Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности За страницами учебника географии 8 класс 2023-2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»
ПРИНЯТА:

УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического

приказ директора №___ от
«___»____________ 20__года

совета
протокол №_________

________________________

от ______________ 20__ года

Кокоткина В.В.

Дополнительная общеразвивающая программа
естественно-научной направленности
«За страницами учебника географии. 8 класс»

Срок реализации программы: 1 год
Программу разработала:
О.М. Чернова - учитель географии
высшей квалификационной категории

г. Светогорск
2023 г.
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Нормативно-правовой базой рабочей программы являются:
•
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.
21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»;
•
Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726р);
•
Санитарно – эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.2.2821-10)
«Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
учреждениях»,
утвержденные
постановлением
Главного
государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред.
постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020);
•
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам";
2. Цель данного курса: развивать интерес к географии через углубление знаний по
предмету и подготовить обучающихся к олимпиадам по предмету и итоговой проверочной
работе в форме ВПР в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми
образовательными стандартами; оказание индивидуальной и систематической помощи
учащимся при повторении курса.
С учетом требований ФГОС нового поколения в содержании курса внеурочной
деятельности
предполагается
реализовать
актуальные
в
настоящее
время
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые
определяют з а д а ч и о б у ч е н и я .
Задачи курса:
• дать ученику возможность проанализировать свои способности;
• помочь ученику выбрать профиль в дальнейшем обучении в средней школе.
• повторить, обобщить и углубить знания по географии за курс «Физической
географии» в 5-8 классах;
• расширить знания по отдельным темам курса «Физическая география 5-8»;
• выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Актуальность программы. География в школе - самый интересный предмет, самый
нужный и важный. Ещё Н.В. Гоголь в 1831 году сказал о географии: «Где найдутся
предметы, сильнее говорящие юному воображению? Какая другая наука может быть
прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию души их!». В настоящее время
актуальной стала проблема подготовки обучающихся к предметной олимпиаде по географии и
итоговой проверочной работе в форме ВПР. Дополнительные занятия по географии востребованы.

Программа курса рассчитана на учащихся 8 классов общеобразовательных школ, позволит
школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, подготовиться с учетом
специфики заданий к олимпиадам разного уровня и ВПР, научиться решать
разнообразные задачи различной сложности. Программа курса «За страницами учебника
географии», ориентирована на приобретение определенного опыта решения заданий различных
типов, позволяет ученику получить дополнительную подготовку по географии за курс
«Физическая география 5-8»; . Особенность принятого подхода элективного курса «За страницами
учебника географии» состоит в том, что для занятий по географии предлагаются небольшие
фрагменты, рассчитанные на 2-3 урока, относящиеся к различным разделам школьной географии.

Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности,
т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть
учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят
надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного
личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех
2

ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.
Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к
формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности
освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенции,
образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Программа кружка направлена на формирование универсальных (метапредметных)
умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на
развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает
освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые
ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
3. Рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса
4. Рабочая программа рассчитана: на год (1 час в неделю), 36 часов
5. Продолжительность одного занятия: 45 мин
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит
полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные
дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
• формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
• освоение эвристических приемов рассуждений;
• формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
• развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
• формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
• формирование
пространственных
представлений
и
пространственного
воображения;
• привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на
занятиях.
6. Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации
учащихся по дополнительным общеразвивающим программам.
В процессе освоения учащимися каждой темы курса предусмотрено проведение
тренировочных тестов и самостоятельных работ, позволяющих проводить текущий и
тематический контроль знаний и умений учащихся. В конце изучения курса проводится
итоговая георафическая игра «Смотр знаний».
Тренировочные тесты и самостоятельные работы, нацеленные на проверку знаний
основных теоретических сведений не оцениваются, а просто поощряются чувством
успешности. Итоговая георафическая игра «Смотр знаний», составляется по материалам
в форме ВПР. При составлении работы учитель может использовать материалы из списка
литературы, рекомендованные для организации подготовки к ВПР.
Осуществление коррекции знаний учащихся проводится на основании мониторинга
отслеживания результатов обучения.

3

7. Учебно-тематическое планирование
№ п/п Тема
Количество часов
1. Приемы
работы
с
тематическими
картами
и
5
географическими картами разной масштабности
2. История
географических
открытий,
великие
4
путешественники. Их имена на карте.
3. Геологическое время развития Земли.
2
4. Литосферные плиты и современный рельеф.
2
5. Климатические особенности.
3
6. Мировой океан.
3
7. Гидрография мира
3
8. Географическая зональность.
5
9. Охрана природы
1
10. Объекты всемирного природного наследия в мире и
3
России.
11. Объекты всемирного культурного наследия в мире и
3
России.
12. Итоговая игра «Смотр знаний»
2
Всего
36 часов
8.Содержание программы
1. Приемы работы с тематическими картами и географическими картами
разной масштабности. (5 ч)
Сегодня изучение географии невозможно представить себе без использования
картографической информации. В преподавании географии в школе карты имеют не
меньшее значение, чем учебники. Карта представляет собой не только привычное
изображение земной поверхности на плоскости, а в настоящее время рассматривается как
источник информации, который в свете информационных технологий можно было бы
представить как определенный информационно-образовательный продукт. При
формирование картографической грамотности школьника необходимо:
- научить классифицировать карты по масштабу, охвату территории, содержанию;
- сформировать умения сопоставлять и анализировать карты разного содержания и
масштаба;
- научить давать краткие физико-географические характеристики отдельных
географических объектов и территорий по данным географических карт; составлять простейшие картосхемы и картограммы на основе различных карт.
2. История географических открытий, великие путешественники. Их имена на
карте. (4ч)
Исследование Индийского океана с середины 19 века до настоящего года.
Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Арктические путешествия россиян.
Русские полярные исследования до конца 18 века. Открытия на северо-востоке России.
Первая полярная экспедиция Русского географического общества. Путешествия Ф. Кука
на Северный полюс. Первая в мире дрейфующая станция «СП-1». История исследования
Тихого океана. Русские на Тихом океане во второй половине 18 века. Первые
промышленники на Алеутских островах. Первая русская кругосветная экспедиция И.Ф.
Крузенштерна и Ю.В. Лисянского. Иностранные тихоокеанские экспедиции конца 18
века. Плавание и гибель экспедиции Лаперуза. Африка. Миклухо - Маклай на о. Новая
Гвинея. Путешествие Т. Хейердала на о. Пасхи. Экспедиции португальцев,
4

организованные принцем Генрихом мореплавателем в 1420 – 1458 годах. Исследования
берегов и ее внутренних районов зарубежными путешественниками (Васко да Гама. 1498
г.; Д. Ливингстон). Исследования Африки русскими путешественниками и учеными.
Научные экспедиции Вавилова (1926-1927) История открытия и исследования Австралии.
Достижение Южного полюса Р. Амундсеном. Достижение Южного полюса Р. Скоттом.
Современные исследования Антарктиды. Значение антарктических исследований в
развитии научных знаний. История открытия и исследования Америки. Открытие о.
Гренландия (870-1427 гг.).
Исследование материка зарубежными и русскими географами. Исследования немецкого
географа А. Гумбольта. История исследования Северной Америки. Экспедиции Джона
Кабота (1497-1498). Исследование восточных и северных частей материка (Гудзон,17 век,
А. Маккензи. 18 век). Евразия. Русские исследования Центральной Азии. Исследования
Семёнова –Тян-Шанского. Экспедиция Обручева в неисследованные области Якутии
(1926 г.). Открытие и освоение мест, где пролегает трасса БАМа. Путешествия
Пржевальского, его вклад в изучение труднодоступных областей Евразии
3. Геологическое время развития Земли. (2ч)
Современный рельеф планеты – это результат длительного геологического
развития и влияния современных рельефообразующих процессов: внутренних
(эндогенных) и внешних (экзогенных), в том числе и человека. Современный рельеф как
результат геологической истории Земли. Связь основных форм рельефа со строением
литосферы. Знакомство с науками, изучающими земную кору. Работа с
геохронологической таблицей и геологическое летоисчисление. Биологическая эволюция
жизни на Земле. Распространение полезных ископаемых. Полезные ископаемые
Ленинградской области.
4. Литосферные плиты и современный рельеф. (2ч)
Основные положения теории литосферных плит. Процессы происходящие на границах
литосферных плит и как они влияют на облик планеты. Значение знания о теории
литосферных плит. Сейсмические пояса планеты. Особенности рельефа Ленинградской
области.
5. Климатические особенности. (3ч)
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации,
радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур
января и июля, годового количества осадков на территории страны. Анализ
климатических карт и диаграмм. Анализ климатических карт. Характеристика
закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, средних
температур января и июля, годового количества осадков на территории России и мира..
Характеристика каждого типа климата по климатическим картам.. Сравнение разных
типов климата. Выявление территорий России и мира, где наиболее часто происходят: а)
засухи и пыльные бури; б) ураганы; в) сильные ливни; г) морозы. Выявление наиболее
благоприятных условий для человека. Особенности климата Ленинградской области.
6. Мировой океан. (3ч)
Мировой океан - самый большой и самый заметный природный объект на нашей планете.
Единство и целостность Мирового океана. Особенности вод Мирового океана,
температура, соленость. Особенности 4-х океанов. Номенклатура.
7. Гидрография мира (3ч)
Объяснение влияния климата и рельефа на внутренние воды страны и мира. Анализ
распределения рек России и мира по бассейнам разных океанов. Задачи на определение
падения и уклона реки. Сравнение равнинных и горных рек. Причины размещения озер,
болот, многолетней мерзлоты по территории России и мира. Характеристика
особенностей крупных озер нашей страны и мира. Многолетняя мерзлота. Роль воды в
жизни человека. Эстетического и оздоровительного значения водных ландшафтов.
Водные ресурсы Ленинградской области.
5

8. Географическая зональность. (5ч.)
Изменение природных условий от полюсов к экватору, обусловленное широтными
различиями в поступлении на поверхность Земли солнечной радиации. Природные зоны.
Почвы. Растительный и животный мир. Зональные и азональные факторы. Особенности
зональности каждого материка и нашей страны.
9. Охрана природы (1ч.)
Научный комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и
восстановлению природных ресурсов и естественной окружающей среды. Охрана
природы в Ленинградской области.
10. Объекты всемирного природного наследия в мире и России. (3ч.)
Природа нашей планеты бесценна и уникальна. Заповедники - высшая категория
природоохранных территорий, где сохраняются все природные комплексы. Заказники –
это территории где восстанавливаются несколько или все компоненты природы и для
поддержания общего экологического баланса. Памятники природы - небольшие по
площади территории, включающие ценные в природном отношении объекты: пещеры,
скалы, водопады, рощи редких пород деревьев, долины рек, озера и т.п. Критерии отбора
объектов. Составление списка объектов, их характеристика (по выбору учащихся).
11. Объекты всемирного культурного наследия в мире и России. (3ч)
Критерии отбора объектов. Составление списка объектов, их характеристика (по выбору
учащихся).
12. Итоговая игра «Смотр знаний» (2ч)
9.Методическое обеспечение программы
Формы и методы работы.
Формы занятий:
o Групповые
o Парные
o Коллективные
o Индивидуальные
Методы работы:
o Словесные
o Практические
o Создание ситуаций, ориентированных на успех ребенка
o Методы стимулирования
o Контроля и самоконтроля

•
•
•
•
•
•

10. Планируемые результаты освоения программы:
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение
того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов
поведения;
нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных
норм. Построение планов во временной перспективе;
рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими
осознание красоты и значимости изучаемого предмета через познание интересных и
редких географических фактов;
знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития географии;

6

•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

способность к эмоциональному восприятию географических объектов,
рассуждений, решений заданий, рассматриваемых проблем;
умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием
изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи.
Метапредметные результаты
понимание математической задачи в конспекте проблемной ситуации из
окружающей жизни;
овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
географических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности в
географии (графики, диаграммы, таблицы, схемы, таблицы и др.);
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение
заданий исследовательского характера;
умение планировать свою деятельность при решении учебных географических
заданий, видеть различные стратегии решения заданий, осознанно выбирать способ
решения;
умение работать с учебным географическим и литературным текстом (находить
ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
умение проводить доказательные рассуждения, опираясь на изученные
определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения;
иллюстрировать примерами изученные понятия и факты;
опровергать с помощью конкретных примеров неверные утверждения;
умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять
несложные алгоритмы вычислений и построений;
применение приёмов самоконтроля при решении учебных заданий.
Предметные результаты
умение грамотно применять географическую символику;
овладение
основами
логического
и
алгоритмического
мышления,
пространственного воображения и географической речи
овладение основными способами представления и анализа статистических данных;
умение использовать географический язык для описания предметов окружающего
мира;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения заданий
практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при
необходимости справочных материалов, компьютера;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
умение решать логические задания;
умение решать текстовые задания и задачи арифметическим способом, используя
различные стратегии и способы рассуждения;
усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных
фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать
геометрический язык в географии для описания предметов окружающего мира;
умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных
вариантов.
11. Список литературы
7

1. Скуратович О.Я. «Работа с картографическими материалами на уроках географии в
общеобразовательных школах». К. НПП «Картография», 2000г.
2. Черных Е. « Формирование картографических умений и навыков»
3. Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для
учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2020.
4. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград, 2007
5. Максимов Г.С. Гидрография; - , 2012. - 505 c.
6. "Природно-климатические зоны Земли". - Москва: СИНТЕГ, 1989. - 185 c.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».