Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности За страницами школьных учебников 4 класс 2023-2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

ПРИНЯТА:

УТВЕРЖДАЮ:

на заседании

приказ № 01-12/370 от 31.08.2023 г.

педагогического совета

директор _____________В.В.Кокоткина

протокол №___1_от _31.08.2023 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«За страницами школьных учебников»

срок реализации программы: 2023-2024 г.

программу разработали учителя начальных классов:
Кабанова А.В., Стрелец В.А.

г. Светогорск
2023г.

Пояснительная записка
Программа курса «За страницами школьных учебников » составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования. Рабочая программа данного курса ориентирована на
детей в возрасте от 7 до 10 лет.
Нормативно-правовая база конструирования программы
Программа составлена в соответствии с:
• Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.
21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №
1726-р);
• Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного
государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в
ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от
28.09.2020);
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Цели и задачи :
Цель курса: повышение качества знаний учащихся начальной школы.
Задачи курса:
обучающие:
-формирование обще -интеллектуальных умений;
-углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку,
окружающему миру;
развивающие:
-формирование и развитие логического мышления;
-развитие речи и словарного запаса учащихся;
-развитие внимание, памяти;
воспитательные:
-формирование положительной мотивации к учению;
-формирование умение работать в группе.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
В новых стандартах особое внимание уделено метапредметным результатам,
поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к
самостоятельному решению проблем. Метапредметные умения учащийся может
применить к любой области знаний и в различных жизненных ситуациях. Это очень
важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность,
способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Данная программа позволяет осмысливать и применить полученные знания и
навыки в жизни - это и есть метапредметный подход. Чтобы выполнить задание, ребёнок
должен решить какую-либо проблему.
Чтобы достичь метапредметных образовательных результатов ребенок должен
освоить универсальные учебные действия (УУД).
К метаумениям относят:
Основы теоретического мышления: определение понятий, систематизация,
классификация, доказательство, обобщение.
Переработка информации: анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование.
Критическое мышление, то есть работа с фактами: сопоставление, умение отличать
недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять
двусмысленность.
Творческое мышление: определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение
альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности.
Навыки ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать,
выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою
деятельность.
Программа решает проблему оторванности друг от друга разных учебных
предметов и построена по принципу метапредметности. Задания включают большое
количество учебных дисциплин, чтобы их выполнить, требуются разные приемы и
способы.
Результаты выполнения заданий позволяют оценить универсальные учебные действия на
основе навыков работы с информацией.
Каждое занятие должно отвечать на три вопроса:
Первый вопрос «Зачем знать и уметь?». Есть ли в занятии мотивация для ученика
овладеть этой темой. Так формируется у детей критическое мышление.
Второй вопрос «Что надо знать?». Это уже уровень анализа и синтеза материала
Третий вопрос «Как это применить?».
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это
позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С
каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается
темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.
Новизна : За достаточно короткий срок обучения учащиеся получают основательный
объем знаний в данной области, имеют хороший практический навык, что может

послужить площадкой для дальнейшего продвижения в исследовательской деятельности.
Формы деятельности:
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же
индивидуальная, групповая и коллективная работы, работа в парах, конкурсы, игры .
Календарно-тематическое планирование:

№ п/п

Дата
по
плану

Дата
по
факту

4 класс ( 36 часов)
Тема занятия
Вид
деятельности

Тестирование.

Форма
деятельности

1

Выявление уровня
развития внимания,
воображения, памяти
мышления.

Тестирование.

2

Концентрируем
Познавательная
внимание. Игра
деятельность.
«Внимание».
Совершенствование
мыслительных операций.
Закономерности.

Игры на
развитие
внимания.

3

Тренируем внимание.
Игра «Внимание».
Анаграммы. Логическипоисковые задачи.

Познавательная
деятельность.

Игры на
развитие
внимания.

4

Тренируем слуховую
память. Игры «Весёлая
грамматика»,
«Волшебные фразы».
Развитие аналитических
способностей.

Соревнование.

Игры на
развитие памяти.

5

Тренируем зрительную
память. Игра «Найди
фигуру». Логическипоисковые здания.

Урок-игра.

Игры на
развитие памяти.

6

Развиваем логическое
мышление. Поиск
закономерностей. Игра
«Первая одинаковая».

Игровая
деятельность

Игры на
развитие
мышления.

7

Совершенствуем

Познавательная

Игры на

воображение. Игры
«Изобрази без
предмета», «Художник».
Ребусы. Работа с
изографами.

деятельность

развитие
внимания,
воображения,
мышления.

8

Развиваем быстроту
реакции. Игры
«Внимание»,
«Слоговица».
Логические задачи.

Познавательная
деятельность

Задачи и
упражнения на
развитие
мышления,
воображения,
внимания.

9

Концентрируем
внимание. Игры
«Внимание», «Составь
словечко». Задачи на
развитие аналитических
способностей.

Игровая
деятельность

Игры и
упражнения на
развитие
мышления и
внимания.

10

Тренируем внимание.
Игра «Лабиринт»

Игровая
деятельность

Игры и
упражнения на
развитие
внимания и
мышления.

11

Тренируем слуховую
память. Игры
«Послушай и вообрази»,
«Закодированное слово».

Игровая
деятельность

Игры и
упражнения на
развитие памяти,
речи, мышления.

12

Тренировка зрительной
памяти. Игры «Ряды
чисел», «Найди фигуру».
Задачи на логику.

Игровая
деятельность

Игры на
развитие памяти.

13

Развиваем логическое
мышление. Игры
«Аналогия», «Перваяодинаковая».

Познавательная
деятельность

Игры и
упражнения на
развитие
мышления.

14

Совершенствуем
воображение. Игры
«Изобрази без
предмета», «Художник»,
«Фантазёр». Ребусы.

Познавательная
деятельность

Задачи и
упражнения на
развитие
мышления,
внимания,
воображения.

15

Пространственное
воображение. Работа с

Игровая

Игры и
упражнения на

изографами и
числографами.
Составление ребусов.

деятельность

развитие
мышления,
внимания,
воображения.

16

Концентрируем
внимание. Игры «Найди
фигуру», «Вычисли
слово», «Слова в
корзинку»

Игровая
деятельность

Игры и
упражнения на
развитие
внимания,
мышления.

17

Тренируем внимание.
Игры «Антонимы»,
«Лабиринт», «Найди
пару».

Игровая
деятельность

Игры и
упражнения на
развитие
мышления и
внимания.

18

Тренируем слуховую
память. Игры «Изобрази
выражение», «Найди
пару», «Поставь точку».

Игровая
деятельность

Игры и
упражнения на
развитие памяти,
речи, мышления.

19

Логически-поисковые
задачи. Тренируем
зрительную память.
Игры «Запомни»,
«Наборщик». Решение
кроссвордов.

Игровая
деятельность

Игры и
упражнения на
развитие
логического
мышления.

20

Развиваем логическое
мышление. Игры «Найди
лишнее слово»,
«Числовая
закономерность».
Тренировка слуха.

Познавательная
деятельность

Игры и
упражнения на
развитие
логического

21

Совершенствуем
воображение. Ребусы.
Задание по
перекладыванию спичек.

Познавательная
деятельность

Игры и
упражнения на
развитие
мышления и
воображения.

22

Развиваем быстроту
реакции. Игры
«внимание»,
«Шифровальщик»,
«Многозначные слова».

Игровая
деятельность

Игры и
упражнения на
развитие
быстроты
реакции,
логического
мышления.

мышления.

23

Концентрируем
внимание. Игры
«Слоговица», «Найди
слово». Антонимы.

Игровая
деятельность

Игры и
упражнения на
развитие
мышления и
внимания.

24

Тренируем внимание.
Вопросы-загадки. Игры
«Лабиринт»,
«Слоговица».
Пословицы».

Игровая
деятельность

Игры и
упражнения на
развитие
внимания,
мышления.

25

Тренируем слуховую
память. Игры
«Волшебные слова»,
«Заполни заготовки».
Графический диктант.
Штриховка.

Игровая
деятельность

Игры и
упражнения на
развитие памяти,
речи, мышления.

26

Тренируем зрительную
память. Игры «Найди
фигуры», «Нарисуй по
памяти», «Запомни
расположение фигур».
Штриховка.

Игровая
деятельность

Игры и
упражнения на
развитие памяти,
речи, мышления.

27

Развиваем логическое
мышление. Поиск
закономерностей. Игры
«Первая - одинаковая»,
«Числовая
закономерность»,
«Аналогия»

Познавательная
деятельность

Игры и
упражнения на
развитие
логического
мышления.

28

Совершенствуем
воображение. Игры
«Фантазёр», «Пойми
рисунок», «Угадай
настроение». Логические
задачи. Задания по
перекладыванию спичек.

Познавательная
деятельность

Игры и
упражнения на
развитие
мышления и
воображения.

29

Развиваем быстроту
реакции. Игры
«Лабиринт», «Так же,
как…»,
«Фразеологизмы».
Графический диктант.

Игровая
деятельность

Игры и
упражнения на
развитие
мышления,
быстроты
реакции».

30

Концентрируем

Игровая

Игры и

внимание. Игры
«Расскажи о слове»,
«Фразеологизмы»,
«Лишнее слово».
Графический диктант.

деятельность

упражнения на
развитие
мышления,
внимания, речи.

31

Тренируем внимание.
Игры «Внимание»,
«Лабиринт»,
«Фразеологизмы».

Игровая
деятельность

Игры и
упражнения на
развитие
внимания,
мышления.

32

Тренируем слуховую
память. Игра «Поставь
точку». Литературная
викторина. Работа над
содержанием текста.

Познавательная
деятельность.

Игры и
упражнения на
развитие памяти,
речи, мышления.

33

Совершенствуем
воображение. Игры
«Внимание»,
«Волшебный огород».
Ребусы. Задания по
перекладыванию спичек.

Игровая
деятельность.

Игры и
упражнения на
развитие памяти,
воображения.

34

Конкурс эрудитов.

Тестирование.

Тестирование.

35

Игра по станциям
«Эрудит» (командная)

Игровая
деятельность

Игра

36

Личное первенство
«Эрудит»

Игровая
деятельность

Игра

Содержание программы
4 класс (36 ч)
Задания повышенной сложности (5 ч)
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях в большей
степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной
практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля,
а также познавательной активности детей. Большое внимание, как и в первом классе,
уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению
причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того
или иного задания. Задания открывают широкие возможности для развития у учеников
наблюдательности, воображения, логического мышления. Занятия построены таким

образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу
детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания
усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий,
сложнее становятся выполняемые рисунки.
Логически-поисковые задания (6 ч)
В 3 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования
мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух
суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения
делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из
комбинаторики.
Тренировка внимания (5 ч)
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование
различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако
уровень трудности заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой памяти (5 ч)
Также в 3 классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и
упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются
лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и
совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое
мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти
упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти (5 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный
диктант.
Поиск закономерностей (5 ч)
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении
которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить
дедуктивные умозаключения. Способность ребёнка анализировать проявляется при
разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в
условиях задачи данные и их отношения между собой. Способность рассуждать
проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой,
одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч)

В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и
предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на
разгадывание ребусов.
Материально-техническое обеспечение программы:
- просторный, светлый, хорошо проветриваемый кабинет,
- парты, стулья,
- классная доска и проекционный экран,
- шкафы для хранения методического, дидактического материалов,
- ноутбук, интерактивная доска,
- коллекции.
Формы организации деятельности
Программа предусматривает использование
групповой форм учебной работы обучающихся.

фронтальной,

индивидуальной

и

Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу
учеников.
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся.
Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога,
которая позволяет, не уменьшая активности обучающегося, содействовать выработке
навыков самостоятельной работы.
В
ходе
групповой
работы обучающимся
предоставляется
возможность
самостоятельно
построить
свою
деятельность
на
основе
принципа
взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности
каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и
качественному выполнению задания.
Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные работы с наименьшими
затратами, так как каждый выполняет задание, которое является частью общего
задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является
ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или
подгрупп.
В процессе обучения предусматриваются следующие
формы учебных занятий:
типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение),
дискуссия,
практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых
навыков,
самостоятельное выполнение задания,
учебная игра.

Планируемые результаты
Личностные:
В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач.
Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать
решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи
определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как
осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых
шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка
решения задач
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим,
различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это
позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и
тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут
быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы
повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и
решаемых задач.
Метапредметными результатами изучения курса «За страницами школьных учебников»
в 3 классе являются формирование следующих универсальных действий.
Регулятивные УУД:
• Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
• Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
совместно с учителем
• Учиться планировать учебную деятельность.
• Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе
продуктивных заданий).
• Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник,
простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала.
• Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения учебной задачи
в один шаг.
• Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
• Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в
предложенных учителем словарях и энциклопедиях
• Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
• Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные
выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника,
нацеленные на 1-ю линию развития – умение
объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
• Слушать и понимать речь других.
• Вступать в беседу на занятии и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) и технология
продуктивного чтения.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «За страницами школьных учебников» во 2м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
• Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности,
называть последовательность простых
действий;
• делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать
слова; отгадывать и составлять ребусы, по
значениям разных признаков;

• находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать
задачи на логику;
• называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
• точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с
изографами, уникурсальными фигурами;
• уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок
данной длины;
• узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
• узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник,
пятиугольник, шестиугольник,
многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
• решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия
(сложение и/или вычитание);
• составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
• заполнять магические квадраты размером 3×3;
• находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
• находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
• находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой –
второму множеству;
• проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
• объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
• решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
• уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса

ФОРМЫ, ПОРЯДОК И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для
закрепления знаний, умений и навыков для закрепления знаний, умений и навыков по
пройденным темам;
•
текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной
теме;
•
итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
•

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный
анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения,
оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: открытые занятия, тестирование, опрос, контрольно-методические срезы на
сформированность умений и навыков, наблюдения на занятиях, участие в олимпиадах.
(оценочные материалы являются приложением к программе)
Результатом работы по данному курсу внеурочной деятельности является
проведение итоговых проверочных работ по предметам в конце учебного года.
Выполнение ежегодной итоговой комплексной работы можно вполне считать не только
показателем формирования УУД младших школьников, но и отчасти показателем умения
работать с текстом в рамках комплексных заданий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ященко И.В. ВПР Математика «Экзамен» М.2017
2. Комиссарова Л.Ю. ВПР Русский язык «Экзамен» М.2017
3. Волкова Е.В. ВПР Окружающий мир «Экзамен» М.2017
4. Материалы сайтов
https://math4-vpr.sdamgia.ru/
https://vpr-ege.ru/vpr/4-klass/okruzhayushchij-mir/402-2019-varianty-s-otvetami
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3055785-vpr-po-okruzhajuschemu-miru-4-klass-sotvetami-2019-god-vse-varianty-gde-najti.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».