Физическая культура 5-9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе основного
общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.срок реализации
программы 5 лет

Рабочая программа учебного предмета
«Физическая культура»
для учащихся 5-9 классов

Светогорск -2021г.

1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Физическая культура»
5-9 классов
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физической культуре для основной общеобразовательной школы, предназначена для
учащихся 5-9 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска» и составлена на основе
Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам ООО, представленных в
Федеральном государственном стандарте общего образования 2 поколения, и программы по физической культуре для
5-9 классов В.И. Ляха, А.П. Матвеева, М.Я. Виленского, Г.Б. Мейксона и др., которая полностью соответствует
новым образовательным стандартам по физической культуре и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством
образования и науки Российской Федерации. Данная программа учитывает основные идеи и положения программы
УУД для ООО и преемственность с программой по физической культуре начального общего образования «Школа
России».
Программа включает 5 разделов:


пояснительная записка;



основное содержание учебного предмета;



тематическое планирование учебного предмета;



описание учебно-методического и материально-технического
образовательного процесса;



результаты освоения учебной программы по физической культуре.

обеспечения

I Пояснительная записка
1.1 Общая характеристика учебного предмета.
1.2 Цели и задачи курса.
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой
культуры,- главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая
образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
Цель учебного предмета «Физическая культура» - формирование разносторонне физически развитой личности,
способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной
школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и
потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и
психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового
образа жизни.
Учебный предмет «Физическая культура» в основной школе строится так, чтобы были решены следующие
задачи:

-

укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей
организма;

-

формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с
общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов
спорта;

-

освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании
здорового образа жизни;

-

обучение навыкам и умениям в физкультурно - оздоровительной и спортивно -оздоровительной деятельности,
самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

-

воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в
учебной и соревновательной деятельности.

Ориентируясь на решения задач образования школьников, учебный предмет «Физическая культура» в своем
предметном содержании направлена на:
-реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в
соответствии половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного
процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными
климатическими условиями и видом учебного
учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
-реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала
в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенности формирования познавательной и предметной активности учащихся;
-соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые
лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных
знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной Деятельности;
-расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала
на то, чтобы учитывать задачу формирование целостного мировоззрения учащихся, всесторонне раскрытие
взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
-усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками
освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях,
режиме дня, самостоятельных занятий физическими упражнениями.
1.3. Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному учебному плану на обязательное изучение всех учебных тем программы
отводится 510 ч, из расчета 3ч в неделю с 5 - 9 класс. Вместе с тем, чтобы у учителей физической культуры
были условия для реализации их творческих программ и инновационных разработок, индивидуальных
педагогических технологий и подходов, программа предусматривает выделение определенного объема
учебного времени - 20% (100 часов) от объема времени, отводимого на изучение раздела «Физическое
совершенствование».
1.4. Результаты освоения учебной программы.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной
стороны, предназначены для оценки успешности освоения программным содержанием, а с другой стороны,
устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть
освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе
оцениваются потрем базовым уровням, исходя из принципа «общее - частное - конкретное»,

и

представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые
приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные
свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной
(физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать
ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей,
достижение личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
1.4.1 Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
-владение

знаниями

об

индивидуальных

особенностях

физического

развития

и

физической

подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
-владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях
организма, способов профилактики заболеваний и перенапряжения средствами
культуры;

физической

-владение знаниями по

основам

организации и

проведения занятий физической культурой

оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с
собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической
подготовленности.
В области нравственной культуры:
-способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе
занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
-способность активно включаться в совместные физкультурно - оздоровительные и спортивные
мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
-владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической
культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного
отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
-умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
-умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать
места стоянок, соблюдать правила безопасности;
-уметь содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять
их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
-красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и
передвижений;
-хорошее телосложение, желание поддержать его в рамках принятых норм и представлений
посредством занятий физической культурой;
-культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
-владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных
систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях
физической культурой;
-владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми
занятий физкультурно - оздоровительной и спортивно - оздоровительной деятельностью, излагать их
содержание;
-владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные
способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
-владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья
и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
-владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной
направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и
соревновательной деятельности;
-умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых
упражнений по физической культуре.
1.4.2 Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и
предметно - практической деятельности. Приобретенные на базе освоения предмета «Физическая
культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин,
универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и
в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:
-понимание физической культуры как явление культуры, способствующего развитию целостной личности
человека, сознание и мышление, физических, психических и нравственных качеств;
-понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего
свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
-понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики
вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
-бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих проявление доброжелательности
и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
-уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и
толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
-ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности
и готовности отстаивать собственные позиции,

отвечать за результаты собственной

деятельности.
В области трудовой культуры:
-добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых
знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
-рациональное планирование учебной деятельности, умение реализовывать места занятий и
обеспечивать их безопасность;
-поддерживание

оптимального

уровня

работоспособности

в

процессе

учебной

деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики
психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
-восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными
образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций
укрепления и сохранения здоровья;
-понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений
в соответствии с их целесообразностью эстетической привлекательностью;
-восприятие спортивного соревнования как культурно - массового зрелищного мероприятия,
проявление

адекватных

норм

поведения,

неантагонических

способов

общения

и

взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
-владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление
к собеседнику внимания, интереса и уважения;
-владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
-владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную
точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
-владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической
культурой, их планирования и содержательного наполнения;
-владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых
видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в
самостоятельно организуемой спортивно - оздоровительной и физкультурно - оздоровительной
деятельности;

-владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического
развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и
проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
1.4.3 Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности,
которая приобретается и закрепляется в процессе освоения предмета «Физическая культура».
Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески
их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением
самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
-знания по истории и развитии спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на
укрепление мира и дружбы между народами;
-знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм
организации;
-знания о здоровом образе жизни, его связи укреплением здоровья и профилактикой вредных
привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
-способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической
культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от
особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
-умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно
объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
-способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях
игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой деятельности:
-способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической
подготовке в полном объеме;
-способность организовывать самостоятельные занятия физической куль турой разной направленности,
обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
-способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально - прикладной
физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной
ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
-способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию
телосложения правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы
физической нагрузки в зависимости индивидуальных особенностей физического развития;
-способность организовывать самостоятельные занятия для формирования культуры движений,
подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы
физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
-способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно
оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами представления.
В области коммуникативной культуры:
-способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться
понятийным аппаратом;
-способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести
диалог по основам их организации и проведения;
-способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными
жестами судьи.
В области физической культуры:

-способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них
индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
-способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью,
регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей
организма;
-способность проводить самостоятельные занятия освоению новых двигательных действий и развитию
основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
II Содержание курса.
Знания о физической культуре.
История физической культуры. Олимпийские игры древности.
Возрождение олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся
достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов.
Требование к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием
физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Профессионально - прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правильное планирование.
Закаливание организма. Правила техники безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом. Способы двигательной
(физкультурной) деятельности.
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической
культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток,
физкультпауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической культурой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно - оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений,
способы выявления и устранение ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование.

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и
учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.
Акробатические упражнения и комбинации. Ритмическая гимнастика
(девочки). Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки). Упражнения и комбинации на
перекладине (мальчики). Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на
параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки). Легкая атлетика.
Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча. Лыжные гонки.
Передвижения на лыжах. Подъемы, спуски, торможения, повороты. Спортивные игры.
Баскетбол. Игра по правилам. Волейбол. Игра по правилам. Футбол. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.
Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.
Лыжные гонки. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений. Футбол. Развитие быстроты,
силы, выносливости.

III Тематическое планирование 5-9 класс.

Физическая подготовка и ее связь с
укреплением здоровья, развитием
физических качеств

Физическая подготовка как система
регулярных занятий по развитию
физических качеств; понятия силы,
быстроты, выносливости, гибкости,
координации
движений,
ловкости.
Основные правила развития физических
качеств.

Организация
и
планирование
самостоятельных
занятий
по
развитию физических качеств.

Структура самостоятельных занятий по
развитию
физических
качеств,
особенности их планирования в системе
знаний систематической подготовки

Техническая подготовка. Техника
движений
и
ее
основные
показатели.

Техника движений и ее основные
показатели.
Основные
правила
обучения
новым
движениям.
Двигательный навык и двигательное
умение
как
качественные
характеристики освоенности новых
движений. Профилактика появления
ошибок и способ их устранения.
Всестороннее
и
гармоничное
физическое развитие, его связь с
занятиями физической культурой и
спортом.

Всестороннее
развитие.

и

гармоничное

Адаптивная физическая культура.

Спортивная подготовка.

Здоровье и здоровый образ жизни.

Профессионально-прикладная
физическая подготовка.

Адаптивная физическая культура как
система
знаний
физическими
упражнениями по укреплению и
сохранению физического здоровья,
коррекции осанки и телосложения,
профилактика утомления.
Спортивная подготовка как система
регулярных тренировочных занятий для
повышения спортивного результата, как
средство всестороннего и гармоничного
физического совершенствования.
Здоровый образ жизни, роль и значение
физической
культуры
в
его
формировании. Вредные привычки и их
пагубное влияние на физическое,
психическое и социальное здоровье
человека. Роль и значение занятий
физической культурой в профилактике
вредных привычек.
Прикладно
ориентированная
физическая подготовка как система
тренированных занятий для освоения
профессиональной
деятельности,
всестороннего
и
гармоничного
физического совершенствования.
Физическая культура человека

Обосновывать
положительное
влияние
занятий
физической
подготовкой
на
укрепление
здоровья, устанавливать связь
между
развитием
основных
физических качеств и основных
систем организма. Регулировать
физическую
нагрузку
и
определять степень утомления по
внешним признакам.
Планировать
самостоятельные
занятия физической подготовкой,
определять содержание и объем
времени для каждой из частей
занятий.
Раскрывать
понятие
техники
двигательного
действия
и
использовать основные правила ее
освоения
в
самостоятельных
занятиях.
Раскрывать
понятие
всестороннего
развития
и
гармоничного
физического
развития, характеризовать его
отличительные признаки у разных
народов и в разные исторические
времена.
Обосновывать целесообразность
развития адаптивной физической
культуры в обществе, раскрывать
содержание и направленность
занятий.
Раскрывать понятие спортивной
подготовки, характеризовать ее
отличия от физической и технической подготовки.
Раскрывать понятие здорового
образа жизни, выделять ее
основные
компоненты
и
определять их взаимосвязь со
здоровьем человека.

Определять задачи и содержание
профессионально - прикладной
физической
подготовки,
раскрывать ее специфическую
связь с трудовой деятельностью
человека.

Режим дня и его основное
содержание и правила планирования.

Режим дня, его основное содержание и
правила
планирования.
Утренняя
зарядка и ее влияние на работоспособность человека.
Физкультминутки (физкультпаузы), их
значение для профилактики утомления
в условиях учебной и трудовой
деятельности.

Закаливание организма. Правила
безопасности и гигиенические
требования.

Закаливание
организма
способами
принятия воздушных и солнечных ванн,
купания. Правила безопасности и
гигиенические требования во время
закаливающих процедур.
Влияние занятий физической культурой
на
формирование
положительных
качеств личности (воли, смелости,
трудолюбие, честности, этических норм
поведения)
Проведение самостоятельных занятий
по коррекции осанки и телосложения,
их структура и содержание, место в
системе
регулярных
занятий
физическими упражнениями.

Влияние
занятий
физической
культурой
на
формирование
положительных качеств личности.
Проведение
самостоятельных
занятий по коррекции осанки и
телосложения.

Восстановительный массаж, его роль и
значение в укреплении здоровья
человека.
Техника
выполнения
простейших приемов массажа на
отдельных
участках
тела
(поглаживание,
растирание,
разминание).
Правила
проведения
сеансов массажа и гигиенические
требования к ним.
Банные процедуры, их цель и задачи,
Проведение банных процедур
связь с укреплением здоровья человека.
Правила
поведения
в
бане
и
гигиенические требования к банным
процедурам.
Оказание доврачебной помощи во
Доврачебная помощь во время
время занятий физической культурой
занятий физической культурой
и спортом. Характеристика типовых
и спортом.
травм и причины их возникновения
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Требования безопасности и гигиеПодготовка
к
занятиям
нические правила при подготовке мест
физической культурой.
занятий, выборе инвентаря и одежды
для
проведения
самостоятельных
занятий оздоровительной физической
культурой, физической (технической)
подготовкой (в условия спортивного
зала и открытой спортивной площадке)
Составление (по образцу) индивидуальных планов занятий физической
подготовки, выделение основных частей
занятий, определение их направлен
ности и содержания.
Самонаблюдение за индивидуальными
Выбор
упражнений
и
показателями
физической
составление
индивидуальных
подготовленности
(самостоятельное
комплексов
для
утренней
тестирование физических качеств
зарядки,
физкультминуток
(подвижных перемен)
Составление (совместно с учителем)
Планирование
занятий
плана занятий спортивной подготовкой
физической культурой
с учетом индивидуальных показаний
Восстановительный массаж.

Определять
назначение
физкультурно-оздоровительных
занятий, их роль и значение в
режиме дня.
Использовать правила подбора и
составление
комплексов
физических
упражнений
для
физкультурно-оздоровительных
занятий.
Определять
дозировку
температурных
режимов
для
закаливающих
процедур,
руководствоваться
правилами
безопасности при их проведении.
Характеризовать качества личности и обосновывать возможность их в процессе занятий
физической культурой.
Отбирать
основные
средства
коррекции осанки и телосложения
осуществлять их планирование в
самостоятельных формах занятий.

Характеризовать
основные
приемы массажа, организовывать
и проводить самостоятельные
сеансы

Характеризовать
оздоровительную
силу
бани,
руководствоваться
правилами
проведения банных процедур.
Руководствоваться
правилами
оказания первой доврачебной
помощи при травмах и ушибах.
Готовить места
занятий
в
условиях
помещения
и
на
открытом воздухе, подбирать
одежду и обувь в соответствии
погодными условиями.
Выявлять факторы нарушения
техники
безопасности
при
занятиях физической культурой и
своевременно их устранять.

Отбирать состав упражнений для
физкультурно - оздоровительных
занятии, определять последовательность их выполнения и
дозировку.
Составлять
планы
самостоятельных
занятий
физической подготовки, отбирать

здоровья и физического развития
двигательной
(технической)
и
физической подготовленности.

физические
упражнения
и
определять их дозировку в
соответствии
с
развиваемым
физическим
качеством,
индивидуальными особенностями
развития организма и уровнем его
тренированности.
Классифицировать
физические
упражнения по функциональной
направленности, использовать их
в
самостоятельных
занятиях
физической
и
спортивной
подготовкой.

Проведение самостоятельных занятий
прикладной физической подготовкой,
последовательное
выполнение
основных частей занятия, определение
их содержания по направленности
физических упражнений и режиму
нагрузки.
Организация
досуга
средствами Проводить
занятия
Организация досуга средствами
физической культуры, характеристика оздоровительной
ходьбой
и
физической культуры.
занятий подвижными и спортивными оздоровительным
бегом,
играми, оздоровительным бегом и подбирать
режимы
нагрузок
оздоровительной
ходьбой, оздоровительной направленности.
оздоровительными прогулками.
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль.
Самонаблюдение за индивидуальным Выявлять особенности в приросте
физическим развитием по его основным показателей физического развития
показателям (длина и масса тела, в
течение
учебного
года,
окружность грудной клетки, показатели сравнивать их с возрастными
осанки).
Самонаблюдение
за стандартами.
индивидуальными
показателями
физической
подготовленности Характеризовать
величину
(самостоятельное
тестирование нагрузки по показателю частоты
физических качеств). Самоконтроль за сердечных
сокращений,
изменением
частоты
сердечных регистрировать (измерять) ее
сокращений ( пульса) во время занятий разными способами.
физическими
упражнениями,
определение
режимов
физической
нагрузки.
Оценка эффективности занятий Ведение дневника самонаблюдения Тестировать развитие основных
физкультурно - оздоровительной регистрация по учебным четвертям физических качеств и соотносить
деятельностью.
динамики показателей физического их с показателями физического
развития
и
физической развития, определять приросты
подготовленности;
содержание этих показателей по учебным
еженедельно обновляемых комплексов четвертям и соотносить их с
утренней зарядки и физкультминуток; содержанием и направленностью
содержание домашних занятий по занятий физической культурой.
развитию
физических
качеств.
Наблюдение за динамикой показателей Оформлять дневник самонаблюде
физической
подготовленности
с ния по основным разделам
физкультурно–оздоровительной
помощью тестовых упражнений.
деятельности.
Оценка
техники
движений, Простейший анализ и оценка техники Анализировать технику движений
способы выявления и устранения осваиваемого упражнения по методу и
предупреждать
появление
ошибок в технике выполнения сличения его с эталонным образцом. ошибок в процессе ее освоения.
(технических ошибок)
Профилактика появления ошибок и
способы их устранения
Измерение резервов организма и Измерение функциональных резервов Измерять резервные возможности
состояние здоровья с помощью организма как способ Контроля за организма и оценивать результаты
функциональных проб.
состоянием индивидуального здоровья. измерений.
Проведение
простейших
функциональных проб с задержкой
дыхания и выполнением физической
нагрузки.Физическое совершенствование
Физкультурно - оздоровительная деятельность
Оздоровительные формы занятий в Комплексы
упражнений
утренней Самостоятельно
осваивать
режиме учебного дня и учебной зарядки, физкультминуток и физ- упражнения
с
различной
недели.
культпауз. Комплексы дыхательной и оздоровительной
зрительной гимнастики. Комплексы направленностью и составлять из
упражнений для развития гибкости, них соответствующие комплексы,
Проведение
самостоятельных
занятий прикладной физической
подготовкой.

координации движений, формирование
правильной осанки, регулирование
массы тела с учетом индивидуальных
особенностей физического развития и
полового
созревания.
Комплексы
упражнений
для
формирование
телосложения.

подбирать дозировку упражнений
в
соответствии
с
индивидуальными особенностями
развития и функционального
состояния.
Выполнять
упражнения и комплексы с
различной
оздоровительной
направленностью, включая их в
занятия физической культурой,
осуществлять
контроль
за
физической нагрузкой во время
этих занятий
Индивидуальные
комплексы Индивидуальные
комплексы С
учетом
имеющихся
адаптивной
(лечебной)
и адаптивной (лечебной) физической индивидуальных нарушений в
корригирующей
физической культуры, подбираемые в соответствии показателях здоровья выполнять
культурой
с медицинскими показаниями (при упражнения
и
комплексы
нарушениях опорно - двигательного лечебной физической культуры,
аппарата,
центральной
нервной включая их в занятия физической
системы, дыхания и кровообращения, культурой,
осуществлять
органов зрения)
контроль за физической нагрузкой
во время этих занятий.
Спортивно - оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы. Организующие команды и приемы: Знать и различать строевые
построение и перестроение на месте и в команды,
четко
выполнять
движении; передвижение строевым строевые приемы.
шагом одной, двумя и тремя колонами;
передвижение в колонне с изменением
длины шага.
Акробатические упражнения и Акробатические упражнения: кувырок
Описывать
технику
комбинации.
вперед в группировке, кувырок назад в акробатических упражнений и
упор присев, кувырок назад из стойки составлять
акробатические
на лопатках в полушпагат; кувырок комбинации из числа разученных
назад в упор стоя ноги врозь; из упора упражнений.
присев перекат назад в стойку на
Осваивать
технику
лопатках; перекат вперед в упор присев; акробатических
упражнений,
из упора лежа толчком двумя в упор предупреждая появление ошибок
присев; из стойки на лопатках и соблюдая правила техники
группировка и переворот назад через безопасности; в случае появления
голову в упор присев; длинный кувырок ошибок уметь их исправлять.
(с места и разбега); стойка на голове и
Оказывать помощь сверстникам
руках.
при
освоении
ими
новых
акробатических
упражнений,
выявлять ошибки и активно
помогать их исправлению.
Ритмическая гимнастика (девочки ) Ритмическая гимнастика (девочки)
Самостоятельно
осваивать
стилизованные
общеразвивающие упражнения
ритмической
упражнения;
танцевальные
шаги гимнастики, составлять из них
(мягкий шаг, высокий шаг, приставной комбинации и выполнять их под
шаг, шаг галопа, шаг польки); музыкальное
сопровождение.
упражнения ритмической аэробной Использовать
(планировать)
гимнастики. Зачетные комбинации.
упражнения
ритмической
гимнастики в различных формах
занятий физической культурой.
Опорные прыжки.
Опорные
прыжки:
прыжок
на
Описывать технику опорных
гимнастического козла с последующим прыжков и осваивать ее, избегая
спрыгиванием; опорный прыжок через появления ошибок, соблюдая
гимнастического козла ноги врозь; правила
безопасности,
и
опорный
прыжок
через демонстрировать
вариативное
гимнастического козла согнув ноги.
выполнение упражнений.
Анализировать
технику
спортивных
прыжков
своих
сверстников, выявлять типовые
ошибки и активно помогать их
исправлению.
Упражнения и комбинации на Упражнения на гимнастическом бревне
Описывать технику упражнений
(девочки):
передвижения
ходьбой, на гимнастическом бревне и
гимнастическом бревне (девочки )
бегом, приставными шагами, прыжком; составлять
гимнастические

наклоны вперед и назад, вправо и влево
в основной и широкой стойке с
изменяющим положением рук; стойка
на коленях с упором на руки;
полушпагат и равновесие на одной ноге
(ласточка);
танцевальные
шаги;
спрыгивание
и
соскок
(вперед,
прогнувшись, с поворотом в сторону, с
опорой о гимнастическое бревно);
зачетные комбинации.
Упражнения и
гимнастической
(мальчики)

комбинации на
перекладине

Упражнения
на
гимнастической
перекладине ( мальчики ): из виса стоя
толчком двумя переход в упор; из
упора, опираясь на левую (правую)
руку; перемах правой (левой ) вперед,
опираясь левую (правую ) руку, перемах
правой (левой ) назад; из упора махом
назад переход в вис на согнутых руках;
вис на согнутых ногах; вис согнувшись;
размахивание в висе; из размахивания в
висе подъем разгибом; из виса махом,
назад соскок, махом вперед соскок;
зачетная комбинация.

Упражнения и комбинации на
гимнастических
брусьях:
упражнения
на
параллельных
брусьях (мальчики) упражнения на
разновысоких брусьях (девочки )

Упражнения на параллельных брусьях
(мальчики):
наскок
в
упор;
передвижение
вперед
на
руках;
передвижение на руках прыжками; из
упора в сед, ноги в стороны переход в
упор на прямых руках; размахивание в
упоре на прямых руках; из седа ноги
врозь; соскоки махом вперед и махом
назад с опорой на жердь.
Упражнения на разновысоких брусьях
(девочки): наскок на нижнюю жердь; из
упора на нижнюю жердь махом назад,
соскок (в правую, левую сторону);
наскок на верхнюю жердь в вис; в висе
на
верхней жерди размахивание
изгибами; из виса на верхней жерди
перейти в сед на правом (левом) бедре с
отведением руки в сторону; махом
одной и толчком другой подъем
переворотом в упор на нижнюю жердь;
из упора на нижней жерди вис
прогнувшись с опорой ног о верхнюю
жердь; из виса прогнувшись на нижней
жерди с опорой ног о верхюю жердь
переход в упор на нижнюю жердь;
соскальзывание вниз с нижней жерди;
зачетные упражнения.
Легкая атлетика
Беговые упражнения: бег на длинные,
средние и короткие дистанции; высокий
старт; низкий старт; ускорения с
высокого старта; спринтерский бег;
гладкий равномерный бег на учебные
дистанции (протяженность дистанции
регулируется учителем или учеником);
эстафетный бег; бег с преодолением
препятствий; кроссовый бег.

Беговые упражнения.

комбинации из числа разученных
упражнений.
Осваивать технику гимнастических упражнений на бревне,
предупреждая появление ошибок
и соблюдая правила безопасности.
Оказывать помощь сверстникам
в освоении новых гимнастических
упражнений, уметь анализировать
их технику, выявлять ошибки и
активно
помогать
в
их
исправлении.
Описывать технику упражнений
на гимнастической перекладине и
составлять
гимнастические
комбинации из числа изученных
упражнений.
Осваивать технику гимнастических упражнений на перекладине,
предупреждая появления ошибок
и соблюдая правила безопасности.
Оказывать помощь сверстникам
в освоении новых гимнастических
упражнений, уметь анализировать
их технику, выявлять ошибки и
активно
помогать
в
их
исправлении.
Описывать технику упражнений
на
гимнастических
брусьях,
составлять
гимнастические
комбинации из числа разученных
упражнений.
Осваивать
технику
гимнастических упражнений на
брусьях, предупреждая появления
ошибок и соблюдая правила
безопасности.
Оказывать помощь сверстникам
в освоении новых гимнастических
упражнений, уметь анализировать
технику, выявлять ошибки и
активно
помогать
в
их
исправлении.-

Описывать технику выполнения
беговых упражнений, осваивать ее
самостоятельно,
выявлять
и
устранять характерные ошибки в
процессе усвоения.
Демонстрировать
вариативное
выполнение беговых упражнений.
Применять беговые упражнения
для развития физических качеств;
выбирать индивидуальный режим
физической
нагрузки,
контролировать ее по частоте
сердечных сокращений.

Прыжковые упражнения: прыжок в
длину с разбега способом «согнув
ноги»; прыжок в высоту способом
«перешагиванием»; прыжок в длину с
разбега способом «прогнувшись»

Прыжковые упражнения.

Метание малого мяча.

Упражнения в метании малого мяча:
метание мяча с места в вертикальную
неподвижную мишень; метание малого
мяча по движущей (катящейся) мишени;
метание малого мяча по движущей
(летящей) мишени; метание малого
мяча с разбега по движущей мишени;
метание малого мяча на дальность с
разбега (с трех шагов)

Передвижения на лыжах.

Подъемы,
спуски,
торможения.

повороты,

Баскетбол. Игра по правилам

Лыжные гонки
Передвижения
на
лыжах:
попеременный
двухшажный
ход;
одновременный
одношажный
ход;
одновременный
бесшажный
ход;
передвижения с чередованием ходов,
переходом с одного способа на другой
(переход без шага; переход через шаг;
переход через два шага; прямой
переход; переход с неоконченным
отталкиваниием палкой); перешагивание на лыжах небольших препятствий;
перелезание
на
лыжах
через
препятствия.
Подъемы,
спуски,
повороты,
торможения: поворот переступанием;
подъем лесенкой; подъем елочкой;
подъем полуелочкой; спуск в основной
и
низкой
стойке,
по
ровной
поверхности, с преодлением бугров и
впадин, небольших трамплинов; торможение плугом; торможение упором,
торможение боковым скольжением,
поворот упором.
Спортивные игры
Баскетбол: ведение мяча шагом, бегом,
змейкой, обеганием стоек; ловля и
передача мяча двумя руками от груди;

Взаимодействовать
со
сверстниками
в
процессе
совместного освоения беговых
упражнений, соблюдать правила
безопасности.
Включать беговые упражнения в
различные
формы
занятий
физической культурой.
Описывать технику выполнения
прыжковых
упражнений,
осваивать ее самостоятельно с
предупреждением, выявлением и
исправлением типичных ошибок.
Демонстрировать
вариативное
выполнение
прыжковых
упражнений.
Взаимодействовать
со
сверстниками
в
процессе
совместного освоения прыжковых
упражнений, соблюдать правила
безопасности.
Включать
прыжковые
упражнения
в
различные
формы
занятий
физической культурой.
Описывать технику метания
малого мяча разными способами,
осваивать ее самостоятельно с
предупреждением, выявлением и
устранением типичных ошибок.
Применять
упражнения
в
метании малого мяча для развития
физических
качеств,
контролировать
физическую
нагрузку на частоте сердечных
сокращений. Взаимодействовать
со сверстниками в процессе
совместного
освоения
упражнений в метании малого
мяча,
соблюдать
правила
безопасности.
Описывать технику передвижения на лыжах, осваивать ее
самостоятельно,
выявляя
и
устраняя типичные ошибки.
Моделировать
способы
передвижения
на
лыжах
в
зависимости от особенностей
лыжной
трассы,
применять
передвижения на лыжах для
развития физических качеств,
контролировать
физическую
нагрузку по частоте сердечных
сокращений.
Взаимодействовать
со
сверстниками
в
процессе
совместного освоения техники
передвижения
на
лыжах;
соблюдать правила безопасности.
Применять правила подбора
одежды для занятий лыжной
подготовкой,
использовать
передвижения на лыжах в
организации активного отдыха.
Организовывать
совместные
занятия
баскетболом
со
сверстниками,
осуществлять

передача мяча одной рукой от плеча;
передача мяча при встречном
движении; передача одной рукой снизу;
передача мяча одной рукой сбоку,
передача мяча двумя руками с отскока
от пола; бросок мяча двумя руками от
груди с места; бросок мяча одной рукой
от головы в прыжке; бросок мяча одной
рукой от головы в движении; штрафной
бросок; вырывание и выбивание мяча;
перехват мяча во время передачи;
перехват мяча во время ведения;
накрывание мяча; повороты с мячом на
месте;
тактические
действия:
подстраховка; личная опека. Игра по
правилам.

Волейбол. Игра по правилам

Волейбол: нижняя прямая подача;
верхняя прямая подача, прием и
передача мяча двумя руками снизу;
прием и передача мяча сверху двумя
руками; передача мяча сверху двумя
руками назад; передача мяча в прыжке;
прием мяча сверху двумя руками с
перекатом на спине; прием мяча одной
рукой с последующим перекатом в
сторону; прямой нападающий удар;
индивидуальное
блокирование
в
прыжке с места; тактические действия:
передача мяча из зоны защиты в зону
нападения, Игра по правилам.

Футбол. Игра по правилам.

Футбол: удар по неподвижному и
катящемуся мячу внутренней стороной
стопы; удар по неподвижному и
катящемуся мячу внешней стороной
стопы; удар по мячу серединой подъема
стопы; удар по мячу серединой лба;
остановка катящегося мяча внутренней
стороной стопы; остановка мяча
подошвой; остановка опускающегося
мяча внутренней стороной стопы;

судейство игры.
Описывать технику игровых
действий и приемов, осваивать их
самостоятельно,
выявляя
и
устраняя типичные ошибки.
Взаимодействовать
со
сверстниками
в
процессе
совместного освоения техники
игровых действий и приемов,
соблюдать правила безопасности.
Моделировать технику игровых
действий и приемов, варьировать
ее в зависимости от ситуаций и
условий, возникающих в процессе
игровой деятельности.
Выполнять
правила
игры,
уважительно
относиться
к
сопернику и управлять своими
эмоциями.
Определять степень утомления
организма во время игровой
деятельности,
использовать
игровые действия баскетбола для
развития физических качеств.
Применять правила подбора
одежды для занятий на открытом
воздухе, использовать игру в
баскетбол
в
организации
активного отдыха.
Организовывать
совместные
занятия
волейболом
со
сверстниками,
осуществлять
судейство игры.
Описывать технику игровых
действий и приемов, осваивать их
самостоятельно,
выявляя
и
устраняя типичные ошибки.
Взаимодействовать
со
сверстниками
в
процессе
совместного освоения техники
игровых действий и приемов,
соблюдать правила безопасности.
Моделировать технику игровых
действий и приемов, варьировать
ее в зависимости от ситуаций и
условий, возникающих в процессе
игровой деятельности.
Выполнять
правила
игры,
уважительно
относиться
к
сопернику и управлять своими
эмоциями.
Применять правила подбора
одежды для занятий на открытом
воздухе, использовать игру в
волейбол
для
организации
активного отдыха.
Описывать технику игровых
действии и приемов, осваивать их
самостоятельно,
выявляя
и
устраняя типичные ошибки.
Взаимодействовать
со
сверстниками
в
процессе
совместного освоения техники
игровых действий и приемов,
соблюдать правила безопасности.
Моделировать технику игровых
действий и приемов, варьировать
ее в зависимости от ситуаций и

остановка мяча грудью; отбор
подкатом. Игра по правилам.

Прикладно - ориентированные
упражнения.

мяча

Прикладно - ориентированная подготовка
Передвижения
ходьбой,
бегом,
прыжками по пологому склону,
сыпучему
грунту,
пересеченной
местности; спрыгивание с ограниченной
площадки и запрыгивание на нее;
преодоление
препятствий
(гимнастического коня) прыжком боком
с опорой на левую (правую) руку;
расхождение вдвоем при встрече на
узкой опоре (гимнастическом бревне);
лазание по канату в два и в три приема
(мальчики); лазание по гимнастической
стенке вверх, вниз, горизонтально, по
диагонали лицом и спиной к стенке
(девочки); передвижение в висе на
руках с махом ног (мальчики); прыжки
через препятствия с грузом на плечах;
преодоление препятствий прыжковым
бегом; преодоление полос препятствий.

условий, возникающих в процессе
игровой деятельности.
Выполнять
правила
игры,
уважительно
относиться
к
сопернику и управлять своими
эмоциями.
Применять правила подбора
одежды для занятий на открытом
воздухе, использовать игру в
футбол в организации активного
отдыха.
Организовывать и проводить
самостоятельные
занятия
прикладной
физической
подготовкой,
составлять
их
содержание и планировать в
системе
занятий
физической
культурой.
Владеть вариативным выполнением прикладных упражнений,
перестраивать их технику в
зависимости от возникающих
задач и изменяющихся условий.
Применять
прикладные
упражнения
для
развития
физических
качеств,
контролировать
физическую
нагрузку по частоте сердечных
сокращений.
Преодолевать
трудности
и
проявлять
волевые
качества
личности
при
выполнении
прикладных упражнений.

Упражнения общеразвивающей направленности
Физические упражнения на развитие Организовывать и проводить
основных физических качеств: силы,
занятия физической подготовкой,
быстроты, выносливости, гибкости, составлять их содержание и
координации движений, ловкости
планировать в системе занятий
развитие гибкости.
физической культурой.
Наклоны туловища вперед, назад, в
Выполнять
нормативы
стороны с возрастающей амплитудой физической подготовки.
движений в положении стоя, сидя, сидя
Организовывать и проводить
ноги в стороны.
самостоятельные
занятия
физической
подготовки,
составлять их и планировать в
системе
занятий
физической
культурой.
Выполнять
нормативы
физической подготовки.
Гимнастика с основами акроУпражнения с гимнастической палкой Организовывать и проводить
батики.
Развитие
гибкости, (укороченной скакалкой) для развития
самостоятельные
занятия
координации движений, силы, подвижности
плечевого
сустава гимнастикой
с
основами
выносливости
(выкруты), комплексы общеразвиваюакробатики,
составлять
их
щих упражнений с повышенной содержание и планировать в
амплитудой для плечевых, локтевых,
системе
занятий
физической
тазобедренных и коленных суставов,
культурой.
для
развития
подвижности
Выполнять
нормативы
позвоночного
столба,
Комплексы физической
подготовки
по
пассивных и активных упражнений с
гимнастике
с
основами
большой
амплитудой
движений. акробатики.
Упражнения для развития подвижности
суставов (полушпагат, шпагат, складка,
мост).
Развитие координационных движений.
Прохождение усложненной полосы
препятствий, включающей кувырки
Общефизическая подготовка

Легкая
атлетика.
Развитие
выносливости, силы, быстроты,
координации движений.

(вперед, назад), кувырки по наклонной
плоскости, преодоление препятствий
прыжком с опорой на руку, безопорным
прыжком, быстрым лазанием. Броски
теннисного мяча правой и левой рукой в
подвижную и неподвижную мишень с
места, с разбега. Касание правой и
левой ногой мишеней, подвешенных на
разной высоте, с места и с разбега.
Разнообразные
прыжки
через
гимнастическую скакалку на месте и с
продвижением. Прыжки на точность
отталкивания и приземления.
Развитие силы. Подтягивание в висе и
отжимание в упоре. Передвижение в
висе и упоре на руках на прекладине
(мальчики), подтягивание в висе стоя
(лежа)
на
низкой
перекладине
(девочки); отжимание в упоре лежа с
изменяющейся высотой опоры для рук и
ног; отжимание в упоре на низких
брусьях, поднимание ног в висе на
гимнастической стенке до посильной
высоты; из положения лежа на
гимнастическом
козле
(ноги
зафиксированы) сгибание туловища с
различной амплитудой движений (на
животе и на спине); комплексы
упражнений
с
гантелями
с
индивидуально подобранной массой
(движения руками, повороты на месте,
наклоны, подскоки со взмахом рук);
метание набивного мяча из различных
исходных
положений;
комплексы
упражнений
избирательного
воздействия на отдельные мышечные
группы
(с увеличивающимся темпом движений
без потери качества выполнения)
элементы атлетической гимнастики (по
методу подкачки); приседания на одной
ноге пистолетом (с опорой на руку для
сохранения равновесия)
Развитие выносливости. Упражнения с
непредельными
отягощениями,
выполняемые в режиме умеренной
интенсивности
в
сочетании
с
напряжением мышц и фиксации
положения тела. Повторное выполнение
гимнастических
упражнений
с
уменьшающимся интервалом отдыха
(по методу круговой тренировки).
Комплексы упражнений с отягощением,
выполняемые в режиме непрерывного и
интервального методов.
Развитие
выносливости.
Бег
с
максимальной скоростью в режиме
повторно - интервального метода. Бег
по пересеченной местности (кроссовый
бег). Бег с равномерной скоростью в
зонах большой и умеренной интенсивности.
Бег
с
препятствиями.
Равномерный
бег
с финальным
ускорением (на разные дистанции).
Равномерный бег с дополнительным
отягощением в режиме «до отказа».
Развитие
силы.
Специальные
прыжковые
упражнения
с

.

Организовывать и проводить
самостоятельные занятия легкой
атлетикой,
составлять
их
содержание и планировать в
системе
занятий
физической
культурой.
Выполнять
нормативы
физической подготовки по легкой
атлетике.

Лыжные
гонки.
Развитие
выносливости, силы, координации
движений, быстроты.

дополнительным отягощением. Прыжки
вверх с доставанием подвешенных
предметов. Прыжки в полуприседе на
месте (с продвижением в разные
стороны) Запрыгивание с последующим
спрыгиванием. Прыжки в глубину по
методу ударной тренировки.
Прыжки высоту с продвижением и
изменением направлений, поворотами
вправо и влево, на правой и левой ноге
и поочередно. Бег с препятствиями. Бег
в горку с дополнительным отягощением
и без него. Комплексы упражнений
снабивными мячами. Упражнения с
локальным отягощением на мышечные
группы.
Комплексы
силовых
упражнений по методу круговой
тренировки.
Развитие быстроты. Бег на месте с
максимальной скоростью и темпом с
опорой на руки и без опоры.
Максимальный бег в горку и с горки.
Повторный бег на короткие дистанции с
максимальной скоростью (по прямой на
повороте,
со
старта).
Бег
с
максимальной скоростью с ходу.
Прыжки через скакалку в максимальном
темпе. Ускорения переходящие в
многоскоки,
и
многоскоки,
переходящие в бег с ускорением.
Подвижные и
спортивные игры, эстафеты.
Развитие координационных движений.
Специализированные
комплексы
упражнений на развитие координации
(разрабатываются на основе учебного
материала разделов «Гимнастика» и
«Спортивные игры»
Развитие выносливости. Кроссовый
бег и бег по пересеченной местности.
Гладкий бег с равномерной скоростью в
режиме
умеренной
и
большой
интенсивности. Повторный бег с
максимальной
скоростью
с
уменьшающемся интервалом отдыха.
Повторный бег с дополнительным
отягощением на средние дистанции, в
горку и с горки. Прыжки в различных
направлениях и из разных исходных
положений в режиме повторного и
непрерывного способа выполнения.
Передвижение
на
лыжах
с
равномерной скоростью в режимах
умеренной,
большой
и
субмаксимальной интенсивности, с
соревновательной скоростью. Развитие
силы.
Комплексы
упражнений с
локальным отягощением на отдельные
мышечные
группы.
Комплексы
упражнений силовой направленности на
спортивных снарядах (перекладине,
брусьях,
гимнастической
стенке),
выполняемые по методу круговой
тренировки. Скоростной бег и прыжки с
дополнительным
отягощением
(в
различных направлениях и с различной
амплитудой движении, из различных
исходных положений). Многоскоки,

Организовывать и проводить
самостоятельные
занятия
лыжными гонками, составлять их
содержание и планировать в
системе
знаний
физической
культурой.
Выполнять
нормативы
физической
подготовки
по
лыжным
гонкам.

Баскетбол. Развитие быстроты,
силы, выносливости, координации
движений.

спрыгивание и запрыгивание на месте и
с продвижением вперед. Комплексы
атлетической
гимнастики.
Полосы
препятствий силовой направленности
(передвижения в висах и упорах на
руках, бег в горку с перенесением
тяжестей, преодоление препятствий
прыжками
разной
формы).
Передвижение на лыжах по отлогому
склону с дополнительным отягощением.
Скоростной подъем ступающим и
скользящим шагом, бегом, лесенкой,
елочкой.
Развитие координационных движений.
Комплексы упражнений на подвижной
опоре (с изменением центра тяжести
тела по отношению к опоре, с разной
амплитудой движений и скоростью
выполнения, перераспределением массы
тела с одной ноги на другую).
Передвижения
по
ограниченной
площади опоры (с сохранением поз и
равновесия, с передачей и ловлей
теннисных мячей). Упражнения на
дифференцирование мышечных усилий
(броски набивного мяча, прыжки на
заданное
расстояние
различными
способами и в разных направлениях
движения). Упражнения в поворотах и
спусках на лыжах.
Развитие быстроты. Бег на короткие
дистанции с максимальной скоростью.
Челночный
бег.
Подвижные
и
спортивные игры, эстафеты. Прыжки
через скакалку в максимальном темпе.
Развитие быстроты. Ходьба и бег в
различных
направлениях с
максимальной скоростью с внезапными
остановками и выполнением различных
заданий (прыжки вверх, назад, вправо,
влево; приседания и т. д.) Ускорения с
изменением
направления.
Бег с
максимальной частотой (темпом) шагов
с опорой на руки и без опоры.
Выпрыгивание вверх с доставанием
ориентиров левой (правой) рукой.
Челночный
бег
(чередование
прохождения
заданных отрезков
дистанции лицом и спиной вперед). Бег
с
максимальной
скоростью
с
предварительным
выполнением
многоскоков.
Передвижение с
ускорениями
и
максимальной
скоростью
приставными
шагами
правым и левым боком. Ведение
баскетбольного мяча с ускорением и
максимальной
скоростью.
Прыжки
вверх на обеих ногах и на одной ноге с
места и с разбега. Прыжки с поворотом
на точность приземления. Передача
мяча двумя руками от груди в
максимальном темпе при встречном
беге в колоннах Кувырки вперед, назад,
боком с последующим рывком на 3 - 5
м. Подвижные и спортивные игры,
эстафеты.
Развитие
силы.
Комплексы
упражнений
с
дополнительным

Организовывать и проводить
самостоятельные
занятия
баскетболом,
составлять
их
содержание и планировать в
системе
знаний
физической
культурой.
Выполнять
нормативы
физической
подготовки
по
баскетболу.

Футбол. Развитие быстроты, силы,
выносливости.

отягощением на основные мышечные
группы. Ходьба и прыжки в глубоком
приседе. Прыжки на одной ноге и на
обеих ногах с продвижением вперед, по
кругу, змейкой, на месте с поворотом на
180 и 360 градусов. Прыжки через
скакалку в максимальном темпе на
месте и с продвижением вперед (с
дополнительным отягощением и без
него). Напрыгивание и спрыгивание с
последующим ускорением. Многоскоки
с
последующим
ускорением
и
ускорения
с
последующими
многоскоками. Броски набивного мяча
из различных исходных положений, с
различной траекторией полета одной
рукой и обеими руками, стоя, сидя, в
полуприседе.
Развитие выносливости. Повторный
бег с максимальной скоростью с
уменьшающимся интервалом отдыха.
Гладкий бег по методу непрерывно —
интервального упражнения. Гладкий бег
в режиме большой и умеренной
интенсивности. Игра в баскетбол с
увеличивающимся объемом времени.
Развитие координационных движений.
Броски
баскетбольного
мяча
по
неподвижной и подвижной мишени.
Акробатические упражнения (двойные и
тройные кувырки вперед и назад). Бег с
«тенью»
(повторение
движений
партнера). Бег по гимнастической
скамейке, по гимнастическому бревну
разной высоты. Прыжки по разметкам с
изменяющейся амплитудой движений.
Броски малого мяча в стену одной
рукой (обеими руками) с последующей
его ловлей одной рукой (обеими
руками) после отскока от стены (от
пола). Ведение мяча с изменяющейся по
команде скоростью и направлением
движения.
Развитие
быстроты.
Старты
из
различных положений с последующим
ускорением. Бег с максимальной
скоростью по прямой, с остановками (по
свистку, хлопку, заданному сигналу),
ускорениями, рывками, изменением
направления передвижения. Бег в
максимальном темпе. Бег и ходьба
спиной вперед с изменением темпа и
направления движения (по прямой, по
кругу, змейкой) Бег с максимальной
скоростью с поворотом на 180 и 360
градусов. Прыжки через скакалку в
максимальном темпе. Прыжки по
разметкам на правой (левой) ноге,
между стоек, спиной вперед. Удары по
мячу в стенку в максимальном темпе.
Ведение мяча с остановками и
ускорениями,
дриблинг
мяча
с
изменением направления движения.
Кувырки вперед, назад, боком с
последующим рывком. Подвижные и
спортивные игры, эстафеты.
Развитие
силы.
Комплексы
упражнений с дополнительным

Организовывать и проводить
самостоятельные
занятия
по
футболу, составлять их

отягощением на основные мышечные
группы. Многоскоки через препятствия.
Спрыгивание с возвышенной опоры с
последующим ускорением, прыжок в
длину и в высоту. Прыжки на обеих
ногах с дополнительным отягощением
(вперед, назад, в приседе, с продвижени
ем вперед)
Развитие выносливости. Равномерный
бег на средние и длинные дистанции.
Повторные
ускорения
с
уменьшающимся интервалом отдыха.
Повторный бег на короткие дистанции с
максимальной скоростью и
уменьшающемся интервалом отдыха.
Гладкий бег в режиме непрерывно интервального метода.
IV Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по
физической культуре.
Основная литература:
1 Федеральный государственный образовательный стандарт. Москва Просвещение 2012г.
2 Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 5-9 классы. Москва просвещение
2012г.
Дополнительная учебная литература:
1А.П. Матвеев. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Основная школа.
Средняя (полная) школа 5-11 классы. М. Просвещение. 2005г.
2 Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. Пособие для учителя / Под редакцией В.И.Ляха,
Г.Б.Мейксона. М. Просвещение, 1997г.
3 Физическая культура: 5-9кл. Пособие для учителя/В.И.Лях. М. Просвещение, 2007г.
4 Рабочие программы. Физкультура 1-11классы. Комплексная программа физического воспитания учащихся
В.И.Ляха, А.А. Зданевича.
Спортинвентарь
№
п/п

Наименование объектов и средств материальнотехнического оснащения

1
1.1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Стандарт основного общего образования по
физической культуре
Примерная программа по физической культуре
среднего (полного) общего образования (базовый
профиль)
Авторские рабочие программы по физической
культуре
Учебник по физической культуре

1.2

1.3
1.4

1.5
1.6

Научно-популярная и художеств литература по
физ культуре, спорту, олимпийскому движению
Методические издания по физической культуре
для учителей

2.2

Демонстрационные печатные пособия
Таблицы по стандартам физического развития и
физической подготовленности
Плакаты методические

3
3.1

Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по основным разделам и темам

2
2.1

Необходимое
колич-во
Основная
школа

Примечание

Д

Стандарт по физической культуре,
примерные программы, авторские
рабочие программы входят в состав
обязательного
программнометодического обеспечения кабинета
по физической культуре (спорт. зала)

Д
Д
Г

Д
Д

В библиотечный фонд входяткомплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством
образования и науки Российской
Федерации
В составе библиотечного фонда
Методические
пособия
и
рекомендации, журнал «Физическая
культура в школе»

Д
Д

Д

Комплекты плакатов по методике
обучения двигательным действиям,
гимнастическим
комплексам,
общеразвивающим и корригирующим
упражнениям

4.16
4.17
4.18
4.19
4.20
4.21
4.22
5
5.1

учебного предмета «физическая культура»
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Щит баскетбольный игровой
Д
Щит баскетбольный тренировочный
Г
Стенка гимнастическая
Г
Скамейки гимнастические
Г
Стойки волейбольные
Д
Ворота трансформируемые для гандбола и мини- Д
футбола
Бревно гимнастическое напольное
Д
Перекладина гимнастическая пристенная
Д
Канат для лазания
Д
Обручи гимнастические
Г
Комплект матов гимнастических
Г
Перекладина навесная универсальная
Д
Набор для подвижных игр
К
Аптечка медицинская
Д
Спортивный туризм (палатки, рюкзаки, спальные Г
мешки и др.)
Стол для настольного тенниса
Д
Комплект для настольного тенниса
Г
Мячи футбольные
Г
Мячи баскетбольные
Г
Мячи волейбольные
Г
Сетка волейбольная
Д
Оборудование полосы препятствий
Д
Спортивные залы (кабинеты)
Спортивный зал игровой (гимнастический)

5.2

Кабинет учителя

5.3

Подсобное помещение для хранения инвентаря и
оборудования
Пришкольный стадион (площадка)
Легкоатлетическая дорожка
Сектор для прыжков в длину
Игровое поле для футбола (мини-футбола)
Гимнастический городок
Полоса препятствий
Лыжная трасса

4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
4.15

6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6

С раздевалками для мальчиков и
девочек
Включает в себя: рабочий стол,
стулья, сейф, шкафы книжные (
полки), шкаф для одежды
включает в себя стеллажи и
контейнеры

Д
Д
Д
Д
Д
Д

V Результаты освоения учебной программы по физической культуре
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который
приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт
проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении
практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
В области физической культуры:
•
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них
индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
•
способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью,
регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей
организма;
•
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию
основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для определения уровня физической подготовленности обучающихся используются контрольные упражнения
(тесты). Контроль за физической подготовленностью обучающихся проводится два раза в учебном году
Для каждой возрастной группы определены свои нормативы. По окончании ступени обучающиеся должны
показывать уровень физической подготовленности не шоке среднего результата, соответствующего обязательному
минимуму содержания образования.

возраст

контрольные
упражнения

физические
способности

уровень

скоростные

бег
30 м, с

координационные

челночный
бег
3х10, с

в
с

силовые

гибкость

выносливость

скоростносиловые

прыжки
длину
места см

6минутный
бег, м

Наклон
вперед из
положения
сидя, см

Подтягиван
ие
на
высокой
перекладин
е из виса,
кол-во раз
(мальчики)

мальчики

девочки

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

11
12
13
14
15

6,4 и выше
6,4
6,1
5,8
5,5

6,1-5,5
5,8-5,4
5.6-5,2
5,5-5,1
5,3-4,9

5,0 и ниже
4,9
4,8
4,7
4,5

6.7 и выше
6,5
6,2
6,1
6,1

6,3-5,8
6,2-5,6
6,0-5,4
5,9-5,4
5,8-5,3

5,3 и ниже
5,1
5,1
4,9
4,9

11
12
13
14
15

10,0 и более
9,5
9,3
9,1
9,6

9,4-8,8
9,0-8,6
9,0-8,6
8,7-8,3
8,4-8,0

8,5 и ниже
8,3
8,3
8,0
7,7

10,2 и выше
10,0
10,0
10,2
9,7

9,7-9,3
9,6-9,1
9,5-9,0
9,5-9,0
9,3-8,8

8.9 и ниже 8,8
8,7
8,6
8,5

11
12
13
14
15

141 и ниже
146
150
160
163

154-173
158-178
167-190
180-195
183-205

186 и выше
191 и выше
205
210
220

123 и ниже
135
138
139
143

138-159
149-168
151-170
154-177
158-179

174 и выше
182
183
192
194

11
12
13
14
15

900 и менее
950
100
1050
1100

1000-1100
1100-1200
1150-1250
1200-1300
1250-1350

1300и выше
350
1400
1450
1500

700 и ниже
750
800
850
900

850-1000
900-1050
950-1100
1000-1150
1050-1200

1100 и выше
1150
1200
1250
1300

11
12
13
14
15

-5 и ниже
-3
-6
-4
-4

1-8
3-8
1-7
1-7
3-10

10 и выше
10
9
11
12

-2 и ниже
1
0
-2
-1

4-10
8-11
6-12
5-13
7-14

15 и выше
16
18
20
20

11
12
13
14
15

0
0
0
0
1

2-5
2-6
3-6
4-7
5-8

6 и выше
7
8
9
10

V Результаты освоения учебной программы по физической культуре.
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
• рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития,
характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем,
гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и
профилактикой вредных привычек;
• определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий
физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники
двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;

• разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и
формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и
формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
• руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время
самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного
Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
• характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов,
принёсших славу российскому спорту;
• определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья,
устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
• использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации
индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
• составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности,
подбирать индивид. нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
• классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их
последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию
физических качеств;
• самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их
выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
• тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными
стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоят. занятий физической подготовкой;
• взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в
организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств,
тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
• вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных
занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики
индивидуального физического развития и физической подготовленности;
• проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и
туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
• проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительн. массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его
работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических
качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
• выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
• выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения
последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
• выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
• выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и
игровой деятельности;
• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных
нарушений в показателях здоровья;
• преодолевать естественные и искусствен. Препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
• осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».