ОДНКНР 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.
срок реализации программы 1 год

Рабочая программа учебного предмета
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ»
для учащихся 9 классов

Светогорск -2021г.
1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
9 класс
Программа по основам духовно-нравственной культуре народов России
основной общеобразовательной школы предназначена для учащихся 9 классов
МБОУ «СОШ г. Светогорска» и составлена на основе Фундаментального ядра
содержания общего образования, требований к результатам ООО, представленных в
Федеральном
поколения,

государственном
основной

Светогорска»,

стандарте

образовательной

примерной

основного

программы

программы

курса

общего
ООО

образования

МБОУ

«Серебряный

«СОШ

пояс

2
г.

России»,

составленной Л.А.Задоя – СПб, ЛОИРО, реализуется через УМК под редакцией
С.А.Лисицына «Серебряный пояс России», учебное пособие: «Серебряный пояс
России».–

Путешествие

Н.А.Сырейщикова,

по

Л.А.Задоя.

земле
под

Ленинградской
общей

в рассказах для

редакцией

С.А.Лисицына.

детей.
СПб.:

издательство «Дрофа» Санкт-Петербург».
Рабочая программа направлена на достижение планируемых предметных
результатов освоения обучающимися

программы основного общего образования

по ОДНКНР, а также планируемых результатов междисциплинарных учебных
программ по формированию универсальных учебных действий (личностных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
коммуникативных
универсальных
обучающихся,

универсальных

учебных действий),
основ

учебных
по

действий,

формированию

учебно-исследовательской

и

познавательных

ИКТ-компетентности

проектной

деятельности,

освоения смыслового чтения и работы с текстом.
Подробное изучение истории родного края в рамках предмета «Серебряный пояс
России» предполагает восприятие подростками младшего и среднего возраста
основополагающих ценностей и исторического опыта своей малой родины, своей
этнической, религиозной, культурной общности; он даёт учащимся широкие
возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как
личности с социальным опытом человечества. Знание истории и культуры
2

Ленинградской области способствует социальной адаптации ученика. Изучение
этого регионального предмета основывается на цивилизованном подходе к
историческому процессу и осуществляется в тесной связи с историей Родины.
Пояснительная

записка

Программа включает 3 раздела:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
Целью изучения основ духовно-нравственной культуры народов России в
основной школе является:
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
В соответствии с целью ставятся задачи:
 знакомство

обучающихся

с

основополагающимися

ценностями

и

историческим опытом своей малой родины;
 развитие

представлений

о значении

нравственных

норм

и

ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
 обобщение знаний, понятий и представлений в духовной культуре и
морали, полученных обучающимися в школе; и формирование у них
ценностно-смысловых
целостное восприятие

мировоззренческих
отечественной

основ,

истории и

обеспечивающих
культуры

при

изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
 развитие способностей

школьников

на

основе взаимного уважения

и диалога во имя общественного мира и согласия.
Место учебного предмета «ОДНКНР» в учебном плане
Учебный план МБОУ «СОШ г. Светогорска» предусматривает обязательное
изучение ОДНКНР в 9 классе, начиная со второго полугодия, 1 час в неделю,
17 часов в год.
70 %

рабочей программы составляет обязательная часть, 30 % - часть,
3

формируемая участниками образовательного процесса. Формы учебных занятий:
практикум, мастерская, проектная деятельность, исследование, экскурсии, игры и
др.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России»
Личностные, метапредметные и предметные результаты
К результатам освоения программы курса следует отнести:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной

группы,

локальной

и

региональной

·освоение гуманистических традиций и ценностей современного

общности;
общества,

уважение прав и свобод человека;
- осмысление

социально-нравственного

проживающих на

территории,

опыта

входящей

ныне

предшествующих поколений,
в Ленинградскую

область,

способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, в том числе, проживавших и проживающих на территории нашего края;
-толерантность.
Предметные результаты
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов,
проживавших и проживающих ныне на территории, входящей сегодня в
Ленинградскую область, как необходимой основой для миропонимания и познания
современного общества;
- способность применять понятийный аппарат краеведческого исторического
знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения
событий и явлений прошлого и современности нашего края;
-умения изучать и систематизировать информацию из различных краеведческих
древних и современных исторических источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и
деяний личностей и народов в истории нашего края и человечества в целом;
4

- готовность применять краеведческие исторические знания для выявления и
сохранения исторических и культурных памятников своей малой родины, страны и
мира.
Метапредметные результаты
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельностьучебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план,
тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать
современные источники информации, в том числе материалы на электронных
носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение
основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
В ходе изучения курса:
Ученик научится проявлять чувство

патриотизма,

любви

и

уважения

к

Отечеству, родному краю, заботливое отношение к членам своей семьи;
- целостное мировоззрение с учетом многообразия современного мира.
научатся проявлять уважение к истории, традициям, культуре народов,
проживающих на территории Ленинградской области, чувство гуманизма,
патриотизма и уважения к традициям и культуре народов своего края,
умение применять полученные знания в повседневной жизни.
Ученик получит возможность узнать об исторической роли

Ленинградской

области как активного участника и творца всемирной истории
2. Содержание предмета ОДНКНР
Содержание предмета предусматривает актуализацию межпредметных связей
с такими предметами, как история, обществознание и литература.

5

Курс «Серебряный пояс России» для учащихся 9 класса является важной составной
частью интегрированного предмета «Природа, история и культура Ленинградской
земли».
Курс позволяет осуществлять связь региональной истории с историей России,
показать роль Ленинградской области как активного участника и творца всемирной
истории и на этой основе сформировать у учащихся:
- уважение к истории, традициям и культуре народов, проживающих на территории
Ленинградской области;
- чувство гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов
своего края;
- умение применять полученные знания в повседневной жизни.
Системность

в

содержании

и

методическом

наполнении

курсов

обеспечивается за счет:
• общих принципов структурирования материала, когда в основе структуры
лежит тема;
• общей фундаментальной морально-нравственной и методологической основы,
раскрывающей

универсальные

нравственные

принципы

различными

средствами;
• общей методической и дидактической направленности.
Содержание

предмета

«Основы

духовно-нравственной

культуры

народов России» имеет воспитывающий характер, способствует духовнонравственному развитию учащихся, содействует формированию чувства
патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному краю, духовным
истокам российской цивилизации. Материал предмета носит поликультурный
характер, отражает многообразие и единство современного мира.
1. Введение (1 ч)
Символика Ленинградской области (1 ч)
Символ, Государственные символы, Гимн, Герб, Флаг, виды информационных
источников
Природа родного края (2 ч)
Флора, фауна, охрана природы.
6

Природа, растительный мир, животный мир, полезные ископаемые.
Народы нашего края (3 ч)
(Славяне, орудия труда, быт, традиции. Культура, традиции, быт. Происхождение
имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств.
Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.
Географические названия – свидетели прошлого. Топонимика, гидронимика)
Культура Ленинградской области в XVIII – XIX ВВ. (3 ч)
Культура, духовная культура, духовные ценности.
Наш край в XX веке (8 ч)

3.Тематическое планирование
№
Наименование раздела/темы
Количество В том числе практические
п/п
часов
работы
1. Введение в тему
1
2. Символика Ленинградской области.
1
3. Природа родного края
2
4. Народы нашего края в древности
3
1
5. Культура Ленинградской области в
3
1
XVIII – XIX ВВ.
6. Наш край в XX веке
5
1
7. Итоговое повторение
1
8. Тестирование
1
Итого:
17
3

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».