География 10-11(углубленный уровень)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.
срок реализации программы 2 года

Рабочая программа учебного предмета
«ГЕОГРАФИЯ »
(углубленный уровень)
для учащихся 10-11 классов

Светогорск -2021

Рабочая программа курса
«ГЕОГРАФИЯ»
10–11-й классы
Углубленный уровень
Общая характеристика программы
Программа по географии основной общеобразовательной школы предназначена для учащихся 1011 классов МБОУ «СОШ г. Светогорска». Составлена на основе Фундаментального ядра
содержания общего образования, требований к результатам ООО, представленных в Федеральном
государственном стандарте среднего общего образования 2 поколения, основной образовательной
программы ООО МБОУ «СОШ г. Светогорска», примерной программы по географии для 10-11
классов, реализуется через УМК «География 10-11 классы» Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский
М., «Русское слово».
Рабочая программа направлена на достижение планируемых предметных результатов освоения
обучающимися программы основного общего образования по географии, а также планируемых
результатов междисциплинарных учебных программ по формированию универсальных учебных
действий (личностных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных универсальных
учебных действий), по формированию ИКТ-компетентности обучающихся, основ учебноисследовательской и проектной деятельности, освоения смыслового чтения и работы с текстом.
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в основной школе.

Программа включает, кроме Пояснительной записки, 3 раздела:
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета.
отводимых

III. Тематическое планирование с указанием количества часов,
на освоение каждой темы.
Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает
особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван
сформировать у обучающихся представление об окружающем мире, понимание основных
тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь
природы, населения и хозяйства земного шара.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности,
от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных
блоков: «Общая характеристика мира» и «Региональный обзор мира», в каждом из них
выделяются тематические разделы.

1

Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел
выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным
введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.

Курс состоит из 10 разделов: «Страны современного мира», «География населения мира»,
«Мировые природные ресурсы», «Природа и человек», «Мировое хозяйство и НТР», «Отрасли
мирового хозяйства», «Глобальные проблемы современности», «Политическая карта мира»,
«Регионы и страны мира», «Россия и современный мир».

Цели и задачи курса:


сформировать у обучающихся целостное представление о состоянии современного
общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;



развить пространственно-географическое мышление; 



воспитать уважение к культурам других народов и стран;



сформировать представление о географических особенностях природы, населения
и хозяйства разных территорий;



научить применять географические знания для оценки и объяснения
разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;



воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к
окружающей среде.



выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических
знаниях. Формирование у них отношения к географии как возможной области будущей
практической деятельности;

Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане
Программа данного курса соответствует Федеральному государственному образовательному
стандарту среднего (полного) общего образования (ФГОС). География входит в перечень учебных
предметов, которые изучаются по выбору на базовом или углубленном уровне. На углубленном
уровне на изучение предмета отводится 68 часов учебного времени в 10 классе и 68 часов в 11
классе.
Данная программа является углубленной версией классического курса, реализованного в
учебнике базового уровня для 10-11 класса. При своей традиционности настоящий курс имеет
несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в ФГОС, и
является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным образовательным
нормам. Во-вторых, учебник, написанный на основании этой программы, опирается на
современные статистические данные.

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1. 1. Обучение географии в средней школе должно быть направлено на достижение
следующих личностных результатов:

2



овладение на уровне среднего (полного) общего образования законченной системой
географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;



осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной
картины мира;



сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения
в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

1. 2. Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы программы по
географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:


познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;



гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать
этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;



способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;



готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории
в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности,
формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках
образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры,
социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других
людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных
социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки
в своих действиях и поступках, принимать решения.
1. 3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:


сформированность знаний о составе современного комплекса географических наук, его
специфике и месте в системе научных дисциплин, роли в решении современных научных и
практических задач;

3



владение умениями применения географического мышления для вычленения и оценивания
географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших природных,
социально-экономических и экологических процессов;



сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства
как иерархии взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;



владение умениями проводить учебные исследования, в том числе с использованием
простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и
геоэкологических явлений и процессов;



владение навыками картографической интерпретации природных, социально-экономических и
экологических характеристик различных территорий;



умение работать с геоинформационными системами;



владение первичными умениями проводить географическую экспертизу разнообразных
природных, социально-экономических и экологических процессов;



сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях и
проблемах взаимодействия географической среды.

II. Cодержание учебного предмета.
10 класс (2ч. в неделю)
Раздел I. Общая характеристика стран современного мира (68 час)
Тема I. Страны современного мира.(4 час)
Размеры и положение на материке. Формы государственного устройства. Развитые и
развивающиеся страны. Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой
продукт. Развитые страны. «Большая семерка», страны переселенческого капитализма.
Развивающиеся страны.

Тема II . География населения мира. (12 час)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран.
Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая,
возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню).
Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов
мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и
темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Тема III. Мировые природные ресурсы. (12 час)
Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал
разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных
ресурсов Земли.
Тема IV. Природа и человек. (5 час.)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер
проблемы «дестабилизация окружающей среды». Основные типы природопользования.
4

Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных
типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Тема V. Мировое хозяйство и НТР. (6 час.)
Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное
географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового
хозяйства. Факторы размещения производительных сил.
Тема VI. Отрасли мирового хозяйства. (22 час.)
География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, электроэнергетика,
горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая, лесная и
деревообрабатывающая. География сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и
транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов
мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество,
создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых
отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная
торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Тема VII. Глобальные проблемы человечества. (6 час)
Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Экологическая проблема.
Демографическая проблема. Проблема мира и разоружения. Продовольственная проблема.
Энергетическая и сырьевая проблемы. Проблема здоровья людей. Проблема использования
Мирового океана. Освоение космоса. Стратегия устойчивого развития. Глобальные прогнозы,
гипотезы, проекты.
Оценочные практические работы
1. Расчет демографических параметров: ЕП, Р и С.
2. Расчет ресурсообеспеченности 3-х крупнейших стран мира по запасам нефти.
3. Выбор территории для размещения ПЭС на каждом материке планеты. Обоснование
своего выбора.
4. Составление таблицы «Примеры рационального и нерационального природопользования.
5. Работа на выбор.1) Составить карту размещения технополисов в мире (к.к.)
2) Составить подборку 10-ти ведущих высших учебных заведений мира.
3) Составить список профессий, опирающихся на достижения НТР.
6. Построить столбчатую диаграмму, отражающую долю АЭС в структуре производства
электроэнергии стран.
7. Обозначить в пределах стран-лидеров производства черной и цветной металлургии
месторождения руд, определяющих специализацию металлургического производства – к.к.

8. Обозначить северный и южный лесные пояса, выделить страны – лидеры по заготовке
древесины – к.к.
9. По составленному списку импортируемого в Россию продовольствия, развитыми
и развивающимися странами, сформулировать вывод об отличиях экспортной
специализации данных групп стран (работа в группах).
5

10. Характеристика главных центров современного мирового хозяйства.

11 класс (2 часа в неделю)
Раздел II. Региональный обзор мира (68 час)
Тема I: Политическая карта мира. (4 час)
Что такое ПКМ? Территория и границы страны. ПГП страны. Формирование ПКМ.
Количественные и качественные изменения на ПКМ. Регионы мира и
международные организации. Их разнообразие и виды.
Тема 2: Зарубежная Европа. (14 час)
Общая характеристика Зарубежной Европы. Население и хозяйство. Субрегионы и страны
Зарубежной Европы. Федеративная Республика Германия. Королевство Испания. Финляндская
Республика. Республика Польша.
Тема 3: Зарубежная Азия. (14 час)
Общая характеристика Зарубежной Азии. Население и хозяйство. Субрегионы Азии. Китай.
Япония. Индия.
Тема 4. Англо-Америка. (7 час)
Общая характеристика Канады. США. Макрорегионы США. Население и хозяйство США. Канада.
Тема 5. Латинская Америка. (14 час)
Общая характеристика региона «Латинская Америка». Население и хозяйство Латинской
Америки. Федеративная Республика Бразилия. Мексиканские Соединенные Штаты.
Республика Коста-Рика.
Тема 6. Африка. (9 час)
Общая характеристика региона «Африка». Население и хозяйство стран Африканского региона.
Субрегионы Африки. Южно-Африканская Республика. Республика Кения.
Тема 7: Австралия и Океания. (4 час)
Комплексная характеристика региона. Австралийский Союз. Республика Вануату.
Тема 8. Заключение. Россия и современный мир.(2 час)
Россия на карте мира и в системе международных отношений. Геополитическое положение
России. ПГП страны. Население России. Количественные и качественные характеристики
населения. Место России в мировом хозяйстве.

Оценочные практические работы
1. Описание ПГП одной из стран (по выбору)
2. Составление таблицы «Города, в которых расположены штаб-квартиры международных
организаций».
3. (Работа на выбор)
1) Выявление различий в промышленной специализации Западной и Восточной Европы.
6

2) Сравнительная характеристика 3-х основных типов с/х, характерных для стран
Зарубежной Европы.
4. К.К. Нанести границы субрегионов Европы.
5. Определить преимущества и недостатки ГП Финляндии и его влияние на хозяйственную
специализацию страны.
6. Групповая работа. Представление 3- х маршрутов туристических поездок по странам Европы.
7. К.К. Нанести границы субрегионов Азии.
(Работа на выбор)
1) Определить по три государства-лидера в каждом субрегионе.
2) Составить список международных организаций, возникших на постсоветском пространстве, в
состав которых входят государства Центральной Азии.
8. К.К. Обозначить мегалополисы США, определить закономерности их размещения.
Спрогнозировать возникновение новых мегалополисов на территории государства.
9. К.К. Нанести Панамериканское шоссе и Трансамазонскую магистраль, выделить страны, по
территории которых проходят данные транспортные артерии.
10. Сравнительная характеристика субрегионов Африки. Результаты
сравнительной характеристики оформить в виде таблицы
11. Анализ материалов, опубликованных в СМИ, характеризующих место России в современном
мире.

III. Тематическое планирование c указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы (2 часа в неделю). Всего за два года обучения - 136 ч

Темы, раскрывающие
(входящие в) данный
раздел программы
Основное содержание по темам

Раздел 1. Общая характеристика стран современного мира (не менее 68 час.)

Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в
Типы стран
новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные
современного мира.
группы. Государственный строй и формы правления и административноРазвитые и
территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая
развивающиеся страны. география. Международные организации.

7

География населения
мира.

Численность и динамика населения мира. Главные демографические
показатели. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и
демографический взрыв. Демографическая политика. Половозрастной
состав населения. Трудовые ресурсы и экономически активное население.
Проблема безработицы и ее географические особенности. Расовый состав
населения. Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие
народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав
населения мира. Мировые и этнические религии. Этнорелигиозные
конфликты. Размещение населения и его миграции. Плотность населения.
География мировых миграционных процессов. Сельское и городское
население. Формы расселения. Сельское население. Урбанизация как
всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах.
Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и
мегалополисы.
Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных
стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и
ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.
Исчерпаемые невозобновимые ресурсы. Современная география
топливных полезных ископаемых. География рудных и нерудных
полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных
государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема
исчерпания запасов минерального сырья.
Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Экологические
проблемы.
Лесные ресурсы. Их размещение на планете. Обеспеченность лесными
ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов
планеты, его масштабы и последствия.
Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека.
Неисчерпаемые ресурсы. Альтернативные источники энергии. Ресурсы
внутреннего тепла Земли. Некоторые виды минеральных ресурсов.

Мировые природные
ресурсы

Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества
разнообразными ресурсами.

Развитие отношений природы и человека. Природопользование.
Экологические проблемы.
Природа и человек

Пути решения экологических проблем. Экстенсивный и интенсивный
путь.

8

Мировое хозяйство и
научно-техническая
революция.

Международное географическое разделение труда. Формирование и
развитие мирового хозяйства. Глобализация. Мировое хозяйство и
современная эпоха НТР. Научно-техническая революция. НТР и отрасли
мирового хозяйства. НТР и география мирового хозяйства.

Отрасли мирового
хозяйства

Промышленность мира. Топливная промышленность. Нефтегазовая и
угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и
страны импортеры. Электроэнергетика. Металлургия черная и цветная.
Машиностроение. Основные отрасли машиностроения. Региональный
аспект машиностроения. Химическая и лесная промышленность. Сельское
хозяйство, его отраслевой состав. Товарное и потребительское сельское
хозяйство. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной
продукции. Транспорт мира и его состав. Значение транспорта.
Географические различия в мировой транспортной системе.
Международные экономические отношения. Мировая торговля.
Международные кредитно-финансовые отношения. Научно-техническое и
производственное сотрудничество. Свободные экономические зоны.
Международная торговля услугами. Международный туризм. Всемирное
наследие.

Глобальные проблемы
современности.
Глобальные проблемы и стратегия устойчивого развития.

Раздел 2. Региональная характеристика мира (не менее 68 ч)

Политическая карта
мира

Что такое ПКМ? Территория и границы страны. Формирование ПКМ.
Количественные и качественные изменения на ПКМ. Регионы мира и
международные организации. Их разнообразие и виды.

Зарубежная Европа

Состав, географическое положение, деление на субрегионы. Природноресурсный потенциал субрегионов Европы. Особенности населения.
Главные особенности хозяйства Европы. Географическая специфика
субрегионов Европы. Страны Европы: Федеративная Республика Германия.
Королевство Испания. Финляндская Республика. Республика Польша.

Зарубежная Азия

Общая характеристика региона. Географическое положение. Природные
условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов.
Особенности населения зарубежной Азии. Особенности хозяйства
зарубежной Азии. Субрегионы Азии. Страны Азии: Китайская Народная
Республика. Япония. Республика Индия. Охрана окружающей среды и
экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и
опустынивания. Объекты Всемирного наследия.

Англо-Америка

Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке. Комплексная
географическая характеристика природных ресурсов, населения и
хозяйства Канады и США. Региональные различия. Особенности
географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения,
хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных
9

стран мира. Внутренние географические различия стран.

Латинская Америка

Состав, географическое положение и ресурсы. Население и хозяйство.
Региональные различия. Особенности ГП, природно-ресурсного
потенциала, населения и хозяйства, культуры, современные проблемы
развития наиболее крупных стран. Федеративная Республика Бразилия.
Мексиканские Соединенные Штаты. Республика Коста-Рика.

Африка

Состав, географическое положение и природные ресурсы. Население и
хозяйство. Субрегионы Африки: внутренние географические различия.
Южно-Африканская Республика. Республика Кения.

Австралия и Океания

История освоения, географическое положение, природные ресурсы,
население и хозяйство, внешнеэкономические связи. Региональные
различия. Австралийский Союз. Республика Вануату.

Заключение

Россия и современный мир. Экономико-географическая история России.
Краткая характеристика современного хозяйства.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».