Рабочая программа для детей с нарушением интеллекта 1 вар. МИР ИСТОРИИ 6 класс

ПРИНЯТА:
на заседании
педагогического совета
протокол №1от 31.08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
приказ № 01-12/370
от 31.08. 2023г
Директор__________В.В.Кокоткина

Рабочая программа
по предмету «Мир истории»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Вариант 1. 6 класс .
на 2023 – 2024 учебный год

г. Светогорск
2023 г.

1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Мир истории»
для обучающихся 6 класса
(в

соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Количество часов: 17

Программа составлена на основе
При составлении рабочей программы по истории Отечества используются:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 – 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир
истории. История Отечества / Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И. М. Бгажнокова. – 3 – е изд.
– М.: Просвещение, 2020.
Учебники
Мир истории.6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы / И.М.Бгажнокова,
Л.В.Смирнова. – М.: Просвещение,2020.
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………….…….
2. Общая характеристика учебного предмета…………………………………………….……….
3. Описание места учебного предмета в учебном плане…………………………….…………
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета……………….……….
5. Содержание учебного предмета……………………………………………………...………...
6.Тематическое планирование ……………………………………
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности ……...
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» для 6 класса разработана в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, является
приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденной приказом от 31.08.2021 г. №448 «Об утверждении адаптированных основных
образовательных программ начального общего, основного общего образования на 2021-2022
учебный год».
Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» для обучающихся 6
класса обеспечивает достижение планируемых предметных и личностных результатов
освоения АООП.
2

В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Основные цели изучения данного предмета ― формирование нравственного
сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных
приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения
применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие
нарушенных при умственной отсталости высших психических функций. Достижение этих
целей будет способствовать социализации учащихся с интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
― овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях
отечественной истории;
― формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные
исторические эпохи;
― формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся
достижениях, памятниках;
― формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и
настоящего;
― усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необходимо для
понимания хода развития истории;
― формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству
познания мира и самопознания.
― формирование у школьников умений применять исторические знания для
осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в
современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
― воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
― воспитание гражданственности и толерантности;
― коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Задачи реализации содержания:
- формирование представлений о наиболее значимых исторических событиях в жизни нашей
страны, о традициях, трудовых и героических делах народов, проживающих на территории
нашей Родины, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу и независимость.
Учебный предмет тесно связан с уроками чтения, мир истории, изобразительного
искусства, музыки.
Актуальность заключается в коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся на уроках
речевой практики.
Промежуточная аттестация может проводиться в следующих формах:
 письменная проверка (самостоятельная работа, контрольно-измерительные
материалы);
 устная проверка (устный ответ обучающегося на один или систему вопросов,
выполнение предложенных практических заданий).
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по балльной
системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно) 2 (неудовлетворительно), в
соответствии с рекомендациями об оценке знаний по учебному предмету, отражающими
требования ФГОС.
Специальная педагогика рассматривает школу как институт социального
воспитания и стремится реализовать в коррекционном процессе принципы гуманности
и общечеловеческие ценности. Подобная гуманистическая концепция воспитания уходит
корнями в философию и педагогику XVI - XX вв., которые ставили вопросы о
взаимоотношениях субъекта и объекта обучения. Сегодня под субъектом понимается
личность ребенка, его самоценность во всех проявлениях, тогда как в качестве объекта
3

выступает сам процесс обучения: его содержание, средства, условия организации
деятельности в системе субъектно – субъектных отношений «ученик – учитель».
Результативность гуманистического подхода в значительной мере зависит от
личностного и профессионального мировоззрения педагога. В этом контексте очень
важной является способность учителя позитивно оценивать индивидуальное своеобразие
ребенка с умственной отсталостью, оптимистично рассматривать ход его развития в
условиях обучения.
Процессы включения ребенка в культуру происходят на разных уровнях и
осуществляются как в широких пространствах социума (государство, регион, край,
город), так и в ближайшей культурной среде: школа, семья, сверстники. Взаимодействие
сред, точки их пересечения становятся объектами обучения и воспитания.
Требования государства и общества не всегда совпадают с реальными
условиями, в которых живет и развивается ребенок. Специальные исследования
показывают, что большинство детей с умственной отсталостью воспитываются в
неблагополучной среде, где низкий уровень образования и культуры родителей
сочетается с дефицитом материальных средств, что приводит к дополнительной
(средовой) деформации личности. Полностью устранить разрыв между макро – и
микросредой, вероятно, невозможно, но создать в процессе обучения развивающую
культурную среду – одна из основных задач образования. Роль гуманитарных дисциплин
в этом процессе трудно переоценить. Так, история применительно к перспективным
целям социокультурного развития личности выступает в качестве основного источника
памяти человеческого общества.
Опора на социокультурный контекст истории представляется наиболее
приемлемым принципом исторического обучения детей с умственной отсталостью.
Исторические факты и события, несмотря на их сложность и драматичность, содержать
в себе нравственные уроки, создают основу для воспитания патриотических и
гражданских чувств развивающейся личности. Приобщение детей к различным
источникам исторических знаний (предметам материальной культуры, историческим
документам и памятникам) способствуют развитию познавательных потребностей.
Важнейшей задачей истории является и формирование на доступных примерах системы
представлений об общечеловеческих ценностях (труд, созидание, защита Отечества,
уважение к памяти прошло, а также нравственные ориентиры с примерами дел и
свершений на благо Отечества, единство и единение людей, народов в драматические
периоды в жизни государства).
Содержание истории позволяет формировать у обучающихся представления
относительно:
 самоценности человеческой жизни;
 единства
человеческого
общества
против
насилия, классовой
и
национальной исключительности (формирование понятий равноправия,
демократии, свободы личности и др.);
 сохранение культурного и духовного опыта для образования и воспитания
последующих поколений;
 уважения к религиям мира и России;
 культуры, традиции страны, её народа, своей нации;
 добра и зла, свободы и рабства, войны и мира;
 необходимости диалога между государствами и народами.
Последовательность изучения исторических фактов и событий должна строиться
таким образом, чтобы обучающиеся понимали: каждый факт в истории имеет ряд
последствий, и эти последствия являются нравственными уроками для современников и
последующих поколений. Поэтому принцип историзма очень важен в системе
педагогических действий при обучении умственно отсталых подростков.
4

В связи с формированием морально – нравственных основ личности у
обучающихся особое значение приобретает нравственные позиции и личность самого
учителя. Они высказывают в адрес любимых и нелюбимых учителей такие суждения,
как «справедливый», «хорошо учит», «никогда не злится», «строгая, но хорошо
объясняет», «там (на уроке) интересно». Излишне говорить о необходимости соблюдения
профессиональной и культурной этики в работе учителя, но при обучении истории
присутствует еще проблема мировоззренческих взглядов, субъективности в толковании
исторических сведений. В коррекционной педагогике особо выделяются принципы
научности и объективности, на основе которых формируются знания учащихся: не
допускается подмена научных сведений «житейскими», бытовыми.
Принцип доступности знаний не означает отхода от строго проверенных
научных сведений. Педагогу следует не истолковывать, а объяснять и помогать детям
выявлять причины, последствия исторических фактов, избегать субъективных оценок. В
этом смысле нужно быть особенно внимательным к событиям в истории России XX –
начала XX I вв.
Реализация программы предполагает поэтапность: от знакомого - к новому и
далее – к обобщению в понятиях. Некоторые пункты программы преобразуются в
знания, другие имеют прикладной, информативный характер и служит для создания
образов на пути к усвоению ключевых понятий. Особое внимание следует уделить
последней теме (пункт 12 таблицы) как наиболее трудной для понимания умственно
отсталыми школьниками. Исключить ее из программы нельзя, так как она создает
первоначальные представления о базовых понятиях истории, таких как государство,
общество, культура и др.
2. Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Мир истории» для обучающихся 6 класса играет важную роль в
процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции учащихся,
воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому.
При составлении рабочей программы по истории Отечества используются:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 – 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир
истории. История Отечества / Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И. М. Бгажнокова. – 3 – е изд.
– М.: Просвещение, 2020.
Учебники
Мир истории.6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы / И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. – М.: Просвещение,2020.
Рабочие тетради:
И. М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, Е.Н.Фёдорова. Мир истории. Рабочая тетрадь. 6 класс.
Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение.
Особенности освоения учебного предмета. Программный материал усложняется по
разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных,
существует преемственность при изучении учебного предмета «Мир истории» VI класс,
который готовит обучающихся к усвоению предмета «История Отечества» в VII-IX
классах.
Отличительные черты. Процесс обучения неразрывно связан с коррекцией и развитием
познавательной деятельности, личностных качеств, формированием умений планировать
свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль
5

Для максимальной эффективности урока необходимо применить имеющиеся
формы и методы его ведения, и вовлекать детей в различные виды учебной деятельности.
На уроке предусматриваются виды работ:
 Способы повышения интереса к учебе.
Активизация познавательной деятельности:
- применять разнообразные методы и формы организации учебного процесса;
- создавать необходимую атмосферу заинтересованности, чтобы каждый обучающийся как
можно активнее участвовал в работе всего класса;
- стимулировать детей к высказываниям и использовать разнообразные способы выполнения
поставленных перед ними заданий без какой-либо боязни ошибиться или получить
неправильный ответ;
- оценивать работу ученика не только по полученным результатам, но и по процессу
освоения нового материала;
- использовать для освоения детьми темы дидактического материала, что позволило бы
обучающимся самостоятельно выбрать для себя наиболее приемлемую форму и вид учебной
деятельности;
- создавать на уроке определенные педагогические ситуации общения, которые позволили
бы ученикам проявить самостоятельность и инициативу.
 Развитие интереса к познанию.
Организация учебной деятельности:
- вовлекать детей в процесс самостоятельных «открытий» и поиска новых знаний;
- разнообразить учебный труд, так как однообразные способы вызывают скуку;
- объяснять важность и нужность своего предмета;
- связывать новую тему с уже усвоенными ранее знаниями;
- стремиться делать обучение трудным, но в тоже время посильным;
- применять дифференцированный подход, исходя из личных качеств ученика и его уровня
подготовки;
- чаще проверять и оценивать работу школьника;
- воздействовать на учащихся яркостью подачи учебного материала, собственной
эмоциональной реакцией и заинтересованностью.
 Игровая деятельность
- дидактические игры.
 Фронтальная форма обучения
- класс одновременно выполняет общую, поставленную перед всеми детьми работу
(сравнение, обсуждение и обобщение).
 Индивидуальная работа
- ученик способен освоить большой объем знаний.
На уроках педагог использует все виды деятельности школьников в совокупности. Это
производится с использованием самых современными средств освоения нового материала
(компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно, книги и карточки,
наглядные пособия и иллюстрации.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и
дифференцированного подходов.
Система оценки учебных достижений позволяет проследить связи между оценкой
процесса усвоения на разных его этапах и предполагает предварительный (вводный)
контроль, текущий (тематический), итоговый контроль (может касаться как целого предмета,
так и какого-то раздела). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями.
Оценка
обучающихся VII - IX классов по истории Отечества несет единообразие в
оценке устных ответов и письменных работ с учетом их психофизического развития и
продвижения в овладении знаниями. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных
особенностей обучающихся, дифференцированный подход к организации работы в классе:
6

Тексты контрольно-измерительных материалов создаются учителем
психофизическими особенностями каждого обучающегося.

в соответствии с

3. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Мир истории» в 6 классе отводится 0,5 часа в неделю:
6 класс – 17 ч.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты
образования включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки.
К личностным результатам относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитые навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для учебного предмета, готовность их применения.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
отдельным учебным предметам на конец школьного обучения (IX класс):
История Отечества
Минимальный уровень:
знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов;
знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей,
политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
7

понимание значения основных терминов-понятий;
установление по датам последовательности и длительности исторических событий,
пользование «Лентой времени»;
описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление
рассказов о них по вопросам учителя;
нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий;
объяснение значения основных исторических понятий с помощью учителя.
Достаточный уровень:
знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий отечественной
истории;
знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их
причины, участников, результаты и значение; составление рассказов об исторических
событиях, формулировка выводов об их значении;
знание мест совершения основных исторических событий;
знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев,
ученых, деятелей культуры) и составление элементарной характеристики исторических
героев;
понимание «легенды» исторической карты и «чтение» исторической карты с опорой на ее
«легенду»;
знание основных терминов понятий и их определений;
соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности исторических
событий;
сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
поиск информации в одном или нескольких источниках;
установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими событиями
и явлениями.
Базовые учебные действия составляют основу формирования в старших классах более
сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта
осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство
гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на
произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к
людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную
социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию
родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в
разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать доступные
источники и средства получения информации для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и
задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск
средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
8

Познавательные учебные действия заложены в пункте 6. Тематическое планирование с
определением основных видов учебной деятельности обучающихся (столбик «Деятельность
обучающихся»)
Планируемые результаты
Личностные результаты
Минимальный уровень:
 уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать
правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);
 уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды заданий;
 использовать помощь при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно
исправлять ошибки;
 усвоить элементы контроля учебной деятельности (помощью памяток,
инструкций, опорных схем);
 адекватно реагировать на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
 понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с
помощью учителя;
 владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий;
 владеть элементами оценки и самооценки.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
 знать исторические события на уровне их понимания;
 использовать часть понятий в активной речи.
Достаточный уровень:
 удовлетворительно знать основные понятия и иметь представления по всем
разделам программы, использовать их в самостоятельной речи, в пересказах, в
ответах на вопросы;
 участвовать в диалогах и беседа по основным темам программы;
 высказывать собственные суждения и личностное отношение к изучаемым
темам;
 проявлять интерес к изучению истории.
5. Содержание учебного предмета
Образовательными и воспитательными задачами курсов «Мир истории» являются
следующие:
 формирование представлений и понятий об основных этапах развития
многонационального российского государства;
 формирование учебных действий;
 развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с
использованием разнообразных урочных и внеурочных форм организации
деятельности обучающихся: познавательно – поисковой, творческой, игровой и др.
 формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к
источникам отечественной культуры, этноистории, этнокультуры региона.
Программу для 6 класса следует рассматривать в качестве введения в историю
Отечества. Ее содержание выстраивается в линейно – концентрической системе,
состоящей из следующих разделов:
9

1. Введение (Имя, отчество, семья, родословная человека).
2. Отчий дом. Наша Родина – Россия.
3. О том, что такое время и как его изучают.
4. Что изучает наука история.
5. История Древнего мира.
6. История вещей. Занятия человека на Земле.
7. Человек и общество.
Все разделы программы объединяются следующими смысловыми линиями:
 «Я» как субъект познания (история имен, фамилий, понятие семьи, рода,
поколения и др.).
 «Я» и пространство вокруг нас.
 Время и пространство в истории.
 Всякое явление и вещь имеет свою историю.
 Человек – создатель и активный участник истории.
 Патриот и гражданин знает и хранит историю своего народа.
6 класс Мир истории
Раздел I. Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве
вокруг нас
Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас.
История имени. Как возникли имена. Значение имен. Полное и неполное имя. Значение
имена в России (2 – 3 примера).
История фамилии. Происхождение фамилии. Отчество в имени человека. Понятие
о семье. Родственники близкие и дальние. Понятие о родословной. Понятия: поколения,
предки, потомки.
Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.
Раздел II. Отчий дом. Наша Родина – Россия
Дом, в котором ты живешь. Где находится твой дом (регион, город, поселок,
село). Кто и когда построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье,
соседях.
История
улицы. Название
улиц, их происхождение. Улицы, на
которых
расположены мой дом, моя школа.
Местность, где мы живем (город, село). Название местности, происхождение
названия.
Край (область, республика), где мы живем, главный город края. Национальный
состав края. Основные занятия жителей края, города.
Страна, в которой мы живем. Название страны. Столица. Население, национальный
состав страны. Главный город страны. Понятие о государственных символах: герб, флаг,
гимн. Руководство страны, республики. Понятие о большой и малой родине.
Другие страны мира (обзорно, с примерами).
Планета на которой мы живем. Земля, другие планеты Солнечной системы.
Солнце. Луна.
Раздел III. Представления о времени в истории
Понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая
эпоха (общее представление), лента времени. Краткие исторические сведения о названии
месяцев
(римский
календарь, русский
земледельческий
календарь). Понятие
(ориентировка): давно, недавно, вчера – прошлое; сегодня, сейчас - настоящее; завтра, через
день, через месяц, через год – будущее. Части века: начало века, середина века, конец
века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век,
тысячелетие. Основные события XX в. (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI
в.).
Раздел IV. Начальные представления об истории как о науке
10

История – наука о развитии человеческого общества. Значение исторических
знаний для людей. Историческая память России (3- 4 примера).
Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать
исторические
сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика
и др.
(элементарные представления на конкретных примерах).
Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и
духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах,
археологические находки; памятники строительства, зодчества, архитектуры, устные
источники (фольклор)).
Исторический
музей, краеведческий
музей. Понятие
об
историческом
пространстве, исторической карте.
Составляющие части исторической науки: история местности, история страны,
история культуры, науки, религии.
Раздел V. История Древнего мира
Время появления человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей.
Среда обитания.
Человек умелый. Время появления. Его отличите от предков и от современного
человека. Места обитания. Стадный образ жизни. Занятия. Древние орудия труда. Начало
каменного века.
Древнейшие люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление
орудий труда, совершенствование занятий. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота,
собирательство. Причины зарождения религиозных верований.
Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. Внешний
вид. Зарождение речи. Места обитания. Кочевники. Первые сообщества. Изменение
климата Земли. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из- за
климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных.
Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека,
основные занятия, образ жизни.
Время и место появления человека разумного. Внешний вид. Образ жизни и
основные занятия. Развитие орудий труда. Защита от опасностей. Конец ледникового
периода и расселение человека разумного по миру. Влияние различных климатических
условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства.
Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни.
Коллективы первых людей. Понятие о семье, общине, роде, племени.
Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле
Природные источники огня. Способы добычи огня древним человеком. Очаг.
Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для
жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка
металлов и др.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие
представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей.
Современные способы получения большого количества энергии. Экологические
последствия получения тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля,
торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества.
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство.
Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых
земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Значение
поливного земледелия в истории человечества.
11

Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо,
гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища:
пещеры, шалаши, земляные укрепления. Сборно – разборные жилища, материалы,
используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от
климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования
жилища. Материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших
дней. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других
зданий. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве, их значение для
изучения истории.
Уточнение представлений обучающихся о мебели, ее назначении, видах,
материалах для ее изготовления.
История появления мебели. Влияние исторических и национальных традиций на
изготовление мебели (общие представления). Изучение мебельного производства в
исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель.
Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение
представлений о пище человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за выживание. Способы
добывания
пищи: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие
(выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение
человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.
История хлеба и хлебопечения. Способы хранения, накопления продуктов питания
в связи с климатом, средой обитания, национально – культурными традициями.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных
народов. Употребление традиционной пищи как необходимое условие сохранения
здоровья и жизни человека.
Понятие о посуде и ее назначение. Материалы для изготовления посуды.
История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение
гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные
традиции в изготовлении глиняной посуды (3 – 4 примера).
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее
виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции ее
изготовления (3 – 4 примера).
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды. Посещение музея по темам
«История посуды», «История мебели».
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функции. Материалы для
изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и
поговорки об одежде, о внешнем облике человека.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных
условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления одежды,
материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия
и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние
природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции
изготовления одежды (2 – 3 примера).
Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные
времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение
разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли,
сандалии и др.
12

Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви. Посещение музея
по теме раздела.
Раздел VII. Человек и общество
Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных
природных условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных
людей. Появление семьи.
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей
и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие
представления).
Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения
мировых религий: буддизм, христианство, ислам. Взаимодействие науки и религии.
Значение религии для духовной жизни человечества.
Понятие о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения (2 – 3
примера). Направления науки: астрономия, математика, география и др. Изменение среды
и общества в ходе развития науки.
Речь как главное средство коммуникации. Значение устного творчества для
истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История
возникновения
письменности. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо
(обзорные примеры). История латинского и славянского алфавита. История книги и
книгопечатания (общие представления).
Понятие о культуре и человеке как носителе культуры.
Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Вида и направления
искусства (общие представления).
Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Появление семьи.
Родовая община. Племя. Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право,
суд, армия. Гражданин. Воды
государств: монархия, диктатура, демократическая
республика. Понятия о гражданских свободах, государственных законах, демократии
(доступно, на примерах).
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег,
торговли. Понятие о богатом бедном государстве.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
6.Тематическое планирование.
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.

Тема урока
Почему нужно изучать историю? История имени. Отчество и фамилия
человека. Семья. Биография. Поколение людей.
О доме. Название городов и улиц. Родник «Двенадцать ключей».
Наша родина - Россия. Как устроено государство. Как устроено государство.
Герб, флаг, гимн России.
Москва – столица России. Мы жители планеты Земля.
Что такое время. Мы жители планеты Земля. История календаря. Русский
земледельческий календарь. Счет лет в истории. Историческое время.
Как работают археологи. Исторические памятники. Историческая карта.
От кого произошел человек. Человек умелый.Следующее поколение людей
каменного века. Наступление ледников. Как жили древние охотники,
кочевники и собиратели.
Огонь в жизни древнего человека. Огонь, глина, гончар. Огонь открывает
новую эпоху в жизни людей.
Вода, ее значение в жизни человека. Вода и земледелие. Вода как источник
энергии.
Какие дома строили древние люди. О керамике, фарфоре и деревянной посуде.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

13

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Как появилась мебель. Как появились каша и хлеб. История об обыкновенной
картошке.
История появления одежды. Одежда и положение человека в обществе. Как
люди украшали себя.
О далеких предках – славянах и родовом строе. Что такое город.
Как люди понимали мир природы в древности. Современные религии, как они
появились
Искусство и культура. Письмо. Первые книги.
От изобретателя колеса - к новым открытиям. Изобретения человека.
Человечество стремится к миру. Что такое освободительная война. Подвиг
ленинградцев.

1
1
1
1
1
1
1

14

7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Реализуемая учебная программа
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Рабочие программы по учебным предметам ФГОС
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 – 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История
Отечества / Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И. М. Бгажнокова. – 3 – е изд. – М.: Просвещение.
Учебник
Мир истории.6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / И.М.Бгажнокова,
Л.В.Смирнова. – М.: Просвещение.
Рабочие тетради
И. М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, Е.Н.Фёдорова. Мир истории. Рабочая тетрадь. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».