Мировая художественная культура 10-11 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе среднего общего
образования, утвержденной приказом № 01-12/324 от 31.08.2021 г.,
срок реализации программы 2 года

Рабочая программа учебного предмета
«Мировая художественная культура»
для учащихся 10-11 классов
(гуманитарный профиль)

Светогорск 2021

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
по
мировой
художественной
культуре
для
общеобразовательной школы предназначена для учащихся 10-11 классов гуманитарного
профиля МБОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска» и составлена на
основе Фундаментального ядра содержания среднего общего образования, требований к
результатам СОО, представленных в Федеральном государственном стандарте общего
образования 2 поколения, основной образовательной программы СОО МБОУ «СОШ г.
Светогорска» и авторской программы «Мировая художественная культура. 10-11
классы», (автор - Л. А. Рапацкая, М.:«ВЛАДОС»).
Программа включает 3 раздела:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Основное содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.
Цель курса «Мировая художественная культура» - сформировать у учащихся целостные
представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры
народов мира, на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного
творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении
русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса;
систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные на уроках
изобразительного искусства, музыки, литературы и истории.
Задачи курса:
 развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественнотворческих способностей;
 воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении
ценностей мировой культуры;
 освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их
характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в
отечественной и зарубежной культуре;
 овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их
художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
 использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ г. Светогорска» на изучение предмета
«Мировая художественная культура» выделяется 68 часов. В 10 классе 34 часа (1 час в
неделю), в 11 классе 34 часа (1 час в неделю).
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты.
Личностные
результаты
Самоопределение

Ученик научится
потребность в самовыражении и
самореализации

Ученик получит возможность
научиться
готовность к самовыражению и
самореализации

Смыслообразование

осваивать и использовать новые

самостоятельно

2

применять

способы действий

Морально
этическая
ориентация

изученные способы действий в
учебных ситуациях
– развитие морального мышления и высказывать своё мнение в
поведения
обсуждении
конфликтных
ситуаций, ситуаций морального
выбора, моральных дилемм

Метапредметные результаты.
Метапредметные
Ученик научится
результаты
Коммуникативные
формулировать
мнение и позицию
Познавательные

Регулятивные
ИКТкомпетентность

Ученик получит возможность
научиться
собственное учитывать разные мнения и
интересы
и
обосновывать
собственную позицию

приёмам работы с текстом,
приёмам
исследовательской
работы (наблюдения, сравнения,
эксперимент), разным видам
пересказа, строить устные и
письменные
высказывания,
искать нужную информацию в
разных
источниках
и
представлять её, создавать мини
– проекты
целеполаганию

самостоятельно
проводить
наблюдение,
сравнение,
эксперимент,
строить
высказывания в устной и
письменной форме, искать
нужную информацию в разных
источниках и представлять её,
создавать проекты

создавать
презентации
в
электронном
виде,
искать
нужную
информацию
в
Интернете

самостоятельно
создавать
презентации в электронном
виде,
искать
нужную
информацию в Интернете и
преобразовывать
её
в
соответствии с поставленными
задачами

самостоятельно ставить новые
учебные цели и задачи

Предметные результаты.
Ученик научится.
Определять
особенности
культуры
Древнего Востока, эпохи Средневековья,
Возрождения, Просвещения, основные
особенности развития русской культуры;
знать изученные понятия.
Знать
•
основные виды и жанры искусства;
•
изученные направления и стили
мировой художественной культуры;
•
шедевры мировой художественной
культуры;
•
особенности языка различных видов
искусства;
уметь

Ученик получит возможность научиться.
Объяснять взаимосвязь культуры, эпохи,
мировоззрения народа; сравнивать культуру
разных стран; использовать изученные
понятия
при
анализе
особенностей
художественной культуры.
 развивать умение раскрыть мировую
художественную культуру как феномен
человеческой
деятельности;
анализировать произведения искусства,
оценивать
их
художественные
особенности,
высказывать
о
них
собственное суждение;
 формировать у учащихся представление и
знания об истоках и основных этапах
3

•
узнавать изученные произведения и
соотносить их с определенной эпохой,
стилем, направлением.
•
устанавливать стилевые и сюжетные
связи между произведениями разных видов
искусства;
•
пользоваться
различными 
источниками информации о мировой
художественной культуре;
•
выполнять учебные и творческие
задания (доклады, сообщения);

развития
русской
художественной
культуры, выявить закономерности ее
эволюции в соотнесенности с традициями
зарубежной художественной культуры
Востока и Запада; роли и месте русской
национальной культуры современности.
воспитывать художественно-эстетический
вкус; потребность в освоении духовнонравственный
ценностей
мировой
культуры и осознанному формированию
собственной культурной среды.

2. Основное содержание учебного предмета.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» 10 класс
РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ — ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ

Тема 1. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность.(2).
Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая
представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира,
его воплощение в канонических традициях архитектуры. Статичность и символичность
изобразительного искусства.
Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой
Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда
зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных
древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир
танца. Песенное богатство.

Индии.(2)
Гаутама и
традиций
народного

Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая.(2) Своеобразие
художественных традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ
национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних
традиций в художественной культуре средневекового Китая. Императорские дворцы.
Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские
народные музыкальные инструменты.
Тема
4.
Японская
художественная
культура:
долгий
путь
средневековья.(2)Художественные традиции Японии. Храмы Древней Японии.
Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский
народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре
Японии древних самобытных верований. Влияние европейского и русского искусства на
развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.
Тема 5. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной
красоты.(1) Нравственные законы ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк
Мухаммед. Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен». Высокая
поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских,
персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках
Шехеразады.
4

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И
ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Тема 6. Античность — колыбель европейской художественной культуры.
Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития
античной художественной культуры. Сократ — «христианин до Христа». Утверждение
идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора. Основные
этапы развития античной художественной культуры. Древнегреческая архитектура.
Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство
театра. Древнегреческая трагедия. Культура Древнего Рима. Архитектурные памятники
«вечного города». Расцвет скульптурного портрета.
Тема
7.
От
мудрости
Востокакевропейскойхудожественной
культуре:
Библия.(2)Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная
религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия.
Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о
Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Воскрешение
Христа.
Тема
8.
Художественная
культураевропейского
Средневековье
и
Возрождение:освоение христианской образности. (2)
Христианские основы
средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира и
средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви,
два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество.
«Пламенеющая готика» европейских соборов.
Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь
гуманизма.(2) Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской
художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского
искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи и
архитектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения.
Тема 10.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. (2) Северное
Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов.
Возрождение во Франции и Испании.
Тема 11. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей.(2)
«переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции. Стиль барокко.
Расцвет светского музыкального искусства. Классицизм как общеевропейский стиль.
Франция — родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство
и выдающиеся мастера.
Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа
разума.(2) Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов.
Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран.
Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера.
Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философскоэстетический смысл.
РАЗДЕЛ III.
КУЛЬТУРЫ.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ

ОСНОВЫ

5

РУССКОЙ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

Тема13. Художественная Культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным
светом христианства (2). Древнейшие памятники художественной культуры языческой
Руси. Обрядовый фольклор, народные песни, героический эпос и былины.
Дохристианские нравственные установки и эстетические представления. Восхождение
русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине
мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм».
Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской
литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.
Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты (2). Художественный
облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Народное
музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона.Творчество
Феофана Грека.
Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского
художественного стиля (2). Возрождение Москвы. Древнерусская литература.
Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16века. Храмовое искусство
Московской Руси в XVI в.: Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова
Тема16. Художественная Культура XVII в.: смена духовных ориентиров (2). Диалог
«старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи».
Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного
мышления мастеров XVII в. Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С.
Полоцкого. Новые направлениях иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и
парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.
Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование
гуманистических идеалов (2). Начало развития «русской европейскости»; петровские
преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как
эталон новой культуры. Обмирщение в литературе. Становление европейских
градостроительных принципов. Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское
музицирование. Рождение русской комедии и оперы. Первые сборники русских народных
песен. Петербургское барокко и московское зодчество. Русский портрет. Шедевры
храмовой музыки.
Содержание программы 11класс
Программа содержит примерный объём знаний за один год (11 класс) обучения.
Основная тема года «Художественные культуры мира XIX-XX веков: взгляд из России»
раскрывается в трехразделах:
1. Основные течения в европейской художественной культуре XIX - начала XX века.
2. Художественная культура России XIX - начала XX века.
3. Художественная культура XX века.
Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие
внутреннего мира человека.(3) Романтизм в художественной культуре Франции 19
века. Образный мир испанского художника Ф. Гойи.
Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.(2) Великие
композиторы 19 века восточных земель Европы.
Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.(2)
Сообщение
о
творчестве Э.Мане, К.Моне, Э.Дега, О. Ренуара.
Тема 4. Экспрессионизм .
Действительность сквозь призму страха.(2)
Сообщение о творчестве Э.Мунка, Г.Тракля, А.Шенберга. Экспрессионизм в
музыкальном искусстве.
6

Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и
нетрадиционные течения в искусстве 19 -20 веков. (4) Сообщение о творчестве П.
Варлена, С. Малларме. Сообщение о творчествеЭ.Золя, Мопассана, Конан-Дойла.
Эстетика символизма Эстетика постимпрессионизма. Новые направления в живописи и
скульптуре.
Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной
культуры первой половины 19 века.(2) Сообщение о творчестве М. Глинки, А. Иванова,
К.Брюллова, А.Воронихина,П.Федотова,Д.Захарова,И.Мартоса, П.Клода. Сообщение о
творчестве П. Чайковского,М.Мусорского,Бородина, Н.Римского-Корсакова.
Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую
миссию русского народа.(2)
Сообщение о творчестве В.Перова, И.Крамсакого В.
Сурикова, Шишкина,Васнецова
Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебрянного века»:
открытие символизма.(2) Сообщение о творчестве М. Врубеля, А.Скрябина,
В.Брюсова,А.Блока.К.Бальмонта..
Тема 9.Эстетика эксперемента и ранний русский авангард. «Русский футуризм».
Сообщение о творчестве И.Северянина,А.Маяковского, Ахматовой
Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм.
Сообщение о творчестве В.Серова,Ф.Стравинского. Художественноеобьедмнение
«Мир искусств».
Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла.Творчество
Ф.Кафки. Экзсистенциализм. Жанр «иптеллектуальныйроман».Постмодернизм.
Тема12.Музыкальное искусство в нотах и без нот.
«Музыкальный авангард»20
века
Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурнаядополняемость.Рождение
и
первые шаги кинемато¬графа. Великий немой. Ч. С. Чап¬лин — выдающийся комик
мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Рождение наци-онального
кинематографа.
Тема14. . Художественная культура Америки: обаяние молодости. Творчество
Марка Твена, Т.Драйзера, Д.Стайнбека,Э.Хеменгуэля. Американская музыка.
Искусство Латинской Америки. Творчество Р.Кента и А.Сикейроса.
Тема15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной
культуры 20-30 гг. Творчество К.С.Петрова-Водкина, А.А.Дейнеки, И.И.Машкова,
М.В.Нестерова.
Тема16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в
искусстве второй половины 20 века. Творчество
А.А.Пластова,П.Д.Корина,И.Грабаря,Н.Крымова.
Тема17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве
периода «оттепели».(2) Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество
В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского
Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних
десятилетий 20 века.(2) Развитие живописи и архитектуры на пороге нового
тысячилетия. Музыкальное искусство и театр.
3.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
10 класс
№
Разделы
Количество часов
п/п
1
Восточные художественные культуры – верность заветам 10
предков
7

История художественной культуры Европы: становление и
эволюция христианской традиции
Духовно-нравственные основы русской художественной
культуры
Повторение
ИТОГО

2
3
4

12
10
2
34 ч.

11 класс.
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Разделы

Количество часов

Основные течения в европейской художественной культуре
XIX – нач. XX века.
Художественная культура России XIX – нач.XX века.
Европа и Америка: художественная культура XX века.
Художественная культура России XX века: от эпохи
тоталитаризма до возвращения к истокам.
Повторение
Резерв
ИТОГО

6

8

10
6
9
2
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».