Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности Академия физических открытий (2023-2024)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»
ОБСУЖДЕНО и
ПРИНЯТО к утверждению
____________(М. А. Цветкова)
Председатель МС
Протокол №
от
2023 года

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора №
« »
2023 года
__________________
В. В. Кокоткина

Дополнительная общеразвивающая программа
естественно-научной направленности
«Академия физических открытий»
7 класс

срок реализации программы: 1 год

программу разработала: Афонина М. Н.,
учитель физики

г. Светогорск
2023 г.
1

от

Пояснительная записка
Нормативно-правовая база конструирования программы:






Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. 21.07.2014
года) «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года
№1726-р);
Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарноэпидемилогические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред.
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Направленность программы: Дополнительная
общеразвивающая программа
«Академия
физических открытий» имеет научно-техническую направленность. Данная программа позволяет
обучающимся познакомиться с методикой организации и проведения экспериментальноисследовательской деятельности в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со
многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной
программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экспериментальная
деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному
развитию.
Актуальность программы: определена тем, что обучающиеся должны иметь мотивацию к обучению
физике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Педагогическая целесообразность: Как школьный предмет, физика обладает огромным
гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие
качества личности. Педагог при этом становится организатором познавательной деятельности
обучающихся, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника.
Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает
индивидуальные особенности обучающихся, их способности и интересы, личностный опыт.
Цель программы: Обучение первоначальным навыкам исследовательской деятельности: умению
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить
модели.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и
явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явления,
формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и
формулировка вывода)
Развивающие:
Формировать у обучающихся умение наблюдать и описывать явления окружающего мира в их
взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании
явлений и качественно объяснять наиболее распространённые и значимые для человека явления

2

природы.
Воспитательные:
- развивать творческую инициативу и самостоятельность;
- формировать творческое отношение к выполняемой работе;
- воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.
Универсальные учебные
действия

Планируемые результаты

Задачи
программы

Личностные:
Проявление
интереса к
изучаемому предмету.
Аккуратность в работе.
Отношение
к выполнению
задания.

Личностные:
Предполагается развить:
- познавательные и творческие способности
обучающихся;
-самостоятельность в работе;
- сознательное, творческое отношения к
труду;

Воспитательные

Регулятивные:
Качество
выполнения
практического задания.
Умение работать по плану,
ставить цель, планировать и
оценивать результат

Метапредметные:
Способность к планированию и
прогнозированию результата работы;
способность к выполнению творческих
заданий.

Развивающие

Способность к обобщению и систематизации
Познавательные:
полученных знаний и умений;
Интерес
к
творческой
способность к анализу выполненного задания;
деятельности;
развитость наблюдательности, логического
способность
к
поиску
мышления, внимания, памяти, воображения;
информации;
способность к информационному поиску.
Коммуникативные:
Культура
поведения
и
общения
Способность к взаимодействию, к рефлексии;
Навыки
сотрудничества:
Умение оценивать свои и чужие результаты и
умение работать в паре и в поступки.
группе
Умение слушать и вести
диалог
Обучающие
Предметные:
Умение проводить наблюдения, планировать и
выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы
и строить модели.

3

Отличительные особенности: Данная программа составлена на основе требований Федерального
государственного образовательного стандарта и с учётом авторской программы курса по физике Л.Ф.
Давлетхановой «Эксперименты и исследовательские опыты по физике».
Программа позволяет ознакомиться с методикой организации и проведения
экспериментально-исследовательской деятельности обучающихся в современном учебном процессе
по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения,
выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной
науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию.
Уровень освоения программы – «базовый».
Условия реализации программы:
Возраст обучающихся: Программа предназначена для обучающихся 13-14 лет
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма и режим занятий:
1.Форма обучения – очная
2.Форма проведения занятий – аудиторная
3.Форма организации занятий – групповая
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 36 часов в год.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные
Сформированность сознательного, творческого отношения Сформированность познавательных
к труду;
интересов, интеллектуальных и
творческих способностей
обучающихся;
Отношение к выполнению задания;
Приобретение положительного
эмоционального отношения к
окружающей природе и самому себе
как части природы;
Самостоятельность в приобретении
новых знаний и практических умений;
Приобретение умения ставить перед
собой познавательные цели, выдвигать
гипотезы, доказывать собственную
точку зрения;
Способность к взаимодействию, к рефлексии;

Сформированность навыков
сотрудничества в деятельности;

Метапредметные
Способность к планированию и прогнозированию
результата работы;

Владение навыками самостоятельного
приобретения новых знаний,
постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов
своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты
своих действий;

4

Способность к выполнению творческих заданий;

Способность к обобщению и систематизации полученных
знаний и умений;

Умение корректировать программы при необходимости;
Предметные
Совершенствование трудовых навыков;

Владение технологическими приёмами;
умение самостоятельно решать исследовательские задачи;

Способность работы по собственному замыслу;

Способность представлять
способами.

•
•
•
•
№
п/п

информацию различными

Приобретение опыта самостоятельного
поиска анализа и отбора информации с
использованием различных источников
и новых информационных технологий
для решения экспериментальных задач;
Умение работать в группе с
выполнением различных социальных
ролей, представлять и отстаивать свои
взгляды и убеждения, вести
дискуссию;
Овладение экспериментальными
методами решения задач
Умение пользоваться методами
научного познания, проводить
наблюдения, планировать и проводить
эксперименты, обрабатывать
результаты измерений;
Умение пользоваться измерительными
приборами (весы, динамометр,
термометр), собирать несложные
экспериментальные установки для
проведения простейших опытов;
Умение устанавливать факты,
выделять главное в изучаемом явлении,
выявлять причинно-следственные
связи между величинами, которые его
характеризуют, выдвигать гипотезы,
формулировать выводы;
Умение пользоваться дополнительной
литературой.
Умение презентовать свою работу

Способы определения результативности
Оценить знания и умения, полученные на занятиях в объединении, можно с помощью:
• зачета по теоретическим знаниям
• устных опросов
• учебно-исследовательских конференций
Формы подведения итогов
промежуточная аттестация;
коллективное обсуждение;
защита проекта;
участие в олимпиадах, соревнованиях
2. Учебно-тематический план
Тема

Кол-во часов
Всего
Теория

5

Практи

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Вводное занятие
Научные методы познания
Учимся изготовлять простейшие приборы и модели
Учимся измерять
Учимся моделировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и
объяснять явления
Учимся устанавливать зависимости
Выявляем закономерности
Занимательные опыты по физике
Итоговое занятие
ИТОГО
3. Содержание программы.
Теория
Вводное занятие

Что изучает физика. Методы
научного познания: наблюдение,
эксперимент.
Методы теоретического познания:
измерения, сравнения, анализ
явлений, синтезирование
(обобщение) фактов,
установление причинноследственных связей. Физические
величины и их измерения.
Измерительные приборы.
Математическая запись больших
и малых величин.

Практика

1
3
4
5
7

1
3
1
1
3

ка
3
4
4

6
5
4
1
36

2
2
13

4
3
4
1
23

Формы организации
деятельности
Беседа

Введение в программу (1 час)
Раздел I
Научные методы познания (3часа)
Определение цены деления
Образовательное путешествие.
различных измерительных
приборов.
Мозговой штурм.
Творческая мастерская.
Индивидуальные консультации.
Групповые консультации.
Проектная деятельность.

Раздел II
Учимся изготовлять простейшие приборы и модели (4часа)
Измерительные приборы. Цена
1. Изготовление масштабной
Мозговой штурм.
деления измерительного прибора. линейки длиной 1 метр из
плотной бумаги с делениями на
Проектная деятельность.
дециметры, первый дециметр
разделить на сантиметры и
Познавательная лаборатория.
миллиметры.
2. Изготовление кубического
сантиметра из мела, глины,
дерева, резины или другого
материала.
3. Изготовление и градуирование

6

мензурки.
Раздел III
Учимся измерять (5 часов)
Цена деления измерительного
1. Измерение объёма тела
Образовательное путешествие.
прибора. Точность измерений.
правильной формы (детского
Абсолютная и относительная
кубика, коробки, карандаша).
Мозговой штурм.
погрешность.
2. Определение вместимости
сосудов различной ёмкости
Творческая мастерская.
(флакона из-под шампуня,
кастрюли, вазы).
Погружение в физику.
3. Измерение объёма твёрдого
тела неправильной формы
Групповые консультации.
(картофелины, гайки,
пластмассовой игрушки).
4. Лабораторная работа
«Измерение толщины тетрадного
листа».
Раздел IV
Учимся моделировать, выдвигать гипотезы,
наблюдать и объяснять явления (7 часов)
Первоначальные сведения о
1. Изготовление моделей
Тренинг.
строении вещества. Молекулы.
молекул воды, водорода,
Погружение в физику.
Взаимодействие молекул.
кислорода.
Групповые консультации.
Диффузия.
2. Выяснение условий
Познавательная лаборатория.
протекания диффузии.
3. Определение времени
прохождения диффузии.
Раздел V
Учимся устанавливать зависимости (6 часов)
Механическое движение и его
1. Определение скорости
Погружение в физику.
характеристики. Виды движения.
равномерного движения.
Траектория и путь. Система
2. Определение средней скорости Групповые консультации.
отсчёта. Взаимодействие тел.
неравномерного прямолинейного
Масса. Плотность.
движения.
Познавательная лаборатория
3. Определение плотности
предметов домашнего обихода.
Определение плотности воды,
растительного масла, молока.
Раздел VI
Выявляем закономерности (5часов)
Вес тела. Сила трения. Сила 1. Обнаружение и измерение веса Мозговой штурм.
тяжести. Действие на тело тела.
Погружение в физику.
нескольких сил.
2. Изучение зависимости силы
Индивидуальные консультации.
трения скольжения от рода
Групповые консультации.
трущихся поверхностей.

7

Раздел VII
Занимательные опыты по физике (4 часа)
Методика проведения опытов в Занимательные опыты, опыты в
Проектная деятельность.
домашних
условиях. домашних условиях
Индивидуальные консультации.
Анкетирование
учащихся
Творческая мастерская.
«Насколько понравилось вам
работать в кружке?»
Итоговое занятие
Авторская мастерская.
Зачетное занятие.

4. Методическое обеспечение программы

Темы

Формы
занятий

Приёмы и методы
организации
образовательного
процесса

Дидактический
материал,
Моделируем внеурочную
деятельность
обучающихся.
Методические
рекомендации:
Ковтунович М.Г.
Домашний эксперимент
по физике

Формы
подведения
итогов

1. Вводное
занятие

Групповое
занятие

Словесный
(беседа,)

2. Научные
методы познания

Групповое
занятие

Проблемный,
эвристический

3. Учимся
изготовлять
простейшие
приборы и
модели

Групповое
занятие

Практический работа по образцу,
обьяснительноиллюстративный

4. Учимся
измерять

Групповое
занятие

Наглядный .
Практический работа по образцу,

Служба
издательства
«БИНОМ».

Групповое
занятие

Проблемный,
эвристический

Покровский С. Ф.
Наблюдай и исследуй сам

Анализ
выполненных
работ

Групповое
занятие

Репродуктивный.
Практическая
работа

Покровский С. Ф.
Наблюдай и исследуй сам

Анализ
выполненных
работ

Групповое

Исследовательский

Ковтунович М.

Устный опрос

5.Учимся
моделировать,
выдвигать
гипотезы,
наблюдать и
объяснять
явления
6. Учимся
устанавливать
зависимости
7.Выявляем

8

Служба
издательства
«БИНОМ».

Устный опрос

Устный опрос

Анализ
выполненных
работ

Анализ
выполненных
работ

закономерности

занятие

Практическая
работа

ГДомашний эксперимент
по физике.
Горин Л. А.
Занимательные опыты по
физике

8.Занимательные
опыты по физике

Групповое
занятие

Проблемный,
эвристический

9. Итоговое
занятие

Групповое
занятие

Репродуктивный.
Практическая
работа

Авторская мастерская

Анализ
выполненных
работ
Анализ
выполненных
работ

При
реализации
программы применяются такие методы, как
репродуктивный
(воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения). А
также: беседа, объяснение, лекция, презентация, дискуссия, эксперимент. Некоторые занятия
проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество.
Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие природных задатков детей, на
реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности
ребенка. При планировании и проведении занятий применяется личностно-ориентированная
технология обучения, в центре внимания которой неповторимая личность, стремящаяся к
реализации своих возможностей, а также системно-деятельностный метод обучения.
Технологическое оснащение:
1. Таблица единиц СИ.
2. Оборудование по физике, допущенное Министерством Образования РФ.
3. Компьютер.
4. Экран.
5. Мультимедиапроектор.
Диагностический инструментарий.
Чтобы проверить, в какой степени обучающиеся овладели тем или иным умением,
целесообразно
проводить контрольное обследование. Это позволит оценить динамику
развития каждого участника программы, спланировать дальнейшую работу с учётом
планирования занятий для формирования необходимых навыков.
Уровень
Креативность
самостоятельно
Качество,
(индивидуаль
го выполнения
мастерство
ность)
работ

Развитость
воображения

9

Зачёт

Итог

Примечание

Параметры оценки: отлично, хорошо, удовлетворительно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебники
1. Перышкин А. В. Физика 7 кл., М.: Дрофа, 2019.
Учебно-методические пособия
1. Горин Л. А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение, 1985.
2. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя/ Ковтунович М. Г. – М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

3. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации:
пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И.
Солодкова и др. – М.: Просвещение, 2013.
4. Покровский С. Ф. Наблюдай и исследуй сам. – М.: Просвещение, 1996
5. Сборник программ элективных курсов. Физика 8 – 9кл. – Волгоград: «Учитель», 2007.
6. Служба издательства «БИНОМ».
7. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы: 5-6 класс /
Е. М.
Шулежко, А. Т. Шулежко. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Образовательные Интернет-ресурсы

1. Авторская мастерская (http://metodist.lbz.ru).
2. Алгоритмы решения задач по физике:
festivai.1september.ru/articles/31065

10

Приложение 1.
Календарно-учебный график на 2023-2024 учебный год
«Академия физических открытий»
для 7-х классов
№
занятия
1
2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Тема занятия

Результат

Вводное занятие
1. Научные методы познания (3 часа)
Что изучает физика. Методы
Памятки «Как планировать и
научного и теоретического
проводить наблюдение», «Как
познания.
планировать и проводить
эксперимент»
Физические величины и их
Алгоритм нахождения цены
измерение. Измерительные
деления измерительного прибора
приборы.
Лабораторная работа
Практические навыки по
«Определение цены деления
определению цены шкалы прибора
различных измерительных
приборов».
2. Учимся изготовлять простейшие приборы и модели (4 часа)
Измерительные приборы и
Правила пользования приборами.
использование их в жизни
человека.
Лабораторная работа
Масштабная линейка длиной 1
«Изготовление масштабной
метр из плотной бумаги с
линейки».
делениями на дециметры, причём
первый дециметр разделён на
сантиметры и миллиметры.
Лабораторная работа
Кубический сантиметр
«Изготовление кубического
сантиметра».
Лабораторная работа
Мензурка
«Изготовление
и градуирование мензурки».
3. Учимся измерять (5 часов)
Точность измерений.
Умение записывать результат
Абсолютная и относительная
измерения с учётом погрешности
погрешность.
Лабораторная работа
Формулы вычисления объёма
«Измерение объёма тела
прямоугольного параллелепипеда,
правильной формы».
куба, цилиндра
Лабораторная работа
Алгоритм измерений
«Измерение объёма твёрдого
тела неправильной формы».

11

Дата

06.09
13.09

20.09

27.09

04.10

11.10

18.10

25.10

08.11

15.11

22.11

12

13

14
15

16
17
18

19

20

21

22

23

24
25

26

27

Лабораторная работа
Отчёт по результатам измерений
«Определение вместимости
сосудов различной ёмкости».
Лабораторная работа
Отчёт по результатам работы
«Измерение толщины
тетрадного листа».
4. Учимся моделировать, выдвигать гипотезы,
наблюдать и объяснять явления (7 часов)
Первоначальные сведения о
Конспект
строении вещества. Молекулы.
Лабораторная работа
Модели молекул веществ
«Изготовление моделей
молекул воды, водорода,
кислорода».
Движение молекул. Диффузия. Опорный конспект
Взаимодействие молекул.
Устное сочинение «Что я знаю о
Явление смачивания.
молекулах»
Лабораторная работа
Отчёт по результатам работы
«Выяснение условий
протекания диффузии».

29.11

Лабораторная работа
«Определение времени
прохождения диффузии».
Игра «Агрегатные состояния
вещества».

07.02

Отчёт по результатам работы

06.12

13.12
20.12

27.12
10.01
17.01

14.02

5. Учимся устанавливать зависимости (6 часов)
Механическое движение и его Конспект
характеристики. Виды
движений.
Лабораторная работа
Отчёт по результатам работы
«Определение скорости
равномерного движения».
Лабораторная работа
Отчёт по результатам работы
«Определение средней
скорости неравномерного
прямолинейного движения».
Масса. Плотность.
Опорный конспект
Лабораторная работа
Отчёт по результатам работы
«Определение плотности
предметов домашнего
обихода».
Лабораторная работа
Отчёт по результатам работы
«Определение плотности воды,
растительного масла, молока».
6. Выясняем закономерности (5 часов)
Сила. Вес тела.
Конспект
12

21.02

28.02

06.03

13.03
20.03

03.04

10.04

28

29
30

31

32-33

34-35
36

Лабораторная работа
Отчёт по результатам работы
«Обнаружение и измерение
веса тела».
Сила трения. Действие на тело Устное сочинение «Однажды я
нескольких сил.
проснулся, а трение исчезло….»
Лабораторная работа
Отчёт по результатам работы
«Изучение силы трения
скольжения от рода трущихся
поверхностей».
Терминологическая игра
Занимательный рассказ с
«Путь прокладывает логика».
физическими понятиями
7. Занимательные опыты по физике (4 часа)
Весёлые опыты в домашних
Выбор темы выпускного проекта
условиях.
(подготовка эксперимента в
домашних условиях, изготовление
простейшего физического прибора
и т. д.)
Защита проектов по
Физические приборы,
выбранным темам.
изготовленные руками учащихся
Итоговое занятие
Подведение итогов

13

17.04

24.04
08.05;

15.05

22.05;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».