Родная (русская) литература 10-11 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.
срок реализации программы 2 года

Рабочая программа учебного предмета
«Родная (русская) литература»

для учащихся 10-11 классов

Светогорск -2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Родная русская литература»
10 - 11 классов
Программа по «Родной русской литературе» средней общеобразовательной школы предназначена для учащихся 10-11 классов МБОУ
«СОШ г. Светогорска» и составлена на основе Фундаментального ядра
содержания общего образования, требований к результатам СОО, представленных в Федеральном государственном стандарте среднего общего
образования 2 поколения, основной образовательной программы ООО
МБОУ «СОШ г. Светогорска», примерной программы по «Родной русской литературе» для 10-11 классов.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная
русская литература»
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная русская
литература»
Реализация программы способствует достижению личностных результатов:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
2

5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми

в

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-

исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
10) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
11) осознание ценности литературы как ядра национальной культуры, объединяющего эпохи и поколения в «русский мир».
Реализация программы нацелена на достижение метапредметных результатов:
Выпускник научится:



самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;



самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;



соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;



оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
3



владеть основами самоконтроля, самооценки;



определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;



организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками;



осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

 выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой
природе художественного текста;
 дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть
их художественную и смысловую функцию;
 сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
 - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
 - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами
других искусств;
 понимать ценность жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней;
 оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
 определять гуманистические, демократические и традиционные ценности русского народа;
 определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;
 осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать
ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к ленам своей семьи;
 основам прогнозирования;
 отображать в речи содержание совершаемых действий в форме гром4

кой социализированной и внутренней речи.
 проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным
опытом;
 использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая
концептуальные) для решения учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
 произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных
задач.

Предметные результаты изучения учебного предмета "Родная русская
литература"
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание основных произведений отечественной литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы
или проблемы;
-

в устной и письменной форме обосновывать выбор художественного

произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы)
произведения, так и его проблематику (скрытые в нем смыслы и подтексты);
-

в устной форме, а также в письменной форме использовать для раскры-

тия тезисов своего высказывания указание на соответствующие фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
-

в устной и письменной форме давать объективное изложение текста,

характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или
идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность созданного художественного мира произведения;
5

-

обобщать и анализировать свой читательский опыт, анализировать жанро-

во-родовой выбор автора; раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения, место и время действия; способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
-

определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в худо-

жественном произведении (включая переносные и коннотативные значения),
оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны,
эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости.
- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений
в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь его частей определяет структуру произведения и обусловливает его эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор зачина и концовки произведения,
открытого или закрытого финала, противопоставлений в системе образов
персонажей и пр.);
-

анализировать произведения или их фрагменты, в которых для осмысле-

ния точки зрения автора и/или героев требуется отличать, что прямо заявлено
в тексте, от того, что действительно подразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или гипербола);
-

осуществлять следующую продуктивную деятельность:

- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание
принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и
культурно-исторической эпохе (периоду);
-

давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том

числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки,
интернет-ресурсов и т. д.).
6

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
-

анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в

нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
-

анализировать художественное произведение во взаимосвязи литерату-

ры с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
-

анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или

лирического произведений (например, кино- или театральную постановку;
запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая то, как интерпретируется исходный текст;
—

узнать об историко-культурном подходе в литературоведении;

—

узнать об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
— узнать о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим

периодом, эпохой;
—

анализировать произведения современной литературы;

—

рассматривать книгу как нравственный ориентир;

—

свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия тео-

рии литературы, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и драма), жанры всех трех родов, литературные
направления и проч.
Раздел 2. Содержание учебного предмета «Литература»
10 класс
Проблемно-тематические блоки
Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духов- нонравственные

искания

человека,

обращение

к

народу

в

поисках

нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).
Художественные открытия русских писателей-классиков.
7

“Вечные” темы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
(природа, любовь, искусство).
Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией
Художественные открытия Достоевского и мировое значение
творчества писателя
Повесть Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Трагедия Катерины
Измайловой. Загадка её души. Художественное своеобразие повести.
Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. Роман-эпопея «Война и мир».
Приемы изображения душевного мира героев Л.Н. Толстого (“диалектики
души”).

11 класс
Проблемно-тематические блоки
В.С. Маканин
Рассказ «Кавказский пленный»
З. Прилепин
Роман «Санькя»
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и
покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Н.А. Заболоцкий
Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Гдето в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…»
Н.М. Рубцов

8

Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя
песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль
личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и
в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в
прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
Ю.О. Домбровский
Роман «Факультет ненужных вещей»
В.Ф. Тендряков
Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»

РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс
№
1
2
3
4
5

Тема раздела
Личность
Личность и семья
Личность – общество – государство
Личность – природа – цивилизация
Личность – история – современность
Итого:

11 класс
№
1
2

Тема раздела

Количество часов
1
2
2
2
1
8

Количество часов
1
2

Личность
Личность и семья
9

3
4
5

Личность – общество – государство
Личность – природа – цивилизация
Личность – история – современность
Итого:

10

2
2
1
8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».