г. Светогорск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска» ПРИНЯТА: УТВЕРЖДАЮ: на заседании приказ 01-12/370 от 31.08.2023 г. педагогического совета Директор школы _________________ В.В. Кокоткина протокол № _1 от 31.08.2023 г. Дополнительная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Читательская грамотность» срок реализации программы: 1 год программу разработала: Грищук В.А., учитель начальных классов г. Светогорск 2023 г. 1 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих нормативных документов: Программа составлена в соответствии с: • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»; • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р); • Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020); • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Основными целями интегрированного курса «Читательская грамотность» являются: • развитие интереса у обучающихся к произведениям природоведческого характера, понимание содержания и идейного смысла сказок, рассказов, оценивание событий и поступков героев; • формирование познавательного интереса к урокам литературного чтения, окружающего мира и русского языка через задания творческого и занимательного характера; • создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся посредством изучения сказок и рассказов; • духовно-нравственное развитие личности; • формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Задачи: 1. Образовательные -уметь воспринимать и понимать прочитанный текст, -учить отвечать на вопросы по содержанию, -учить пересказу, -учить читателя становиться исследователем, -овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире). 2 2. Развивающие -развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков. 3. Воспитательные -формировать у детей интерес к книге; -формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника. Актуальность и педагогическая целесообразность Актуальность программы обуславливается потребностью общества в развитии духовнонравственных, эстетических качеств личности человека; формировании социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности с помощью средств устного народного творчества, а именно русских народных сказок. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека. Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических). Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственноэтического воспитания, так как чтение для ребёнка это и труд, и творчество, и удовольствие, и новые открытия, и самовоспитание. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения. Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет на протяжении четырех лет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными), а также читательскими умениями. Практическая значимость курса заключается в умении: 3 ▪ находить книгу в открытом библиотечном фонде; ▪ выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; ▪ овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); ▪ систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке. Программа разработана на возраст обучающихся: 9-10 лет. Минимальный возраст детей для зачисления на обучение- 9 лет. Условия реализации программы. Срок реализации программы: 2023/2024 учебный год. В кружке принимают участие учащиеся 3 класса. Занятия проходят раз в неделю, 36 часа в год. 1. Календарно-тематическое планирование курса «Читательская грамотность» 3 класс (36 ч) № п/п 1 2 3 4 Коли честв о часов 1 Тема Раздел № 1 Настоящий читатель (2ч.) Введение. Кого можно считать настоящим читателем? Почему читающему человеку легко общаться с окружающими? Какой я читатель? Моя любимая книга. Раздел № 2 Виды смыслового чтения (4ч) Просмотровое чтение. Г. Скребицкий «Маленький лесовод». Ознакомительное чтение. М. Пришвин «Ёж проснулся». Форма проведения занятия Форма контроля Беседадискуссия Фронтальная 1 Занятиедиспут Фронтальная 1 Работа с книжным текстом Работа с книжным текстом Работа с книжным текстом Работа с книжным текстом Чтение по ролям Фронтальная 1 Литературная игра Групповая 1 Путешествие по страницам книг Фронтальная 1 5 Изучающее чтение. М. Пришвин «Умные птицы» 1 6 Рефлексивное чтение. Э.Шим «Как распускается мак?», «Какой будет день?» 1 7 Раздел №3 Технология продуктивного чтения. (30ч) Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста. Б. Заходер «Чья корзинка тяжелей?» Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание). Шаг первый. Чтение до чтения. Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений. В.П. «Старый 1 8 9 4 Дата Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 пень». Шаг второй. Чтение во время чтения. незнакомые слова и их смысл. Вопросы к автору текста. По С.Алексееву «Всюду известный» Шаг второй. Чтение во время чтения. Формулирование простых выводов после прочтения текста. Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией. В. Л. Дуров «Наша Жучка» Анализ прочитанного произведения. Г. Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует». Путешествие по страницам книг Беседадискуссия с элементами инсценировки Фронтальная 1 Беседадискуссия Фронтальная Составление плана произведения. Анализ прочитанного произведения. Г. Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует». Шаг второй. Чтение во время чтения. Диалог с автором текста. Рассказ «Мой любимый праздник». Шаг второй. Чтение во время чтения. Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста. Ю. И. Ермолаев «Проговорился» Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем и воображаем. «Почему нельзя играть с мячом возле дороги?» Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем и чувствуем. Читаем и реагируем на прочитанноу: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. В. Драгунский « Третье место в стиле баттерфляй » Шаг второй. Чтение во время чтения. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. По В. Драгунскому «Третье место в стиле баттерфляй» Шаг второй. Чтение во время чтения. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. В.Голявкин «Коньки купили не напрасно». Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем, мысленно рисуем, представляем. А.Л. Барто «В театре» 1 Занятиеинтервью Работа в парах 1 Инсценирован ие Ролевая игра 1 Инсценирован ие Ролевая игра 1 Иградраматизация Групповая 1 Беседадискуссия с элементами инсценировки Фронтальная 1 Чтение по ролям Групповая 1 Чтение по ролям Групповая 1 Индивидуальн ая Шаг третий. Чтение после чтения. Умение перечитать нужное, интересное, помечтать, сделать выводы. Практическая работа с рассказом «Каждому из нас нужна пара зорких глаз». Придумываем продолжение произведения. Л. Толстой «Один раз…» 1 Литературная гостиная: конкурс стихов Беседадискуссия 1 Иградраматизация Фронтальная Шаг третий. Чтение после чтения. Знакомство с жизнью автора, его творчеством, историей создания книги. Л. Толстой. 1 Виртуальная экскурсия Фронтальная 1 1 5 Фронтальная Фронтальная 24 Составление кроссворда к прочитанной книге. 1 Литературная игра Фронтальная 25 Практическая работа с текстом М. Садовского «Космическая одежда». 1 Иградраматизация Фронтальная 26 Практическая работа с текстом «Замечательные дома». 1 Литературная игра Фронтальная 27 Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д. Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д. Работа с информацией. 1 Путешествие по страницам книг Путешествие по страницам книг Библиотечный урок Фронтальная 30 Особенности чтения текстов математических задач. 1 Интегрирован ное занятие Фронтальная 31 Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Литературная викторина «Внимательный ли ты читатель?» Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе» 1 Интегрирован ное занятие Фронтальная 1 Интегрирован ное занятие Фронтальная 1 Викторина Групповая 1 Занятиедиспут Групповая 35 Обобщение пройденного за год. 1 Групповая 36 Обобщение пройденного за год. 1 Групповое обсуждение Групповое обсуждение Итого 36 28 29 32 33 34 1 1 Фронтальная Фронтальная Групповая 3.Содержание программы. Раздел 1. Настоящий читатель (2 ч) Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Раздел 2.Виды смыслового чтения. (4 часа) 6 Просмотровое чтение. Ознакомительное чтение. Изучающее чтение. Рефлексивное чтение. Практическая работа с текстами. Раздел 3. Технология продуктивного чтения (30 ч) Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. 4. Методическое обеспечение программы. Форма обучения - очная. Форма организации деятельности обучающихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная. Основными формами работы являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. При проведении занятий используется три формы работы: • демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном; • фронтальная, когда обучающиеся одновременно работают под управлением педагога; • самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий. Форма аудиторных занятий: викторина, библиотечный урок, КВН, путешествие по страницам книг, проект, литературная игра, инсценирование, конкурс – кроссворд, урокспектакль. Продолжительность занятия: Занятия проходят раз в неделю по 45 минут, 36 часов в год. Средства оборудованный обучения: всем художественная необходимым, литература, учебно-методические комплекс ИКТ, материалы, кабинет, наглядные демонстрационные пособия и таблицы. Формы проведения аттестации: 1. Устный опрос. 2. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов. 3. Проект. 4. День творчества в кружках. 5. Самооценка обучающихся своих знаний и умений. 6. Групповая оценка работ. 7. Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.). Промежуточная аттестация проходит два раза в год в форме теста, проектов. 7 Главным методом является чтение – рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание. пересказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы – фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые и парные выступления. 5. Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир; • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения природоведческого характера; • развитие эстетических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; • осознания значимости чтения для своего дальнейшего развития; • восприятие литературного произведения как особого вида искусства; • формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления; • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; • учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом; • учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; • активное использование речевых средств для решения познавательных задач; • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 8 • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Коммуникативные УУД: • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах; • активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; • умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; • умение слушать и понимать речь других; • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); • умение сотрудничать с педагогами и сверстниками при решении различных задач; принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Предметные результаты: • понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе; • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения природоведческого характера, работать с планом произведения; • осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о доброте, заботе; формирование потребности в систематическом чтении; • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; • понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев. Ожидаемые результаты освоения программы Обучающиеся получат возможность: • закрепить умение работать с книгой; • закрепить умение работать с текстом; • проявить интерес к книге; 9 • расширить читательский кругозор; • заинтересовать родителей, побудить их принимать активное участие в развитии познавательных способностей у своих детей. Обучающиеся закрепят умение: • определять жанр произведения; • называть автора произведения; • записывать название произведения; • находить соответствия между словами, выражениями и их толкованиями; • соединять вопросы с ответами; • понимать содержание произведений и отвечать на вопросы; • заполнять таблицу, используя слова-подсказки; • определять верные и неверные выражения; • восстанавливать порядок плана; • восстанавливать цитатный план; • дополнять план произведения; • называть героев сказки или рассказа; • сопоставлять слова из текста с изображениями животных; • выбирать сюжет, к которому относится рисунок; • отвечать на вопросы текста; • дополнять предложения из текста и вписывать пропущенные слова; • дописывать слова сравнения, используя текст произведения; • придумывать название рисунку; • восстанавливать порядок предложений на основе событий из текста; • составлять предложение к рисунку, используя слова для справок; • сопоставлять событие из рассказа со временем года, в которое оно происходило; • соединять части предложений; • определять смысл пословиц; • выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию сказки или рассказа; • давать характеристику герою, определять его качества характера; • анализировать поступки героев сказок и рассказов и делать вывод о том, какие действия являются положительными, какие отрицательными; • называть правила поведения в природе; • определять главную мысль произведения; 10 • придумывать слова-ассоциации к предложенным словам; • определять тему и содержание произведения; • описывать героя, используя слова для справок; • определять качества героя, используя описания из текста; • разгадывать кроссворды, ребусы, анаграммы; • находить в таблице с буквами названия героев и закрашивать их; • составлять из букв слова; • составлять из предложенного слова новые слова; • дорисовывать и раскрашивать картинки; • отгадывать загадки; • дописывать слова-рифмы в загадку и стихотворение; • разгадывать зашифрованные слова; • зачеркивать буквы по указанному правилу и составлять слова и предложения; • использовать полученные на уроках литературного чтения и русского языка знания для выполнения заданий; • проявлять самостоятельность для выполнения заданий; • последовательно рассуждать, доказывать; • контролировать свою деятельность; • оценивать свою работу на занятии. Материально-техническое обеспечение: 1. Компьютер. 2. Экран. 3. Магнитная доска. 4. Ауди- и видеозаписи. 5. Дидактический материал. Используемая литература: 1. М.В. Буряк, Е.Н.Карышева «Читательская грамотность. 3 класс. Интегрированный образовательный курс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением» Москва, «Планета», 2016 г. 2. М.В. Буряк, Е.Н.Карышева «Чтение с увлечением. 3 класс» Москва, «Планета», 2016 г. 3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением). 11 4. Светловская М. М. Обучение чтению и законы формирования читателя / М. М. Светловская / / Начальная школа. - 2003. 12