Родной (русский) язык 10-11 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.срок
реализации программы 2 года

Рабочая программа учебного предмета
«Родной русский язык»
для учащихся 10-11 классов

Светогорск -2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Родной русский язык»
10-11 классов
Программа по «Родному русскому языку» средней общеобразовательной школы
предназначена для учащихся 10-11 классов МБОУ «СОШ г. Светогорска» и составлена на основе
Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам СОО,
представленных в Федеральном государственном стандарте среднего общего образования 2
поколения, основной образовательной программы ООО МБОУ «СОШ г. Светогорска», примерной
программы по «Родной русский язык» для 10-11 классов.
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 10-11 классов составлена на основании
следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от
17.12.2010г
2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5).
3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования на 2018-2019 учебный год.
Главная цель данного курса — воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному
языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения; развитие и совершенствование
речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса; формирование
умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, расширение лингвистического
кругозора учащихся за счёт изучения художественных произведений; постижение языковых способов
создания художественного мира произведений; овладение языком как средством выражения
собственных мыслей и чувств, совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений.
1.

Планируемые предметные результаты освоения учебного
предмета «Родной (русский) язык»

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном,
метапредметном и предметном.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому
(родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:

2

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим)
текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами
аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче
информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом
замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и
др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание
разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен
мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение
основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно
использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее
содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств
аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение
полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях
актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

3

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому
языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка
русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения;
разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7)
проведение
различных
видов
анализа
слова
(фонетический,
морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и
предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового
оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Требования к уровню подготовки (к знаниям, умениям, навыкам) обучающихся за курс
10-11 классов
В результате изучения родного (русского языка) на базовом уровне ученик научиться:
•
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы;
•
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
анализировать структуру и языковые особенности текста;
•
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
•
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
•
различать разговорную речь и язык художественной литературы;
•
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
•
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с
изученным языковым материалом;
•
извлекать информацию из различных источников;
•
находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их;
правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическими словарями;
•
находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками
препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с
изученными правилами;

4

•
производить фонетический, морфемный, морфологический разбор слов, синтаксический
разбор предложений (с двумя главными членами);
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста,
основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение,
конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление,
письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями,
сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога
(побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных
отношений);
•
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности к
прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма
основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические
(внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку,
сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
•
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных
ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
•
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам
и продолжения образования.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий – в
форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных,
объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») работ,
диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов.
В программе реализована коммуникативная и функциональная направленность обучения
русскому языку, намечены пути развития речевой способности обучающихся.
2.
Содержание учебного предмета
10 класс
Язык и его функции. Речь. Культура речи. (2)

5

Язык и его функции. Писатели о языке и речи.
Речь. Культура речи. Стихотворение С.Острового «Первородство».
Орфография. Стихотворение В.Шефнера «Это так, а не иначе».
Лексика и лексическая стилистика (1)
Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка.
Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре.
Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову).
Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.
Состав слова и словообразование. (1)
Словообразование и стилистика.
Этимология. Этимологические словари.
Грамматика и грамматическая стилистика (2)
Назначение грамматики. Тексты Л.К.Граудиной и В.Белова.
Морфология и стили речи.
Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев.
Части речи и их происхождение.
Имя существительное. (1)
Имя существительное и его роль в художественных текстах.
Собственные имена существительные в литературе.
«Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова.
Употребление падежных форм имен существительных.
Употребление несклоняемых имен существительных.
Имя прилагательное (1)
Трудности в употреблении имен прилагательных.
Употребление имен прилагательных в художественной литературе.
11 класс
Имя числительное. (1)
Употребление числительных в речи и художественной литературе.
Местоимение. (1)
Употребление местоимений в речи.
Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.
Глагол.(1)
Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи.
Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст
«Сила русского глагола». Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.
Причастие.(1)
Употребление причастий в речи и в художественной литературе.
Деепричастия. (1)
Деепричастие как часть речи.

6

Употребление деепричастий в фольклоре и литературе.
Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок»)
Наречие. (1)
Правила написания наречий.
Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди – огни!»
Служебные части речи. (1)
Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»
Употребление частиц и междометий в художественной литературе.
Язык и культура.(2)
Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке».
Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро».
Тематическое планирование
10-11 классы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Тема

Кол-во
часов

Язык и его функции. Речь. Культура речи.
Лексика и лексическая стилистика.
Состав слова и словообразование.
Грамматика и грамматическая стилистика.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Имя числительное.
Местоимение.
Глагол.
Причастие.
Деепричастие.
Наречие.
Служебные части речи.
Язык и культура.
Итого

2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».