Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Чтение с увлечением 1 Б 2023-2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»
ПРИНЯТА:

УТВЕРЖДАЮ:

на заседании

Приказ №____________от _____г.

педагогического совета

Директор школы _______________

протокол№ ___________ от ______ г.

В.В. Кокоткина

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Чтение с увлечением»

срок реализации программы: 1 год

программу разработала:
Кобач Анастасия Сергеевна,
учитель начальных классов

г. Светогорск
2023 г.

Пояснительная записка
Нормативно-правовая база конструирования программы
Программа составлена в соответствии с:
• Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред.
21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации»;
• Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4 3648-20) «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи», утвержденные постановлением Главного
государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (ред.
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от
28.09.2020);
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Основными целями интегрированного курса «Чтение с увлечением» являются:
•
развитие интереса у обучающихся к произведениям устного народного
творчества, понимание содержания и идейного смысла сказок, оценивание событий и
поступков героев;
•
формирование познавательного интереса к предметам литературного
чтения и русского языка через игры с буквами и словами;
•
создание условий для интеллектуального и языкового развития
обучающихся посредством сказок;
•
духовно-нравственное развитие личности.
Программа определяет ряд задач:
• совершенствовать навыки чтения обучающихся;
• формировать у младших школьников мотивацию к чтению, развивать их
устойчивый и осознанный интерес к чтению сказок;
• знакомить обучающихся с детской книгой как явлением культуры;
• формировать читательские умения, расширять читательский кругозор;
• формировать основы читательской культуры;
• вырабатывать привычку к осознанному чтению, умению применять в процессе
самостоятельного чтения все знания, умения и навыки,
полученные на уроках литературного чтения и русского языка;
• способствовать формированию информационной культуры обучающихся через
разные виды заданий при работе с текстами;
• развивать воображение, литературно-творческие способности и речь
первоклассников;
• совершенствовать коммуникативные навыки;
• создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности
каждого ученика;
• формировать стремление ребенка к рассуждению и поиску.

Актуальность программы обуславливается потребностью общества в развитии
духовно-нравственных, эстетических качеств личности человека; формировании
социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие
ценности с помощью средств устного народного творчества, а именно русских народных
сказок. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и
воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и
настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа,
раскрывают красоту подвига человека.
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Чтение с увлечением» для 1
класса разработана с учётом Авторской программы курса «Чтение с увлечением. 1 класс.
М.В. Буряк, Е.Н. Карышевой интегрированного курса «Удивительный мир природы. Чтение
с увлечением» (литературного чтения + окружающий мир) (ООО «Планета», 2016г.).
Программа адресована Муниципальному общеобразовательному учреждению
средней общеобразовательной школе г. Светогорска для учащихся 1 класса.
Программа реализуется во внеурочной деятельности обучающихся первой ступени
обучения в рамках общеинтеллектуального направления и рассчитана на детей 7 лет.
Согласно учебному плану на изучение отводится 35 часов (1 час в неделю по 25 мин)
.Срок реализации – 1 год.
Программа представляет собой интеграцию предметов «Литературного чтение»,
«Окружающий мир» и «Русский язык» (развитие речи) и является одним из возможных
вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы
качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся уже в начальной
школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом,
повышению читательской культуры, привитию навыков самостоятельной работы.
Календарно – тематическая планирование
Дата

Тема

06.09.2023

Русская народная
сказка «Колобок».

13.09.2023

Русская народная
сказка «Репка».

20.09.2023

Русская народная
сказка «Лиса и
журавль».

27.09.2023

Русская народная
сказка «Теремок».

Колич
Форма проведения занятия
ество
часов
1
Слушание текста, понимание текста при
его прослушивании; определение
последовательности действий в сказке;
составление из букв названия сказки;
работа с пословицами; рассуждение о
том, что приятная внешность не всегда
соответствует добрым намерениям.
1
Слушание текста, понимание текста при
его прослушивании; определение
последовательности действий в сказке;
составление из букв названия сказки;
выбор пословицы, отвечающей
идейному содержанию произведения;
отгадывание загадки; оценивание
поступков героев; рассуждение о
коллективизме, семье.
1
Рассматривание обложки книг;
воспроизведение и анализ содержания
сказки по вопросам; объяснение
значения незнакомых слов;
характеризуют героев сказки;
определение, чему учит сказка;
рассуждение об ответственности за свои
слова и поступки.
1
Вспоминают содержание сказки;
оценивание поступков героев и их

Форма
контроля
Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,

04.10.2023

Русская народная
сказка
«Рукавичка».

1

11.10.2023

Русская народная
сказка «Лисичка
со скалочкой».

1

18.10.2023

Русская народная
сказка «Лиса и
кувшин».

1

25.10.2023

Русская народная
сказка «Журавль
и цапля».

1

08.11.2023

Русская народная
сказка «Заюшкина
избушка».

1

15.11.2023

Русская народная
сказка «Петушок
и бобовое
зёрнышко».

1

22.11.2023

Русская народная

1

качества; восстановление имен героев;
составление из букв одного слова новые
слова; определение, соответствуют ли
пословица идейному содержанию
произведения; отгадывание загадок;
рассуждение о доброжелательности,
дружелюбии и гостеприимстве.
Рассматривание обложки книг и
называние героев сказки; называние
глаголов, обозначающих движения
героев сказки; умение дать
характеристику героям по опорным
словам; выполнение коллективно
рисунка; определение, чему учит сказка;
рассуждение о доброжелательности и
гостеприимстве.
Знакомство со сказкой; определение
значения незнакомых слов;
восстановление событий в сказке и
рассказывание сказки по сюжетным
кортикам; образование слова с
помощью перестановки букв;
оценивание поступков героев и
определение их качества; рассуждение о
честности и чувстве справедливости.
Рассматривание обложки книг и
называние героев сказки; распределение
предложений из сказки по порядку;
оценивание поступков героев и
определение их качества; составление
предложений с предложенными
словами; выбор пословиц, которые
относятся к сказке; отгадывание
ребусов; рассуждение о честности и
справедливости.
Знакомство со сказкой; нахождение
среди рисунков те, которые относятся к
сказке; определение с помощью учителя
значения слов и выражений; оценивание
поступков героев и определение их
качества; игра «да - нет»; рассуждение о
терпимости и умении жить в согласии.
Рассматривание обложки книг и
называние героев сказки; определение
значения слов; воспроизведение и
анализ содержания сказки по вопросам;
оценивание поступков героев и
определение их качества; определение.
чему учит сказка; рассуждение о
честности и справедливости.
Знакомство со сказкой; определение
последовательности сказки и
воспроизведение ее содержания на
основе сюжетных картинок;
разгадывание загадок; выяснение смысл
пословиц; оценивание поступков героев
и определение их качества; определение
поучительного смысла сказки;
рассуждение о стремлении заботиться
друг о друге, помогать в трудную
минуту.
Знакомство со сказкой; называние

текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный

сказка
«Снегурушка и
лиса».

29.11.2023

Русская народная
сказка «Волк и
семеро козлят».

1

06.12.2023

Русская народная
сказка «Петушок
и жерновцы».

1

13.12.2023

Русская народная
сказка «Три
медведя».

1

20.12.2023

Русская народная
сказка «Петушок
– золотой
гребешок».

1

27.12.2023

Русская народная
сказка «Лиса и
волк».

1

10.01.2024

Русская народная
сказка
«Жихарка».

1

героев сказки по опорным словам;
характеристика героев; объяснение
значения старинных слов и выражений;
рассказывание эпизода из сказки;
называние детенышей животных;
оценивание поступков героев и
определение их качества; разгадывание
ребусов; определение, чему учит сказка;
рассуждение о смелости, умении
помогать в трудной ситуации.
Вспомнить содержание сказки;
нахождение отрывка из сказки,
соответствующего рисунку;
напоминание правил личной
безопасности; работа с обложками книг;
рассуждение о чувстве сопереживания,
о добре и зле.
Знакомство со сказкой; определение
порядка предложений в сказке;
нахождение предложения, которое
относится к картинке; рассуждение и
выделение пословицы, относящийся к
сказке; воспроизведение и анализ
содержания сказки по вопросам;
объяснение значения трудных слов и
выражений; оценивание поступков
героев; определение, чему учить сказка;
рассуждать о доброте и жадности.
Работа по содержанию сказки;
нахождение в словах спрятанные слова,
определение значения слов; выбор из
предложенных выводов те, которые
соответствуют идейному содержанию
произведения; описывание героев,
оценивание их поступков; составление
своего рассказа о том, что могли
увидеть герои сказки в лесу;
рассуждение о бережном отношении ко
всему, умении вести себя в гостях.
Определение сказки по иллюстрации;
объяснение значения старинных слов и
выражений; характеристика героев,
оценивание поступков; называние
правил безопасного поведения, которые
не выполнил петушок; определение,
чему учит сказка; рассуждение о
взаимовыручке, товариществе, помощи
в трудной ситуации.
Вспомнить содержание сказки;
восстанавление последовательности
событий в сказке рассказывание сказки
по сюжетным картинкам; объяснение
значения непонятных слов и
выражений; определение идейного
содержания сказки и нахождение
пословиц, соответствующих замыслу
сказки; игра «Ты согласен, что…»;
рассуждение об отрицательном
отношении к обману и хитрости.
Знакомство со сказкой; объяснение
значения имени Жихарка; анализ
содержания сказки и умение отвечать на
вопросы учителя; характеристика

опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

17.01.2024

Русская народная
сказка «Медведь и
лиса».

1

24.01.2024

Русская народная
сказка «Скатерть,
баранчик и сума».

1

31.01.2024

Русская народная
сказка «Несмеянацаревна».

1

07.02.2024

Русская народная
сказка «Гусилебеди».

1

21.02.2024

Русская народная
сказка «Бычок –
смоляной бочок».

1

28.02.2024

Русская народная
сказка «Маша и
медведь».

1

героев по опорным словам; объяснение
поговорки, характеризующей героя
сказки; определение, чему учит сказка;
рассуждение о смелости, о
справедливости.
Вспомнить содержание сказки;
оценивание поступков героев,
определение их положительных и
отрицательных качеств; объяснение
значения непонятных слов и
выражений; чтение слов и составление
из них предложения; рассуждение об
отрицательном отношении к хитрости
обману
Объяснение названия сказки;
соотнесение слов, названия предметов,
с картинками; рассуждение и выделение
пословиц, относящихся к сказке; выбор
сюжетов, которые соответствуют
рисункам; заполнение ячеек кроссворда
на основе разгадывания ребусов;
определение, чему учит сказка;
рассуждение о справедливости.
Знакомство с содержанием сказки;
работа с обложками книг, определение
героев сказки; объяснение значения
непонятных слов и выражений; анализ
содержания сказки и поступков героев;
рассказывать отрывок из сказки по
сюжетной картинке; выбор из
предложенных ответов верный;
рассуждение о чувстве справедливости
и честности.
Рассматривание обложек книг и
называние героев сказки;
воспроизведение и анализ содержания
сказки по вопросам; восстановление
последовательности событий по
опорным картинкам; называние
вежливых слов, которые встречаются в
сказке, дополнение записи своими
словами; определение, чему учит
сказка; рассуждение о сочувствии и
помощи в трудной ситуации.
Знакомство с содержанием сказки;
анализ содержания сказки и поступков
героев; определение идейного
содержания пословиц, нахождение тех,
которые соответствуют сказке;
восстановление последовательности в
сказке по сюжетным картинкам;
определение темы занятия по
разгаданному ребусу; рассуждение о
справедливости, умение держать слово,
выполнять обещанное.
Рассматривание обложек книг и
называние героев сказки; называние
сказок, в которых действующее лицо –
медведь; воспроизведение и анализ
содержания сказки по вопросам;
объяснение значения трудных слов;
выбор пословицы, которые
соответствует сказке; давать

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

06.03.2024

Русская народная
сказка «Мужик и
медведь».

1

13.03.2024

Русская народная
сказка «Сестрица
Алёнушка и
братец
Иванушка»

1

20.03.2024

Русская народная
сказка «У страха
глаза велики».

1

03.04.2024

Русская народная
сказка «Мальчик с
пальчик».

1

10.04.2024

Русская народная
сказка «Морозко»

1

характеристику герою; определение,
чему учит сказка; рассуждение о
сообразительности и находчивости в
трудных ситуациях
Знакомство со сказкой; определение
смысла пословиц; оценивание
поступков героев и их качеств; работа
по вопросам по содержанию сказки;
объяснение значения слов; строить
предположению по содержанию сказки;
нахождение слова с одинаковым
значением; распутывание путаницы и
чтение слова; рассуждение о таких
качествах, как смекалистость,
находчивость в любых ситуациях.
Определение названия книги;
рассматривание обложки книг и
называние героев сказки; объяснение,
почему имена героев звучат ласково;
анализ содержания сказки и ответы на
вопросы; объяснение значения трудных
слов и выражений; рассуждение и
называние пословиц, которые относятся
к сказке; дорисовывание картинки;
определение, чему учит сказка;
рассуждение о сочувствии и бережном
отношении друг к другу
Знакомство со сказкой ; определение
смысла пословиц; рассматривание
обложки книг и называние героев
сказки; ответы на вопросы по
содержанию сказки; рассказывание
отрывка из сказки по рисунку;
объяснение значения слов, нахождение
слов с одинаковыми значениями;
нахождение главной мысль в тексте;
разгадывание кроссворда; определение,
соответствует ли пословицы идейному
содержанию произведения;
рассуждение о таких качествах
человека, как уверенность в себе,
смелость, отрицательное отношение к
трусости.
Определение названия сказки;
нахождение в отрывке из сказки
родственных слов; рассматривание
обложки книг и называние героя сказки;
объяснение значения трудных слов;
восстановление порядка предложений;
характеристика герою по опорным
словам; соединение поговорки с их
значением; определение, чему учит
сказка; рассуждение об увлажнительном
отношении к старшим.
Знакомство со сказкой; рассматривание
обложки книг и называние героев
сказки; оценивание поступков героев и
их качеств; объяснение значения
непонятных слов и выражений;
дописывание слов в отрывок из сказки;
определение поучительного смысл
пословиц; называние вежливых слов;
рассуждение о доброжелательности,

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

17.04.2024

Русская народная
сказка «Самое
дорогое».

1

24.04.2024

Русская народная
сказка «Пастушья
дудочка».

1

02.05.2024

Русская народная
сказка «Белая
уточка».

1

08.05.2024

Русская народная
сказка «Крошечка
- Хаврошечка».

1

15.05.2024

Русская народная
сказка «Петушок
и бобовое
зёрнышко».

1

17.05.2024

Русская народная
сказка «Лиса и
лапоть»

1

вежливости, трудолюбии,
отрицательном отношении к злости и
лени.
Определение по обложкам книг, в какой
их них может быть напечатана
предложенная сказка; анализ
содержания сказки и ответы на
вопросы; объяснение значения трудных
слов; рассуждение и называние
пословиц, которые относятся к сказке;
разгадывание кроссворда; определение,
чему учит сказка; рассуждать о
трудолюбии.
Знакомство со сказкой; рассматривание
обложки книг и называние героев
сказки; объяснение значения трудных
слов; дописывание слов в отрывок из
сказки; анализ содержания сказки и
оценивание поступков героев; по
отрывку сказки определение качеств
человека; рассуждение о жадности и
честности.
Рассматривание обложки книг и
называние героев сказки; анализ
содержания сказки и ответы на
вопросы; называние положительных и
отрицательных героев; нахождение в
отрывке из текста повествовательное
предложение; соединение трудных
выражений с их значениями; называние
с опорой на слова, какими должны быть
члены счастливой и дружной семьи;
рассуждение и называние пословиц,
которые относятся к сказке;
определение, чему учит сказка;
рассуждение о дружбе и любви к
близким.
Знакомство со сказкой; анализ
содержания сказки, определение
положительных и отрицательных
героев; объяснение значения трудных
слов; определение последовательности
вопросов в соответствии с развитием
событий в сказке; объяснение смысла
пословиц, нахождение тех, которые
соответствуют идейному содержанию
произведения; разгадывание путаницы;
рассуждение о доброте, трудолюбии,
понимании того, что добро побеждает
зло.
Рассматривание обложки книг и
называние героев сказки; называние
глаголов, обозначающих движения
героев сказки; умение дать
характеристику героям по опорным
словам; выполнение коллективно
рисунка; определение, чему учит сказка;
рассуждение о доброжелательности и
гостеприимстве.
Знакомство со сказкой; называние
героев сказки по опорным словам;
характеристика героев; объяснение
значения старинных слов и выражений;

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

Устный
опрос,
текущий

22.05.2024

Викторина по
сказкам

1

Итого по разделу:

35

Общее количество часов по
курсу

35

рассказывание эпизода из сказки;
называние детенышей животных;
оценивание поступков героев и
определение их качества; разгадывание
ребусов; определение, чему учит сказка;
рассуждение о смелости, умении
помогать в трудной ситуации.
Вспомнить названия сказок; назвать,
чему учат сказки; классифицирование
пословиц; разгадывание ребусов и
кроссвордов; заполнение листа
самооценки

Викторина ,
письменный
контроль

Содержание программы
При проведении занятий: экскурсии, дней тетра и музеев, выставка рисунков,
поделок и творческих работ, проведение тематических часов, встреч, бесед, участие в
конкурсах, выставках детского творчества.
Обучение носит деятельностный и развивающий характер. В ходе занятий
обучающиеся осваивают следующие виды внеурочной деятельности:
• познавательная деятельность,
• игровая деятельность,
• художественно-эстетическая деятельность.
Учебно-тематический план для 1 «Б»
№п/п
Наименование разделов
1.
Сказки о животных
п/п Бытовые сказки
2.
3.
Волшебные сказки
4.
Итоговое занятие
Итого:

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Всего часов
18 ч.
3ч.
13ч.
1ч.
35ч.

Сказки о животных (18 ч)
Русская народная сказка «Колобок». (1 ч)
Русская народная сказка «Лиса и журавль». ( 1ч)
Русская народная сказка «Теремок». (1 ч)
Русская народная сказка «Рукавичка». (1 ч)
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». (1 ч)
Русская народная сказка «Лиса и кувшин». (1 ч)
Русская народная сказка «Журавль и цапля». (1 ч)
Русская народная сказка «Заюшкина избушка». (1 ч)
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». (1 ч)
Русская народная сказка «Снегурушка и лиса». (1 ч)
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». (1 ч)
Русская народная сказка «Три медведя». ( 1ч)
Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок». (1 ч)

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Русская народная сказка «Лиса и волк». (1 ч)
Русская народная сказка «Жихарка». (1 ч)
Русская народная сказка «Медведь и лиса». (1 ч)
Русская народная сказка «Бычок - смоляной бочок». (1 ч)
Русская народная сказка «Мужик и медведь». (1 ч)
Бытовые сказки (3 ч)
Русская народная сказка «У страха глаза велики». (1 ч)
Русская народная сказка «Морозко». (1 ч)
Русская народная сказка «Пастушья дудочка». (1 ч)
Волшебные сказки (11 ч)
Русская народная сказка «Репка». (1 ч)
Русская народная сказка «Петушок и жерновцы». (1 ч)
Русская народная сказка «Скатерть, баранчик и сума». (1 ч)
Русская народная сказка «Несмеяна-царевна». (1 ч)
Русская народная сказка «Гуси-лебеди». (1 ч)
Русская народная сказка «Маша и медведь». (1 ч)
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». (1 ч)
Русская народная сказка «Мальчик с пальчик». (1 ч)
Русская народная сказка «Самое дорогое». (1 ч)
Русская народная сказка «Белая уточка». (1 ч)
Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка». (1 ч)
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко). (1 ч)
Русская народная сказка «Лиса и лапоть». (1 ч)
Итоговое занятие (1ч)

Методическое обеспечение программы
формы обучения - очная
формы организации деятельности – групповые
формы аудиторных занятий – учебное занятие, дискуссия
Учебное оборудование :
Книги со сказками
Наборы сюжетных картинок в соответствии с темой
Оборудование для проведения практических работ, демонстраций:
Ноутбук
Проэктор и экран
Классная магнитная доска
Контрольные вопросы для викторины
1 В какой сказке лиса добрая?
«Петушок – золотой гребешок», «Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка»
2 О ком из героев говорится в сказке «Ростом мальчик не вырос, а разумом умнее

большого оказался»?
Иванушка, Мальчик с пальчик, заморышек, Жихарка
3 Из какой сказки этот отрывок? «Старик взял свою скатерть да баранчик и пошел домой.
Пришёл и стал со совей старухой жить – поживать, всех кормить – угощать. И я у него
был, мед- пиво пил, по губам текло, а в рот не попало!»
«Скатерть, баранчик и сума», «Мужик и медведь», «Бычок - смоляной бочок»
4 Какая сказка учить быть добрым и трудолюбивым?
«У страха глаза велики», «Крошечка – Хаврошечка», «Журавль и цапля»
5 К какой сказке подходит пословица: «Что одному с трудом дается, то коллективом
легко берётся»?
«Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Репка»
6 В какой сказке главной героиней является трудолюбивая девочка?
«Морозко», «Несмеяна – царевна», «Белая уточка»
7 Написать на обложке книги название сказки.
«Лиса и кувшин», «Маша и медведь», «Рукавичка»
8 Закрась в соответствующие цвета карточки с пословицами: зеленый – пословицы о
труде, синим – пословицы о семье, оранжевый – пословицы о дружбе.
О семье: когда семья вместе, то и душа на месте. На что клад, коли в семье лад.
О труде: без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Где труд, там и счастье.
О дружбе: друг познается в беде. Не бросай друга в ненастье.
9 Разгадать два ребуса, ответы написать в клетки.
Колобок, теремок.
10 Разгадать кроссворд. (дано слово – подсказка: сказки)
Кто съел колобка? (лиса)
Как назывался предмет, который лисичка обменяла на курочку? (скалочка)
Как называется растение, которое мужик поехал сеять? (репа)
Кто сковал волку тоненький язычок? (кузнец)
Кто первым поселился в рукавичке? (мышка)
Что испекла Машенька бабушке и дедушке? (пирожки)
11 Заполните листы самооценки. Зеленый цвет – знаю, умею; синий цвет – сомневаюсь,
не умею; красный цвет – я не знаю, прошу помощи.
Составлять из букв и слогов слова;

Составлять из слов предложения;
Пересказывать отрывки сказок;
Определять последовательность событий в сказке с использованием рисунков;
Отвечать на вопросы по содержанию сказок;
Определять значение слов и выражений;
Определять смысл пословиц и выбирать те, которые соответствуют сказкам;
Анализировать поступки героев сказок и делать вывод о том, как не попасть в трудные
ситуации;
Разгадывать ребусы и кроссворды;
Помог ли тебе данный курс в освоении новых знаний? ____
12 Продолжи фразы.
Я люблю сказки, потому что _________________.
Моя любимая сказка _____________________.
Сказки научили меня ____________________.
Для реализации программного содержания используются учебные средства:
1.
Буряк М.В., Карышева Е.Н. Рабочая тетрадь к курсу «Чтение с
увлечением. По дорогам сказок». 1 класс. (ООО «Планета», 2016г.)
2.
Буряк М.В., Карышева Е.Н. Методические разработки занятий с
электронным интерактивным приложением (ООО «Планета», 2016г.)

Результаты освоения программы
Воспитательные результаты в 1 классе направлены на достижение 1 уровня. Первый
уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных
нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения
в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
•
формирование целостного взгляда на мир средствами литературных
произведений;
•
воспитание
художественно-эстетического
вкуса,
эстетических
потребностей, ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения
устного народного творчества;
•
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
•
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
•
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
•
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с

другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
•
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, вести поиск средств её осуществления;
•
овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
•
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
•
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
•
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные
•
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
•
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами;
•
активное использование речевых средств для решения познавательных
задач;
•
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
•
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
•
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные
•
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные
точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
•
осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
•
активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
•
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
•
слушать и понимать речь других;
•
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера.исполнителя);
•
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении
различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих ДЕЙСТВИЙ.
Предметные результаты:
•
понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и
нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;
•
осознание значимости чтения для личного развития; формирование
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
формирование потребности в систематическом чтении;
•
достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с

использованием элементарных литературоведческих понятий;
•
понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов,
обоснование нравственной оценки поступков героев.
В результате освоения курса «Чтение с увлечением»:
Обучающиесяполучат возможность:
•
закрепить умение работать с книгой;
•
закрепить умение работать с текстом;
•
проявить интерес к книге;
•
расширить читательский кругозор;
•
заинтересовать родителей возможностью активно участвовать в развитии
познавательных способностей у своих детей.
Обучающиесязакрепят умение:
•
составлять из букв слова;
•
составлять из слогов слова;
•
использовать буквы слова для того, чтобы составлять новые слова;
•
убирать лишние буквы, чтобы получились слова;
•
определять количество слогов в слове;
•
переставлять буквы в словах для получения новых слов;
•
различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»;
•
различать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
•
находить слова, отвечающие на вопросы «что делает?»;
•
восстанавливать слова путём добавления букв;
•
изменять букву, чтобы получилось новое слово;
•
понимать содержание сказки;
•
отвечать на вопросы по содержанию сказки;
•
подбирать другой заголовок к сказке;
•
определять последовательность событий в сказке с использованием
рисунков;
•
пересказывать сказки с использованием картинок;
•
восстанавливать порядок предложений в соответствии с текстом;
•
расставлять вопросы к сказке в соответствии с текстом;
•
составлять из слов предложения;
•
восстанавливать текст сказки;
•
находить соответствие между отрывком из сказки и сюжетной
картинкой;
•
определять значения слов;
•
соединять слова с их значениями;
•
определять смысл пословиц;
•
выбирать из пословиц те, которые соответствуют сказке;
•
отличать положительные и отрицательные качества героев сказок;
•
анализировать поступки героев сказок и делать вывод о том, как не попасть
в трудные ситуации;
•
разгадывать ребусы;
•
разгадывать кроссворды;
•
дополнять рисунки недостающими предметами;
•
распутывать путаницы и читать полученные слова и предло жения;

•
использовать полученные на уроках литературного чтения и русского языка
знания для выполнения заданий;
•
проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
•
последовательно рассуждать, доказывать;
•
контролировать свою деятельность;
•
оценивать свою работу на занятии

Список литературы
1 Буряк М. В., Карышева Е. Н. Чтение с увлечением.1, 2,3,4 класс. Интегрированный
образовательный курс. Методическое пособие с электронным интерактивным
приложением.
2 Буряк М. В., Карышева Е. Н. Чтение с увлечением. 1,2,3,4 класс. Тетрадь для
обучающихся.
3 Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
4 Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986
5 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
6 Вартаньян Э.А Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987
7 Васильев С. Играющие в прятки. – Волгоград, 2005
8 Горбаневский М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 1987
9 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4 – М.: Русский
язык, 1981
10 Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.:
Просвещение, 1980
11 Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова.
12 Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – Просвещение,
1990
13 Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь
русского языка. – М.: Просвещение, 1981
14 Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.. 1987
15 Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. – СПб.: Просвещение,
1992
16 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000
17 Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом
«Литература», 2005
18 Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение. 1989
Материалы для учащихся:
1 Буряк М. В., Карышева Е. Н. Чтение с увлечением. 1,2,3,4 класс. Тетрадь для
обучающихся.
2 Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом
3 «Литература», 2005
4 Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь
5 русского языка. – М.: Просвещение, 1981
6 Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М. 1987
7 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».