Литература (базовый уровень) 10-11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.

срок реализации программы 2 года

Рабочая программа учебного предмета
«ЛИТЕРАТУРА»
для учащихся 10-11 классов

Светогорск -2021

1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРА»
10-11 классы
Программа по литературы средней общеобразовательной школы
предназначена
Светогорска»

для
и

учащихся

составлена

10-11
на

классов

основе

МБОУ

«СОШ

Фундаментального

г.

ядра

содержания среднего общего образования, требований к результатам
СОО, представленных в Федеральном государственном стандарте
среднего общего образования 2 поколения, основной образовательной
программы ООО МБОУ «СОШ г. Светогорска», примерной программы
по литературе для 10-11 классов, реализуется через УМК «Русский язык
и литература.
Рабочая

программа

направленана достижение

планируемых

предметных результатов освоения обучающимися программы среднего
общего образования по литературе, а также планируемых результатов
междисциплинарных

учебных

программ

по

формированию

универсальных учебных действий (личностных универсальных учебных
действий,

регулятивных

универсальных

учебных

действий,

коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных
универсальных

учебных

действий),

по

компетентности обучающихся, основ
проектной деятельности, освоения

формированию ИКТ-

учебно-исследовательской и
смыслового чтения и работы с

текстом.
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой
учащихся в основной школе.
Пояснительная записка
Программа включает 3 раздела:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
2

Цели изучения литературы в средней школе:


воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию
и самосовершенствованию, способной к созидательной
деятельности

в

гуманистического

современном
мировоззрения,

мире;

формирование

гражданского

сознания,

чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и
ценностям отечественной культуры;


развитие представлений о специфики литературы в ряду других

искусств; культуры читательского восприятия художественного текста,
понимания

авторский

позиции,

исторической

и

эстетической

обусловленности литературного процесса; образного и аналитического
мышления,

эстетических

и

творческих

способностей

учащихся,

читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной
речи учащихся;


освоение текстов художественных произведений в единстве

формы и содержания, основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий; формирование общего представления
об историко-литературном процессе;


совершенствование

умений

анализа

и

интерпретации

литературного произведения как художественного целого в его
историко-литературной обусловленности с использованием теоретиколитературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска,
систематизации и использования необходимой информации, в том числе
в сети Интернета.
В соответствии с целями ставятся задачи:


формирование

способности

понимать

и

эстетически

воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся
от

произведения

произведений

русской

родной

литературы,

литературы

отличающиеся

особенностями

от

образно-

эстетической системы;


обогащение

духовно-нравственного

опыта

и

расширение

эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении
3

родной и русской литературы;
 формирование

умения

соотносить

нравственные

идеалы

произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и
национально-обусловленное своеобразие художественных
решений;


совершенствование речевой деятельности учащихся на русском
языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским
литературным языком, его изобразительно-выразительными
средствами.

Решение

названных

задач

способствует

формированию

гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой
реакции на окружающее, окажет реальную помощь обучающемуся в
осознании окружающего мира.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
Учебный план МБОУ «СОШ г. Светогорска» предусматривает
обязательное изучение литературы с 10 по 11 классы на базовом уровне
в объеме 188 ч. (34 учебные недели). В том числе: в 10 классе физикоматематического, химико-биологического, социально-экономического,
гуманитарного профилей —94ч, в 11 классе физико-математического,
химико-биологического,

социально-экономического,

гуманитарного

профилей —94ч.. Общее количество уроков в неделю в классах физикоматематического, химико-биологического, социально-экономического
профилей - 3 ч
60 % рабочей программы составляет обязательная часть, 40 % - часть,
формируемая участниками образовательного процесса. 40 % учебного
времени реализуется через нелинейное расписание, формы учебных
занятий:

практикум,

лингвистическая

мастерская,

проектная

деятельность, исследование, экскурсии, лингвистические игры и др.

1. Планируемые

результаты

предмета «Литература»
4

освоения

учебного

Личностными результатами освоения выпускниками средней школы
программы по литературе являются:


воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и
настоящее многонационального народа России; знание истории,
языка, культуры своего народа, основ культурного наследия
народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических

и

традиционных

ценностей

многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;


формирование ответственного отношения к учению, готовности
и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных

предпочтений,

с

учётом

устойчивых

познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в
социально значимом труде;


формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного

мира; формирование

осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;


освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении
и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учётом региональных, этнокультурных, социальных и
5

экономических особенностей;


развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных

проблем

на

основе

личностного

выбора,

формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и

ответственного

отношения к собственным

поступкам;


формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;



понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и
здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;



знание

основ

экологической

культуры

соответствующей

современному уровню экологического мышления,

развитие

опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях;


осознание значения семьи в жизни человека и

общества,

принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней
школы программы по литературе являются:


умения самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;



умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее

эффективные

способы

познавательных задач;
6

решения

учебных

и

 умения

соотносить

свои

действияс планируемыми

результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе

достижения

результата,

определять

способы

действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;


умения оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;



владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;



уменияопределятьпонятия,создаватьобобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать

основания

и

критерии

для

классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;


умения создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы,

модели

и

схемы

для

решения

учебных

и

познавательных задач;


умения организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность

с

учителем

и

сверстниками;

работать

индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;


умении

осознанно

использовать

речевые

средства

в

соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;


развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–
7

компетенции);
 формировании

и

развитии

экологического

мышления,

умение применять его в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы
программы по литературе являются:


владение умением представлять тексты в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных
жанров;



знание содержания произведений русской, родной и
мировойклассическойлитературы,ихисторикокультурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой;



сформированность

представлений

об

изобразительно-

выразительных возможностях русского, родного (нерусского)
языка;


сформированность

умений

историко-культурный

учитывать

контекст

и

исторический,

контекст

творчества

писателя в процессе анализа художественного произведения;


способность выявлять в художественных текстах образы,
темы и проблемы и выражать своё отношение к ним
в развёрнутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;



владение навыками анализа художественных произведений с
учётом их жанрово-родовой специфики; осознание
художественной картины жизни, созданной в литературном
произведении,

в

единстве

эмоционального

личностного

восприятия и интеллектуального понимания;


сформированность представлений о системе стилей языка
художественной литературы.



понимание

и

осмысленное

использование

понятийного

аппарата современного литературоведения в процессе
чтения и интерпретации художественных произведений;
8



владение навыками комплексного филологического анализа
художественного текста;



сформированность

представлений

о

системе

стилей

художественной литературы разных эпох, литературных
направлениях, об индивидуальном авторском стиле;


владение

начальными

исследования

навыками

историко

-

и

литературоведческого
теоретико-литературного

характера;


умение

оценивать

художественную

интерпретацию

литературного произведения в произведениях других видов
искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);


сформированность представлений о принципах основных
направлений литературной критики.

Кроме того, выпускник покажет следующие результаты по
предмету:
Выпускник научится:


демонстрировать знание основных произведений отечественной литературы;



характеризовать героев произведения, давать сравнительную
характеристику и групповую; обосновывать свое мнение о
произведениях и героях, находить элементы сюжета;



свободно владеть монологической речью, высказывать свои
суждения и отстаивать их;



в устной и письменной форме (не менее 1 развернутой письменной работы в год) обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику
(скрытые в нем смыслы и подтексты);



в устной и письменной форме (не менее 1 развернутой письменной работы в год) обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: давать объективное изложение

9

текста: характеризуя произведение, выделять две (или более)
основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в
итоге раскрывая сложность созданного художественного мира произведения;


в устной форме, а также в письменной форме (не менее 1
развернутой письменной работы в год) обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: использовать для
раскрытия тезисов своего высказывания указание на соответствующие фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;



в устной форме, а также письменной форме (не менее 1 развернутой письменной работы в год) обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: анализировать жанрово-родовой выбор автора; раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения:
место и время действия, способы изображения действия и
его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;



в устной и письменной форме (не менее 1 развернутой письменной работы в год) обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения),
оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности,
эстетической значимости;



в устной и письменной форме (не менее 1 развернутой письменной работы в год) обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: анализировать авторский выбор
определенных композиционных решений в произведении,
раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь его частей определяет структуру произведения и обусловливает
10

его эстетическое воздействие на читателя (например, выбор
зачина и концовки произведения, открытого или закрытого
финала, со- и противопоставлений в системе образов персонажей и пр.);


устной, а также в письменной форме (не менее 1 развернутой письменной работы в год) обобщать и анализировать
свой читательский опыт, а именно: анализировать произведения или их фрагменты,



осуществлять следующую продуктивную деятельность: давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке
произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на
разных его уровняхв их единстве и взаимосвязи и понимание
принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду).



демонстрировать целостное восприятие художественного
мира произведения на разных его уровнях в их единстве и
взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к
литературному

направлению

(течению)

и

культурно-

исторической эпохе (периоду);


осуществлять следующую продуктивную деятельность: выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства,



Осуществлять следующую продуктивную деятельность: давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, интернет-ресурсов и т.д.);

Выпускник получит возможность научиться:
• в устной и письменной форме (не менее 1 развернутой
письменной работы в год) обобщать и анализировать свой
читательский опыт, а именно: анализировать авторский
выбор определенных композиционных решений в произведе-

11

нии, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь его
частей определяет структуру произведения и обусловливает его эстетическое воздействие на читателя (например,
выбор зачина и концовки произведения, открытого или закрытого финала, со- и противопоставлений в системе образов персонажей и пр.);
• в устной, а также в письменной форме (не менее 1 развернутой письменной работы в год) обобщать и анализировать
свой читательский опыт, а именно: анализировать произведения или их фрагменты, в которых для осмысления точки
зрения автора и/или героев требуется отличать, что прямо
заявлено в тексте, от того, что действительно подразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или гипербола);
• осуществлять следующую продуктивную деятельность:
выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений;
 привлекать сведения по теории литературы в процессе

обсуждения лирических произведений;


готовить доклад или реферат на литературную тему

(по нескольким источникам).
В процессе изучения курса литературы обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской
работе.
Программа предусматривает формирование у обучающихся обще
учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полное) общего образования являются:
- сравнение и сопоставление;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
12

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;
- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме
результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации, включая энциклопедии, словари,
Интернет-ресурсы;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение
сферы своих интересов и возможностей.

2. Содержание учебного предмета «Литература»
Содержание курса литературы в средней школе обусловлено общей
нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие
коммуникативной, литературоведческой и культуроведческой компетенций.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы
позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Программа включает в себя перечень выдающихся произведений

художественной

литературы

с

аннотациями

Таким образом детализируется обязательный минимум со13

к

ним.

держания

литературного

образования: указываются направления

изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и
теоретико-литературные

понятия,

помогающие

освоению

литера-

турного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.
Программа (базовый уровень) структурирована следующим образом:


Литература первой половины XIX века;



Литература второй половины XIX века.



Литература XX века.

Основными критериями отбора художественных произведений для
изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика,
соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также
культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в
программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные
понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретиколитературная проблема – базовое понятие. Ведущая тема курса 10 класса - литература XIX – XX веков в её историческом развитии, в 11 классе
– литература XX
Основные теоретико-литературные понятия программы литературы в
10-11 классе:
•

Художественная литература как искусство слова.
14

•

Художественный образ.

•

Содержание и форма.

•

Художественный вымысел. Фантастика.

•

Историко-литературный процесс. Литературные направления и

течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.
•

Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писа-

телей ХIХ в.
•

Литературные роды: эпос, лирика, драма.

•

Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ,

очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
•

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Компо-

зиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация,
развязка,

эпилог.

Лирическое

отступление.

Конфликт.

Автор-

повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический
герой. Система образов.
•

Деталь. Символ.

•

Психологизм. Народность. Историзм.

•

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гро-

теск.
• Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные
средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора,
метонимия. Гипербола. Аллегория.
•

Стиль. Стилистика.

•

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные разме-

ры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
•

Литературная критика.
Система теоретико-литературного понятия – неотъемлемый ком-

понент интеллектуального багажа культурного читателя. Главными
условиями отбора программных произведений являются их эстетическая
ценность, гуманистическая направленность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся, а

15

также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены
согласно этапам развития (от литературы первой половины XIX века до
литературы XX века). Отбор художественных произведений в сторону
уменьшения количества и углубления изучения.
Предполагается, что не входящие в минимум литературного образования произведения учитель может заменить или пропустить, исходя из
конкретных особенностей учебного процесса.
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику
развития литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с
литературными направлениями, литературными группами и их борьбой,
поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы достаточно полную картину жизни и
творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье
над ним – основа литературного образования.
Главным при изучении предмета «Литература» (10-11 класс) является
работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.
Программа реализует системно-деятельностный подход в обучении литературы, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы литературоведческих знаний и ведущих умений и навыков.
Содержание 10 класс – 3 часа в неделю (94 часа в год).
Введение (1 час).
Общая характеристика русской классической литературы XIX века:
—золотой век русской поэзии (первая треть столетия);
—эпоха великих

романов (нравственно-философская

блематика, психологизм, художественное своеобразие);
16

про-

—роль литературы в духовной жизни русского общества.
Общее понятие об историко-литературном процессе.
Русская литература первой половины XIX века.
А. С. ПУШКИН (1 час).
«Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»).
Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии. Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной
жизни русского общества.
Русская литература второй половины XIX века. Обзор русской литературы 2 половины XIX века (1ч.)
Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка.
Литературная критика XIX века (1 ч.)
А. Н. Островский (10 ч)
Жизнь и творчество А.Н. Островского. Драма «Гроза». Творческая история пьесы. Нравы города Калинова. Изображение Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху. Образ Катерины Кабановой. Народные истоки ее характера. Суть конфликта героини с «темным царством». Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского. Статья Н. Добролюбова «Луч света
в тёмном царстве»
Теория литературы. Драма как жанр. Конфликт. Сюжет. Система персонажей. Конфликт. Герой, характер, тип. Идея, пафос. Художественный
образ. Трагическое.
И. А. Гончаров (8 ч)
Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Роман «Обломов». Своеобразие
художественного таланта Гончарова. Роман «Обломов». Реалистические
приёмы изображения главного героя в первой части. Полнота и сложность характера Обломова. Истоки характера героя. Эпизод «Сон Обломова», его роль в романе. Финал романа. Авторская оценка итогов жиз-

17

ненного пути героя. Историко-философский смысл романа. Статья Добролюбова «Что такое обломовщина?»
Теория литературы. Реализм. Роман. Сюжет. Система образов. Герой,
характер, тип. Авторская позиция. Психологизм. Диалог. Внутренний
монолог. Деталь. Авторская позиция. Замысел. И. С. Тургенев (11 ч)
Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Сборник «Записки охотника». Новый герой 60-х гг. - нигилист Базаров. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа «Отцы и дети». Споры партий и конфликт поколений в романе. Сатирическое изображение представителей «отцов» и
«детей».
Базаров в кругу единомышленников. Сложность позиции Тур-генева.
Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью. Базаров как «трагическое

лицо».

Причины

мировоззренческого

кризиса

и

зако-

номерность фатального исхода внутренней борьбы героя. Финал романа.
Статья Д. Писарева «Базаров». «Стихотворения в прозе»: тематическое
и жанровое своеобразие, стилистические особенности.
Теория литературы. Герой, тип, характер. Проблематика. Ирония, сатира, сарказм. Психологизм. Трагический конфликт. Верлибр. Афоризм
Знать: авторов и содержание изученных художественных произведений;
сюжет, особенности композиции; событийную сторону и героев изученных произведений в их взаимосвязи; основные признаки понятий: пейзаж, портрет, литературный герой; логику развития историколитературного процесса на материале литературы XIX века; характерные особенности индивидуального стиля писателя; жанры всех трех родов (эпоса, лирики, драмы).
Уметь: определять как время изображенное, так и время создания; выделять элементы композиции изучаемых произведений, понимать их
роль в произведении; характеризовать героев произведения, давать
сравнительную характеристику и групповую; обосновывать свое мнение
о произведениях и героях, находить элементы сюжета; свободно владеть
монологической речью, высказывать свои суждения и отстаивать их;
18

пользоваться справочным аппаратом; применять сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений.
Формы контроля: фронтальный опрос; индивидуальный опрос; самостоятельные работы; письменный опрос; зачет; обобщение; сочинения. Из
русской поэзии второй половины XIX века.
Н. А. Некрасов (6 ч)
Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Лирика. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая
мода...»), «О Муза! Я у двери гроба...»; «Я не люблю иронии твоей...»
«Забытая деревня». «Блажен незлобивый поэт». Тема любви в лирике.
Тема народа в творчестве Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история, масштабность замысла поэмы-эпопеи. Роль
фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее. Изменение крестьянских представлений о счастье. Крестьянские судьбы в изображении
Некрасова. Яким Нагой и Ермил Гирин. Вера поэта в духовную силу,
«богатырство народа». Савелий и Матрёна Тимофеевна. Образ Гриши
Добросклонова, его роль в поэме. Открытый «финал» поэмы. Неразрешённость вопроса о народной судьбе.
Теория литературы. Проблематика. Лирический герой. Жанр поэмыэпопеи. Образ автора. Авторская позиция. Ф. И. Тютчев (4 ч)
Жизнь и творчество. Лирика. Мотивы лирики Тютчева Своеобразие любовной лирики Тютчева. «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» ,
«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К.Б.» («Я встретил вас - и всё былое...»); «Эти бедные селенья...», «Над этой тёмною толпою», «Последняя любовь»
Теория литературы. Понятие о философской лирике. Изобразительновыразительные средства в лирике. Лирический герой.
А. А. Фет (4ч)

19

Жизнь и творчество. Лирика. «Это утро, радость эта...», «Шепот,
робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...»,
«Ещё майская ночь»; «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Я пришёл к тебе с приветом...» и др. Мотивы
лирики А.А. Фета.
Теория литературы. Художественный образ. Содержание и форма.
Новаторство. Традиции.
Уметь: выделять элементы композиции и понимать их роль в произведении; характеризовать героев произведения, выявляя в них общее
и индивидуальное; сопоставлять героев с целью выявления авторского
отношения к ним;обосновывать свое мнение о произведениях и героях.
определять принадлежность произведения к одному из литературных
жанров; уметь анализировать лирическое произведение; находить изобразительно –выразительные средства языка, художественные приемы;
различать эпические , лирические и драматические произведения; пользоваться справочным материалом и словарем литературоведческих терминов; привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения лирических произведений; свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать.
Формы контроля: фронтальный опрос; индивидуальный опрос; самостоятельные работы; письменный опрос; зачет; обобщение в игровой
форме; сочинения
Русская литература второй половины XIX
века М. Е. Салтыков – Щедрин (4 ч)
Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. Роман «История
одного города» (обзор с чтением и разбором избран¬ных страниц). Обзор. «Сказки для детей изрядного возраста» Салтыкова-Щедрина
Теория литературы. Сатира, сарказм. Гротеск, гипербола.
Л. Н. Толстой (20 ч)

20

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Роман «Война и мир» как
народная эпопея. Творческая история произведения. Сатирическое
изображение большого света в романе. Образ Элен Безуховой. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества.
Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство
нравственных идеалов. Образ Наташи Ростовой. Изображение безнравственной сути войны 1805-07гг.
. Эпизод Аустерлицкого сражения, его роль в судьбе кн. Андрея
Болконского. Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, кн.
Андрея, Наташи и Николая Ростовых. Война 1812 года в судьбах героев
романа. Изображение Толстым народного характера войны. Наполеон и
Кутузов. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Народность в понимании Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев. Финал романа.
Смысл названия.
Теория литературы. Эпопея. Герой. Характер. Деталь. Портрет.
Внутренний монолог. Сатира, ирония. Авторская позиция. Идея. Народность. Герой. Проблематика. Антитеза.
Ф. М. Достоевский (9 ч)
Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и
наказание» Атмосфера 60-х гг. и ее отражение в романе «Преступление
и наказание». Петербургские углы, униженные и оскорбленные в романе. Истоки и смысл теории Раскольникова. Преступление Раскольникова. Глубина психологического анализа в романе. Идея и натура Раскольникова. Преступление и наказание героя. Второстепенные персонажи, их роль в повествовании. Раскольников и Сонечка. Нравственное
возрождение героя. Раскольников в эпилоге романа. Нравственный
смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами писателя.
Теория литературы. Тема. Проблематика. Система персонажей.
Психологизм. Стиль повествования. Герой. Характер. Идея. Пафос. Авторская позиция. Идея. Мировоззрение писателя.

21

Знать: краткие биографические сведения об изученных писателях;
основные литературные направления русской литературы 18-19 веков;
содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль
и место изученного художественного произведения в литературном
процессе; иметь представление о богатстве и многообразии жанров; характерные особенности индивидуального стиля писателя; основные теоретические понятия и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика,
драма).; тему, идею, художественный образ, сюжет; особенности композиции и своеобразие языка писателя.
Уметь: определять как время изображенное, так и время написания,
а также время, когда происходит чтение; использовать рекомендованную литературу, литературоведческую и критическую литературу; давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению; свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы; ориентироваться в различных типах
справочной литературы и активно ее использовать; комментировать
изученные произведения и доказательно их оценивать; использовать
специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора
при анализе и оценке произведения; активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы; составлять
тезисы и компоненты работ (критических статей Добролюбова. Писарева и др.).писать рецензии на самостоятельно прочитанную книгу; создавать сочинения-рассуждения проблемного характера; создавать план
собственного устного и письменного высказывания; определять роль
элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительновыразительных средств языка в их единстве; готовить доклад или реферат на литературную тему (по нескольким источникам).
Формы контроля: фронтальный опрос; индивидуальный опрос; самостоятельные работы; письменный опрос; зачет; обобщение; сочинения.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА(3 ч.)
22

Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произ¬ведений с
чтением и разбором избранных глав и страниц.
Ф. Стендаль «Красное и Черное».
Г. Флобер «Госпожа Бовари».
Уроки внеклассного чтения.
В. Распутин. «Живи и помни».
Вн. чт. Б. Васильев «А зори здесь тихие».
11 класс
Литература первой половины XX века (70 час)
Обзор русской литературы первой половины XX века (1 час)
-ХХ вв. Реализм и
модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои.
Советская

литература

и

литература

русской

эмиграции.

“Со-

циалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и
власть”.
А.П. Чехов – (8 ч.)
Рассказы, пьеса «Вишневый сад» - новая драма.
И. А. Бунин (4 час)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вечер», «Не устану
воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» (возможен выбор трех
других стихотворений).
Философичность и тонкий лиризм стихотворений Буни-на.
Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинско-го
поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лири-ке
Бунина.

23

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
(указанные рассказы являются обязательным для изучения).
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» (возможен выбор
двух других рассказов).
Развитие традиций русской классической литературы в прозе
Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские
яблоки”. Исследование национального характера.
“Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь
человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психоло-гизм
бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль ху-дожественной
детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие худо-жественной
манеры Бунина. Сочинение по творчеству И. А. Бунина
А. И. Куприн (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения). Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности.
Трагизм решения любовной темы в повести. Симво-лический смысл
художественных

деталей,

поэтическое

изображение

природы.

Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в по-вести, смысл
финала.
М. Горький (8 часов)

24

Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен
выбор другого произведения). Романтизм ранних рассказов Горького.
Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла
Проблемы
идеала и

жизни.

гордости и свободы. Соотношениеромантического
действительности в философской концепции Горького.

Прием контраста, особая роль пейзажа

и портрета в рассказах писа-

теля. Своеобразие композиции рассказа.

Пьеса «На дне». Сотрудниче-

ство писателя с Художественным театром. “На дне” как социальнофилософская драма. Смысл

названия пьесы.

Система

образов.

Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей.
Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их
драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема сча-стья
в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных
цитат. Новаторство Горького-драматурга.

Афористич-ность языка.

Сочинение по творчеству М. Горького.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.
(8 часов)
И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А.
Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В.
В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич (стихотворения не менее трех авторов по
выбору)
Обзор (1 час)
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс".
Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм,
акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных тече-ний: И.
Ф. Анненский, М. И. Цветаева.
Символизм (2 часа)
Истоки русского символизма.

Влияние

западноевро-

пейской философии и поэзии на творчество русских символи-стов.
Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача
25

предельного

расширения

значения

слова, открытие

тайн

как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе
творчества,

идея

“творимой

легенды”.

Музыкальность

стиха.

"Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Соло-губ) и
"младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов (1 час)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Сонет к форме»,
«Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).
Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие
решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт (1 час)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть
солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений). Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество
образов.
Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый (1 час)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Раздумье», «Русь»,
«Родине» (возможен выбор трех других стихотворений). Интуитивное
постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы
России. Восприятие революционных событий как пришествия нового
Мессии.
Акмеизм (1 час)
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гу-милева
"Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты
земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых
образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
26

Н. С. Гумилев (1 час)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других
стихотворений). Героизация действительности в поэзии Гумилева,
романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических
сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэ-зии
Гумилева.
Футуризм (1 час)
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием,
вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж.
Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяков-ский,
В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин (1 час)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения:

«Интродукция»,

«Эпилог»

«Двусмысленная

(«Я,

гений

Игорь-Северянин…»),

слава» (возможен выбор трех других стихотворений).
В. В. Хлебников (1 час)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Заклятие смехом»,
«Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех
других

стихотворений).

Слово

в

художественном

мире

поэзии

Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
Крестьянская поэзия (1 час)
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской
поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).
27

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из
подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений)
Особое место в литературе начала века крестьянской поэ-зии.
Крестьянская тематика,
изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение
национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в.
А. А. Блок (6 час)
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия»,
«Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раски-нулась.
Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На
железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О,
я хочу безумно жить…», «Скифы» (возможен выбор трех других
стихотворений).
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы
Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока,
музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока.
Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в
лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его
эволюция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский
опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретноисторического и условно-символического планов в поэме.

Сюжет

поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы
поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала
поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
28

Сочинение по творчеству А. А. Блока.
В. В. Маяковский (5 час)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка
и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся»
(указанные стихотворения являются обязательными для изучения) .
Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о
поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех других
стихотворений).
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и
революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство
Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гипербо-личность, пластика
образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики
стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и

поэзии,

осмысление проблемы художника и времени. Сати-рические образы в
творчестве Маяковского.
С. А. Есенин (4 час)
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя
родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь
уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина
дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не
плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качало-ва», «Я
покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…» (возможен
выбор трех других стихотворений). Традиции А. С. Пуш-кина и А.В.
Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии

29

Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэ-зии
Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике
поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есени-на.
Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина.
М. И. Цветаева (4 часа)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»),
«Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (воз-можен
выбор двух других стихотворений).
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой.
Своеобразие поэтического стиля.
О. Э. Мандельштам (3 часа)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Notre

Dame»,

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих

веков…»,

«Я

вернулся

в

мой

город,

знакомый

до

слез…»
Стихотворения:

«Невыразимая

печаль»,

«Tristia»

(возможен выбор двух других стихотворений). Историзм поэтического

мышления

Мандельштама,

ассоциативная

манера его

письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А. А. Ахматова (4 часа)
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи»,
«Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные
стихотворения являются обязательными для изучения).
30

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и
гражданственность

поэзии Ахматовой.

Разговорность

интона-

ции и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и
мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл
названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя.
Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над
забвением как

основной пафос “Реквиема”. Особенности

и композиции

поэмы, роль

жанра

эпиграфа, посвящения и эпилога. Со-

чинение по творчеству А. А. Ахматовой.
Б. Л. Пастернак (4 час)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется
дойти…»,

«Гамлет»,

«Зимняя

ночь»

(указанные

стихотворения

являются обязательными для изучения).
Стихотворение:

«Снег

идет»,

«Быть

знаменитым

некрасиво…»

(возможен выбор двух других стихотворений).
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его
роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики

Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настрое-ния
лирического героя. Соединение патетической интонации
и разговорного языка. Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения
Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.
М. А. Булгаков (9 часов)
Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения
предлагается один из романов – по выбору).

31

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и
композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатириче-ское
начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и
Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в
романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия
Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе.
Изображение любви как высшей духовной ценно-сти. Проблема
творчества и судьбы художника. Смысл финальной гла-вы романа.
Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.
А. П. Платонов (2 час)
Жизнь и творчество. Повесть «Котлован» (возможен выбор другого
произведения). Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова.
Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи
“общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои
Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля
писателя.
М. А. Шолохов (6 час)
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение). История создания
романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции.
Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе.
Изображение гражданской войны как общенародной трагедии.
Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Гри-гория
Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе:
человек и история, война и мир, личность и масса.
Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие
романа. Язык прозы Шолохова.
Сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”.
32

Литература второй половины XX века (16час)
Э. Хемингуэй (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения).
Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и
реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
Обзор русской литературы второй половины
XX века (2 час)
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление
в русской литературе и литературах других народов России. Новое
понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие
литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» про-за.
Постановка острых нравственных и социальных проблем (чело-век и
природа, проблема исторической памяти, ответственность че-ловека за
свои поступки, человек на войне). Обращение к народно-му сознанию в
поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах
других народов России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики
(темы любви, гражданского
служения, единства человека и природы).
А. Т. Твардовский (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух

33

других стихотворений). Исповедальный характер

лирики Твардов-

ского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема
памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции

в

творчестве поэта.
В. Т. Шаламов (1 час)
Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).
История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.
А. И. Солженицын (2 час)
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Пробле-ма
русского национального характера в контексте трагической эпохи.
В. М. Шукшин (1 час)
(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений). Изображение народного характера и

картин

народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
В. В. Быков (1 час)
(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)
Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения).
Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девоч-ки
Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведе-нии.
Мастерство психологического анализа.
В. Г. Распутин (1 час)

34

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века) Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести и ее связь с традицией классической
русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы
стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со
своими корнями. Символические образы в повести.
Н. М. Рубцов (1 час)
(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)
Стихотворения:

«Видения

на холме»,

«Листья

осенние»

(возможен выбор других стихотворений). Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы
в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике
Рубцова.
И. А. Бродский (1 час)
(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)
Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет»
(«Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (возможен выбор других
стихотворений). Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой
поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества челове-ка в
“заселенном пространстве”.
Б. Ш. Окуджава (1 час)
(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

35

Стихотворения:

«Полночный

троллейбус»,

«Живо-писцы»

(возможен выбор других стихотворений). Особенности «бардовской»
поэзии 60-х годов. Арбат как художественная
Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы.
Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен
Окуджавы.
А. В. Вампилов (1 час)
(возможен выбор другого драматурга второй половины XX века)
Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения). Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе.
Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как

художественное

открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Обзор литературы последнего десятилетия (1 час)
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации
отме-

в

журналах,

ченные премиями, получившие общественный резонанс,
положительные отклики в печати.
Сочинение по русской литературе второй половины ХХ в.
Итого в X - XI классе 170 ч. Резерв времени - 18 ч.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10
№
1.
2.

3.

класс « литература»
Раздел/ тема программы
Русская литература первой половины XIX
века.
Русская литература второй половины XIX
века. Обзор русской литературы 2 половины XIX века (1ч.)
А. Н. Островский (творчество).
36

Всего часов - 94
2 ч.
2 ч.

10 ч.

4.

И. А. Гончаров (творчество).

10 ч.

5.

И. С. Тургенев (творчество).

12 ч.

6.

Н. А. Некрасов (творчество)

6 ч.

7.

Ф. И. Тютчев (лирика)

5 ч.

8.

А. А. Фет (лирика)

4 ч.

9.

М. Е. Салтыков – Щедрин (творчество)

4 ч.

10

Л. Н. Толстой (творчество)

23 ч.

11

Ф. М. Достоевский (10 ч)

12 ч.

12

Уроки внеклассного чтения.

2 ч.

класс «литература»

11
№
1.

Раздел/ тема программы
Обзор русской литературы первой полови-

Всего часов - 94
1 ч.

ны XX века.
2.

Творчество А. П. Чехова

8 ч.

3.

Творчество И.А Бунина.

4 ч.

4.

Творчество А. Куприна.

2 ч.

5.

Творчество М. Горького.

8 ч.

6.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала

8 ч.

XX в.
7.

Творчество А А. Блока

6 ч.

8.

Творчество В.В. Маяковского

5 ч.

9.

Творчество С Есенина

4 ч.

10

Творчество О. Мандельштама

3 ч.

11

Творчество М. Цветаевой

4 ч.

12

Творчество А. Ахматовой

4ч

13

Творчество Б. Пастернака

4 ч.

13

Творчество М. Булгакова

9 ч.

14

Творчество А. Платонова

2 ч.

15

Творчество М. Шолохова

6 ч.

16

Литература второй половины XX века

4 ч.

«лагерная проза»
37

17

Поэты 60-х годов

1 ч.

18

Военная проза

2 ч.

19

Современная проза

3 ч.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».