Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности За страницами учебника географии 7 класс 2023-2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»
ПРИНЯТА:

УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического

приказ директора №___ от
«___»____________ 20__года

совета
протокол №_________

________________________

от ______________ 20__ года

Кокоткина В.В.

Дополнительная общеразвивающая программа
естественно-научной направленности
«За страницами учебника географии. 7 класс»

Срок реализации программы: 1 год
Программу разработала:
О.М. Чернова - учитель географии
высшей квалификационной категории

г. Светогорск
2023 г.
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Нормативно-правовой базой рабочей программы являются:
•
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.
21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»;
•
Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726р);
•
Санитарно – эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.2.2821-10)
«Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
учреждениях»,
утвержденные
постановлением
Главного
государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред.
постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020);
•
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам";
2. Цель данного курса: развивать интерес к географии через углубление знаний по
предмету и подготовить обучающихся к олимпиадам по предмету и итоговой проверочной
работе в форме ВПР в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми
образовательными стандартами; оказание индивидуальной и систематической помощи
учащимся при повторении курса.
С учетом требований ФГОС нового поколения в содержании курса внеурочной
деятельности
предполагается
реализовать
актуальные
в
настоящее
время
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые
определяют з а д а ч и о б у ч е н и я .
Задачи курса:
• расширение и углубление знаний учащихся по географии материков и океанов;
• развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих
способностей;
• выработка практических навыков по работе с различными географическими
картами;
• формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные
географические источники;
• дать ученику возможность проанализировать свои способности;
• повторить, обобщить и углубить знания по географии за курс «Физической
географии» в 5-7 классах;
• расширить знания по отдельным темам курса «Физическая география 5-7»;
• выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Актуальность программы. Создание у учащихся целостного представления о Земле как
планете людей и раскрытии разнообразия ее природы и населения, ознакомление со
странами и народами, предусмотренное программой географии материков и океанов,
представляет некоторые трудности для учащихся. Существующие трудности в некоторых
случаях отрицательно сказываются на формировании необходимого минимума базовых
знаний и представлении страноведческого характера, необходимого каждому человеку
нашей эпохи. По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом
повышения интереса к изучению трудных и наиболее интересных вопросов программы.
Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем детального изучения общих
2

понятий, которое осуществляется посредством углубленного изучения определенных
географических объектов.
Программа курса рассчитана на учащихся 7 классов общеобразовательных школ,
позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, подготовиться с
учетом специфики заданий к олимпиадам разного уровня и ВПР, научиться решать
разнообразные задачи различной сложности. Программа курса «За страницами учебника
географии», ориентирована на приобретение определенного опыта решения заданий различных
типов, позволяет ученику получить дополнительную подготовку по географии за курс
«Физическая география 5-7»; . Особенность принятого подхода элективного курса «За страницами
учебника географии» состоит в том, что для занятий по географии предлагаются небольшие
фрагменты, рассчитанные на 2-3 урока, относящиеся к различным разделам школьной географии.

Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности,
т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть
учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят
надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного
личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех
ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.
Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к
формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности
освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенции,
образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Программа кружка направлена на формирование универсальных (метапредметных)
умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на
развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает
освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые
ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
3. Рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса
4. Рабочая программа рассчитана: на год (1 час в неделю), 36 часов
5. Продолжительность одного занятия: 45 мин
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит
полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные
дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
• формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
• освоение эвристических приемов рассуждений;
• формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
• развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
• формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
• формирование
пространственных
представлений
и
пространственного
воображения;
• привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на
занятиях.
6. Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации
учащихся по дополнительным общеразвивающим программам.
3

В процессе освоения учащимися каждой темы курса предусмотрено проведение
тренировочных тестов и самостоятельных работ, позволяющих проводить текущий и
тематический контроль знаний и умений учащихся. В конце изучения курса проводится
итоговая георафическая игра «Смотр знаний».
Тренировочные тесты и самостоятельные работы, нацеленные на проверку знаний
основных теоретических сведений не оцениваются, а просто поощряются чувством
успешности. Итоговая георафическая игра «Смотр знаний», составляется по материалам
в форме ВПР. При составлении работы учитель может использовать материалы из списка
литературы, рекомендованные для организации подготовки к ВПР.
Осуществление коррекции знаний учащихся проводится на основании мониторинга
отслеживания результатов обучения.
7. Учебно-тематическое планирование
№ п/п Тема
Количество часов
1. Приемы
работы
с
тематическими
картами
и
3
географическими картами разной масштабности
2. История
географических
открытий,
великие
3
путешественники, наши соотечественники. Их имена на
карте.
3. Литосфера – подвижная твердь. Геологическое время
2
развития Земли. Особенности современного рельефа.
4. Атмосфера – мастерская климата. Климатические
2
особенности материков.
5. Мировой океан – синяя бездна. Особенности отдельных
3
океанов.
6. Африка – материк коротких теней.
4
7. Австралия – маленький великан.
3
8. Антарктида – холодное сердце.
2
9. Южная Америка – материк чудес.
4
10. Северная Америка – знакомый незнакомец.
3
11. Евразия – музей природы.
5
12. Итоговая игра «Смотр знаний»
2
Всего
36 часов
8. Содержание программы
1. Приемы работы с тематическими картами и географическими картами
разной масштабности. (3 ч)
Сегодня изучение географии невозможно представить себе без использования
картографической информации. В преподавании географии в школе карты имеют не
меньшее значение, чем учебники. Карта представляет собой не только привычное
изображение земной поверхности на плоскости, а в настоящее время рассматривается как
источник информации, который в свете информационных технологий можно было бы
представить как определенный информационно-образовательный продукт. При
формирование картографической грамотности школьника необходимо:
- научить классифицировать карты по масштабу, охвату территории, содержанию;
- сформировать умения сопоставлять и анализировать карты разного содержания и
масштаба;
- научить давать краткие физико-географические характеристики отдельных
4

географических объектов и территорий по данным географических карт;
- составлять простейшие картосхемы и картограммы на основе различных карт.
2. История географических открытий, великие путешественники, наши
соотечественники. Их имена на карте. (3ч)
Изменение карты мира в связи с путешествиями первооткрывателей. Эпоха
Великих географических открытий. Знакомство с первооткрывателями территорий.
Просмотр видеофильма «Карта великих первооткрывателей» и презентации «Великие
имена».
3. Литосфера – подвижная твердь. Геологическое время развития Земли.
Особенности современного рельефа. (2ч)
Геологическое время: эры и периоды. Древние материки. Движения литосферных
плит и их последствия. Составление прогноза положения материков через 100 млн. лет.
4. Атмосфера – мастерская климата. Климатические особенности материков.
(2ч)
Атмосфера – воздушный океан. Изменение климата планеты от прошлых эпох к
настоящему. Как менялся климат в геологическом прошлом. Изменения природы в связи с
изменением климата. Климатические рекорды нашей планеты. Полярная станция
«Восток». Полюс холода Оймякон (Россия). Улан-Батор (Монголия). Эль-Азизия, ДештеЛут (Ливия). Даллол (Эфиопия). Долина смерти (США). Бангкок (Таиланд). Атакама
(Чили). Черапунджи (Индия).
5. Мировой океан – синяя бездна. Особенности отдельных океанов. (3ч)
Мировой океан - самый большой и самый заметный природный объект на нашей
планете. Единство и целостность Мирового океана. Особенности вод Мирового океана,
температура, соленость. Особенности 4-х океанов. Номенклатура. Тайны и загадки
океанских глубин. Неизвестные обитатели океанского дна. Подводные города.
Океанические дороги человечества. Замкнутые круги поверхностных течений. Течение
Эль-Ниньо.
6. Африка – материк коротких теней. (4ч)
Изучение и исследование Африки. Бартоломеу Диаш. Васко да Гама. Давид
Ливингстон. Василий Васильевич Юнкер. «Книга рекордов» рельефа Африки. Составить
«книгу рекордов» рельефа Африки: Атласский горы, Эфиопское нагорье, Рувензори,
Драконовы горы, Лунные горы. Реки и озера Африки. Величие реки Нил. Особенности и
происхождение африканских озер. Удивительные обитатели Африканской территории.
Обитатели зоны влажных экваториальных лесов, зоны саванны и пустынь в Африке.
Жители Африки. Борьба народов Африки за культуру и экономическую независимость.
Африканские народы: пигмеи бамбути, туареги, масаи.
7. Австралия – маленький великан. (3ч)
Формы
рельефа
Австралии.
Удивительные
географические
названия.
Австралийские Анды, Голубые горы, Стеклянные горы, массив Кимберли, Улуру.
Уникальный мир живой природы материка. Путешествие по крупнейшим городам
Австралии. Сидней. Канберра. Перт. Аделаида.
8. Антарктида – холодное сердце. (2ч.)
Антарктида – «континент мира и науки». Откуда образовался ледяной щит
Антарктиды. Освоение и изучение материка. Экспедиции ученых. Научные станции.
9. Южная Америка – материк чудес. (4ч.)
Анды – «медные горы». Плита Наска. Нагорье Пуна. «Самое самое…» в Южной Америке.
Объекты Всемирного наследия в Южной Америке. Загадочные геоглифы пустыни Наска.
Фрагменты древней столицы инков города Куско. Археологические парки Сан-Агустин и
Тьеррадентро. Археологический район Тиуанако. Каменные статуи о. Пасхи. Город
горных разработок Потоси в Боливии. Город Бразилиа. Парк Игуасу. Горные крепости
5

инков Мачу-Пикчу и Рио-Абиссео в Перу. Жизнь и ремесла индейских племен Южной
Америки. Ольмеки. Инки.
10. Северная Америка – знакомый незнакомец. (3ч.)
Троекратное открытие материка. «Самое, самое…» на материке Северная Америка.
Уникальные формы рельефа Северной Америки. Кордильеры Аляски. Великие равнины.
Аппалачи. Национальные парки Северной Америки. Парк Каньонлендс. Национальный
парк Йосемит. Национальный парк Редвуд. Национальный парк Гранд Тетон.
Национальный парк Зайон. Национальный парк Петрифайд-Форест. Парк Гранд-Каньон.
Коренные народности Северной Америки. Племена Америки. Индейцы Мексики.
Эскимосы Аляски.
11. Евразия – музей природы. (5ч)
Евразия – предок древнейших цивилизаций. Место образования практически всех
древних государств. Мифы и легенды о географических объектах Евразии. Мифы и
легенды о происхождении географических названий объектов Евразии. «Рекорды»
рельефа материка Евразия. Эверест. Каспийское море. Байкал. Тибет. Аравийский
полуостров. Сибирь. Впадина Мертвого моря. «Проблемные» реки материка Евразия.
Пути решения проблем. Реки Маас, Нидер-Рейн, Шельда в Нидерландах. Хуанхэ. Велна и
Нельба в Польше. Дунай. Ганг. Гигантские и карликовые государства Евразии. Россия.
Китай. Индия. Андорра. Лихтенштейн. Мальта. Монако. Сан-Марино. Ватикан.
Люксембург. Индия – «великая страна».
Составление рекламного буклета для
путешествия в Индию.
12. Итоговая игра «Смотр знаний» (2ч)
9. Методическое обеспечение программы
Формы и методы работы.
Формы занятий:
o Групповые
o Парные
o Коллективные
o Индивидуальные
Методы работы:
o Словесные
o Практические
o Создание ситуаций, ориентированных на успех ребенка
o Методы стимулирования
o Контроля и самоконтроля

•
•
•
•

10. Планируемые результаты освоения программы:
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение
того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов
поведения;
нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных
норм. Построение планов во временной перспективе;
рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими
6

•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

осознание красоты и значимости изучаемого предмета через познание интересных и
редких географических фактов;
знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития географии;
способность к эмоциональному восприятию географических объектов,
рассуждений, решений заданий, рассматриваемых проблем;
умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием
изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи.
Метапредметные результаты
понимание математической задачи в конспекте проблемной ситуации из
окружающей жизни;
овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
географических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности в
географии (графики, диаграммы, таблицы, схемы, таблицы и др.);
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение
заданий исследовательского характера;
умение планировать свою деятельность при решении учебных географических
заданий, видеть различные стратегии решения заданий, осознанно выбирать способ
решения;
умение работать с учебным географическим и литературным текстом (находить
ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
умение проводить доказательные рассуждения, опираясь на изученные
определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения;
иллюстрировать примерами изученные понятия и факты;
опровергать с помощью конкретных примеров неверные утверждения;
умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять
несложные алгоритмы вычислений и построений;
применение приёмов самоконтроля при решении учебных заданий.
Предметные результаты
умение грамотно применять географическую символику;
овладение
основами
логического
и
алгоритмического
мышления,
пространственного воображения и географической речи
овладение основными способами представления и анализа статистических данных;
умение использовать географический язык для описания предметов окружающего
мира;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения заданий
практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при
необходимости справочных материалов, компьютера;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
умение решать логические задания;
умение решать текстовые задания и задачи арифметическим способом, используя
различные стратегии и способы рассуждения;
усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных
фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать
геометрический язык в географии для описания предметов окружающего мира;
умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных
вариантов.
7

11. Список литературы
1. Скуратович О.Я. «Работа с картографическими материалами на уроках географии в
общеобразовательных школах». К. НПП «Картография», 2000г.
2. Черных Е. « Формирование картографических умений и навыков»
3. Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для
учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.
4. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград, 2007
5. Максимов Г.С. Гидрография; - , 2012. - 505 c.
6. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
7. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.: Просвещение,
2005.
8. Душина И. В., Коринская В. А., Щенев В. А. Наш дом Земля.– М.: Дрофа, 2007.
За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.
9. Интернет-ресурсы.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».