Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска» Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования, утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г. срок реализации программы 2 года Рабочая программа учебного предмета «ИСТОРИЯ» для учащихся 10-11 классов (базовый уровень) Светогорск -2021 1 Пояснительная записка Рабочая программа по истории для средней общеобразовательной школы предназначена для учащихся 10-11 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска» и составлена на основе Фундаментального ядра содержания среднего образования, требований к результатам среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования втрого поколения и авторской программы по истории для 10-11 классов на базовом уровне Л.А. Пашкиной. ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ» Базовый уровень 10-11 КЛАССЫ. Москва, «Русское слово» 2018. Программа включает три раздела: 1. Результаты освоения учебной программы 2. Основное содержание учебного предмета 3. Тематическое планирование. Результаты освоения учебной программы. Методической основой преподавания истории на ступени среднего общего образования, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся. Личностными результатами освоения курса истории на базовом уровне являются: • сформированность российской гражданской идентичности, уважительного отношения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, многонационального народа России; 2 прошлое и настоящее • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; • готовность и способность к образованию и самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются: • умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других эффективно разрешать конфликты; 3 участников деятельности, • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; • готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение определять назначение и функции различных социальных институтов; • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; • умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. На предметном уровне в результате освоение курса истории на базовом уровне обучающиеся научатся: • характеризовать этапы становления исторической науки; • раскрывать сущность методов исторического познания и применять их на практике; • формулировать принципы периодизации истории развития человечества; • определять роль исторической науки и исторического познания в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; датировать важнейшие события и процессы мировой истории, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития человечества; • характеризовать особенности исторического пути России и оценивать её роль в мировом сообществе; • анализировать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; 4 • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; • готовить сообщения, презентации и рефераты по исторической тематике; • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; • вести диалог и обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике; Обучающиеся получат возможность научиться: • объяснять историческую обусловленность современных общественных процессов; • проводить самостоятельные исторические исследования и реконструкцию исторических событий; • использовать полученные знания и освоенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения. Основное содержание учебного предмета Общая характеристика курса Освоение курса истории на базовом уровне способствует достижению главной цели исторического образования в школе: «формированию у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности 5 ценностно- ориентированной личности». Эта общая цель определяет задачи курса: • формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире; • овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого обществас древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для обучающихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно- историческом процессе; • воспитание обучающихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности; • развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма; • формирование у обучающихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и осознания приоритета общественного интереса над личностным и 6 уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество; • выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни; • развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов. Особенностями курса истории в старшей школе являются его системность, многоаспектное и многофакторное представление истории развития человечества, синхронно-параллельное изучение курсов всеобщей истории и истории России. Изучение данного курса способствует формированию у обучающихся целостной картины мировой истории, позволяет более глубоко познакомиться и усвоить социокультурный опыт человечества, определить роль России во всемирно-историческом процессе, осознать себя представителями исторически сложившегося гражданского, поликультурного и поликонфессионального сообщества. Содержание курса ориентировано на формирование и развитие ценностно- смысловых и развитие ценностно- смысловых компетенций (оценивать вклад исторических деятелей различных эпох в развитие нашей и других стран мира, давать оценку - в том числе моральную- тем или иным историческим событиям и явлениям), общекультурных компетенций (знать, понимать и учитывать в своей деятельности особенности национальной и общечеловеческой культуры), учебно-познавательных компетенций (активное добывание знаний в процессе самостоятельной работы с учебником и дополнительными материалами), информационных компетенций (умения самостоятельно 7 искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, относящуюся к содержанию курса; организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её), коммуникативных компетенций (умение работать в группе, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения), компетенций личностного самосовершенствования (развитие необходимых современному человеку личностных качеств, культура мышления и поведения) обучающихся. В основу структуризации курса истории на базовом уровне авторами были положены принцип блочно-тематической организации учебного материала и общепринятые принципы периодизации всеобщей и российской истории. Основной акцент при структурировании учебного материала сделан на прослеживании причинно- следственных связей между событиями и явлениями, причем логика построения курса делает возможными рассмотрение тем с разных точек зрения, поэтапную систематизацию и обобщение изученного материала. Структура курса Структурно курс истории делится на двенадцать тематических разделов (наСтруктурно курс истории делится на двенадцать тематических разделов (на каждый класс приходится по шесть разделов): 1. Пути и методы познания истории; 2. От первобытной эпохи к цивилизации; 3. Русь, Европа и Азия в Средние века; 4. Россия и мир на рубеже Нового времени (конец XV – начало XVII в.); 5. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации; 6. Россия и мир в конце XVIII – XIX вв.; 7. Россия и мир в начале ХХ в.; 8 8. Россия и мир между двумя войнами; 9. Человечество во Второй мировой войне; 10. Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия; 11. Россия и мир в 1960-е – 1990-е гг.; 12. Россия и мир на современном этапе развития. В содержании разделов объём информации, посвящённой России в процентном выражении составляет более 50%. Место предмета в учебном плане «История», согласно Федеральному базисному плану, входит в состав учебных предметов, являющихся обязательными для изучения на ступени среднего (полного) общего образования. На изучение курса истории на базовом уровне базисным планом отводится 140 часов: в 10 и 11 классах по 70 часов из расчёта 2 часа в неделю. Из 70 часов около 40 приходится на изучение курса истории России, т.е. не менее 55% учебного времени. Тематическое планирование 10 класс Тема 1. Пути и методы познания истории – 3 часа Тема 2. От первобытной эпохи к цивилизации – 6 часов Тема 3. Русь, Европа и Азия в средние века – 19 часов Тема 4. Россия и мир на рубеже нового времени – 12 часов Тема 5. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации – 10 часов Тема 6. Россия и мир в к. 18 – 19 в.- 18 часов 11 класс Тема 1. Россия и мир в начале 20 века - 11 часов 9 Тема 2. Россия и мир между двумя мировыми войнами – 14 часов Тема 3. Человечество во Второй мировой войне – 7 часов Тема 4. Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия – 9 часов Тема 5. Россия и мир в 1960-1990-е гг. – 13 часов Тема 6. Россия и мир на современном этапе развития – 14 часов 10