Физическая культура 10-11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.
срок реализации программы 2 года

Рабочая программа учебного предмета
«Физическая культура»
для учащихся 10-11 классов

Светогорск -2021

1

Рабочая программа по физической культуре
для 10 – 11 классов
Пояснительная записка
Программа по «Физической культуре» средней общеобразовательной школы
предназначена для учащихся 10-11 классов МБОУ «СОШ г. Светогорска» и составлена на
основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к
результатам ООО, представленных в Федеральном государственном стандарте среднего
общего образования 2 поколения, средней образовательной программы ООО МБОУ
«СОШ г. Светогорска», примерной программы по «Физической культуре» для 10-11
классов.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию
личности посредством формирования физической культуры.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных
задач, направленных:
 на развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья,
расширение функциональных возможностей организма;
 на формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта;
 на приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта.
Программа состоит из 3 разделов:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Основное содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение учебного
предмета.
Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане
Учебный план МБОУ «СОШ г. Светогорска» предусматривает обязательное изучение
физической культуры в объеме 204 ч. (34 учебные недели). В том числе: в 10 классе — 102 ч,
в 11 классе – 102 ч.
Рабочая программа по физической культуре вносит изменения и дополнения в содержание
физического воспитания, последовательность изучения тем, количество часов, использование
организационных форм обучения. Основной формой организации учебного процесса является
урок. В программе приведено распределение учебного времени на различные виды
программного материала. Выделенный объем времени в базовой части на различные разделы
программы увеличен за счет часов вариативной части. При трехразовых занятиях в неделю
время на освоение отдельных видов программного материала пропорционально
увеличивается. 70 % учебного времени составляет обязательная часть, 30 % - часть,
формируемая участниками образовательного процесса. 30 % учебного времени реализуется
через нелинейное расписание, формы учебных занятий: спортивные игры, соревнования,
проектная деятельности.
I.
Планируемые результаты учебного предмета, курса.
I.1. Изучение физической культуры на базовом уровне среднего (полного) общего
образования направлено на достижение следующих личностных результатов:
 овладение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений
(ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных
2
Кондрашов В.М., МБОУ «СОШ г. Светогорска», 2016

изменяющихся внешних условиях;
 овладение навыками выполнения разнообразных физических упражнений
различной функциональной направленности, технических действий базовых видов
спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
 умение максимально проявлять физические способности (качества) при
выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
I.2. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и
умений в познавательной и предметно-практической деятельности:
- понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию
целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и
нравственных качеств;
 понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации
человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и
обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
 бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,
проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные
возможности и нарушения в состоянии здоровья;
 уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия,
терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
 добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к
освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность
выполнения заданий;
 рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать
места занятий и обеспечивать их безопасность;
 поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной
деятельности, активное использование занятий физической культурой для
профилактики психического и физического утомления;
- умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности,
находить компромиссы при принятии общих решений;
 умение логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать
собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
 владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий
физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
 владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений
из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их
использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и
физкультурно-оздоровительной деятельности;
 владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья,
физического развития и физической подготовленности, использование этих
показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической
культурой.
I.3. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в двигательной деятельности,
который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая
культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной
деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с
организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой:
- знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их
3
Кондрашов В.М., МБОУ «СОШ г. Светогорска», 2016

влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
 знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их
целей, задач и форм организации;
 знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и
профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации
здорового образа жизни;
 умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных
действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения
 способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к
сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила
игры и соревнований;
 способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по
технической и физической подготовке в полном объеме;
 способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой
разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного
инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки,
объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
 способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно
пользоваться понятийным аппаратом;
 способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть
информационными жестами судьи.
 способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности,
составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и
физической подготовки;
 способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных
действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать
эффективность этих занятий.
Двигательные умения, навыки и способности:
В метании на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме
снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи, резиновые палки и др.) с места и с
полного разбега (12-15 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых
шагов; метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5x2 ,5 м
с 10-12 м (девушки) и 15-25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель
1х1м с 10 м (девушки) и с 15-20 м (юноши).
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из пяти
элементов на брусьях или перекладине (юноши), на бревне или разновысоких брусьях
(девушки); выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-125
см (юноши); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую
длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот
боком и другие ранее освоенные элементы (юноши), и комбинацию из пяти ранее
освоенных элементов (девушки); В спортивных играх: демонстрировать и применять в
4
Кондрашов В.М., МБОУ «СОШ г. Светогорска», 2016

игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения
основные технико-тактические действия спортивных игр.
Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню
показателей развития физических способностей, с учетом региональных условий и
индивидуальных возможностей учащихся.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: использовать различные
виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга
и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического
развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических
состояний.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по
легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание
мяча, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из
видов спорта. Правила поведения на занятиях физическими упражнениями:
согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений
критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий
уровень физической подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к
возможно лучшему результату на соревнованиях.

II. Содержание учебного предмета, курса.
Содержание данной программы предназначено для обучающихся основной и
подготовительной медицинских групп.
Программный материал включает разделы; подвижные игры, спортивные
игры, легкая атлетика (легкоатлетические упражнения в начальной школе),
гимнастика, лыжная подготовка, плавание, элементы единоборств. Каждый из разделов
программы имеет свои задачи, которые решаются в результате учебной деятельности.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения
сложности элементов на базе ранее пройденных. Теоретические основы знаний о
физической культуре отрабатываются в ходе освоения конкретных технических
навыков и умений, развития двигательных способностей.
В разделе «Спортивные игры» продолжается углубленное изучение спортивных
игр, закрепляются и совершенствуются ранее усвоенные элементы техники владения
5
Кондрашов В.М., МБОУ «СОШ г. Светогорска», 2016

мячом, ракеткой.
Раздел «Гимнастика»
Гимнастические упражнения, включенные в программу старших классов,
направлены, прежде всего, на развитие силы, силовой и скоростной выносливости
различных групп мышц.
В разделе «Легкая атлетика» усиливается акцент на дальнейшее развитие
выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей.
Увеличивается длина спринтерских дистанций, время длительного бега, длина разбега
и количество способов в прыжках и метаниях.
В разделе «Лыжная подготовка» для всех классов предусмотрены основные
способы передвижения на лыжах - попеременный двухшажный ход и одновременные
хода, подъемы, спуск в основной стойке торможения, повороты на месте и в движении.
В старших классах постепенно увеличивается длина дистанций, проходимых с
равномерной и переменной интенсивностью преимущественно на среднепересеченной
местности. Чаще, чем в средних классах, применяются эстафеты и различные
соревнования.
На уроках физической культуры целесообразно опираться на межпредметные
связи. В старших классах необходимо устанавливать и углублять связи с анатомией и
физиологией, физикой, математикой и другими предметами.
Два раза в год во всех классах проводится диагностика физической
подготовленности обучающихся для определения текущего (рубежного) уровня
физической подготовленности. Итоговый контроль осуществляется в ходе экзаменационной
аттестации обучающихся.
По окончании каждой ступени, обучающиеся должны показывать уровень
результатов физической подготовленности не ниже, чем средний, соответствующий
обязательному минимуму содержания образования.
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки
Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека.
Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения.
Психолого-педагогические основы. Основные формы и виды физических
упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов.
Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта.
Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике
6
Кондрашов В.М., МБОУ «СОШ г. Светогорска», 2016

заболеваний. Основы техники безопасности и профилактики травматизма.
Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны.
Закрепление приемов саморегуляции. Психомышечная и психорегулирующая
тренировки.
Закрепление приемов самоконтроля.
Спортивные игры
Терминология спортивной игры. Правила игры. Техника безопасности при
занятиях спортивными играми. Помощь в судействе соревнований.
Гимнастика с элементами акробатики
Основы биомеханики гимнастических упражнений. Их влияние на телосложение,
воспитание волевых качеств. Техника безопасности при занятиях гимнастикой.
Оказание первой помощи при травмах.
Легкая атлетика
Виды соревнований по легкой атлетике и рекорды. Дозирование нагрузки
при занятиях бегом, прыжками и метанием. Прикладное значение
легкоатлетических упражнений. Техника безопасности
легкой

атлетикой.

Доврачебная

помощь

при

при

занятиях

травмах.

Правила

соревнований. Помощь в судействе соревнований.
Лыжная подготовка
Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической
подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках.
Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным
спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях. Помощь в
судействе соревнований.
Практическая часть
Спортивные игры
Волейбол.
Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: комбинации из
освоенных элементов техники передвижений.
Техника приема и передач мяча: варианты техники приема и передач
мяча.
Техника подачи мяча: нижняя и верхняя прямая подача мяча в заданную
часть площадки.
Техника прямого нападающего удара: прямой нападающий удар при встречных
7
Кондрашов В.М., МБОУ «СОШ г. Светогорска», 2016

передачах. Варианты нападающего удара через сетку. Техника защитных действий.
Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка.
Техники владения мячом; комбинации из освоенных элементов: прием,
передача, удар.
Тактика игры: индивидуальные, групповые и командные тактические действия в
нападении и защите.
Овладение игрой: игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам.
Совершенствование координационных способностей: прыжки в заданном ритме;
комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом,
варианты круговой тренировки, комбинированные упражнения и эстафеты с
разнообразными предметами (мячами, шайбой, теннисными ракетками).
Развитие выносливости: эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры,
двусторонние игры и игровые задания с акцентом на анаэробный или
аэробный механизм длительностью от 20 секунд до 18 минут.
Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей: бег с ускорением,
изменением направления, темпа, ритма, из различных положений на расстояние от
10 до 25 м, ведение мяча в разных стойках.
Гимнастика с элементами акробатики.
Строевые упражнения. Пройденный в предыдущих классах материал. Повороты кругом
в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь
в движении.
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, развитие
координационных, силовых способностей, гибкости и правильной осанки:
Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в
движении. Юноши: с набивными мячами (весом до 5 кг), гантелями (до 8 кг). Девушки:
с обручами, скакалками, большим мячом, палками. Прыжки через скакалку.
Акробатические упражнения:
юноши: длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с
помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью. Переворот боком; прыжки
в глубину, высота

150—180 см. Комбинации из ранее освоенных элементов.

Девушки: сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках.
Комбинации из ранее освоенных элементов.
Висы и упоры:

8
Кондрашов В.М., МБОУ «СОШ г. Светогорска», 2016

юноши: пройденный в предыдущих классах материал. Подъем в упор силой; вис,
согнувшись, прогнувшись, сзади; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, угол в
упоре, стойка на плечах из седа ноги врозь. Подъем переворотом, подъем разгибом
до седа ноги врозь, соскок махом назад.
Развитие силовых способностей и силовой выносливости:
юноши: лазанье по двум канату без помощи ног и с помощью ног на скорость.
Подтягивания. Упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами.
Девушки: упражнения в висах и упорах, общеразвивающие упражнения без
предметов и с предметами, в парах.
Опорные прыжки:
юноши: прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-120 см (10 класс) и 120125 см (11 класс).
Девушки: прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь
в ширину, высота 110 см).
Развитие координационных способностей: комбинации общеразвивающих
упражнений без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы,
бега, прыжков, вращений, акробатических упражнений. Упражнения с
гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке,
гимнастических снарядах. Акробатические упражнения.
Развитие скоростно-силовых способностей: опорные прыжки, прыжки со
скакалкой, метания набивного мяча.
Развитие гибкости: общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для
различных суставов. Упражнения с партнером, на гимнастической стенке, с
предметами.
Легкая атлетика.
Техника спринтерского бега: высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег
на результат на 100 м. Эстафетный бег.
Техника длительного бега:
юноши: бег в равномерном и переменном темпе 20-25 мин. Бег на 3000 м.
Девушки: бег в равномерном и переменном темпе 15-20 мин. Бег на 2000 м.
Техника прыжка в длину: прыжки в длину с 13-15 шагов разбега способом
«прогнувшись».
Техника прыжка в высоту: прыжки в высоту с 7-9 шагов разбега способом
«перешагивания».
9
Кондрашов В.М., МБОУ «СОШ г. Светогорска», 2016

Техники метания малою мяча:
юноши: метание мяча 150 г с 4-5 бросковых шагов с полного разбега на дальность в
коридор 10 м и
заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1x1 м) с расстояния до 20 м.
Метание гранаты 500-700 г с места на дальность;
с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и
заданное расстояние; в горизонтальную цель (2x2 м)
с расстояния 12-15 мэ по движущейся цели (2x2 м) с расстояния 10-12 м.
Девушки: метание теннисного мяча и мяча 150 г с места на
дальность, с 4-5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние в коридор 10 м; в
горизонтальную и вертикальную цель (1 х 1 м) с
расстояния 12-14 м. Метание гранаты 300-500 г с места на дальность.
Развитие выносливости:
юноши: длительный бег до 25 минут, кросс, бег с препятствиями, бег с гандикапом, в
парах, группой,
эстафеты, круговая тренировка.
Девушки: длительный бег до 20 минут.
Развитие скоростно-силовых способностей: прыжки и многоскоки, метания в цель и на
дальность разных снарядов из разных и. п.,
набивных мячей, круговая тренировка.
Развитие скоростных и координационных способностей: эстафеты, старты из
различных и. п., бег с ускорением, с максимальной
скоростью, изменением темпа и ритма шагов. Варианты челночного бега, бега с изменением
направления, скорости, способа перемещения;
бег с преодолением препятствий и на местности; барьерный бег; прыжки через препятствия
и на точность приземления;
Лыжная подготовка.
Техника лыжных ходов: переход с одновременных ходов на попеременные.
Прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 6 км (юноши).
Преодоление подъемов и препятствий.

10
Кондрашов В.М., МБОУ «СОШ г. Светогорска», 2016

III. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
10 – 11 класс
№

Вид программного материала

Количество часов
(уроков)

1.2

Основы знаний о физической
культуре
Спортивные игры

1.3

Гимнастика с элементами

1.1

В процессе урока
68
40

акробатики
1.4

Легкая атлетика

56

1.5

Лыжная подготовка

40

Итого

204

2

11
Кондрашов В.М., МБОУ «СОШ г. Светогорска», 2016


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».