Химия (углубленный уровень) 10-11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.
срок реализации программы 2 года

Рабочая программа учебного предмета
«ХИМИЯ»
(для химико-биологического профиля) для учащихся 10 классов

Светогорск -2021
1

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по химии основной школы предназначена для учащихся 10 классов(химикобиологического профиля) МБОУ «СОШ г. Светогорска» и составлена на основе
Фундаментального ядра содержания среднего полного общего образования, требований к
результатам СОО, представленных в Федеральном государственном стандарте среднего общего
образования 2 поколения, Основной образовательной программы МБОУ «СОШ г. Светогорска» и
авторской программы О.С.Габриеляна. Реализуется через УМК О.С. Габриеляна и рассчитана на
102 учебных часа. В ней предусмотрено проведение 53 лабораторных и 10 практических работ ,
программа ориентирована на работу по учебнику и рабочей тетради .
ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ 3 РАЗДЕЛА:
• планируемые результаты освоения учебного предмета.
• основное содержание учебного предмета.
• тематическое планирование с указанием количества часов на освоение учебного предмета
• .
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Химия в старшей школе изучается с 10 по 11класс. Количество учебных часов в 10 классе
(химико-биологическом профиле) 102. ч (3ч в неделю).
80 % учебного времени отводится на обязательную часть изучения содержания курса, 20 %
- на часть, формируемую участниками образовательного процесса, реализуемую в рамках
нелинейного расписания. Формы занятий: практикумы, лабораторные работы, проекты,
экскурсии, исследования.
Изучение химии в старшей школе обуславливает достижение, следующих личностных
результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ
–
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
–
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
–
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
–
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
–
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
–
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
–
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
2

–
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
–
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной
и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
–
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
–
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные универсальные учебные действия
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
–
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
–
использовать различные модельно-схематические средства
для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
–
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать
разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
–
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по химии
являются:
1) сформированность знаний о химической картине мира как органической части его целостной
3

естественнонаучной картины;
2) знание методов научного познания для объяснения химических явлений и свойств веществ,
оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
3) приобретение опыта использования методов химической науки и проведения несложных
химических экспериментов;
4) анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение в процессе познания системы важнейших
понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ;
5) формирование представлений о значении химических наук в решении проблем рационального
природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического
качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха
В процессе освоения программы курса химии старшей школы учащиеся овладевают умениями
ставить вопросы, наблюдение, объяснение классификация, сравнивать, проведение эксперимент и
интерпретировать выводы на его основе, определение источники химической информации,
получать и анализировать ее, а также готовить на этой основе собственный информационный
продукт, презентовать его и ведение дискуссию.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он позволяет
сформировать у учащихся специальные Предметные работа с химическими веществами,
выполнять простые химические опыты, научить их безопасному и экологически грамотному
обращению с веществами в быту и на производстве.
Практические работы сгруппированы в блоки — химические практикумы, которые служат не
только средством закрепления умений и навыков, но и контроля качества их сформированности.
По своему усмотрению, а также исходя из возможностей школьного кабинета химии учитель
может изменить и структуру представленного в программе практикума, например, увеличить
число лабораторных работ за счет сокращения демонстраций..
Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического применения
научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей естественных,
математических и гуманитарных наук.
Содержание курса химии в средней позволяет сформировать у учащихся не только
познавательные ценности, но и другие компоненты системы ценностей: труда и быта,
коммуникативные, нравственные и эстетические.
Курс четко делится на две части: органическую химию(10 класс) и общую химию(11
класс).
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:

ПРЕДМЕТА

«ХИМИЯ»

НА

УРОВНЕ

Выпускник на базовом уровне научится:
–
раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и
в практической деятельности человека;
–
демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными
науками;
–
раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;

4

–
понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе
объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от
электронного строения атомов;
–
объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и
строении;
–
применять правила систематической международной номенклатуры как средства
различения и идентификации веществ по их составу и строению;
–
составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей
информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу
соединений;
–
характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
–
приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных
представителей классов органических веществ с целью их иденти фикации и объяснения области
применения;
–
прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах
химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
–
использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного
применения в практической деятельности;
–
приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и
природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука,
ацетатного волокна);
–
проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты,
непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических
средств;
–
владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и
лабораторным оборудованием;
–
устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического
равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания
химических процессов;
–
приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
–
приводить
примеры
окислительно-восстановительных
реакций
в
природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
–
приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства
простых веществ – металлов и неметаллов;
–
проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам
сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
–
владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами,
средствами бытовой химии;
–
осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам веществ;
–
критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в
сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с
точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и
формирования собственной позиции;
–
представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством:
экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
ВЫПУСКНИК ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:
–
иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на
различных исторических этапах ее развития;
5

–
использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических
веществ;
–
объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной,
неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности
веществ;
–
устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования
принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
–
устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе
проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он позволяет
сформировать у учащихся специальные Предметные умения работать с химическими
веществами, выполнять простые химические опыты, научить их безопасному и экологически
грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Практические работы сгруппированы в блоки — химические практикумы, которые служат не
только средством закрепления умений и навыков, но и контроля качества их сформированности.
По своему усмотрению, а также исходя из возможностей школьного кабинета химии учитель
может изменить и структуру представленного в программе практикума, например, увеличить
число лабораторных работ за счет сокращения демонстраций..
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
ВВЕДЕНИЕ(5ч.)

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений.
Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий
очерк истории развития органической химии.
Предпосылки создания теории строения: работы предшественников (теория радикалов и
теория типов), работы А. Кекуле и Э. Франкланда, участие в съезде врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основныеположения теории строения А. М. Бутлерова. Химическое строение и
свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана
Электронное облако и орбиталь, их формы: s и p. Электронные и электронно-графические
формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая
связь и ее разновидности: s и p.
Первое валентное состояние — sp3-гибридизация — на примере молекул метана и других
алканов. Второе валентное состояние — sp2-гибридизация — на примере молекулы этилена.
Третье валентное состояние — sp-гибридизация — на примере молекулы ацетилена. Геометрия
молекул этих веществ и характеристика видов ковалентной связи в них
. Модель Гиллеспи для объяснения взаимного отталкивания гибридных
орбиталей и их расположения в пространстве с минимумом энергии
Демонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них
Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана.
Взаимодействие натрия с эта нолом и отсутствие взаимодействия с ди этиловым эфиром.
Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов,
красителей.Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, Cl2, N2, H2O, CH4
6

ТЕМА 1. СТРОЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (10 ч).

Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск
информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам. Моделирование
химических процессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания.
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место
и значение органической химии в системе естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности.
Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова.
Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Зависимость свойств
веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной
группе. Принципы классификации органических соединений. Систематическая международная
номенклатура и принципы образования названий органических соединений.
Демонстрации. Видеофрагменты, слайды с изображениями химической лаборатории,
проведения химического экспериментаДемонстрации. Коллекция органических веществ,
материалов и изделий из них
.
Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана.
Взаимодействие натрия с эта нолом и отсутс
твие взаимодействия с ди этиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и
синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей
Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, Cl2, N2, H2O, CH4.
ТЕМА 1. СТРОЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (10 ч).

Понятие о классификации органических
соединений по строенииуглеродного скелета:
ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и
гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам:
спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры
Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы,
простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.
Тривиальные названия веществ. Номенклатура рациональная и ИЮПАК (IUPAC).
Принципы образования названий органических соединений
по ИЮПАК замещения,
родоначальной структуры, старшинства характеристических групп
Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной
связи и функциональной группы), межклассовая изомерия
Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение
оптической изомерии. Отражение особенностей строения молекул геометрических и оптических
изомеров в их названиях. Демонстрации. Шаростержневые модели молекул.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул веществ — представителей различ ных
классов органических соединений
ТЕМА 2. РЕАКЦИИ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ 6ч.
Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз гало геналканов. Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование,
галогенирование
Реакции полимеризации и поликонденсации.
Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация
спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов
Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров. Реакции изомеризации
7

Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ко
валентной связи по донорно- акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле.
Классификация реакций по типу реагирующих (нуклеофильные и электрофильные) частиц и
принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекулах органических
веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковни кова
Решение задач и упражнений, выполнение тестов.
Демонстрации. Взрыв смеси метана с хлором.
Деполимеризация полиэтилена. Получение этилена и этанола. Крекинг керосина
Взрыв гремучего газа. Горение метана или пропан-бутановой смеси (из газовой зажигалки). Взрыв
смеси метана или пропан-бутановой смеси с кислородом (воздухом)
. Растворение парафина в бензине и испаре- ние растворителя из смеси. Плавление парафина и
его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси
бензин—вода с помощью делительной воронки. Получение СН4 из CH3COONa и NaOH. Модели
молекул алка- нов — шаростержневые и объемные.
ТЕМА 3. УГЛЕВОДОРОДЫ 24ч
Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других
алкановИзомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Лабораторные
опыты. 2. Изг отовление парафинированной бумаги, испытание ее свойств — отношение к воде и
жирам
Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти.
Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей
карбоновых кислот, гидролиз Al4C3.
Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение
алканов. Изомеризация парафинов. Применение парафинов.
Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование
знаний о механизме (свободнорадикальном) реакции в правилах техники безопасности в быту и на
производстве
Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и
других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические
свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов.
Поляризация p-связи в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивном (+I)
эффекте на примере молекулы пропена
Реакции
присоединения
(галогенирование,
гидрогалогенирование,
гидратация,
гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их
свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в
«мягких» и «жестких» условиях
Реакции
присоединения
(галогенирование,
гидрогалогенирование,
гидратация,
гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их
свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в
«мягких» и «жестких» условиях.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными
связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ получения синтетического каучука.
. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное
расположение p-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное.
Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение
8

Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов.
Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С. В. Лебедева.
Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными p-связями.
Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Общая формула.
Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых
углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства
алкинов. Демонстрации. Получение С2Н2 из СаС2, ознакомление с его физическими свойствами
и распознаванием
Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция
Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Окисление алкинов. Особые свойства
терминальных алкинов. Применение алкинов.
Циклоалканы. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в
С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н12. Изомерия циклоалканов («по скеле ту», цис-, транс-,
межклассовая). Получение и химические свойства циклоалканов: горение, разложение,
радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства С3Н6, С4Н8
Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение pсвязей. Получение аренов. Изомерия и номенклатура аренов. Гомологи бензола. Влияние боковой
цепи на электронную плотность сопряженного p-облака в молекулах гомологов бензола на
примере толуола. Демонстрации. Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его
гомологов. Разделение смеси бензол—вода с помощью делительной воронки. Растворение в
бензоле различных органических и неорганичес- ких (например, серы) веществ. Экстрагирование
красителей и других веществ (например, иода) бензолом из водных растворов.
Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование,
нитрование, алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование
бензола. Механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола.
Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения:
галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности
бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие метильной группы в
реакцияхзамещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием
аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов.
Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование,
нитрование, алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование
бензола. Механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола.
Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения:
галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности
бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие метильной группы в
реакцияхзамещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием
аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов.
Понятие углеводородов. Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная
переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекингПриродный газ, его
состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля.
Происхождение природных источников углеводородов.
Риформинг,
алкилирование,
ароматизация нефтепродуктов.
9

Демонстрации. Растворение парафина в бензине и испаре- ние растворителя из смеси.
Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание).
Разделение смеси бензин—вода с помощью делительной воронки. Получение СН4 из CH3COONa
и NaOH. Модели молекул алка- нов — шаростержневые и объемные.
. Горение метана, пропан-бутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка
кислорода. Взрыв смеси СН4 с воздухом. Отношение метана, пропан-бутановой смеси, бензина,
парафина к бромной воде и раствору KMnO4. Взрыв смеси СН4 и Cl2, инициируемый
освещением. Восстановление CuO, PbO или PbO2 парафином.
Модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели
молекул алкенов. Получение этена из этанола.
. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора KMnO4.
Горение этена
. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора KMnO4.
Горение этена
. Взаимодействие С2Н2 с бромной водой. Взаимодействие С2Н2 с раствором KMnO4.
Горение ацетилена. Взаимодействие С2Н2 с раствором соли меди или серебра. Обесцвечивание
этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора KMnO4. Горение этена.
. Взаимодействие С2Н2 с бромной водой. Взаимодействие С2Н2 с раствором KMnO4.
Горение ацетилена. Взаимодействие С2Н2 с раствором соли меди или серебра
. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным
расположением p-связей. Сгущение млечного сока каучуконосов (молочая, одуванчиков или
фикуса). Обесцвечивание растворов KMnO4 и Br2.
Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение смеси
бензол—вода с помощью делительной воронки. Растворение в бензоле различных органических и
неорганичес- ких (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ
(например, иода) бензолом из водных растворов
Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия.
Получение нитробензола. Обесцвечивание толуолом раствора KMnO4 (подкисленного) и Br2
Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора KMnO4. Горение
этена.
. Взаимодействие С2Н2 с бромной водой. Взаимодействие С2Н2 с раствором KMnO4.
Горение ацетилена. Взаимодействие С2Н2 с раствором соли меди или серебра
. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным
расположением p-связей. Сгущение млечного сока каучуконосов (молочая, одуванчиков или
фикуса). Обесцвечивание растворов KMnO4 и Br2.
Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение смеси
бензол—вода с помощью делительной воронки. Растворение в бензоле различных органических и
неорганичес- ких (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ
(например, иода) бензолом из водных растворов
Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия.
Получение нитробензола. Обесцвечивание толуолом раствора KMnO4 (подкисленного) и Br2

жирам

Лабораторные опыты.
2. Изг отовление парафинированной бумаги, испытание ее свойств — отношение к воде и

Обнаружение Н2О, сажи, СО2 в продуктах горения свечи.
Изготовление моделей галогеналканов.
Обнаружение непредельных соединений в нефтепродуктах
Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена
Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация,
7. Распознавание образцов алканов и алкенов. 8. Обнаружение воды, сажи и углекислого
газа в продуктах горения углеводородов
3.
4.
5.
6.

10

8. Обнаружение воды, сажи и углекислого газа в продуктах горения углеводородов
9. Изготовление моделей алкинов и их изомеров гидрирование).
10. Ознакомление с коллекцией «Каучук и резина»

Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и
С5Н10, конформации С6Н14
11. Ознакомление с физическими свойствами бензола.
12. Изготовление и использование простейшего прибора для хроматографии
13. Распознавание органических веществ. 14. Определение качественного состава парафина
или бензола.
15. Получение ацетилена и его окисление раствором KMnO4 или бромной водой
ТЕМА 4. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ 20ч.

Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных
групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение.
Особенности электронного строения молекул спиртов. Межмолекулярная водородная связь
Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксигрупп:
образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и
внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов.
Особенности свойств многоатомных спиртов. Качествен- ная реакция на многоатомные спирты.
Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанолаДемонстрации.
Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение протекания горения
этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом,
пропанолом-2, глицерином. Получение эфира. Получение сложного эфира. Получение этена из
этанола.
Фенолы.Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как
функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах
органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом.
Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение
кислотных свойств гидроксилсодержащих веществ: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола.
Электрофильное замещение в бензольном кольце. Применение производных фенола.
Альдегиды и кетоны. Строение их молекул, изомерия, номенклатура. Особенности
строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные
представители альдегидов и кетонов. Демонстрации. Шаростержневые модели молекул
альдегидов и изомерных им кетонов.
Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной
группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида
меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Повторение реакции поликонденсации фенола с
формальдегидом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное
присоединение к кар бонильным соединениям. Присоединение HCN и NaHSO3. Способы
получения. Галогенирование на свету. Взаимноевлияние атомов в молекулах на примере aгалогенирования альдегидов и кетонов по ионному механизму. Качест вен ная реакция на
метилкетоны
.
Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе. Глюкоза как
альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза. Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как
11

биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная
реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах питания).
Применение и биологическая роль углеводов. Понятие об искусственных волокнах на примере
ацетатного волокна.
Карбоновые кислоты. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров
(«углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции
этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза,
факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта;
установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидро.
Сложные эфиры . Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного
скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации,
гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза, факторы, влияющие
на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта; установление формулы и
строения вещества по продуктам его сгорания :получение, строение, номенклатура, физические и
химические свойства.
Жиры. Состав и строение молекул. Физические и химические свойства жиров. Мыла и
СМС. Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул
жиров. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Мыла , объяснение их моющих
свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие о СМС.
Демонстрации.
Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1.
Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярной формулой С3Н8О, С4Н10
бензольном кольце. Применение производных фенола. Демонстрации. Растворимость
фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия
угольной кислотой. Реакция фенола с FeCl3. Реакция фенола с формальдегидом. Окисление
бензальдегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом
меди (II). Сравнение рН водных растворов муравьиной
и
уксусной
кислот
одинаковоймолярности. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной
воде и раствору KMnO4 предельной и непредельной карбоновых кислот
Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот
Лабораторные опыты.
16. Растворение глицерина в воде. 17. Взаимодействие глицерина с Cu(OH)2. 18.
Ректификация смеси вода—этанол (1—2 стадии)
19. Взаимодействие фенола с раствором щелочи. 20. Распознавание растворов фенолята
натрия и карбоната натрия (барботаж выдыхаемого воздуха или действие сильной кислоты). 21.
Взаимодействие фенола с бромной водой. 22. Распознавание водных растворов фенола и
глицерина
23. Знакомство с физическими свойствами отдельных представителей альдегидов и
кетонов: ацетальдегида, ацетона, водного раствора формальдегида
24. Окисление этанола в этаналь. 25. Реакция «серебряного зеркала». 26. Окисление
альдегидов гидроксидом меди (II). 27. Получение фенолоформальдегидного полимера
28. Взаимодействие раствора уксусной кислоты с магнием (цинком), оксидом меди (II),
гидроксидом железа (III), раствором карбоната натрия, раствором стеарата калия (мыла )
29. Ознакомление с образцами сложных эфиров. 30. Отношение сложных эфиров к воде и
органическим веществам (например, красителям). 31. Выведение жирного пятна с помощью
сложного эфирализа).
32. Рас- творимость жиров в воде и органических растворителях.
12

33. Распознавание сливочного масла и маргарина с помощью подкисленного теплого
раствора KMnO4.
34. Получение мыла.
35. Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде
ТЕМА 5. УГЛЕВОДЫ 7ч.
Полисахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесие в растворе
глюкозы. Зави- симость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с
гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция
«серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого.
Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств.
Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и
фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль. Демонстрации. Реакция «серебряного
зеркала». Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой
Дисахариды. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды.
Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов.
Промышленное получение сахарозы из природного сырья. Демонстрации. Отношение
растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к Cu(OH)2 при нагревании
Крахмал, целлюлоза. Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов.
Гидролиз полисахаридов. Сравнение строения и свойств крахмала и целлюлозы. Качественная
реакция на крахмал.
Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Взаимодействие
целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров.
Понятие об искусственных волокнах.
Демонстрации. Образы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом
меди (II). Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция
. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к Cu(OH)2 при нагревании
Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и
крахмала в воде. Получение нитрата целлюлозы.
Лабораторные опыты.
36. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы (аптечная упаковка, таблетки). 37.
Взаимодействие с Cu(OH)2 при различной температуре
38. Кислотный гидролиз сахарозы
39. Знакомство с образцами полисахаридов.
40. Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге,
клейстере, йогурте, маргарине.
41. Знакомство с коллекцией волокон
Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов глюкозы и глицерина. 2. Определение
наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине
ТЕМА 6. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ 9 Ч.
Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура
аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака,
восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические
свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических
аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на
примере аммиака, алифатических и ароматических аминов; анилина, бензола и нитробензола
Аминокислоты.Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот.
Двойственность кислотно-осно вных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие
аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с
13

сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакция поликонденсации
аминокислот. Синтетические волокна на примере капрона, энанта и т. д.
Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды.
Белки. Качественные реакции на белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков.
Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции.
Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация
белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения
Нуклеиновые кислоты.Понятие ДНК и РНК. Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пу
риновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль
ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений.
Решение задач по органической химии. Решение задач на вывод формулы органических
веществ по продуктам сгорания и массовым долям элементов.
Демонстрации. Физические свойства метиламина: агрегатное состояние, цвет, запах, отношение к
воде. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами.
Отношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями
Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи
аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой.
Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки
Модель ДНК и различных видов РНК. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений
и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии. Растворение
белков в воде и их коагуляция.. Обнаружение белка в курином яйце и в молоке
Лабораторные опыты.
42. Изготовление шаростержневых моделей молекул изомерных аминов
43Наблюдать и описывать химический эксперимент с помощью родного языка и языка химии.
Изготовление моделей изомерных молекул состава С3Н7NO2
44Растворение белков в воде и их коагуляция.
45. Обнаружение белка в курином яйце и в молоке

ТЕМА 7. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ 6ч.
Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Норма потребления
витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирораствори- мые (на примере
витаминов А и D). Авитаминозы и их профилак тика. Водорастворимые витамины (С, группы В,
Р). Жирорастворимые витамины (А, D, Е). Авитаминозы, гипер- и гиповитаминозы.
Демонстрации. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий
животных с различными формами авитаминозов.
Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы.
Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в
биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и
свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности фермента от
температуры и рН среды.
Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих
эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Понятие о классификации гормонов.
Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин. Классификация
гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны.
Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств:
сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения,
лекарственные формы. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии
химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул,
14

прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их
классификация по строению, типу и спектру действия. Демонстрации. Плакаты или кодограммы
с формулами амида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой и ложной дигидрофолиевой
кислот, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина.
Демонстрации. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и
неорганических катализаторов (КI, FeCl3, MnO2).
Плакат или кодограмма с изображениемструктурных формул эстрадиола, тестостерона,
адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3. Белковая природа инсулина (цветная
реакция на белки).
Лабораторные опыты.
46. Обнаружение витамина А в растительном масле.
47. Обнаружение витамина С в яблочном соке.
48. Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца
49. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы.
50. Разложение пероксида водорода под действием каталазы.
51. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий
52. Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте
53. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме (реакцией гидролиза или цветной
реакцией с сульфатом бериллия)
ХИМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 12ч.
ПР № 1 «Качественный анализ органических соединений».
ПР № 2 «Углеводороды».
ПР № 3 «Спирты и фенолы».
ПР № 4 «Альдегиды и кетоны».
ПР № 5 «Карбоновые кислоты
ПР № 6 «Углеводы».
ПР № 7 «Амины, аминокислоты, белки».
ПР № 8 «Идентификация органических соединений».
ПР № 9 «Действие ферментов на различные вещества».
ПР № 10 «Анализ некоторых лекарственных препаратов»
ПР № 11 « Вывод МФВ. Решение заданий ЕГЭ »
ПР № 12 « Вывод МФВ. Решение заданий ЕГЭ »
Резервное время 3ч.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ КУРСА ХИМИИ 10 КЛАСС.
10 класс

Обязательная часть

ВВЕДЕНИЕ
ТЕМА 1.

СТРОЕНИЕ

Колич
ество
часов

Часть,
формируемая
участниками
образовательного
процесса

5

Лабораторных
исследований - 0

И 10

Лабораторных

15

Контрольные работы

Контрольная

работа

№ 1«Строение

и

КЛАССИФИКАЦИЯ
СОЕДИНЕНИЙ

ОРГАНИЧЕСКИХ

исследований -0

классификация органических соединений»

ТЕМА 2. РЕАКЦИИ
СОЕДИНЕНИЙ

ОРГАНИЧЕСКИХ 6
24

Лабораторных
исследований -8

Контрольная
работа
«Углеводороды»

ТЕМА 4.
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ 20
СОЕДИНЕНИЯ

Лабораторных
исследований -9

Контрольная работа № 3 по теме «Спирты и
фенолы,
карбонилсодержащие
соединения»,
Контрольная работа № 4 на тему «Карбоновые
кислоты и их производные»

ТЕМА 3. УГЛЕВОДОРОДЫ

ТЕМА 5. УГЛЕВОДЫ
ТЕМА 6.
СОЕДИНЕНИЯ

7

Лабораторных
исследований -1

АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ 9

Лабораторных
исследований -1

ТЕМА 7. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ
СОЕДИНЕНИЯ

6

ХИМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

12

РЕЗЕРВ

3

Всего уроков 102

16

по

теме

Контрольная работа № 5 по теме «Углеводы и
азотсодержащие соединения»

Лабораторных
исследований -1

Практических
исследований,
экспериментов-20

№2

Контрольных работ -5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».