Информатика 10-11 (углубленный уровень)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.
срок реализации программы 2 года

Рабочая программа учебного предмета
«Информатика»
(углублённый уровень)
для учащихся 10-11 классов

г. Светогорск
2021 г.

1

Программа по информатике основной общеобразовательной школы предназначена для
учащихся 7-9 классов МБОУ «СОШ г. Светогорска» и составлена на основе Фундаментального
ядра содержания общего образования, требований к результатам ООО, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования 2 поколения, основной образовательной программы ООО МБОУ «СОШ г. Светогорска», примерной программы по информатике для 7-9 классов.
Рабочая программа направлена на достижение планируемых предметных результатов
освоения обучающимися программы основного общего образования по математике, а также планируемых результатов междисциплинарных учебных программ по формированию универсальных
учебных действий (личностных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных универсальных учебных действий), по формированию ИКТ-компетентности обучающихся, основ учебноисследовательской и проектной деятельности, освоения смыслового чтения и работы с текстом.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Данная программа углублённого курса по предмету «Информатика» основана на учебнометодическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего
образования (далее — ФГОС), который включает в себя учебники:
 Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса в 2ч. Ч.1, К.Ю. Поляков,
Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
 Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса в 2ч. Ч.2, К.Ю. Поляков,
Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
 Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса в 2ч. Ч.1, К.Ю. Поляков,
Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
 Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса в 2ч. Ч.2, К.Ю. Поляков,
Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
завершенной предметной линии для 10–11 классов. Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:
 авторская программа по информатике;
 компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств,
размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
 электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач
по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
 материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
 методическое пособие для учителя: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf;
 комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее
ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
 сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Учебники «Информатика. 10 класс» и «Информатика. 11 класс» разработаны в соответствии
с требованиями ФГОС и могут быть использованы для изучения курса «Информатика» в 10 и 11
классах в объеме 204 часа (сокращённый курс).
Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней школы
на углубленном уровне. Это означает, что её целевая аудитория – школьники старших классов,
которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с информационными
технологиями.
Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с
помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с
дисциплиной, называемой за рубежом computer science.

2

Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и
навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых
разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача
выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с
ними.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения,
относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня
подготовки учащихся.
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Авторы сделали всё возможное, чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
Предлагаемый углубленный курс информатики ориентирован на достижение следующих целей:
 формирование научного мировоззрения, развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов учащихся за счет освоения основных понятий и методов информатики;
 анализ и оценку информационных моделей, систем из раз- личных предметных областей, в
частности информационных моделей, возникающих в процессе изучения технических, биологических, социальных систем, а также освоение широко используемых на практике методов формализации (языки, алгоритмы и их программная реализация);
 освоение методов, средств и технологии работы с информацией различных видов, технологии работы с информационными ресурсами общества, методов и средств обеспечения информационной безопасности и пр.;
 освоение основных методов информатики, прежде всего имитационного моделирования; y
обеспечение социализации учащихся в современном информационном обществе и подготовка к будущей профессиональной деятельности.

Общая характеристика изучаемого предмета
Программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного изучения всех основных разделов курса информатики учащимися информационно-технологического и физикоматематического профилей. Она включает в себя три крупные содержательные линии:
 Основы информатики
 Алгоритмы и программирование
 Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного
решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.
В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и
задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне
механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения
материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
3

Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационнообразовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по
теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.

Место изучаемого предмета в учебном плане
Для освоения полной программы углубленного уровня предполагается изучение предмета
«Информатика» по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах (всего 272 часа). Количество учебных часов в
учебном плане может быть скорректировано в зависимости от специфики и образовательной программы образовательного учреждения.
При использовании сокращённого варианта (204 часа вместо 272 часов на углублённом
уровне) некоторые разделы полного курса предлагается изучать в рамках элективных курсов или
факультативных занятий.
Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся можно использовать часы, отведенные на внеурочную деятельность.

Формы проведения учебных занятий.
Основная часть учебного времени (60%) – это обязательная часть, учитываемая учебным
планом. Форма проведения учебных занятий – урок. Остальная часть (40%) – это часть, формируемая участниками образовательного процесса, представленная в рамках нелинейного расписания в
следующих формах: семинар, исследование, практикум, игра, экскурсия, погружение в тему. Одной из возможных форм проведения учебных занятий являются дистанционные формы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
предмета
Личностные результаты
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
техники;
2) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4) эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
5) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

4

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности.
Предметные результаты
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
2) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
3) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и
причинах искажения данных при передаче;
4) систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение
строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
5) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях
развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернетприложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире;
знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы
в Интернете;
9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
10) сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями
о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
11) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального
описания алгоритмов;
12) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
13) владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
14) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
15) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
16) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования,
включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации
прикладной задачи и документирования программ.

5

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
У выпускников будет сформировано представление:
 о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
 об основных конструкциях программирования;
 о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и
моделируемого объекта (процесса);
 о способах хранения и простейшей обработке данных;
 о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
 о базовых типах данных и структурах данных;
 о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов,
 о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
 об устройстве современных компьютеров,
 о тенденциях развития компьютерных технологий;
 о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем;
 об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
 о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей,
Выпускники научатся:
 владению навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
 понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
 анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
 владению стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для
решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования
и отладки таких программ;
 использованию готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
 владению компьютерными средствами представления и анализа данных;
 базовым навыкам и умениям по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и
ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
 пониманию основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в
Интернете;
 владению системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
 владению универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору),
 умением использовать основные управляющие конструкции;
 навыками и приобретут опыт разработки программ в выбранной среде программирования,
включая тестирование и отладку программ;
 систематизации знаний, относящихся к математическим объектам информатики;
 соблюдению норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств
ИКТ;
 умению пользоваться базами данных и справочными системами;
Выпускники получат возможность:
 овладеть понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой
и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
 владения элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования
программ;
 научиться строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;

6

 владения основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
 приобрести опыт построения и использования компьютерно-математических моделей,
 приобрести опыт проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных
процессов;
 научиться оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов,
 сформировать умения работать с библиотеками программ;
 приобрести опыт использования компьютерных средств представления и анализа данных.

2. Содержание учебного предмета
В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10–11 классов может быть выделено три крупных раздела:
I. Основы информатики
 Техника безопасности. Организация рабочего места
 Информация и информационные процессы
 Кодирование информации
 Логические основы компьютеров
 Компьютерная арифметика
 Устройство компьютера
 Программное обеспечение
 Компьютерные сети
 Информационная безопасность
II. Алгоритмы и программирование
 Алгоритмизация и программирование
 Решение вычислительных задач
 Элементы теории алгоритмов
 Объектно-ориентированное программирование
III. Информационно-коммуникационные технологии
 Моделирование
 Базы данных
 Создание веб-сайтов
 Графика и анимация
 3D-моделирование и анимация
Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий
ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу.
Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года, как в 10, так и в 11 классе.
В то же время курс «Информатика» во многом имеет модульную структуру, и учитель при
разработке рабочей программы может менять местами темы программы. В любом случае авторы
рекомендуют начинать изучение материала 10 класс с тем «Информация и информационные процессы» и «Кодирование информации», которые являются ключевыми для всего курса.
В зависимости от фактического уровня подготовки учащихся учитель может внести изменения в планирование, сократив количество часов, отведённых на темы, хорошо усвоенные в курсе
основной школы, и добавив вместо них темы, входящие в полный курс.

7

3. Тематическое планирование
Сокращённый курс, по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах (всего 204 часа)
Таблица 1.
№

Тема

Основы информатики
1.
Техника безопасности. Организация рабочего места
2.
Информация и информационные процессы
3.
Кодирование информации
4.
Логические основы компьютеров
5.
Компьютерная арифметика
6.
Устройство компьютера
7.
Программное обеспечение
8.
Компьютерные сети
9.
Информационная безопасность
Итого:
Алгоритмы и программирование
10. Алгоритмизация и программирование
11. Решение вычислительных задач
12. Элементы теории алгоритмов
13. Объектно-ориентированное программирование
Итого:
Информационно-коммуникационные технологии
14. Моделирование
15. Базы данных
16. Создание веб-сайтов
17. Графика и анимация
18. 3D-моделирование и анимация
Итого:
Резерв
Итого по всем разделам:

Количество часов / класс
Всего
10 кл.
11 кл.
2
15
14
9
3
5
8
5
4
65

1
5
14
9
3
5
8
5
4
54

1
10

59
8
4
14
85

35
8

24

12
14
17
0
0
43
11
204

43

11

4
14
42
12
14
17

0
5
102

43
6
102

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».