Химия 11 класс (углубленный уровень)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования,
утверждённой приказом № 01-12/324 от 31.08.2021 г.
Срок реализации программы 1 год.
Рабочая программа учебного предмета
«ХИМИЯ»
(углубленный уровень)
для учащихся 11 класс

г. Светогорск
2021

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по химии основной школы предназначена для учащихся 11 классов МБОУ
«СОШ г. Светогорска» и составлена на основе Фундаментального ядра содержания
среднего полного общего образования, требований к результатам ООО, представленных в
Федеральном государственном стандарте среднего общего образования 2 поколения,
Основной образовательной программы МБОУ «СОШ г. Светогорска» и авторской
программы О.С.Габриеляна. Реализуется через УМК О.С. Габриеляна и рассчитана на 136
учебных
часов.
В
ней
предусмотрено
проведение
27
практических
исследований(экспериментов), программа ориентирована на работу по учебнику и
рабочей тетради .
ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ 3 РАЗДЕЛА:
планируемые результаты освоения учебного предмета.
основное содержание учебного предмета.
тематическое планирование с указанием количества часов на освоение учебного
предмета
● .
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
●
●
●

Химия в старшей школе изучается с 10 по 11класс. Количество учебных часов в 11 классе
(химико-биологическом профиле) 136 ч (4ч в неделю).
80 % учебного времени отводится на обязательную часть изучения содержания
курса, 20 % - на часть, формируемую участниками образовательного процесса,
реализуемую в рамках нелинейного расписания. Формы занятий: практикумы,
лабораторные работы, проекты, экскурсии, исследования.
Изучение химии в старшей школе обуславливает достижение, следующих личностных
результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
–
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
–
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
–
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
–
принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
–
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
–
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной

информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
–
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
–
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
–
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
–
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные универсальные учебные действия
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
–
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
–
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
–
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и
удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
–
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);

–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по
химии являются:
1) сформированность знаний о химической картине мира как органической части его
целостной естественнонаучной картины;
2) знание методов научного познания для объяснения химических явлений и свойств
веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых
материалов;
3) приобретение опыта использования методов химической науки и проведения
несложных химических экспериментов;
4) анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение в процессе познания системы
важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических
веществ;
5) формирование представлений о значении химических наук в решении проблем
рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого
изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха
В процессе освоения программы курса химии старшей школы учащиеся овладевают
умениями ставить вопросы, наблюдение, объяснение классификация, сравнивать,
проведение эксперимент и интерпретировать выводы на его основе, определение
источники химической информации, получать и анализировать ее, а также готовить на
этой основе собственный информационный продукт, презентовать его и ведение
дискуссию.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он
позволяет сформировать у учащихся специальные Предметные работа с химическими
веществами, выполнять простые химические опыты, научить их безопасному и
экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Практические работы сгруппированы в блоки — химические практикумы, которые служат
не только средством закрепления умений и навыков, но и контроля качества их
сформированности.
По своему усмотрению, а также исходя из возможностей школьного кабинета химии
учитель может изменить и структуру представленного в программе практикума,
например, увеличить число лабораторных работ за счет сокращения демонстраций..
Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического
применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей
естественных, математических и гуманитарных наук.
Содержание курса химии в средней позволяет сформировать у учащихся не только
познавательные ценности, но и другие компоненты системы ценностей: труда и быта,
коммуникативные, нравственные и эстетические.
Курс четко делится на две части: органическую химию(10 класс) и общую
химию(11 класс).

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» НА УРОВНЕ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:
Выпускник на базовом уровне научится:
●
●
●
●

●
●
●

●

●

●
●
●

●

●
●

●
●
●
●

●

раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины
мира и в практической деятельности человека;
демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными
науками;
раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе
объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от
электронного строения атомов;
объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их
составе и строении;
применять правила систематической международной номенклатуры как средства
различения и идентификации веществ по их составу и строению;
составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как
носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к
определенному классу соединений;
характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками
вещества;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства
типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и
объяснения области применения;
прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о
типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для
безопасного применения в практической деятельности;
приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и
природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического
каучука, ацетатного волокна);
проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной
кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых
продуктов и косметических средств;
владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и
лабораторным оборудованием;
устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического
равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий
протекания химических процессов;
приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства
простых веществ – металлов и неметаллов;
проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам
сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в
его состав;
владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными
веществами, средствами бытовой химии;

●
●

●

осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам веществ;
критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в
сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных
статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления
ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством:
экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.

ВЫПУСКНИК НА БАЗОВОМ УРОВНЕ ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ
НАУЧИТЬСЯ:
иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки
на различных исторических этапах ее развития;
● использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания
органических веществ;
● объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной,
неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической
активности веществ;
● устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для
обоснования принципиальной возможности получения органических соединений
заданного состава и строения;
● устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при
анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе
химических знаний.
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха
●

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он
позволяет сформировать у учащихся специальные Предметные умения работать с
химическими веществами, выполнять простые химические опыты, научить их
безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на
производстве.
Практические работы сгруппированы в блоки — химические практикумы, которые служат
не только средством закрепления умений и навыков, но и контроля качества их
сформированности.
По своему усмотрению, а также исходя из возможностей школьного кабинета химии
учитель может изменить и структуру представленного в программе практикума,
например, увеличить число лабораторных работ за счет сокращения демонстраций..
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОБЩАЯ ХИМИЯ. 11 класс
Строение атома (9ч.)
А т о м — с л ож н а я ч а с т и ц а. Атом — сложная частица. Доказательства сложности строения
атома: катодные и рентгеновские лучи, фотоэффект, радиоактивность. Открытие электрона,
протона и нейтрона. Модели строения атома (Томсона, Резерфорда, Бора). Макромир и микромир.
Квантово-механические представления о строении атома. С о с т о я н и е э л е к т р о н о в в а т о

м е. Нуклоны: про тоны и нейтроны. Нуклиды. Изобары и изотопы. Квантово-механические
представления о природе электрона. Понятие об электронной орбитали и электронном облаке.
Квантовые числа: главное, орбитальное (побочное), магнитное и спиновое. Правила заполнения
энергетических уровней и орбиталей электронами. Принцип минимума энергии, запрет Паули,
правило Хунда, правило Клечковского. Электронные конфигурации атомов и ионов. Особенности
электронного строения атомов хрома, меди, серебра и др. Валентные возможности атомов
химичес к и х э л е м е н т о в. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических
элементов, обусловленные различными факторами. Сравнение понятий «валентность» и «степень
окисления». П е р и од и ч е с к и й з а ко н и П е р и од и ч е с к а я с и с т е м а х и м и ч е с к и х э
л е м е н т о в Д. И. М е н д е л е е в а и с т р о е н и е а т о м а. Предпосылки открытия
Периодического закона. Открытие закона. Первая формулировка Периодического закона.
Структура Периодической системы элементов. Современные представления о химическом
элементе. Вторая формулировка Периодического закона. Периодическая система и строение
атома. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода.
Периодическое изменение свойств элементов: радиуса атома, электроотрицательности. Причины
изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том
числе и в больших и сверхбольших. Особенности строения атомов актиноидов и лантаноидов.
Третья формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической
системы для развития науки и понимания химической картины мира. Демонстрации.
Фотоэффект. Катодные лучи (электронно-лучевые трубки), модели электронных облаков
(орбиталей) различной формы. Различные варианты таблиц Периодической системы химических
элементов Д. И. Менделеева. Образцы простых веществ, оксидов и гидроксидов элементов 3-го
периода и демонстрация их свойств.
Строение вещества. Дисперсные системы (15ч.)
Х и м и ч е с к а я с в я з ь. Е д и н а я п р и р од а х и м и ч е с ко й с в я з и. Понятие о химической
связи как процессе взаимодействия атомов с образованием молекул, ионов и радикалов. Виды
химической связи. Аморфные и кристаллические вещества. Ионная химическая связь. Дипольный
момент связи. Свойства веществ с ионной кристаллической решеткой. Ковалентная связь. Метод
валентных связей в образовании ковалентной связи. Электроотрицательность и разновидности
ковалентной связи по этому признаку: полярная и неполярная.
Способ перекрывания электронных орбиталей и классификация ковалентных связей по этому
признаку: s- и p-связи. Кратность ковалентных связей и их классификация по этому признаку:
одинарная, двойная и т. д. Механизмы образования ковалентной связи: обменный и донорноакцепторный. Основные свойства ковалентной связи: насыщаемость, направленность, дипольный
момент. Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллическое строение веществ с этим
типом связи, их физические свойства. Металлическая связь и ее особенности. Физические
свойства металлов как функция металлической связи и металлической кристаллической решетки.
Водородная связь и механизм ее образования. Межмолекулярная и внутримолекулярная
водородные связи. Физические свойства веществ с водородной связью. Биологическая роль
водородной связи в организации структур биополимеров. Ван-дер-Ваальсово взаимодействие.
Ориентационное, индукционное и дисперсионное взаимодействие между молекулами. Условность
разделения веществ по типам связи, единая природа химической связи. Гибридизация орбиталей и
геометрия мо л е к ул. Теория гибридизации и отталкивания валентных пар. Типы гибридизации
электронных орбиталей и геометрия органических и неорганических молекул. Те о р и я с т р о е н
и я х и м и ч е с к и х с о ед и н е н и й. Предпосылки создания теории строения химических
соединений: работы предшественников А. М. Бутлерова (Ж. Б. Дюма, Ф. Велер, Ш. Ф. Жерар,
Ф. А. Кекуле), съезд естествоиспытателей в г. Шпейере. Личностные качества А. М. Бутлерова.
Основные положения теории химического строения органических соединений и современной
теории строения. Изомерия в органической и неорганической химии. Взаимное влияние атомов в
молекулах органических и неорганических веществ. Основные направления развития теории

строения органических соединений (зависимость свойств веществ не только от химического, но и
от их электронного и пространственного строения). Индукционный и мезомерный эффекты.
Стереорегулярность. Д и а л е к т и ч е с к и е о с н о в ы о б щ н о с т и д ву х в ед у щ и х т е о р и
й х и м и и. Диалектические основы общности Периодического закона Д. И. Менделеева и теории
строения А. М. Бутлерова в становлении (работы предшественников, накопление фактов, участие
в съездах, русский менталитет), предсказании (новые элементы — Ga, Se, Ge и новые вещества —
изомеры) и развитии (три формулировки).
Полимеры органические и неорганические. Полимеры. Основные понятия химии
высокомолекулярных соединений: «мономер», «полимер», «макромолекула», «структурное
звено», «степень полимеризации», «молекулярная масса». Способы получения полимеров:
реакции полимеризации и поликонденсации. Строение полимеров: геометрическая форма
макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность. Полимеры органические и
неорганические. Каучуки. Пластмассы. Волокна. Биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты.
Неорганические полимеры атомного строения (аллотропные модификации углерода,
кристаллический кремний, селен и теллур цепочечного строения, диоксид кремния и др.)
и молекулярного строения (сера пластическая и др.). Д и с п е р с н ы е с и с т е м ы. Чистые
вещества и смеси. Классификация химических веществ по чистоте. Состав смесей. Растворы.
Растворимость веществ. Классификация растворов в зависимости от состояния растворенного
вещества (молекулярные, молекулярно-ионные, ионные). Типы растворов по содержанию
растворенного вещества. Концентрация растворов. Понятие «дисперсная
система».
Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды
и дисперсной фазы, а также по размеру частиц. Грубодисперсные системы: эмульсии и суспензии.
Тонкодисперсные коллоидные системы: золи и гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция
в коллоидных растворах. Синерезис в гелях. Расчетные задачи. Расчеты по химическим
формулам. Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля»
компонентов смеси. Вычисление молярной концентрации растворов. Демонстрации. Модели
кристаллических решеток веществ с различным типом связей. Модели молекул различной
геометрии. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. Модели молекул изомеров
структурной и пространственной изомерии. Модели кристаллических решеток металлов. Модели
из воздушных шаров, отражающие пространственное расположение sp3-, sp2-, sp-гибридных
орбиталей в молекулах органических и неорганических веществ. Коллекция пластмасс и волокон.
Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного, кварца и др. Модели
молекул белков и ДНК. Образцы различных систем с жидкой средой. Коагуляция. Синерезис.
Эффект Тиндаля. Лабораторные опыты. Знакомство с коллекциями пищевых, медицинских и
биологических гелей и золей. Получение коллоидного раствора хлорида железа (III).
Химические реакции (21ч.)
К л а с с и ф и к а ц и я х и м и ч е с к и х р е а к ц и й в органической и неорганической х и м и и.
Понятие о химической реакции, отличие ее от ядерной реакции. Расщепление ядер, термоядерный
синтез, ядерный обмен. Аллотропные и полиморфные превращения веществ. Классификация
реакций в неорганической химии по числу и составу реагирующих веществ (разложения,
соединения, замещения, обмена). Классификация химических реакций в органической химии
(присоединения, замещения, отщепления, изомеризации). Классификация реакций по тепловому
эффекту, по фазовому составу, по участию катализатора. Обратимые и необратимые реакции.
Типы реагентов и понятие о механизмах химических реакций (ионном и свободнорадикальном).
Окислительно-восстановительные реакции и реакции, идущие без изменения степеней окисления
элементов. Межмолекулярные и внутримолекулярные окислительно-восстановительные реакции.
Реакции диспропорционирования. Методы составления окислительно-восстановительных
реакций: метод электронного баланса и метод полуреакций. Основные понятия химической
термодинамики. Первое начало термодинамики. Тепловой эффект химической реакции. Закон
Гесса и следствия из него. Теплота (энтальпия) образования вещества. Термохимические расчеты.

Понятие энтропии. Второе начало термодинамики. Свободная энергия Гиббса. Расчеты
самопроизвольного протекания химической реакции. С ко р о с т ь х и м и ч е с к и х р е а к ц и й.
Предмет хими ческой кинетики. Понятие скорости химической реакции. Кинетическое уравнение
реакции и константа скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической
реакции (природа реагирующих веществ, концентрация, температура, поверхность
соприкосновения веществ). Понятие о катализаторах и катализе. Гомогенный и гетерогенный
катализ. Ферменты. Ферментативный катализ и его механизм. Промоторы. Каталитические яды.
Ингибиторы. Механизм действия катализаторов.
О б р а т и м о с т ь х и м и ч е с к и х р е а к ц и й. Х и м и ч е с ко е р а в н о в е с и е. Обратимые
химические реакции, изменение энергии Гиббса в обратимом процессе. Химическое равновесие и
его динамический характер. Константа химического равновесия. Принцип Ле Шателье. Смещение
химического равновесия.
Э л е к т р о л и т и ч е с к а я д и с с о ц и а ц и я. Электролиты и неэлектролиты.
Электролитическая диссоциация, механизм диссоциации веществ с различными видами связи.
Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации и ее зависимость от различных факторов.
Константа диссоциации. Произведение растворимости. Ионное произведение воды. Понятие рН.
Водородный показатель.
Ги д р о л и з. Гидролиз как обменный процесс. Обратимый и необратимый гидролиз
органических и неорганических веществ. Гидролиз солей. Гидролиз органических соединений как
химическая основа обмена веществ. Гидролиз АТФ как основа энергетического обмена в живых
организмах. Гидролиз органических соединений в промышленности (омыление жиров, получение
гидролизного спирта и т. д.). Усиление и подавление обратимого гидролиза. Значение гидролиза в
промышленности и в быту. Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Вычисление теплового эффекта реакции по теплоте образования реагирующих веществ и
продуктов реакции. Определение рН раствора заданной молярной концентрации. Расчет средней
скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ. Вычисления с использованием
понятия «температурный коэффициент скорости реакции». Нахождение константы равновесия
реакции по равновесным концентрациям и определение исходных концентраций веществ.
Демонстрации. Аллотропные превращения серы и фосфора. Реакции, идущие с образованием
газа, осадка или воды. Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии
(взаимодействие цинка с растворами соляной кислоты и сульфата меди (II)). Окислительновосстановительные реакции в органической химии (окисление альдегида в карбоновую кислоту —
реакция «серебряного зеркала» или реакция с гидроксилом меди (II), окисление этанола на медном
катализаторе). Изучение зависимости скорости химической реакции от концентрации веществ,
температуры (взаимодействие тиосульфата натрия с серной кислотой), поверхности
соприкосновения веществ (взаимодействие соляной кислоты с гранулами и порошками алюминия
или цинка). Проведение каталитических реакций разложения пероксида водорода, горения сахара,
взаимодействия иода и алюминия. Коррозия железа в водной среде с уротропином и
без него. Наблюдение смещения химического равновесия в системе: FeCl3
+ 3KSCN → Fe(SCN)3 + 3KCl.
Сравнение электропроводности растворов электролитов. Смещение равновесия диссоциации
слабых кислот. Индикаторы и изменение их окраски в разных средах. Ионные реакции и условия
их протекания. Гидролиз карбонатов, сульфатов и силикатов щелочных металлов, нитрата
свинца (II) или цинка, хлорида аммония. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов.
Лабораторные опыты. Разложение пероксида водорода с помощью оксида меди (II) и
каталазы. Знакомство с коллекцией СМС, содержащих энзимы. Реакции, идущие с
образованием осадка, газа или воды для органических и неорганических электролитов.
Различные случаи гидролиза солей. Исследование среды растворов с помощью
индикаторной бумаги.

Практическая работа № 1. Скорость химических реакций.
Практическая работа № 2.Химическое равновесие.
Вещества и их свойства (54ч.)
Классификация неорганических веществ. Вещества простые и сложные. Благородные газы.
Сравнительная характеристика простых веществ: металлов и неметаллов, относительность этой
классификации. Сложные вещества: бинарные соединения (оксиды, галогениды, сульфиды и т. д.),
гидроксиды, соли. Понятие о комплексном соединении. Основы координационной теории
строения комплексных соединений А. Вернера. Донорно-акцепторное взаимодействие
комплексообразователей и лигандов. Координационное число комплексообразователя.
Внутренняя и внешняя сфера комплексов. Диссоциация комплексных соединений. Применение
комплексных соединений в химическом анализе и в промышленности, их роль в природе.
К л а с с и ф и к а ц и я о р г а н и ч е с к и х в е щ е с т в. Классификация органических веществ по
строению углеродной цепи (ациклические и циклические, насыщенные и ненасыщенные,
карбоциклические и гетероциклические, ароматические углеводороды). Углеводороды (алканы,
алкены, алкины, циклоалканы, алкадиены, арены, галогенопроизводные углеводородов).
Функциональные группы (гидроксильная, карбонильная, карбоксильная, нитрогруппа,
аминогруппа) и классификация веществ по этому признаку. Гетерофункциональные соединения.
Гетероциклические соединения.
М е т а л л ы. Положение металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева. Особенности
строения атомов и кристаллов. Полиморфизм. Общие физические свойства металлов.
Ферромагнетики, парамагнетики и диамагнетики. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Стандартный водородный электрод. Стандартные электродные потенциалы. Общие химические
свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, водой, бинарными соединениями, кислотами,
солями. Взаимодействие некоторых металлов с растворами щелочей. Взаимодействие активных
металлов с органическими соединениями. Особенности реакций металлов с азотной и
концентрированной серной кислотой.
Ко р р о з и я м е т а л л о в. Понятие коррозии. Химическая и электрохимическая коррозия и
способы защиты металлов от коррозии.
О б щ и е с п о с о б ы п о л у ч е н и я м е т а л л о в. Ме таллы в природе. Основные способы
получения металлов (пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия). Электролиз как
окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов электролитов. Электролиз
растворов электролитов с инертными и активными электродами. Использование электролиза в
промышленности. Гальванические элементы. Процессы на электродах в гальваническом элементе.
Аккумулятор. Топливные элементы.
М е т а л л ы гл а в н ы х п од г р у п п. Щелочные метал лы, общая характеристика на основе
положения в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Получение,
физические и химические свойства, применение щелочных металлов и их соединений. Бериллий,
магний, щелочноземельные металлы, их общая характеристика на основе положения в
Периодической системе элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Получение, физические и
химические свойства, применение щелочноземельных металлов и их соединений. Алюминий,
строение атома, физические и химические свойства, получение и применение.
М е т а л л ы п о б о ч н ы х п од г р у п п. Характеристика металлов побочных подгрупп по их
положению в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева и строению атомов. Медь:
физические и химические свойства, получение и применение. Важнейшие соединения меди.
Физические и химические свойства, получение и применение цинка. Характеристика важнейших
соединений (оксида и гидроксида цинка). Физические и химические свойства, получение и
применение хрома. Характеристика важнейших соединений (оксида и

гидроксида хрома (III), дихроматов и хроматов щелочных металлов). Особенности восстановления
дихроматов в зависимости от среды растворов. Физические и химические свойства, получение и
применение марганца. Характеристика важнейших соединений: оксидов, гидроксидов, солей.
Особенности восстановления перманганатов в зависимости от среды растворов.
Н е м е т а л л ы. Положение неметаллов в Периодической системе Д. И. Менделеева. Особенности
строения атомов и кристаллов. Аллотропия. Благородные газы. Окислительные и
восстановительные свойства неметаллов. Общая характеристика водородных соединений
неметаллов. Общая характеристика оксидов и гидроксидов неметаллов. Галогены. Строение
атомов галогенов, их сравнительная характеристика. Свойства простых веществ, образованных
галогенами. Окислительные свойства галогенов. Галогеноводороды, их свойства, сравнительная
характеристика. Хлор и его соединения, нахождение в природе, получение, свойства, применение.
Хлороводород и соляная кислота. Хлориды. Кислородные соединения хлора. Халькогены.
Нахождение кислорода и серы в природе, получение их в промышленности и лаборатории.
Свойства кислорода и серы: аллотропия и физические свойства аллотропных модификаций;
окислительные свойства кислорода и серы в реакциях с простыми веществами.
Восстановительные свойства серы. Окисление кислородом сложных веществ. Окислительные
свойства озона. Применение кислорода и озона. Применение серы. Сероводород, нахождение в
природе, получение, строение молекулы и свойства: физические и химические. Сероводородная
кислота и сульфиды. Оксид серы (IV), его свойства. Сернистая кислота и ее соли. Серная кислота:
промышленное производство, физические и химические свойства (окислительные и обменные).
Применение серной кислоты. Соли серной кислоты. Азот. Нахождение в природе, получение.
Строение молекулы. Окислительные и восстановительные свойства азота. Применение азота.
Аммиак: получение, строение молекулы, свойства (основные, реакции комплексообразования,
восстановительные, окислительные, реакции с органическими веществами и с углекислым газом).
Соли аммония и их применение. Оксиды азота, их строение и свойства. Азотная кислота:
получение, строение молекулы и свойства. Нитраты, их термическое разложение. Распознавание
нитратов и их применение. Фосфор. Нахождение в природе, получение. Аллотропия и физические
свойства модификаций. Окислительные свойства (реакции с металлами) и восстановительные
свойства фосфора (реакции с галогенами, кислородом, концентрированной серной и азотной
кислотами). Оксид фосфора (V). Фосфорные кислоты и их соли. Углерод. Нахождение в природе.
Аллотропия и физические свойства модификаций (повторение). Химические свойства углерода:
восстановительные (взаимодействие с галогенами, кислородом, серой, азотом, водой, оксидом
меди (II), концентрированной серной и азотной кислотами) и окислительные (взаимодействие с
металлами, водородом, кремнием, бором). Получение, свойства и применение оксидов углерода.
Угольная кислота и ее соли. Кремний. Нахождение кремния в природе и его получение.
Аллотропия и свойства аллотропных модификаций кремния. Восстановительные (реакции с
галогенами, кислородом, растворами щелочей) и окислительные свойства кремния (реакции с
металлами). Применение кремния. Оксид кремния, кремниевая кислота и ее соли. Силикатная
промышленность.
К и с л о т ы о р г а н и ч е с к и е и н е о р г а н и ч е с к и е. Состав, классификация и
номенклатура неорганических и органических кислот. Получение важнейших органических и
неорганических кислот. Химические свойства (реакции с металлами,
с оксидами металлов, с основаниями, с солями, со спиртами). Окислительно-восстановительные
свойства кислот. Особенности свойств серной и азотной кислот, муравьиной и щавелевой кислот.
Основания органические и неорганиче с к и е. Состав, классификация, номенклатура
неорганических и органических оснований. Основные способы получения гидроксидов металлов
(щелочей — реакциями металлов и их оксидов с водой, нерастворимых оснований — реакцией
обмена). Получение аммиака и аминов. Химические свойства оснований: щелочей (реакции с
кислотами, кислотными оксидами, растворами солей, с простыми веществами, с
галоидопроизводными углеводородов, фенолом, жирами); нерастворимых оснований (реакции с
кислотами, реакции разложения). Амфотерные органические и неорганиче с к и е с о ед и н е н и я.

Способы получения амфотерных соединений (амфотерных оснований и аминокислот), их
химические свойства. Относительность деления соединений на кислоты и основания.
Генетическая связь между классами орга н и ч е с к и х и н е о р г а н и ч е с к и х с о ед и н е н и й.
По нятия «генетическая связь» и «генетический ряд». Основные признаки генетического ряда.
Генетические ряды металлов (на примере кальция и железа) и неметаллов (на примере серы
и кремния) и переходного элемента (на примере алюминия). Генетические ряды и генетическая
связь в органической химии. Единство мира веществ. Расчетные задачи. Вычисление массы или
объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего
примеси. Вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая
его доля от теоретически возможного. Вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно
из реагирующих веществ дано в избытке. Определение молекулярной формулы вещества по
массовым долям элементов. Определение молекулярной формулы газообразного вещества по
известной относительной плотности и массовым долям элементов. Нахождение молекулярной
формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Коллекция «Классификация неорганических веществ». Получение комплексных
органических и неорганических соединений. Демонстрация сухих кристаллогидратов. Коллекция
«Классификация органических веществ». Модели кристаллических решеток металлов. Коллекция
металлов с разными физическими свойствами. Взаимодействие металлов с неметаллами (цинка с
серой, алюминия с иодом), с растворами кислот и щелочей. Горение металлов (цинка, железа,
магния в кислороде). Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с медью.
Коррозия металлов в различных условиях и методы защиты от нее. Коллекция руд.
Восстановление меди из оксида меди (II) углем и водородом. Алюминотермия. Взаимодействия
сульфата меди (II) с железом. Составление гальванических элементов. Электролиз раствора
сульфата меди (II). Образцы щелочных металлов. Реакция окрашивания пламени солями
щелочных металлов. Взаимодействие лития и натрия с водой и этиловым спиртом.
Взаимодействие натрия с серой. Образцы металлов IIA группы. Взаимодействие кальция с водой.
Горение магния в воде и твердом углекислом газе. Качественные реакции на катионы магния,
кальция, бария. Реакции окрашивания пламени солями металлов IIА группы. Использование
гидроксида меди (II) в качественных реакциях органических соединений. Переход хромата в
дихромат и обратно. Получение и исследование свойств гидроксида хрома (III). Окислительные
свойства дихромата калия. Окислительные свойства перманганата калия в реакциях с
органическими и неорганическими соединениями. Модели кристаллических решеток иода, алмаза,
графита. Взрыв смеси водорода с кислородом (гремучего газа). Горение серы, фосфора и угля в
кислороде. Обесцвечивание бромной (иодной) воды этиленом. Галогены (простые вещества).
Окислительные свойства хлорной воды. Получение соляной кислоты и ее свойства. Получение
кислорода. Получение оксидов горением простых и сложных веществ. Взаимодействие серы с
металлами (алюминием, цинком, железом). Получение сероводорода и сероводородной кислоты,
доказательство наличия сульфид-иона
в растворе. Свойства серной кислоты. Схема промышленной установки
фракционной перегонки воздуха. Получение и разложение хлорида аммония.
Получение
оксида
азота
(IV)
реакцией
взаимодействия
меди
с
концентрированной азотной кислотой. Взаимодействие оксида азота (IV) с
водой. Разложение нитрата натрия, горение черного пороха. Горение
фосфора, растворение оксида фосфора (V) в воде и исследование полученного
раствора
индикатором.
Коллекция
природных
соединений углерода.
Кристаллические решетки алмаза и графита. Адсорбция оксида азота (IV)
активированным углем. Переход карбоната в гидрокарбонат и обратно.
Коллекции природных силикатов и продукции силикатной промышленности.
Взаимодействие концентрированных азотной и серной кислот, а также
разбавленной азотной кислоты с

медью.
Реакция
«серебряного
зеркала»
для
муравьиной
кислоты.
Взаимодействие аммиака и метиламина с хлороводородом и водой.
Взаимодействие раствора гидроксида натрия с амфотерным гидроксидом
цинка или алюминия. Осуществление превращений: 1) Ca → CaO → Ca(OH)2
→ P → P2O5 → H3PO4 → 2) Cu → CuO → CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO → Cu 3) C2H5OH
C2H4 → CH3COH → CH3COOH CH2OH CH2OH
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами представителей разных классов
неорганических веществ. Взаимодействие многоатомных спиртов и глюкозы с фелинговой
жидкостью. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+. Ознакомление с образцами
представителей разных классов органических веществ. Взаимодействие металлов с
растворами кислот и солей. Ознакомление с коллекцией руд. Ознакомление с коллекцией
химических источников тока (батарейки, свинцовые аккумуляторы и т. д.). Взаимодействие
алюминия с растворами кислот и Ca3(PO4)2щелочей. Получение и изучение свойств
гидроксида алюминия. Качественные реакции на катионы меди. Разложение гидроксида
меди (II). Получение и исследование свойств гидроксида цинка. Качественные реакции на
галогенид-ионы. Ознакомление с коллекцией природных соединений серы. Качественные
реакции на сульфид-, сульфит- и сульфат-анионы. Качественная реакция на ион аммония.
Распознавание нитратов. Качественная реакция на фосфат-анион. Получение углекислого
газа взаимодействием мрамора с соляной кислотой и исследование его свойств.
Качественная
реакция
на
карбонат-анион.
Получение
кремниевой
кислоты
взаимодействием раствора силиката натрия с сильной кислотой. Растворение кремниевой
кислоты в щелочи.
Практическая работа № 3. Получение газов и изучение их свойств.
Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по органической химии.
Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по неорганической химии.
Практическая работа № 6. Сравнение свойств неорганических и органических соединений.
Практическая работа № 7. Генетическая связь между классами неорганических и органических
веществ.
Химия и общество (10ч.)
Х и м и я и п р о и з в од с т в о. Химическая промышленность. Химическая технология. Сырье для
химической промышленности. Вода в химической промышленности. Энергия для химического
производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и
охрана труда при химическом производстве. Производство аммиака и метанола в сравнении.
Биотехнология. Нанотехнология.
Х и м и я и с ел ь с ко е х о з я й с т в о. Основные на правления химизации сельского хозяйства.
Удобрения и их классификация. Химическая мелиорация почв. Пестициды и их классификация.
Химизация животноводства.
Х и м и я и п р о б л е м ы ох р а н ы о к р у ж а ю щ е й с р ед ы. Основные факторы химического
загрязнения окружающей среды. Охрана атмосферы, водных ресурсов, земельных ресурсов от
химического загрязнения.
Х и м и я и п о в с ед н е в н а я ж и з н ь ч ел о в е к а. Лекарства. Моющие и чистящие средства.
Химические средства гигиены и косметики. Международная символика по уходу за текстильными
изделиями. Маркировка на упаковках пищевых продуктов и информация, которую она
символизирует. Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и
лекарственных препаратов, изучение инструкций к ним по правильному и безопасному
применению. Изучение международной символики по уходу за текстильными изделиями и
маркировки на упаковках пищевых продуктов.

Демонстрации. Видеофрагменты по производству аммиака и метанола. Слайды и другие
видеоматериалы, иллюстрирующие био- и нанотехнологии. Коллекция «Минеральные
удобрения». Коллекция пестицидов. Видеофрагменты по химической мелиорации почв и
химизации животноводства. Видеофрагменты и слайды экологической тематики. Домашняя,
автомобильная аптечки и аптечка химического кабинета. Коллекция моющих и чистящих средств.
Лабораторные опыты. 29. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных
препаратов, изучение инструкций к ним по правильному и безопасному применению. 30.
Изучение международной символики по уходу за текстильными изделиями и маркировки на
упаковках пищевых продуктов.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ КУРСА ХИМИИ 11 КЛАСС.

11 класс

Обязательная часть (80%)

Колич Часть,
ество формируемая
часов участниками

Контрольные работы

образовательно
го
процесса
(20%)

Строение атома(12ч.)

0

Лабораторных
Контрольная работа
исследований - 0

№1”Строение атома”

Строение
вещества.Дисперсные
системы (20 ч.)

17

Лабораторных
исследований -3

Контрольная работа №2
"Строение веществ,
дисперсные системы и
растворы".

Химические реакции (30ч)

23

Контрольная работа №3 "
Химические реакции"

-

Химия и общество (13 ч.)

0

Лабораторные
исследования-5
Практические
работы-2
Лабораторных
исследований
12;Практических
работ-5
-

Повторение 7 (7ч.)

0

-

Вещества и их свойства(54 37
ч.)

Всего уроков 109 (80%)

Практических
исследований,
экспериментов27 (20%)

Контрольная работа №4"
Вещества и их свойства"
-

Контрольных работ -4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».