Рабочая программа Функциональная гр-ть

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.
срок реализации программы 1 год

Рабочая программа учебного предмета
«Функциональная грамотность:
естественнонаучная грамотность»
для учащихся 6 класса

Светогорск -2021г.

Рабочая
программа
внеурочной
деятельности
«Основы
естественнонаучной грамотности» в 6 классах составлена в соответствии:
• Указ Президента РФ от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года»,
•программа курса «Развитие функциональной грамотности» (5-9 классы)
(авторы: А.В. Белкин, И.С. Манюхин, О.Ю. Ерофеева, Н.А. Родионова, С.Г.
Афанасьева, А.А. Гилев) – Самара: Государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования Самарской области
"Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки
работников образования", 2019г.
Цель: формирование естественнонаучной грамотности и достижение
метапредметных результатов образования, предусмотренных ФГОС ООО,
через обучение биологии, с возможностью самостоятельного применения
полученных знаний в жизни.
Задачи:
1. Сформировать умение объяснять или описывать естественнонаучные
явления на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование
изменений;
2. Развивать умение применять методы естественнонаучного исследования;
3. Развивать умение интерпретировать данные и использование научных
доказательств для получения выводов.
4. Сформировать у обучающихся системы научных знаний по биологическим
дисциплинам
5. Сформировать способность понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни общества.
Программа рассчитана на один год обучения: по 1 часу в неделю (34 часа в
год) в 6 классе.
Обучающиеся получат возможность научиться находить и извлекать
информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков,
таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных
носителях. У обучающихся сформируется умение применять знания о
естественнонаучных явлениях для решения поставленных перед учеником

практических задач. Обучающиеся будут учиться анализировать и обобщать
(интегрировать) информацию. Проблемы, которые ученику необходимо
проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный,
местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники учатся
оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы
в рамках предметного содержания(6 класс – изучая раздел биологии
«Растения»,
Основные виды деятельности:
самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью
вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий;
поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и
практикоориентированных задач; проведение экспериментов и опытов. В
целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно
использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать
мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы
Метапредметные и предметные результаты:
6 класс (уровень понимания и применения)
-распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные
естественнонаучные проблемы в различном контексте
- интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные
естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного
содержания .
Личностные:
объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
1. умение объяснять или описывать естественнонаучные явления на основе
имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений
2. умение применять методы естественнонаучного исследования;
3. умение интерпретировать данные и использование научных доказательств
для получения выводов..
СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета
6 класс
Строение живых организмов (12 часов).

Химический состав клетки. Строение растительной и животной клеток.
Деление клетки. Ткани растений и животных. Органы цветковых растений.
Органы и системы органов животных. Организм как единое целое.
Жизнедеятельность организмов (18 часов).
Питание и пищеварение. Дыхание. Транспорт веществ в организме.
Выделение. Обмен веществ и энергии. Скелет-опора организма. Движение.
Координация и регуляция. Бесполое размножение. Половое размножение
животных. Половое размножение растений. Рост и развитие животных.
Организм и среда (4 часа).
Среда обитания. Экологические факторы. Природные сообщества.
Основные виды деятельности обучающихся:
- самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью
вопросов (беседа, дискуссия, диспут);
- выполнение практических заданий;
- поиск и обсуждение материалов в сети Интернет;
- решение ситуационных и практико-ориентированных задач;
- проведение экспериментов и опытов.
В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях
можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и
реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.
Тематическое планирование – 6 класс (34 часа)
№

Раздел, тема

Количество часов
Об
Теори Прак
щее
я
тика
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов. (12
часов)
1
1. Химический состав клеток.
2
1
Составление схемы.
2. Составление таблицы
2
1
1
«Строение растительной и
животной клеток».
Составление схемы «Клеткагород».
3. Деление клетки. Задания,
1
1
направленные на развитие
внимания.
4. Составление таблиц «Ткани
2
1
1
растений и животных».
5. Органы цветковых растений.
3
1
2
Составление диаграмм.
Задания, направленные на
развитие мировоззрения.

Основные виды
деятельности
учащихся
Составление схемы.
Составление схемы.
Составление таблицы

Задания,
направленные на
развитие внимания.
Составление таблиц
Составление
диаграмм

Срок
и

Органы и системы органов
1
1
животных. Работа с текстом.
7. Типы заданий на грамотность.
1
1
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов. (18 часов)
8. Питание и пищеварение.
2
1
1
Задания, направленные на
развитие внимания.
9. Дыхание. Работа с текстом.
1
1
10. Транспорт веществ в организме.
1
1
Работа с текстом.
11. Выделение. Работа с таблицей.
2
1
1
12. Обмен веществ и энергии.
2
1
1
Кластер.
13. Скелет – опора организма.
3
1
2
Типы задач на грамотность.
14. Движение. Работа с текстом.
1
1
15. Координация и регуляция.
1
1
Работа с текстом.
16. Бесполое размножение. Типы
1
1
задач на грамотность.
17. Половое размножение
1
1
животных. Работа с таблицей.
18. Половое размножение
2
1
1
растений. Работа с таблицей.
19. Тестирование.
1
1
Раздел 3. Организм и среда. (4 часа)
20. Среда обитания. Составление
1
1
цепей питания.
21. Экологические факторы.
2
1
1
Задания, направленные на
развитие мировоззрения.
6.

22. Тестирование.

1

1

Работа с текстом
Выполнение заданий
Задания,
направленные на
развитие внимания
Работа с текстом
Работа с текстом
Работа с таблицей
Составление кластера

Работа с текстом
Работа с текстом

Работа с таблицей
Работа с таблицей
Тест

Задания,
направленные на
развитие
мировоззрения
Тест

Список литературы
Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественнонаучной
грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-otsenke-estestvennonauchnoy-gramotnosti.
Интернет ресурсы:

1. https://iro86.ru/images/Documents/docs2018/PISA2.
3.
4.
5.
6.
7.

2018_%D0%B2%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80_6.pdf
http://animalsglobe.ru/flamingo/
https://catalog.prosv.ru/item/44221
https://physicon.ru/
https://www.oecd.org/pisa/
http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_sl.html
https://fioco.ru/pisa


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».