Русский язык, 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Администрация МО "Выборгский район"

МБОУ «СОШ г. Светогорска»

РАССМОТРЕНО
Методическим советом

Светогорска"

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ "СОШ г.
Председатель МС

______________Кокоткина В.В.

______________ Цветкова М.А.

Приказ №01-12/104

Протокол №5

от "4" апреля 2022 г.

от "31" марта 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 692538)
учебного предмета
«Русский язык»

для 6 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Четверткова Татьяна Сергеевна
учитель русского языка и литературы

Светогорск 2022

Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы
воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения
Основной образовательной программы основного общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания
русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения
школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный
перечень УМК по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения
народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык
межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов
Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного
языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места
его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах
его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей
и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания,
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи
информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей,
мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной
грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать
информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Речевая и текстовая
деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка
Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных
результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные
разновидности языка»).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:

осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому
языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения;
проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и
хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к
общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования
социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о
стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного
языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и
использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к
речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих
эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения
различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных
умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления
определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты
разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик
информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его
назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли
языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и
литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе,
соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего
образования.
Учебным планом на изучение русского языка в 6 классе отводится - 204 ч (6 ч в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Понятие о литературном языке.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение; сообщение на лингвистическую
тему.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями.
Текст
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и
средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках
изученного).
Информационная переработка текста. План текста (простой, сложный; назывной, вопросный);
главная и второстепенная информация текста; пересказ текста.
Описание как тип речи.
Описание внешности человека.
Описание помещения.
Описание природы.
Описание местности.
Описание действий.
Функциональные разновидности языка
Официально-деловой стиль. Заявление. Расписка. Научный стиль. Словарная статья. Научное
сообщение.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Лексикология. Культура речи
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные
слова.
Лексика русского языка с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу:
неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы).
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительная лексика и
лексика ограниченного употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы).
Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.
Лексический анализ слов.
Фразеологизмы. Их признаки и значение.
Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
Эпитеты, метафоры, олицетворения.
Лексические словари.
Словообразование. Культура речи. Орфография
Формообразующие и словообразующие морфемы.
Производящая основа.
Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую).

Морфемный и словообразовательный анализ слов.
Правописание сложных и сложносокращённых слов.
Нормы правописания корня -кас- — -кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при-.
Морфология. Культура речи. Орфография
Имя существительное
Особенности словообразования.
Нормы произношения имён существительных, нормы постановки ударения (в рамках изученного).
Нормы словоизменения имён существительных.
Нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами.
Имя прилагательное
Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные.
Степени сравнения качественных имён прилагательных.
Словообразование имён прилагательных.
Морфологический анализ имён прилагательных.
Правописание н и нн в именах прилагательных.
Правописание суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного).
Имя числительное
Общее грамматическое значение имени числительного. Синтаксические функции имён
числительных.
Разряды имён числительных по значению: количественные (целые, дробные, собирательные),
порядковые числительные.
Разряды имён числительных по строению: простые, сложные, составные числительные.
Словообразование имён числительных.
Склонение количественных и порядковых имён числительных.
Правильное образование форм имён числительных.
Правильное употребление собирательных имён числительных.
Употребление имён числительных в научных текстах, деловой речи.
Морфологический анализ имён числительных.
Нормы правописания имён числительных: написание ь в именах числительных; написание двойных
согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний
числительных.
Местоимение
Общее грамматическое значение местоимения. Синтаксические функции местоимений.
Разряды местоимений: личные, возвратное, вопросительные, относительные, указательные,
притяжательные, неопределённые, отрицательные, определительные.
Склонение местоимений.
Словообразование местоимений.
Роль местоимений в речи. Употребление местоимений в соответствии с требованиями русского
речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего
текста (устранение двусмысленности, неточности); притяжательные и указательные местоимения как
средства связи предложений в тексте.
Морфологический анализ местоимений.
Нормы правописания местоимений: правописание местоимений с не и ни; слитное, раздельное и

дефисное написание местоимений.
Глагол
Переходные и непереходные глаголы.
Разноспрягаемые глаголы.
Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном значении.
Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола.
Нормы ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
Нормы словоизменения глаголов.
Видо-временная соотнесённость глагольных форм в тексте.
Морфологический анализ глаголов.
Использование ь как показателя грамматической формы в повелительном наклонении глагола.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми
в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными
в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском
языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка,
к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте
учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том
числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых нормс учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственностьличности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры
как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных

видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в
процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать
адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из
литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор
и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой,
навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил

общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с
людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности
через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании
новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по
существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов,
разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом
самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать
свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из
одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация,
таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи
и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении

конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины
коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту
и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие
результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,
анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие сведения о языке
Характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как
государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках
изученного).
Иметь представление о русском литературном языке.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 6 предложений на основе
жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы
(монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение); выступать с сообщением на
лингвистическую тему.
Участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями) объёмом не менее 4 реплик.
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научноучебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 110 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов
различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 180 слов: устно и письменно
формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научноучебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для
подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 160 слов; для сжатого
изложения — не менее 165 слов).
Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться
словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том
числе во время списывания текста объёмом 100—110 слов; словарного диктанта объёмом 20—25
слов; диктанта на основе связного текста объёмом 100—110 слов, составленного с учётом ранее
изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение второго года
обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной
речи и на письме правила речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; с точки зрения его
принадлежности к функционально-смысловому типу речи.
Характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи; характеризовать
особенности описания как типа речи (описание внешности человека, помещения, природы, местности,
действий).
Выявлять средства связи предложений в тексте, в том числе притяжательные и указательные
местоимения, видо-временную соотнесённость глагольных форм.
Применять знания о функционально-смысловых типах речи при выполнении анализа различных
видов и в речевой практике; использовать знание основных признаков текста в практике создания
собственного текста.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество
микротем и абзацев.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание

внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и
читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 5 и более
предложений; классные сочинения объёмом не менее 100 слов с учётом функциональной
разновидности и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста
(простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста
в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и
прочитанном тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из
лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде
таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного
языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи; перечислять
требования к составлению словарной статьи и научного сообщения; анализировать тексты разных
функциональных разновидностей языка и жанров (рассказ; заявление, расписка; словарная статья,
научное сообщение).
Применять знания об официально-деловом и научном стиле при выполнении языкового анализа
различных видов и в речевой практике.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Лексикология. Культура речи
Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и заимствованные слова;
различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы,
устаревшие слова (историзмы и архаизмы); различать слова с точки зрения сферы их употребления:
общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины,
профессионализмы, жаргонизмы); определять стилистическую окраску слова.
Распознавать эпитеты, метафоры, олицетворения; понимать их основное коммуникативное
назначение в художественном тексте и использовать в речи с целью повышения её богатства и
выразительности.
Распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять их значения; характеризовать ситуацию
употребления фразеологизма.
Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться
словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.
Словообразование. Культура речи. Орфография
Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять производящую
основу.
Определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); проводить
морфемный и словообразовательный анализ слов; применять знания по морфемике и
словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов.
Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных.
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания
по орфографии в практике правописания.

Соблюдать нормы правописания сложных и сложносокращённых слов; нормы правописания
корня-кас- — -кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при-.
Морфология. Культура речи. Орфография
Характеризовать особенности словообразования имён существительных.
Соблюдать нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами.
Соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения
имён существительных.
Различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени
сравнения качественных имён прилагательных.
Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных; нормы произношения имён
прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного); соблюдать нормы правописания н и нн в
именах прилагательных, суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных, сложных имён прилагательных.
Распознавать числительные; определять общее грамматическое значение имени числительного;
различать разряды имён числительных по значению, по строению.
Уметь склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и
синтаксических функций числительных; характеризовать роль имён числительных в речи,
особенности употребления в научных текстах, деловой речи.
Правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать нормы правописания имён
числительных, в том числе написание ь в именах числительных; написание двойных согласных;
слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний
числительных.
Распознавать местоимения; определять общее грамматическое значение; различать разряды
местоимений; уметь склонять местоимения; характеризовать особенности их склонения,
словообразования, синтаксических функций, роли в речи.
Правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в
том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение
двусмысленности, неточности); соблюдать нормы правописания местоимений с не и ни, слитного,
раздельного и дефисного написания местоимений.
Распознавать переходные и непереходные глаголы; разноспрягаемые глаголы; определять
наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении;
различать безличные и личные глаголы; использовать личные глаголы в безличном значении.
Соблюдать нормы правописания ь в формах глагола повелительного наклонения.
Проводить морфологический анализ имён прилагательных, имён числительных, местоимений,
глаголов; применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в
речевой практике.
Проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике
произношения и правописания слов.
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания
по орфографии в практике правописания.
Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ
предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении
языкового анализа различных видов и в речевой практике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

всего

контрольные
работы

практические
работы

6

0

0

01.09.2022
08.09.2022

Повторить изученное в начальной школе.

Письменный
контроль;
Устный опрос;
Тестирование;

Educont.ru

Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ
1.1.

Повторение пройденного материала.

Итого по разделу

6

Раздел 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
2.1.

Основные функции русского языка.

1

0

0

09.09.2022
12.09.2022

Характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры использования
русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка
межнационального общения (в рамках изученного);
Извлекать информацию из различных источников;

Письменный
контроль;
Устный опрос;

Educont.ru

2.2.

Литературный язык.

2

0

0

13.09.2022
14.09.2022

Характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры использования
русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка
межнационального общения (в рамках изученного);
Извлекать информацию из различных источников;

Тестирование;

Educont.ru

Educont.ru

Итого по разделу

3

Раздел 3. ЯЗЫК И РЕЧЬ
3.1.

Виды речи.

2

0

0

15.09.2022
18.09.2022

Создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений,
чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монологописание, монолог-повествование, монолог-рассуждение);
Выступать с сообщением на лингвистическую тему (в течение учебного года);
Создавать различные виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (в
течение учебного года);
Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского
литературного языка (в течение учебного года);

Устный опрос;
Зачет;

3.2.

Монолог и диалог. Их разновидности.

3

0

0

19.09.2022
21.09.2022

Создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений,
чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монологописание, монолог-повествование, монолог-рассуждение);
Выступать с сообщением на лингвистическую тему (в течение учебного года);
Создавать различные виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (в
течение учебного года);
Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского
литературного языка (в течение учебного года);

Educont.ru
Устный опрос;
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;

Итого по разделу

5

Раздел 4. ТЕКСТ
4.1.

Информационная переработка текста.

5

0

0

22.09.2022
28.09.2022

Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие
темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и
относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к
функциональносмысловому типу речи; его композиционных особенностей,
количества микротем и абзацев;
Проводить информационную переработку текста: составлять план прочитанного
текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего
воспроизведения содержания текста в устной и письменно й форме;
Выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном
тексте;
Пересказывать текст;
Представлять содержание прослушанного или прочитанного учебно-научного текста
в виде таблицы, схемы, представлять содержание таблицы, схемы в виде текста;

Письменный
контроль;
Устный опрос;
Зачет;

Educont.ru

4.2.

Функциональносмысловые типы речи.

8

0

0

29.09.2022
10.10.2022

Представлять содержание прослушанного или прочитанного учебно-научного текста
в виде таблицы, схемы, представлять содержание таблицы, схемы в виде текста;
Характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание, рассуждение); характеризовать особенности описания как
типа речи;
Создавать текст-описание: устно и письменно описывать внешность человека,
помещение, природу, местность, действие;
Создавать тексты с опорой на картину, произведение искусства, в том числе
сочинения-миниатюры, классные сочинения;

Письменный
контроль;
Устный опрос;
Диктант;

Educont.ru

4.3.

Виды описания.

5

0

0

11.10.2022
17.10.2022

Создавать текст-описание: устно и письменно описывать внешность человека,
помещение, природу, местность, действие;
Создавать тексты с опорой на картину, произведение искусства, в том числе
сочинения-миниатюры, классные сочинения;

Письменный
контроль;
Устный опрос;

Educont.ru

4.4.

Смысловой анализ текста.

5

1

0

18.10.2022
24.10.2022

Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие
темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и
относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к
функциональносмысловому типу речи; его композиционных особенностей,
количества микротем и абзацев;
Характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание, рассуждение); характеризовать особенности описания как
типа речи;

Письменный
контроль;
Устный опрос;
Контрольная
работа;

Educont.ru

0

25.10.2022
01.11.2022

Характеризовать особенности официально-делового и научно-учебного стилей;
Перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения;
Анализировать тексты разных стилей и жанров (рассказ; заявление, расписка;
словарная статья, научное сообщение);
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование,
описание) с опорой на жизненный и читательский опыт;

Educont.ru
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Зачет;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;

Итого по разделу:

23

Раздел 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА
5.1.

Официально деловой стиль. Жанры.

6

0

5.2.

Научный стиль. Жанры.

Итого по разделу:

6

0

0

02.11.2022
10.11.2022

Характеризовать особенности официально-делового и научно-учебного стилей;
Перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения;
Анализировать тексты разных стилей и жанров (рассказ; заявление, расписка;
словарная статья, научное сообщение);
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование,
описание) с опорой на жизненный и читательский опыт;

Educont.ru
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Зачет;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;

12

Раздел 6. СИСТЕМА ЯЗЫКА: ЛЕКСИКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
6.1.

Группы лексики по происхождению.

4

0

0

11.11.2022
16.11.2022

Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и
заимствованные слова;
Различать историзмы и архаизмы;
Различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные,
диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы;

;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Зачет;

Educont.ru

6.2.

Активный и пассивный запас лексики.

3

0

0

17.11.2022
21.11.2022

различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному
запасу: неологизмы, устаревшие слова;
Различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные,
диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы;
Проводить лексический анализ слов;

Письменный
контроль;
Устный опрос;
Тестирование;

Educont.ru

6.3.

Лексика
с точки зрения сферы употребления.

3

0

0

22.11.2022
24.11.2022

Различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные,
диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы;
Распознавать эпитеты, метафоры, олицетворения; понимать их основное
коммуникативное назначение в художественном тексте;
Определять основания для сравнения и сравнивать эпитеты, метафоры,
олицетворения;
Распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять их значение, речевую
ситуацию употребления;

Устный опрос;

Educont.ru

6.4.

Стилистическая окраска слова.

3

0

0

25.11.2022
29.11.2022

Определять стилистическую окраску слова;
Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского
литературного языка;

Письменный
контроль;
Устный опрос;

Educont.ru

6.5.

Лексические средства выразительности.

3

0

0

30.11.2022
04.12.2022

Выбирать лексические средства в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться
словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки
зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать
толковые словари;

Письменный
контроль;
Устный опрос;
Зачет;

Educont.ru

6.6.

Лексические словари

4

1

0

05.12.2022
08.12.2022

Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и
заимствованные слова;
Проводить лексический анализ слов;

Письменный
контроль;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Тестирование;

Educont.ru

Итого по разделу:

20

Раздел 7. СИСТЕМА ЯЗЫКА: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ

7.1.

Виды морфем.

4

0

0

09.12.2022
14.12.2022

Определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую);
Определять основания для сравнения и сравнивать слова, образованные разными
способами;
Проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

Письменный
контроль;
Устный опрос;
Зачет;

Educont.ru

7.2.

Основные способы образования
слов в русском языке.

5

0

0

15.12.2022
21.12.2022

Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять
производящую основу;
Определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую);
Проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов;

Письменный
контроль;
Устный опрос;
Зачет;
Тестирование;

Educont.ru

7.3.

Правописание сложных и
сложносокращённых слов.

5

1

0

22.12.2022
28.12.2022

Проводить орфографический анализ сложных и сложносокращённых слов;
Письменный
Проводить орфографический анализ слов с корнем -кас- — -кос- с чередо- ванием а // о, контроль;
слов с приставками пре- и при-;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Зачет;
Тестирование;
Диктант;

Educont.ru

Итого по разделу:

14

Раздел 8. СИСТЕМА ЯЗЫКА: МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ
8.1.

Имя существительное

10

1

0

09.01.2023
22.01.2023

Характеризовать особенности словообразования имён существительных;
Проводить орфоэпический анализ имён существительных (выявлять особенности
произношения, постановки ударения (в рамках изученного), анализировать
особенности словоизменения имён существительных;
Соблюдать нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами;
Проводить морфологический анализ имён существительных;

Educont.ru
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;

8.2.

Имя прилагательное

15

1

0

23.01.2023
12.02.2023

Распознавать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные,
степени сравнения качественных имён прилагательных;
Анализировать особенности словообразования имён прилагательных;
Проводить орфоэпический анализ имён прилагательных, выявлять особенности
произношения имён прилагательных, ударения (в рамках изученного);
Проводить орфографический анализ имён прилагательных с н и нн, имён
прилагательных с суффиксами -к- и -ск-, сложных имён прилагательных;
Проводить морфологический анализ имён прилагательных;

Educont.ru
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;

8.3.

Имя числительное

23

1

0

13.02.2023
15.03.2023

Распознавать числительные;
Определять общее грамматическое значение имени числительного;
Различать количественные (целые, дробные, собирательные) и порядковые имена
числительные;
Различать простые, сложные, составные имена числительные;
Склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и
синтаксических функций числительных;
Характеризовать роль имён числительных в речи, особенности употребления в научных
текстах, деловой речи;
Анализировать примеры употребления собирательных имён числительных;
Проводить орфографический анализ имён числительных, в том числе нап исание ь в
именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное
написание числительных; написание окончаний числительных;
Проводить морфологический анализ имён числительных;

Educont.ru
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;

8.4.

Местоименение

15

1

0

16.03.2023
05.04.2023

Распознавать местоимения;
Определять общее грамматическое значение местоимения;
Различать разряды местоимений;
Характеризовать особенности склонения местоимений, словообразования
местоимений, синтаксических функций местоимений, роли в речи;
Анализировать примеры употребления местоимений с точки зрения соответствия
требованиям русского речевого этикета;
Анализировать примеры употребления местоимения 3-го лица с точки зрения
соответствия смыслу предшествующего текста;
Редактировать небольшие тексты, где употребление местоимения приводит к речевой
ошибке (устранять двусмысленность, неточность);
Проводить орфографический анализ местоимений с не и ни;
Анализировать примеры слитного, раздельного и дефисного написания местоимения;
Проводить морфологический анализ местоимений;

Educont.ru
;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;
ВПР;

8.5.

Глагол

36

1

0

06.04.2023
24.05.2023

Распознавать переходные и непереходные глаголы; разноспрягаемые глаголы;
Определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и
повелительном наклонении;
Различать безличные и личные глаголы;
Анализировать примеры использования личных глаголов в безличном значении;
Проводить орфографический анализ глаголов с ь в формах повелительного
наклонения;
Применять нормы правописания глаголов с изученными орфограммами;
Проводить морфологический анализ глаголов;

Educont.ru
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;

Итого по разделу:
Раздел 9. ПОВТОРЕНИЕ

99

9.1.

Повторение пройденного материала

Итого по разделу:

6

0

0

25.05.2023
28.05.2023

Обобщить и систематизировать, полученные знания в течении учебного года и уметь
их применять в дальнейшем образовательном процессе.

Educont.ru
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;

6

Раздел 10. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
10.1.

Сочинения

4

0

0

29.05.2023

Научиться составлять план текста, выделять основные части, составлять и подбирать
опорные слова, логически по цепочке излагать текст.

Письменный
контроль;

Educont.ru

10.2.

Изложения

4

0

0

30.05.2023

Уметь внимательно слушать текст, понимать основную мысль текста, записывать
опорные слова, составлять по ним план текста, излагать текст - близко к исходному.

Письменный
контроль;

Educont.ru

10.3.

Контрольные и проверочные работы

8

0

0

31.05.2023

Применять знания при написании работы.

Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Тестирование;
Диктант;

Educont.ru

8

0

Итого по разделу:

16

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

204

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

01.09.2022 Устный опрос;

1.

Понятие о литературном
языке.

1

0

0

2.

Понятие о литературном
языке.

1

0

0

3.

Р/р. Что мы знаем о речи,
ее стилях и типах. В
лингвистической
лаборатории

1

0

0

02.09.2022 Устный опрос;

4.

Р/р. Что мы знаем о речи,
ее стилях и типах. В
лингвистической
лаборатории

1

0

0

05.09.2022 Письменный
контроль;

5.

Р/р. Что мы знаем о речи,
ее стилях и типах. В
лингвистической
лаборатории

1

0

0

06.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

6.

Орфография и пунктуация 1

0

0

07.09.2022 Устный опрос;

7.

Орфография и пунктуация 1

0

0

08.09.2022 Письменный
контроль;

8.

Орфография и пунктуация 1

0

0

9.

Употребление прописных 1
букв.

0

0

09.09.2022 Устный опрос;

10.

Буквы ь и ъ

1

0

0

12.09.2022 Устный опрос;

11.

Орфограммы корня.
Чередующаяся гласная в
корне

1

0

0

13.09.2022 Письменный
контроль;

12.

Орфограммы корня.

1

0

0

14.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Письменный
контроль;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

13.

Чередующаяся гласная в
корне

1

0

0

15.09.2022 Письменный
контроль;

14.

Правописание приставок.

1

0

0

Тестирование;

15.

Орфограммы корня.

1

0

0

16.09.2022 Устный опрос;

16.

Орфограммы корня.

1

0

0

19.09.2022 Письменный
контроль;

17.

Контрольная работа
(входная диагностика).

1

1

0

20.09.2022 Диктант;

18.

Анализ контрольной
работы, работа над
ошибками.

1

0

0

21.09.2022 Устный опрос;

19.

Правописание окончаний
слов.

1

0

0

22.09.2022 Устный опрос;

20.

Правописание окончаний
слов.

1

0

0

21.

Правописание окончаний
существительных,
прилагательных и
глаголов.

1

0

0

23.09.2022 Устный опрос;

22.

Правописание окончаний
существительных,
прилагательных и
глаголов.

1

0

0

26.09.2022 Письменный
контроль;

23.

Слитное и раздельное
написание не с глаголами
и существительными
Практикум

1

0

0

27.09.2022 Устный опрос;

24.

Слитное и раздельное
написание не с глаголами
и существительными
Практикум

1

0

0

28.09.2022 Тестирование;

25.

Слитное и раздельное
написание НЕ с
прилагательными

1

0

0

29.09.2022 Устный опрос;

26.

Слитное и раздельное
написание НЕ с
прилагательными

1

0

0

Письменный
контроль;

Зачет;

27.

1
Р/Р Что мы знаем о
тексте. В лингвистической
лаборатории

0

0

30.09.2022 Устный опрос;

28.

Слово и его лексическое
значение В
лингвистической
лаборатории

1

0

0

03.10.2022 Устный опрос;

29.

Слово и его лексическое
значение В
лингвистической
лаборатории

1

0

0

04.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

30.

Исконно русские и
заимствованные слова

1

0

0

05.10.2022 Устный опрос;

31.

Исконно русские и
заимствованные слова

1

0

0

06.10.2022 Тестирование;

32.

Профессионализмы и
диалектизмы

1

0

0

33.

Устаревшие слова и
неологизмы В
лингвистической
лаборатории

1

0

0

07.10.2022 Устный опрос;

34.

Устаревшие слова и
неологизмы В
лингвистической
лаборатории

1

0

0

10.10.2022 Письменный
контроль;

35.

Контрольная работа по
теме " Лексикология и
фразеология".

1

1

0

11.10.2022 Диктант;

36.

Анализ контрольной
работы

1

0

0

12.10.2022 Устный опрос;

37.

Части речи.

1

0

0

13.10.2022 Устный опрос;

38.

Часть преложения.

1

0

0

Устный опрос;

39.

Проверочный диктант.

1

0

0

14.10.2022 Диктант;

40.

Анализ и работа над
ошибками

1

0

0

17.10.2022 Устный опрос;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

41.

Морфологические
признаки имени
существительного.

1

0

0

18.10.2022 Устный опрос;

42.

Морфологические
признаки имени
существительного.

1

0

0

19.10.2022 Письменный
контроль;

43.

Морфологические
признаки имени
существительного.

1

0

0

20.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

44.

Словообразование имён
существительных.

1

0

0

45.

Сложные случаи
словообразования.

1

0

0

21.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

46.

Практикум по теме
«Словообразование имён
существительных»

1

0

0

24.10.2022 Устный опрос;

47.

Практикум по теме
«Словообразование имён
существительных»

1

0

0

25.10.2022 Письменный
контроль;

48.

К. Р/Р Изложение учебно- 1
научного текста
«Связанные корни»

0

0

26.10.2022 Устный опрос;

49.

К. Р/Р Изложение учебно- 1
научного текста
«Связанные корни»

0

0

27.10.2022 Письменный
контроль;

50.

1
Р/Р Анализ ошибок,
допущенных в изложении

0

0

Устный опрос;

51.

Правописание сложных
имён существительных.

1

0

0

07.11.2022 Устный опрос;

1

0

0

08.11.2022 Письменный
контроль;

Устный опрос;

Словообразовательный
разбор существительных.
Практикум
52.

Правописание сложных
имён существительных.
Словообразовательный
разбор существительных.
Практикум

53.

Употребление имён
существительных в речи
Практикум

1

0

0

09.11.2022 Тестирование;

54.

К. Р.р. Сочинениеописание по картине
В.М. Васнецова «Витязь
на распутье»

1

0

0

10.11.2022 Письменный
контроль;

55.

Р/Р Анализ творческих
работ

1

0

0

Устный опрос;

56.

Р/Р Разграничение
деловой и научной речи.
Исследование текста

1

0

0

11.11.2022 Устный опрос;

57.

Р/Р Характеристика
научного стиля
Исследование текста

1

0

0

14.11.2022 Устный опрос;

58.

Р/Р Определение
научного понятия.
Исследование текста

1

0

0

15.11.2022 Устный опрос;

59.

1
Р/р. Рассуждениеобъяснение Исследование
текста

0

0

16.11.2022 Устный опрос;

60.

Р/р. Характеристика
делового стиля.
Исследование текста

1

0

0

17.11.2022 Устный опрос;

61.

Морфологические
признаки имени
прилагательного

1

0

0

Устный опрос;

62.

Морфологические
признаки имени
прилагательного

1

0

0

18.11.2022 Письменный
контроль;

63.

Словообразование
прилагательных
Практикум

1

0

0

21.11.2022 Устный опрос;

64.

Словообразование
прилагательных
Практикум

1

0

0

22.11.2022 Письменный
контроль;

65.

Основные способы
образования
прилагательных

1

0

0

23.11.2022 Самооценка с
использование
м«Оценочного
листа»;

66.

Контрольная работа Тест.
Имя прилагательное

1

0

0

24.11.2022 Тестирование;

67.

Анализ контрольной
работы. Работа над
ошибками

1

0

0

Устный опрос;

68.

Правописание сложных
имен прилагательных

1

0

0

25.11.2022 Устный опрос;

69.

Правописание сложных
имен прилагательных

1

0

0

28.11.2022 Письменный
контроль;

70.

Прилагательные,
обозначающие цвет. В
лингвистической
лаборатории

1

0

0

29.11.2022 Устный опрос;

71.

Употребление Н, НН в
именах прилагательных,
образованных от имен
существительных

1

0

0

30.11.2022 Устный опрос;

72.

Правописание
суффиксов-ан-, ян-, -ин-.

1

0

0

01.12.2022 Письменный
контроль;

73.

Две буквы НН в именах
прилагательных

1

0

0

74.

Две буквы НН в именах
прилагательных

1

0

0

02.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

75.

Обобщение изученного о
прилагательном

1

0

0

05.12.2022 Устный опрос;

76.

Обобщение изученного о
прилагательном

1

0

0

06.12.2022 Тестирование;

77.

Контрольная работа №7
по теме «Имя
прилагательное».

1

1

0

07.12.2022 Диктант;

78.

Анализ контрольной
работы. Работа над
ошибками.

1

0

0

08.12.2022 Устный опрос;

79.

Употребление
прилагательных в речи В
лингвистической
лаборатории

1

0

0

Устный опрос;

Устный опрос;

80.

Произношение имен
прилагательных в речи В
лингвистической
лаборатории

1

0

0

09.12.2022 Устный опрос;

81.

Р/р. Способы связи
предложений в тексте.
Исследование текста

1

0

0

12.12.2022 Устный опрос;

82.

Р/р. Средства связи
предложений в тексте.

1

0

0

13.12.2022 Устный опрос;

1

0

0

14.12.2022 Письменный
контроль;

Употребление
параллельной связи с
повтором. Исследование
текста
83.

Контрольная работа №8
(по развитию речи).
Изложение. Отрывок из
повести Р.Достяна «Два
человека»

84.

Анализ изложения

1

0

0

15.12.2022 Устный опрос;

85.

Р/р. Как исправить текст с 1
неудачным повтором. В
лингвистической
лаборатории

0

0

Устный опрос;

86.

Имя числительное как
часть речи.

1

0

0

16.12.2022 Устный опрос;

87.

Числительные простые,
сложные и составные; их
правописание

1

0

0

19.12.2022 Письменный
контроль;

88.

Числительные простые,
сложные и составные; их
правописание

1

0

0

20.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

89.

Количественные
числительные. Их
разряды, склонение,
правописание

1

0

0

21.12.2022 Устный опрос;

90.

Количественные
числительные. Их
разряды, склонение,
правописание

1

0

0

22.12.2022 Письменный
контроль;

Устный опрос;

91.

Р/Р. Верное согласование
собирательных
числительных (оба, обе;
двое, трое).

1

0

0

92.

Изменение порядковых
числительных

1

0

0

23.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

93.

Р/р. Употребление
числительных в речи В
лингвистической
лаборатории

1

0

0

26.12.2022 Устный опрос;

94.

Р/р. Употребление
числительных в речи В
лингвистической
лаборатории

1

0

0

27.12.2022 Письменный
контроль;

95.

Контрольная работа по
теме «Числительные».

1

1

0

09.01.2023 Диктант;

96.

Анализ К/Р. Работа над
ошибками

1

0

0

10.01.2023 Устный опрос;

97.

Развитие речи. Описание
места Исследование
текста

1

0

0

11.01.2023 Устный опрос;

98.

Контрольная работа №14
(по развитию речи) .

1

0

0

12.01.2023 Письменный
контроль;

99.

Контрольная работа №14
(по развитию речи) .

1

0

0

Устный опрос;

100. Местоимения как часть
речи

1

0

0

13.01.2023 Устный опрос;

101. 101. Р/Р
Обучающее
изложение
102. 102.
Анализ изложения
.

1

0

0

16.01.2023 Письменный
контроль;

1

0

0

17.01.2023 Устный опрос;

103. 103. Разряды местоимений: 1
значение, изменение,
роль в предложении В
лингвистической
лаборатории

0

0

18.01.2023 Устный опрос;

104. 104. Личные местоимения

1

0

0

105. Возвратное местоимение.

1

0

0

106. 106.
Притяжательные
местоимени
107. 107.
я
Указательные
местоиме
108. ния.
Развитие речи. Описание
состояния окружающей
среды В
лингвистической
лаборатории ы
109. Контрольная работа (по
развитию речи)
Изложение сжатое с
творческим заданием.

1

0

0

20.01.2023 Письменный
контроль;

1

0

0

23.01.2023 Зачет;

1

0

0

24.01.2023 Устный опрос;

1

0

0

25.01.2023 Тестирование;

110. Контрольная работа (по
развитию речи)
Изложение сжатое с
творческим заданием.

1

0

0

26.01.2023 Устный опрос;

111. 111.
Определительные
местоимения.
112. 112.
Определительные
местоимения.
113. 113.
Вопросите
льноотноситель
114. 114. ные
Вопросите
местоимен
льноия.
относитель
115. Контрольная
работа по
ные
теме местоимен
«Местоимения».
ия.К/Р. Работа над
116. Анализ

1

0

0

Устный опрос;

1

0

0

27.01.2023 Письменный
контроль;

1

0

0

30.01.2023 Устный опрос;

1

0

0

31.01.2023 Письменный
контроль;

1

0

0

Тестирование;

1

0

0

Устный опрос;

1

0

0

Устный опрос;

1

0

0

Письменный
контроль;

19.01.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Зачет;

ошибками
117. 117.
Отрицательные
местоимен
118. 118.
ия.
Отрицательные
местоимен
ия.

119. 119.
Неопределенные
местоимени
120. 120.
я
Неопределенные
местоимени
121. 121.
Правописание
я
неопределенных и
отрицательных
местоимений;
раздельное
написание
предлогов с
местоимениями
122. 122. Правописание
Практикум
неопределенных и
отрицательных
местоимений;
раздельное
написание
предлогов с
местоимениями
123. 123. Р/РУпотребление
Практикум
местоимений в
речи.
Правильное, не
нарушающее смысловой
точности употребление
местоимений в тексте. В
лингвистической
лаборатории
124. 124. Р/РУпотребление
местоимений в
речи.
Правильное, не
нарушающее смысловой
точности употребление
местоимений в тексте. В
лингвистической
лаборатории
125. 125. Обобщение по
теме
«Местоимение
»
126. 126. Обобщение по
теме
«Местоимение
»

1

0

0

Устный опрос;

1

0

0

Письменный
контроль;

1

0

0

Устный опрос;

1

0

0

Письменный
контроль;

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

1

0

0

Письменный
контроль;

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

127. 127. Итоговая
контрольная
работа по теме
"Местоимение"
128. Анализ К/Р. Работа над
ошибками.

1

1

0

Диктант;

1

0

0

Устный опрос;

129. 129.
Морфологические
признаки
130. 130.
глаголов.
Словообразование
глаголов
Практикум

1

0

0

Устный опрос;

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

131. 131.

1

0

0

Устный опрос;

1

0

0

Устный опрос;

1

0

0

Тестирование;

1

0

0

Устный опрос;

1

0

0

Устный опрос;

1

0

0

Устный опрос;

1

0

0

Зачет;

138. Анализ К/Р. Работа над
ошибками.

1

0

0

Устный опрос;

139. 139. Р/р.
Повествование
делового и
научного стилей.
Исследование
текста

1

0

0

Устный опрос;

Р/РУпотребле
ние глаголов
в речи. В
лингвистичес
132. 132. кой
Р/РУпотребле
лаборатории
ние глаголов
в речи. В
лингвистичес
133. Контрольный
диктант.
кой
лаборатории
134. 134. Анализ
контрольного
диктанта
135. 135. Р/р.
Повествование в
художественной
и
разговорной
136. 136. Р/р.
Повествование
речи
вИсследование
рассказе.
Исследование
текста
текста
137. Контрольная работа №12
(по развитию речи).
Сжатое изложение по упр.
571

140. 140. Р/р.
Повествование
делового и
научного стилей.
Исследование
141. 141. Какие
текстаслова
являются
наречиями.

1

0

0

Устный опрос;

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

142. 142. Какие слова
являются
наречиями.

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

143. Как отличить наречие от
созвучных форм других
частей речи В
лингвистической
лаборатории

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

144. Как отличить наречие от
созвучных форм других
частей речи В
лингвистической
лаборатории

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

145. 145. Разряды
наречий по
значению.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

146. 146. Слова
категории
состояния

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

147. 147. Слова
категории
состояния

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

148. 148. Степени
сравнения
наречий

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

149. 149. Степени
сравнения
наречий

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

150. Морфологический разбор
наречий Практикум
Словообразование
наречий В
лингвистической
лаборатории

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

151. Морфологический разбор
наречий Практикум
Словообразование
наречий В
лингвистической
лаборатории

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

152. Контрольная работа по
теме «Наречие».

1

1

0

Диктант;

153. 153. Анализ
контрольной работы

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

154. Правописание наречий,
образованных от имён
существительных.

1

0

0

Устный опрос;

1

0

0

Письменный
контроль;

Практикум
155. Правописание наречий,
образованных от имён
существительных.
Практикум
156. Правописание наречий на
-о и -е.

1

157. Правописание наречий
на-о и -е.

1

158. НЕ в наречиях на -о и -е.

1

159. НЕ в наречиях на -о и -е.

1

160. Закрепление материала
1
Правописание наречий нао и -е. НЕ в наречиях на -о
и -е.
161. Буквы Н, НН в наречиях
на -о и –е.

1

162. Буквы Н, НН в наречиях
на -о и –е.

1

163. 163. Буквы О, Е. на конце 1
наречий после
шипящих.
164. 164. Буквы О, Е. на конце 1
наречий после
шипящих.
165. Подготовка к диктанту по 1
теме «Правописание
наречий».
166. Контрольный диктант по
теме «Правописание
наречий».

1

167. 167. Анализ
контрольного
диктанта.
168. Р/р. Соединение в тексте
разных типов речи

1

169. Р/р. Соединение в тексте
разных типов речи

1

170. 170. Буквы о, а в
конце наречий.

1

171. 171. Буквы о, а в
конце наречий.

1

172. 172. Дефис в наречиях.

1

173. 173. Дефис в наречиях.

1

174. Буква Ь на конце наречий
после шипящих.

1

175. Буква Ь на конце наречий
после шипящих.

1

176. Употребление наречий в
речи. В лингвистической
лаборатории

1

1

177. Употребление наречий в
1
речи. В лингвистической
лаборатории
178. Произношение наречий. В 1
лингвистической
лаборатории
179. Произношение наречий. В 1
лингвистической
лаборатории

180. 180. Слова
категории
состояния.
181.
181. Слова
категории
состояния.
182. Подготовка к к/р по теме:
"Слова категории
состояния"

1

183. Контрольная работа по
теме "Наречие. Слова
категории состояния".

1

184. 184. Анализ
контрольной работы.

1

185. 185. Части речи в
русском
языке

1

186. 186. Части речи в
русском
языке

1

187. Обобщение и повторение
по теме: "Части речи в
русском языке"

1

188. 188. Словообразование и
употребление
самостоятельных
частей речи В
лингвистической
лаборатории
189. 189. Словообразование и
употребление
самостоятельных
частей речи В
лингвистической
лаборатории
190. 190. Трудные случаи
правописания
самостоятельных
частей речи.

1

191. 191. Трудные случаи
правописания
самостоятельных
частей речи.

1

1

1

1

1

192. Повторение по теме: "Имя 1
существительное"

1

193. Повторение по теме: "Имя 1
существительное"
194. Повторение по теме: "Имя 1
прилагательное"
195. Повторение по теме: "Имя 1
прилагательное"
196. Повторение по теме: "Имя 1
числительное"
197. Повторение по теме: "Имя 1
числительное"
198. 198. Повторение по
теме: "Местоимение"

1

199. 199. Повторение по
теме: "Местоимение"

1

200. 200. Повторение по
теме: "Глагол"

1

201. 201. Повторение по
теме: "Глагол"

1

202. 202. Подготовка к
годовой
контрольной
203. 203.
Годовая
работе.
контрольная работа.

1

204. 204. Анализ
контрольной работы.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

204

1

29.05.2023

1

30.05.2023

31.05.2023

8

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и другие. Русский язык (в 2 частях), 6 класс/
ООО«ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
М М Разумовская,С И Львова Методическое пособие к уч. под ред. М М Разумовской ,П А Леканта 59 кл
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Educont.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».