Физика 7-9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г. срок
реализации программы 3 года

Рабочая программа учебного предмета
«ФИЗИКА»

для учащихся 7-9 классов

Светогорск -2021

1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ФИЗИКА»
7-9 классов
Программа по физике основной общеобразовательной школы предназначена для учащихся
7-9 классов МБОУ «СОШ г. Светогорска» и составлена на основе Фундаментального ядра
содержания общего образования, требований к результатам ООО,представленных в Федеральном
государственном стандарте основного общего образования 2 поколения, основной образовательной
программы ООО МБОУ «СОШ г. Светогорска», примерной программы по физике для 7-9 классов.
Рабочая программа направлена на достижение планируемых предметных результатов
освоения обучающимися программыосновного общего образования по физике, а также
планируемых результатов междисциплинарных учебных программ по формированию
универсальных учебных действий (личностныхуниверсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
познавательных универсальных учебных действий), по формированию ИКТ-компетентности
обучающихся, основ учебно- исследовательской и проектной деятельности, освоения смыслового
чтения и работы с текстом.

Программа ориентирована на работу по УМК А. В. Перышкина
Цели изучения физики в основной школе следующие:
 развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и
опыта познавательной и творческой деятельности;
 понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики,
взаимосвязи между ними;
 формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
 знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования
объектов и явлений природы;
 приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и
квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
 формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять
опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием
измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
 овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление,
эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат
экспериментальной проверки;
 понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации,
ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных
потребностей человека.

Программа включает 3 раздела:




планируемые результаты освоения учебного предмета.
основное содержание учебного предмета.
тематическое планирование с указанием количества часов на освоение учебного
предмета.
2

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Физика в основной школе изучается с 7 по 9 класс. На изучение предмета отводится 2
часа в неделю (общее число часов по предмету - 204 ч., 68 ч. в год).
70 % учебного времени отводится на обязательную часть изучения содержания курса.
30 % учебного времени отводится на часть, формируемую участниками
образовательного процесса, реализуемую в рамках нелинейного расписания. Формы
занятий: практикумы, лабораторные работы, экскурсии, образовательные путешествия,
проектная и исследовательская деятельность, нестандартные уроки.
Изучение физики в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих
результатов развития:
в личностном направлении:
 сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
 убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры;
 самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
 готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
 мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
 формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
в метапредметном направлении:
 овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов
своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
 понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными
действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
 формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
 приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для решения
познавательных задач;
 развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
3

 освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем;
 формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных
ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
в предметном направлении:
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
 знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание
смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
 умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений,
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать
зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать
выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
 умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические
задачи на применение полученных знаний;
 умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия
важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни,
обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды;
 формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в
объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и
духовной культуры людей;
 развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать
факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и
формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов
и теоретических моделей физические законы;
 коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования,
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную
литературу
и
другие
источники
информации.
Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых
основываются общие результаты, являются:
 понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное
падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание
тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел,
процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение
внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация
тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение
и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;
 умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу,
импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию,
температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту
плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое
напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние
собирающей линзы, оптическую силу линзы;
 владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного
изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной
силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения
тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода
4

колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре,
силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления
проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления
индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;
 понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике:
законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон
сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда,
закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;
 понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с
которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов
обеспечения безопасности при их использовании;
 овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения
неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании
использования законов физики;
 умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни
(быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

2. Содержание учебного предмета
7

класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Введение (4 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и
описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины,
времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
1. Определение цены деления измерительного прибора.
Демонстрации
- свободное падение тел
- колебания маятника
- притяжение стального шара магнитом
- свечение нити электрической лампы
- электрические искры
Эксперименты
- определение цены деления шкалы измерительного прибора
Внеурочная деятельность
- внесистемные величины (проект)
- измерение времени между ударами пульса
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение
атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел,
жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно5

кинетических представлений.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
2. Определение размеров малых тел.
Демонстрации
- диффузия в растворах и газах, в воде
- модель хаотического движения молекул в газе
- демонстрация расширения твердого тела при нагревании
Эксперименты
- определение размеров малых тел
Внеурочная деятельность
- в домашних условиях опыт по определению размеров молекул масла
- вместе с одноклассником проделать опыт: взять часы с секундной стрелкой, кусок
шпагата, линейку, флакон духов и встать в разные углы класса. Пусть ваш товарищ заметит
время и откроет флакон, а вы отметите время, когда почувствуете запах. Объяснить данное
явление, измерив расстояние.
- выращивание кристаллов соли или сахара (проект)
Взаимодействие тел (22 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение.
Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность
тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила
тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой.
Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
3.
4.
5.
6.
7.

Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение объема тела.
Определение плотности твердого тела.
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Измерение силы трения с помощью динамометра.

Демонстрации
- равномерное прямолинейное движение
- зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета
- явление инерции
- сравнение масс тел с помощью равноплечих весов
- измерение силы по деформации пружины
- свойства силы трения
- сложение сил
Эксперименты
- измерение массы тела на рычажных весах
- измерение объема тела
- определение плотности твердого тела
- градуирование пружины и измерение сил динамометром
- измерение силы трения с помощью динамометра
Внеурочная деятельность
6

- определение средней длины шага и определение средней скорости движения в школу.
Сравнение собственного пути и перемещения за сутки. Сравнение результатов между
одноклассниками
- наблюдение инертности монеты на листе бумаги
- определение массы воздуха в классе и дома, сравнение
- домашнее наблюдение невесомости
- домашний опыт с катушкой ниток и написание сочинений о роли силы трения в жизни
быту спорте и т.п ( мини – проект)
- написание инструкций к физическому оборудованию (бытовые весы, динамометр)
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе
молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон
Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного
давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания
тел. Воздухоплавание.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Демонстрации
- барометр
- опыт с шаром Паскаля
- опыт с ведерком Архимеда
Эксперименты
- определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело
- выяснение условий плавания тела в жидкости
Внеурочная деятельность
- определить во сколько раз давление табурета на пол больше ножками, чем сидением и
давление сидящего ученика каждого класса на стул, сравнение;
- получение мыльных пузырей и объяснение, почему они имеют шарообразную форму;
- дома на боковой стороне высокой банки из-под кофе пробить гвоздем отверстия на
высотах 3 6 и 9 см. поместите банку в раковину под кран и откройте так чтобы объем
поступающей воды и вытекающей были одинаковы проследите за струйками, объясните;
- изготовление фонтана;
- зажженную свечку или бумагу внутри стакана подержи вверх дном, затем быстро
поставить стакан вверх дном на воздушный шарик. Опишите наблюдаемое явление;
- сконструировать автоматическую поилку для кур.
Работа и мощность. Энергия (13 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия
рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД).
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
10. Выяснение условия равновесия рычага.
7

11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Демонстрации
- реактивное движение модели ракеты
- простые механизмы
Эксперименты
- выяснение условия равновесия рычага
- измерение КПД наклонной плоскости
Внеурочная деятельность
- конструирование рычажных весов с использованием монет (мини проект)
- измерение мощности учеников класса при подъеме портфеля и ее сравнение (мини проект)
- измерение с помощью мм линейки плеча рычагов ножниц и ключа дверного замка и
определить выигрыша в силе.
Повторение (2 ч)
Возможные экскурсии: цехи заводов, ферма, строительные площадки. Мельница, пожарная
станция, диагностические кабинеты поликлиники или больницы.
Подготовка биографических справок:
Э.Торричелли, Архимед

Г.Галилей,

И.Ньютон, Р.Гук,

Б.

Паскаль,

Подготовка сообщений по заданной теме:
Броуновское движение. Роль явления диффузии в жизни растений и животных. Три
состояния воды в природе. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести на других планетах.
Пассажирские лайнеры. Танкеры и сухогрузы. Промысловые суда. Военные корабли.
Подводные лодки. Ледоколы. Суда на воздушной подушке и подводных крыльях
Возможные исследовательские проекты: Роль силы трения в моей жизни, сила трения и
велосипед, сила трения на кухне. Использование дирижаблей во время 1 и 2 Мировой войны
и в наши дни, перспектива использования или обреченность; (изготовление модели
дирижабля), изготовление автоматической поилки для скота, проект - изготовление фонтана
для школы
8 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Тепловые явления (23 ч)
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и
теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная
теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения
энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная
теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе
молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель
внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы
использования тепловых машин.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
3. Измерение влажности воздуха.
8

Демонстрации
- принцип действия термометра
- теплопроводность различных материалов
- конвекция в жидкостях и газах.
- теплопередача путем излучения
- явление испарения
- постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении
- понижение температуры кипения жидкости при понижении давления
- наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом
Эксперименты
- исследование изменения со временем температуры остывания воды
- изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды
- измерение влажности воздуха
Внеурочная деятельность
- исследование изменения температуры воды, если в ней растворить соль
исследование теплопроводности алюминиевой железной и латунной кастрюли
одинаковых размеров с одинаковым количеством воды на одинаковом огне за одно время.
Выяснить какая кастрюля обладает большей теплопроводностью.
- исследование и объяснение вращения и ускорения вращения бумажной змейки над
включенной эл. лампой. Объяснение данного явления.
- исследование двух кусочков льда, обернутых в белую и черную ткань, под действием
включенной эл. лампочки.
- исследовать термос и сделать чертеж, показывающий его устройство. Налить в термос
горячей воды и найти ее температуру, определить какое количество теплоты теряет термос в
час. Повторить то же с холодной водой и определить, какое количество теплоты термос
приобретает в час. Сравнить и почему термос сохраняет вещество холодным лучше, чем
теплым?
- сделать наглядный прибор по обнаружению конвекционных потоков жидкости
- экспериментальным путем проверить, какая вода быстрее замерзнет, горячая или
холодная? Построить график зависимости температуры от времени, измеряя через
одинаковые промежутки времени температуру воды, пока на поверхности одной из них не
появится лед.
- изготовление парафиновой игрушки, с использованием свечи и пластилина.
Электрические явления (29 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов, взаимодействие заряженных тел.
Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического
заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие
электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока.
Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока.
Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
6. Регулирование силы тока реостатом.
7. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
9

8. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
Демонстрации
- электризация тел
- два рода электрических зарядов
- устройство и действие электроскопа
- закон сохранения электрических зарядов
- проводники и изоляторы
- источники постоянного тока
- измерение силы тока амперметром
- измерение напряжения вольтметром
- реостат и магазин сопротивлений
- свойства полупроводников
Эксперименты
- исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения
- изучение последовательного соединения проводников
- изучение параллельного соединения проводников
- регулирование силы тока реостатом
- измерение электрического сопротивления проводника
- измерение мощности электрического тока
Внеурочная деятельность
- изготовление простейшего электроскопа ( Бутылка с пробкой, гвоздь длиной 10 – 15 см,
тонкая бумага. В пробку вбить гвоздь так, чтобы он торчал из нее на 2 – 3 см. Шляпка гвоздя
будет «шариком» электроскопа. Полоску тонкой бумаги наколоть на заостренный кончик
гвоздя, это лепестки электроскопа.
- измерение КПД кипятильника
- изготовление из картофелины или яблока как источника тока (взять любое это вещество и
воткнуть в него медную и цинковую пластинку. Подсоединить к этим пластинкам 1,5 В
лампочку.
- найти дома приборы, в которых можно наблюдать тепловое, химическое и
электромагнитное действие эл. тока. Описать их.
- изготовление электромагнита ( намотать на гвоздь немного проволоки и подключить эту
проволоку к батарейке, проверить действие на мелких железных предметах)
- сравнить амперметр и вольтметр, используя знания, полученные из учебника и
инструкции к приборам, работу оформить в виде таблицы.
- работа с инструкцией к сетевому фильтру, заполняя таблицу по вопросам.
- заполнить таблицу по инструкциям домашних электроприборов.
Электромагнитные явления (5 ч)
Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с
током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
Взаимодействие магнитов. Действие магнитного ноля на проводник с током. Электрический
двигатель.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
9. Сборка электромагнита и испытание его действия.
10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Демонстрации
- опыт Эрстеда
10

- магнитное поле тока
- действие магнитного поля на проводник с током
- устройство электродвигателя
Внеурочная деятельность
- что такое дроссель, соленоид, ротор, статор,
- изучение магнитного поля полосового магнита, дугового магнита и катушки с током,
рисунки магнитного поля.
- изучение свойств постоянных магнитов (магнит, компас и разные вещества: резина,
проволока, гвозди, деревян. бруски и т.п.)
Световые явления (10 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил.
Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления
света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой.
Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
11. Получение изображения при помощи линзы.
Демонстрации
- прямолинейное распространение света
- отражение света
- преломление света
- ход лучей в собирающей линзе
- ход лучей в рассеивающей линзе
- построение изображений с помощью линз
- Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
- Дисперсия белого света
- Получение белого света при сложении света разных цветов
Внеурочная деятельность
- обнаружение тени и полутени
- исследование: взять метровую палку и на улице измерить размер ее тени, затем
определить реальную высоту деревьев, домов, столбов, измеряя их тени. Полученные
данные оформить в виде таблицы.
Повторение (1 ч)
Возможные экскурсии: ферма, строительные площадки, мельница, пожарная станция,
диагностические кабинеты поликлиники или больницы.
Подготовка сообщений по заданной теме: Единицы температуры, используемые в других
странах. Температурные шкалы. Учет и использование разных видов теплопередачи в быту.
Дизельный двигатель, свеча Яблочкова, лампа накаливания А.Н. Лодыгина, лампа с
угольной нитью Эдисона. Влияние солнечной активности на живую и неживую природу.
Полярные сияния. Магнитное поле планет Солнечной системы. Полиморфизм.
Роберт Вуд – выдающийся ученый, человек и экспериментатор. Сергей Иванович Вавилов и
его вклад в историю развития учения о свете.
Возможные исследовательские проекты: Принцип симметрии Пьера Кюри и его роль в
кристаллографии. Исследование процесса кипения и замерзания пресной и соленой воды.
Исследование процесса плавления гипосульфита. Экологические проблемы « глобального
11

потепления». Экспериментальное исследование полного отражения света. Физика в
человеческом теле. Групповой проект «Физика в загадках»
9

класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Законы взаимодействия и движения тел (23 ч)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного
равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость,
ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при
равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Законы
Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники
Земли.]1 Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Измерение ускорения свободного падения.
Демонстрации
- относительность движения.
- прямолинейное и криволинейное движение.
- стробоскоп
- спидометр
- сложение перемещений.
- падение тел в воздухе и разряженном газе ( в трубке Ньютона)
- определение ускорения при свободном падении .
- направление скорости при движении по окружности.
- проявление инерции
- сравнение масс
- измерение сил
- второй закон Ньютона
- сложение сил, действующих на тело под углом друг к другу
- третий закон Ньютона
- закон сохранения импульса
- реактивное движение
- модель ракеты
Внеурочная деятельность
- изготовление самодельных приборов для демонстрации равномерного и неравномерного
движения
- изготовить прибор для демонстрации закона падения тел
- изготовить простейший прибор для наблюдения сложения различного вида движений
- определение скорости движения кончика минутной и кончика часовой стрелки часов
- с помощью рулетки определите координаты точки подвеса комнатного светильника по
отношению к системе отсчета, связанной с одним из нижних углов комнаты
- пользуясь отвесом, секундомером и камнями разной формы и различного объема
определите ускорение свободного падения
- изготовить прибор для наблюдения инерции движения

12

- положив на край стола небольшой предмет, столкните его и зафиксируйте место, куда он
упадет. Измерив высоту стола и дальность полета, найдите скорость, которую вы сообщили
при толчке.
- сделать действующую модель реактивной водяной трубы
Механические колебания и волны. Звук (11 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания.
Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические
колебания]. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.
Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и
продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом
(частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой
резонанс. [Интерференция звука].
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити.
Демонстрации
- свободные колебания груза на нити и на пружине
- зависимость периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы
груза
- зависимость периода колебаний груза на нити от ее длины
- вынужденные колебания
- резонанс маятников
- применение маятника в часах
- распространение поперечных и продольных волн
- колеблющиеся тела как источник звука
- зависимость громкости звука от амплитуды колебаний
- зависимость высоты тона от частоты колебаний
Внеурочная деятельность
- получение поперечной волны на веревке или на резиновой трубке
- изготовить математический маятник, используя нить с грузом, закрепленную в дверном
проеме. Определите период и частоту колебания и изучите, зависит ли период колебания
маятника от амплитуды.
- воспользовавшись мат. маятником в дверном проеме замените груз флаконом из под
шампуня, а дно проткните иголкой. Заполните флакон водой подкрашенной и на пол
положите лист бумаги. Затем приведите маятник в колебательное движение, а бумагу
медленно перемещайте. По полученному графику определите период, амплитуду колебаний.
- на примере струнного инструмента проверьте в чем отличие звуков, испускаемых
толстыми струнами от тонких, перемещая палец по грифу, исследуйте, как зависит высота
тона от длины свободной части струны.
Электромагнитное поле (16 ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его
магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция.
Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток.
Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор.
13

Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.
Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на
живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы
радиосвязи и телевидения. [Интерференция света.] Электромагнитная природа света. Преломление
света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. [Спектрограф и спектроскоп.] Типы
оптических спектров. [Спектральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами.
Происхождение линейчатых спектров.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
5. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
Демонстрации
- обнаружение магнитного поля проводника с током
- расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника с током
- усиление магнитного поля катушки с током введением в нее железного сердечника
- применение электромагнитов
- движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле
- устройство и действие электрического двигателя постоянного тока
- модель генератора переменного тока
- взаимодействие постоянных магнитов
Внеурочная деятельность
- исследование: поднесите компас вначале ко дну, а затем к верхней части железного ведра,
стоящего на земле. У дна стрелка повернется южным полюсом, а в верхней части – северным.
Объясните.
- изготовление простейшего гальванометра
Строение атома и атомного ядра (12 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гаммаизлучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения
атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический
смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада при
ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная
энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период
полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые
организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
6. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
8. Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона.
9. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Внеурочная деятельность
- изготовить модель атома
Возможные экскурсии: телефонная станция, физиотерапевтический кабинет поликлиники.
14

Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы.
Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.
Повторение (1 ч)
Возможные экскурсии: телефонная станция, физиотерапевтический кабинет поликлиники.

3. Тематическое планирование учебного предмета
класс (68 часов)

7
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Введение – 4 часа
Первоначальные сведения о строении вещества – 6 часов
Взаимодействие тел – 23 часа
Давление твердых тел, жидкостей и газов – 21 час
Работа и мощность – 13 часов
Повторение курса – 1 час
8 класс (68 часов)

1.
2.
3.
4.
5.
9
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Тепловые явления – 23 часа
Электрические явления – 29 часов
Электромагнитные явления – 5 часов
Световые явления – 10 часов
Повторение курса – 1 час
класс (68 часов)
Законы взаимодействия и движения тел – 23 часа
Механические колебания и волны. Звук – 12 часов
Электромагнитное поле – 16 часов
Строение атома и атомного ядра – 11 часов
Строение и эволюция Вселенной – 5 часов
Повторение – 1 час
Перечень учебно-методического обеспечения

1. Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Е. Н.
Тихонова (в сборнике представлена рабочая программа к УМК А. В. Перышкина,
Е. М. Гутник). 3 издание, испр. - М.: Дрофа, 2013.Данная программа учитывает
основные идеи и положения программы УУД для ООО.
2. Сборник нормативных документов. Физика. Федеральный компонент
государственного стандарта. Примерные программы по физике./ сост. Э.Д. Днепров, А.Г.
Аркадьев. 2-е изд., – «Дрофа», 2008 г., 107 с.;
3. Перышкин, А. В. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений
/А. В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 221, [3] с.: ил.
4. Перышкин, А. В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /
15

А. В. Перышкин. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 191,[1] с.: ил.
5. Перышкин, А. В. Физика. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /
А. В. Перышкин, Е. М. Гутник – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 300,[4] с.:
ил.; 1 л. цв. вкл.
6. «Тематическое и поурочное планирование»: для 7 класса — Е. М. Гутник и Е. В.
Рыбаковой, для 8 класса — Е. М. Гутник, Е. В. Рыбаковой и Е. В. Шарониной, для 9 класса
— Е. М. Гутник, Е. В. Шарониной и Э.И. Дорониной.
7. Волков В. А., Полянский С. Е. Универсальные поурочные разработки по физике: 7
класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ВАКО, 2010. – 304 с.
8. Волков В. А. Универсальные поурочные разработки по физике: 8 класс. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.:ВАКО, 2010. – 368 с.
9. Волков В. А. Поурочные разработки по физике: 9 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. –
М.:ВАКО, 2010.
10. Чеботарева, А. В. Тесты по физике. К учебникам А. В. Перышкина «Физика. 7
класс», «Физика. 8 класс», Громцева, О. И. «Физика. 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен»,
2010.
11. А. В. Перышкин. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А. В. Перышкина
и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» - М.: Издательство «Экзамен»,
2010.
12. О.И. Громцева. Контрольные и самостоятельные работы по физике к учебнику А.
В. Перышкина «Физика. 7 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
13. О. И. Громцева. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс: к
учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
14. О. И. Громцева. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к
учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
15. Л. А. Кирик. Физика – 8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.
– М.: Илекса, 2008.
16. Кабардин, О. Ф. Физика. 9 кл.: сборник тестовых заданий для подготовки к
итоговой аттестации за курс основной школы / О. Ф. Кабардин. – М.: Дрофа, 2008.
17. В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. Сборник задач по физике: 7-9 кл.2000 г.,изд.Москва
«Просвещение».
18. Физика. 8 класс: диагностика предметной обученности (контрольно-тренировочные
задания, диагностические тесты и карты) / авт.-сос. В. С. Лебединская. – Волгоград: Учитель,
2010. – 174 с.
19. Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А. В. Перышкина / авт.-сост. В. А.
Шевцов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 303 с.
20. Ханнанов Н. К. ГИА 2010. Физика: сборник заданий: 9 класс / Н. К. Ханнанов. –
М.: Эксмо, 2014. – 240 с.
21. ГИА-2014: Экзамен в новой форме: Физика: 9-й кл. / авт.-сост. Е. Е. Камзеева, М.
Ю. Демидова. – М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВТК, 2010. – 116, [12] с.( ФИПИ).

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».