Физика (углубленный уровень) 10-11класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.
срок реализации программы 2 года

Рабочая программа учебного предмета
«ФИЗИКА»
(углубленный уровень)

для учащихся 10-11 классов

Светогорск -2021
1

Программа по физике для средней (полной) общеобразовательной школы предназначена
для учащихся 10-11 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»
и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования,
Требований к результатам среднего (полного) общего образования, представленных в
Федеральном государственном стандарте среднего (полного) общего образования второго
поколения, и программы по физике для 10-11 классов под редакцией А. В. Касьянова.
Данная программа учитывает основные идеи и положения программы развития и
формирования УУД для среднего (полного) общего образования, соблюдена
преемственность с примерными программами для основного общего образования.
I часть: Результаты освоения учебной программы по физике
II часть: Основное содержание учебного предмета
III часть: Тематическое планирование учебного предмета

I часть
Результаты освоения учебной программы по физике
Данная рабочая программа по физике для 10-го класса и 11-го класса (углублённый
уровень) составлена на основе федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования, учебного плана, примерной программы
основного общего образования по физике с учётом авторской программы по физике
(Касьянов В.А., «Физика-10; 11», профильный уровень).
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на углублённом
уровне направлено на достижение следующих целей:
 развитие индивидуальных и творческих способностей в области физики с учётом
профессиональных намерений, интересов и запросов обучающихся; эффективная
подготовка выпускников к освоению программ профессионального образования;
 формирование целостного представления о мире и роли физики в создании современной
естественнонаучной картины мира; умения объяснять процессы окружающей природы,
используя для этого полученные знания;
 формирование устойчивой потребности учиться, готовности к продолжению
образования, саморазвитию и самовоспитанию, к созидательной и ответственной
трудовой деятельности на благо семьи, общества и государства;
 приобретение опыта самостоятельной разнообразной деятельности, поиска, анализа и
обработки информации, эффективного и безопасного использования различных
технических устройств;
 формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
 осознание не только значения технических применений физики, но и связанные с ними
экологических проблем – как на Земле, так и в околоземном пространстве.
Учебный процесс предусматривает формирование у школьников не только знаний
физических законов, но и общеучебных умений, универсальных способов деятельности
и ключевых компетентностей. Это планируется достичь благодаря использованию
учителем современных педагогических технологий, в частности, проектно2

исследовательского метода, самостоятельной и групповой работы учащихся,
применению ИКТ и т.д.
Программа предполагает использование активных и интерактивных форм и методов
работы с учащимися: обзорные и установочные лекции, учебные конференции, защита
рефератов, экспериментальные, лабораторные и практические задания, зачеты и
контрольные работы, предметные олимпиады, экскурсии.
С целью формирования экспериментальных умений в программе предусмотрено
проведение девяти лабораторных работ, на физический практикум отводится 20 часов.
Тематический контроль знаний и умений учащихся осуществляется при выполнении
контрольных работ, состоящих из двух частей: заданий с выбором ответа и расчетных
задач, что соответствует структуре КИМов ЕГЭ и облегчает учащимся адаптацию к
системе итогового экзаменационного тестирования.
На изучение курса физики по предлагаемой программе отводится 204 часа за
учебный год – 6 часов в неделю в 10-м классе и 204 часа за учебный год – 6 часов в
неделю в 11-м классе:
модуль «Физика» – 4 часа в неделю и модуль «Практикум по физике» - 2 часа в
неделю.
Основной акцент предлагаемой программы делается на научный и
мировоззренческий аспект образования, на овладение школьником курса физики на
уровне, достаточном для продолжения образования по физико-техническим
специальностям.
Учебно-методический комплект по физике данного курса:
1. Касьянов В. А. Физика. 10 кл. – учебник - углубленный уровень: – М.: Дрофа, 2015.
2. Касьянов В. А. Физика. 11 кл. – учебник - углубленный уровень: – М.: Дрофа, 2015.
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. /
сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.Физика. Профильный уровень. 10-11
классы. Автор программы В. А. Касьянов.
4. Примерные программы по уч. предметам. Физика. 10-11 классы. – М.: Просвещение,
2010.
5. ФГОС средн. (пол.) общ. образ. / М-во образов.и науки Рос. Фед. М.: Просвещение,
2014.
6. Образовательный стандарт. Рабочие программы по физике 10-11 классы. Авторская
программа В. А. Касьянова – профильный уровень. М. Планета, 2013.
7. Касьянов В.А. Физика. 10; 11 кл.: профильный уровень - тематическое и поурочное
планирование – М.: Дрофа, 2005.
8. Касьянов В. А. Контрольные работы к учебнику В. А. Касьянова «Физика».
Углублённый уровень. 10; 11 класс. – ФГОС. М.: Дрофа, 2015.
9. Касьянов В.А. , Коровин В.А. Физика. 10; 11 кл.: тетрадь для лабораторных работ – М.:
Дрофа, 2002.
10. Касьянов В.А. , Мошейко Л.П., Ратбиль Е.Э. Физика. 10-11 кл.: Тетрадь для
контрольных работ. Профильный уровень.– М.: Дрофа, 2005.

3

10. Физика. 10 класс: поурочные планы по учебнику В. А. Касьянова (профильный
уровень). Часть I, II /авт.-сост. В. Т. Оськина. – Волгоград: Учитель, 2008.
11. Физика. 11 класс: поурочные планы по учебнику В. А. Касьянова (профильный
уровень). Часть I, II /авт.-сост. В. Т. Оськина. – Волгоград: Учитель, 2008.
12. CD с дополнительными материалами автора В.А. Касьянова
Общая характеристика учебного предмета
Физика в системе среднего (полного) общего образования входит в предметную
область «Естествознание».
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного
предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных учебных
предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии,
биологии, географии и астрономии.
Изучение физики является необходимым не только для овладения основами одной из
естественных наук, являющейся компонентой современной культуры. Без знания физики в
её историческом развитии человек не поймёт историю формирования других
составляющих современной культуры. Изучение физики необходимо человеку для
формирования миропонимания, для развития научного способа мышления.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе
изучения физики основное внимание уделено не передаче суммы готовых знаний, а
знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем,
требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Курс физики на углублённом уровне направлен на формирование предметных
компетентностей, знаний и умений базового уровня, а также включает содержание курса
физики и требования к его усвоению, отличающиеся от базового уровня большей
глубиной изучения, сложностью решаемых задач, профильной ориентированностью и
более высоким уровнем требований к учебным достижениям обучающихся.
Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 272 часа для обязательного изучения физики на углублённом уровне
ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X и XI классах по 136
учебных часов из расчета 4 учебных часа в неделю. Количество часов по рабочей
программе – 408 часов; 10 класс - 204 часа в год и 11 класс – 204 часа в год, согласно
школьному учебному плану – по 6 часов в неделю. Программа состоит из 2-х модулей:
модуль «Физика» - 4 часа в неделю и модуль «Практикум по физике» - 2 часа в неделю. В
примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме часов
для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения
современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
физики на профильном уровне
Личностные результаты освоения основной образовательной программы при
изучении курса физики на старшей ступени средней школы отражают сформированность:
 круга познавательных интересов, определение предпочитаемых видов практической
деятельности; обоснованного выбора дальнейшего жизненного пути в соответствии с
собственными интересами и возможностями;
4



общей культуры, целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития физики и социальной практики, различным формам общественного
сознания; потребности в самообразовании и самовоспитании, готовности к
самоопределению на основе общечеловеческих и общенациональных ценностей;
 потребности в самореализации в творческой деятельности; желании учиться;
коммуникативных навыков; мотивации к позитивному взаимодействию с
представителями разных поколений в семейной и общественной жизни;
 стремления к здоровому и безопасному образу жизни и соответствующих навыков,
ответственного и компетентного отношения к своему физическому и психическому
здоровью; бережного отношения к природе;
 готовности к принятию самостоятельных решений, построению и реализации
жизненных планов, осознанному выбору профессии; социальной мобильности;
мотивации к познанию нового и непрерывному образованию как условию
профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы при
изучении курса физики на старшей ступени средней школы отражают:
 овладение понятийным аппаратом курса физики и научным методом познания в
объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования;
 умение ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку
зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого
человека на иное мнение;
 умение постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для
достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий,
организации самоконтроля и оценки полученных результатов;
 приобретение навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять
информацию в соответствии с поставленными задачами;
 приобретение опыта работы в группе с выполнением различных социальных ролей,
рациональной деятельности в нестандартных ситуациях;
 формирование ценностного отношения к изучаемым на уроках физики явлениям и
процессам, а также к осваиваемым видам деятельности;
 умение анализировать конкретные жизненные ситуации, различные стратегии
решения задач, выбирать и реализовывать способы поведения, самостоятельно
планировать и осуществлять учебную деятельность;
 приобщение к опыту исследовательской деятельности в области физики и публичного
представления её результатов, в том числе с использованием средств информационных
и коммуникационных технологий.
Общими предметными результатами обучения физике являются результаты
освоения основной образовательной программы, которые отражают ожидаемые
компетентности, знания и умения.
 осознание общекультурной ценности естественнонаучного знания, понимание основных
особенностей научного метода познания природы, представление о естественнонаучной
картине мира;
 осознание и объяснение роли физики в исследовании природных явлений и процессов, в
техническом развитии общества;
 представление о функциях теории и эксперимента в научном познании природы:
систематизирующая, объяснительная и прогностическая функции физической теории;
наблюдение и эксперимент как средства получения первичных сведений о природных
явлениях, проверки гипотез и теорий;
 овладение системными знаниями о понятиях, законах физики и физических теориях,
изучаемых в соответствии с основной образовательной программой среднего (полного)
общего образования;
5



грамотное обращение с приборами и проведение простых экспериментальных
исследований физических процессов (явлений): проведение необходимых измерений и
их математическая обработка; анализ и обобщение результатов экспериментального
исследования;
 способность объяснять на основе физических законов и теорий процессы и явления в
окружающей жизни и в технике; решать физические задачи;
 понимать последствия воздействия звуковых волн, естественных и искусственных
электрических, магнитных полей, электромагнитных волн, естественных и
искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.
 становление мотивации к последующему изучению естественных и технических наук в
системе среднего и высшего профессионального образования и посредством
самообразования; знакомство с профессиями учёного-физика и инженера;
 овладение представлениями о физике как науке, об особенностях классических и
квантовых теорий; о современных тенденциях развития физики; основных выводах
теории эволюции Вселенной и их подтверждении наблюдениями;
 способность описывать и разъяснять принципы работы приборов и технических
устройств, их технические характеристики; анализировать, объяснять и предсказывать
результаты опытов и наблюдений; решать задачи разного уровня сложности: выбирать
физическую модель, выстраивать логические цепочки рассуждений для объяснения
предложенного в задаче процесса (явления) и/или предсказания его результатов,
оценивать реалистичность полученного ответа и корректировать своих рассуждения с
учётом этой оценки;
 готовность к теоретическим и экспериментальным исследованиям физических
процессов и явлений, их компьютерному моделированию, участию в тематических
дискуссиях, подготовке докладов, рефератов, выполнению других творческих работ.
Частные предметные результаты обучения физике перечислены в
«Требованиях к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами».
Планируемые результаты изучения учебного предмета курса
Требования к уровню подготовки обучающихся
"Физика" (углубленный уровень) – требования к предметным результатам
освоения углубленного курса физики должны включать требования к результатам
освоения базового курса и дополнительно отражать:
1) сформированность системы знаний об общих физических закономерностях,
законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых
в земных условиях;
2) сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные
физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики
приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими
явлениями;
3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих
физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами,
формулируя цель исследования;
4) владение методами самостоятельного планирования и проведения физических
экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения
достоверности полученного результата;
5) сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать
последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с
физическими процессами, с позиций экологической безопасности.
6

"Физика" (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения
базового курса физики должны отражать:
1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной
картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности
человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями,
законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике:
наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты
измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять
полученные результаты и делать выводы;
4) сформированность умения решать физические задачи;
5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий
протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в
повседневной жизни;
6) сформированность собственной позиции по отношению к физической
информации, получаемой из разных источников.
В результате изучения физики на углублённом уровне в 10-м и в 11-м классе
ученик должен знать/понимать:
 сущность научного подхода к изучению природы;
 смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза,
принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета,
материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс,
электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна,
атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность,
ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
 смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила,
давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период,
частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя
кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество
теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная
теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд,
напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость,
энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое
напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный
поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля,
показатель преломления, оптическая сила линзы;
 смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы
применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и
относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного
тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда,
основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального
газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон
Джоуля — Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и
преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи
7

массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного
распада;
 вклад зарубежных и российских ученых, оказавших наибольшее влияние на
развитие физики: Г. Галилея, И. Ньютона, Э. Резерфорда, Д. Томсона, А.
Эйнштейна, Д. Менделеева, К. Циолковского, А. Сахарова, Ж. Алфёрова, и др.
уметь
 описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость
ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его
быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа
при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел
при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля
на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от
температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение
электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение
и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;
 приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент
служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий;
эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая
теория даёт возможность объяснять явления природы и научные факты;
физическая теория позволяет предсказывать еще не известные явления и их
особенности; при объяснении природных явлений используются физические
модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на
основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют
свои определённые границы применимости;
 описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие
физики;
 применять полученные знания для решения физических задач;
 определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и
массового числа;
 измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность
вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения,
влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления
льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника
тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой
волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
 приводить примеры практического применения физических знаний: законов
механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях;
использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и
предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети
Интернет);
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
 обеспечения безопасности жизнедеятельности
транспортных средств, бытовых электроприборов;
8

в

процессе

использования

 оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения
окружающей среды;
 рационального природопользования и защиты окружающей среды;
 определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и
поведению в природной среде.

часть

II

Основное содержание учебного предмета
класс (136 ч, 4 ч в неделю)

10
Введение (1 ч)

Физика в познании вещества, поля, пространства и времени (3 ч)
Что изучает физика. Органы чувств как источник информации об окружающем мире.
Физический эксперимент, теория. Физические модели. Идея атомизма. Фундаментальные
взаимодействия.

Механика (59 ч)
Кинематика материальной точки (21 ч)
Траектория. Закон движения. Перемещение. Путь и перемещение. Средняя путевая скорость.
Мгновенная скорость. Относительная скорость движения тел. Равномерное прямолинейное
движение. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением.
Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение тел. Одномерное движение
в поле тяжести при наличии начальной скорости. Баллистическое движение. Кинематика
периодического движения. Вращательное и колебательное движение материальной точки.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.
№ 1. Измерение ускорения свободного падения.
№ 2. Изучение движения тела, брошенного горизонтально.
Динамика материальной точки (13 ч)
Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий
закон Ньютона. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила
упругости. Вес тела. Сила трения. Применение законов Ньютона.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.
№ 3. Измерение коэффициента трения скольжения.
№ 4. Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости.
Законы сохранения (13 ч)
Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Работа силы. Потенциальная
энергия. Потенциальная энергия тела при гравитационном и упругом взаимодействиях.
9

Кинетическая энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Абсолютно
неупругое и абсолютно упругое столкновения.
Динамика периодического движения (5 ч)
Движение тел в гравитационном поле. Космические скорости. Динамика свободных
колебаний. Колебательная система под действием внешних сил, не зависящих от времени.
Вынужденные колебания. Резонанс.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.
№ 5. Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости.
Статика (4 ч)
Условие равновесия для поступательного движения. Условие равновесия для вращательного
движения. Плечо и момент силы. Центр тяжести (центр масс) системы материальных точек и
твердого тела.
Релятивистская механика (3 ч)
Постулаты специальной теории относительности. Относительность времени. Замедление
времени. Релятивистский закон сложения скоростей. Взаимосвязь энергии и массы.

Молекулярная физика (47 ч)
Молекулярная структура вещества (3 ч)
Строение атома. Масса атомов. Молярная масса. Количество вещества. Агрегатные
состояния вещества.
Молекулярно-кинетическая теория идеального газа (12 ч)
Распределение молекул идеального газа в пространстве. Распределение молекул идеального
газа по скоростям. Температура. Шкалы температур. Основное уравнение молекулярнокинетической теории. Уравнение Клапейрона — Менделеева. Изопроцессы. Изотермический
процесс. Изобарный процесс. Изохорный процесс.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.
№ 6. Изучение изотермического процесса в газе.
Термодинамика(12 ч)
Внутренняя энергия. Работа газа при расширении и сжатии. Работа газа при изопроцессах.
Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики для
изопроцессов. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели. Второй закон термодинамики.
Жидкость и пар (9 ч)
Фазовый переход пар - жидкость. Испарение. Конденсация. Давление насыщенного пара.
Влажность воздуха. Кипение жидкости. Поверхностное натяжение. Смачивание.
Капиллярность.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.
10

№ 7. Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости.
Твердое тело (5 ч)
Кристаллизация и плавление твердых тел. Структура твердых тел. Кристаллическая решетка.
Механические свойства твердых тел.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
№ 8. Измерение удельной теплоемкости вещества.
Механические волны. Акустика (6 ч)
Распространение волн в упругой среде. Отражение волн. Периодические волны. Стоячие
волны. Звуковые волны. Высота звука. Эффект Доплера. Тембр, громкость звука.

Электростатика (25 ч)
Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (11 ч)
Электрический заряд. Квантование заряда. Электризация тел. Закон сохранения заряда.
Закон Кулона. Равновесие статических зарядов. Напряженность электрического поля. Линии
напряженности электростатического поля. Принцип суперпозиции электростатических
полей. Электростатическое поле заряженной сферы и заряженной плоскости.
Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (14 ч)
Работа сил электростатического поля. Потенциал электростатического поля. Разность
потенциалов. Измерение разности потенциалов. Электрическое поле в веществе.
Диэлектрики в электростатическом поле. Проводники в электростатическом поле.
Распределение зарядов по поверхности проводника. Электроемкость уединенного
проводника и конденсатора. Соединение конденсаторов. Энергия электростатического поля.
Объемная плотность энергии электростатического поля.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
№ 9. Измерение электроемкости конденсатора.
Итоговое повторение - 2 часа
Итоговая контрольная работа – 2часа

класс (204 ч, 6 ч в неделю)

11
Электродинамика (58 ч)

Постоянный электрический ток (21 ч)

11

Электрический ток. Сила тока. Источник тока. Источник тока в электрической цепи. Закон
Ома для однородного проводника (участка цепи). Сопротивление проводника. Зависимость
удельного сопротивления проводников и полупроводников от температуры.
Сверхпроводимость. Соединения проводников. Расчет сопротивления электрических цепей.
Закон Ома для замкнутой цепи. Расчет силы тока и напряжения в электрических цепях.
Измерение силы тока и напряжения. Тепловое действие электрического тока. Закон
Джоуля—Ленца. Передача электроэнергии от источника к потребителю. Электрический ток
в растворах и расплавах электролитов.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. Исследование смешанного соединения проводников.
2. Изучение закона Ома для полной цепи.
Магнитное поле (14 ч)
Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического тока. Линии магнитной
индукции. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Рамка с током в
однородном магнитном поле. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные
частицы. Сила Лоренца. Масс-спектрограф и циклотрон. Пространственные траектории
заряженных частиц в магнитном поле. Магнитные лопушки, радиационные пояса Земли.
Взаимодействие электрических токов. Магнитный поток. Энергия магнитного поля тока.
Магнитное поле в веществе. Ферромагнетизм.
Электромагнетизм (11 ч)
ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле. Электромагнитная индукция. Способы
получения индукционного тока. Опыты Генри. Использование электромагнитной индукции.
Генерирование переменного электрического тока. Передача электроэнергии на расстояние.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
3. Изучение явления электромагнитной индукции.
Цепи переменного тока (12 ч)
Векторные диаграммы для описания переменных токов и напряжений,. Резистор в цепи
переменного тока. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи
переменного тока. Свободные гармонические электро-магнитные колебания в колебательном
контуре. Колебательный контур в цепи переменного тока. Примесный полупроводник —
составная часть элементов схем. Полупроводниковый диод. Транзистор.

Электромагнитное излучение (50 ч)
Излучение и прием электромагнитных волн радио-и СВЧ-диапазона (9 ч)
Электромагнитные волны. Распространение электромагнитных волн. Энергия, переносимая
электромагнитными волнами. Давление и импульс электромагнитных волн. Спектр
12

электромагнитных волн. Радио- и СВЧ-волны в средствах связи. Радиотелефонная связь,
радиовещание.
Геометрическая оптика (19 ч)
Принцип Гюйгенса. Отражение волн. Преломление волн. Дисперсия света. Построение
изображений и хода лучей при преломлении света. Линзы. Собирающие линзы. Изображение
предмета в собирающей линзе. Формула тонкой собирающей линзы. Рассеивающие линзы.
Изображение предмета в рассеивающей линзе. Фокусное расстояние и оптическая сила
системы из двух линз. Человеческий глаз как оптическая система. Оптические приборы,
увеличивающие угол зрения.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
4. Измерение показателя преломления стекла.
Волновая оптика (9 ч)
Интерференция волн. Взаимное усиление и ослабление волн в пространстве. Интерференция
света. Дифракция света. Дифракционная решетка.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
5.Наблюдение интерференции и дифракции света.
6. Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.
Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества (13 ч)
Тепловое излучение. Фотоэффект. Корпускулярно-волновой дуализм. Волновые свойства
частиц. Строение атома. Теория атома водорода. Поглощение и излучение света атомом.
Лазеры. Электрический разряд в газах.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
7.Наблюдение линейчатого и сплошного спектров испускания.

Физика высоких энергий (16 ч)
Физика атомного ядра (11 ч)
Состав атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Естественная радиоактивность. Закон
радиоактивного распада. Искусственная радиоактивность. Использование энергии деления
ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Ядерное оружие. Биологическое действие
радиоактивных излучений.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
8.

Изучение взаимодействия частиц и ядерных реакций (по фотографиям).

Элементарные частицы (5 ч)
Классификация элементарных частиц. Лептоны как фундаментальные частицы.
Классификация и структура адронов. Взаимодействие кварков.

Элементы астрофизики (7 ч)
13

Эволюция Вселенной (7 ч)
Структура Вселенной, ее расширение. Разбегание галактик. Закон Хаббла. Космологическая
модель ранней Вселенной. Эра излучения. Нуклеосинтез в ранней Вселенной. Образование
астрономических структур. Эволюция звезд и эволюция Солнечной системы. Органическая
жизнь во Вселенной.

Обобщающее повторение (51 ч)
Введение (1 ч)
Физика в познании вещества, поля, пространства и времени.
Механика (15 ч)
1.

Кинематика равномерного движения материальной точки.

2.

Кинематика периодического движения материальной точки.

3.

Динамика материальной точки.

4.

Законы сохранения.

5.

Динамика периодического движения.

6.

Статика.

7.

Релятивистская механика.

Молекулярная физика (9 ч)
1.

Молекулярная структура вещества.

2.

Молекулярно-кинетическая теория идеального газа.

3.

Термодинамика.

4.

Жидкость и пар.

5.

Твердое тело.

6.

Механические волны. Акустика.

Электродинамика (15 ч)
1.

Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов.

2.

Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов.

3.

Закон Ома.

4.

Тепловое действие тока.

5.

Силы в магнитном поле.

6.

Энергия магнитного поля.

7.

Электромагнетизм.

8.

Цепи переменного тока.

Электромагнитное излучение (9 ч)
1.

Излучение и прием электромагнитных волн радио- и СВЧ-диапазона.

2.

Отражение и преломление света.
14

3.

Оптические приборы.

4.

Волновая оптика.

5.

Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества.

Физика высоких энергий (2 ч)
1.

Физика атомного ядра.

2.

Элементарные частицы.

Практикум по решению задач (22 ч)

15

часть

III

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
.

10 класс

Количество часо В том числе

№ п/п Название темы

на тему

лабораторных раб

В том числе
контрольных
работ

Введение 1ч.

1

Механика 59 ч.

2

Кинематика материальной точки

21

2

1

Динамика материальной точки

13

2

1

Законы сохранения

13

1

1

5

1

-

Статика

4

-

-

Релятивистская механика

3

-

-

Динамика периодического
движения

Молекулярная физика 47 ч.

3

Молекулярная структура вещества

3

-

-

МКТ

12

1

1

Термодинамика

12

-

1

Жидкость и пар

9

1

-

Твердое тело

5

Механические волны. Акустика

6

1
-

-

11

-

1

14

1

1

9

8+1

Электростатика 25 ч.
4

Силы электромагнитного взаимодействия
неподвижных зарядов
Энергия электромагнитного взаимодействи

Итоговое повторение. Контроль. - 4ч.

5
Итого

136

16

11 класс
№ п/п

Название темы

Количество часов В том числе

В том числе

на тему

лабораторных

контрольных

работ

работ

Электродинамика - 62

1.
Постоянный

22

2

2

электрический
Магнитное поле

15

Электромагнетизм (9 ч)

12

1

1

Цепи переменного тока

13

-

1

1

Электромагнитное излучение - 55

2.
Излучение и прием

10

-

1

Геометрическая оптика

20

1

2

Волновая оптика

11

2

1

Квантовая теория

14

1

1

электромагнитных волн
радио-и СВЧ-диапазона

электромагнитного
излучения и вещества
Физика высоких энергий -18

3.
Физика атомного ядра

12

Элементарные частицы

6

1

1

Элементы астрофизики - 8

4.
Эволюция

8

-

Вселенной
5.

-

Обобщающее повторение - 37

17

-

Введение

1

-

-

Механика

9

-

-

Молекулярная физика

8

-

-

Электродинамика

10

-

Электромагнитное

7

-

-

2

-

-

излучение
Физика высоких энерги
6.

Физический практикум - 20
Резерв – 4 часа

ИТОГО

204

18

8

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».