Русский язык (базовый уровень) 10-11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе среднего
общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.срок
реализации программы 2 года

Рабочая программа учебного предмета
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
для учащихся 10-11 классов
(физико – математический
и химико - биологический профили)

Светогорск -2021

1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
10–11-й классы
Программа по русскому языку средней общеобразовательной
школы (углубленный уровень) предназначена для учащихся 10-11
классов МБОУ «СОШ г. Светогорска» и составлена на основе
Фундаментального ядра содержания среднего общего образования,
требований к результатам СОО, представленных в Федеральном
государственном стандарте среднего общего образования 2 поколения,
основной

образовательной

программы

СОО

МБОУ

«СОШ

г.

Светогорска», примерной программы по русскому языку для 10-11
классов, реализуется через УМК И.В.Гусаровой. Русский язык. 10 класс:
базовый и углублённый уровни: учеб. для общеобразоват. учреждений /
И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф,2016,. И.В.Гусаровой. Русский язык.
11 класс: базовый и углублённый уровни: учеб. для общеобразоват.
учреждений / И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф,2018
Рабочая

программа

направлена на

достижение

планируемых

предметных результатов освоения обучающимися программы среднего
общего образования по русскому языку, а также планируемых
результатов междисциплинарных учебных программ по формированию
универсальных учебных действий (личностных универсальных учебных
действий,

регулятивных

универсальных

учебных

действий,

коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных
универсальных

учебных

действий),

компетентности обучающихся, основ
проектной деятельности, освоения

по

формированию ИКТ-

учебно-исследовательской и
смыслового чтения и работы с

текстом.
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой
учащихся в основной школе.

2

Пояснительная записка
Программа включает 3 раздела:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
Цели обучения русскому языку на углубленном уровне:
 воспитание гражданина и патриота; формирование представления
о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; овладение культурой
межнационального общения;


развитие

и

совершенствование

способности

к

речевому

взаимодействию и социальной адаптации; информационных
умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
готовности к осознанному выбору профессии, к получению
высшего гуманитарного образования;


углубление знаний о лингвистике как науке; языке как
многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи
основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях;
функционально-стилистической системе русского языка; нормах
речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;



овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать языковые явления и факты с учетом их
различных интерпретаций; в необходимых случаях давать
исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать
языковые явления и факты с точки зрения нормативности,
соответствия

сфере

и

ситуации

общения;

разграничивать

варианты норм и речевые нарушения;


применение полученных знаний и умений в собственной речевой
практике, в том числе в профессионально ориентированной
3

сфере

общения;

совершенствование

нормативного

и

целесообразного использования языка в различных сферах и
ситуациях общения.
В соответствии с целями ставятся задачи:


развитие у учащихся патриотического чувства по отношению
к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его
красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к
языку как части русской национальной культуры;



осознание себя носителем языка, языковой личностью,
которая находится в постоянном диалоге (через язык и
созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;



формирование у учащихся чувства языка;



воспитание

потребности

пользоваться

всем

языковым

богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою
устную и письменную речь, делать её правильной, точной,
богатой;


сообщение необходимых знаний и формирование учебноязыковых, речевых и правописных умений и навыков,
необходимых

для

того,

чтобы

правильно,

точно

и

выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Место учебного предмета «Русский язык» в

учебном

плане

Учебный план МБОУ «СОШ г. Светогорска» предусматривает
изучение русского языка в 10-11 классах физико – мктематического и
химико – биологическот профилей

в объеме 154 ч. (34 учебные

недели в году). В том числе: в 10 классе —60ч, в 11 классе —94 ч, в
Общее количество уроков в неделю – 2 часа в 10 классе, 3 часа в 11
классе.
60 % рабочей программы составляет обязательная часть, 40 % - часть,
формируемая участниками образовательного процесса. 40 % учебного
времени реализуется через нелинейное расписание, формы учебных
занятий:

практикум,

лингвистическая

мастерская,

проектная

деятельность, исследование, экскурсии, лингвистические игры и др.
4

1. Планируемые

результаты

освоения

учебного

предмета «Русский язык»
Приоритетным направлением языкового образования в 10-11 классах
на профильном уровне является углублённо-обобщающее изучение
русского языка как системы в синхронном и диахронном (историческом
развитии языковых явлений и языковой системы в целом) аспектах.
Углублённое изучение предполагает:
1)

более детальное ознакомление с теоретическими положениями

науки о современном русском языке;
2)

введение исторических комментариев при изучении отдельных

тем курса;
3)

рассмотрение переходных и синкретичных явлений в

современном состоянии языка;
4)

расширениекругасведенийлингвоведческого,

этнокультуроведческого содержания;
5)

усиление внимания к функциональному аспекту языковых

явлений;
6)

моделирование

учебных

задач,

позволяющих

развивать

познавательную активность и организационные умения учащихся, что
способствует

формированию

самостоятельности

как

сложного

интегрального качества личности.
Курс углублённо-обобщающего изучения русского языка в 10-11
классах призван решить как специальные, так и общепредметные
задачи. Среди специальных задач преподавания русского

языка

выделют следующие:
1)

формирование языковой и лингвистической компетенций

учащихся;
2)

формирование культуроведческой компетенции учащихся;

3)

формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Языковая компетенция предполагает знание единиц языка и правилах
соединения, умение пользоваться ими в речи.
5

Лингвистическая компетенция предусматривает знание метаязыка
лингвистики,

основных

её

понятий,

а

также

определённые

представления об учёных-лингвистах, прежде всего об отечественных
русистах.
Культуроведческая компетенция предполагает, в первую очередь,
осознание языка как формы выражения национальной культуры.
Коммуникативная компетенция предусматривает:
•

наличие определённых теоретических сведений о языке;

•

наличие определённых умений и навыков (орфоэпических,

лексических, грамматических и др.);
•

наличие умений соотносить языковые средства с целями,

задачами и условиями общения;
•

наличие знаний и умений организовать речевое общение с

учётом социальных норм поведения.
При обучении русскому языку как средству общения в 10-11 классах
используется

коммуникативно-деятельностный

подход,

который

предполагает:
•

обучение средствам языка;

•

обучение частноречевым умениям и навыкам (орфоэпическим,

акцентологическим, лексическим, грамматическим, пунктуационным);
•

обучение умениям и навыкам в различных видах речевой

деятельности (рецептивных – аудировании и чтении, продуктивных –
говорении и письме);
•

обучение умениям и навыкам общения на языке.

В результате изучения русского языка в 10-11 классах на профильном
уровне учащийся должен добиться личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы
программы по русскому языку на углубленном уровне являются:


осознание русского языка как духовной. Нравственной и
культурной

ценности

народа;

национальной и мировой культуры;
6

приобщение

к

ценностям



совершенствование коммуникативных способностей; готовность
кпрактическомуиспользованиюрусскогоязыкав
межличностном и межнациональном общении;
сформированность толерантного сознания и поведения личности
в поликультурном мире;



развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков
самостоятельной деятельности, использование русского языка
для самореализации, самовыражения в различных областях
человеческой деятельности;



готовность и

способность

к образованию,

в

том

числе

самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;


удовлетворение познавательных интересов в области
гуманитарных наук;



сформированность
патриотизма,

российской

уважения

к

гражданской
своему

идентичности,

народу,

чувства

ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уверенности его великом будущем;


сформированность

гражданской

позиции

учащегося

как

сознательного, активного и ответственного члена российского
общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и
принимающего

свою

ответственность

за

благосостояние

общества, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;


сформированность

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного

сознания,

осознание

поликультурном мире;
7

своего

места

в



сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и
идеалами российского гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности: образовательной, учебно-исследовательской,
проектной, коммуникативной и др.;



сформированность навыков сотрудничества со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;



сформированность нравственного сознания, чувств и поведения
на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;



осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её
ценностного

содержания

и

возможностей

реализации

собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели и составлять планы;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
урочную и внеурочную, включая внешкольную, деятельность;
использовать

различные

ресурсы

для

достижения

целей;

выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции другого человека,
эффективно разрешать конфликты;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной

деятельности,

навыками

разрешения

проблем;

способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов
познания;
 готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
8

различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию,

получаемую из

различных

источников;
 умение

самостоятельно

оценивать

и

принимать

решения,

определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и
нравственных ценностей;
 владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
 владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых

действий

и

мыслительных

процессов,

их

результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:


сформированность представлений о лингвистике как части
общечеловеческого гуманитарного знания;



сформированностьпредставленийоязыкекак
многофункциональной развивающейся системе, о
стилистических ресурсах языка;



владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о
нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения;



владения умениями анализировать единицы различных языковых
уровней, а также языковые явления и факты, допускающие
неоднозначную интерпретацию;



сформированность умений лингвистического анализа текстов
разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;



умение оценивать устные и письменные высказывания с точки
зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;



владение различными приёмами редактирования текстов;



сформированностьуменийпроводитьлингвистический
эксперимент и использовать его результаты в процессе
9

практической деятельности;


понимание и осмысленное использование понятийного аппарата
современного

литературоведения

в

процессе

чтения

и

интерпретации художественных произведений;


владение навыками комплексного филологического анализа
художественного текста, в том числе новинок современной
литературы;



умение объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и
культуры русского и других народов.

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой
ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и
диалогические тексты определенной функционально-смысловой
принадлежности

(описание,

повествование,

рассуждение)

и

определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции,
отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его
структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа
текста и выбранного профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства
связи предложений при построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в
соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства
языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем
обучения;
10

–

использовать при работе с текстом разные виды чтения

(поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное)
и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации, определять его тему,
проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и
переводить ее в текстовый формат;
–

преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для
публичного выступления;
–

соблюдать культуру публичной речи;

–

соблюдать в речевой практике основные орфоэпические,

лексические, грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия
языковым нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для
оценки

устных

и

письменных

высказываний

с

точки

зрения

соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и
видеть взаимосвязь между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые
средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том
числе о богатстве и выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других
разновидностей современного русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более
точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
11

– иметь представление об историческом развитии русского языка и
истории русского языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в
соответствии с правилами ведения диалогической речи;
–

дифференцировать главную и второстепенную информацию,

известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой
информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного
функционального стиля;
–

владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные

и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;
–

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

–

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и
письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных
проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также
вучебно-научной и официально-деловой сферах общения;
–

осуществлять речевой самоконтроль;

– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и
навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для
расширения словарного запаса и спектра используемых языковых
средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при
анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Выпускник на углублённом уровне научится:


видеть взаимосвязь единиц и уровней языка;



характеризовать единицы языка того или иного уровня;



анализировать языковые единицы с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления;
12



анализировать

роль

использованных


форм

русского

языка,

в предъявленных текстах;

комментировать высказывания о богатстве и выразительности
русского языка;

 анализировать языковые

средства в зависимости от типа

и жанра высказывания;


использовать синонимические ресурсы русского языка для более
точного выражения мысли и усиления выразительности речи;



иметь представление об истории русского языкознания;



выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в
соответствии с правилами ведения диалогической речи;



характеризовать языковые средства в соответствии с типом и
жанром текста;

 опознавать лексические

и

синтаксические средства языка

в текстах определённого стиля речи;


дифференцировать главную и второстепенную информацию,
известную и неизвестную информацию прослушанного текста;



проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой
информации, отбирать и анализировать полученную
информацию;



создавать тексты определённого стиля в некоторых жанрах,
относящихся к этому стилю;



проводить комплексный анализ текстов разной функциональностилевой и жанровой принадлежности;



владетьумениямиинформационнойпереработки
прочитанных

и прослушанных

текстов и представлять их

в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;


создавать отзывы, рецензии, аннотации на предложенный текст;



характеризовать основные аспекты культуры речи;



соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;



соблюдать культуру научного и делового общения в устной и
письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных
проблем;
13



соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а
также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;



опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм;



осуществлять речевой самоконтроль;



оценивать коммуникативные качества и эффективность
собственной и чужой речи;



совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и
навыки на основе знаний о нормах русского литературного
языка;



использоватьосновныенормативныесловарии
справочники для расширения словарного запаса и спектра
используемых языковых средств;



оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при
анализе текстов художественной литературы.

Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться:


проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;



выделять и описывать социальные функции русского языка;



проводить лингвистические эксперименты, связанные с
социальными функциями языка;



характеризовать роль форм русского языка в становлении и
развитии русского языка;



проводить лингвистический анализ форм существования
русского языка на примере различных текстов;



проводитьанализпрочитанныхипрослушанных
текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии,
резюме;



проводить комплексный
средств текста
стилевой



лингвистический анализ языковых

в соответствии

с его функционально-

и жанровой принадлежностью;

критически оценивать устный монологический текст и устный
диалогический текст;



создавать тексты определённого стиля в различных жанрах;



выступать

перед

аудиторией
14

с текстами

различной

жанровой принадлежности;
 осуществлять речевой самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию;


использовать языковые средства с учетом вариативности
современного русского языка;



проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности
речи;



редактировать устные и письменные тексты различных
стилей

и жанров на основе знаний о нормах русского

литературного языка;
 определять

пути

для

совершенствования

собственных

коммуникативных способностей и культуры речи.

2. Содержание учебного предмета «Русский язык» в 1011 классах на углубленном уровне.
10 класс
Введение в курс русского языка 10 класса. Входное диагностическое тестирование (безоценочное) и его анализ.
Часть I
Общие сведения о языке. Некоторые гипотезы о происхождении
языка. Основные функции языка. Взаимосвязь языка и мышления.
Представление о языке как о своеобразной знаковой системе Типы языковых знаков. Понятие естественного и искусственного языка. Разновидности искусственных языков. Понятие о единицах и уровнях языковой системы. В чем разница между языком и речью. Речь как процесс
коммуникативной деятельности. Речь. Формы речи. Монолог и его разновидности. Диалог и его разновидности. Орфография. Правописание
сложных слов. Синтаксис и пунктуация. Синтаксические единицы.
Словосочетание как синтаксическая единица. Общая характеристика
типов предложений. Порядок слов в предложении. Основы русской
пунктуации. Способы передачи и пунктуационного оформления чужой
15

речи.
Часть II.
Становление и развитие русского языка. Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка. Текст как результат речевой деятельности. Основные признаки текста. Способы и
средства связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы
речи (текстов). Орфография. Употребление прописных и строчных букв
. Синтаксис и пунктуация. Главные члены двусоставного предло-жения:
подлежащее и способы его выражения; сказуемое, типы сказуе-мых.
Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежа-щим и
сказуемым Виды односоставных предложений.
Часть III.
Краткая история русской письменности и реформы русского
письма. Возникновение и дальнейшее использование славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип
русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской
орфографии. Виды речевой деятельности и способы фиксации информации. Виды речевой деятельности. Способы фиксации прочитанной
информации: конспектирование, реферирование, аннотирование.
Орфография. Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей
речи. Синтаксис и пунктуация. Второстепенные члены предложения.
Дефис при одиночном приложении. Дефис при одиночном приложении
Неполные предложения. Тире в неполном предложении. Нечленимые
предложения.
Часть IV.
Лексика и фразеология. Слово как лексическая единица. Типы
лексических значений слова. Способы переноса лексических значений
слова. Омонимия и смежные с ней явления. Паронимия. Синонимия.
Антонимия. Формирование и развитие русской лексики: исконно русская и заимствованная лексика. Освоение заимствованных слов русским
языком. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного
запаса: устаревшие слова и неологизмы. Лексика русского языка с точ16

ки зрения сферы употребления: диалектизмы, специальная лексика,
жаргонизмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов. Фразеология
русского языка: типы фразеологических единиц по степени слитности
их компонентов; классификация фразеологизмов по происхождению.
Стилистическое расслоение русской лексики: функциональные стили
речи. Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи, деловые
бумаги личного характера. Публицистический стиль речи. Стиль художественной литературы. Разговорный стиль речи. Орфография.
Правописание приставок ПРИ- / ПРЕ - . Синтаксис и пунктуация. Общая
характеристика сложных предложений. Сложносочиненные
предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Часть V.
Фонетика. Фонетическое членение речи. Ударение. Соглас-ные
звуки. Фонетические процессы в области согласных звуков. Глас-ные
звуки. Фонетические процессы в области гласных звуков. Основ-ные
правила транскрибирования. Нормы русского литературного языка.
Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпических норм: признаки «старшей» орфоэпической нормы, современные орфоэпические
нормы. Орфография. Употребление мягкого знака после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Правописание
приставок на З - / С -. Правописание букв И и Ы в корне слова после
приставок на согласную. Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корнях слов. Синтаксис и пунктуация. Сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в сложноподчиненных
предложениях. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Часть VI.
Морфемика и словообразование. Основные виды морфем. Изменения в морфемном составе слова. Способы словообразования. Процессы, сопровождающие словообразование. Русский речевой этикет.
Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета.
17

Орфография. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
Правописание О – Ё после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов. Правописание И – Ы после Ц в корнях, суффиксах, окончаниях. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Синтаксис и пунктуация. Бессоюзные сложные предложения. Знаки
препинания в бессоюзных сложных предложениях. Сложные синтаксические конструкции.
Структурно курс русского языка 10 класса представлен 6 частями, внутри которых выделены 24 модуля. Внутри модулей примерно
определены содержательные учебные единицы – уроки.
11 класс
Часть I

Морфология как раздел грамматики. Принципы классификации
слов по частям речи. Междометие как особая часть речи. Звукоподражательные слова. Орфография. Правописание НЕ со словами разных
частей речи. Основные качества хорошей речи Правильность речи. Богатство речи. Чистота речи. Логичность речи. Точность речи. Уместность речи. Выразительность речи. Синтаксис и пунктуация Знаки
препинания при междометиях. Знаки препинания при обращении.
Часть II.
Морфология. Предлог как служебная часть речи. Союз как служебная часть речи. Частица как служебная часть речи. Орфография.
Правописание предлогов. Правописание союзов и союзных слов. Правописание частиц (кроме НЕ и НИ). Различение значений частиц НЕ и
НИ. Нормы языка и культуры речи. Употребление предлогов. Употребление союзов. Синтаксис и пунктуация. Вводные компоненты. Знаки
препинания при вводных словах и предложениях. Вставные конструкции.
Часть III.
Морфология. Имя существительное как часть речи. Лексикограмматические разряды имён существительных (собственные и нарицательные; отвлечённые, собирательные и вещественные). Лексикограмматические категории имён существительных (Одушевлённые и
18

неодушевлённые; род имён существительных; род несклоняемых имён
существительных; число имён существительных, склонение и падежи
имён существительных). Словообразование имён существительных
(морфологические и неморфологические способы словообразования).
Орфография. Правописание окончаний и суффиксов имён существительных. Нормы языка и культуры речи. Употребление форм имён существительных. Склонение имён существительных – географических
названий на –о. Особенности склонения имён и фамилий. Синтаксис и
пунктуация. Синтаксическая функция имён существительных. Однородные члены предложения.
Часть IV .
Морфология. Имя прилагательное как часть речи. Лексикограмматические разряды имён прилагательных. Полная и краткая форма
качественных имён прилагательных. Степени сравнения качественных
имён прилагательных. Степени качества имён прилагательных. Склоне-ние
имён прилагательных. Словообразование имён прилагательных. Переход
имён прилагательных в разряд имён существительных. Орфо-графия.
Правописание суффиксов имён прилагательных (кроме Н/НН) Нормы
языка и культуры речи. Варианты формы полных и кратких имён
прилагательных. Употребление форм степеней сравнения каче-ственных
имён прилагательных. Синтаксис и пунктуация. Основные синтаксические
функции имён прилагательных. Однородные и неодно-родные
определения.

Часть V.
Морфология. Имя числительное как часть речи. Разряды имён
числительных по составу и по значению. Переход имён числительных в
разряд слов других частей речи. Орфография. Склонение количествен-ных
и порядковых имён числительных. Нормы языка и культуры речи.
Особенности употребления форм имён числительных. Синтаксис и
пунктуация. Синтаксические функции имён числительных. Обособленные уточняющие дополнения и знаки препинания при них.

Часть VI.
Морфология. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений
19

по значению. Переход слов других частей речи в разряд местоимений и
местоимений в разряд других слов. Орфография. Правописание отрицательных и неопределённых местоимений. Нормы языка и культуры речи
Особенности употребления форм некоторых местоимений. Синтаксис и
пунктуация. Основные синтаксические функции местоимений. Знаки
препинания при сравнительных оборотах и других конструкциях с союзом как.
Часть VII.
Морфология. Глагол как часть речи. Инфинитив глагола. Основы
глагола. Категории вида и залога глагола. Переходные и непереходные
глаголы. Возвратные глаголы. Категории времени, наклонения, лица
глагола. Безличные глаголы. Спряжение глаголов. Словообразование
глаголов. Орфография. Правописание глаголов. Нормы языка и культуры речи. Особенности употребления форм глаголов. Синтаксис и пунктуация. Синтаксическая функция глаголов. Знаки препинания при
обособленных приложениях.
Часть VIII.
Морфология. Причастие как особая форма глагола. Формы, образование причастий. Склонение причастий. Краткие причастия. Переход
причастий в разряд других частей речи. Орфография. Правописание
действительных и страдательных причастий. Нормы языка и культуры
речи. Особенности употребления форм причастий и причастных оборотов. Синтаксис и пунктуация. Синтаксическая функция причастий.
Знаки препинания при согласованных и несогласованных определениях.
Часть IX.
Морфология. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий. Переход деепричастий в разряд других частей речи.
Орфография. Правописание гласных перед суффиксом деепричастий.
Нормы языка и культуры речи Особенности употребления деепричастных оборотов. Синтаксис и пунктуация. Синтаксическая функция деепричастий. Знаки препинания при обстоятельствах.
Часть X.
Морфология. Наречие как часть речи. Разряды наречий по значе20

нию. Степени сравнения наречий. Степени качества наречий. Словообразование наречий. Переход наречий в разряд слов других частей речи.
Слова категории состояния. Орфография. Правописание суффиксов
наречий. Дефисное, слитное, раздельное написание наречий и
наречных сочетаний. Нормы языка и культуры речи. Особенности
употребления форм наречий. Синтаксис и пунктуация. Синтаксическая
функция наре-чий. Уточняющие обособленные члены предложения и
знаки препина-ния при них.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс
№

Раздел/ тема программы

Всего часов
- 60

1.

2.

3.
4.
5.

6.
7
8
9
10
11
12

Общие сведения о языке. Некоторые гипотезы
1 ч.
о происхождении языка.
Основные функции
языка.
1 ч.
Речь как процесс коммуникативной деятельности. Речь. Формы речи. Монолог и его разновидности. Диалог и его разновидности.
Орфография. Правописание сложных слов.
1 ч.
Синтаксис и пунктуация.
Синтаксические единицы.
Становление и развитие русского языка. Происхождение русского языка.
Этапы развития
русского литературного языка. .
Текст как результат речевой деятельности. Основные признаки текста
Орфография.
Употребление
прописных и
строчных букв
Синтаксис и пунктуация. ГО предложения.

2 ч.

Краткая история русской письменности и реформы русского письма.
Виды речевой деятельности и способы фиксации информации.
Орфография. Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи.
Синтаксис и пунктуация. Второстепенные члены предложения.

1 ч.

21

1 ч.
2 ч.
1 ч.
3 ч.

2 ч.
2 ч.
2 ч.

13

14
15
16
17
18
19

20
21

Лексика и фразеология.
Стилистическое расслоение русской лексики:
функциональные стили речи.
Стилистическое расслоение русской лексики:
функциональные стили речи.
Орфография.
Правописание приставок ПРИ- /
ПРЕ-.
Синтаксис и пунктуация. Общая характеристика сложных предложений.
Фонетика. Фонетическое членение речи. Ударение.
Нормы русского литературного языка.

2 ч.
4 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.

Орфография.
Употребление мягкого знака по- 2 ч.
сле шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
Синтаксис и пунктуация. Сложноподчиненные 2 ч.
предложения.
Морфемика и словообразование.
2 ч.
1 ч.

25

Русский речевой этикет. Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета.
Орфография.
Правописание чередующихся
гласных в корнях слов. Правописание О – Ё после шипящих и Ц.
Синтаксис и пунктуация. Бессоюзные сложные
предложения.
Подготовка к ЕГЭ по тестовой части.

26

ЕГЭ: анализ текста, сочинение по тексту.

8 ч.

22

23

24

11
№
1.

2.
3.
4.

5.

6.

3 ч.
1 ч.
9 ч.

класс
Раздел/ тема программы
Морфология как раздел
грамматики.
Принципы классификации слов по частям
речи.
Орфография. Правописание НЕ со словами
разных частей речи.
Основные качества хорошей речи.
Синтаксис и пунктуация Знаки препинания
при междометиях. Знаки препинания при
обращении.
Морфология. Предлог как служебная часть
речи. Союз как служебная часть речи. Частица как служебная часть речи.
Орфография. Правописание
предлогов.
22

Всего часов - 94
1 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
3 ч.

7.
8.
9.
10

11
12
13

14
15
16
17
18
19

20

21

22
23

24
25
26

Правописание союзов и союзных слов.
Правописание частиц.
Нормы языка и культуры речи.
Синтаксис и пунктуация. Вводные компоненты.
Морфология. Имя существительное как
часть речи.
Словообразование имён существительных
(морфологические и неморфологические
способы словообразования).
Орфография. Правописание окончаний и
суффиксов имён существительных.
Нормы языка и культуры речи. Употребление форм имён существительных.
Склонение имён существительных –
географических названий на –о. Особенности склонения имён и фамилий.
Синтаксис и пунктуация.
Морфология. Имя прилагательное как
часть речи.
Словообразование имён прилагательных.
Переход имён прилагательных в разряд
имён существительных.
Орфография.
Правописание суффиксов
имён прилагательных (кроме Н/НН)
Нормы языка и культуры речи. Варианты
формы полных и кратких имён прилагательных. Употребление форм степеней
сравнения качественных имён прилагательных.
Синтаксис и пунктуация. Основные синтаксические функции имён прилагательных.
Морфология. Имя числительное как часть
речи. Разряды имён числительных по составу и по значению. Переход имён числительных в разряд слов других частей речи.
Орфография. Склонение количественных и
порядковых имён числительных.
Нормы языка и культуры речи.
Особенности употребления форм имён
числительных.
Синтаксис и пунктуация. Синтаксические
функции имён числительных.
Обособленные уточняющие дополнения и
знаки препинания при них.
Морфология. Местоимение как часть речи.
Разряды местоимений по значению. Пере23

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.

1 ч.
2 ч.

2 ч.
1ч.
1 ч.
2 ч.
3 ч.

27
28

29
30
31
32
33
34

35

36
37

38

39

40
41

42

43

ход слов других частей речи в разряд местоимений и местоимений в разряд других
слов.
Орфография. Правописание отрицательных и неопределённых местоимений.
Нормы языка и культуры речи. Особенности употребления форм некоторых местоимений.
Синтаксис и пунктуация. Основные синтаксические функции местоимений
Морфология. Глагол как часть речи. Спряжение глаголов.
Словообразование глаголов.
Орфография. Правописание глаголов.
Нормы языка и культуры речи. Особенности употребления форм глаголов.
Синтаксис и пунктуация. Синтаксическая
функция глаголов. Знаки препинания при
обособленных приложениях.
Морфология. Причастие как особая форма
глагола. Формы, образование причастий.
Склонение причастий. Краткие причастия.
Переход причастий в разряд других частей
речи.
Орфография. Правописание действительных и страдательных причастий.
Нормы языка и культуры речи. Особенности употребления форм причастий и причастных оборотов.
Синтаксис и пунктуация. Синтаксическая
функция причастий. Знаки препинания при
согласованных и несогласованных определениях.
Морфология. Деепричастие как особая
форма глагола. Образование деепричастий.
Переход деепричастий в разряд других частей речи.
Орфография. Правописание гласных перед
суффиксом деепричастий.
Нормы языка и культуры речи. Особенности употребления деепричастных оборотов.
Синтаксис и пунктуация. Синтаксическая
функция деепричастий. Знаки препинания
при обстоятельствах.
Морфология. Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Степени качества наречий.
24

2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.

2 ч.
2 ч.
2 ч.

1 ч.

1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.

44

45
46

47
48
49

Словообразование наречий. Переход наречий в разряд слов других частей речи. Слова категории состояния.
Орфография. Правописание
суффиксов
наречий. Дефисное, слитное, раздельное
написание наречий и наречных сочетаний.
Нормы языка и культуры речи. Особенности употребления форм наречий.
Синтаксис и пунктуация. Синтаксическая
функция наречий. Уточняющие обособленные члены предложения и знаки
препинания при них.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (тестовая часть).
Зачетные контрольные работы
в формате
ЕГЭ.
Подготовка к сочинению ЕГЭ.

25

2 ч.
1 ч.
2 ч.

8 ч.
6 ч.
8 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».