Русский язык 5-9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования, утвержденной приказом
№ 01-12/324 от 31.08.2021 г.,
срок реализации программы 5 лет

Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
для учащихся 5-9 КЛАССОВ

Светогорск 2021

1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
5-9 классы
Программа по русскому языку общеобразовательной школы
предназначена для учащихся 5-9 классов МБОУ «СОШ г. Светогорска»
и составлена на основе Фундаментального ядра содержания среднего
общего образования, требований к результатам СОО, представленных в
Федеральном государственном стандарте среднего общего образования
2 поколения, основной образовательной программы СОО МБОУ «СОШ
г. Светогорска», примерной программы по русскому языку для 5-9
классов, примерной программы по русскому языку для 5-9 классов,
реализуется через УМК М.М. Разумовской. Русский язык: 5-9 классы. В
2ч. Ч.1: учебник / М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.-9-е
издание. М.: Дрофа, 2020.Рабочая программа направлена на достижение
планируемых предметных результатов освоения обучающимися
программы среднего общего образования по русскому языку, а также
планируемых результатов междисциплинарных учебных программ по
формированию универсальных учебных действий (личностных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, коммуникативных универсальных учебных
действий, познавательных универсальных учебных действий), по
формированию ИКТ-компетентности обучающихся, основ учебноисследовательской и проектной деятельности, освоения смыслового
чтения и работы с текстом.
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой
учащихся в основной школе.

2

Пояснительная записка
Программа включает 3 раздела:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
Изучение русского языка на ступени основного общего направлено на
достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного
отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения
и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование
речемыслительной
деятельности,
коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное
владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях
его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании
в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах
русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о
русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом,
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию.
Задачи
изучения: формирование
языковой,
коммуникативной,
лингвистической и культуроведческой компетенции учащихся.
Языковая компетентность (осведомлённость школьников в системе
родного языка) реализуется в процессе решения следующих
познавательных задач: освоение необходимых знаний о языке как
знаковой системе и общественном явлении, овладение основными
нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса
и грамматического строя речи учащихся.
Коммуникативная компетенция (осведомлённость школьников в
особенностях функционирования родного языка в устной и письменной
речи) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и
навыков, обучения умению связно излагать свои мысли в устной и
письменной форме.
Лингвистическая компетенция - знания учащихся о самой науке
«Русский язык», её разделах.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы
выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории
народа, национально-культурной специфики русского языка, владение
3

нормами русского речевого этикета, культурой межнационального
общения.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Учебный план МБОУ «СОШ г. Светогорска» предусматривает
изучение русского языка в 5-9 классах в объеме 714 ( 34учебные недели
в году). В том числе: в 5 классе —204 ч, в 6 классе —204 ч, в 7 классе —
136 ч, в 8 классе —102 ч, в 9 классе – 102 ч. Общее количество уроков в
неделю – 6 часов в 5 классе, 6 часов в 6 классе, 4 часа в 7 классе, по 3
часа в 8-9 классах.
60 % рабочей программы составляет обязательная часть, 40 % часть, формируемая участниками образовательного процесса. 40 %
учебного времени реализуется через нелинейное расписание, формы
учебных занятий: практикум, лингвистическая мастерская, проектная
деятельность, исследование, экскурсии, лингвистические игры и др.

1.Планируемые результаты освоения учебного
предмета «Русский язык»
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
владение разными видами аудирования;
• способность извлекать информацию из различных источников,
включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться
словарями различных типов, справочной литературой; овладение
приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск инф-ции, её анализ и отбор;

4

• умение сопоставлять речевые высказывания с точки зрения их

содержания, стилистических особенностей и использованных языковых
средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а
также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их
в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с
разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные
тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата
и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои
мысли в устной и письменной форме; владение различными видами
монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка; соблюдение основных правил
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания,
языкового оформления; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с
небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в
повседневной жизни; способность использовать родной язык как
средство получения знаний по другим учебным предметам; применение
полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и
др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какойлибо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка
как национального языка русского народа, как государственного языка
РФ и языка межнационального общения, о связи языка и культуры
народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его
роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная
речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
5

худ. лит-ры; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи;
текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка, основными нормами русского
литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в
своей речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;
6) опознавание и анализ осн. единиц языка, грам. категорий языка,
уместное употр-ние языковых единиц адекватно ситуации речевого
общения;
7) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа
словосочетания и пр-ния, многоаспектного анализа текста с точки
зрения его осн. признаков и стр-ры, принадл-сти к опр-ным функц-ным
разновидностям языка, особ-тей языкового оформления, исп-ния выраз.
средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической
и грамматической синонимии и исп-ние их в собственной речевой
практике;
9) осознание эстет. функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.

2.Содержание учебного предмета «Русский язык» в 5-9
классах
5 КЛАСС
О ЯЗЫКЕ
Язык как система средств (языковых единиц). Значение языка в
жизни человека. Лингвистика как наука о языке. Высказывания великих
людей о русском языке. Выдающиеся лингвисты: М. В. Ломоносов.
РЕЧЬ
Р е ч ь как использование языковых средств для общения людей
(речевая деятельность). Речевая ситуация — условия, необходимые для
речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в
общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и письменная,
диалогическая и монологическая. Культура речевого общения. Речевой
этикет.
Т е к с т как продукт речевой деятельности — речевое
произведение. Основные признаки текста: членимость, смысловая
цельность, формальная связность, относительная законченность
(автономность) высказывания. Тема и основная мысль текста;
микротемы, план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца:
зачин, средняя часть, концовка. Развитие мысли в тексте; «данное» и
«новое» в предложениях текста.
6

С т и л и р е ч и, понятие о стилистически значимой речевой
ситуации; речь разговорная и книжная, художественная и научноделовая; характеристика разговорного и художественного стилей речи с
учётом особенностей речевой ситуации, в которой используются данные
стили (сфера употребления, коммуникативная функция, характерные
языковые средства).
Т и п ы р е ч и: повествование, описание, рассуждение. Типовые
фрагменты текста: изобразительное повествование, описание предмета,
рассуждение-доказательство, оценочные суждения (типовое значение,
схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в
предложениях фрагмента). Способы соединения фрагментов в целом
тексте.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССАХ
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА
Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Фонетический слог.
Русское словесное ударение и его особенности. Гласные ударные и
безударные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Парные и
непарные согласные звуки. Элементы фонетической транскрипции.
Фонетический разбор слова.
Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения
звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков и их
сочетаний,
отдельных
грамматических
форм.
Произношение
заимствованных слов. Орфоэпический разбор слова. Предмет изучения
графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение
звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Прописные и строчные
буквы. Буква ё и её обязательное использование в письменной речи.
Орфоэпический
словарь
и
использование
его
в
речевой
практике. Выдающиеся лингвисты: Р. И. Аванесов.
ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ Значение письма в жизни общества.
Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды
изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на
письме буквенных сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, рщ;
разделительных ъ—ь; -тся и -ться в глаголах. Буква ь после шипящих в
конце имён существительных и глаголов. Не с глаголами.
Орфографический словарь и его использование в речевой
практике. Выдающиеся лингвисты: Я. К. Грот.
СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА
Предмет изучения морфемики. Морфема как минимальная значимая
единица слова. Корень; смысловая общность однокоренных слов.
Приставка и суффикс как значимые части слова. Основа слова.
Окончание как морфема, образующая форму слова. Нулевое окончание.
Связь морфемики и орфографии.
СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ
Предмет изучения морфологии. Классификация частей речи
русского языка. Самостоятельные части речи, их основные признаки.
Склонение и спряжение. Служебные части речи.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА
7

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (ВВОДНЫЙ КУРС)
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание.
Главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение как единица
синтаксиса. Грамматическая основа. Виды предложений по цели
высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные).
Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце
предложения. Интонация и порядок слов в предложении. Логическое
ударение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения:
дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и
сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.
Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но,
одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее
слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих
словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные
предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о
сложносочинённом и сложноподчинённом предложении. Запятая между
частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы,
потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед словами
автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог и его оформление на
письме. Выдающиеся лингвисты: А. М. Пешковский. Культура речи.
Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение
интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных
предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с
однородными
членами.
Наблюдение
за
использованием
в
художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций,
усиливающих образность и эмоциональность речи.
ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ
Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение.
Основные способы толкования лексического значения слова: краткое
объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов,
антонимов, однокоренных слов.
Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с
толковым словарём и его использование в речевой практике.
Взаимосвязь лексического значения, морфемного строения и написания
слова. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное
значения слова. Переносное значение слова как основа создания
художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета. Словасинонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения
словарного состава русского языка: словообразование и заимствование
слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные.
Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные
способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение.
Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и
его форм. Словообразовательная модель как схема построения слов
определённой части речи, имеющих общность в значении и строении.
Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям.
Правописание приставок на з/ с.
8

Правописание корней -лож-//-лаг-; -рос- //-раст-//-ращ-. Буквы о—ё
после шипящих в корне. Буквы и—ы после ц в разных частях слов.
Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу
употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова.
Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные
функции в речи. Толковый словарь и его использование в речевой
практике. Выдающиеся лингвисты: В. И. Даль. Культура речи. Точное и
11 уместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим
значением,
стилистической
и
эмоциональной
окраской.
Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным
повтором слов. Наблюдение за использованием в художественном
тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении
для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов,
устаревших слов и фразеологических оборотов. Текстовая функция
лексического повтора.
МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ГЛАГОЛ
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма
(инфинитив). Основные способы образования глаголов. Правописание
не с глаголами (закрепление). Возвратные глаголы. Правописание -тся и
-ться в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием
и—е (-мир-//-мер-; -тир- // -тер- и др.), их правописание. Наклонение
глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание
безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы
(ознакомление). Сослагательное наклонение; значение, образование,
правописание. Повелительное наклонение; значение, образование,
правописание. Безличные глаголы. Переходные и непереходные
глаголы. Развитие навыков использования в речевой практике
лингвистических словарей разных типов. Культура речи. Правильное
использование в речи видовременных форм. Верное произношение
отдельных глагольных форм. Употребление в художественном тексте
одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с
целью повышения образности и эмоциональности. Глагольная
синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ ).
Употребление глаголов в переносном значении. Текстовая функция
видо-временных форм.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое
значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная
форма. Основные способы образования имён существительных.
Правила употребления при письме суффиксов -чик (-щик), -ек (-ик).
Правила слитного и раздельного написания не с именами
существительными. Имена существительные одушевлённые и
неодушевлённые; собственные и нарицательные. Правила употребления
прописной буквы при написании имён существительных.
Род имён существительных. Существительные общего рода; род
неизменяемых имён существительных. Число имён существительных.
9

Существительные, имеющие форму только единственного или только
множественного числа. Падеж. Склонение имён существительных.
Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание
безударных окончаний имён существительных. Развитие навыков
использования в речевой практике словарей разных типов. Культура
речи. Правильное согласование в роде со словами типа бандероль,
вуаль, лазурь, кофе, мозоль, кашне и др.; верное определение родовой
принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру,
шоссе). Правильное образование некоторых грамматических форм: пара
носков, пара чулок; группа грузин, бурят и др. Произношение согласных
перед е в заимствованных словах (типа ателье, термин), правильное
ударение в существительных (типа километр, обеспечение, щавель и
др.); терминов русского языка. Имена существительные в
художественном тексте: их образная и экспрессивная роль. Текстовая
функция имён существительных со значением «целое и его части».
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое
значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная
форма. Основные способы образования имён прилагательных. Разряды
имён прилагательных по значению: прилагательные качественные,
относительные и притяжательные. Прилагательные полные и краткие,
их роль в предложении. Правописание кратких имён прилагательных с
основой на шипящий. Степени сравнения имён прилагательных: 12
положительная, сравнительная, превосходная. Склонение имён
прилагательных.
Правописание
падежных
окончаний
имён
прилагательных. Развитие навыков пользования лингвистическими
словарями разных типов. Культура речи. Правильное произношение
краткой
формы
употребительных
прилагательных
(сильна),
прилагательных с основами на твёрдый и мягкий согласный
(бескрайный — бескрайний, искренно — искренне); правильное
образование и произношение форм сравнительной и превосходной
степеней (красивее, длиннее). Образная, эмоциональная функция имён
прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имён
прилагательных. Употребление прилагательных в переносном значении.
Уроки повторения и закрепления изученного
6 КЛАСС
О ЯЗЫКЕ
Слово как основная единица языка.
РЕЧЬ
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение
представления о языковых средствах, характерных для изученных
стилей речи (разговорного и художественного).
Т е к с т. Развитие мысли в тексте: параллельный и
последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи
— местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный
повтор как средство связи предложений, как стилистический приём,
повышающий выразительность речи, и повтор-недочёт.
10

С т и л и р е ч и: научный и официально-деловой стиль (сфера
употребления, задача общения, характерные языковые средства).
Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение
научного понятия, классификация научных понятий), структура и
языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового
стиля композиционные формы (жанры) — инструкция, объявление.
Т и п ы р е ч и. Типовые фрагменты текста: описание места,
описание состояния окружающей среды, информативное и
изобразительное повествование, рассуждение-объяснение; типовое
значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового»
в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом
тексте.
РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (НА ОСНОВЕ
ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ)
ПРАВОПИСАНИЕ
Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ—ь;
орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное
написание не с глаголами, существительными, прилагательными.
Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при
однородных членах, между частями сложного предложения, при
обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами
автора и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с
однородными членами и обобщающим словом; тире между
подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в
именительном падеже. Выдающиеся лингвисты: А. Х. Востоков.
ЧАСТИ
РЕЧИ,
ИХ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ПРИЗНАКИ,
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ, ПРОИЗНОШЕНИЕ И
УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ
Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Глагол, имя
существительное, имя прилагательное; их общее грамматическое
значение,
морфологические
и
синтаксические
признаки.
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Главное и зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные
члены предложения.
Простое и сложное предложение. Предложение с однородными
членами, обращением и прямой речью. Словообразование имён
существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы 13
образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, бессуффиксный, сложение (в том числе и сложение с
одновременным присоединением суффикса). Сложносокращённые
слова;
верное
определение
их
родовой
принадлежности.
Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные
словообразовательные модели имён существительных, прилагательных
и глаголов. Правописание сложных имён существительных и
прилагательных; употребление н— нн в именах прилагательных,
образованных от имён существительных; правописание приставок прии пре-, букв ы—и в корне после приставок. Выдающиеся лингвисты: Л.
В.
Щерба. Культура
речи.
Правильное
употребление
сложносокращённых слов. Правильное употребление в речи имён
11

существительных, прилагательных и глаголов. Наблюдение за
употреблением имён существительных, прилагательных и глаголов в
художественной речи.
МОРФОЛОГИЯ
ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое
значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы
причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование
действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего
времени. Полные и краткие страдательные причастия; их
синтаксическая роль. Причастный оборот и знаки препинания в
предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов
действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.
Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.
Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое
значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы
деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.
Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в
предложениях с деепричастным оборотом. Выдающиеся лингвисты: И.
А. Бодуэн де Куртенэ. Культура речи. Орфоэпические особенности
употребительных причастий
и
деепричастий.
Грамматически
правильное построение предложений с причастными и деепричастными
оборотами. Наблюдение за использованием причастий и деепричастий в
текстах разных стилей. Текстообразующая функция деепричастных
оборотов.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении. Числительные
простые, сложные и составные; их правописание. Числительные
количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение,
особенности склонения и правописания. Нормы употребления
числительных в устной речи. Правильное чтение (с учётом
грамматических норм) текстов с именами числительными. Культура
речи. Правильное употребление в речи имён числительных (в частности,
составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных
числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными.
Правильное произношение имён числительных.
МЕСТОИМЕНИЕ
Местоимение
как
часть
речи:
особенности
значения,
морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений:
значение,
изменение,
роль
в
предложении.
Правописание
неопределённых и отрицательных местоимений; раздельное написание
предлогов с местоимениями. Выдающиеся лингвисты: А. А.
Шахматов. Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой
точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и
произношение употребительных местоимений: их (не «ихний»), о нём
(не «о ём») и др. Употребление местоимений для связи предложений в
тексте.
12

Уроки повторения и закрепления изученного
личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие.
Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами,
причастиями, деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.
7 КЛАСС
О ЯЗЫКЕ Русский язык как развивающееся явление. Формы
функционирования современного русского языка.
РЕЧЬ
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение
представления о языковых средствах, характерных для разных типов и
стилей речи.
Т е к с т. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в
предложениях текста; средства связи предложений — наречия и
предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы
и, да, а, но, же.
С т и л и р е ч и: публицистический стиль (сфера употребления,
задача речи, характерные языковые средства). Характерные
композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение.
Т и п ы р е ч и: строение типового фрагмента текста с описанием
состояния человека, рассуждения-размышления.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ
Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое
ударение, интонация. Словообразование знаменательных частей речи.
Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка.
Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы.
Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие.
Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами,
причастиями, деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ
НАРЕЧИЕ
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения
наречий: положительная, сравнительная, превосходная. Правописание
не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ъ
после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н—нн в
наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды
наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова
категории состояния (слова состояния). Наречие в художественном
тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике
действия, признака. Свободное владение орфографическим, толковым,
орфоэпическим,
этимологическим
словарями
для
получения
необходимой справки. Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев. Культура
речи.
Правильное
произношение
употребительных
наречий.
Использование местоименных наречий как средства связи предложений
в тексте.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ПРЕДЛОГ
13

Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные
и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов.
Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе
словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.),
существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки.
Правильное произношение предлогов.
СОЮЗ
Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и
подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном
предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже,
соотносимых с формами других частей речи.
Союзы как средство связи членов предложения и средство связи
предложений. Культура речи. Правильное произношение союзов.
ЧАСТИЦА
Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и
модальные
(отрицательные,
вопросительные,
выделительные,
усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными
частями речи и в составе предложения. Культура речи. Употребление
частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи.
Правильное произношение частиц. Наблюдение за использованием
частиц как средством выразительности речи. МЕЖДОМЕТИЯ И
ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах.
Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления,
сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний.
Знаки препинания в предложениях с междометиями. Культура речи.
Правильное
произношение
и
употребление
междометий
и
звукоподражательных слов.
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ
Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка:
по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло
(сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать — обижать и т.
п. Выдающиеся лингвисты: Г. О. Винокур.
Уроки повторения и закрепления изученного
8 КЛАСС
О ЯЗЫКЕ
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль
старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского
языка. Выдающиеся лингвисты: И. И. Срезневский.
РЕЧЬ
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи;
расширение представления о языковых средствах, характерных для
различных стилей речи.
Ж а н р ы п у б л и ц и с т и к и: репортаж, портретный очерк,
проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача,
содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая
структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж14

повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе);
репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города,
посёлка, улицы, музея). Высказывание, ориентированное на жанр
портретного очерка (рассказ об интересном человеке). Высказывание,
ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их
примирить?».
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и
зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование,
управление, примыкание. Значение словосочетания. Понятие о
предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды
предложений по цели высказывания; восклицательные предложения
(повторение). Прямой и обратный порядок слов. Интонация простого
предложения и её элементы. Логическое ударение и порядок слов как
средство повышения точности и выразительности речи. Интонация
побудительных, восклицательных, вопросительных предложений,
передающая различные эмоциональные оттенки значения. Культура
речи. Правильное построение словосочетаний с разными видами
подчинительной связи: управлением и согласованием. Риторический
вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические
приёмы, повышающие выразительность речи.
СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ДВУСОСТАВНОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
ГЛАВНЫЕ
И
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы
выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и
именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.
Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены
предложения. Определение согласованное и несогласованное.
Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды
обстоятельств. Сравнительный оборот. Пунктуация предложений со
сравнительными оборотами. Культура речи. Согласование сказуемого с
подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращёнными
словами. Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных
форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Обстоятельства времени как средство связи предложений в
повествовательных текстах; их синонимика. Обстоятельства места как
средство связи предложений в описательных и повествовательных
текстах; их синонимика. Стилистическая роль сравнительных оборотов
и определений в изобразительной речи.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Односоставные предложения с главным членом в форме
подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определённо-личные,
неопределённо-личные, безличные). Особенности интонации простого
односоставного предложения. Предложения односоставные и
двусоставные как синтаксические синонимы. Культура речи.
15

Наблюдение
за
использованием
в
художественном
тексте
односоставных предложений
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации
простого неполного предложения. Культура речи. Наблюдение за
использованием неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в
книжной речи.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены,
связанные без союзов и с помощью сочинительных союзов. Однородные
и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами
однородных членов.
Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при
однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих
словах в предложениях с однородными членами. Особенности
интонации
простого
предложения
с
однородными
членами. Выдающиеся лингвисты: Ф. Ф. Фортунатов. Культура речи.
Правильное построение предложений с союзами не только..., но и...;
как..., так и... . Синонимика рядов однородных членов с различными
союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания
однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами)
как средство выразительности речи.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ
(СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ
Обращение нераспространённое и распространённое, знаки
препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство
и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и
предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с
междометиями. Особенности интонации предложений с вводными
словами и предложениями. Культура речи. Правильное произношение
сочетаний русских имён и отчеств, использующихся в роли обращения.
Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного
характера в разговорной речи. Наблюдение за использованием
обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как
средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к
нему. Синонимика вводных слов, стилистические различия между ними.
Вводные слова как средство связи предложений в тексте.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
Понятие обособления. Обособление определений, приложений,
дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.
Особенности
интонации
предложений с
обособленными
и
уточняющими членами. Культура речи. Правильное построение
предложений с обособленными определениями и обстоятельствами.
Стилистическая роль обособленных и необособленных членов
предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций
(обособленных определений и составных сказуемых, обособленных
обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и простых
сказуемых).
Обособленные
обстоятельства,
выраженные
деепричастными оборотами, как средство связи предложений в тексте.
16

ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение
предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.
Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками
препинания. Диалог. Интонация предложений с прямой речью.
Интонационное своеобразие диалога. Культура речи. Замена прямой
речи косвенной. Стилистические возможности разных способов
передачи чужой речи.
Уроки повторения и закрепления изученного
9 КЛАСС
О ЯЗЫКЕ
Русский язык — национальный язык русского народа,
государственный
язык
Российской
Федерации
и
язык
межнационального общения. Русский язык в современном мире.
РЕЧЬ
Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении
текста; расширение представления о языковых средствах, характерных
для различных стилей речи.
С т и л и р е ч и. Углубление знаний о стилях речи: художественный
стиль речи и язык художественного произведения.
Ж а н р ы п у б л и ц и с т и к и: эссе, путевые заметки, рецензия.
Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательнокомпозиционные особенности жанра, типологическая структура текста,
характерные языковые и речевые средства.
Д е л о в ы е б у м а г и: заявление, доверенность, расписка,
автобиография, стандартная форма, специфическая официально-деловая
лексика и фразеология.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5—8 КЛАССАХ
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова,
словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значения
слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические
признаки. Основные правила правописания.
СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с
союзами и без союзов. Классификация сложных предложений:
сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные. Выдающиеся
лингвисты: Д. Н. Овсянико-Куликовский.
СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём:
интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и
противительные).
Смысловые
отношения
между
частями
сложносочинённого
предложения.
Запятая
между
частями
сложносочинённого предложения. Интонация сложносочинённого
предложения. Культура речи. Синонимика сложносочинённых
предложений с различными союзами. Стилистические особенности
сложносочинённого предложения и ряда простых предложений.
17

СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Строение
сложноподчинённого
предложения:
главное
и
придаточное предложения в его составе; средства связи в
сложноподчинённом
предложении.
Основные
виды
сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные,
обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели,
условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место
придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с
несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и
придаточным
предложениями.
Интонация
сложноподчинённого
предложения. Выдающиеся лингвисты: С.И. Абакумов, Л.Ю. Максимов,
А. А. Потебня. Культура речи. Устранение и предупреждение ошибок,
связанных с построением сложных союзных предложений. Синонимика
сложных союзных предложений. Стилистические особенности
сложноподчинённого и простого предложений. Наблюдение за
использованием сложноподчинённых предложений разного вида в
разных типах речи.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе
бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного
предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений.
Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
СЛОЖНОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
С
РАЗНЫМИ
ВИДАМИ
СВЯЗИ Сложное предложение с разными видами союзной и
бессоюзной связи. Знаки препинания в нём. Период. Интонационные
особенности сложных предложений с разными видами связи. Культура
речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами
связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи).
Стилистические особенности сложного предложения с разными видами
связи.
Уроки повторения и закрепления изученного

18

3. Тематическое планирование с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

1.
2.

3.

4

№ п/п

1.
2.
3.

4.

5 класс (204 ч)
Наименование темы, раздела

О языке и речи
Закрепление и углубление
изученного в начальных
классах
Систематический курс
русского языка

6 ч.
45 ч.

147ч.

Фонетика. Орфоэпия.
Лексика .Словообразование.
Правописание. Стили речи.
Синтаксис и пунктуация. Типы
речи.
Морфология. Правописание.

7 ч.
29 ч.

Повторение изученного

6ч.

6 класс (204 часа)
Наименование темы, раздела

34 ч.
57ч.

Количество часов

О языке и речи
Повторение изученного в 5
классе
Части речи

1 ч.
18 ч.

Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол

27 ч.
22 ч.
20 ч.

69 ч.

109 ч.

Морфология.
Причастие
Деепричастие
Имя числительное
Местоимение

5

Количество часов

37 ч.
29 ч.
18 ч.
25 ч.

Повторение изученного

19

7

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

№
п/п
1.
2
3.
4.
5.

6.
7.

7 класс (136 часов)
Наименование темы, раздела
О языке
Повторение изученного в 5 –
6классах
Наречие. Речь
Предлог. Речь
Союз. Речь.
Частица
Междометия и
звукоподражательные слова
Обобщающее повторение
8 класс (102 часа)
Наименование темы, раздела

Язык и речь
Орфография и морфология
(повторение)
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и предложение как
единица синтаксиса
Простое предложение.
Главные второстепенные члены
предложения
Односоставные и неполные
предложения
Простое осложнённое предложение

количество
часов
1 ч.
45 ч.
38 ч.
10 ч.
11 ч.
11 ч.
13 ч.
7 ч.

количество
часов

4 ч.
9 ч.
89 ч.
5 ч.
16 ч.
15 ч.
44 ч.

Предложения с однородными членами
Предложения с обращениями и
вводными конструкциями
Предложения с обособленными
членами
8.

№
п/п
1.
2.
3.

Прямая и косвенная речь
9 класс (102 часа)
Наименование темы, раздела

О языке
Повторение изученного в 5 – 8
классах
Синтаксис сложного
20

9 ч.

количество
часов

1 ч.
14 ч.
70 ч.

предложения. Пунктуация.

4.

Сложносочинённое предложение
Сложноподчинённое предложение
Бессоюзное сложное предложение
Сложное предложение с различными
видами союзной и бессоюзной связи

8 ч.
38 ч.
12 ч.
12 ч.

Итоговое повторение

17 ч.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».