Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска» Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования, утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г. срок реализации программы 2 года Рабочая программа учебного предмета «ХИМИЯ» (для химико-биологического профиля) для учащихся 10 классов Светогорск -2021 1 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по химии основной школы предназначена для учащихся 10 классов(химикобиологического профиля) МБОУ «СОШ г. Светогорска» и составлена на основе Фундаментального ядра содержания среднего полного общего образования, требований к результатам СОО, представленных в Федеральном государственном стандарте среднего общего образования 2 поколения, Основной образовательной программы МБОУ «СОШ г. Светогорска» и авторской программы О.С.Габриеляна. Реализуется через УМК О.С. Габриеляна и рассчитана на 102 учебных часа. В ней предусмотрено проведение 53 лабораторных и 10 практических работ , программа ориентирована на работу по учебнику и рабочей тетради . ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ 3 РАЗДЕЛА: • планируемые результаты освоения учебного предмета. • основное содержание учебного предмета. • тематическое планирование с указанием количества часов на освоение учебного предмета • . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Химия в старшей школе изучается с 10 по 11класс. Количество учебных часов в 10 классе (химико-биологическом профиле) 102. ч (3ч в неделю). 80 % учебного времени отводится на обязательную часть изучения содержания курса, 20 % - на часть, формируемую участниками образовательного процесса, реализуемую в рамках нелинейного расписания. Формы занятий: практикумы, лабораторные работы, проекты, экскурсии, исследования. Изучение химии в старшей школе обуславливает достижение, следующих личностных результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; 2 – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные универсальные учебные действия – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая – ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств. ПРЕДМЕТНЫЕ Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по химии являются: 1) сформированность знаний о химической картине мира как органической части его целостной 3 естественнонаучной картины; 2) знание методов научного познания для объяснения химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; 3) приобретение опыта использования методов химической науки и проведения несложных химических экспериментов; 4) анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ; 5) формирование представлений о значении химических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; 6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха В процессе освоения программы курса химии старшей школы учащиеся овладевают умениями ставить вопросы, наблюдение, объяснение классификация, сравнивать, проведение эксперимент и интерпретировать выводы на его основе, определение источники химической информации, получать и анализировать ее, а также готовить на этой основе собственный информационный продукт, презентовать его и ведение дискуссию. Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он позволяет сформировать у учащихся специальные Предметные работа с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, научить их безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Практические работы сгруппированы в блоки — химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но и контроля качества их сформированности. По своему усмотрению, а также исходя из возможностей школьного кабинета химии учитель может изменить и структуру представленного в программе практикума, например, увеличить число лабораторных работ за счет сокращения демонстраций.. Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей естественных, математических и гуманитарных наук. Содержание курса химии в средней позволяет сформировать у учащихся не только познавательные ценности, но и другие компоненты системы ценностей: труда и быта, коммуникативные, нравственные и эстетические. Курс четко делится на две части: органическую химию(10 класс) и общую химию(11 класс). В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» НА УРОВНЕ Выпускник на базовом уровне научится: – раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека; – демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками; – раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова; 4 – понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов; – объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении; – применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению; – составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений; – характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; – приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их иденти фикации и объяснения области применения; – прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности; – использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности; – приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна); – проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств; – владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием; – устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов; – приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека; – приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов; – приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов; – проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав; – владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии; – осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ; – критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции; – представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем. ВЫПУСКНИК ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ: – иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития; 5 – использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ; – объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ; – устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения; – устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний. 6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он позволяет сформировать у учащихся специальные Предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, научить их безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Практические работы сгруппированы в блоки — химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но и контроля качества их сформированности. По своему усмотрению, а также исходя из возможностей школьного кабинета химии учитель может изменить и структуру представленного в программе практикума, например, увеличить число лабораторных работ за счет сокращения демонстраций.. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 10 класс ВВЕДЕНИЕ(5ч.) Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии. Предпосылки создания теории строения: работы предшественников (теория радикалов и теория типов), работы А. Кекуле и Э. Франкланда, участие в съезде врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основныеположения теории строения А. М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана Электронное облако и орбиталь, их формы: s и p. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: s и p. Первое валентное состояние — sp3-гибридизация — на примере молекул метана и других алканов. Второе валентное состояние — sp2-гибридизация — на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние — sp-гибридизация — на примере молекулы ацетилена. Геометрия молекул этих веществ и характеристика видов ковалентной связи в них . Модель Гиллеспи для объяснения взаимного отталкивания гибридных орбиталей и их расположения в пространстве с минимумом энергии Демонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана. Взаимодействие натрия с эта нолом и отсутствие взаимодействия с ди этиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей.Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, Cl2, N2, H2O, CH4 6 ТЕМА 1. СТРОЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (10 ч). Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам. Моделирование химических процессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания. Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Принципы классификации органических соединений. Систематическая международная номенклатура и принципы образования названий органических соединений. Демонстрации. Видеофрагменты, слайды с изображениями химической лаборатории, проведения химического экспериментаДемонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них . Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана. Взаимодействие натрия с эта нолом и отсутс твие взаимодействия с ди этиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, Cl2, N2, H2O, CH4. ТЕМА 1. СТРОЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (10 ч). Понятие о классификации органических соединений по строенииуглеродного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры. Тривиальные названия веществ. Номенклатура рациональная и ИЮПАК (IUPAC). Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК замещения, родоначальной структуры, старшинства характеристических групп Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. Отражение особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названиях. Демонстрации. Шаростержневые модели молекул. Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул веществ — представителей различ ных классов органических соединений ТЕМА 2. РЕАКЦИИ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ 6ч. Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз гало геналканов. Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров. Реакции изомеризации 7 Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ко валентной связи по донорно- акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих (нуклеофильные и электрофильные) частиц и принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковни кова Решение задач и упражнений, выполнение тестов. Демонстрации. Взрыв смеси метана с хлором. Деполимеризация полиэтилена. Получение этилена и этанола. Крекинг керосина Взрыв гремучего газа. Горение метана или пропан-бутановой смеси (из газовой зажигалки). Взрыв смеси метана или пропан-бутановой смеси с кислородом (воздухом) . Растворение парафина в бензине и испаре- ние растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин—вода с помощью делительной воронки. Получение СН4 из CH3COONa и NaOH. Модели молекул алка- нов — шаростержневые и объемные. ТЕМА 3. УГЛЕВОДОРОДЫ 24ч Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алкановИзомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Лабораторные опыты. 2. Изг отовление парафинированной бумаги, испытание ее свойств — отношение к воде и жирам Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз Al4C3. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация парафинов. Применение парафинов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободнорадикальном) реакции в правилах техники безопасности в быту и на производстве Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Поляризация p-связи в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере молекулы пропена Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях. Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ получения синтетического каучука. . Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение p-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение 8 Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С. В. Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными p-связями. Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Демонстрации. Получение С2Н2 из СаС2, ознакомление с его физическими свойствами и распознаванием Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов. Применение алкинов. Циклоалканы. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н12. Изомерия циклоалканов («по скеле ту», цис-, транс-, межклассовая). Получение и химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства С3Н6, С4Н8 Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение pсвязей. Получение аренов. Изомерия и номенклатура аренов. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного p-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола. Демонстрации. Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение смеси бензол—вода с помощью делительной воронки. Растворение в бензоле различных органических и неорганичес- ких (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например, иода) бензолом из водных растворов. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения: галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие метильной группы в реакцияхзамещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения: галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие метильной группы в реакцияхзамещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов. Понятие углеводородов. Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекингПриродный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование, ароматизация нефтепродуктов. 9 Демонстрации. Растворение парафина в бензине и испаре- ние растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин—вода с помощью делительной воронки. Получение СН4 из CH3COONa и NaOH. Модели молекул алка- нов — шаростержневые и объемные. . Горение метана, пропан-бутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси СН4 с воздухом. Отношение метана, пропан-бутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору KMnO4. Взрыв смеси СН4 и Cl2, инициируемый освещением. Восстановление CuO, PbO или PbO2 парафином. Модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов. Получение этена из этанола. . Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора KMnO4. Горение этена . Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора KMnO4. Горение этена . Взаимодействие С2Н2 с бромной водой. Взаимодействие С2Н2 с раствором KMnO4. Горение ацетилена. Взаимодействие С2Н2 с раствором соли меди или серебра. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора KMnO4. Горение этена. . Взаимодействие С2Н2 с бромной водой. Взаимодействие С2Н2 с раствором KMnO4. Горение ацетилена. Взаимодействие С2Н2 с раствором соли меди или серебра . Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением p-связей. Сгущение млечного сока каучуконосов (молочая, одуванчиков или фикуса). Обесцвечивание растворов KMnO4 и Br2. Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение смеси бензол—вода с помощью делительной воронки. Растворение в бензоле различных органических и неорганичес- ких (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например, иода) бензолом из водных растворов Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола. Обесцвечивание толуолом раствора KMnO4 (подкисленного) и Br2 Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора KMnO4. Горение этена. . Взаимодействие С2Н2 с бромной водой. Взаимодействие С2Н2 с раствором KMnO4. Горение ацетилена. Взаимодействие С2Н2 с раствором соли меди или серебра . Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением p-связей. Сгущение млечного сока каучуконосов (молочая, одуванчиков или фикуса). Обесцвечивание растворов KMnO4 и Br2. Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение смеси бензол—вода с помощью делительной воронки. Растворение в бензоле различных органических и неорганичес- ких (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например, иода) бензолом из водных растворов Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола. Обесцвечивание толуолом раствора KMnO4 (подкисленного) и Br2 жирам Лабораторные опыты. 2. Изг отовление парафинированной бумаги, испытание ее свойств — отношение к воде и Обнаружение Н2О, сажи, СО2 в продуктах горения свечи. Изготовление моделей галогеналканов. Обнаружение непредельных соединений в нефтепродуктах Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, 7. Распознавание образцов алканов и алкенов. 8. Обнаружение воды, сажи и углекислого газа в продуктах горения углеводородов 3. 4. 5. 6. 10 8. Обнаружение воды, сажи и углекислого газа в продуктах горения углеводородов 9. Изготовление моделей алкинов и их изомеров гидрирование). 10. Ознакомление с коллекцией «Каучук и резина» Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н14 11. Ознакомление с физическими свойствами бензола. 12. Изготовление и использование простейшего прибора для хроматографии 13. Распознавание органических веществ. 14. Определение качественного состава парафина или бензола. 15. Получение ацетилена и его окисление раствором KMnO4 или бромной водой ТЕМА 4. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ 20ч. Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Особенности электронного строения молекул спиртов. Межмолекулярная водородная связь Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксигрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качествен- ная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанолаДемонстрации. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение протекания горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение эфира. Получение сложного эфира. Получение этена из этанола. Фенолы.Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение кислотных свойств гидроксилсодержащих веществ: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце. Применение производных фенола. Альдегиды и кетоны. Строение их молекул, изомерия, номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Демонстрации. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Повторение реакции поликонденсации фенола с формальдегидом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное присоединение к кар бонильным соединениям. Присоединение HCN и NaHSO3. Способы получения. Галогенирование на свету. Взаимноевлияние атомов в молекулах на примере aгалогенирования альдегидов и кетонов по ионному механизму. Качест вен ная реакция на метилкетоны . Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза. Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как 11 биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах питания). Применение и биологическая роль углеводов. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна. Карбоновые кислоты. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза, факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта; установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидро. Сложные эфиры . Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза, факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта; установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания :получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства. Жиры. Состав и строение молекул. Физические и химические свойства жиров. Мыла и СМС. Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Мыла , объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие о СМС. Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярной формулой С3Н8О, С4Н10 бензольном кольце. Применение производных фенола. Демонстрации. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с FeCl3. Реакция фенола с формальдегидом. Окисление бензальдегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). Сравнение рН водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковоймолярности. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору KMnO4 предельной и непредельной карбоновых кислот Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот Лабораторные опыты. 16. Растворение глицерина в воде. 17. Взаимодействие глицерина с Cu(OH)2. 18. Ректификация смеси вода—этанол (1—2 стадии) 19. Взаимодействие фенола с раствором щелочи. 20. Распознавание растворов фенолята натрия и карбоната натрия (барботаж выдыхаемого воздуха или действие сильной кислоты). 21. Взаимодействие фенола с бромной водой. 22. Распознавание водных растворов фенола и глицерина 23. Знакомство с физическими свойствами отдельных представителей альдегидов и кетонов: ацетальдегида, ацетона, водного раствора формальдегида 24. Окисление этанола в этаналь. 25. Реакция «серебряного зеркала». 26. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). 27. Получение фенолоформальдегидного полимера 28. Взаимодействие раствора уксусной кислоты с магнием (цинком), оксидом меди (II), гидроксидом железа (III), раствором карбоната натрия, раствором стеарата калия (мыла ) 29. Ознакомление с образцами сложных эфиров. 30. Отношение сложных эфиров к воде и органическим веществам (например, красителям). 31. Выведение жирного пятна с помощью сложного эфирализа). 32. Рас- творимость жиров в воде и органических растворителях. 12 33. Распознавание сливочного масла и маргарина с помощью подкисленного теплого раствора KMnO4. 34. Получение мыла. 35. Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде ТЕМА 5. УГЛЕВОДЫ 7ч. Полисахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесие в растворе глюкозы. Зави- симость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль. Демонстрации. Реакция «серебряного зеркала». Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой Дисахариды. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья. Демонстрации. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к Cu(OH)2 при нагревании Крахмал, целлюлоза. Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Сравнение строения и свойств крахмала и целлюлозы. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров. Понятие об искусственных волокнах. Демонстрации. Образы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция . Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к Cu(OH)2 при нагревании Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Получение нитрата целлюлозы. Лабораторные опыты. 36. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы (аптечная упаковка, таблетки). 37. Взаимодействие с Cu(OH)2 при различной температуре 38. Кислотный гидролиз сахарозы 39. Знакомство с образцами полисахаридов. 40. Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге, клейстере, йогурте, маргарине. 41. Знакомство с коллекцией волокон Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов глюкозы и глицерина. 2. Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине ТЕМА 6. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ 9 Ч. Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов; анилина, бензола и нитробензола Аминокислоты.Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-осно вных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с 13 сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна на примере капрона, энанта и т. д. Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Качественные реакции на белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения Нуклеиновые кислоты.Понятие ДНК и РНК. Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пу риновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений. Решение задач по органической химии. Решение задач на вывод формулы органических веществ по продуктам сгорания и массовым долям элементов. Демонстрации. Физические свойства метиламина: агрегатное состояние, цвет, запах, отношение к воде. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки Модель ДНК и различных видов РНК. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии. Растворение белков в воде и их коагуляция.. Обнаружение белка в курином яйце и в молоке Лабораторные опыты. 42. Изготовление шаростержневых моделей молекул изомерных аминов 43Наблюдать и описывать химический эксперимент с помощью родного языка и языка химии. Изготовление моделей изомерных молекул состава С3Н7NO2 44Растворение белков в воде и их коагуляция. 45. Обнаружение белка в курином яйце и в молоке ТЕМА 7. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ 6ч. Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Норма потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирораствори- мые (на примере витаминов А и D). Авитаминозы и их профилак тика. Водорастворимые витамины (С, группы В, Р). Жирорастворимые витамины (А, D, Е). Авитаминозы, гипер- и гиповитаминозы. Демонстрации. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности фермента от температуры и рН среды. Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Понятие о классификации гормонов. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, 14 прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Демонстрации. Плакаты или кодограммы с формулами амида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой и ложной дигидрофолиевой кислот, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина. Демонстрации. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (КI, FeCl3, MnO2). Плакат или кодограмма с изображениемструктурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3. Белковая природа инсулина (цветная реакция на белки). Лабораторные опыты. 46. Обнаружение витамина А в растительном масле. 47. Обнаружение витамина С в яблочном соке. 48. Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца 49. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы. 50. Разложение пероксида водорода под действием каталазы. 51. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий 52. Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте 53. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме (реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия) ХИМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 12ч. ПР № 1 «Качественный анализ органических соединений». ПР № 2 «Углеводороды». ПР № 3 «Спирты и фенолы». ПР № 4 «Альдегиды и кетоны». ПР № 5 «Карбоновые кислоты ПР № 6 «Углеводы». ПР № 7 «Амины, аминокислоты, белки». ПР № 8 «Идентификация органических соединений». ПР № 9 «Действие ферментов на различные вещества». ПР № 10 «Анализ некоторых лекарственных препаратов» ПР № 11 « Вывод МФВ. Решение заданий ЕГЭ » ПР № 12 « Вывод МФВ. Решение заданий ЕГЭ » Резервное время 3ч. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ КУРСА ХИМИИ 10 КЛАСС. 10 класс Обязательная часть ВВЕДЕНИЕ ТЕМА 1. СТРОЕНИЕ Колич ество часов Часть, формируемая участниками образовательного процесса 5 Лабораторных исследований - 0 И 10 Лабораторных 15 Контрольные работы Контрольная работа № 1«Строение и КЛАССИФИКАЦИЯ СОЕДИНЕНИЙ ОРГАНИЧЕСКИХ исследований -0 классификация органических соединений» ТЕМА 2. РЕАКЦИИ СОЕДИНЕНИЙ ОРГАНИЧЕСКИХ 6 24 Лабораторных исследований -8 Контрольная работа «Углеводороды» ТЕМА 4. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ 20 СОЕДИНЕНИЯ Лабораторных исследований -9 Контрольная работа № 3 по теме «Спирты и фенолы, карбонилсодержащие соединения», Контрольная работа № 4 на тему «Карбоновые кислоты и их производные» ТЕМА 3. УГЛЕВОДОРОДЫ ТЕМА 5. УГЛЕВОДЫ ТЕМА 6. СОЕДИНЕНИЯ 7 Лабораторных исследований -1 АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ 9 Лабораторных исследований -1 ТЕМА 7. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ 6 ХИМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 12 РЕЗЕРВ 3 Всего уроков 102 16 по теме Контрольная работа № 5 по теме «Углеводы и азотсодержащие соединения» Лабораторных исследований -1 Практических исследований, экспериментов-20 №2 Контрольных работ -5