Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска» Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования, утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г. срок реализации программы 2 года Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература» для учащихся 10-11 классов Светогорск -2021 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Родная русская литература» 10 - 11 классов Программа по «Родной русской литературе» средней общеобразовательной школы предназначена для учащихся 10-11 классов МБОУ «СОШ г. Светогорска» и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам СОО, представленных в Федеральном государственном стандарте среднего общего образования 2 поколения, основной образовательной программы ООО МБОУ «СОШ г. Светогорска», примерной программы по «Родной русской литературе» для 10-11 классов. Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная русская литература» Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная русская литература» Реализация программы способствует достижению личностных результатов: 1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 2 5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 10) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; 11) осознание ценности литературы как ядра национальной культуры, объединяющего эпохи и поколения в «русский мир». Реализация программы нацелена на достижение метапредметных результатов: Выпускник научится: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 3 владеть основами самоконтроля, самооценки; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; понимать ценность жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; определять гуманистические, демократические и традиционные ценности русского народа; определять необходимость ответственности и долга перед Родиной; осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к ленам своей семьи; основам прогнозирования; отображать в речи содержание совершаемых действий в форме гром4 кой социализированной и внутренней речи. проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач. Выпускник получит возможность научиться: произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. Предметные результаты изучения учебного предмета "Родная русская литература" Выпускник на базовом уровне научится: - демонстрировать знание основных произведений отечественной литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; - в устной и письменной форме обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (скрытые в нем смыслы и подтексты); - в устной форме, а также в письменной форме использовать для раскры- тия тезисов своего высказывания указание на соответствующие фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; - в устной и письменной форме давать объективное изложение текста, характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность созданного художественного мира произведения; 5 - обобщать и анализировать свой читательский опыт, анализировать жанро- во-родовой выбор автора; раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения, место и время действия; способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; - определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в худо- жественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости. - анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь его частей определяет структуру произведения и обусловливает его эстетическое воздействие на читателя (например, выбор зачина и концовки произведения, открытого или закрытого финала, противопоставлений в системе образов персонажей и пр.); - анализировать произведения или их фрагменты, в которых для осмысле- ния точки зрения автора и/или героев требуется отличать, что прямо заявлено в тексте, от того, что действительно подразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или гипербола); - осуществлять следующую продуктивную деятельность: - давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); - давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, интернет-ресурсов и т. д.). 6 Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: - анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; - анализировать художественное произведение во взаимосвязи литерату- ры с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); - анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведений (например, кино- или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая то, как интерпретируется исходный текст; — узнать об историко-культурном подходе в литературоведении; — узнать об историко-литературном процессе XIX и XX веков; — узнать о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой; — анализировать произведения современной литературы; — рассматривать книгу как нравственный ориентир; — свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия тео- рии литературы, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и драма), жанры всех трех родов, литературные направления и проч. Раздел 2. Содержание учебного предмета «Литература» 10 класс Проблемно-тематические блоки Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духов- нонравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков. 7 “Вечные” темы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» (природа, любовь, искусство). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя Повесть Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Трагедия Катерины Измайловой. Загадка её души. Художественное своеобразие повести. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Приемы изображения душевного мира героев Л.Н. Толстого (“диалектики души”). 11 класс Проблемно-тематические блоки В.С. Маканин Рассказ «Кавказский пленный» З. Прилепин Роман «Санькя» Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы). Н.А. Заболоцкий Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Гдето в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…» Н.М. Рубцов 8 Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи» Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего). Ю.О. Домбровский Роман «Факультет ненужных вещей» В.Ф. Тендряков Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс № 1 2 3 4 5 Тема раздела Личность Личность и семья Личность – общество – государство Личность – природа – цивилизация Личность – история – современность Итого: 11 класс № 1 2 Тема раздела Количество часов 1 2 2 2 1 8 Количество часов 1 2 Личность Личность и семья 9 3 4 5 Личность – общество – государство Личность – природа – цивилизация Личность – история – современность Итого: 10 2 2 1 8