Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности За страницами учебника географии 10-11 класс 2023-2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»
ПРИНЯТА:

УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического

приказ директора №___ от
«___»____________ 20__года

совета
протокол №_________

________________________

от ______________ 20__ года

Кокоткина В.В.

Дополнительная общеразвивающая программа
естественно-научной направленности
«За страницами учебника географии. 8, 10-11 классы»

Срок реализации программы: 1 год
Программу разработала:
О.М. Чернова - учитель географии

г. Светогорск
2023 г.
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно — правовая база конструирования программы
Программа составлена в соответствии с:
• Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.
21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепцией
развития дополнительного образования детей (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №
1726-р);
• Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного
государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в
ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от
28.09.2020);
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Цель программы: подготовка к выполнению олимпиадных заданий и успешному
участию в предметных олимпиадах по географии. Развивать устойчивый интерес к
географии через углубление знаний по предмету и подготовить обучающихся к
олимпиадам по предмету и итоговой проверочной работе в форме ВПР в соответствии с
требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами; оказание
индивидуальной и систематической помощи учащимся при повторении курса.
С учетом требований ФГОС нового поколения в содержании курса внеурочной
деятельности
предполагается
реализовать
актуальные
в
настоящее
время
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые
определяют з а д а ч и о б у ч е н и я .
Задачи программы:
• дать ученику возможность проанализировать свои способности;
• предоставить учащемуся возможность соотнести уровень своих знаний с уровнем
заданий олимпиад;
• повысить мотивацию к изучению предмета;
• научить учащихся ориентироваться в заданиях повышенного уровня;
• формировать интерес к углубленному изучению предмета;
• сформировать умения применять теоретические знания по предмету для решения
проблемных заданий;
• развивать самостоятельное, поисковое, исследовательское мышление у учащегося,
а также навыки его практического применения;
• научить алгоритмам и приёмами решения заданий повышенного уровня
сложности;
• развить интеллектуальные и творческие способности учащегося в процессе
выполнения олимпиадных заданий;
• вовлечь учащегося в олимпиадное движение;
• поощрять инициативу и творческую самостоятельность учащегося.
• помочь ученику выбрать профиль в дальнейшем обучении в средней школе (8-9
классы).
• расширить знания по отдельным темам курса «Физическая география 5-8» и
«Экономической и социальной географии РФ и мира 9-10»;
• совершенствовать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
2

Актуальность и практическая значимость программы. География в школе - самый
интересный предмет, самый нужный и важный. Ещё Н.В. Гоголь в 1831 году сказал о
географии: «Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению? Какая
другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию души
их!». В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к предметной
олимпиаде по географии на муниципальном и региональном уровнях и итоговой проверочной
работе в форме ВПР. Дополнительные занятия по географии востребованы.

Программа курса рассчитана на учащихся 8-9-10 классов общеобразовательных школ,
позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, подготовиться с
учетом специфики заданий к олимпиадам разного уровня и ВПР, научиться решать
разнообразные задачи различной сложности. Программа курса «За страницами учебника
географии», ориентирована на приобретение определенного опыта решения заданий различных
типов, позволяет ученику получить дополнительную подготовку по географии за курс
«Физическая география 5-8» и «Экономической и социальной географии РФ и мира 9-10».
Особенность принятого подхода элективного курса «За страницами учебника географии» состоит
в том, что освоение содержания курса позволит обучающимся принять общекультурные ценности,
овладеть знаниями и развить умения, которые позволят школьникам выбирать как
индивидуальные, так и коллективные решения для улучшения качества жизни в рамках комплекса
глобальных проблем человечества и успешно реализовывать свои знания на олимпиадах разного
уровня.

Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности,
т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть
учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят
надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного
личностного и познавательного развития и саморазвития обучающего, преемственность
всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой
деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.
Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к
формированию способности успешно применять знания и усваивать новые знания,
умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности
освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенции,
образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Программа кружка направлена на формирование универсальных (метапредметных)
умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на
развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает
освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые
ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Рабочая программа ориентирована на учащихся 8, 10-11 классов
Рабочая программа рассчитана: на год (1 час в неделю), 36 часа
Продолжительность одного занятия: 45 мин
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит
полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные
дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
• формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
• освоение эвристических приемов рассуждений;
• формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
• развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
3

•

формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
• формирование
пространственных
представлений
и
пространственного
воображения;
• привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на
занятиях;
Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации
учащихся по дополнительным общеразвивающим программам.
В процессе освоения учащимися каждой темы курса предусмотрено проведение
тренировочных тестов и самостоятельных работ, позволяющих проводить текущий и
тематический контроль знаний и умений учащихся. В конце изучения курса проводится
итоговая георафическая игра «Смотр знаний».
Тренировочные тесты и самостоятельные работы, нацеленные на проверку знаний
основных теоретических сведений не оцениваются, а просто поощряются чувством
успешности. Итоговая георафическая игра «Смотр знаний», составляется по материалам
в форме ВПР. При составлении работы учитель может использовать материалы из списка
литературы, рекомендованные для организации подготовки к ВПР.
Осуществление коррекции знаний учащихся проводится на основании мониторинга
отслеживания результатов обучения.
В течение учебного года члены кружка выполняют (по желанию) индивидуальную
проектную работу. Выбор темы работы добровольный. Все темы работ и проектов делятся
на общие (10 класс) и по курсам обучения.
Ожидаемый результат:
Овладение предметным и метапредметным содержанием, предусмотренным
выбранным ИОМ.
Овладение навыками самостоятельной, творческой и поисковой работы. Развитие
привычки к самоконтролю и самооценке. Результативное участие в предметных
олимпиадах.
Ожидаемый результат достигается через:
• отработку с учащимися всех типов заданий, представленных на олимпиадах
(используются материалы олимпиад прошлых лет);
• индивидуальный подход в подготовке к олимпиадам (учет предпочтений учащихся,
их познавательных потребностей и ориентации на выбор будущей профессии);
• развитие практических умений, необходимых для выполнения заданий разных
видов, т.е. практическая направленность проводимых занятий;
• переход от заданий репродуктивного характера к заданиям проблемным и
творческим;
• деятельностный подход, выражающийся в самостоятельном поиске, отборе,
анализе использовании информации, создании на занятиях условий,
способствующих высказыванию своих взглядов, идей.
Способы проверки ожидаемых результатов – результаты участия в олимпиадах по
предмету.
Методы работы:
В обучении интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы
творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические,
исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной,
индивидуальной и групповой работы.
Формы работы: самостоятельная работа с источниками, индивидуальная работа
учащегося с вариантами олимпиадных заданий, обсуждение процесса и результатов
работы.
4

Учебно-тематическое планирование

№ п/п Тема
Количество часов
1. Решение тестовых олимпиадных заданий по вариантам
3
(индивидуально). Анализ и разбор тестовых заданий.
2. Решение олимпиадных заданий школьного этапа ВОШ по
2
географии предыдущих лет.
3. Решение задач, связанных с определением путей решения
1
геоэкологических проблем. Решение заданий повышенного
уровня сложности по вариантам. Анализ заданий.
4. Приемы
работы
с
тематическими
картами
и
1
географическими картами разной масштабности
5. Решение олимпиадных заданий муниципального этапа
3
ВОШ по географии предыдущих лет.
6. Решение задач с использованием картографической
2
основы. Решение олимпиадных заданий повышенного
уровня сложности по вариантам. Анализ заданий.
7. Решение задач по топографическим картам. Решение
3
олимпиадных заданий повышенного уровня сложности по
вариантам. Анализ заданий.
8. Решение задач, связанных с формой и размерами Земли».
2
Решение олимпиадных заданий повышенного уровня
сложности по вариантам. Решение и анализ тестовых
заданий.
9. Решение задач на анализ причинно-следственных связей.
2
Решение заданий повышенного уровня сложности. Анализ
заданий.
10. Решение задач на расчет показателей, характеризующих
2
климатические особенности повышенной сложности по
вариантам (индивидуально). Анализ заданий.
11. Решение задач повышенного уровня сложности на расчет
2
социально экономических и демографических показателей
России и мира. Решение олимпиадных заданий по
вариантам (индивидуально). Анализ заданий.
12. Решение задач на определение субъекта АТД России.
2
Решение олимпиадных заданий повышенного уровня
сложности по вариантам. Анализ заданий.
13. Решение задач на определение страны и (или) региона.
2
Решение
олимпиадных
заданий
по
вариантам
(индивидуально). Анализ тестовых заданий.
14. Решение задач по количественной и качественной
2
типологии стран мира. Решение олимпиадных заданий по
вариантам (индивидуально). Анализ заданий.
15. Решение задач по истории формирования политической
3
карты мира и современных конфликтам. Решение
олимпиадных заданий по вариантам (индивидуально).
Анализ тестовых заданий.
16. Объекты всемирного культурного наследия в мире и
2
России.
17. Итоговая игра «Смотр знаний»
2
Всего
36 часов
5

Содержание программы
Разбор теории
Изучение теоретической части на наглядных материалах в виде слайдов. На теорию
отводится приблизительно 30-35% общего времени. Во время рассмотрения
теоретической части от ученика требуется сопоставить её аспекты с практической
реальностью.
Основные положения лекции конспектируются в тетради. Таким образом, идет
воздействие на различные виды памяти, в результате чего материал лучше усваивается.
Темы/Модули:
1. Краткая энциклопедия по географии.
Географические термины. Великие
путешественники.
2. Географический портал. Олимпиады по географии (задания с ответам). Занимательный
материал
по
географии.
Новости
географии.
3. Методический центр г. Москва, СПб
(задания 6-11 класс с ответами).
4.
Задания
и
ответы
всех
этапов
олимпиады
по
географии.
5. Интересные задания от олимпиады по географии Юные таланты с ответами задания,
ответы.
Выполнение тестовых заданий
Для закрепления теоретического материала учащемуся предлагается выполнить тестовые
задания 1 тура ВсОШ могут включать вопросы следующих типов:
1 География в системе наук. История географических открытий
2 Основы картографии и топографии
3 Главные особенности природы Земли
4 Основы социально экономической и политической географии мира
5 Основы регионоведения и страноведения
6 Глобальные проблемы человечества
7 Комплексный географический практикум.
Творческий план
Изучение литературы
Чтение дополнительной литературы по предмету, в том числе и в Интернет-источниках
в течение года.
Реализация ИОМ
Посещение индивидуальных консультаций и практикумов согласно расписанию в течение
года.
Участие в ВсОШ
Участие в ШЭ, МЭ и РЭ ВсОШ
Сентябрь- декабрь 2023 – январь-февраль 2024
Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах.
Список литературы
- Банк заданий ВОШ по географии школьный этап.
- Банк заданий ВОШ по географии муниципальный этап, Ленинградская и Московская
области.
- Банк заданий ВОШ по географии региональный этап, Ленинградская и Московская
области.
- Сборник задач петербургских олимпиад школьников по географии, учебнометодическое пособие, Центр городских предметных олимпиад СПб, СПбГУ
Факультет географии и геоэкологии, СПб 2021
- Олимпиада по географии «Ломоносов», Географический факультет МГУ.
6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».