Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности Познай себя 2023-2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

ПРИНЯТА:

УТВЕРЖДАЮ:

на заседании

приказ №

педагогического совета

Директор школы_______________

протокол №____от __________ г.

от _____20 г.

В.В. Кокоткина

Дополнительная общеразвивающая программа
естественно – научной направленности
«Познай себя»

срок реализации программы: 1 год

программу разработал:

г. Светогорск
2023 г.

Востриков А.В.,
учитель биологии

Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с:
• Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.
21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»;
•

Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №
1726-р);

•

Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного
государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в
ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от
28.09.2020);

•

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

Главная цель курса: развитие личности ребёнка, в частности его самосознания и
рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными
возможностями и требованиями «психологической безопасности», предохраняющими
ребёнка от излишней «боли самопознания».
Основные задачи обучения:

• познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии, её
предметом;

• учить методам и приёмам познания себя;
• учить детей осмысленно относится к ресурсам человеческой психики с целью
их эффективного использования во всех основных видах и формах познания;

• познакомить детей с имеющимися в науке типологиями индивидуальнопсихологических особенностей человека с целью осознания ими собственных
характеристик;

• познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
• научить детей осознавать и называть свои собственные переживания;
• развивать
навыки
общения
и
умения
конструктивно

разрешать конфликтные ситуации;

• ориентировать детей на

развитие

творческих

способностей и

воображения;

• развитие психологической культуры;
• формирование общественно активного коллектива;
• обучения культуре толерантного поведения к разным категориям людей;

• развитие способности к рефлексии;
• осознание многообразия мира и проявлений личности в этом мире.
Данная программа посвящена работе с учащимися средней школы. В ней
представлены сценарии групповых занятий с учениками 7-ых и 8-ых классов. Основная
цель занятий - помочь подросткам адаптироваться к условиям средней школы, научиться
лучше понимать себя и других, принимать на себя ответственность за свои поступки, а
также помочь осознать свои особенности, научиться решать свои проблемы, обрести
уверенность в собственных силах, преодолеть подростковый кризис.
Групповые психологические занятия необходимы современным подросткам,
обучающимся в учебных заведениях различного профиля. Во время групповых занятий
предлагаются важные для них темы, в ходе обсуждения которых они будут открывать
какие-то новые грани своего Я. Через игровые задания, давая им возможность узнать
мнение окружающих о себе, сравнить себя сними, почувствовать свою близость. Но
главное, на этих занятиях подростки смогут позволить себе не согласиться друг с другом,
высказать свое непохожее на других мнение по тому или иному вопросу. Это еще раз
утвердит их в собственной ценности, в ценности каждого ученика в классе, позволит им
сказать: «Меня поняли. И я хочу понимать других»
Новизна данной программы заключается, во-первых, в ее предназначенности детям
младшего подросткового возраста с различным уровнем психологической культуры,
вовлеченным в единый образовательный процесс, во-вторых, в соединении творческого
компонента с компонентами развития личности и социализации учащихся.
В основном занятия практические – проводятся преимущественно в интерактивной
форме и включают в себя упражнения, тесты, социально- психологические тренинги,
психологические игры, дискуссии, которые предназначены для овладения учащимися
навыками решения задач, связанных с психологией как с наукой о человеке. На занятиях
дети играют. Рассказывают о себе. Свободно выражают себя в рисунке, танце, движении,
размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают
сценки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под
музыку, участвуют в конкурсах.
Календарно-тематическое планирование (36 часов)
Дата

Количество
часов

Тема

Почему нам нужно изучать
1
чувства
Основные законы психологии
11.09.2023
1
эмоций
04.09.2023

18.09.2023 Запреты на чувства

1

25.09.2023 Эффект обратного действия

1

02.10.2023

Передача
наследству

чувств

по

1

Форма
проведения
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Форма
контроля
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос

Психогигиена эмоциональной
1
жизни
Как
мы
получаем
16.10.2023 информацию
о
другом 1
человеке
Учимся понимать жесты и
23.10.2023
1
позы

Практическое
занятие

Устный
опрос

Практическое
занятие

Устный
опрос

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос

1

Практическое
занятие

Устный
опрос

1

Практическое
занятие

Устный
опрос

1

Практическое
занятие

Устный
опрос

1

Практическое
занятие

Устный
опрос

1

Практическое
занятие

Устный
опрос

1

Практическое
занятие

Устный
опрос

09.10.2023

06.11.2023 Жесты
13.11.2023
20.11.2023
27.11.2023
04.12.2023
11.12.2023

Невербальные
признаки
обмана
Понимание причин поведения
людей
Впечатление, которое мы
производим
Из
чего
складывается
впечатление о человеке
Способы
понимания
социальной информации

1
1
1
1
1
1

18.12.2023 Влияние эмоций на познание

1

25.12.2023 Обобщение темы

1

08.01.2024
15.01.2024
22.01.2024
29.01.2024
05.02.2024

12.02.2024

19.02.2024

26.02.2024

Моя картина конфликта. Что
такое конфликт?
Корни конфликта. Способы
поведения в конфликте
«Словарь
конфликта».
Конструктивное разрешение
конфликтов
«Сердцебиение». Конфликт
как возможность развития
«Мысли
и
чувства».
Готовность к разрешению
конфликта
«Бутылка
молока».
Эффективные
приемы
общения
«Что
мне
нужно»?
Эффективные
приемы
общения
«Что
мне
нужно»?
Эффективные
приемы
в
общения

1
1

«Трудное
решение».
04.03.2024 Конфликты в школе, дома, на 1
улице
«Бутылочные
крышки».
11.03.2024 Конструктивное разрешение 1
конфликтов
«Правильный
выбор».
18.03.2024 Конструктивное разрешение 1
конфликтов
25.03.2024 Привлекательность человека

1

Взаимность или обоюдная
1
привлекательность.
Дружба.
Четыре
модели
08.04.2024
1
общения.
01.04.2024

15.04.2024 Романтические отношения

1

22.04.2024 Любовь

1

29.04.2024

Половая идентичность и ее
1
развитие у подростков

06.05.2024 Переживание любви

1

13.05.2024 Обобщение темы

1

20.05.2024

Проект на психологическую
1
тематику

Содержание программы
Тема 1. Эмоциональная сфера человека
Занятие 1. Почему нам нужно изучать чувства.

•
•
•
•
•
•

«Знакомство»
«Почему нужно обращать внимание на чувства людей»
«Что чувствовала Вика»
Диалог психолога и Вики
«Чьи глаза»
«Коллективный рисунок»

Занятие 2. Основные законы психологии эмоций.

• «Какое слово не подходит»

Практическое
занятие

Устный
опрос

Практическое
занятие

Устный
опрос

Практическое
занятие

Устный
опрос

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Защита
проекта

•
•
•
•
•

«Основные законы психологии эмоций»
Работа со сказкой «Чертежик»
Вопросы для обсуждения Игровые задания
«Ассоциации»
«Царевна Несмеяна»

Занятие 3. Запреты на чувства

•
•
•
•
•
•
•
•

«Комплексы»
«Составь комплекс»
«Ты прав и ты прав…»
«Запреты на чувства»
«Определи запреты»
«Куда уходят чувства» Игровые задания
«Калейдоскоп чувств»
«Педсовет»

Занятие 4. Эффект обратного действия.

•
•
•
•
•

«Ученый, поэт, балерина, сказочник»

•
•
•
•
•
•
•
•
•

«Каждый смотрит по-своему»

«Что чувствует человек, если…»
«Эффект обратного действия»
«Как помочь человеку»

«Ассоциации»
Занятие 5. Передача чувств по наследству.

«Что чувствует человек, если…»
«В чем отличие»
«Могут ли чувства передаваться «по наследству»?»
«Дети нацистских преступников»
Рассказ сына
Рассказ внучки
«Задумай чувство»
«Букет моих чувств»

Занятие 6. Психогигиена эмоциональной жизни.

• «И это грустно, и это весело…»
• «Что чувствует человек, если…»

•
•
•
•
•

«Какое чувство повышает…»
«Необходимость контакта с чувствами»
Работа со сказкой «Портфельчик»
Вопросы для обсуждения Игровые задания
«Перепутанница»

Тема 2. Социальное восприятие: как узнавать другого человека.
Занятие 7. Как мы получаем информацию о другом человеке.

•
•
•
•
•
•
•
•
•

«Что чувствует человек, если…»
«Что чувствует человек, если он сделал…»
«Понимать окружающих»
Работа в тетради
«Всегда ли можно получить информацию о человеке с помощью слов?»
«Почему невербальная коммуникация много говорит о человеке?» Игровые задания
«Я тебя понимаю»
«Покажи состояние жестом»
«Как мы друг друга понимаем»

Занятие 8. Учимся понимать жесты и позы.

•
•
•
•
•
•
•

«Что чувствует человек, если ему в голову приходят мысли о…»
«Узнай чувство»
«Жесты и позы всегда говорят о чем-то»
«Жесты, отражающие состояние человеке»
Работа с притчей «Похожий на всех» Игровые задания
«Придумай ситуацию»
«Разговор по телефону»

Занятие 9. Жесты.

•
•
•
•
•

«Найди лишнее слово»
Работа с притчей «Песенка»
«Вспомним жесты» Игровые задания
«Живое зеркало»
«Фотография на память»

Занятие 10. Невербальные признаки обмана.

•
•
•
•
•

«Найди закономерность»
«Определи причину»
«О чем говорят жесты» Игровые задания
«Искренний комплимент»
«Врунишка»

Занятие 11. Понимание причин поведения людей.

•
•
•
•
•
•
•

«Найди объединяющее слово»
«Определи причину»
«Почему необходимо уметь понимать причины поведения других людей»
«Как сказать о причинах своего поведения, чтобы нас поняли»
«Как не делать ошибки в понимании» Игровые задания
«Если я Ника»
«Что я сейчас чувствую, о чем думаю»

Занятие 12. Впечатление, которое мы производим.

•
•
•
•

«Первое впечатление»
«Как произвести впечатление» Игровые задания
«Я устраиваюсь на работу»
«Я меняю школу»

Занятие 13. Из чего складывается впечатление о человеке.

•
•
•
•
•

«Что нужно делать»
«Что мы понимаем о человеке»
Работа в тетради Игровые задания
«Впечатление»
«Новый учитель»

Занятие 14. Способы понимания социальной информации

•
•
•
•
•

«Найти аналогии»
«Понимание социальной информации»
«Какая информация легче запоминается?» Игровые задания
«Рекламные агенты»
«Шпионы»

Занятие 15. Влияние эмоций на познание.

•
•
•
•
•

«Найти аналогию»
«Найти слово»
«Какая информация лучше запоминается» Игровые задания
«Сердитое лицо»
«Мы все похожи»

Занятие 16. Обобщение темы

•
•
•
•
•

«Вспомним изученное»
«Счастье — это когда тебя понимают» Игровые задания
«Сыщики»
«Как понравиться девочке (мальчику)»
«Признак разделения»

Тема 3. Конфликты и их роль в усилении Я-человека (психологический практикум)
Занятие 17. Моя картина конфликта. Что такое конфликт?

•
•
•
•
•

Приветствие
Проиллюстрировать собственные представление о конфликте.
Рисуем «Конфликт»
Сопереживание
Прощание

Занятие 18. Корни конфликта. Способы поведения в конфликте

•
•
•
•
•
•
•

Приветствие
Общественный конфликт
Семейный конфликт
Конфликт сверстников
Школьный конфликт
Источники конфликта
Прощание

Занятие 19. «Словарь конфликта». Конструктивное разрешение конфликтов.

•
•
•
•
•

Приветствие
«Это конфликт»
«Большинство конфликтов»
Дать собственное определение конфликта
Словарь конфликта

• «Большинство конфликтов»
• Прощание
Занятие 20. «Сердцебиение». Конфликт как возможность развития

•
•
•
•
•
•

Приветствие
Физические реакции на конфликт
Физические реакции и поведение
«Сердцебиение»
«Не говори мне»
Прощание

Занятие 21. «Мысли и чувства». Готовность к разрешению конфликта

•
•
•
•
•
•

Приветствие
Отношения, эмоции и поведение.
«Что бы вы сделали?»
«Думать и чувствовать»
Ролевые игры
Прощание

Занятие 22. «Бутылка молока». Эффективные приемы общения

•
•
•
•
•

Приветствие
«Моя позиция»
Столкновения, позиции и глубинные интересы
«Бутылка молока».
Прощание

Занятие 23. «Что мне нужно»? Эффективные приемы общения

•
•
•
•
•

Приветствие
Мои потребности и желания
Мой список
«Корни конфликта»
Прощание

Занятие 24. «Что мне нужно»? Эффективные приемы в общения

• Приветствие
• Мои потребности и желания

•
•
•
•

Мои ценности
«Космический корабль».
«Я принимаю решение»
Прощание

Занятие 25. «Трудное решение». Конфликты в школе, дома, на улице.

•
•
•
•
•

Приветствие
Мои потребности, желания и поведение
«Решения, решения, решения»
Что я ценю в своей жизни?
Прощание

Занятие 26. «Бутылочные крышки». Конструктивное разрешение конфликтов.

•
•
•
•
•
•

Приветствие
Четыре правила мозгового штурма.
«Бутылочные крышки».
Мозговой штурм
Мозговой штурм в конфликтной ситуации
Прощание

Занятие 27. «Правильный выбор». Конструктивное разрешение конфликтов.

•
•
•
•
•
•
•
•
•

Приветствие
Опишем конфликт
«Правильный выбор».
Чувства и желания
Взаимоприемлемое решение
Презентация
«Пять ступеней»
Итоги, итоги…
Прощание

Тема 4. Межличностная привлекательность: любовь, дружба
Занятие 28. Привлекательность человека

• «Найти синоним»
• «Что привлекает в человеке»
• «Какая привлекательность важнее» Игровые задания

• «Звезда привлекательности»
• «Волшебное превращение»
Занятие 29. Взаимность или обоюдная привлекательность.

•
•
•
•
•
•

«Продолжи ряд»
«Найди слово»
«Взаимная симпатия»
«Легко ли проявлять симпатию» Игровые задания
«Передай взглядом»
«Самый лучший комплимент»

Занятие 30. Дружба. Четыре модели общения.

•
•
•
•
•
•
•
•

«Найти лишнее слово»
«Модели общения»
«Что для тебя значимо»
«Твое мнение»
«Три качества»
«На приеме у психолога» Игровые задания
«Живые руки»
«Вопрос для Лизы»

Занятие 31. Романтические отношения.

•
•
•
•
•
•

«Продолжи ряд»
«Влюбленность и любовь»
«Как поступить»
«На приеме у психолога» Игровые задания
«Кто признается в любви лучше всех»
«Чья фраза лучше»

Занятие 32. Любовь

•
•
•
•
•
•

«Какие слова подходят»
«Как я понимаю любовь»
«Приведи пример»
«А это любовь?»
Проводится беседа по вопросам Игровые задания
«Портреты»

Занятие 33. Половая идентичность и ее развитие у подростков.

• «Может ли быть так…?»
• «Проведи диагностику» Игровые задания
• «Кто более оригинален»
Занятие 34. Переживание любви.

• «Может ли быть так…?»
• «Я - философ»
• «На приеме у психолога»
Занятие 35. Обобщение.

•
•
•
•
•
•
•
•

«Подарок»
Что помогает и что мешает любви
«Какие слова подходят»
«Может ли быть так…?
Работа в тетради
«Я тебя люблю»
«Психологическая задача» Игровые задания
«Любимый цветок и цвет галстука»

Занятие 34. Групповой проект.

• Защита индивидуального или группового психологического проекта
• Подведение итогов курса.
Материально-техническое оснащение
При реализации программы используются современные образовательные
технологии. Совместная деятельность учеников и учителя дает возможность
скорректировать образовательный процесс с целью достижения конкретного результата, что
позволяет значительно повысить эффективность учебного процесса. Активно применяются
коллективные формы познавательной деятельности (парная и групповая работа учащихся
на практических занятиях). Акцентируется внимание на индивидуализации обучения с
учетом личностных характеристик и познавательных способностей учащихся путем
разработки индивидуальных заданий и выбора форм педагогического общения.
Педагогические приемы направлены на равномерное продвижение всех обучаемых в
процессе освоения учебного материала и результативности обучения независимо от
исходного уровня их знаний и индивидуальных особенностей.

Методика работы с учащимися среднего звена предполагает следующие формы и
приемы работы в проведении кружка:
•
Наглядные (демонстрация иллюстраций, наблюдения);
•
Лекционные занятия (разъясняющие объяснения, указания,
пояснения);
•
Групповые дискуссии (вопросы к детям, дидактические игры,
словесная оценка результатов в процессе текущего и итогового контроля, анализ и
выводы на перспективу);
•
Исследовательская работа (выявление проблемы, постановка,
формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование
гипотезы);
•
Планирование и разработка учебных действий, сбор данных
(накопление фактов, наблюдений, доказательств);
Приемы научно-исследовательской деятельности в данном курсе являются наиболее
эффективной образовательной технологией. Широкое применение заданий, связанных с
проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские
наклонности. Учащиеся смогут применять новые знания и умения на практике, научатся
излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе. Приобретение
навыков исследовательской деятельности поможет им приобщиться к миру науки.
Для проведения занятий в студии используется учебный класс, в котором есть необходимое
пространство для групповой тренинговой работы.
Необходимо наличие мультимедийной аппаратуры
канцтоваров (бумага, ручки, папки с файлами бланки).

для

демонстрации

фильмов,

Формы контроля и качества подготовки учащихся
Для оценки образовательной деятельности учащихся используются результаты
учебно-исследовательских проектов, фронтальные беседы по изучаемой теме, отчеты по
проделанной групповой работе.
Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы
Личностные:
• Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию.
• Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

•
•
•

•

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
• Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности.
• Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
• Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
• Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения.
• Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
• Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
• Пользоваться смысловым чтением.
• Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
• Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью.
• Формировать и развивать компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные:
• Знание возрастной динамики становления способности к восприятию другого
человека, роли индивидуальных различий в восприятии человека человеком
• Понимание психологических механизмов формирования первого впечатления о
другом человеке, его значения для установления взаимоотношений между людьми.
Формирование представления о типах отношений между людьми, о формах
проявления отношения к другому человеку в словах, поступках, мимике, жестах
• Умение
правильно интерпретировать
информацию,
получаемую
при

•

•
•
•

•
•
•

непосредственном наблюдении за человеком.
Формирование представления об особенностях общения при различных видах
коммуникации, о межличностных отношениях, как отношениях, основанных на
взаимности, взаимодействии.
Формирование понятия потребности в общении, осознание своей потребности и
своих характерных особенностей в общении.
Формирование представления об эмпатии как важнейшем условии отношений
между людьми, обеспечивающем подлинно гуманное отношение к другим людям.
Знания о том, какие условия, факторы влияют на возникновение симпатии и
антипатии между людьми. Формирование представления о дружбе и товариществе
как высших формах проявления человеческой симпатии, о чувстве любви как
высшем человеческом чувстве. - Осознание роли основных психических процессов
в понимании другого человека.
Понимание роли стереотипов, предрассудков, предубеждений как факторов,
препятствующих пониманию другого человека.
Раскрытие роль жизненного опыта в формировании собственных критериев
понимания и оценки другого человека
Формирование представления о том, как на понимание другого человека влияют
возраст и профессия.

Результатом освоения программы является выполнение и защита индивидуального или
совместного проекта на выбранную тему по психологии, интересующую учеников.
Учебно-методическое обеспечение
1. О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я»: Уроки психологии в средней школе (7-классы)
- 2-е изд. М,: Генезис, 2008. – 167с.
2. Д.
Шапиро
Ш 23 Конфликт
и
общение:
путеводитель по
лабиринту регулирования конфликтов. – Мн.:»Тессей», 1999. – 288с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».