Обществознание 6-9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.
срок реализации программы 4 года

Рабочая программа учебного предмета
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

для учащихся 6-9 классов

Светогорск -2021

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию 6 - 9 классы составлена в
соответствии

с

положениями

Федерального

государственного

образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая
программа ориентирована на использование УМК «Обществознание» (5-9
классы) для основной школы Издательского центра «Просвещение» под
редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Данная линия учебников
соответствует

Федеральному

государственному

образовательному

стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет
гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень «ВАКО».
Актуальность изучения программы «Обществознание» возрастает в
связи с тем, что программа призвана создать условия для полноценного
выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей.
Огромную

важность

в

непрерывном

образовании

личности

приобретают вопросы, касающиеся общей ориентации в актуальных
общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки
конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и
гражданина;

осознанного

выполнения

гражданских

обязанностей;

первичного анализа и использования социальной информации.
Необходимость

введения

программы

«Обществознания»

обусловлена требованиями нормативных актов: Конституции РФ, ФЗ «Об
образовании», Приказы Минобрнауки РФ.
Курс рекомендован обучающимся 6 – 9 классов.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих
целей:
1. развитие личности в ответственный период социального взросления
человека, ее познавательных интересов, критического мышления в
процессе

восприятия

социальной

информации

и

определения

собственной позиции; нравственной и правовой культуры,
2

экономического образа мышления, способности к самоопределению и
самореализации;
2. воспитание

общероссийской

идентичности,

гражданской

ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
3. освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний,
необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных
социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах
личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной
среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав
человека и гражданина;
4. овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической
деятельности в основных характерных для подросткового возраста
социальных ролях.
5. формирование опыта применения полученных знаний для решения
типичных задач в области социальных отношений; экономической и
гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений;
отношений

между

вероисповеданий;

людьми

различных

самостоятельной

национальностей

познавательной

и

деятельности;

правоотношений; семейно – бытовых отношений.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому
образованию и особенностей учащихся подросткового возраста, курс
призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для
усвоения подростками важных для становления личности элементов
культуры

(знаний,

опыта

практической

и

познавательной,

коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
3

-

способствовать

усвоению

на

информационном,

практическом

и

эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества
(патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и
ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в
формировании

рефлексивного

отношения

к

правилам

общежития,

трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному
самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне
основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в
подростковом

возрасте

(член

семьи,

учащийся

школы,

труженик,

собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной
социальной информации из различных источников, включая анализ
положения

в

своем

регионе

(городе,

селе),

рефлексию

личного

социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе
включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный
словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и
понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания
(узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в
различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению
конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при
котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное
поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о
возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих
склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
4

Общая характеристика учебного предмета
Специфика

данной

учебной

дисциплины

обусловлена

тем,

что

обществознание представляет собой комплекс знаний, отражающих
основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение
человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений.
Их раскрытие,
исследований,

интерпретация,
научном

оценка

аппарате

базируются

комплекса

(социология, экономика, политология,

на

результатах

общественных

культурология,

наук

правоведение,

этика, социальная психология), а также на знании философии. Такая
комплексная

научная

база

учебного

предмета

«Обществознание»

обуславливает интегративный характер, который сохраняется и в старшей
школе.
В 6

классе

содержание

курса

возвращает

к изученному

в

предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о
человеке в обществе расширяется.

Тема «Человек в социальном

измерении» дает относительно развернутое представление о личности и ее
социальных

качествах,

о

человеческой

деятельности,

включая

познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена
следующая тема – «Нравственные основы жизни», тема «Человек среди
людей» характеризует взаимоотношения человека с другими людьми.
В 7 классе учащиеся проходят важный рубеж своего социального
взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина РФ,
расширяются их права в экономических отношениях, наступает частичная
уголовная

ответственность

за

некоторые

виды

преступлений.

Соответственно, курс дает им две необходимые на этом рубеже
социализации темы. Первая из них «Регулирование поведения людей в
обществе»

-

представляет

собой

цикл

уроков,

рассчитанных

на

формирование первоначальных знаний о роли социальных норм в жизни
человека и общества. Вторая тема «Человек в экономических отношениях»
5

- дает представление о таких проявлениях экономической жизни общества,
как производство, обмен, потребление. При изучении экономических
явлений, акцент делается на раскрытие способов рационального поведения
потребителей и производителей. Кроме этого, программа предполагает
раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений
человека и природы («Человек и природа»).
На втором этапе курса для старших подростков (8 – 9 классы) все его
содержательные
этические,

компоненты

социологические,

(социально-психологические,
экономические,

правовые

моральнои

т.д.)

раскрываются обстоятельнее, систематичнее, целостнее.
В 8 классе - четыре темы. Первая тема «Личность и общество» вводит в круг проблем современного общества и общественных
отношений. Следующая тема «Сфера духовной жизни» - вводит в круг
проблем морали и важных для осознания человеком себя как существа
нравственного. Также в этой теме учащиеся получают возможность
познакомиться с функционированием в обществе системы образования,
науки и религии, с информационными процессами. Тема «Экономика»
углубляет знания учащихся об основных экономических явлениях
(производство,

обмен,

потребление)

через

раскрытие

ключевых

экономических понятий. Преимущество отдано рассмотрению вопросов
микроэкономики – экономическим отношениям между отдельными
хозяйствующими субъектами (потребители, производители,

фирмы).

Также внимание уделено и ряду макроэкономических проблем, включая
роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю.
Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия:
социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный
статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные
отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в
современном обществе.
6

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни
общества. Тема «Политика» дает обобщенное представление о власти и
отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности
участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема
«Право» вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона.
Часть учебного времени отводится вопросам теории права, другая –
отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного
права.

Рассматриваются

основы

конституционного

строя

РФ,

федеративного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты
прав и свобод граждан. Учащимся предоставляются систематизированные
начальные знания о праве.
Программа по обществознанию ориентирована на применение
широкого комплекса приемов и методов системно-деятельностного
подхода. При получении основного общего образовании, когда учащиеся
только начинают систематическое изучение содержания курса, особое
значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации
рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с
личным

социальным

опытом,

с

собственными

наблюдениями

из

социальной жизни. Развитию у учащихся готовности к правомерному и
нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ
типичных социальных ситуаций с позиций норм морали и права,
сложившихся практик поведения. В программе учитывается взаимосвязь
репродуктивной

и

проблемной

форм

обучения,

коллективной

и

самостоятельной работы. Используются активные и интерактивные формы
учебного сотрудничества.

7

Место предмета «Обществознание» в учебном плане
Курс обществознания входит в число дисциплин, включенных в план
школы. На изучение курса с 6 – 9 класс отводится 139 ч., то есть по 1 часу
в неделю в каждой параллели:
6 класс – 35 ч.
7 класс – 35 ч.
8 класс – 35 ч.
9 класс – 34 ч.
Каждая тема курса разбита на 2 урока и предполагает выделение
специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют
практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные
умения, закрепляют на практике усвоенное содержание. Контроль знаний
учащихся планируется провести в соответствии с положением о
внутришкольном контроле, в котором предусмотрено три вида контроля:
текущий

(фронтальный

самостоятельная

работа

опрос,

составление

учащихся

с

сравнительных

учебником

по

таблиц,

понятиям,

с

последующей беседой, работа с документами, устные и письменные
ответы, таблицы, решение задач, решение кроссвордов, написание
реферата, доклада, эссе), промежуточный (самостоятельные работы,
тестовые задания), итоговый (тестирования по типу ГИА (ОГЭ) (8, 9класс),
контрольная работа). Основной формой контроля является тестирование.
Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают
разнообразные

виды

самостоятельной

работы:

составление

плана,

сравнительных таблиц, работа с учебником, подготовка сообщений,
написание

сочинений,

составление

рассказов

по

рисункам

и

иллюстрациям. Решение и составление познавательных задач. Составление
и разгадывания кроссвордов, работа с документами.
8

Курс «Обществознание» тесно связан и опирается на ранее изученный
предмет «Окружающий мир», который является пропедевтическим для
изучения обществознания.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Факторы

общественного

характера

оказывают

определяющее

воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация
личности, то есть интеграция в общество, протекающая наиболее активно
в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей
среднего

образования.

Школьное

обществоведческое

образование

выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на
уроках обществознания школьники получают представления и основы
научных знаний об устройстве современного общества, о его различных
социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах
взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях
человека в современных общественных условиях. Существенен вклад
школьного обществоведческого образования в гражданское становление
личности, в развитие ее социально значимых черт.

Происходит

приобщение учащихся к таким важным компонентам гражданской
культуры, как научные представления об отношениях между гражданами,
а также между гражданином и государством; оправдавшие себя в
гражданских отношениях способы деятельности, практические умения,
модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские
ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в
Конституции

РФ;

опыт

самостоятельного

решения

многообразных

проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как
субъекта гражданского общества. Все это позволяет формировать
компетентность гражданина. Обществознание содержит значительный
потенциал для столь востребованного в современном обществе
9

нравственного воспитания подрастающего поколения. Только в этом
учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их
реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать
опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает
заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному
духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований. Изучение
обществознания играет существенную роль в формировании социальной
компетентности молодежи, включающей наряду со знаниями и с
ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них –
способность

ориентироваться

в

постоянно

нарастающем

потоке

информации, получать только самое необходимое, использовать базовые
операции для ее обработки; умение применять полученные знания для
решения не только учебных задач, но и для решения реальных проблем
собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем
разноплановой деятельности в различных областях общественной жизни.

10

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Курс ориентирован на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов ООО.
Личностными

результатами

выпускников

основной

школы,

формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1. мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни
общества;
2.заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и
процветании своей страны;
3. ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и
согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей
ценности;

стремление

к

укреплению

исторически

сложившегося

государственного единства; признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед
нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные

результаты

изучения

обществознания

выпускниками основной школы проявляются:
1.

в

умении

сознательно

организовывать

свою

познавательную

деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с
научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив;

11

3. в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
4.

в

овладении

различными

видами

публичных

выступлений

(высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и
правилам ведения диалога;
5. в умении выполнять познавательные и практические задания, в том
числе с использованием элементов проектной деятельности на уроках и в
доступной социальной практике:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и
адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с
учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного
поведения с окружающими; выполнение в повседневной жизни этических
и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками
школы содержания программы по обществознанию являются:

12

основной

1. относительно целостное представление об обществе и человеке, о
сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
2. знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах;
умение объяснять явления социальной действительности с

опорой

на эти понятия;
3. знания,

умения

и

ценностные

установки,

необходимые

для

сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в
пределах своей дееспособности;
4. умения находить нужную социальную информацию в педагогически
отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя
основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии

с

решаемой

систематизировать,
соотносить

их

с

задачей

(анализировать,

конкретизировать
собственными

обобщать,

имеющиеся

знаниями);

давать

данные,
оценку

общественным явлениям с позиций одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей;
5. понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека,
места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения
в жизни человека и развитии общества;
6. знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,
понимание их роли как решающих регуляторов

общественной

жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке
реальных социальных ситуаций; установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной
повседневной жизни;
7. приверженность гуманистическим и демократическим ценностям,
патриотизм и гражданственность;
13

8. знание особенностей

труда как одного из основных видов

деятельности человека, основных требований трудовой этики в
современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
9. понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
10. понимание специфики познания мира средствами искусства в
соответствии с другими способами познания;
11.

понимание роли искусства в становлении личности и в жизни

общества;
12.

знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в

сравнении с другими видами деятельности;
13.

знание новых возможностей для коммуникации в современном

обществе; умение
коммуникации

для

использовать современные средства связи и
поиска

и

обработки

необходимой

социальной

информации;
14. понимание языка массовой социально – политической коммуникации,
позволяющее

осознанию воспринимать соответствующую информацию,

умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
15. понимание значения коммуникации в межличностном общении;
16. умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы,
вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную
точку зрения;
17. знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления
конфликтов.

14

Содержание учебного предмета
класс

6
Тема 1.
Личность

как

совокупность

важнейших

человеческих

качеств.

Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и
самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение).
Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в
детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и
умения как условие успешной деятельности.
Потребности

человека

–

биологические,

социальные,

духовные.

Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли
и чувства.
Слагаемые жизненного успеха. Труд как условие успеха.

Выбор

профессии. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.
Тема 2.
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми.
Виды межличностных отношений. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники,
друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели
общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками,
старшими и младшими.
Конфликты,

причины

их

возникновения.

Агрессивное

поведение.

Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить
контакт.
15

Тема 3.
Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся
делать добро.
Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и
отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем,
кто нуждается в поддержке.
Практикум по теме «Нравственные основы жизни».
класс

7
Тема 1.

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи,
ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.
Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита.
Особенности

правового

статуса

несовершеннолетних.

Механизмы

реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и
виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов.
Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба.
Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международноправовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека.
Общеобязательная

и

специальная

дисциплина.

Дисциплина,

воля,

самовоспитание.
Ответственность

за

нарушение

законов.

Знать

закон

смолоду.

Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и
проступки. Ответственность несовершеннолетних.
16

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона.
Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан.
Тема 2.
Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и

товарное

хозяйство. Основные участники экономики – потребители, производители.
Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые
профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда.
Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство,

производительность

производительность

труда.

Роль

труда.

Факторы,

разделения

труда

влияющие
в

на

развитии

производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и
прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы
бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена.
Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды
денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное
хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и
произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего
хозяйства.
Тема 3.
Человек – часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема
загрязнения окружающей среды.
17

Цена

безответственного

отношения

к

природе.

Главные

правила

экологической морали.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей
среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
класс

8
Тема 1.

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности
и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы
общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в
XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные
проблемы современности.
Тема 2.
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и
общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и
гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии
морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг

общественный

и

долг

моральный.

Совесть

–

внутренний

самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и
практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и
поступков.

18

Значимость
Основные

образования
элементы

в

условиях

системы

информационного

образования

в

РФ.

общества.

Непрерывность

образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные
принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в
современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и
объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Социальная сфера (5 часов)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и
малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.
Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей
личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные
роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические

группы.

Межнациональные

отношения.

Отношение

к

историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие
людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 4.
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и

экономический

выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость
(цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции
экономической системы. Модели экономических систем.
19

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав
собственности.
Рынок.

Рыночный

механизм

регулирования

экономики.

Спрос

и

предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда
и специализация.
Предпринимательство.

Цели

фирмы,

ее

основные

организационно-

правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль

государства

государства.

в

экономике.

Государственный

Экономические
бюджет.

цели

Налоги,

и

функции

уплачиваемые

гражданами.
Распределение.

Неравенство

доходов.

Перераспределение

доходов.

Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, представляемые
гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные

и номинальные

предоставляемые

доходы.

гражданам.

Инфляция.

Формы

Банковские

сбережения

услуги,
граждан.

Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные
последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы
валют. Внешнеторговая политика.
Практикум по теме «Экономика».

9

класс

Тема 1.
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные
направления политики.
20

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические
ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое

государство.

Разделение

властей.

Условия

становления

правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования
гражданского общества в РФ.
Участие

граждан

в

политической

жизни.

Участие

в

выборах.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум.
Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
Политические партии и движении в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь
общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы
права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система
законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений.
Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушение. Признаки и виды правонарушений. Понятие и
виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные

органы.

Судебная

система

РФ.

Адвокатура.

Нотариат.
Конституция – основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы
государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной

21

власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти

и

граждан.
Понятие прав, свобод, обязанностей. Всеобщая декларация прав человека –
идеал права. Взаимодействие международных документов по правам
человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина РФ.
Права

и

свободы

человека

и

гражданина

в

РФ,

их гарантии.

Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита.
Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды
гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые

правоотношения.

Право

на

труд.

Правовой

статус

несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и
обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления.
Пределы

допустимой

самообороны.

Уголовная

ответственность

несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право
на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского
населения в период вооруженных конфликтов
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Планируемые результаты изучения учебного курса «Обществознание»
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных
знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

22

Основная функция познавательная: беседы, просмотр и обсуждение аудио,
видео, текстового материала, работа с Интернет – ресурсами, конференция,
викторина и др. Данный уровень результатов будет достигаться лишь в
том случае, когда объектом познавательной деятельности учащихся станет
собственно социальный мир. Большое место здесь будет уделяться
познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов
существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей,
памятников

мировой

и

отечественной

культуры,

особенностей

межнациональных и межконфессиональных отношений.
Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные
знания,

сколько

те,

которые

нужны

человеку

для

полноценного

проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в
обществе. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и
чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию,
какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для
природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить
коммунальные платежи и т.п. Отсутствие этих элементарных социальных
знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма
затруднительной.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения
учащихся к базовым ценностям нашего общества и к социальной
реальности в целом).
Основная функция – формирование личностного отношения: дискуссия,
дебаты, круглый стол, семинары, создание и поиск путей решения
проблемных ситуаций, ролевая, деловая, коммуникативная и др. игры.
Необходимо инициировать и организовывать работу школьников с
воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по
ее поводу мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это
может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных
23

и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и
экологии, о культуре, об экономических, политических или социальных
проблемах нашего общества. Позитивное отношение учащихся к самому
знанию как общественной ценности будет вырабатываться тогда, когда
знание станет объектом эмоционального переживания.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта
самостоятельного ценностно окрашенного социального действия).
Основная

функция

исследовательские

–

деятельностная:

выставки,

олимпиады,

проекты, компьютерная презентация и др.

Достижение результатов третьего уровня будет возможно при условии
организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в
открытой общественной среде. Такие темы, как «Способы решения
конфликтов и преодоления агрессии в школе и семье», «Отношение к
старикам у жителей нашего города» и др. могли бы становиться объектами
исследовательских проектов школьников, а их результаты могли бы
распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».