Биология 10-11(углубленный уровень)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.
срок реализации программы 2 года

Рабочая программа учебного предмета
«БИОЛОГИЯ»
(углубленный уровень)
для учащихся 10-11 классов

Светогорск -2021

1

Рабочая программа по «Биологии»
для 10 – 11 классов
(углубленный уровень)
Пояснительная записка
Программа по «Биологии» средней общеобразовательной школы предназначена для
учащихся 10-11 классов МБОУ «СОШ г. Светогорска» и составлена на основе
Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам
СОО, представленных в Федеральном государственном стандарте среднего общего
образования 2 поколения, средней образовательной программы СОО МБОУ «СОШ г.
Светогорска», примерной программы по «Биологии» для 10-11 классов.
1. Пояснительная записка.
Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность
его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности,
развития, воспитания и социализации учащихся.
Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны требования к
личностным и метапредметным результатам обучения; содержание курса с перечнем
разделов с указанием числа часов, отводимых на их изучение, и требованиями к
предметным результатам обучения; примерное тематическое планирование с
определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по
оснащению учебного процесса.
В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования учебный предмет
«Биология» входит в предметную область «Естественные науки».
Представленная рабочая образовательная программа по биологии 10–11 класс
(углубленный уровень) составлена на основе примерной программы для среднего общего
образования по «Биологии» (углубленный уровень).

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ НА УГЛУБЛЕННОМ УРОВНЕ
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах,
являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о
методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);
строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид,
биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных
исследованиях в биологической науке;
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области
биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими,
экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические
исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно
оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую
информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и
творческих
2
способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения
экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования
биологических объектов и процессов;

воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой
природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при
проведении биологических исследований;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для
оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному
здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер
профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ:

формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения,
основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании
человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового
образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

приобретение
школьниками
опыта
разнообразной
практической
деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

воспитание гражданской ответственности и правового самосознания,
самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную
созидательную экологическую деятельность;

создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной
образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному
самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка
и потребностями региона.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую
программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и
уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными
особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне
также лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны
освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в
вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления
биологических исследований, значимых для будущего биолога.
Цели и задачи осуществляются через дополнение традиционных тем федерального
компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию
внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами
регионального биоразнообразия.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в
образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных
и практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным
содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для
формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в
практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений
на основе практической деятельности.
Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным
образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки
3
выпускников соответствующей ступени
образования. Результат образования оценивается
системой
трех
взаимосвязанных
компонентов:
предметно-информационной,
деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.

Изучение курса «Биология» в 10-11 классе на углубленном уровне основывается на
знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала
структурировано по уровням организации живой природы.
В курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование
общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного
структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в
другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы
закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью
актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в
соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной
средней школе на профильном уровне.
В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности
школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и
лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в
деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой,
природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного
мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской
ответственности.
Срок реализации программы: 2 года. Федеральный базисный учебный план для ОУ
Российской Федерации отводит в 10 классе на изучение биологии на профильном уровне
105 часов, из расчета 3 часа в неделю и в 11 классе 102 часа, 3 часа в неделю . Рабочая
программа рассчитана на 102 часа, уменьшена на 3 часа в 10 классе за счет резервного
времени на основании устава школы и графика учебного процесса на 2015-2017 учебный
год.
Реализация рабочей учебной программы по биологии осуществляется с
использованием перечисленных форм, типов и видов уроков, технологий образовательной
деятельности и способами контроля усвоения знаний, умений и навыков обучающихся.
Ведущие формы , методы и технологии обучения:
Форма: урок
Типы уроков:
 комбинированный урок – КУ
 урок усвоения нового материала - УУНМ
 Урок закрепления изучаемого материала – УЗИМ
 Урок повторения изученного материала – УПИМ
 Урок систематизации и обобщения материала – УСОМ
 Урок проверки и оценки знаний учащихся - УПОУ
Виды уроков:
 традиционные,
 самостоятельная работа
 уроки-практикумы
 семинары
 экскурсии
 наблюдения
 защита докладов, конспектов, планов
 интерактивные уроки.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Технологии обучения: традиционная, ИКТ-технология, технология проблемного
обучения, технология критического мышления, игровые технологии.
Формы (способы, средства п4роверки) оценки учебных результатов: устный опрос,
тестирование, оценка практической и лабораторной работы, самостоятельных работ
обучающихся.

Краткое содержание тем курса.
Введение.
Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками.
Единство живого. Основные свойства живых организмов. Уровни организации живой
материи. Методы познания живой природы.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ:
КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ
.Молекулы и клетки. Цитология — наука о клетке. История изучения клетки.
Клеточная теория. Многообразие форм и размеров клеток в зависимости от их функций.
Клетка как целостная система. Прокариоты и эукариоты. Методы изучения клетки.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке и
организме. Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы.
Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры.
Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой
молекулы. Биологические функции белков.
Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды: сахароза,
лактоза. Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов.
Липиды. Химическое строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные
кислоты. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов.
Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы нуклеиновых кислот.
Функции нуклеиновых кислот.
АТФ, макроэргические связи.
Клеточные структуры и их функции.
Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны.
Мембранные органеллы. Ядро. Вакуолярная система клетки. Митохондрии. Пластиды.
Опорно-двигательная система клетки. Рибосомы. Клеточные включения.
Обеспечение клеток энергией.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Понятия метаболизма, анаболизма,
катаболизма.
Источники энергии для живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы.
Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл. Строение хлоропласта.
Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Темновая фаза фотосинтеза.
Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.
Расщепление полисахаридов — крахмала и гликогена. Анаэробное расщепление
глюкозы.
Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.
Наследственная информация и реализация ее в клетке.
5

Белки — основа специфичности
клеток и организмов. Генетическая информация.
Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция.
Генетический код и его свойства.

Транспортные РНК. Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции.
Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот.
Теломераза.
Современные представления о строении генов. Геном. Строение хромосом.
Генная инженерия.
Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодефицита человека. Обратная
транскрипция.
Тема 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов.
Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки (интерфаза и митоз). Фазы
митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз.
Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток.
Эмбриогенез растений.
Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный
организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток в
организме. Контроль целостности организма. Иммунитет.
Мейоз. Определение пола у животных. Половое и бесполое размножение.
Соматические и половые клетки. Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в
жизненном цикле. Партеногенез.
Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение у животных и
растений.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И Изменчивости.
Основные закономерности явлений наследственности.
Наследственность — свойство живых организмов. Генетика. Работы Г. Менделя.
Гибридологический метод изучения наследственности.
Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки. Единообразие
гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы.
Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого наследования.
Анализирующее скрещивание.
Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование.
Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая природа
генетических закономерностей.
Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты хромосом. Современные методы
картирования хромосом.
Наследование, сцепленное с полом. Инактивация Х-хромосомы у самок. Признаки,
ограниченные полом.
Основные закономерности явлений изменчивости.
Изменчивость — свойство живых организмов. Наследственная и ненаследственная
изменчивость. Комбинативная изменчивость.
Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные мутации. Генеративные
и соматические мутации. Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова.
Внеядерная наследственность. Митохондриальные и хлоропластные гены.
Причины возникновения мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальный
мутагенез.
Взаимодействие генотипа и ср6еды. Качественные и количественные признаки. Норма
реакции признака. Модификационная изменчивость.
Генетические основы индивидуального развития.

Функционирование генов в ходе индивидуального развития. Детерминация и
дифференцировка. Дифференциальная активность генов. Действие генов в эмбриогенезе.
Перестройки генома в онтогенезе. Иммуноглобулиновые гены млекопитающих.
Мобильные генетические элементы.
Множественное действие генов. Летальные мутации.
Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные
организмы. Клонирование.
Генетические основы поведения. Генетические основы способности к обучению.
Генетика человека.
Методы изучения генетики человека. Близнецы. Кариотип человека и хромосомные
болезни. Картирование хромосом человека. Возможности лечения и предупреждения
наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (10 класс)
(102 час, 3 часа в неделю)
№

Тема урока

2 часа

2

Глава 1. Биология как наука. Методы
научного познания
Глава 2. Клетка.

В том числе
практических и
контрольных работ
1

41 час

19

2.1

Тема 2.1. Химия клетки.

10 часов

3

Тема 2.2. Структурно - функциональная
организация клеток прокариот и
эукариот.
Тема 2.3. Обеспечение клеток энергией.

10 часов

6

7 часов

3

1

2.2

2.3

Кол-во
часов

Тема 2.4. Наследственная информация и 7 часов
её реализация в клетке.
Тема 2.5. Воспроизведение
7 часов
биологических систем.
Раздел 3. Организм.
57 часов

3

3.1

Тема 3. 1. Размножение организмов.

5 часов

1

3.2

Тема 3.2. Основы генетики.

33 часа

8

Тема 3.3. Генетические основы
индивидуального развития.

4 часа

1

Тема 3.4. Генетика человека.

8 часов

1

7 часов

3

2.4
2.5
3

33.3

3.4

4
14

7

3.5

Тема 3.5. Основы селекции.

Итого 102 часа

34

1.
2.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ( 11 класс)
Профильный уровень (3ч в неделю)
Часть лабораторных и практических работ являются составной частью
комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя. Лабораторные и
практические работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся
с правилами техники безопасности.
Тема урока (раздела)
№

1
1.1
1.2
1.3
1.4
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2
3.3
3.4
4
4.1

Раздел 7. Эволюционное учение
Тема 7.1. Развитие представлений об
эволюции живой природы
Тема 7.2. Дарвинизм
Тема 7.3. Синтетическая теория
эволюции. Микроэволюция
Тема 7.4. Основные закономерности
эволюции. Макроэволюция
Раздел 8. Развитие органического мира
Тема 8.1. Основные черты эволюции
животного и растительного мира
Тема 8.2. Происхождение человека
Раздел 9. Взаимоотношения организма
и среды. Основы экологии
Тема 9.1. Понятия о биосфере
Тема 9.2. Жизнь в сообществах
Тема 9.3. Взаимоотношения организма
и среды
Тема 9.4. Взаимоотношения между
организмами
Раздел № 10. Биосфера и человек.
Ноосфера
Тема 10.1. Взаимосвязь природы и
общества. Биология охраны природы

Количество
часов

В том числе
практических
и контрольных
работ
37 часов
16
5 часов
1
6 часов
14ч

2
6

12 часов

7

17 часов
8 часов
1
9 часов
3
34 часа
8ч
4 часа
16 часов

2
2
6

6 часов

1

14 часов
11 часов

4

11

3
2

Календарно-тематическое планирование (10 класс)
Типы уроков:

комбинированный урок – КУ
 урок усвоения нового материала - УУНМ
 Урок закр8епления изучаемого материала – УЗИМ
 Урок систематизации и обобщения материала – УСОМ
 Урок проверки и оценки знаний учащихся - УПОЗУ

№

1

2

3

4

5

6

7

8

Оборудовани Д.З.
КолТип
Вид
Дата
е
во
урока
контроля
Пла Фак
часо
н
т
в
Глава 1. Биология как наука. Методы научного познания. 4 часа
С.4
Предмет и задачи
1
КУ
Устные
ЦОР,
1.1
общей биологии.
ответы
таблицы
Краткая история
развития биологии
1.2
Понятие жизни,
1
КУ
ЦОР,
Устные
критерии живых
таблицы
ответы
систем
1.3
1
КУ
ЦОР,
Уровни
Устные
таблицы
организации
ответы
живой материи.
Методы биологии
1.3
Методы биологии.
1
КУ
Конспект
ЦОР
Контрольное
тестирование.
Глава 2. Клетка. 41 час
Тема 2.1. Химия клетки. 10 часов
2.1.
1
УУНМ
ЦОР,
Введение в
таблицы
цитологию.
История изучения
клетки.
2.2.,
Химическая
1
КУ
Устные
ЦОР,
2.3
организация
ответы
таблицы
клетки.
Неорганические
вещества клетки
2.5.
Органические
1
КУ
Устные
ЦОР,
вещества клетки.
ответы
таблицы
Биологические
биополимеры –
белки.
2.5.
1
КУ
ЦОР,
Функции белков.
Устные
таблицы
Лабораторная
ответы
работа № 1 «
Опыты по
определению
каталитической
активности
9
ферментов»

Тема урока

2.5.
Органические
1
КУ
Устные
ЦОР,
таблицы
молекулы –
ответы
углеводы
2.4.
10 Органические
1
КУ
ЦОР,
Устные
таблицы
молекулы – жиры
ответы
и липоиды
2.6.
11 Биологические
1
УУНМ
ЦОР,
таблицы
полимеры –
нуклеиновые
кислоты. ДНК
2.6.
12 Биологические
1
КУ
ЦОР,
Устные
таблицы
полимеры –
ответы
нуклеиновые
кислоты. РНК,
АТФ
13 Практическая
1
УСОМ
ЦОР,
Устные
таблицы
работа № 1
ответы
«Решение задач по
молекулярной
биологии»
14 Зачёт № 1 «Химия
1
УПОЗ Тестировани
Тест
клетки
У
е
Тема 2.2. Структурно- функциональная организация клеток прокариот и эукариот. 10
часов
2.9
15 Прокариотическая
1
КУ
Устные
ЦОР,
клетка
ответы
таблицы
2.7
16 Эукариотическая
1
КУ
клетка. Наружная
цитоплазматическ
ая мембрана.
Цитоплазма
2.7
17 Одномембранные
1
КУ
органоиды
эукариотической
клетки
2.7
18 Двумембранные
1
КУ
органоиды
эукариотической
клетки
2.7
19 Немембранные
1
КУ
ЦОР,
Устные
таблицы
органоиды
ответы
эукариотической
10
клетки
Тест ЕГЭ
2.8
20 Клеточное ядро.
1
КУ
Тестировани
Строение и
е

9

21

22

23

24

функции
хромосом.
Лабораторная
работа № 2 «
Изучение
хромосом на
готовых
микропрепаратах»
Особенности
строения
растительной
клетки.
Лабораторная
работа № 3
«Приготовление и
описание
микропрепаратов
клеток растений»
Вирусы

Семинар по теме
«Строение
клетки»
Практическая
работа № 2 «
Сравнение
строения клеток
растений, грибов и
бактерий»
Лабораторная
работа № 4 «
Опыты по
изучению
плазмолиза и
деплазмолиза в
растительной
клетке»
Лабораторная
работа № 5 «
Изучение клеток
дрожжей под
микроскопом»
Зачёт № 2 «
Клеточные

1

УСОМ

Л. работа

ЦОР,
таблицы

2.7

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР,
таблицы

2.11

1

УСОМ

Практическа
я,
лабораторна
я работа,
устные
ответы

Необходимое
оборудовани
е

Тестировани
е

Тест

11

1

УПОЗ
У

25

26

27
28

29

30

31

32

33
34

структуры и их
функции»
Тема 2.3. Обеспечение клеток энергией. 7 часов
3.2
1
КУ
ЦОР,
Обмен веществ и
Устные
таблицы
превращение
ответы
энергии в клетке
Тест ЕГЭ
3.3
Автотрофный тип
1
КУ
Устные
обмена веществ.
ответы
Фотосинтез.
Световые реакции
фотосинтеза
3.3
Темновые реакции
1
КУ
Устные
ЦОР,
фотосинтеза
ответы
таблицы
3.3
Хемосинтез.
1
КУ
Устные
ЦОР,
таблицы
Практическая
ответы
работа № 3
«Сравнение
процессов
фотосинтеза и
хемосинтеза»
3.2
1
КУ
ЦОР,
Энергетический
Устные
таблицы
обмен. Стадии
ответы
энергетического
обмена.
3.2
1
КУ
Брожение и
Устные
дыхание.
ответы,
практическая
Практическая
работа
работа № 4
«Сравнение
процессов
брожения и
дыхания»
1
Тест
Зачёт № 3 « по
УПОЗ Тестировани
теме
У
е
«Обеспечение
клеток энергией»
Тема 2.4. Наследственная информация и её реализация в клетке. 7 часов
3.1
1
КУ
ЦОР,
Генетическая
Устные
таблицы
информация в
ответы
клетке.
Генетический код
3.2
Биосинтез белка.
1
КУ
Устные
ЦОР,
12
Транскрипция
ответы
таблицы
3.3
Биосинтез белка.
1
КУ
Устные
ЦОР,
Трансляция
ответы
таблицы

35

36

37

38

39
40

41
42

3.3
Практическая
1
УСОМ
Решение
ЦОР,
таблицы
работа № 5 «
задачи
Решение задач по
теме «Биосинтез
белка»»
1
УСОМ
ЦОР,
Практическая
Решение
таблицы
работа № 5 «
задачи
Решение задач по
теме «Биосинтез
белка»»
3.3
1
УУНМ
ЦОР,
Регуляция
таблицы
транскрипции и
трансляции.
Современное
представление о
гене
1
Тест
Зачёт « 4 по теме «
УПОЗ Тестировани
Наследственная
У
е
информация и её
реализация в
клетке»
Тема 2.5. Воспроизведение биологических систем. 7 часов
3.4
Жизненный цикл
1
УУНМ
ЦОР,
клетки
таблицы
3.4
1
КУ
ЦОР,
Митоз. Фазы
Устные
таблицы
митоза.
ответы
Лабораторная
работа № 6
«Изучение фаз
митоза в клетках
корешка лука»
3.5.
Мейоз. Фазы
1
КУ
Устные
ЦОР,
мейоза.
ответы
таблицы
3.6
1
УУНМ
ЦОР,
Развитие половых
Устные
таблицы
клеток у
ответы
животных и
покрытосеменных
растений.
Оплодотворение.
Практическая
работа № 8
«Сравнение
13
процессов
оплодотворения у
цветковых

43

44

45

46

47
48

49

растений и
позвоночных
животных»
Практическая
работа № 5
«Сравнение
процессов митоза
и мейоза»
Практическая
работа № 6 «
Сравнение
процессов
развития половых
клеток у
животных и
растений»
Зачёт № 5 по теме
«Клетка»
промежуточное
тестирование.

Бесполое и
половое
размножение.
Вегетативное
размножение.
Практическая
работа № 7
«Сравнение
процессов
бесполого и
полового
размножения»
Онтогенез.
Дробление
Эмбриогенез:
гаструляция и
органогенез
Сходство
зародышей и
эмбриональная
дифференциация
признаков.
Причины

1

КУ

Практическа
я работа

ЦОР,
таблицы

3.6

1

КУ

Практическа
я работа

ЦОР,
таблицы

3.7

1

УПОЗ
У

Тестировани
е

Тест

Раздел 3. Организм. 57 часов
Тема 3. 1. Размножение организмов. 5 часов
1
КУ
ЦОР,
Устные
таблицы
ответы

1

КУ

1

КУ

1

КУ

14

3.5

Устные
ответы
Устные
ответы

ЦОР,
таблицы
ЦОР,
таблицы

3.8

Устные
ответы

ЦОР,
таблицы

3.8

3.8

50

51

52

53

54

55

56

57

нарушений
развития
организмов
Постэмбриональн
ый период
Генетика.
Основные понятия
генетики.
Генетическая
символика
Гибридологически
й метод изучения
наследования
признаков,
разработанный Г.
Менделем
Первый закон Г.
Менделя – закон
единообразия
признаков первого
поколения
Второй закон Г.
Менделя – закон
расщепления
признаков
Цитологические
основы законов Г.
Менделя. Гипотеза
чистоты гамет
Практическая
работа № 9
«Составление
схем
скрещивания»
Практическая
работа № 10
«Решение
генетических
задач на
моногибридное
скрещивание»
Анализирующее
скрещивание.

Устные
ЦОР,
ответы
таблицы
Тема 3.2. Основы генетики. 33 часа
1
УУНМ
ЦОР,
таблицы
1

КУ

3.9

3.10

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР,
таблицы

3.11

1

КУ

Решение
задачи

ЦОР

3.11

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР,
таблицы

3.11

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР,
таблицы

3.11

1

УЗИМ

Решение
задачи

Тексты
задач, ЦОР

3.11

Устные
ответы

ЦОР,
таблицы

3.12

1

15 КУ

58

59

60

61

62

63

64

65

Дигибридное и
полигибридное
скрещивание.
Третий закон Г.
Менделя – закон
независимого
наследования
признаков
Статистический
характер
наследственности.
Отклонения от
статистических
закономерностей
Практическая
работа № 11
«Решение
генетических
задач на
дигибридное
скрещивание»
Хромосомная
теория
наследственности
Сцепленное
наследование
генов. Закон Т.
Моргана
Практическая
работа № 12 «
Решение
генетических
задач на
сцепленное
наследование»
Генетика пола.
Наследование
признаков,
сцепленных с
полом
Практическая
работа № 13
«Решение
генетических
задач на

1

КУ

Устные
ответы

Тексты
задач, ЦОР

3.12

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР,
таблицы

3.11
,
3.12

1

КУ

Решение
задачи

Тексты
задач

1

УЗИМ

Устные
ответы

ЦОР

3.13

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР,
таблицы

3.13
,

1

КУ

Решение
задачи

Тексты
задач

3.14

1

УУНМ

Устные
ответы

ЦОР,
таблицы

3.15

1

УЗИМ

Решение
задачи

Тексты
задач

3.15

16

66

67
68

69

70

71

72

73

сцепленное с
полом
наследование»
Генотип как
целостная
система. Геном.
Взаимодействие
генов

1

УУНМ

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР,
таблицы

Практическая
работа № 14 «
Решение
генетических
задач на
взаимодействие
неаллельных
генов»
Зачёт № 6
«Решение
генетических
задач
Зачёт № 7 по теме
«Основные
закономерности
наследственности
»
Зависимость
проявления генов
от условий
внешней среды.
(Модификационна
я изменчивость,
фенотипическая
изменчивость)
Модификационная
изменчивость.
Норма реакции
признака.

1

КУ

Решение
задачи

Тексты
задач

1

УПОЗ
У

Тестировани
е

Тексты
задач

1

УПОЗ
У

Тестировани
е

Тесты

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР,
коллекции

3.16

1

КУ

Устные
ответы

Коллекции

3.16

Лабораторная
работа № 7
«Построение
вариационного
ряда и
вариационной
кривой»

1

КУ

Лабораторна
я работа

Коллекции

17

3.14

3.13
.
3.14
3.16

74

75

76

77

78
79

80

81

82

83

84

3.16
Статистические
1
КУ
Устные
ЦОР
закономерности
ответы
модификационной
изменчивости
3.16
1
КУ
ЦОР,
Наследственная
Устные
таблицы
(генотипическая )
ответы
изменчивость
3.16
1
КУ
ЦОР,
Классификация
Устные
таблицы
мутаций. Генные
ответы
мутации
3.16
Классификация
1
КУ
Устные
ЦОР,
таблицы
мутаций.
ответы
Хромосомные
мутации.
3.16
Геномные
1
КУ
Устные
ЦОР,
мутации
ответы
таблицы
3.16
1
КУ
ЦОР,
Закон
Устные
таблицы
гомологических
ответы
рядов
наследственной
изменчивости
Семинар
1
УЗИМ
Решение
Тексты
«Решение
задачи
задач
генетических
задач из
материалов ГИА»
Семинар
1
УЗИМ
Решение
Тексты
«Решение
задачи
задач
генетических
задач из
материалов ГИА»
1
УЗИМ
ЦОР
Семинар «
Устные
Основные
ответы
закономерности
генетики»
Зачёт № 8 по теме
1
УПОЗ Тестировани
Тест
«Изменчивость»
У
е
Тема 3.3. Генетические основы индивидуального развития. 4 часа
1
УУНМ
Конспект
ЦОР,
Основные
таблицы
закономерности
функционировани
я генов в ходе
индивидуального
18
развития

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

Проявление генов
в развитии.
Плейотропное
действие генов
Летальные
мутации.
Практическая
работа № 15
«Выявление
источников
мутагенов в
окружающей
среде»
Семинар
«Решение задач на
определение
группы крови»
Особенности и
методы изучения
генетики человека
Хромосомы и
генетические
карты человека
Генеалогический
метод и анализ
родословных
Семинар
«Решение задач на
анализ
родословных
человека»
Близнецовый и
другие методы
исследования в
генетике человека
Наследственные
болезни человека
и меры их
профилактики
Семинар
«Решение
генетических
задач на
наследование

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР,
таблицы

1

КУ

Доклады

Сеть

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР,
таблицы

Тема 3.4. Генетика человека. 8 часов
1
УУНМ
ЦОР,
Устные
таблицы
ответы

3.17

1

УУНМ

Устные
ответы

ЦОР,
таблицы

3.17

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР,
таблицы

3.17

1

УУНМ

Решение
задачи

Задачи

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР,
таблицы

3.17

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР,
таблицы

3.17

1

УУНМ

Решение
задачи

Задачи

19

95

96

97

98

99

10
0
10
1

10
2

резус-фактора у
человека»
Зачёт № 9 по теме
« Генетика
человека»
Селекция, её
задачи и методы,
их генетические
основы. Центры
многообразия и
происхождения
культурных
растений
Центры
многообразия и
происхождения
культурных
растений.
Практическая
работа № 16
«Сравнительная
характеристика
пород и сортов»
Создание сортов
растений. Методы
селекции растений
Создание пород
животных.
Методы селекции
животных
Селекция
микроорганизмов
Биотехнология.
Практическая
работа № 17 «
Анализ, оценка
этических
аспектов развития
некоторых
исследований в
биотехнологии»
Итоговая
контрольная
работа

1

УПОЗ
У

Тестировани
е

Тест

Тема 3.5. Основы селекции. 7 часов
1
КУ
Устные
ЦОР,
таблицы
ответы

3.18

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР,
таблицы

3.18

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР,
таблицы

3.18

1

КУ

Доклады

ЦОР,
таблицы

3.18

1

КУ
КУ

ЦОР,
таблицы
ЦОР,
таблицы

3.18

1

Тестировани
е
Устные
ответы

1

20УПОЗ

Тестировани
е

Тест

У

3.19

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (11 класс)
Типы уроков:

1

2

3

4

5

6

 комбинированный урок – КУ
 урок усвоения нового материала - УУНМ
 Урок закрепления изучаемого материала – УЗИМ
 Урок проверки и оценки знаний учащихся – УПОЗУ
 Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ
Оборудование Д.
КолТип
Вид
Тема урока
Дата
З.
во
урока
контроля
Пла Фак
часо
н
т
в
Раздел 7. Эволюционное учение. 37 час. (Глава 4. Вид 54 часа))
Тема 7.1. Развитие представлений об эволюции живой природы. 5 час..
4.1
Введение. Учение
1
УОСЗ
Устные
ЦОР,
об эволюции
ответы,
Таблицы,
органического
работа с
источники
мира
источникам
и
4.1
История развития
1
УУНМ
Устные
ЦОР,
представлений о
ответы,
Таблицы,
развитии жизни на
работа с
источники
земле
источникам
и
4.1
Система
1
УУНМ
Устные
ЦОР,
Таблицы
органической
ответы,
природы К.
Линнея
4.2
Развитие
1
КУ
Устные
ЦОР,
эволюционных
ответы
Таблицы
идей Ж. Б.
Ламарка.
Входящий
контроль.
Семинар по теме
1
УОСЗ Выступлени
ЦОР,
«Развитие
ес
Таблицы
эволюционных
сообщениям
идей в
и
додарвиновский
период»
Тема 7.2. Дарвинизм. 6 час
1
4.3
Естественнонаучн
КУ
Устные
ЦОР,
21
ые предпосылки
ответы
Таблицы
теории Ч. Дарвина

7

8

9

10

11

12

13
14

15

16

4.4
Учение Ч. Дарвина
1
КУ
Устные
ЦОР,
Таблицы
об искусственном
ответы
отборе.
4.4
1
КУ
ЦОР
Учение Ч. Дарвина
Устные
о естественном
ответы
отборе. Формы
борьбы за
существование.
4.4
1
КУ
Таблицы
Учение Ч. Дарвина
Устные
о естественном
ответы
отборе.
Образование
новых видов.
1
ЦОР
Практическая
Оценка
работа № 1
работы
«Сравнительная
характеристика
естественного и
искусственного
отбора»
Зачёт № 1.
1
Тест
Тест
«Эволюционная
теория Ч.
Дарвина»
Тема 7.3. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. 14 час.
4.8
1
УОСЗ
ЦОР,
Мутации.
Устные
таблицы
Лабораторная
ответы
работа № 1 «
Выявление
изменчивости
у
особей
одного
вида»
4.8
Эволюционная
1
КУ
Устные
ЦОР
роль мутаций
ответы
4.9
1
КУ
ЦОР
Генетические
Устные
процессы
в
ответы
популяциях
4.9
1
КУ
Задачи
Формы
Устные
естественного
ответы
отбора
1
УОСЗ Практическа
Практическая
Задачи,
работа
№
2.
я работа
источники
22
«Сравнение
процессов
движущего
и

21

стабилизирующего
отборов»
Семинар
«Движущие силы
эволюции»
Адаптация
организмов к среде
обитания.
Лабораторная
работа
№
2.
«Выявление
приспособлений у
организмов к среде
обитания»
Адаптация
организмов к среде
обитания и их
относительность
Вид,
критерии
вида.
Практическая
работа
№3
«Сравнительная
характеристика
особей
разных
видов одного рода
по
морфологическому
критерию»
Видообразование

22

Видообразование

1

УУНМ

23

Практическая
работа № 4.
«Сравнение
процессов
экологического и
географического
видообразования»
Семинар по теме
«Основные
положения
синтетической
теории эволюции»

1

УОСЗ

1

КУ

17

18

19

20

24

1

УОСЗ

1

КУ

Задания со
свободным
ответом
Устные
ответы

Задачи

ЦОР,
таблицы

4.10

4.10

1

УУНМ

Устные
ответы,

ЦОР,
Таблицы,
коллекция,
гербарий

4.5

1

УУНМ

Устные
ответы
Устные
ответы
Практическа
я работа

ЦОР,
Таблицы
ЦОР,
Таблицы
ЦОР,
Таблицы

4.11

Устные
ответы,

ЦОР,
Таблицы,

23

4.11

25

26

Зачёт № 2.
1
УПОЗ
Тест
Тест
«Синтетическая
У
теория эволюции.
Микроэволюция»
Тема 7.4. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция. 12 час.
Макроэволюция.
1
УУНМ
Устные
ЦОР, таблицы 4
.
Направления
ответы
1
эволюции
1

27

Пути достижения
биологического
прогресса

1

УУНМ

Устные
ответы

ЦОР, таблицы

28

Пути достижения
биологического
прогресса

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР, таблицы

29

Практическая
работа № 5
«Сравнительная
характеристика
путей и
направлений
эволюции»
Практическая
работа № 6.
«Выявление
ароморфозов у
растений»
Лабораторная
работа № 3 «
Выявление
идиоадаптаций у
растений»
Практическая
работа № 7.
«Выявление
ароморфозов у
животных»
Лабораторная
работа № 4
«Выявление
идиоадаптаций у
животных»
Основные
закономерности
эволюции

1

УОСЗ

Практическа
я работа

ЦОР,
источники

1

УОСЗ

Практическа
я работа

ЦОР,
источники

1

УОСЗ

Лабораторна
я работа

Живые
объекты

1

УОСЗ

Практическа
я работа

Источники

1

УОСЗ

Лаб. работа

Источники

Устные
ответы

ЦОР

30

31

32

33

34

1

24КУ

4
.
1
1
4
.
1
1

4
.
9

35

36

37

38

39

40

41

42

4
Правила
1
КУ
Устные
ЦОР
.
эволюции.
ответы,
9
Практическая
задачи
работа № 8
«Сравнительная
характеристика
микро- и
макроэволюции»
Семинар по теме
1
УОСЗ
Задачи
Устные
«Основные
ответы
закономерности
эволюции»
Зачёт № 3
1
Тест
УПОЗ Тестировани
«Основные
У
е
закономерности
эволюции»
Раздел 8. Развитие органического мира. 17 час.
Тема 8.1. Основные черты эволюции животного и растительного мира. 8 час.
Развитие
1
УУНМ
Конспект
ЦОР, Таблицы 4
.
представлений о
1
происхождении
4
жизни на Земле.
Практическая
работа № 9 «
Анализ и оценка
различных гипотез
возникновения
жизни на Земле»
4
Современные
1
КУ
Конспект
Учебник
.
представления о
1
происхождении
5
жизни на Земле.
Современные
1
КУ
Устные
ЦОР, Таблицы 4
.
представления
о
ответы,
1
происхождении
5
жизни на Земле.
Развитие жизни в
1
КУ
Устные
ЦОР, Таблицы 4
.
архейской и
ответы
1
протерозойской
6
эрах
Развитие жизни в
1
КУ
Устные
ЦОР, Таблицы 4
.
раннем палеозое
ответы

25

43

Развитие жизни в
позднем палеозое

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР, Таблицы

1
6
4
.

44

Развитие жизни в
мезозое

45

Развитие жизни в
1
КУ
Устные
Тест, ЦОР,
кайнозое.
ответы,
Таблицы
Промежуточное
Тестировани
тестирование
е
Тема 8.2. Происхождение человека. 9 часов.
Положение
1
КУ
Устные
ЦОР, Таблицы
человека в системе
ответы
животного мира

46

КУ

1

Устные
ответы

ЦОР, Таблицы

47

Эволюция
приматов

1

КУ

Устные
ответы

Источники

48

Стадии эволюции
человека.
Древнейшие люди

1

КУ

Устные
ответы

Источники

49

Стадии эволюции
человека. Древние
люди

1

КУ

Устные
ответы

Источники

50

Стадии эволюции
человека. Первые
современные люди

1

КУ

Устные
ответы

Источники

51

Современный этап
в эволюции
человека.

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР

52

Практическая
работа
№
10
«Анализ и оценка
различных гипотез
формирования
человеческих рас»
Семинар по теме
«Происхождение
человека».
Практическая
работа № 11 «
Анализ и оценка
различных гипотез
возникновения и

1

УОСЗ

Практическа
я работа

ЦОР, Таблицы

1

УОСЗ

Устные
ответы

53

26

1
6
4
.
1
6
4
.
1
6

4
.
1
8
4
.
1
8
4
.
1
9
4
.
1
9
4
.
1
9
4
.
2
0

происхождения
человека»
54 Зачёт № 5
1
Тест
Тест
УПОЗ
«Происхождение
У
человека»
«Антропогенез»
Раздел 9. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. 34 часа (Экосистемы
48 часов))
Тема 9.1. Понятие о биосфере. 8 часов
55 Биосфера – живая
1
КУ
Устные
ЦОР, Таблицы 5
.
оболочка Земли
ответы
Структура
биосферы. Живые
организмы
Круговорот воды в
природе

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР, Таблицы

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР, Таблицы

58

Круговорот
углерода

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР, Таблицы

59

Круговорот
фосфора и серы

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР, Таблицы

60

Круговорот азота

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР, Таблицы

61

Практическая
работа
№
12
Составление схем
круговорота
углерода,
кислорода и азота»
Зачёт № 6
«Понятие о
биосфере»

1

УОСЗ

Практическа
я работа

ЦОР, Таблицы

1

УПОЗ
У

Тестировани
е

Тест

56

57

62

63

64
65

Тема 9.2. Жизнь в сообществах. 4 часа
1
УУНМ
Устные
ЦОР, Таблицы
ответы

История
формирования
сообществ живых
организмов
Основные биомы
суши
Лабораторная
работа
№
«Описание

КУ

Устные
ответы

ЦОР, Таблицы

УОСЗ

Лаб. работа

ЦОР

1
1
5

27

8
5
.
8
5
.
5
5
.
5
5
.
5
5
.
5

5
.
1

5
.
1

66

67

68

69

экосистемы своей
местности»
1
УОСЗ
ЦОР, Таблицы
Лабораторная
Решение
работа № 6.
задач
«Выявление
антропогенных
изменений в
экосистемах своей
местности»
Тема 9.3. Взаимоотношения организмов и среды. 16 часов
Естественные
1
УУНМ
Устные
ЦОР, Таблицы
сообщества.
ответы
Структура
естественных
сообществ.
Лабораторная
работа № 7 «
Выявление
абиотических и
биотических
компонентов
экосистемы»
Абиотические
1
КУ
Устные
ЦОР, Таблицы
факторы.
ответы
Температура
Абиотические
1
КУ
Устные
ЦОР, Таблицы
факторы. Свет
ответы
Абиотические
факторы.
Влажность,
ионизирующее
излучение
Интенсивность
действия факторов

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР, Таблицы

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР, таблицы

72

Взаимодействие
факторов

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР, Таблицы

73

Семинар
«Воздействие
абиотических
факторов на
организмы»
Биотические
факторы среды

1

УОСЗ

Устные
ответы

ЦОР, Таблицы

Устные
ответы

ЦОР, Таблицы

70

71

74

28

1

КУ

5
.
4

5
.
2
5
.
2
5
.
2

5
.
2
5
.
2

5
.
3

75

76

77
78

79

80
81

82

83

Цепи питания.
Правило
экологических
пирамид
Практическая
работа № 13
«Составление схем
переноса вещества
и энергии в
экосистемах
(пищевых цепей и
сетей
Саморегуляция
экосистем

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР, Таблицы

5
.
5

1

УОСЗ

Пр. работа

ЦОР, Таблицы

5
.
5

1

УУНМ

Устные
ответы,

ЦОР, Таблицы

Смена экосистем.
Лабораторная
работа
№
8.
«Исследование
изменений
в
экосистемах
на
биологических
моделях»
Практическая
работа
№
14
«Решение
экологических
задач»
Агроэкосистемы

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР

5
.
6
5
.
6

1

УОСЗ

Практическа
я работа

Тексты задач

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР

Практическая
1
УОСЗ Практическа
ЦОР,
работа
15.
я работа
источники
«Сравнительная
характеристика
экосистем
и
агроэкосистем»
Зачёт
№
7.
1
Тест
УПОЗ Тестировани
Взаимоотношения
У
е
организма
и
среды»
Тема 9.4. Взаимоотношения между организмами. 6 час.
Формы
1
КУ
Устные
ЦОР
29
взаимоотношений.
ответы
Позитивные
отношения

5
.
7

5
.
3

Антибиотические
отношения.
Хищничество
Паразитизм

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР

5
.
3

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР

86

Конкуренция,
нейтрализм

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР

5
.
3
5
.
3

87

Семинар
«Взаимоотношени
я
между
организмами»
Зачёт № 8 «
Взаимоотношения
между
организмами»

1

УОСЗ

Решение
задачи

ЦОР

1

УПОЗ
У

Тестировани
е

Тест

84

85

88

Раздел 10. Биосфера и человек. 14 часа
Тема 10.1. Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы. 11 час.
89 Природные
1
КУ
Устные
ЦОР, Таблицы 5
.
ресурсы и их
ответы
7
использование
90 Загрязнение
1
КУ
Устные
ЦОР, Таблицы 5
.
воздуха
ответы
91

92
93

94

95

96

98

Загрязнение
пресных и морских
вод
Антропогенные
изменения почвы

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР, Таблицы

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР, Таблицы

Влияние человека
на растительный и
животный мир
Радиоактивное
загрязнение
биосферы
Охрана природы

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР

Перспективы
рационального
природопользован
ия
Практическая
работа № 16.
«Анализ и оценка

1

КУ

Устные
ответы

ЦОР

УОСЗ

Устные
ответы

30

1

7
5
.
7
5
.
7
5
.
7

5
.
1
1
5
.
1
2
5
.

99

10
0
10
1
10
2

глобальных
антропогенных
изменений в
биосфере»
Зачёт № 9.
«Взаимосвязь
природы и
общества.
Биология охраны
природы»
Бионика
Биомеханика
Итоговое
тестирование

1
2

1

УПОЗ
У

Тестировани
е

Тема 10.2. Бионика. 3 часа
1
КУ
Устные
ответы
1
КУ
Устные
ответы
1
УПОЗ Тестировани
У
е

.

31

Тест

ЦОР
ЦОР
Тест


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».