательных. Изложение рассказа по коллективно составленному плану( тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т.д.). Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану. Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных. Составление рассказа по опорным словам и данному плану. Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам( "Прогулка в лес", "Летом на реке", "Лес осенью", "Катание на лыжах" и др.). Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности. Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету ( о проведенных мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление ( о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях). Повторение пройденного за год. 4. Учебно-тематический план № урока Тема урока Количество часов 1 Предложение. Составление предложений. Главные и второстепенные члены предложения. 1 2 1 9 Распространённые и нераспространённые предложения.Составление распространённых предложений. Работа с диалогом Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения Звуки и буквы. Алфавит. Правописание гласных и согласных звуков Упражнения в написании слов с непроверяемыми гласными согласными звуками. Составление рассказа по картинкам, опорным словам и словосочетаниям Корень слова. Однокоренные слова. Приставка и суффикс. Образование слов с помощью приставок суффиксов Окончание - изменяемая часть слова. Значение окончания. Разбор слов по составу. Составление рассказа. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова. 10 Правописание гласных и согласных звуков. 1 11 Приставка и предлог. Правописание приставок 1 12 13 Разделительный твёрдый знак после приставок Части речи. Различие частей речи. 1 1 14 Имя существительное. Грамматические признаки имени существительного. Имена 1 3 4 5 6 7 8 1 1 1 1 1 1 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 собственные. Правописание имён существительных с шипящей на конце. Склонение имён существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание безударных окончаний существительных 1, 2-го склонения Правописание падежных окончаний имён существительных 3 склонения.Множественное число имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний существительных множественного числа. Правописание существительных множественного числа в родительном падеже с шипящей на конце. Существительные единственного и множественного числа с шипящей на конце. Существительные, употребляемые только в единственном или только во множественном числе Имя прилагательное. Значение имён прилагательных. Связь в предложении имён прилагательных с именами существительными Изменение имён прилагательных по родам. Имена прилагательные мужского рода Имена прилагательные женского рода. Имена прилагательные среднего рода. Безударное окончание -ее у прилагательных среднего рода после шипящих. Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость рода и числа прилагательного от рода и числа существительного. Различное написание окончаний имён прилагательных среднего рода множественного числа Образование имён прилагательных от различных частей речи. Правописание окончаний. Грамматический разбор имени прилагательного. Склонение имён прилагательных Именительный и винительный падеж имён прилагательных мужского рода. Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.Правописание падежных окончаний мужского и среднего рода. Упражнение в правописании падежных окончаний. Дательный падеж мёнприлагательных мужского и среднего рода Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Творительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Употребление имён прилагательных в творительном падеже Правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже. Предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода Упражнение в правописании имён прилагательных мужского и среднего рода в предложном падеже. Общее понятие о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода 1 Правописание безударных окончаний прилагательных. Упражнение в правописании безударных окончаний прилагательных. Определение рода и падежа существительного и прилагательного. 1 1 1 44 Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода. Винительный падеж имен прилагательных женского рода. Окончание - ую -юю-у прилагательных женского рода в винительном падеже Творительный падеж имен прилагательных женского рода. Окончание - ою - , - ее прилагательных женского рода Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода 45 О - е - после шипящих и - ц - в окончании прилагательных 1 46 Склонение имен прилагательных во множественном числе. 1 47 Правописание падежных окончаний имен прилагательных множественного числа. 1 48 Падежные окончания имен прилагательных множественного числа в Р.п. и П.п. Грамматический разбор имени прилагательного.Согласование имени прилагательного с существительным в роде и падеже. Предложение.Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. 1 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 49 1 1 1 1 1 1 1 50 51 Сложное предложение. Перечисление без союзов с одиночным союзом « и » с союзами « а » , « но ». Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания в сложном предложении Обращение. Знаки препинания при обращении Материально-техническое обеспечение 1. Демонстрационные и печатные пособия -Магнитная доска -Толковый словарь Ожегова -Орфографический словарь - Репродукции картин русской живописи для развития речи - Демонстрационные карточки со словарными словами - Раздаточный материал по всем разделам курса русского языка - Демонстрационные таблицы по всем разделам курса русского языка -Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой - Демонстрационная таблица "Алфавит" - Портреты русских писателей 2. Технические средства обучения - Мультимедийный проектор - Ноутбук 1 1