Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска» Приложение к основной образовательной программе основного общего образования, утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г. срок реализации программы 1 год Рабочая программа учебного предмета «Функциональная грамотность: естественнонаучная грамотность» для учащихся 6 класса Светогорск -2021г. Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы естественнонаучной грамотности» в 6 классах составлена в соответствии: • Указ Президента РФ от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», •программа курса «Развитие функциональной грамотности» (5-9 классы) (авторы: А.В. Белкин, И.С. Манюхин, О.Ю. Ерофеева, Н.А. Родионова, С.Г. Афанасьева, А.А. Гилев) – Самара: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области "Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования", 2019г. Цель: формирование естественнонаучной грамотности и достижение метапредметных результатов образования, предусмотренных ФГОС ООО, через обучение биологии, с возможностью самостоятельного применения полученных знаний в жизни. Задачи: 1. Сформировать умение объяснять или описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений; 2. Развивать умение применять методы естественнонаучного исследования; 3. Развивать умение интерпретировать данные и использование научных доказательств для получения выводов. 4. Сформировать у обучающихся системы научных знаний по биологическим дисциплинам 5. Сформировать способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни общества. Программа рассчитана на один год обучения: по 1 часу в неделю (34 часа в год) в 6 классе. Обучающиеся получат возможность научиться находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. У обучающихся сформируется умение применять знания о естественнонаучных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач. Обучающиеся будут учиться анализировать и обобщать (интегрировать) информацию. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания(6 класс – изучая раздел биологии «Растения», Основные виды деятельности: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практикоориентированных задач; проведение экспериментов и опытов. В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы Метапредметные и предметные результаты: 6 класс (уровень понимания и применения) -распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте - интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания . Личностные: объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей. Ожидаемые конечные результаты реализации программы 1. умение объяснять или описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений 2. умение применять методы естественнонаучного исследования; 3. умение интерпретировать данные и использование научных доказательств для получения выводов.. СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета 6 класс Строение живых организмов (12 часов). Химический состав клетки. Строение растительной и животной клеток. Деление клетки. Ткани растений и животных. Органы цветковых растений. Органы и системы органов животных. Организм как единое целое. Жизнедеятельность организмов (18 часов). Питание и пищеварение. Дыхание. Транспорт веществ в организме. Выделение. Обмен веществ и энергии. Скелет-опора организма. Движение. Координация и регуляция. Бесполое размножение. Половое размножение животных. Половое размножение растений. Рост и развитие животных. Организм и среда (4 часа). Среда обитания. Экологические факторы. Природные сообщества. Основные виды деятельности обучающихся: - самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); - выполнение практических заданий; - поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; - решение ситуационных и практико-ориентированных задач; - проведение экспериментов и опытов. В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы. Тематическое планирование – 6 класс (34 часа) № Раздел, тема Количество часов Об Теори Прак щее я тика Раздел 1. Строение и свойства живых организмов. (12 часов) 1 1. Химический состав клеток. 2 1 Составление схемы. 2. Составление таблицы 2 1 1 «Строение растительной и животной клеток». Составление схемы «Клеткагород». 3. Деление клетки. Задания, 1 1 направленные на развитие внимания. 4. Составление таблиц «Ткани 2 1 1 растений и животных». 5. Органы цветковых растений. 3 1 2 Составление диаграмм. Задания, направленные на развитие мировоззрения. Основные виды деятельности учащихся Составление схемы. Составление схемы. Составление таблицы Задания, направленные на развитие внимания. Составление таблиц Составление диаграмм Срок и Органы и системы органов 1 1 животных. Работа с текстом. 7. Типы заданий на грамотность. 1 1 Раздел 2. Жизнедеятельность организмов. (18 часов) 8. Питание и пищеварение. 2 1 1 Задания, направленные на развитие внимания. 9. Дыхание. Работа с текстом. 1 1 10. Транспорт веществ в организме. 1 1 Работа с текстом. 11. Выделение. Работа с таблицей. 2 1 1 12. Обмен веществ и энергии. 2 1 1 Кластер. 13. Скелет – опора организма. 3 1 2 Типы задач на грамотность. 14. Движение. Работа с текстом. 1 1 15. Координация и регуляция. 1 1 Работа с текстом. 16. Бесполое размножение. Типы 1 1 задач на грамотность. 17. Половое размножение 1 1 животных. Работа с таблицей. 18. Половое размножение 2 1 1 растений. Работа с таблицей. 19. Тестирование. 1 1 Раздел 3. Организм и среда. (4 часа) 20. Среда обитания. Составление 1 1 цепей питания. 21. Экологические факторы. 2 1 1 Задания, направленные на развитие мировоззрения. 6. 22. Тестирование. 1 1 Работа с текстом Выполнение заданий Задания, направленные на развитие внимания Работа с текстом Работа с текстом Работа с таблицей Составление кластера Работа с текстом Работа с текстом Работа с таблицей Работа с таблицей Тест Задания, направленные на развитие мировоззрения Тест Список литературы Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-otsenke-estestvennonauchnoy-gramotnosti. Интернет ресурсы: 1. https://iro86.ru/images/Documents/docs2018/PISA2. 3. 4. 5. 6. 7. 2018_%D0%B2%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80_6.pdf http://animalsglobe.ru/flamingo/ https://catalog.prosv.ru/item/44221 https://physicon.ru/ https://www.oecd.org/pisa/ http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_sl.html https://fioco.ru/pisa