Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности За страницами учебника английского языка 2023-2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

ПРИНЯТА:

УТВЕРЖДАЮ:

на заседании

приказ №

педагогического совета

Директор школы_______________

протокол №____от __________ г.

от _____20

В.В. Кокоткина

Дополнительная общеразвивающая программа
социально - гуманитарной направленности
«За страницами учебника английского языка»

срок реализации программы: 1 год

программу разработала: Закревская Т.Л.,
учитель англ. языка

г. Светогорск
2023 г.

г.

Пояснительная записка
Нормативно - правовая база конструирования программы
Программа составлена в соответствии с:
•

Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.
21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»;

•

Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №
1726-р);

•

Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного
государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в
ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от
28.09.2020);

•

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

Цели и задачи изучения английского языка.
Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее
составляющих, а именно:
речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах
речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция - владение новыми языковыми средствами (фонетическими,
орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и
ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых
явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном
языках;
социокультурная/межкультурная компетенция - приобщение к культуре, традициям,
реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения,
отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной
школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру
в условиях межкультурного общения;
компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях
дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие общих и специальных
учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными
учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том
числе с использованием новых информационных технологий;
- развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала
иностранного языка:
- формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими
как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в
поликультурном полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания
важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания
в современном мире;

- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих
гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота;
развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми
разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее
осознание своей собственной культуры;
- развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами
иностранного языка;
- осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об
общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости
отказа от вредных привычек.
Актуальность и практическая значимость, направленность
В последние годы с преобразованием во всех сферах жизни нашего общества изменился
статус иностранного языка как школьного учебного предмета. Расширение связей,
вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально
востребованным предметом для государства, общества и личности.
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средств
взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной
культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьника.
Занятия в кружке английского языка помогут учащимся совершенствовать свои знания,
умения и навыки и убедиться в практическом значении иностранного языка в организации
общения, приобретении дополнительной информации, с пользой проводить свое
свободное время.
Кружок предназначен практиковать учащихся в выполнении заданий в формате экзамена
и готовить их к участию во внеклассных мероприятиях. Изучение языка будет
способствовать самопознанию, самоутверждению и самовыражению школьников.
Тематика работы кружка спланирована так, чтобы дополнить и углубить материалы
урока, способствовать их более прочному усвоению, предусматривать связь с жизнью
учащихся и стимулировать их потребность в общении.
Возрастные особенности учащихся, которым адресована программа с указанием
минимального возраста детей для зачисления на обучение.
Программа адресована школьникам старшего возраста.
Для зачисления на обучение могут быть приняты ученики, начиная с 10 класса.
При реализации программы учитываются возрастные и индивидуальные особенности
каждой группы школьников.
При работе с учащимися старшего школьного возраста учитывается тот факт, что в этот
период происходит становление завершающего этапа созревания личности, который
характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического
мышления, самовоспитанием, развитием умения делать самооценку, формированием
уровня притязания.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год.
2. Календарно - тематическое планирование.
- Перечень тем и объём учебного времени, отводимый на их изучение.
(см. приложение № 1 на 2023 - 2024 учебный год)
«Страна изучаемого языка. Родная страна» - 6 часов
«Вселенная и человек» - 4 часа
«Мир вокруг меня» - 4 часа
«Межличностные взаимоотношения» - 5 часов

«Мир увлечений» -5 часов
«Здоровый образ жизни» - 4 часа
«Средства массовой информации» - 4 часа
«Мир профессий» - 4 часа
3. Основное содержание программы.
Предметное содержание речи
- Страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы
и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности
национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории,
выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
- Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей
среды. Климат, погода. Условия проживания в городской и сельской местности.
Транспорт.
- Мир вокруг меня. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и
отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время
года.
- Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных
ситуаций. Внешность и черты характера человека.
- Мир увлечений и досуг (чтение, кино, театр, музей, музыка). Виды отдыха, путешествия.
Молодежная мода. Покупки.
- Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ
от вредных привычек.
- Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио,
Интернет).
- Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на
будущее
Виды речевой деятельности
Коммуникативные умения.
Говорение
Диалогическая речь
Дальнейшее совершенствование диалогической речи при более вариативном содержании
и более разнообразном языковом оформлении: умение вести диалоги этикетного
характера, диалог-расспрос, диалог - побуждение к действию, диалог - обмен мнениями и
комбинированные диалоги.
Объем диалога - 7 реплик (10 - 11 классы) со стороны каждого учащегося.
Продолжительность диалога -2,5 - 3 мин (10 -11 класс).
Монологическая речь
Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний с использованием
основных коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ (включающий
эмоционально-оценочные суждения), рассуждение (характеристика) с высказыванием
своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или
услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию
Объем монологического высказывания - 12 - 14 фраз (10 - 11 классы).
Продолжительность монолога - 1,5 - 2,5 мин (10 -11 классы).
Аудирование
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных
аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием
основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух
текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

Жанры текстов: прагматические, публицистические.
Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог - интервью,
стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам
учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах,
построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания
текстов для аудирования - до 1 мин.
Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном
материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых
языковых явлений. Время звучания текстов для аудирования - до 2 мин.
Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации
предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких
аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную
информацию. Время звучания текстов для аудирования - до 1,5 мин.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью
проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного
содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее
чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации
(просмотровое/поисковое чтение).
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные,
прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама,
стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам
учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на
эмоциональную сферу школьников.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных
текстах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих
некоторое количество незнакомых слов. Объем текстов для чтения 500 -700 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации
осуществляется на несложных аутентичных текстах разных жанров и предполагает
умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию,
которая необходима или представляет интерес для учащихся. Объем текста для чтения около 350 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах,
построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных
приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и
оценки полученной информации. Объем текста для чтения - около 500 слов.
Письменная речь
Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:
писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать
пожелания (объемом 30 - 40 слов, включая адрес);
заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его
жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет,
просить о чем-либо). Объем личного письма - около 100 - 120 слов, включая адрес;
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты
проектной деятельности.

Языковые знания и навыки
Орфография
Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого
лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого
иностранного языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах,
ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих
ситуации общения в рамках тематики основной школы, в том числе наиболее
распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише
речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка; основные способы
словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия.
Грамматическая сторона речи
Знание признаков нераспространенных и распространенных простых предложений,
безличных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений,
использования прямого и обратного порядка слов. Навыки распознавания и употребления
в речи перечисленных грамматических явлений.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее
употребительных временных формах действительного и страдательного залогов,
модальных глаголов и их эквивалентов, существительных в различных падежах, артиклей,
относительных, неопределенных/неопределенно-личных местоимений, прилагательных,
наречий, степеней сравнения прилагательных и наречий, предлогов, количественных и
порядковых числительных.
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о
национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка,
полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов
(знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
- знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
- сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их
символике и культурном наследии;
- употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями
(в проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространенными
образцами фольклора (скороговорками, поговорками, пословицами);
- представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого
языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных
достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о
некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
- умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях
формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в
странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную
лексику);
- умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать
помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;

использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые
слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных
вопросов;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником
жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются и совершенствуются умения:
- работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации,
создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
- работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации,
извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной
информации;
- работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами,
словарями, интернет-ресурсами, литературой;
- планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы
исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами
(наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их
интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с
аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным
проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
- самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ;
выборочно использовать перевод;
пользоваться двуязычным и толковым словарями;
участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Языковые средства
Лексическая сторона речи
Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и
ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объеме 1200 единиц (включая
500, усвоенных в начальной школе). Лексические единицы включают устойчивые
словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие
культуру стран изучаемого языка.
Основные способы словообразования:
1) аффиксация:
глаголов dis- (disagree), mis- (misunderstand), re- (rewrite); -ize/-ise (revise);
существительных -sion/-tion (conclusion/celebration), -ance/-ence (performance/influence), ment (environment), -ity (possibility), -ness (kindness), -ship (friendship), -ist (optimist), -ing
(meeting);
прилагательных un- (unpleasant), im-/in- (impolite/independent), inter- (international); -y
(buzy), -ly (lovely), -fill (careful), -al (historical), -ic (scientific), -ian/-an (Russian), -ing
(loving); -ous (dangerous), -able/-ible (enjoyable/responsible), -less (harmless), -ive (native);
наречий -ly (usually);
числительных -teen (fifteen), -ty (seventy), -th (sixth);
2) словосложение:

существительное + существительное (peacemaker);
прилагательное + прилагательное (well-known);
прилагательное + существительное (blackboard);
местоимение + существительное (self-respect);
3) конверсия:
•образование существительных от неопределенной формы глагола (to play - play);
•образование прилагательных от существительных (cold - cold winter).
Распознавание и использование интернациональных слов (doctor).
Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.
Грамматическая сторона речи
Дальнейшее расширение объема значений грамматических средств, изученных ранее, и
знакомство с новыми грамматическими явлениями
- Нераспространенные и распространенные простые предложения, в том числе с
несколькими обстоятельствами, следующими в определенном
- Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and, but, or.
- Сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами what, when, why,
which, that, who, if, because, that's why, than, so.
- Сложноподчиненные предложения с придаточными: времени с союзами for, since,
during; цели с союзом so, that; условия с союзом unless; определительными с союзами who,
which, that.
- Сложноподчиненные предложения с союзами whoever, whatever, however, whenever.
- Условные предложения реального и нереального характера
- Все типы вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный,
разделительный вопросы в Present, Future, Past Simple; Present Perfect; Present Continuous).
- Побудительные предложения в утвердительной и отрицательной) форме.
- Предложения с конструкциями as ... as, not so ... as, either ...or, neither ... nor.
- Конструкция to be going to (для выражения будущего действия).
- Конструкции It takes me ... to do something; to look/ feel/ be happy.
- Конструкции be/get used to something; be/get used to doing something.
- Конструкции с инфинитивом типа I saw Jim ride/riding his bike. I want you to meet me at
the station tomorrow. She seems to be a good friend.
- Правильные и неправильные глаголы в формах действительного залога в изъявительном
наклонении (Present, Past, Future Simple; Present, Past Perfect; Present, Past, Future
Continuous; Present Perfect Continuous; Future-in-the-Past).
- Глаголы в видо-временных формах страдательного залога (Present, Past, Future Simple
Passive; Past Perfect Passive).
- Модальные глаголы и их эквиваленты (can/could/be able to, may/might, must/have to,
shall/should, would, need).
- Косвенная речь в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях в
настоящем и прошедшем времени. Согласование времен в рамках сложного предложения
в плане настоящего и прошлого.
- Причастия настоящего и прошедшего времени.
- Неличные формы глагола (герундий, причастия настоящего и прошедшего времени) без
различения их функций.
- Фразовые глаголы, обслуживающие темы, отобранные для данного этапа обучения.
- Определенный, неопределенный и нулевой артикли (в том числе с географическими
названиями).
- Неисчисляемые и исчисляемые существительные (a pencil, water), существительные с
причастиями настоящего и прошедшего времени (a burning house, a written letter).
- Существительные в функции прилагательного (art gallery).
- Степени сравнения прилагательных и наречий, в том числе образованных не по правилу
(little - less - least).

- Личные местоимения. Неопределенные местоимения . Возвратные местоимения,
неопределенные местоимения и их производные.
- Наречия.
- Устойчивые словоформы в функции наречия типа sometimes, at last, at least и т. д.
- Числительные для обозначения дат и больших чисел.
4. Методическое обеспечение программы
Форма обучения - очная.
Форма организации деятельности - групповые и индивидуальные занятия.
Формы занятий: урочные занятия, ролевые игры, контрольные и итоговые занятия,
олимпиады, конкурсы, дискуссии.
Наполнение объединения - 20 человек
Продолжительность одного занятия - 45 минут
Объем нагрузки в неделю - 1 раз
Средства обучения:
В кабинете имеется книгопечатная продукция: нормативная и методическая литература:
примерные программы основного общего образования по иностранному языку, УМК
(учебники, рабочие тетради, аудио - и видеоприложения, книги для учителя и т. д.),
включенные в федеральный перечень учебников. Также в кабинете имеются книги для
чтения на изучаемых иностранных языках, элективные курсы, пособия по страноведению,
контрольно-измерительные материалы, словари; экранно-звуковые пособия, такие как
аудиозаписи, видеофильмы;
грамматические таблицы по основным разделам изучаемого материала, карты;
изображения символики и флагов страны изучаемого языка, портреты писателей и
выдающихся деятелей культуры.
Все перечисленные демонстрационные представлены и на электронных носителях.
В кабинете имеются информационно- коммуникационные средства: электронные
учебники, практикумы и мультимедийные обучающие программы по иностранным
языкам.
Техническое оснащения: лингафонное оборудование, магнитофон, мультимедийный
ноутбук с выходом в Интернет, печатное и сканирующее оборудование.
5. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей
программы.
К завершению обучения по программе планируется достижение обучающимися владение
английским языком на таком уровне, который даст возможность использовать
иностранный язык для общения с зарубежными друзьями, на улице, в магазине, в быту и
в туризме и для дальнейшего самообразования, кроме того, позволит учащимся успешно
демонстрировать свои знания на олимпиадах, конкурсах, в международных ученических
обменах.
Основные содержательные линии планируемых результатов:
Первой содержательной линией являются коммуникативные умения.
Второй - языковые знания и навыки оперирования средствами языка.
Третьей - социокультурные знания и умения.
Результатами освоения программы являются:
Личностные результаты:
- формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к
самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической
коммуникации;
- развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность,
трудолюбие, дисциплинированность;
- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих
гражданской идентичности личности;
- стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать
ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям
иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические,
демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с
окружающими, выполняя разные социальные роли;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией:
поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать
содержание текста по заголовку или по ключевым словам, выделять основную мысль,
главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность
основных фактов;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в
процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты:
А. В коммуникативной сфере
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
- начинать, вести и поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных
ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости
переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение,
просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием или отказом в пределах
изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщать краткие сведения о своем городе и селе, о своей стране и странах изучаемого
языка;
- описывать события и явления, передавать основное содержание, основную мысль
прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному и
услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании:
- воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
- воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудиои видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение,
рассказ, интервью);
- воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст
краткие несложные аутентичные прагматические аудио - и видеотексты, выделяя
значимую, нужную, необходимую информацию;
чтении:
- читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием
основного содержания;
- читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным
пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста

(языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь
оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
- читать аутентичные тексты с выборочным понимание значимой, нужной, интересующей
информации;
письменной речи:
- заполнять анкеты и формуляры;
- писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул
речевого этикета, принятых в стране или странах изучаемого языка;
- составлять план, тезисы устного или письменного сообщения;
- кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
- применение правил написания слов, изученных в основной школе;
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка;
соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
- соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных
коммуникативных типов ;
- правильное членение предложений на смысловые группы;
- распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических
единиц (слов, словосочетаний, реплик клише речевого этикета);
- знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
- понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка,
синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
- распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и
синтаксических конструкций изучаемого иностранного языка; знание признаков
изученных грамматических явлений;
- знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная компетенция:
- знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей
стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого
этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в
странах изучаемого языка;
- знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка,
некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
- знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной
литературы;
- представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка
(всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в
мировую культуру);
- представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого
языка;
- понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция - умение выходить из трудного положения в условиях
дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования
контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных
замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне
отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией
чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи

- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении
собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим
справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
- владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных
языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
- представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры
мышления;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями
иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в
доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и
роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания,
самореализации и социальной адаптации;
- приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на
иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие
в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.
Г. В эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном
языке;
- стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном
языке и средствами иностранного языка;
развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в
живописи, музыке, литературе.
Д. В трудовой сфере:
- умение рационально планировать свой учебный труд;
- умение работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере:
- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт,
фитнес).
6. Система оценки результатов освоения программы.
В программу заложена индивидуальная оценка и коллективный результат.
Основные функции оценки:
диагностирующая;
диагностирующая и корректирующая;
диагностирующая и контролирующая
Критериии оценок
Оценки за выполнение:
70 - 80 % - «3»;
80 - 90 % - «4»;
90 - 100% - «5».
Сообщения в устной и письменной речи должны соответствовать заданной тематике, быть
логично построенными с использованием адекватной лексики и грамматических структур
и содержать аргументированные высказывания и личную точку зрения. В
неподготовленной устной речи грамматические и лексические ошибки не учитываются,
если они не мешают общему пониманию и коммуникации.
7. Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации
учащихся по программе.

Форма предоставления результатов:
задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (см. приложение № 2);
пробные тренировочные работы в формате ЕГЭ;
научно - исследовательские проекты.
Этапы диагностики:
Входная диагностика, диагностика в конце изученных тем и по окончании освоения
программы (см. сайт ФИПИ: демонстрационный вариант ЕГЭ - 2023, открытый банк
заданий ЕГЭ).
Формы оценивания:
Индивидуальная и коллективная
8. Список литературы
1. М. В. Вербицкая «ЕГЭ - 2023. Английский язык. Тематические и типовые
экзаменационные варианты». Изд. Национальное образование, Москва, 2022 г.
2. М. В. Вербицкая «ЕГЭ - 2022. Английский язык. Тематические и типовые
экзаменационные варианты». Изд. Национальное образование, Москва, 2021 г.
3.М. В. Вербицкая «ЕГЭ - 2021. Английский язык. Тематические и типовые
экзаменационные варианты». Изд. Национальное образование, Москва, 2020 г.
4. Е.Н Соловова, John Parsons « ЕГЭ. Практикум по английскому языку. Аудирование».
Изд. Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2018 г.
5. Е Н.Соловова, John Parsons « ЕГЭ. Практикум по английскому языку. Чтение».
Изд. Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2018 г.
6. Е. Н Соловова, John Parsons « ЕГЭ. Практикум по английскому языку. Письмо».
Изд. Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2018 г.
7. Е Н.Соловова, John Parsons « ЕГЭ. Практикум по английскому языку. Лексика и
грамматика». Изд. Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2018 г.
8. Ю.С.Веселова «Английский язык. 5 - 11 класс. Сборник тренировочных и проверочных
заданий в формате экзамена». Изд. Интеллект - Центр», 2019 г.
9. М. В. Вербицкая и др. «Устная часть. ЕГЭ по английскому языку.
10 - 11 классы. Практикум». Изд. Вентана - Граф, 2018 г.
10. Сайт ФИПИ. Английский язык. Открытый банк заданий ЕГЭ.

Приложение №1
к рабочей программе кружка «За страницами учебника английского языка»
Календарно - тематическое планирование.
№
Тема занятия
Дата
Форма
Форма
проведения
контроля
занятия
1.
Тема «Страна изучаемого языка.
04.09 практическое
входящая
Родная страна».
занятие
контрол.
Знакомство с целями и задачами
работа
курса.
Знакомство с демоверсией в формате
ЕГЭ.
2.
Совершенствование навыка чтения 11.09 практическое
письменный
в формате экзамена.
занятие
контроль
3.
Совершенствование навыка
18.09 практическое
письменный
аудирования в формате экзамена.
занятие
контроль
4.
Совершенствование навыка лексики 25.09 практическое
тестирование
и грамматики в формате экзамена.
занятие
5.
Совершенствование навыка
02.10 ролевая игра
устный
говорения в формате экзамена.
контроль
6.
Контроль навыков чтения в формате 09.10 практическое
промежуточный
экзамена.
занятие
письменный
контроль
7.
Тема «Вселенная и человек»
16.10 практическое
тестирование
Систематизация видо - временных
занятие
форм глагола в действительном
залоге.
8.
Лексико - грамматическое
23.10 тренировочное тестирование
тестирование.
занятие
9.
Развитие навыков письменной речи. 09.11 практическое
письменный
Составление письма другу по
занятие
контроль
переписке по заданной теме в
формате ЕГЭ.
10. Расширение социокультурной
13.11 викторина
собеседование
информации о стране изучаемого
языка.
11. Тема «Мир вокруг меня»
20.11 практическое
письменный
Развитие навыка чтения вслух
занятие
контроль
научно - популярных текстов.
12. Составление мини - диалогов по
27.11 деловая игра
устный
ситуациям.
контроль
13. Тренировочные задания по
04.12 практическое
письменный
аудированию в формате ЕГЭ.
занятие
контроль
14. Развитие навыка чтения
11.12 практическое
письменный
художественного текста.
занятие
контроль
15. Тема «Межличностные
18.12 тематическое
устный
взаимоотношения»
задание по
контроль
Развитие навыка говорения по теме.
подгруппам
16. Систематизация видо - временных
25.12 практическое
тестирование
форм глагола в страдательном
занятие
залоге.
17. Совершенствование навыка
09.01 практическое
письменный

18.
19.
20.

21.
22.
23.

детального чтения. Работа со
словарем.
Совершенствование навыка ведения
интервью.
Дискуссия по теме: «В гармонии с
собой»
Тема «Мир увлечений»
Практикум написания личного
письма и практикум говорения.
Совершенствование навыка
составления вопросов разных типов.
Выполнение заданий по лексике и
грамматике в формате ЕГЭ.
Проектная деятельность по теме.

16.01
23.01

занятие

контроль

тематическая
дискуссия
диспут

устный
контроль
устный
контроль
письменный
контроль

30.01

практическое
занятие

05.02

практическое
занятие
практическое
занятие
защита
проекта
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

12.02
19.02

устный
контроль
тестирование
устный
контроль
письменный
контроль
письменный
контроль
устный
контроль
письменный
контроль
промежуточный
письменный
контроль
письменный
контроль

Контроль навыков говорения,
письменной речи.
Тема «Здоровый образ жизни»
Развитие навыков чтения по теме.
Мини - проекты по теме: «В
гармонии с самим собой».
Развитие навыков аудирования.

26.02

28.

Контроль навыков аудирования и
чтения в формате экзамена.

25.03

29.

Тема «Средства массовой
информации»
Развитие навыков чтения в формате
ЕГЭ.
Развитие навыков говорения в
формате экзамена.

01.04

практическое
занятие

08.04

практическое
занятие

31.

Выполнение заданий в формате ЕГЭ.

15.04

32.

Выполнение заданий на контроль в
формате ЕГЭ.
Тема «Мир профессий»
Развитие навыков чтения и
аудирования в формате экзамена
Развитие навыков письменной речи в
формате экзамена

22.04

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

06.05

практическое
занятие

письменный
и устный
контроль

35.

Выполнение заданий на контроль в
формате ЕГЭ.

13.05

практическое
занятие

итоговый
контроль

36.

Выполнение заданий на контроль в
формате ЕГЭ.

20.05

практическое
занятие

итотовый
контроль

24.
25.
26.
27.

30.

33.

34.

04.03
11.03
18.03

29.04

промежуточный
устный
контроль
письменный
контроль
письменный
контроль
письменный
контроль

Приложение № 2
Школьный тур Всероссийской Олимпиады школьников по английскому языку
Всероссийская Олимпиада Школьников по английскому языку (школьный этап)
2019-2020 учебный год
Комплект заданий для учащихся 9-11 классов
PART 1 (LISTENING) Time:10 minutes
TASK 1 Listen to four people talking about dreams. Which person dreamed of ….
A a strange world?
B being rescued?
C flying on the back of the dragon?
D jumping off the cliff?
E running away from the creature?
For questions 1-4, choose from the list (A-E) what each speaker says. Use each letter only once.
There is one extra letter which you do not need to use.
Speaker 1

Speaker 2

Speaker 3

Speaker 4

TASK 2 Listen to Ingrid talking about a festival, and choose the correct item, A, B or C.
5. Ingrid went to a(n)
A concert
B arts festival
C music festival
6. Igrid preferred the
A pop music
B rock group
C traditional music group
7. For the parade, Ingrid dressed as a(n)
A alien
B queen
C astronaut
8. The beauty contest was won by a girl from
A Italy
B Mexico
C Brazil
9. Immediately after the beauty queen was chosen, there was a
A firework display
B concert
C dance
PART 2 (READING) Time: 15 minutes
You are going to read a newspaper article about a Spanish design student in London. Eight
sentences have been removed from the article. Choose from the sentences A–I the one which fits
each gap (10-16). There is one extra sentence which you do not need to use. There is an example
at the beginning (0).
Designer living
It is hard to tell whether Héctor Serrano is very serious or just has a dry sense of humour. When
you enter his flat you are greeted in two languages. ‘Hallo,’ he says in a thick Spanish accent, as
he opens the front door in his green glasses, brown woolly jumper, and orange leather slippers. 0
F Serrano graduated from the RCA’s Product Design MA course that year. While he was still
there he won the £16,000 Peugeot Design Award, beating his tutor Roberto Feo. 10____ It is
difficult to get into the house because the hall is cluttered with their bikes and there are piles of
books and papers everywhere. 11____ The walls are all brightly coloured, paper bags are used as
lampshades and unusual self-built furniture fills every room. Serrano’s workshop is in his
bedroom. 12___ ‘They are Mr. Potatohead’s glasses’, I am informed. Was it Mr. Potatohead,
then that gave him the idea for his successful design, a soft, squeezable lamp that won him the

Peugeot award? ‘No’ he replies, picking up and squeezing a red stress ball. ‘This was’. Serrano
has other designs on display such as his new but unfinished ‘top secret’ design on his wardrobe
clothes rail. 13_____ It is made from strips of plastic stuffed into a clear nylon net, which hangs
from the ceiling. There’s a drinking bottle based on the traditional Spanish botijos. It looks like a
plastic bottle but is made in white pottery and has a spout and handle. ‘It can be used as a
drinking bottle’ says Serrano, raising it to his lips, ‘or as a jug’. He bends over and pours the
water into a glass.
Serrano has only been in London two years. 14____ Someone had told him design was nice and
easy, and he was fed up with studying physics, maths and literature. 15_____ Unsurprisingly,
though, poor Serrano misses the Spanish sun and paella. Otherwise, he’s very happy. The only
thing that upsets him are those open-backed buses in London. ‘It might be a tradition but they are
very, very dangerous’. 16 _____
* RCA stands for the Royal College of Art
A On the bench, there’s a tiny pair of glasses similar to Serrano’s own.
B He arrived here from Valencia with good reports of the RCA from a friend.
C He still lives with two RCA student friends in a rented house in Queen’s Park.
D In the corner, there is a strange looking hanging lamp.
E It is not clear if he is being serious or not.
F ‘Bonjour’ reads the doormat.
G It’s obvious that this is the flat of design students.
H He wanted to study something more creative.
I This design won him the Peugeot award.
PART 3 (USE OF ENGLISH) Time: 15 minutes
Task 1Multiple choice cloze
For questions 1–15, read the text below and decide which answer A, B, C, or D best fits
each space. There is an example at the beginning (0).
Example: 0 A manage B succeed C try D want
Bears
Scientists in the United States have found that hibernating bears (0) _____A___ to keep fit in
their sleep. The (17) ___________ that over 130 days of winter hibernation bears (18)
___________ only a quarter of their muscle power was made by (19) ___________ from the
University of Wyoming. The scientists (20) ___________ samples from black bears at the start
and finish of the hibernation. The researchers had to (21) ___________ attach devices to the
bears and this meant (22) ___________ into the caves (23) ___________ the autumn and spring.
They attached a machine to the bears’ legs for (24) ___________ muscle strength. The device
was (25) ___________ to a computer and very small electric (26) ___________ were sent to the
bears’ nerves causing the legs to move suddenly and the measurement was then taken. The
scientists are (27) ___________ that their research will enable them to help humans that are
confined (28) ___________ bed for a long time. Human beings that are (29) ___________ for
130 days lose a/an (30) ___________ 90% of their body strength. Furthermore, in the future
there might be long-distance space (31) ___________ and the effects of lack of muscle
movement will need to be considered.
17 A discovery
B invention
C exploration
D experiment

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

A waste
A investigators
A made
A accurately
A climbing
A at
A measuring
A stuck
A wires
A optimistic
A to
A inactive
A guessed
A journey

B lose
B detectives
B took
B steadily
B running
B in
B guessing
B tied
B messages
B enthusiastic
B in
B unenergetic
B estimated
B trip

C gain
C researchers
C did
C slowly
C creeping
C on
C adding
C transmitted
C signals
C sympathetic
C at
C lazy
C predicted
C voyage

D spend
D discoverers
D gained
D carefully
D sliding
D over
D estimating
D connected
D shocks
D pessimistic
D with
D unmovable
D measured
D travel

PART 4 (WRITING) Time: 30 minutes
You recently saw this notice on a school notice board.
Reviews needed!
Your school wants students to write film reviews for the school magazine. Write a review of
your favorite film or a film you have seen recently.
The best reviews will be published next month.
Write your review. Use 150-200 words.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».