Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Читательская грамотность 2023-2024

г. Светогорск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

ПРИНЯТА:

УТВЕРЖДАЮ:

на заседании

приказ 01-12/370 от 31.08.2023 г.

педагогического совета

Директор школы _________________
В.В. Кокоткина

протокол № _1 от 31.08.2023 г.

Дополнительная общеразвивающая программа социально - гуманитарной
направленности «Читательская грамотность»

срок реализации программы: 1 год
программу разработала: Грищук В.А., учитель начальных классов

г. Светогорск
2023 г.
1

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих
нормативных документов:
Программа составлена в соответствии с:
•

Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 21.07.2014
года) «Об образовании в Российской Федерации»;

•

Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);

•

Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного
государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред.
постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020);

•

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам"
Основными целями интегрированного курса «Читательская грамотность» являются:
•

развитие интереса у обучающихся к произведениям природоведческого

характера, понимание содержания и идейного смысла сказок, рассказов, оценивание
событий и поступков героев;
•

формирование познавательного интереса к урокам литературного чтения,

окружающего мира и русского языка через задания творческого и занимательного характера;
•

создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся

посредством изучения сказок и рассказов;
•

духовно-нравственное развитие личности;

•

формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание

себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как
средства самообразования.
Задачи:
1. Образовательные
-уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,
-учить отвечать на вопросы по содержанию,
-учить пересказу,
-учить читателя становиться исследователем,
-овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений
работать с различными видами текстов, ориентироваться в
книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире).
2

2. Развивающие
-развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и
оценку их поступков.
3. Воспитательные
-формировать у детей интерес к книге;
-формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Актуальность программы обуславливается потребностью общества в развитии духовнонравственных, эстетических качеств личности человека; формировании социально активной
творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности с помощью средств
устного народного творчества, а именно русских народных сказок. Произведения устного
народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они
обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают
усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека.
Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» - это создание
условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения
для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему
школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать
необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических).
Внеурочные

занятия

помогут

решать

задачи

эмоционального,

творческого,

литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственноэтического воспитания, так как чтение для ребёнка это и труд, и творчество, и удовольствие, и
новые открытия, и самовоспитание.
Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать
информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов
освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными
источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и
решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового
чтения.
Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет на
протяжении четырех лет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и
обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению
детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными,
регулятивными, личностными), а также читательскими умениями.
Практическая значимость курса заключается в умении:
3

▪

находить книгу в открытом библиотечном фонде;

▪

выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

▪

овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

▪

систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Программа разработана на возраст обучающихся: 9-10 лет.
Минимальный возраст детей для зачисления на обучение- 9 лет.

Условия реализации программы.
Срок реализации программы: 2023/2024 учебный год.
В кружке принимают участие учащиеся 3 класса. Занятия проходят раз в неделю, 36
часа в год.
1. Календарно-тематическое планирование курса «Читательская грамотность»
3 класс (36 ч)
№
п/п

1

2

3

4

Коли
честв
о
часов
1

Тема
Раздел № 1 Настоящий читатель (2ч.)
Введение. Кого можно считать настоящим
читателем?
Почему читающему человеку легко общаться с
окружающими? Какой я читатель? Моя любимая
книга.
Раздел № 2 Виды смыслового чтения (4ч)
Просмотровое чтение. Г. Скребицкий
«Маленький лесовод».
Ознакомительное чтение. М. Пришвин «Ёж
проснулся».

Форма
проведения
занятия

Форма
контроля

Беседадискуссия

Фронтальная

1

Занятиедиспут

Фронтальная

1

Работа с
книжным
текстом
Работа с
книжным
текстом
Работа с
книжным
текстом
Работа с
книжным
текстом
Чтение по
ролям

Фронтальная

1

Литературная
игра

Групповая

1

Путешествие
по страницам
книг

Фронтальная

1

5

Изучающее чтение. М. Пришвин «Умные птицы»

1

6

Рефлексивное чтение. Э.Шим «Как распускается
мак?», «Какой будет день?»

1

7

Раздел №3 Технология продуктивного чтения.
(30ч)
Продуктивное чтение: глубокое восприятие и
понимание текста. Б. Заходер «Чья корзинка
тяжелей?»
Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с
книгой до чтения. Название, автор, обложка,
иллюстрации. Аннотация книги (краткое
содержание).
Шаг первый. Чтение до чтения. Прогнозирование
и предвосхищение чтения. Высказывание своих
первоначальных предположений. В.П. «Старый

1

8

9

4

Дата

Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

пень».
Шаг второй. Чтение во время чтения. незнакомые
слова и их смысл. Вопросы к автору текста. По
С.Алексееву «Всюду известный»
Шаг второй. Чтение во время чтения.
Формулирование простых выводов после
прочтения текста. Сопоставление
иллюстративного материала с текстовой
информацией. В. Л. Дуров «Наша Жучка»
Анализ прочитанного произведения. Г.
Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует».

Путешествие
по страницам
книг
Беседадискуссия с
элементами
инсценировки

Фронтальная

1

Беседадискуссия

Фронтальная

Составление плана произведения. Анализ
прочитанного произведения. Г. Скребицкий и В.
Чаплина «Кто как зимует».
Шаг второй. Чтение во время чтения. Диалог с
автором текста. Рассказ «Мой любимый
праздник».
Шаг второй. Чтение во время чтения. Объяснение
различных ситуаций с помощью прочитанного
текста. Ю. И. Ермолаев «Проговорился»
Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем и
воображаем. «Почему нельзя играть с мячом
возле дороги?»
Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем и
чувствуем. Читаем и реагируем на прочитанноу:
грустим, удивляемся, радуемся – испытываем
эмоции. В. Драгунский « Третье место в стиле
баттерфляй »
Шаг второй. Чтение во время чтения. Эмоции и
чувства – главное при чтении стихов. По В.
Драгунскому «Третье место в стиле баттерфляй»
Шаг второй. Чтение во время чтения. Эмоции и
чувства – главное при чтении стихов. В.Голявкин
«Коньки купили не напрасно».
Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем,
мысленно рисуем, представляем. А.Л. Барто «В
театре»

1

Занятиеинтервью

Работа в парах

1

Инсценирован
ие

Ролевая игра

1

Инсценирован
ие

Ролевая игра

1

Иградраматизация

Групповая

1

Беседадискуссия с
элементами
инсценировки

Фронтальная

1

Чтение по
ролям

Групповая

1

Чтение по
ролям

Групповая

1

Индивидуальн
ая

Шаг третий. Чтение после чтения. Умение
перечитать нужное, интересное, помечтать,
сделать выводы. Практическая работа с рассказом
«Каждому из нас нужна пара зорких глаз».
Придумываем продолжение произведения. Л.
Толстой «Один раз…»

1

Литературная
гостиная:
конкурс
стихов
Беседадискуссия

1

Иградраматизация

Фронтальная

Шаг третий. Чтение после чтения. Знакомство с
жизнью автора, его творчеством, историей
создания книги.
Л. Толстой.

1

Виртуальная
экскурсия

Фронтальная

1

1

5

Фронтальная

Фронтальная

24

Составление кроссворда к прочитанной книге.

1

Литературная
игра

Фронтальная

25

Практическая работа с текстом М. Садовского
«Космическая одежда».

1

Иградраматизация

Фронтальная

26

Практическая работа с текстом «Замечательные
дома».

1

Литературная
игра

Фронтальная

27

Нахождение нужной информации в различных
информационных источниках: словарях,
справочниках, энциклопедиях и т.д.
Нахождение нужной информации в различных
информационных источниках: словарях,
справочниках, энциклопедиях и т.д.
Работа с информацией.

1

Путешествие
по страницам
книг
Путешествие
по страницам
книг
Библиотечный
урок

Фронтальная

30

Особенности чтения текстов математических
задач.

1

Интегрирован
ное занятие

Фронтальная

31

Чтение текстов из учебника русского языка и
окружающего мира. Сходство и различие текстов
разных предметов.
Чтение текстов из учебника русского языка и
окружающего мира. Сходство и различие текстов
разных предметов.
Литературная викторина «Внимательный ли ты
читатель?»
Итоговое занятие: «Твоё представление о
настоящем читателе»

1

Интегрирован
ное занятие

Фронтальная

1

Интегрирован
ное занятие

Фронтальная

1

Викторина

Групповая

1

Занятиедиспут

Групповая

35

Обобщение пройденного за год.

1

Групповая

36

Обобщение пройденного за год.

1

Групповое
обсуждение
Групповое
обсуждение

Итого

36

28

29

32

33
34

1

1

Фронтальная
Фронтальная

Групповая

3.Содержание программы.
Раздел 1. Настоящий читатель (2 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе.
Любимая книга. Обложка любимой книжки.
Раздел 2.Виды смыслового чтения. (4 часа)

6

Просмотровое чтение. Ознакомительное чтение. Изучающее чтение. Рефлексивное
чтение.
Практическая работа с текстами.
Раздел 3. Технология продуктивного чтения (30 ч)
Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника
русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.
4. Методическое обеспечение программы.
Форма обучения - очная. Форма организации деятельности обучающихся: групповая,
парная, индивидуальная, коллективная.
Основными формами работы являются комбинированные занятия, которые состоят из
теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает
практическая часть. При проведении занятий используется три формы работы:
• демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за
демонстрационным экраном;
• фронтальная, когда обучающиеся одновременно работают под управлением педагога;
• самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение
части занятия или нескольких занятий.
Форма аудиторных занятий: викторина, библиотечный урок, КВН, путешествие по
страницам книг, проект, литературная игра, инсценирование, конкурс – кроссворд, урокспектакль.
Продолжительность занятия: Занятия проходят раз в неделю по 45 минут, 36 часов в
год.
Средства
оборудованный

обучения:
всем

художественная

необходимым,

литература,

учебно-методические

комплекс

ИКТ,

материалы,

кабинет,
наглядные

демонстрационные пособия и таблицы.
Формы проведения аттестации:
1. Устный опрос.
2. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов.
3. Проект.
4. День творчества в кружках.
5. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.
6. Групповая оценка работ.
7. Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.).
Промежуточная аттестация проходит два раза в год в форме теста, проектов.
7

Главным

методом

является

чтение

–

рассматривание

книг,

чтение

вслух,

рассказывание. пересказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы
работы – фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые и парные выступления.
5. Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
• формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
• воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей
и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения природоведческого характера;
• развитие эстетических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• осознания значимости чтения для своего дальнейшего развития;
• восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
• формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
вести поиск средств ее осуществления;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
• учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом;
• учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
• овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения;

установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
• овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
• активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
8

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные УУД:
• готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и
право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
• осознанное

построение

речевого

высказывания

в

соответствии

с

задачами

коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
• активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
• умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
• умение слушать и понимать речь других;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
• умение сотрудничать с педагогами и сверстниками при решении различных задач;
принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Предметные результаты:
• понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных
ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;
• умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения природоведческого
характера, работать с планом произведения;
• осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных
этических представлений, понятий о доброте, заботе; формирование потребности в
систематическом чтении;
• достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
• понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование
нравственной оценки поступков героев.
Ожидаемые результаты освоения программы
Обучающиеся получат возможность:
• закрепить умение работать с книгой;
• закрепить умение работать с текстом;
• проявить интерес к книге;
9

• расширить читательский кругозор;
• заинтересовать родителей, побудить их принимать активное участие в развитии
познавательных способностей у своих детей.
Обучающиеся закрепят умение:
• определять жанр произведения;
• называть автора произведения;
• записывать название произведения;
• находить соответствия между словами, выражениями и их толкованиями;
• соединять вопросы с ответами;
• понимать содержание произведений и отвечать на вопросы;
• заполнять таблицу, используя слова-подсказки;
• определять верные и неверные выражения;
• восстанавливать порядок плана;
• восстанавливать цитатный план;
• дополнять план произведения;
• называть героев сказки или рассказа;
• сопоставлять слова из текста с изображениями животных;
• выбирать сюжет, к которому относится рисунок;
• отвечать на вопросы текста;
• дополнять предложения из текста и вписывать пропущенные слова;
• дописывать слова сравнения, используя текст произведения;
• придумывать название рисунку;
• восстанавливать порядок предложений на основе событий из текста;
• составлять предложение к рисунку, используя слова для справок;
• сопоставлять событие из рассказа со временем года, в которое оно происходило;
• соединять части предложений;
• определять смысл пословиц;
• выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию сказки или
рассказа;
• давать характеристику герою, определять его качества характера;
• анализировать поступки героев сказок и рассказов и делать вывод о том, какие действия
являются положительными, какие отрицательными;
• называть правила поведения в природе;
• определять главную мысль произведения;
10

• придумывать слова-ассоциации к предложенным словам;
• определять тему и содержание произведения;
• описывать героя, используя слова для справок;
• определять качества героя, используя описания из текста;
• разгадывать кроссворды, ребусы, анаграммы;
• находить в таблице с буквами названия героев и закрашивать их;
• составлять из букв слова;
• составлять из предложенного слова новые слова;
• дорисовывать и раскрашивать картинки;
• отгадывать загадки;
• дописывать слова-рифмы в загадку и стихотворение;
• разгадывать зашифрованные слова;
• зачеркивать буквы по указанному правилу и составлять слова и предложения;
• использовать полученные на уроках литературного чтения и русского языка знания для
выполнения заданий;
• проявлять самостоятельность для выполнения заданий;
• последовательно рассуждать, доказывать;
• контролировать свою деятельность;
• оценивать свою работу на занятии.
Материально-техническое обеспечение:
1. Компьютер.
2. Экран.
3.

Магнитная доска.

4. Ауди- и видеозаписи.
5. Дидактический материал.
Используемая литература:
1. М.В. Буряк, Е.Н.Карышева «Читательская грамотность. 3 класс. Интегрированный
образовательный курс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением»
Москва, «Планета», 2016 г.
2.

М.В. Буряк, Е.Н.Карышева «Чтение с увлечением. 3 класс»

Москва, «Планета», 2016 г.
3.

Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности /

М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
11

4.

Светловская М. М. Обучение чтению и законы формирования читателя / М. М.

Светловская / / Начальная школа. - 2003.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».