Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска» Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования, утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г. срок реализации программы 2 года Рабочая программа учебного предмета «Информатика» (углублённый уровень) для учащихся 10-11 классов г. Светогорск 2021 г. 1 Программа по информатике основной общеобразовательной школы предназначена для учащихся 7-9 классов МБОУ «СОШ г. Светогорска» и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам ООО, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования 2 поколения, основной образовательной программы ООО МБОУ «СОШ г. Светогорска», примерной программы по информатике для 7-9 классов. Рабочая программа направлена на достижение планируемых предметных результатов освоения обучающимися программы основного общего образования по математике, а также планируемых результатов междисциплинарных учебных программ по формированию универсальных учебных действий (личностных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных универсальных учебных действий), по формированию ИКТ-компетентности обучающихся, основ учебноисследовательской и проектной деятельности, освоения смыслового чтения и работы с текстом. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Данная программа углублённого курса по предмету «Информатика» основана на учебнометодическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает в себя учебники: Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса в 2ч. Ч.1, К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса в 2ч. Ч.2, К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса в 2ч. Ч.1, К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса в 2ч. Ч.2, К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 завершенной предметной линии для 10–11 классов. Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят: авторская программа по информатике; компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666 материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm; методическое пособие для учителя: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf; комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru); сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/. Учебники «Информатика. 10 класс» и «Информатика. 11 класс» разработаны в соответствии с требованиями ФГОС и могут быть использованы для изучения курса «Информатика» в 10 и 11 классах в объеме 204 часа (сокращённый курс). Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней школы на углубленном уровне. Это означает, что её целевая аудитория – школьники старших классов, которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с информационными технологиями. Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science. 2 Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках. Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними. Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся. Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Авторы сделали всё возможное, чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ. Предлагаемый углубленный курс информатики ориентирован на достижение следующих целей: формирование научного мировоззрения, развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов учащихся за счет освоения основных понятий и методов информатики; анализ и оценку информационных моделей, систем из раз- личных предметных областей, в частности информационных моделей, возникающих в процессе изучения технических, биологических, социальных систем, а также освоение широко используемых на практике методов формализации (языки, алгоритмы и их программная реализация); освоение методов, средств и технологии работы с информацией различных видов, технологии работы с информационными ресурсами общества, методов и средств обеспечения информационной безопасности и пр.; освоение основных методов информатики, прежде всего имитационного моделирования; y обеспечение социализации учащихся в современном информационном обществе и подготовка к будущей профессиональной деятельности. Общая характеристика изучаемого предмета Программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного изучения всех основных разделов курса информатики учащимися информационно-технологического и физикоматематического профилей. Она включает в себя три крупные содержательные линии: Основы информатики Алгоритмы и программирование Информационно-коммуникационные технологии. Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль. В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся. 3 Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационнообразовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр. Место изучаемого предмета в учебном плане Для освоения полной программы углубленного уровня предполагается изучение предмета «Информатика» по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах (всего 272 часа). Количество учебных часов в учебном плане может быть скорректировано в зависимости от специфики и образовательной программы образовательного учреждения. При использовании сокращённого варианта (204 часа вместо 272 часов на углублённом уровне) некоторые разделы полного курса предлагается изучать в рамках элективных курсов или факультативных занятий. Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся можно использовать часы, отведенные на внеурочную деятельность. Формы проведения учебных занятий. Основная часть учебного времени (60%) – это обязательная часть, учитываемая учебным планом. Форма проведения учебных занятий – урок. Остальная часть (40%) – это часть, формируемая участниками образовательного процесса, представленная в рамках нелинейного расписания в следующих формах: семинар, исследование, практикум, игра, экскурсия, погружение в тему. Одной из возможных форм проведения учебных занятий являются дистанционные формы. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Личностные результаты 1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники; 2) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 4) эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества; 5) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Метапредметные результаты 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 4 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. Предметные результаты 1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; 2) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира; 3) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; 4) систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы; 5) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; 6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернетприложений; 7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ; 8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете; 9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); 10) сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними; 11) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов; 12) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки; 13) владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации; 14) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции; 15) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц; 16) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ. 5 Планируемые результаты освоения учебного предмета. У выпускников будет сформировано представление: о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; об основных конструкциях программирования; о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними; о базовых типах данных и структурах данных; о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений; о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, Выпускники научатся: владению навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов; понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; анализировать алгоритмы с использованием таблиц; владению стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использованию готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации; владению компьютерными средствами представления и анализа данных; базовым навыкам и умениям по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; пониманию основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете; владению системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира; владению универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), умением использовать основные управляющие конструкции; навыками и приобретут опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; систематизации знаний, относящихся к математическим объектам информатики; соблюдению норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ; умению пользоваться базами данных и справочными системами; Выпускники получат возможность: овладеть понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки; владения элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ; научиться строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы; 6 владения основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними; приобрести опыт построения и использования компьютерно-математических моделей, приобрести опыт проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; научиться оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, сформировать умения работать с библиотеками программ; приобрести опыт использования компьютерных средств представления и анализа данных. 2. Содержание учебного предмета В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10–11 классов может быть выделено три крупных раздела: I. Основы информатики Техника безопасности. Организация рабочего места Информация и информационные процессы Кодирование информации Логические основы компьютеров Компьютерная арифметика Устройство компьютера Программное обеспечение Компьютерные сети Информационная безопасность II. Алгоритмы и программирование Алгоритмизация и программирование Решение вычислительных задач Элементы теории алгоритмов Объектно-ориентированное программирование III. Информационно-коммуникационные технологии Моделирование Базы данных Создание веб-сайтов Графика и анимация 3D-моделирование и анимация Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования. В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года, как в 10, так и в 11 классе. В то же время курс «Информатика» во многом имеет модульную структуру, и учитель при разработке рабочей программы может менять местами темы программы. В любом случае авторы рекомендуют начинать изучение материала 10 класс с тем «Информация и информационные процессы» и «Кодирование информации», которые являются ключевыми для всего курса. В зависимости от фактического уровня подготовки учащихся учитель может внести изменения в планирование, сократив количество часов, отведённых на темы, хорошо усвоенные в курсе основной школы, и добавив вместо них темы, входящие в полный курс. 7 3. Тематическое планирование Сокращённый курс, по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах (всего 204 часа) Таблица 1. № Тема Основы информатики 1. Техника безопасности. Организация рабочего места 2. Информация и информационные процессы 3. Кодирование информации 4. Логические основы компьютеров 5. Компьютерная арифметика 6. Устройство компьютера 7. Программное обеспечение 8. Компьютерные сети 9. Информационная безопасность Итого: Алгоритмы и программирование 10. Алгоритмизация и программирование 11. Решение вычислительных задач 12. Элементы теории алгоритмов 13. Объектно-ориентированное программирование Итого: Информационно-коммуникационные технологии 14. Моделирование 15. Базы данных 16. Создание веб-сайтов 17. Графика и анимация 18. 3D-моделирование и анимация Итого: Резерв Итого по всем разделам: Количество часов / класс Всего 10 кл. 11 кл. 2 15 14 9 3 5 8 5 4 65 1 5 14 9 3 5 8 5 4 54 1 10 59 8 4 14 85 35 8 24 12 14 17 0 0 43 11 204 43 11 4 14 42 12 14 17 0 5 102 43 6 102 8