История 10-11 класс (базовый курс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.
срок реализации программы 2 года

Рабочая программа учебного предмета
«ИСТОРИЯ»
для учащихся 10-11 классов
(базовый уровень)

Светогорск -2021

1

Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для средней общеобразовательной
школы предназначена для учащихся 10-11 классов МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа г. Светогорска» и составлена на основе
Фундаментального ядра содержания среднего образования, требований к
результатам среднего общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования
втрого поколения и авторской программы по истории для 10-11 классов на
базовом уровне Л.А. Пашкиной. ПРОГРАММА КУРСА
«ИСТОРИЯ» Базовый уровень 10-11 КЛАССЫ. Москва, «Русское
слово» 2018.
Программа включает три раздела:
1. Результаты освоения учебной программы
2. Основное содержание учебного предмета
3. Тематическое планирование.

Результаты освоения учебной программы.
Методической основой преподавания истории на ступени среднего
общего образования, согласно ФГОС, является системно-деятельностный
подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и
предметных

образовательных

результатов

посредством

организации

активной познавательной деятельности обучающихся.
Личностными результатами освоения курса истории на базовом уровне
являются:
• сформированность российской гражданской идентичности, уважительного
отношения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости

за

свой

край,

свою

Родину,

многонационального народа России;

2

прошлое

и

настоящее

• сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного

члена

российского

общества,

осознающего

свои

конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
•

сформированность

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими

ценностями

и

идеалами

гражданского

общества;

готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность

вести

диалог

с

другими

людьми,

достигать

в

нём

взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
• готовность и способность к образованию и самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности.
Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:
• умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать,
самостоятельно

осуществлять,

контролировать

и

корректировать

деятельность;
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности,

учитывать

позиции

других

эффективно разрешать конфликты;
3

участников

деятельности,

• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности;
• готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках

информации,

критически

оценивать

и

интерпретировать

информацию, получаемую из различных источников; умение определять
назначение и функции различных социальных институтов;
• умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
• умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства;
• владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
На предметном уровне в результате освоение курса истории на базовом
уровне обучающиеся научатся:
• характеризовать этапы становления исторической науки;
• раскрывать сущность методов исторического познания и применять их на
практике;
• формулировать принципы периодизации истории развития человечества;
• определять роль исторической науки и исторического познания в решении
задач прогрессивного развития России в глобальном мире; датировать
важнейшие события и процессы мировой истории,
характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов
развития человечества;
• характеризовать особенности исторического пути России и оценивать её
роль в мировом сообществе;
• анализировать современные версии и трактовки важнейших проблем
отечественной и всемирной истории;
4

• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
• критически анализировать источник исторической информации
(характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его
создания);
• анализировать историческую информацию, представленную в разных
знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
• различать в исторической информации факты и мнения, исторические
описания и исторические объяснения;
• готовить сообщения, презентации и рефераты по исторической тематике;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,
пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и
явлений;
• вести диалог и обосновывать свою точку зрения в дискуссии по
исторической тематике;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• объяснять историческую обусловленность современных общественных
процессов;
• проводить самостоятельные исторические исследования и реконструкцию
исторических событий;
• использовать полученные знания и освоенные умения в практической
деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции
по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической
обусловленности; соотнесения своих действий и поступков окружающих с
исторически возникшими формами социального поведения.

Основное содержание учебного предмета
Общая характеристика курса
Освоение курса истории на базовом уровне способствует достижению
главной цели исторического образования в школе: «формированию у
учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности
5

ценностно- ориентированной личности».
Эта общая цель определяет задачи курса:
• формирование у молодого поколения исторических ориентиров
самоидентификации в современном мире;
• овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития
человеческого обществас древности до наших дней в социальной,
экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в
доступной для обучающихся форме на основе обобщения фактического
материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение
интегративной системы знания об истории человечества при особом
внимании к месту и роли России во всемирно- историческом процессе;
• воспитание обучающихся в духе уважения к истории своего
Отечества как единого и неделимого многонационального государства,
построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма
и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами,
неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и
пропаганды войны; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в
решение глобальных проблем современности;
• развитие способностей обучающихся на основе исторического
анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в
их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов
научной объективности и историзма;
• формирование у обучающихся общественной системы ценностей на
основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного
развития и осознания приоритета общественного интереса над личностным и
6

уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в
обществе и через общество;
• выработка современного понимания истории в контексте
гуманитарного знания и общественной жизни;
• развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование
понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.
Особенностями курса истории в старшей школе являются его
системность, многоаспектное и многофакторное представление истории
развития человечества, синхронно-параллельное изучение курсов всеобщей
истории и истории России. Изучение данного курса способствует
формированию у обучающихся целостной картины мировой истории,
позволяет более глубоко познакомиться и усвоить социокультурный опыт
человечества, определить роль России во всемирно-историческом процессе,
осознать себя представителями исторически сложившегося гражданского,
поликультурного и поликонфессионального сообщества.
Содержание курса ориентировано на формирование и развитие
ценностно- смысловых и развитие
ценностно- смысловых компетенций (оценивать вклад исторических
деятелей различных эпох в развитие нашей и других стран мира, давать
оценку - в том числе моральную- тем или иным историческим событиям и
явлениям), общекультурных компетенций (знать, понимать и учитывать в
своей деятельности особенности национальной и общечеловеческой
культуры), учебно-познавательных компетенций (активное добывание
знаний в процессе самостоятельной работы с учебником и дополнительными
материалами), информационных компетенций (умения самостоятельно
7

искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, относящуюся к
содержанию курса; организовывать, преобразовывать, сохранять и
передавать её), коммуникативных компетенций (умение работать в группе,
вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения), компетенций
личностного самосовершенствования (развитие необходимых современному
человеку личностных качеств, культура мышления и поведения)
обучающихся. В основу структуризации курса истории на базовом уровне
авторами были положены принцип блочно-тематической организации
учебного материала и общепринятые принципы периодизации всеобщей и
российской истории. Основной акцент при структурировании учебного
материала сделан на прослеживании причинно- следственных связей между
событиями и явлениями, причем логика построения курса делает
возможными рассмотрение тем с разных точек зрения, поэтапную
систематизацию и обобщение изученного материала.
Структура курса
Структурно курс истории делится на двенадцать тематических разделов
(наСтруктурно курс истории делится на двенадцать тематических разделов
(на
каждый класс приходится по шесть разделов):
1. Пути и методы познания истории;
2. От первобытной эпохи к цивилизации;
3. Русь, Европа и Азия в Средние века;
4. Россия и мир на рубеже Нового времени (конец XV – начало XVII в.);
5. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации;
6. Россия и мир в конце XVIII – XIX вв.;
7. Россия и мир в начале ХХ в.;
8

8. Россия и мир между двумя войнами;
9. Человечество во Второй мировой войне;
10. Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия;
11. Россия и мир в 1960-е – 1990-е гг.;
12. Россия и мир на современном этапе развития.
В содержании разделов объём информации, посвящённой России в
процентном выражении составляет более 50%.
Место предмета в учебном плане
«История», согласно Федеральному базисному плану, входит в состав
учебных предметов, являющихся обязательными для изучения на ступени
среднего (полного) общего образования. На изучение курса истории на
базовом уровне базисным планом отводится 140 часов: в 10 и 11 классах по
70 часов из расчёта 2 часа в неделю. Из 70 часов около 40 приходится на
изучение курса истории России, т.е. не менее 55% учебного времени.

Тематическое планирование
10

класс

Тема 1. Пути и методы познания истории – 3 часа
Тема 2. От первобытной эпохи к цивилизации – 6 часов
Тема 3. Русь, Европа и Азия в средние века – 19 часов
Тема 4. Россия и мир на рубеже нового времени – 12 часов
Тема 5. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации – 10
часов
Тема 6. Россия и мир в к. 18 – 19 в.- 18 часов
11

класс

Тема 1. Россия и мир в начале 20 века - 11 часов
9

Тема 2. Россия и мир между двумя мировыми войнами – 14 часов
Тема 3. Человечество во Второй мировой войне – 7 часов
Тема 4. Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия – 9 часов
Тема 5. Россия и мир в 1960-1990-е гг. – 13 часов
Тема 6. Россия и мир на современном этапе развития – 14 часов

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».