Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска» Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования, утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г. срок реализации программы 2 года Рабочая программа учебного предмета «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» (гуманитарный) для учащихся 10-11 классов Светогорск -2021 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК » 10-11-й классы (ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ) Программа для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений для гуманитарных профилей продолжает программу О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой (5, 6, 7, 8, 9 классы) и построена на тех же принципах, что и предыдущая программа и рассчитана на 5 учебных часов в неделю. Она разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС). УМК состоит из следующих компонентов: рабочих программ (10–11 классы), учебника, аудиокурса к учебнику, рабочей тетради, книги для учителя, контрольных заданий и аудиокурса к контрольным заданиям. Кроме того, была разработана электронная форма учебника (ЭФУ) 10 класса, предлагающая участникам образовательного процесса совершенно новые возможности. Программа для 10-11 классов гуманитарного профиля имеет ряд отличительных особенностей. Она обусловлена, прежде всего, новым, более высоким уровнем знаний десятиклассников, их возрастными особенностями, а также особенностями обучения в старших, выпускных классах школы. Основные цели, на достижение которых направлено изучение английского языка на старшей ступени обучения гуманитарного профиля это: — развитие способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации; — формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота, а также субъекта межкультурного взаимодействия; — совершенствование способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; — развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение сотрудничать, в том числе в процессе межкультурного и профессионально-ориентированного общения; — развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию и расширению с его помощью знаний в других предметных областях; — приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы и учебно-исследовательских умений с использованием изучаемого языка. Работа по программе 10 – 11 класса гуманитарного профиля нацелена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования. К личностным результатам обучения по программе 10-11 класса профильного уровня можно отнести осознание важности изучения английского языка, стремление продолжать его изучение и понимание того, какие возможности даёт владение иностранным языком в плане дальнейшего образования, будущей профессии. Изучение английского языка будет способствовать совершенствованию коммуникативной культуры школьников. Материалы страноведческого характера в программе помогут старшеклассникам в осознании культуры страны (стран) изучаемого языка и толерантного отношения к её проявлениям, а также дадут возможность глубже сопоставить реалии родной и иноязычных культур. 2 Содержание материалов учебника для 10 -11 классов способствует становлению российской гражданской идентичности учащихся, содействует формированию у них патриотизма, любви и уважения к Родине. В УМК присутствуют материалы, посвящённые России, её истории, традициям, укладу жизни; а также в него включены разнообразные задания на основе материалов, связанных с жизнью России, сопоставлением сходных явлений стран изучаемого языка и родной страны; предлагаются вопросы для обсуждения, связанные с живописью, скульптурой, фотографией, религией, верованиями, экологией, проблемами счастливой жизни. Материалы учебника имеют поликультурный характер, содействуют формированию у школьников толерантности, способности вести диалог культур, осознавать себя гражданином не только своей страны или Европы, но и мира. Естественному стремлению учащихся знать больше о других народах, странах, культурах в значительной степени способствуют материалы о различных периодах развития мировыхцивилизаций. Говоря о метапредметных результатах, отметим, что УМК-10-11 построен таким образом, что с его помощью учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся при изучении всех школьных предметов. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять её поиск, анализ, обобщение, выделение главного и его фиксацию. Включение в УМК10- 11 уже упоминавшихся проектных заданий способствует развитию исследовательских умений; разделы для повторения ранее изученного материала помогают учащимся провести рефлексивный анализ качества усвоения изученного материала, учат адекватно оценивать уровень своих учебных достижений. Предметные результаты, реализующиеся в учебнике для 10-11 класса, в соответствии с требованиями ФГОС в основном нацелены на формирование иноязычной компетенции в единстве её составляющих (речевая, языковая/лингвистическая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции). С точки зрения развития речевой компетенции УМК-10 нацелен на развитие коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Предполагается, что обучение всем видам речевой деятельности происходит параллельно, однако в 10 классе по сравнению с предыдущими годами обучения говорению уделяется значительно большее внимание, что выражается не только в наличии специального весьма объёмного (9—14 заданий) раздела ГОВОРЕНИЕ в рамках каждой учебной ситуации, но также и в том, что задания на говорение повсеместно включены в такие разделы, СЛУШАНИЕ и ЧТЕНИЕ. В них от учащихся ожидается развёрнутое высказывание по поводу услышанного или прочитанного или же обсуждение в парах (группах) проблем, связанных с тем, что излагалось в текстах на чтение и аудирование. Таким образом, изучаемый иностранный язык (английский) используется учащимися как средство общения и познавательной деятельности. Они углубляют и совершенствуют свои умения понимать аутентичные тексты на английском языке (аудирование, чтение), а также передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо). Учащиеся планируют своё речевое и неречевое поведение с учётом статуса партнёра по общению, используют английский язык как инструмент межкультурного общения в современном поликультурном мире, что необходимо для успешной социализации и самореализации. 3 В рамках развития языковой или лингвистической компетенции в УМК-10 происходит систематизация и углубление языковых знаний, полученных в основной школе, а также овладение новыми языковыми средствами в соответствии с изучаемыми учебными 3 ситуациями. Учащиеся овладевают новыми грамматическими и лексическими явлениями, а также словообразовательными моделями, углубляют навыки оперирования этими средствами в коммуникативных целях. Темы и ситуации общения в УМК отобраны также в соответствии с новым стандартом и формулируются следующим образом: 10 класс: 1) Человек – творец - 43 часа 2) Человек и вера - 41 час 3) Человек – дитя природы - 42 часа 4) Человек – искатель счастья- 44 часа 11 класс: 1) Звуки музыки – 43 часа 2) Город и его архитектура – 41 час 3) Чудеса Света – 42 часа 4) Человек – великое чудо природы – 44 часа В соответствии с требованиями ФГОС очень большое внимание в УМК-10-11 уделяется развитию социокультурной компетенции. При этом через учебные материалы учащиеся, с одной стороны, приобщаются к культуре и традициям англоязычных стран, а с другой стороны, имеют возможность сопоставить эти феномены с аналогичными явлениями в своей родной стране. Однако, помимо этого, в УМК-10-11 предлагаются материалы на изучение и обсуждение проблем, имеющих универсальную значимость. К таковым можно отнести как вопросы, связанные с религией и искусством, так и экологические, философские проблемы. Последние включают в себя, например, материалы четвёртой учебной ситуации Man — the Seeker of Happiness. Как замечают современные методисты, при изучении английского языка как языка международного общения в контексте диалога современных культур и цивилизаций в 10—11 классах расширяются возможности включения общеевропейского компонента в социокультурное образование школьников средствами иностранного языка, позволяющего расширить у старшеклассников представления о вкладе англоязычной и российской культур в европейскую и мировую культуры, помочь в определении сходства и различий в европейских культурах, увидеть общеевропейские черты в англоязычной и российской культурах, осознать ценность каждой из них в создании культурного наследия мира. Таким образом, в УМК-10-11 происходит расширение объёма знаний о социокультурно специфике англоязычных стран, совершенствование умений строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, в том числе в ситуациях общения в русле выбранного профиля. Школьники приобретают умения адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты, основываясь на сформированных ценностных ориентациях; развивают умение выделять общее и специфическое в культуре родной страны и стран изучаемого языка. Данный УМК также нацелен на развитие умений выходить из создавшегося положения при передаче и получении информации в тех случаях, когда учащиеся испытывают нехватку языковых средств, для чего предлагаются задания на развитие компенсаторной компетенции. В УМК-10 значительно большее количество единиц в текстах на чтение и аудирование незнакомо учащимся. Предлагаемые в УМК упражнения составлены так, что в большинстве случаев учащимся приходится самим «вывести» значения незнакомых слов и лишь затем проверить свою догадку. В УМК-10 -11, так же как и в предыдущих УМК 4 данной серии, происходит дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений. Учащиеся вовлекаются в самостоятельное изучение английского языка, культуры англоязычных и иных стран мира. Выполняя проектные задания, предлагаемые в УМК, а 4 также целый ряд упражнений из учебника, рабочей тетради, учащиеся продолжают развитие учебно-познавательной компетенции, учатся проводить более глубокий анализ фактов английского языка в сравнении с родным (а в случае изучения нескольких иностранных языков — и с ними), используют английский язык в целях самообразования. Таким образом, в УМК-10--11 происходит дальнейшее развитие и воспитание школьников средствами английского языка. Учащиеся формируют способности к личностному и профессиональному самоопределению, у них происходит социальная адаптация, появляется активная жизненная позиция гражданина и патриота. Школьники совершенствуют свои способности к самооценке через наблюдение за собственной речью, а также углубляют своё умение сотрудничать друг с другом в процессе межличностного и межкультурного общения. Десятиклассники приобретают опыт творческой деятельности, проектно-исследовательской работы. 5