Право (базовый уровень)10-11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.
срок реализации программы 2 года

Рабочая программа учебного предмета
«ПРАВО»
для учащихся 10-11 классов

Светогорск -2021

1

Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК и учебников по праву (базовый и углублённый уровни) 10 – 11 класс А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной. Рабочая программа
предназначена для изучения предмета в 10 – 11 классах на базовом уровне. Это определяет последовательность изложения и объем времени на изучение и усвоение материала. Отбор содержания
и логика изложения материала приближены к структуре классического курса «Право».
Право является одним из значимых гуманитарных предметов в системе среднего общего образования, поскольку призвано обеспечить формирование мировоззренческой, ценностносмысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям и
установкам, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной
жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования являются
научные знания о государстве и праве. Учебный предмет «Право» на уровне среднего общего образования многогранно освещает проблемы прав человека, порядок функционирования органов
государственной власти, акцентируя внимание на современных реалиях жизни, что способствует
формированию у обучающихся правосознания и правовой культуры.
Курс «Право» имеет следующие цели:
 изучение и усвоение основ правовых знаний, и в первую очередь российского права;
 развитие у подрастающего поколения правовой культуры, воспитание цивилизованного правосознания и уважения к закону;
 привитие умений и навыков использовать свои знания на практике, в жизни;
 воспитание правомерного, законопослушного поведения, предотвращение правонарушений и вместе с тем понимание юридической ответственности за совершенные
противоправные поступки и деяния.
Правовые знания необходимы каждому, поскольку во всех областях жизни – в школе, дома,
в семье, на работе, в магазине, транспорте – человек сталкивается с нормами права, законами, которые определяют и регулируют права, обязанности и поведение людей.
Освоение учебного предмета «Право» на базовом уровне направлено на повышение правовой грамотности обучающихся, формирование высокого уровня их правового воспитания, ответственности и социальной активности. Учебный предмет «Право» на уровне среднего общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным
предметам, как «Обществознание», «История», «Экономика», что создает возможность одновременного изучения тем по указанным учебным предметам.
Примерная программа учебного предмета «Право» определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Общее количество часов на 2 года обучения на
базовом уровне составляет 68 часов. Общая недельная загрузка в каждом году обучения – 1 час.
Промежуточная аттестация проводится в мае месяце 2020 – 2021 учебного года. Форма промежуточной аттестации – проверочная работа.

2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего
чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для
их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие
вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные
ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентиро3

ваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов
на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны
обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Изучение предметной области «Общественные науки» должно обеспечить:
сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской
гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;
понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки
гипотез и интерпретации данных различных источников;
владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
Требования к предметным результатам освоения базового курса права должны отражать:
1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе
государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
6) сформированность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов поведения;
7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного
права;
8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических
профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых
норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
Выпускник на базовом уровне научится:
 опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам;
 выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;
 характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;
 различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм как вида
социальных норм;
4

 различать субъекты и объекты правоотношений;
 дифференцировать правоспособность, дееспособность;
 оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения человека, делать
соответствующие выводы;
 оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в
Российской Федерации;
 характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон государства, определяющий государственное устройство Российской Федерации;
 осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации, уважению прав и
свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;
 формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между государством и
человеком;
 устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской Федерации;
 называть элементы системы органов государственной власти в Российской Федерации;
 различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации;
 выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов в Российской
Федерации;
 описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм;
 характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;
 объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления в Российской Федерации;
 характеризовать и классифицировать права человека;
 объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека;
 характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное, налоговое право как ведущие отрасли российского права;
 характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационно-правовые
формы предпринимательской деятельности;
 иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;
 иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора;
 иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;
 характеризовать права и обязанности членов семьи;
 объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;
 характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих правоотношений;
 раскрывать содержание трудового договора;
 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
 иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к дисциплинарной ответственности;
 различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к административной ответственности;
 дифференцировать виды административных наказаний;
 дифференцировать виды преступлений и наказания за них;
 выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
 различать права и обязанности налогоплательщика;
 анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять
признаки правонарушения;
 различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
 высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права;
 различать виды юридических профессий.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
5

 различать предмет и метод правового регулирования;
 выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
 различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской Федерации и в рамках других отраслей права;
 выявлять особенности референдума;
 различать основные принципы международного гуманитарного права;
 характеризовать основные категории обязательственного права;
 целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
 выявлять способы защиты гражданских прав;
 определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;
 различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;
 описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;
 соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;
 применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАВО» 10 – 11 классы
Основы теории государства и права
Признаки государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства: формы
правления, формы государственного устройства, политический режим. Признаки права. Функции права.
Система права. Предмет правового регулирования. Метод правового регулирования. Источники права.
Нормативно-правовой акт. Социальные нормы. Понятие, структура и виды правовых норм. Система
российского права. Субъекты и объекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Законность и правопорядок. Понятие правосознания. Опасность коррупции для
гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне. Правонарушения и юридическая ответственность.
Конституционное право
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Форма государственного устройства РФ. Источники конституционного права Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения
гражданства. Права и свободы гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности
гражданина Российской Федерации. Система органов государственной власти РФ. Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Структура судебной системы Российской Федерации. Демократические принципы судопроизводства. Понятие, система и функции правоохранительных органов Российской Федерации. Законодательный процесс. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Виды избирательных систем. Референдум. Система органов местного самоуправления.
Права человека
Права человека: сущность, структура, история. Правовой статус человека и гражданина. Классификация прав человека: гражданские права, политические права, экономические права, социальные
права, культурные права. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав
человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная защита прав человека в
условиях военного времени. Основные принципы международного гуманитарного права.
Основные отрасли российского права
Гражданское право. Источники гражданского права. Гражданско-правовые отношения: понятие и
виды. Субъекты гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Гражданская право- и
дееспособность. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Право собственности. Обязательственное право. Понятие обязательства. Сделки. Гражданско-правовой договор.
Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Защита прав потребителей. Наследование. Понятие завещания. Формы защиты гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Условия привлечения к ответственности в гражданском праве. Семейное право. Источники семейного права. Семья и
брак. Правовое регулирование отношений супругов. Условия вступления в брак. Порядок регистрации
брака. Процедура расторжения брака. Брачный договор. Права и обязанности членов семьи. Ответственность родителей по воспитанию детей. Трудовое право. Источники трудового права. Участники
трудовых правоотношений: работник и работодатель. Порядок приема на работу.
6

Трудовой договор. Виды рабочего времени. Время отдыха. Заработная плата. Особенности правового
регулирования труда несовершеннолетних. Охрана труда. Виды трудовых споров. Дисциплинарная ответственность. Административное право. Источники административного права.
Административное правонарушение и административная ответственность. Административные наказания. Уголовное право. источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки и виды преступлений. Состав преступления. Уголовная ответственность. Принципы уголовной ответственности.
Освобождение от уголовной ответственности. Виды наказаний в уголовном праве. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщика. Виды
налогов. Налоговые правонарушения.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Основы российского судопроизводства
Гражданское процессуальное право. Принципы гражданского судопроизводства. Участники гражданского процесса. Стадии гражданского процесса. Арбитражный процесс. Уголовное процессуальное
право. Принципы уголовного судопроизводства. Субъекты уголовного процесса. Стадии уголовного
процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности судебного
производства по делам об административных правонарушениях. Основные виды юридических профессий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (10 класс)
№
1
2
3
4
5
6

Тема
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Вводный урок.
Тема I. История государства и права
Тема II. Вопросы теории государства и права
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Тема III. Конституция Российской Федерации
Тема IV. Права человека
Тема V. Избирательное право и избирательный процесс
Итого:

К/ч
1
5
5
11
8
4
34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (11 класс)
№

Тема
К/ч
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА
1 Вводный урок
1
2 Тема VI. Гражданское право
5
3 Тема VII. Налоговое право
5
4 Тема VIII. Семейное право
5
5 Тема IX. Трудовое право
5
6 Тема X. Административное право
2
ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА
7 Тема XI. Уголовное право
5
8 Тема XII. Основы судопроизводства
2
ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
9 Тема XIII. Правовая культура и правосознание
2
10 Урок-практикум и обобщающий урок
2
Итого:
34

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».