МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Администрация МО «Выборгский район» МБОУ «СОШ г. Светогорска» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО ____________Кокоткина В.В. ______________ Протокол №5 Приказ №10-12/104 от "31"марта 2022 г. от "04" апреля 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 5408472) учебного предмета «Музыка» для 6 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Крупенич Светлана Геннадьевна Учитель музыки Светогорск 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 6 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационновыразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством. Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур. Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком — подсознательном — уровне. Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым. Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей. Рабочая программа позволит учителю: — реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования; — определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20); — разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности. Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: 1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности. Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются: 1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания. 2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека. 3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия. 4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей. 5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе: а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением); б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах); в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов); г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.); д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления); е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства. 6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре. Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыка моего края»; модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Европейская классическая музыка»; модуль № 5 «Русская классическая музыка»; модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»; модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»; модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»; модуль № 9 «Жанры музыкального искусства». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно. Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 6 классе составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы Репертуар практические работы для слушания для пения "Мальчишки и девчонки" (работа над песней), "Зеленая рощица" (рус.н.п.),опера "Повесть о настоящем человеке(Прокофьев, сцена в госпитале). Тема полугодия"Преобразующая сила музыки".Картина Пукирева "Неравный брак", "Матушка, что во поле пыльно"(рус.н п.), видео "Шарманка, Вальс о вальсе(Ж. Брель), песня "Мальчишки и девчонки". Воздействие музыки через контрасты. Симфониядейство "Перезвоны "(Гаврилин, фрагменты:"Вечерняя музыка", "Весело на душе", "Молитва"), песня "Молитва". Тема полугодия "В чем сила музыки?" Постижение музыкальнного образа как единства красоты и правды. Опера "Жизнь за царя" (Глинка, ария и речи- татив Сусанина "Чуют правду", хор"Слався"), песня "Баллада о солда- те" (Соловьев-Седой). "Мальчишки и девчонки" (работа над песней), "Зеленая рощица" (рус.н.п.),опера "Повесть о настоящем человеке(Прокофьев, сцена в госпитале). для музицирования Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 01.09.2022 30.09.2022 Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далёких регионов в аудио- и видеозаписи. Определение на слух:; принадлежности к народной или композиторской музыке;; исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);; жанра, характера музыки.; Устный опрос; Edcoo.ru Модуль 1. Народное музыкальное творчество России 1.1. Россия — наш общий дом; 4 0 0 Тема полугодия"Преобразующая сила музыки".Картина Пукирева "Неравный брак", "Матушка, что во поле пыльно"(рус.н п.), видео "Шарманка, Вальс о вальсе(Ж. Брель), песня "Мальчишки и девчонки". Воздействие музыки через контрасты. Симфониядейство "Перезвоны "(Гаврилин, фрагменты:"Вечерняя музыка", "Весело на душе", "Молитва"), песня "Молитва". Тема полугодия "В чем сила музыки?" Постижение музыкальнного образа как единства красоты и правды. Опера "Жизнь за царя" (Глинка, ария и речи- татив Сусанина "Чуют правду", хор"Слався"), песня "Баллада о солда- те" (Соловьев-Седой). 1.2. Фольклор в творчестве профессиональных композиторов; Итого по модулю 4 0 8 Модуль 2. Русская классическая музыка 0 Воздействие музыки через контрасты. Симфониядейство "Перезвоны "(Гаврилин, фрагменты:"Вечерняя музыка", "Весело на душе", "Молитва"), песня "Молитва". Сила музыкального воплощения при- роды через произведение РимскогоКорсакова -оперу "Снегурочка". Песня Леля "туча со громом сговаривалась", сцена в тереме Мороза и ария Снегурочки "С подружками по ягоды ходить", песня "Ты слышишь, море". Знакомство с группами инструментов симфонического оркестра. Разнообра- зие звучания инструментов для преда- чи реальных чувств и эмоций. Музыка Свиридова (Увертюра "Время, вперед") песня "Ты слышишь, море". Сила правды в музыке Прокофьева. Сюита "Зимний костер" 1-я часть "Отъ- езд" (писменное задание), "Песня гардемаринов". Сила музыкального воплощения при- роды через произведение Римского-Корсакова оперу "Снегурочка". Песня Леля "туча со громом сговаривалась", сцена в тереме Мороза и ария Снегу- рочки "С подружками по ягоды ходить", песня "Ты слышишь, море". Сила правды в музыке Прокофьева. Сюита "Зимний костер" 1-я часть "Отъ- езд" (писменное задание), "Песня гардемаринов". Воздействие музыки через контрасты. Симфониядейство "Перезвоны "(Гаврилин, фрагменты:"Вечерняя музыка", "Весело на душе", "Молитва"), песня "Молитва". Знакомство с группами инструментов симфонического оркестра. Разнообра- зие звучания инструментов для преда- чи реальных чувств и эмоций. Музыка Свиридова (Увертюра "Время, вперед") песня "Ты слышишь, море". 01.10.2022 27.10.2022 Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов России; Знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио- и видеозаписи. Аутентичная манера исполнения. Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки разных народов.; Устный опрос; Edcoo.ru 2.1. Золотой век русской культуры 3 0 0 Духовная музыка. Знаменный распев 12 века. Сатира в музыке. Сюита№2 (Стравин- ский, муз. Киевский распев "Свете тихий песня "Молитва" викторина), "Песня о (Окуджава)." дале- кой Родине". Сатира в музыке. Сюита №2 (Стравин- ский, муз. викторина), "Песня о далекой Родине". Сила музыки композиторов 20 века. Концерт №3 для ф-но с оркестром (Кабалевский), "Concerto grosso№1" (Шнитке), "Песня гардемаринов". Духовная музыка. Знаменный распев 12 века. Киевский распев "Свете тихий песня "Молитва" (Окуджава)." Сила музыки композиторов 20 века. Концерт №3 для фно с оркестром (Кабалевский), "Concerto grosso№1" (Шнитке), "Песня гардемаринов". 01.11.2022 30.11.2022 Знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств.; Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического характера, сочинённого русским композиторомклассиком.; Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.; Просмотр художественных фильмов, телепередач, посвящённых русской культуре XIX века.; Создание любительского фильма, радиопередачи, театрализованной музыкальнолитературной композиции на основе музыки и литературы XIX века.; Реконструкция костюмированного бала, музыкального салона; Устный опрос; Edcoo.ru 2.2. История страны и народа в музыке русских композиторов Итого по модулю 4 0 7 Модуль 3. Европейская классическая музыка 0 Симфония №6(Чайковский, 1ч.),"Сентиментальный вальс"(Чайковский),вальс№14(Шопен), "мальчишки и девчонки". Сила музыки Чайковского. Симфония№ 6 1ч. Цикл пьес для ф-но "Времена го- да" (Апрель), песня "Звезды" (Высоц- кий). Сила и правда песен о войне. Песни:"На безымянной высоте","Смуг- лянка". Песня "День Победы", рассказ о памят- нике "Воину-освободителю" в Трептов- парке в Берлине, бардовская песня о войне ("Звезды" -Высоцкий, "Послед- ний бой -Ножкин). Сила музыки Чайковского. Симфония№ 6 1ч. Цикл пьес для ф-но "Времена го- да"(Апрель), песня "Звезды" (Высоц- кий). Сила и правда песен о войне. Песни:"На безымянной высоте","Смуг- лянка". Песня "День Победы", рассказ о памят- нике "Воину-освободителю" в Трептов- парке в Берлине, бардовская песня о войне ("Звезды" Высоцкий, "Послед- ний бой -Ножкин). Симфония №6(Чайковский, 1ч.),"Сентиментальный вальс"(Чайковский),вальс№14(Шопен), "мальчишки и девчонки". 01.12.2022 28.12.2022 Знакомство с шедеврами русской музыки XIX—XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса.; Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения патриотического содержания, сочинённого русским композиторомклассиком.; Исполнение Гимна Российской Федерации.; Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.; Просмотр художественных фильмов, телепередач, посвящённых творчеству композиторов — членов кружка «Могучая кучка».; Просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных сочинениях русских композиторов; Устный опрос; Edcoo.ru 3.1. Музыка — зеркало эпохи 5 0 0 Сила музыки Баха. Сюита№2 ("Шутка" разные варианты исполненияинстру- ментальный и вокальный), "Баллада о солдате". Сила музыки Моцарта. "Маленькая ноч- ная серенада"(Рондо, схема рондо), опера "Свадьба Фигаро"(ария Фигаро "Мальчик резвый кудрявый влюблен- ный"), "Баллада о солдате". Сила и правда музыки через проникно- вение ее в разные музыкальные жанры Опера "Орфей и Эвридика". Хор фурий "Струн золотых напев".Ария Орфея "По терял я Эвридику". Песня "Звезды". Рок-опера "Орфей и Эвридика"(Журбин песня Орфея "Ты не тронь его", дуэт Орфея и Эвридики. Песня "Звезды". Песни греческого композитора М. Теодоракиса("На побережье тайном","Я-фронт"-работа над песней. Сила музыки Баха. Сюита №2 ("Шутка" разные варианты исполнения- инструментальный и вокальный), "Баллада о солдате". Песни греческого композитора М. Теодоракиса("На побережье тайном","Я-фронт"работа над песней. Сила музыки Моцарта. "Маленькая ноч- ная серенада"(Рондо, схема рондо), опера "Свадьба Фигаро"(ария Фигаро "Мальчик резвый кудрявый влюблен- ный"), "Баллада о солдате". Сила и правда музыки через проникно- вение ее в разные музыкальные жанры Опера "Орфей и Эвридика". Хор фурий "Струн золотых напев".Ария Орфея "По терял я Эвридику". Песня "Звезды". Рок-опера "Орфей и Эвридика"(Журбин песня Орфея "Ты не тронь его", дуэт Орфея и Эвридики. Песня "Звезды". 09.01.2023 31.01.2023 Знакомство с образцами Устный опрос; полифонической и гомофонногармонической музыки.; Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композиторомклассиком (из числа изучаемых в данном разделе).; Исполнение вокальных, ритмических, речевых канонов.; Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.; Составление сравнительной таблицы стилей барокко и классицизм (на примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, музыки и архитектуры).; Просмотр художественных фильмов и телепередач, посвящённых стилям барокко и классицизм, творческому пути изучаемых композиторов; Edcoo.ru 3.2. Музыкальный образ 5 0 0 "Мальчишки и девчонки" (работа над песней), "Зеленая рощица" (рус.н.п.),опера "Повесть о настоящем человеке(Прокофьев, сцена в госпитале). Сила музыки Моцарта. "Маленькая ноч- ная серенада"(Рондо, схема рондо), опера "Свадьба Фигаро"(ария Фигаро "Мальчик резвый кудрявый влюблен- ный"), "Баллада о солдате". Сила музыкального воплощения при- роды через произведение РимскогоКорсакова -оперу "Снегурочка". Песня Леля "туча со громом сговаривалась", сцена в тереме Мороза и ария Снегурочки "С подружками по ягоды ходить", песня "Ты слышишь, море". Сила правды в музыке Прокофьева. Сюита "Зимний костер" 1-я часть "Отъ- езд" (писменное задание), "Песня гардемаринов". Симфония №6(Чайковский, 1ч.),"Сентиментальный вальс"(Чайковский),вальс№14(Шопен), "мальчишки и девчонки". "Мальчишки и девчонки" (работа над песней), "Зеленая рощица" (рус.н.п.),опера "Повесть о настоящем человеке(Прокофьев, сцена в госпитале). "Мальчик резвый кудрявый влюбленный"), "Баллада о солдате". Сила музыкального воплощения при- роды через произведение Римского-Корсакова оперу "Снегурочка". Песня Леля "туча со громом сговаривалась", сцена в тереме Мороза и ария Снегу- рочки "С подружками по ягоды ходить", песня "Ты слышишь, море". Сила музыки Моцарта. "Маленькая ноч- ная серенада"(Рондо, схема рондо), опера "Свадьба Фигаро"(ария Фигаро Сила правды в музыке Прокофьева. Сюита "Зимний костер" 1-я часть "Отъ- езд"(писменное задание), "Песня гардемаринов". Симфония №6(Чайковский, 1ч.),"Сентиментальный вальс"(Чайковский),вальс№14(Шопен), "мальчишки и девчонки". 01.02.2023 28.02.2023 Устный Знакомство с опрос; произведениями композиторов — венских классиков, композиторовромантиков, сравнение образов их произведений. Сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения.; Узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмоинтонации.; Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композиторомклассиком, художественная интерпретация его музыкального образа.; Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.; Сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора. Составление сравнительной таблицы стилей классицизм и романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музыке и литературе и т. д.); Edcoo.ru Итого по модулю 10 Модуль 4. Жанры музыкального искусства 4.1. Камерная музыка 4 0 0 Сатира в музыке. Сюита №2 (Стравин- ский, муз. викторина), "Песня о далекой Родине". Духовная музыка. Знаменный распев 12 века. Киевский распев "Свете тихий песня "Молитва" (Окуджава)." Сила музыки Баха. Сюита№2 ("Шутка" разные варианты исполненияинстру- ментальный и вокальный), "Баллада о солдате". Мятежный дух образов Скрябина и Шо- пена в фортепианной музыке (Этюды), "Песня о далекой Родине"(Тариверди- ев). Духовная музыка. Знаменный распев 12 века. Киевский распев "Свете тихий песня "Молитва"(Окуджава)." Сатира в музыке. Сюита №2 (Стравин- ский, муз. викторина), "Песня о далекой Родине". Сила музыки Баха. Сюита№2 ("Шутка" разные варианты исполненияинстру- ментальный и вокальный), "Баллада о солдате". Мятежный дух образов Скрябина и Шо- пена в фортепианной музыке (Этюды), "Песня о далекой Родине"(Тариверди- ев). 01.03.2023 28.04.2023 Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов); анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа.; Определение на слух музыкальной формы и составление её буквенной наглядной схемы.; Разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров.; Импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ — пение без слов, вальс — трёхдольный метр и т. п.). Индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме.; Выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд; Устный опрос; Edcoo.ru 4.2. Циклические формы и жанры 5 Итого по модулю 9 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 0 0 0 Сатира в музыке. Сюита №2 Сатира в музыке. Сюита№2 (Стравин- ский, муз. (Стравин- ский, муз. викторина), "Песня о далевикторина), "Песня о кой Родине". дале- кой Родине". Сила музыки Баха. Сила музыки Баха. Сюита№2 ("Шутка" разные Сюита №2 ("Шутка" варианты исполненияразные варианты инстру- ментальный и исполнения- инструвокальный), "Баллада о ментальный и солдате". вокальный), "Баллада о солдате". Сила правды в музыке Прокофьева. Сюита "Зимний костер" 1-я часть "Отъ- езд" (писменное задание), "Песня гардемаринов". Музыка к худ. фильму "Метель" (пись- менная работа). Музыкальные произведения по выбору учащихся(индивидуальная и общеклас ная работа). Сила правды в музыке Прокофьева. Сюита "Зимний костер" 1-я часть "Отъ- езд"(писменное задание), "Песня гардемаринов". Музыка к худ. фильму "Метель" (пись- менная работа). Музыкальные произведения по выбору учащихся(индивидуальная и общеклас ная работа). 10.05.2023 31.05.2023 Знакомство с циклом миниатюр. Определение принципа, основного художественного замысла цикла.; Разучивание и исполнение небольшого вокального цикла.; Знакомство со строением сонатной формы. Определение на слух основных партийтем в одной из классических сонат.; Посещение концерта (в том числе виртуального). Предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты). Последующее составление рецензии на концерт; Устный опрос; Edcoo.ru ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п 1. Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1 Тема полугодия"Преобразующая сила музыки".Картина Пукирева "Неравный брак", "Матушка, что во поле пыльно"(рус.н п.), видео "Шарманка, Вальс о вальсе(Ж. 0 0 02.09.2022 Устный опрос; Брель), песня "Мальчишки и девчонки". 2. "Мальчишки и девчонки"(работа 1 над песней), "Зеленая рощица" (рус.н.п.),опера "Повесть о настоящем человеке(Прокофьев, сцена в госпитале). 0 0 09.09.2022 Устный опрос; 3. Симфония №6(Чайковский, 1ч.),"Сентиментальный вальс" (Чайков-ский),вальс №14(Шопен), "мальчишки и девчонки". 1 0 0 16.09.2022 Устный опрос; 4. Песни греческого композитора М. Тео-доракиса("На побережье тайном","Я-фронт"-работа над песней. 1 0 0 23.09.2022 Устный опрос; 5. Героизм музыки Бетховена. 1 Симфония №5 1ч. Симфония №9 (хор "К радости),песня "Яфронт". 0 0 30.09.2022 Устный опрос; 6. Полифония(стиль музыки Баха). Орган-ная прелюдия и фуга gmoll, прелюдия №1 из ХТК. 1 0 0 07.10.2022 Устный опрос; 7. Гомофония. Прелюдия №8 (Бах), 1 менуэт из сонаты №20 (Бетховен), пес-ня "Атланты" (Городницкий).Особен-ности полифонической и гомофонной музыки( письменная работа). 0 0 14.10.2022 Устный опрос; 1 0 0 21.10.2022 Устный опрос; 1 0 0 11.11.2022 Устный опрос; 10. Духовная музыка. Знаменный распев 12 века. Киевский распев "Свете тихий песня "Молитва" (Окуджава)." 1 0 0 18.11.2022 Устный опрос; 11. "Богородице, Дево радуйся" (Рахмани- нов), "Да исправится молитва моя"(Чес ноков), песня "Молитва". 1 0 0 25.11.2022 Устный опрос; 12. Воздействие музыки через контрасты. Симфония-действо "Перезвоны "(Гав- рилин, фрагменты:"Вечерняя музыка", "Весело на душе", "Молитва"), песня "Молитва". 1 0 0 02.12.2022 Устный опрос; 13. Мятежный дух образов Скрябина 1 и Шо- пена в фортепианной музыке (Этюды), "Песня о далекой Родине"(Тариверди- ев). 0 0 09.12.2022 Устный опрос; 14. Сатира в музыке. Сюита №2 1 (Стравин- ский, муз. викторина), "Песня о дале- кой Родине". 0 0 16.12.2022 Устный опрос; 15. Обобщающий урок на тему "Роль му- зыки в жизни человека, ее влияние на мысли, чувства людей(примеры учащихся). 1 0 0 23.12.2022 Устный опрос; 16. Подведение итогов по теме полугодия "Преобразующая сила музыки" ( при- меры учащихся). 1 0 0 13.01.2023 Устный опрос; 8. Презентация о бардовской песне "На- полним музыкой сердца". Песни:"Атлан ты" (Городницкий), "Песня о друге" (Вы- соцкий). 9. Обобщающий урок на тему "Роль му- зыки в жизни человека, ее влияние на мысли, чувства людей(примеры учащихся). 17. Тема полугодия "В чем сила музыки?" Постижение музыкальнного образа как единства красоты и правды. 1 0 0 20.01.2023 Устный опрос; 18. Сила музыки Баха. Сюита №2 1 ("Шутка" разные варианты исполнения- инстру- ментальный и вокальный), "Баллада о солдате". 0 0 27.01.2023 Устный опрос; 19. Сила музыки Моцарта. "Маленькая ноч- ная серенада" (Рондо, схема рондо), опера "Свадьба Фигаро"(ария Фигаро "Мальчик резвый кудрявый влюблен- ный"), "Баллада о солдате". 1 0 0 03.02.2023 Устный опрос; 20. "Реквием" (Моцарт, "Лакримоза"), канон "Dona nobis". 1 0 0 10.02.2023 Устный опрос; 21. Сила музыкального воплощения 1 при- роды через произведение Римского-Корсакова -оперу "Снегурочка". Песня Леля "туча со громом сговаривалась", сцена в тереме Мороза и ария Снегурочки "С подружками по ягоды ходить", песня "Ты слышишь, море". 0 0 17.02.2023 Устный опрос; 22. Сцена таяния Снегурочки. Песня 1 "Ты слышишь, море". 0 0 24.02.2023 Устный опрос; 23. Знакомство с группами инструментов симфонического оркестра. Разнообра- зие звучания инструментов для преда- чи реальных чувств и эмоций. Музыка Свиридова (Увертюра "Время, вперед") песня "Ты слышишь, море". 0 0 03.03.2023 Устный опрос; Опера "Жизнь за царя" (Глинка, ария и речи- татив Сусанина "Чуют правду", хор"Слався"), песня "Баллада о солда- те"(Соловьев-Седой). 1 24. Музыка к худ. фильму "Метель" 1 (пись- менная работа). 0 0 10.03.2023 Устный опрос; 25. Сила музыки композиторов 20 века. Концерт №3 для ф-но с оркестром (Ка- балевский), "Concerto grosso №1" (Шнитке), "Песня гардемаринов". 1 0 0 17.03.2023 Устный опрос; 26. Музыкальные произведения по выбору учащихся(индивидуальная и общеклас ная работа). 1 0 0 24.03.2023 Устный опрос; 27. Сила правды в музыке Прокофьева. Сюита "Зимний костер" 1-я часть "Отъ- езд" (писменное задание), "Песня гардемаринов". 1 0 0 31.03.2023 Устный опрос; 28. Сила музыки Чайковского. 1 Симфония№ 6 1ч. Цикл пьес для ф-но "Времена го- да"(Апрель), песня "Звезды" (Высоц- кий). 0 0 07.04.2023 Устный опрос; 29. Сила и правда песен о войне. Песни:"На безымянной высоте","Смуг- лянка". 1 0 0 14.04.2023 Устный опрос; 30. Песня "День Победы", рассказ о 1 памят- нике "Воинуосвободителю" в Трептов- парке в Берлине, бардовская песня о войне ("Звезды" -Высоцкий, "Послед- ний бой -Ножкин). 0 0 21.04.2023 Устный опрос; 31. Сила и правда музыки через проникно- вение ее в разные музыкальные жанры Опера "Орфей и Эвридика". Хор фурий "Струн золотых напев".Ария Орфея "По терял я Эвридику". Песня "Звезды". 1 0 0 28.04.2023 Устный опрос; 32. Рок-опера "Орфей и Эвридика" (Журбин песня Орфея "Ты не тронь его", дуэт Орфея и Эвридики. Песня "Звезды". 1 0 0 12.05.2023 Устный опрос; 33. Тема полугодия (подведение итогов). Презентации и рефераты на тему"Гар- мония красоты и правды в жизни и музыке". 1 0 0 19.05.2023 Устный опрос; 34. Обобщающий урок (произведения раз- ных авторов на тему "В чем сила музыки?") 1 0 0 26.05.2023 Устный опрос; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Музыка, 6 класс/Усачёва В.О., Школяр Л.В., Общество с ограниченной ответственностью«Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Ресурсы интернета ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Edsoo.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Ноутбук, проектор ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Ноты, музыкальные инструменты