Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Читательская грамотность 2 2023-2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

ПРИНЯТА:

УТВЕРЖДАЮ:

на заседании

приказ № 01-12/370 от 31.08.2023

педагогического совета

Директор школы_______________

протокол № 1_от _31.08.2023_ г.

В.В. Кокоткина

Дополнительная общеразвивающая программа
социально – гуманитарной направленности
«Читательская грамотность»

срок реализации программы: 1 год

программу разработала: Васильева Н.В., учитель
начальных классов

г. Светогорск
2022 г.

г.

Пояснительная записка
Нормативно — правовая база конструирования программы
Программа составлена в соответствии с:
•
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 21.07.2014
года) «Об образовании в Российской Федерации»;
•
Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);
•
Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственно
санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. постановления Главного
государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020);
•
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам"
Современное общество является информационным обществом. Чтение — одно из
лучших и наиболее эффективных средств получения нужной информации. Развитие
информационных технологий связано с необходимостью получать актуальные
информационные материалы из различных источников, систематизировать их, определяя
ценность для процесса приобретения — передачи знаний, объем которых постоянно
возрастает. Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой новые
задачи. ФГОС НОО выдвигает в качестве приоритета развития российского образования
задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а
метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности
к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Сегодня очень важно научить школьников элементарным навыкам работы
с информацией: поиском, анализом, обработкой, хранением, использованием и применением
информации в максимально рациональной форме. Единицей информации является текст – по
сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать
с текстом является одним из основополагающих умений для человека.
Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и
основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной
образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками
смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменных формах».
Развитие умений смыслового чтения у младших школьников должно быть направлено
на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте, а
именно – идеи произведения, замысла его автора, оснований поступков героев, причинноследственных связей явлений и событий. Вместе с тем, смысловое чтение художественного
произведения должно обеспечивать включение читателя в эмоциональный настрой текста, в
его эстетическую и нравственную составляющую. Формирование этих навыков легло в основу
программы курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность».
Целями изучения предмета «Читательская грамотность» на ступени начального
общего образования являются:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой
деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса
2

к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе
книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование
эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре
народов многонациональной России и других стран.
«Читательская грамотность » как учебный предмет в начальной школе имеет большое
значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями,
духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства,
сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих
национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы
развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения
культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом предмета является формирование навыка чтения и других видов
речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением,
чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения
своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень
коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать
собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника,
находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках формируется читательская компетентность, помогающая младшему
школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской
деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в
постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием
прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно
выбрать и оценить.
Курс «Читательская грамотность» пробуждает интерес учащихся к чтению
художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словеснообразную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и
окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники
учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета решает множество важнейших задач начального обучения и
готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе
Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка социально –
гуманитарной направленности «Читательская грамотность» в рамках внеурочной
деятельности по ФГОС. Программа адресована учащимся 8-9 лет.
Во 2 классе на реализацию курса «Читательская грамотность» отводится 1 час в
неделю, всего 36 часов. Занятия проводятся во второй половине дня в рамках внеурочной
деятельности.

Учебно тематическое планирование дополнительной общеразвивающей программы
социально – гуманитарной направленности «Читательская грамотность» для 2 класса

3

№

1.

2.

3.

Дата

Тема урока
Учебные книги
второклассника.
Правила работы с
книгой.
Работа с текстом
И.Соколова –
Микитова «В лесу».
Работа с текстом
В.Осеевой «Плохо»

4.

Работа с текстом
Л.Толстого «Два
товарища»

5.

Работа с текстом В.
Бурлакова «На
рассвете»

6.

Работа с текстом
А.Тихонова «Где
вода, там жизнь»

7.

Работа с текстом
С.Михалкова
«Аисты и лягушки».

8.

Работа с текстом
И.Пузанова «На
рыбалке».

Основные виды
учебной деятельности
учащихся
Рассматривание,
обсуждение новых
учебных пособий.

Формы
Формы контроля
внеурочной
деятельности
Игра «Что в
групповая
твоём рюкзаке
живёт?».

Определение темы
текста. Работа с
иллюстрацией.
Вести диалог.
Определять
последовательность.
Работать с
иллюстрацией.
Подбирать антонимы.
Определять главную
мысль. Делить слова
для переноса.
Подбирать синонимы.
Работать с
пословицами.
Определять
последовательность
событий.
Устанавливать
последовательность
пунктов плана.
Восстанавливать
деформированные
предложения. Находить
абзац. Подбирать
заголовок текста.
Работать с
иллюстрациями.
Ставить ударение в
словах. Подбирать
заголовок к тексту.
Работать с
иллюстрацией.
Выделять главную
мысль текста.
Участвовать в диалоге.
Находить
вопросительные
предложения.
Подбирать заголовок к
тексту. Подбирать
антонимы. Работать с
кроссвордом, с
иллюстрацией.

Беседа

Индивидуальная

Поисковые
исследования

Индивидуальная

Поисковые
исследования

Парная

Поисковые
исследования

Индивидуальная

Поисковые
исследования

Парная

Групповая
Инсценирование

Поисковые
исследования

Индивидуальная

4

9.

10.

11.

Итоговая работа по
тексту:
«Медведко»
Д.Н.МаминаСибирика
Работа над
ошибками. Работа с
текстом
В.Бехревского
«Мишка под
деревом»
Работа с текстом
И.СоколоваМикитова «На
лесной дороге»

Оценивать свои
результаты и
достижения.
Анализировать ошибки.

Индивидуальная

Подбирать синонимы,
заголовок к тексту.
Восстанавливать
последовательность
событий.

Поисковые
исследования

Индивидуальная

Восстанавливать
деформированные
предложения.
Определять
лексическое значение
слова. Давать
характеристику герою.
Подбирать заголовок к
тексту.
Ставить ударение в
словах. Деление текста
на части. Определять
основную мысль
текста. Работать с
таблицей.
Классифицировать
слова.
Работать со схемой, с
иллюстрацией.
Расставлять знаки
препинания.
Подбирать заголовок
вопросительным
предложением.
Определять главную
мысль текста.
Восстановление
деформированного
предложения.
Находить абзац.
Работать с
кроссвордом.

Поисковые
исследования

Индивидуальная

Поисковые
исследования

Индивидуальная

Поисковые
исследования

Индивидуальная

12.

Работа с текстом
Л.Яхнина
«Силачи».

13.

Работа с текстом
А.Тихонова
«Сороки».

14.

Работа с текстом из
детской
энциклопедии.

15.

Работа с текстом
К.Ушинского
«Играющие собаки»

16.

«Четыре желания»
К.Д.Ушинского

Обобщение и
систематизация
полученных знаний.

17.

Работа с текстом И.
Соколова –
Микитова
«Утром в лесу»

Применять прием
сравнения.
Восстанавливать
предложения.

Рассматривание, Парная
чтение,
слушание

Творческая
Индивидуальная
работа «Оформи
обложку для
книги»
Творческая
Индивидуальная
работа.
Иллюстрации у
тексту.
Поисковые
Индивидуальная
исследования

5

18.

Работа с текстом
Е.Пермяка
«Первая рыбалка»

19.

Работа с текстом
И.Соколова–
Микитова «Белка»
Работа с текстом
С.Михалкова «Не
стоит
благодарности».

20.

21.

22.

23.

Работа с текстом
Г.Цыферова
«Жил на свете
слоненок».
Работа с текстом
В.Кологрива
«Жизнь кузнечика»
Работа с текстом
С.Аксакова
«Щенок».

24.

Работа с текстом
Ш.Перро
«Золушка»

25.

Тестовая работа

26.

Работа с текстом
Н.Юрцевича
«Красавица русских
лесов»

Различать стиль речи.
Определять главную
мысль текста,
последовательность
пунктов плана.
Работать с
иллюстрацией.
Определять тип текста.
Списывать текст.

Рассматривание, Индивидуальная
чтение,
слушание.

Ставить ударение в
словах. Составлять
диалог. Работать с
кроссвордом.
Подбирать
прилагательные к
существительному.
Выполнять
фонетический разбор.
Перечислять качества
героя.
Работать с таблицей.
Ставить ударение в
словах.
Определять стиль
текста, лексическое
значение слова.
Находить абзац.
Работать с
иллюстрацией.
Работать с
кроссвордом.
Обобщение и
систематизация
полученных знаний.
Оценить результаты
своих достижений.
Умение работать с
текстом: подбирать
заголовок, выделять
тему текста, определять
главную мысль текста,
восстанавливать
последовательность
событий.
Определять стиль
текста, лексическое
значение слова.
Находить абзац. Уметь
определять стиль
текста, лексическое
значение слова,

Инсценирование Групповая

Поисковые
исследования

Индивидуальная

Рассматривание, Парная
чтение,
слушание
Поисковые
исследования

Индивидуальная

Поисковые
исследования

Индивидуальная

Рассматривание, Фронтальная
чтение,
слушание.
Индивидуальная

Поисковые
исследования

Индивидуальная

6

27.

Работа с текстом
С.Юцзунь
«Светлячок и
Муравей»

28.

Работа с текстом
В.Танасийчука
«Лосось».

29.

Работа с текстом
В.Коржикова
«Прогулка по лесу»

30.

Работа с текстом
арабской народной
сказки «Хлеб и
золото»

31.

Работа с текстом
К.Ушинского
«Гадюка»

32.

Работа с текстом
М.Садовского
«Зима на колесах»

33.

Работа с текстом
В.Осеевой «Кто
хозяин?»

34.

Работа с текстом
И.Соколова –
Микитова «Лоси».

35.

Работа с текстом
И.Крылова

подбирать антонимы,
восстанавливать
последовательность
событий.
Работать с
пословицами.
Составлять диалог.
Определять главную
мысль текста,
подбирать заголовок к
тексту, оформлять
обложку.
Определять стиль
текста. Работать с
кроссвордом. Находить
границы предложения.
Подбирать заголовок к
тексту, подбирать
синонимы, определять
стиль текста.
Восстанавливать
предложения. Работать
с иллюстрацией.
Называть героев сказки.
Определять жанр
произведения,
лексическое значение
слова, подбирать
синонимы.
Определять жанр
произведения, подбор
синонимов.
Подбирать заголовок к
тексту, подбирать
синонимы, определять
стиль текста,
восстанавливать
предложения.
Определять главную
мысль текста,
подбирать заголовок к
тексту, оформлять
обложку. Уметь
составлять диалог.
Обобщение и
систематизация
полученных знаний.
Оценить результаты
своих достижений.
Подбирать заголовок к
тексту, подбирать

Инсценирование Парная

Творческая
Индивидуальная
работа «Оформи
обложку книги»
Поисковые
исследования

Индивидуальная

Слушание и
Фронтальная
рассматривание
книги.

Слушание и
Фронтальная
рассматривание
книги.
Поисковые
исследования

Групповая

Творческая
Групповая
работа «Оформи
обложку книги»

Индивидуальная

Поисковые
исследования

Групповая
7

«Кукушка и Петух»

36.

Итоговая викторина
«В мире книг»

синонимы, определять
стиль текста,
восстанавливать
предложения.
Обобщение и
систематизация
полученных знаний.

Игровое занятие Групповая

Содержание программы 2 класс (36 ч)
Чтение
Чтение вслух.
Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать
текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных
по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие умения переходить
от чтения вслух к чтению про себя. Использование различных видов чтения:
ознакомительного, изучающего, поискового, выбор нужного вида чтения в соответствии с
целью чтения.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и
др.
Работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном
виде, определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их
озаглавливание; составление плана текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное
соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста:
своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Вычленение содержащихся в
тексте основных событий и установление их последовательности; упорядочение информации
по заданному основанию. Сравнение между собой объектов, описанных в тексте с выделением
2-3 признаков. Нахождение в тексте сведений, заданных в неявном виде. Использование
формальных элементов текста для поиска нужной информации. Работа с несколькими
текстами.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств
языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для
данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ
подробный и сжатый, устный и письменный. Освоение разных видов пересказа
художественного, учебного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных
мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение
опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на
части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части
и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в
виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный
пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов,
выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия
(выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций,
эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Комплексная работа над структурой
текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в
тексте напрямую. Формулирование несложных выводов на основе текста, нахождение в тексте
8

доказательств, подтверждающих вывод. Сопоставление содержащейся в разных частях текста
информации, обобщение информации. Создание на основе текста небольшого
монологического высказывания, ответа на поставленный вопрос. Выписки из текстов с
определенной целью. Составление небольших письменных аннотаций к тексту. Написание
отзыва о прочитанном. Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: устное словесное рисование, знакомство с различными способами
работы с деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении
действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе
художественного произведения (текст по аналогии).
Работа с текстом: оценка информации
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой
на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Монолог как форма
речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой
на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение
основной мысли текста в высказывании. Высказывание своей точки зрения о прочитанном
тексте, оценочных суждений о содержании, языковых особенностях, структуре текста.
Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте. Осознание диалога как вида речи.
Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно
задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме
высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Доказательство собственной
точки зрения с опорой на текст. Сопоставление разных точек зрения. Соотнесение позиции
автора с собственной точкой зрения.

Форма обучения – очная
Форма проведения занятий – аудиторная, внеаудиторные занятия
Форма организации занятий – всем составом объединения, в группах или индивидуально
Форма аудиторных занятий – инсценировки, озвучивание, игры, диалоги, исследование
(коллективные, индивидуальные), мини-конференции
Методы проведения занятий – мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевые игры и т.д.
Целесообразно как можно активнее использовать в практической деятельности эффективные
передовые информационно – коммуникативные технологии, технологию развития
критического мышления, не забывая при этом о здоровье сберегающие технологии на
протяжении всего процесса.
Наполняемость объединения – состав 2 «В» класса;
Продолжительность одного занятия – 45 мин
Общая нагрузка в неделю - во 2 классе – 45 мин
Основные виды деятельности учащихся:
• выполнение тренировочных заданий и упражнений;
• работа с иллюстрациями, таблицами;
• составление плана;
• самопроверка;
• взаимопроверка;
• самостоятельная работа;
• работа в парах, в группах;
Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся по
дополнительной общеразвивающей программе:
Сентябрь, декабрь, март – инсценировки, тесты
9

Октябрь, январь, апрель – выставка, тест.
Ноябрь, февраль, май – выставка, концерт,тесты
Участие в фестивалях дополнительного образования, выступление на школьном конкурсе
чтецов «Лукоморье», участие в литературном конкурсе «Ветер перемен», участие в
творческих конкурсах, в олимпиадах различного уровня; участие в конкурсах и олимпиадах на
платформе Учи. Ру;
Учебно-методическое обеспечение:
компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор.
Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы
социально – гуманитарной направленности «Читательская грамотность»

Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентации
многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и
чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной
литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными
поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных
задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях,
энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;

10

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и
составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и
право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине
и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий
о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на
части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,
пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть
некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии,
рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение
написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на
основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям,
на основе личного опыта.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Список литературы
Печатные пособия
1.ТПО «Чтение. Работа с текстом». 2 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2022.
2.Словари по русскому языку.
3.Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Технические средства обучения
1. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Проектор.
11

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

3. Персональный компьютер с принтером.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию
обучения.
Интернет-ресурсы и образовательные Интернет-порталы.
Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru
Газета «1 сентября» www.1september.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим
доступа: http://www.sckool-collection.edu.ru
Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru
Журнал «Начальная школа» www.openworld/school
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных
ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
Методический центр.- Режим доступа:http://numi.ru/register.php
МОиН РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. –
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного
портала http://www.musik.edu.ru
Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» .- Режим доступа: www:vneuroka.ru
Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. –
Режим доступа: www.uroki.ru
Презентации уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/193
Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
Сайт "Начальная школа" .- Режим доступа: http://1-4. prosv.ru
Сеть творческих учителей www.it-n.ru
Учительская газета www.ug.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».- Режим доступа:
www/km/ru/edu.ru
Учитель-национальное достояние! Завуч. инфо. Режим доступа: http://www.zavuch.info
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в
образовании» http://www.ict.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Школьный портал http://www.portalschool.ru Я иду на урок начальной школы
(материалы к уроку).- Режим доступа: www.festival/1september.ru

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».